Skip to content

Закон об архитектурной и градостроительной и строительной деятельности: ИПС «Әділет» – » » 17.11.1995 N 169- ( ) /

Содержание

[Проект] Федеральный закон «Об архитектурной и градостроительной деятельности»

Статья 1. Архитектурная и градостроительная деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования архитектурной и градостроительной деятельности в Российской Федерации в целях создания устойчивого и благоприятного развития среды жизнедеятельности человека.

2. Градостроительная деятельность — профессиональная деятельность по пространственному развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

3. Архитектурно-строительная деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание архитектурного объекта, включающая в себя творческий процесс создания архитектурно-строительного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства и (или) реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Статья 2. Архитектор и градостроитель

1. Архитектор — физическое лицо, осуществляющее архитектурно-строительное проектирование и авторский надзор при создании градостроительных объектов; объектов жилищно-гражданского назначения; промышленных, инженерных, транспортных сооружений; объектов благоустройства и садово-паркового искусства; интерьеров зданий.

2. Градостроитель — физическое лицо, осуществляющее пространственную и планировочную организацию территории, посредством территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий.

3. Требования к квалификации определяются федеральными профессиональными стандартами специальностей, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Требования к набору профессиональных компетенций архитектора и градостроителя устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Архитекторы и градостроители могут вступать в трудовые отношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере градостроительства и архитектурно-строительного проектирования.

6. Архитекторы, осуществляющие деятельность в сфере архитектурно-строительного проектирования могут быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства в качестве специалиста в области архитектурно-строительного проектирования для выполнения проектов, подлежащих экспертизе.

7. Архитекторы, осуществляющие деятельность в сфере архитектурно-строительного проектирования в качестве индивидуальных предпринимателей, проектная документация которых подлежит экспертизе, могут быть включены в состав саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

8. Градостроители могут быть включены в состав ассоциаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, включая муниципальные предприятия и исполнительные органы местного самоуправления, государственные предприятия и исполнительные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные предприятия.

9. Архитекторы вправе заниматься деятельностью в градостроительной сфере, градостроители вправе заниматься деятельностью в сфере архитектурно-строительного проектирования при наличии соответствующих данной деятельности квалификационных аттестатов.

Статья 3. Региональные палаты архитекторов и (или) градостроителей

1. Региональная палата архитекторов и (или) градостроителей — некоммерческая организация, основанная на членстве физических лиц, осуществляющих или планирующих осуществлять свою деятельность по архитектурно-строительному проектированию или градостроительству на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия региональных палат архитекторов и (или) градостроителей распространяются на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с природными, экологическими, сейсмическими, культурными и иными особенностями территорий, требующих специфических знаний и компетенций от архитекторов и градостроителей.

3. На территории одного субъекта Российской Федерации вправе действовать несколько региональных палат архитекторов и (или) градостроителей.

4. Региональная палата осуществляет следующие функции:

консультирует членов по юридическим и профессионально-этическим вопросам;

обеспечивает надзор за соблюдением членами палаты этических и правовых норм;

содействует проведению региональных архитектурных конкурсов;

содействует развитию образовательной системы подготовки в сфере архитектуры и градостроительства;

поддерживает систему наставничества в профессиональной деятельности, реализации учебных и производственных практик;

проводит аттестационные экзамены.

5. В состав Совета каждой региональной палаты архитекторов и (или) градостроителей, сформированной по субъектам Российской Федерации входят

шесть архитекторов или градостроителей, постоянно проживающих на территории данных субъектов Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность не менее восьми лет, в должности ответственных лиц;

два независимых публичных деятеля, постоянно проживающих на территории данных субъектов Российской Федерации, не осуществляющих и не осуществлявших архитектурную или градостроительную деятельность, в том числе в качестве субподрядчиков или заказчиков;

два представителя высшего образования, делегируемых Национальной ассоциацией высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и градостроительства.

6. Каждый член Совета региональной палаты архитекторов и (или) градостроителей сформированной по субъектам Российской Федерации, избирается простым большинством голосов действующего состава членов палаты вне зависимости от места постоянного проживания членов палаты.

7. Совет региональной палаты архитекторов и (или) градостроителей

избирает Президента региональной палаты, Вице-президента;

формирует исполнительные органы, необходимые для осуществления деятельности палаты, формирует план и повестку собраний членов палаты, выполняет решения собраний членов палаты;

рассматривает острые социальные конфликты и вопросы профессиональной этики, требующие взаимодействия с Федеральной палатой.

8. Включение архитекторов и градостроителей в состав членов региональной палаты осуществляется в форме квалификационной аттестации.

При наличии протоколов проведения аттестации заинтересованного лица в других регионах, аттестационная комиссия вправе учесть результаты таких аттестаций.

Срок действия квалификационного аттестата определяет срок действительности членства в региональной палате.

9. Каждый член палаты должен вносить ежегодный членский взнос, необходимый для организации деятельности региональной палаты в размере утвержденного региональной палатой тарифа. Отсутствие ежегодного взноса прекращает действие членства и действие квалификационного аттестата на срок задержки уплаты взноса.

Статья 4. Федеральная палата архитекторов и градостроителей

1. Федеральная палата архитекторов и градостроителей — является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей палаты архитекторов и градостроителей на основе обязательного членства, и создается в форме ассоциации (союза).

2. Федеральная палата архитекторов и градостроителей осуществляет следующие функции:

ведение Сводного реестра квалификационных аттестатов архитекторов и градостроителей по регионам;

ведение реестра палат архитекторов и (или) градостроителей и территорий субъектов Российской Федерации, на которых указанные палаты осуществляют свою деятельность;

участвует в рассмотрении вопросов государственной политики в области градостроительной деятельности;

содействует защите прав заказчиков и жителей территорий, посредством разъяснительной работы и нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности;

рассматривает предложения о совершенствовании архитектурной и градостроительной деятельности;

осуществляет взаимодействие и обмен опытом между профессиональными региональными сообществами и международными ассоциациями архитекторов и градостроителей;

осуществляет деятельность палаты архитекторов и градостроителей на территориях Российской Федерации, на которых не сформированы собственные палаты архитекторов и градостроителей.

3. В состав Совета Федеральной палаты архитекторов и градостроителей входит

три архитектора, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и осуществляющих профессиональную деятельность не менее восьми лет, в должности ответственных лиц, входящие в состав профессионально-творческих союзов архитекторов или градостроителей;

три градостроителя, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и осуществляющих профессиональную деятельность не менее восьми лет, в должности ответственных лиц;

два независимых публичных деятеля, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих и не осуществлявших архитектурную деятельность, в том числе в качестве субподрядчиков или заказчиков;

два представителя высшего образования, делегируемых Национальной ассоциацией высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и градостроительства.

4. Вакантное место каждого члена Совета Федеральной палаты архитекторов и (или) градостроителей, избирается из числа не менее чем трех претендентов простым большинством голосов действующего состава региональных палат.

Статья 5. Национальная ассоциация высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и градостроительства

1. Национальная ассоциация высших

Статья 51 Закона РБ Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь

1. Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

2. Разработка проектной документации (проектирование) может осуществляться в одну, две или три стадии с выделением этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов, необходимость разработки (выделения) которых определяется заказчиком, застройщиком в задании на проектирование.

При проектировании в одну стадию разрабатывается строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части. При проектировании в две стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство либо архитектурный проект (утверждаемая первая стадия) и строительный проект (вторая стадия). При проектировании в три стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство (утверждаемая первая стадия), архитектурный проект (вторая стадия) и строительный проект (третья стадия).

Обоснование инвестирования в строительство разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов, материалов инженерных изысканий. Архитектурный проект разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов, материалов инженерных изысканий, полученной разрешительной документации и обоснования инвестирования в строительство (в случае его разработки). Строительный проект разрабатывается на основе утвержденных градостроительного и архитектурного проектов, обоснования инвестирования в строительство (при проектировании в две или три стадии), материалов инженерных изысканий и полученной разрешительной документации. Строительный проект, разработанный с отступлением от утвержденного архитектурного проекта, подлежит согласованию с разработчиком архитектурного проекта, органом (организацией), утвердившим архитектурный проект, главным архитектором области, города, района соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и утверждению в установленном порядке.

В архитектурном и (или) строительном проектах на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться очереди строительства и пусковые комплексы с проведением государственной экспертизы проектной документации на возведение, реконструкцию каждой очереди строительства или каждого пускового комплекса и утверждением ее в установленном порядке, а также сметной стоимости возведения, реконструкции объекта в целом.

В проектной документации на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться этапы работ с выполнением проектных работ по следующему этапу при одновременном возведении, реконструкции объекта по текущему этапу (параллельное проектирование и строительство объекта). Порядок осуществления параллельного проектирования и строительства объектов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

3. При изменении или введении в действие новых технических нормативных правовых актов в случае создания объектов долевого строительства утвержденная в установленном порядке проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома, в том числе сметная, изменению не подлежит. В иных случаях внесение изменений и дополнений в соответствии с измененными и (или) новыми техническими нормативными правовыми актами в утвержденную в установленном порядке проектную документацию не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика. Не является обязательным внесение изменений и дополнений в утвержденные обоснование инвестирования в строительство, архитектурный, строительный проекты также в случае:

снижения сметной стоимости строительства при сохранении других технико-экономических показателей объекта, определенных составной частью проектной документации – проектом организации строительства;

изменения условий строительства, определенных составной частью проектной документации – проектом организации строительства, не приводящих к увеличению сроков строительства и сметной стоимости при обеспечении безопасности условий труда, экологической и противопожарной безопасности;

замены по результатам проведенных торгов или иных процедур закупки технологического и инженерного оборудования, материалов, не влияющей на технико-экономические показатели объекта, безопасность условий труда, экологическую и противопожарную безопасность и не влекущей увеличения сметной стоимости;

приемки в эксплуатацию в установленном порядке законченных строительством объектов.

Внесение изменений и дополнений в утвержденную проектную документацию, осуществляемое в связи с обнаруженными недостатками в проектной документации или недостоверными исходными данными, представленными заказчиком, повторная государственная экспертиза должны проводиться за счет лица, по чьей вине возникла необходимость внесения изменений и дополнений.

Внесение изменений и дополнений в утвержденную проектную документацию подлежит согласованию с ее разработчиком, органом (организацией), утвердившим проектную документацию, главным архитектором области, города, района соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и в случаях, установленных пунктом 4 статьи 32 настоящего Закона, – повторной государственной экспертизе и утверждению в установленном порядке.

4. Выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

5. Порядок разработки, согласования и утверждения (в том числе повторного) проектной документации устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Состав проектной документации, в том числе при корректировке утвержденных обоснований инвестирования в строительство и архитектурных проектов, устанавливается Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

Ст. 53-1 Закон РБ Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства от 5 июля 2004 г. № 300-З Закон РБ Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь Статья 53-1 Комментарий

1. Отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также выполнение работ по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии аттестата соответствия.

Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

2. В целях оценки профессиональной компетентности руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, проводится обязательная аттестация этих руководителей, специалистов согласно перечню подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, устанавливаемому Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, по результатам которой выдается квалификационный аттестат. Привлечение руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений без наличия квалификационного аттестата, когда его наличие является обязательным, не допускается.

Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 65 Закона РБ Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь

1. Собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением.

2. Собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны:

сохранять архитектурный облик объекта строительства;

проводить осмотры технического состояния объекта строительства;

содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии;

соблюдать требования в области охраны окружающей среды;

хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации (службы) объекта строительства архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную документацию и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объекта строительства;

вести журнал эксплуатации объекта строительства, вносить в него результаты его технических осмотров.

Периодичность технических осмотров, а также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны, определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

3. Экспертиза технического состояния эксплуатируемого объекта строительства осуществляется не реже одного раза в пять лет комиссией, создаваемой собственником объекта строительства, с участием представителя соответствующего органа государственного надзора.

4. При выявлении дефектов в техническом состоянии объекта строительства, создающих угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды, органы государственного надзора вправе выдать собственнику, пользователю эксплуатируемого объекта строительства предписания об устранении имеющихся дефектов или о проведении экспертизы технического состояния объекта строительства, а при необходимости – о временном запрещении его эксплуатации.

5. Собственник, пользователь объекта строительства, если иное не установлено законодательством, обязаны периодически производить ремонт эксплуатируемого объекта строительства, выполнять требования государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства. Периодичность ремонтов определяется правилами эксплуатации объектов строительства.

6. Финансирование работ по ремонту либо реконструкции объекта строительства осуществляется, как правило, собственником, пользователем объекта строительства. При необходимости реставрации или ремонта объектов историко-культурного наследия местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, если собственники, пользователи таких объектов не в состоянии за свой счет выполнить все восстановительные работы.

ГЛАВА 14
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *