Skip to content

Закон об архитектурной и градостроительной деятельности рк 2019 – Ст. 25 Закон Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК Компетенция акиматов городов республиканского значения, столицы и городов областного значения в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 16 июля 2001 года N 242 Закон Республики Казахстан Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан Статья 25 Комментарий

Ст. 15 Закон Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК Авторское право на произведение архитектуры и градостроительства от 16 июля 2001 года N 242 Закон Республики Казахстан Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан Статья 15 Комментарий

1. Авторское право на произведение архитектуры и градостроительства и отношения, возникающие в связи с ним, регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» и настоящим Законом.  

2. Граждане, в результате творческого труда которых созданы произведения архитектуры и (или) градостроительства, признаются их авторами и наделяются соответствующим авторским правом.  

3. Имущественные права авторов произведения архитектуры или градостроительства (кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» и настоящим Законом) заключаются в их исключительных правах:  

1) использовать или разрешать использовать проект для реализации;  

2) осуществлять или разрешать воспроизведение, распространение и переработку архитектурного или градостроительного проекта;  

3) в предусмотренном законодательством порядке делегировать указанные исключительные права другим лицам.  

4. Авторы произведения архитектуры или градостроительства, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором.  

Договор между заказчиком проекта (работодателем) и авторами (исполнителями заказа) должен содержать положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры или градостроительства, создаваемого в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.  

5. Автор произведения архитектуры или градостроительства вправе:  

1) осуществлять авторский надзор за разработкой строительной документации по реализации авторского проекта, если иное не предусмотрено заданием на разработку проекта строительства;  

2) осуществлять в установленном порядке авторский надзор за ходом строительства (реконструкции, реставрации, модернизации) объектов, если иное не предусмотрено заданием на разработку архитектурного (градостроительного) проекта;  

3) производить фотографирование (кино-, видеосъемку), если иное не предусмотрено договором на разработку проекта или заданием на проектирование, а также если объект не несет информации, относящейся к государственным секретам.  

6. Защита личных неимущественных прав автора (авторов) на произведение архитектуры и градостроительства осуществляется в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан.

Изменения в процесс принятия объектов в эксплуатацию

Согласно гл.11 Приемка объектов в эксплуатацию Закона РК от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» обязательны организация, проведение и подписание актов Приемочной (далее — ПК) и Государственной Приемочной Комиссий (далее — ГПК), только после подписания актов разрешается эксплуатация построенных объектов. Предлагаю отменить организацию, проведение ПК и ГПК, и подписание актов ПК и ГПК.

Вместо этих комиссий принять изменения в виде проведения одной Комплексной Проверки и выдачи положительного или отрицательного заключения этой проверки. При получении положительного заключения инициировать выдачу получения Разрешения на Эксплуатацию, что в разы упростит весь процесс приемки объектов в эксплуатацию.

Мероприятия по проведению Комплексной Проверки можно изложить в следующем виде:

1. Как только строительные подрядчики, в случае если работы выполнялись подрядным способом, уведомляют заказчика о завершении строительно-монтажных работ и заказчик после приемки выполненных строительных работ информирует местные органы исполнительной власти – строительства, архитектуры и градостроительства или районной горнотехнической инспекции (далее – РГТИ) о назначении Комплексной Проверки, в зависимости как будет принято решение о функциональных обязанностях государственного строительного надзора.

2. Комплексная Проверка назначается в течении 3 рабочих дней после получения Заявления от заказчика о готовности к проведению Комплексной Проверки и ответственным за выдачу положительного или отрицательного заключений будет назначен приказом ответственное лицо со стороны местных органов исполнительной власти – строительства, архитектуры и градостроительства или РГТИ, который осуществлял государственный строительный надзор.

3. Комплексная Проверка в зависимости от трудности объекта назначается на период от 10 до 30 календарных дней.

4. Выдача положительного или отрицательного заключений должна быть произведена в течении 5 рабочих дней после завершения Комплексной Проверки.

Комплексная проверка может быть функционально передана в полномочия местных исполнительных органов – отдела строительства, архитектуры и градостроительства или РГТИ. Разрешение на Эксплуатацию по положительному заключению Комплексной проверки выдавать в местных органах исполнительной власти – строительства, архитектуры и градостроительства или в местных органах градостроительного архитектурного и контроля (далее ГАСК), где регистрируются Уведомления о начале строительно-монтажных работ и выдаются талоны о регистрации о начале строительно-монтажных работ.

Регистрацию прав собственности на объекты производить после получения Разрешения на Эксплуатацию по этому же документу.

Учитывая, что время, необходимое для ввода вновь построенного объекта или объектов реконструкции, технического перевооружения является важным составляющим для своевременного начала эксплуатации вновь построенных объектов и/или объектов реконструкции, технического перевооружения предлагается усилить контроль и надзор со стороны государственно-контролирующих органов за ходом и ведением строительно-монтажных работ, то есть наряду с авторским, техническим надзорами ввести и государственный строительный надзор (функцию надзора и контроля за ходом и ведением строительно — монтажных работ), который должен быть включен в обязанности и полномочия местных исполнительных органов – отдела строительства, архитектуры и градостроительства или усилить функциональные полномочия и обязанности Районных ГорноТехнических Инспекций (далее – РГТИ), что также безусловно сможет обеспечить надежность и безопасность в эксплуатации в дальнейшем и сократить время на приемку вновь построенных объектов или объектов реконструкции, технического перевооружения.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо ввести изменения следующего характера:

1. Ввести и усилить государственный строительный надзор;

2. Отменить проведение ПК и ГПК;

3. Внести проведение Комплексной Проверки и выдачу положительного или отрицательного заключения Комплексной Проверки;

4. При получении положительного заключения Комплексной Проверки инициировать получение Разрешения на Эксплуатацию;

Более детально как весь процесс или законодательство изменить и отрегулировать можно при совместной работе над законопроектом создав рабочую команду из юристов и технического персонала строителей, также специалистов технического надзора. В случае заинтересованности в внесении этих изменений, можно связаться со мной по телефону: +7 712 302 1629 (рабочий) или +7 701 213 5988 (мобильный) или по электронному адресу: [email protected]

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Законотворчество

Являясь общественной организацией, объединяющей профессионалов в области архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия, реставрации и изучения архитектуры, Союз архитекторов России готовит аналитические записки и выступает с законодательными инициативами, которые призваны регулировать архитектурную деятельность и совершенствовать законодательную базу. 

Более подробно с документами можно ознакомиться по ссылке: http://uar.ru/about_us/docs/zakonotvorchestvo/

Кроме того, Союз архитекторов инициирует общественные обсуждения своих инициатив и выступает площадкой для круглых столов и дискуссий: 

Круглый стол «Архитектор ­ предприниматель или профессионал» с представителями КБ «Стрелка»

12 предложений Союза архитекторов к Госсовету по строительству

Виктор Логвинов о критике проекта закона «Об архитектурной деятельности»

Андрей Боков о проекте закона «Об архитектурной деятельности»

Версия закона «Об архитектурной деятельности» от НОПРИЗ.

Версия закона «Об архитектурной деятельности» от СА России и РААСН.

Вячелав Макаров о проекте закона «Об архитектурной деятельности»

Законотворчество

Проект ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об архитектурной деятельности» от 17.02.2015г. Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об архитектурной деятельности» Концепция проекта ФЗ «Об архитектуре». Редакция № 1.1, 2017г. Концепция проекта ФЗ «Об архитектуре». Редакция № 2.1, 2017г. Концепция проекта ФЗ «Об архитектуре». Редакция № 3.0, 2017г. Аналитическая записка о необходимости изменения в системе присуждения квалификации архитекторам Аналитическая записка о порядке проведения конкурсов по архитектуре и градостроительству в Российской Федерации

Статистический анализ Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242 (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Сатбаева А.Б., научный сотрудник Института законодательства РК, магистр юридических наук)

Статистический анализ Закона Республики Казахстан
«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242

(по состоянию на 1 января 2018 г.)

 

 

Сатбаева А.Б.

научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства

и государственного управления Института законодательства

Республики Казахстан, магистр юридических наук

 

 

Архитектурная, градостроительная и строительная отрасль направлена на создание производственной и социальной инфраструктуры, формирование полноценной среды обитания и деятельности человека, ввода объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие фондов промышленного производства, населенных пунктов и территорий.

В последние годы, законодательство Республики Казахстан в сфере архитектуры, градостроительства и строительства претерпело значительные изменения.

В качестве предмета исследования выступил Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.

 

1. Общие показатели стабильности Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» принят 16 июля 2001 года. Начиная с декабря 2004 года по 1 января 2018 года (158 месяцев) изменения и дополнения в Закон внесены 67 законами (Диаграмма 1).

Наибольшее количество поправок в Закон внесено в период с 2012 по 2016 годы, что было обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, приумножения повышения качества строительства, повышения эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за допущенные нарушения в процессе реализации проектов строительства.

27 января 2012 года Президент Республики Казахстан — Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана объявил о старте новых грандиозных проектов, определив комплекс задач по десяти направлениям. Одним из таких направлений являются доступное жилье, региональное развитие, индустриально-инновационные проекты, надлежащая реализация которых невозможна без соответствующего информационного сопровождения и мониторинга.

 

Диаграмма 1

 

 

Средний период стабильности данного Закона равен значению 2,4[2], из чего следует, что в среднем в Закон вносятся поправки 1 раз в 72 дня.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Анализ изменений Закона по месяцам 2012-2016 годов, когда было внесено наибольшее количество поправок, показал, что наибольшее количество законов было принято в январе (3 закона) 2012 г., январе (4 закона) 2014 г. и октябре (3 закона) 2015 г. (Таблица 1)

Таблица 1

 

 

В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее.

— принятие законов с разницей в 2 дня (12, 13 апреля 2005 г., 2, 3 июля 2013 г., 13, 14 января 2014 г., 27, 28 октября, 28, 29 октября 2015 г.);

— принятие законов с разницей в 4 дня (9, 12 января 2007 г., 14, 17 января 2014 г.);

— принятие законов с разницей в 5 дней (17, 21 января 2014 г.).

Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 0 день, в максимальном — чуть меньше 12 месяцев (Таблица 2).

Значение периода стабильности Закона равное 0, означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения в данный правовой акт, менее 24 часов. То есть в один день двумя или тремя законами были внесены поправки в нормы рассматриваемого Закона. 17 законов было принято в один день, что составляет 25,3%.

Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 12 месяцев.

 

Таблица 2

 

 

2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям

Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергались изменениям статьи Закона, закрепляющие компетенцию Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, местных представительных и исполнительных органов. При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесено в статью 20, определяющую компетенцию уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства. В нее внесено 24 поправки. За ней следует

статья 19, устанавливающая компетенцию Правительства (18 поправок), статья 24, устанавливающая компетенцию акиматов областей (16 поправок) и статья 25, закрепляющая полномочия акиматов города республиканского значения, столицы и городов областного значения (18 поправок).

 Наиболее частым изменениям также подвергались статьи 1 и 68, определяющие основные понятия, используемые в Законе (22 поправки) и устанавливающие основные требование к процессу строительства (18 поправок).

В целях повышения эффективности контроля и усиления ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в статью 31 (организация архитектурно-строительного контроля и надзора), внесены 12 поправок, статью 33 (государственная архитектурно-строительная инспекция) 12 поправок (Таблица 3).

Таблица 3

 

 

 Выводы:

1. Как показывает проведенный анализ, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования законодательства в данной отрасли, повышения качества предпроектной документации, эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также усиления задач и функций государственных уполномоченных органов.

2. Между тем, частые поправки, вносимые в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» приводят к его нестабильности, что в свою очередь оказывает влияние на сферу деятельности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *