Адресные жилищные субсидии в вопросах и ответах
С 6 августа вступает в силу указ №240, который вводит адресное субсидирование жилищного строительства. Для чего вводят новую форму господдержки, вырастут ли платежи по кредитам на жилье и можно ли получить субсидию при покупке жилья на «вторичке»?
Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси, во время пресс-конференции в агентстве Белта отвечал на волнующие людей вопросы об адресных жилищных субсидиях. Intex-press собрала самые важные вопросы и ответы.
Вопрос: Что собой представляет государственная жилищная субсидия, чему на смену она приходит и для чего?
Ответ: В целом, платежи по кредитам будут не намного выше, чем те, которые предоставляли по 13-му указу. Указ №240 представляет новую систему господдержки. Это не значит, что прежнее все разрушается, отменяется. Это дополнительный механизм, который направлен на то, чтобы привлечь дополнительные кредитные ресурсы, потому что льготных кредитов с каждым годом становится все меньше. Субсидии будут адресными. Благодаря им кредиты коммерческих банков станут доступнее. Например, если сейчас кредит в банке дают под 17-20% на жилищное строительство на общих условиях, а этот кредит будет брать человек, который имеет право на субсидию, то ему будут компенсировать или проценты, или и проценты, и основной долг. Например, многодетной семье с тремя детьми погасят проценты за пользование кредитом (ставка рефинансирования + 2%, то есть по нынешней ставке рефинансирования погасят 14% от процентной ставки по кредиту), и основной долг (95%).
РЕКЛАМА
Вопрос: Что нужно сделать молодой семье, чтобы получить адресную субсидию, если мы только стоим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Ответ: Ждать своей очереди. Как только она подойдет, исполком предложит строительство, и, если вы будете иметь на это право, вам начислят субсидию.
Вопрос: Семья с одним ребенком, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, попадает под действие указа №240?
Ответ: Да, на одного ребенка также предусмотрена субсидия на погашение основного долга. Но надо дождаться, когда подойдет очередь. Люди посчитали, что раз речь идет о коммерческих кредитах, то субсидии будут предоставляться без очереди. Но это не так.
Вопрос: Имеет ли право молодая семья с двумя детьми на субсидию, если семья не из числа малообеспеченных?
РЕКЛАМА
Ответ: Нет. Если семья не малообеспеченная, то государственной поддержки нет.
Вопрос: В указе вообще ничего не понятно насчет строительства индивидуальных домов. Очередь на квартиры и дома общая или нет?
Ответ: Очередь на квартиры и на строительство домов общая, а финансирование раздельное. Каждый год постановлением правительства определяется объем господдержки, который пойдет на многоквартирное и индивидуальное жилье. Если человек, чья очередь подошла, хочет строить жилой дом, то деньги он будет получать из ресурсов на индивидуальное жилье. Для тех, кто захочет строить квартиру, деньги будут браться из ресурсов на многоквартирное строительство.
Вопрос: Когда можно будет увидеть список коммерческих банков, кредитующих строительство с адресной субсидией?
Ответ: Список коммерческих банков появится после вступления в силу 6 августа 2017 года указа №240. Будет опубликован также перечень тех жилых домов, которые будут строиться по этому указу.
Вопрос: У нас семья из четырех человек, воспитываем ребенка-инвалида. Сейчас нам предложили строить квартиру (долевое строительство), но договор мы еще не подписывали. Раньше мы имели право на льготный кредит и одноразовую субсидию. А как теперь (после 240-го указа) мы будем строиться?
Ответ: Вы имеете право на включение в списки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи имеют определенные преференции, но получить их можно только в порядке очереди. Для получения субсидий по указу №240 необходимо соблюдение трех условий: должна подойти очередь на получение жилья, заявитель должен попадать в определенные категории и получить разрешение исполкома.
Вопрос: Можно ли получить субсидию при покупке жилья на вторичном рынке?
Ответ: Нет. Указ №240 не субсидирует покупку жилья, а только строительство и реконструкцию. То есть, если семья покупает жилье на вторичном рынке, субсидия не выдается.
Кто имеет право на получение адресной жилищной субсидии
Малообеспеченные семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые:
являются многодетными;
в которых воспитываются дети-инвалиды или в составе семьи есть инвалиды с детства первой и второй группы;
проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;
проживают не менее 10 лет в общежитиях.
Важно. Молодые и многодетные семьи, заключившие кредитные договоры на получение коммерческих кредитов на строительство жилья до 6 августа включительно, смогут получить финансовую поддержку государства на прежних условиях (по указу №585).
РЕКЛАМА
Адресное субсидирование в жилищном строительстве: что это такое и кто получит субсидии
Вступил в силу указ № 240, который ввел новую форму государственной поддержки граждан — адресное субсидирование в жилищном строительстве. Что это такое и кто получит субсидии, кратко и емко разъяснили в Минстройархитектуры.
Напомним, право на субсидии будут иметь те же категории, что имели право на льготы и раньше. Это семьи, имеющие право на внеочередное получение жилья социального пользования, многодетные, семьи, в составе которых есть дети-инвалиды и инвалиды с детства, работники правоохранительных органов и военнослужащие, лауреаты специальных фондов президента по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов и по поддержке талантливой молодежи, талантливые молодые ученые, которым были назначены стипендии президента. Дополнительно предусмотрено право на получение адресных субсидий ветеранами боевых действий на территории других государств.
Порядок получения субсидий прост.
1. Никуда идти самому не нужно: вас пригласят
Гражданам, имеющим право на получение адресной субсидии (субсидий), в порядке очереди в исполкоме предложат строительство жилья с господдержкой, разъяснят условия и порядок ее предоставления.
2. Исполком решит, где вы будете строиться
Исполком направляет граждан заключать соответствующий договор на строительство жилья.
3. Исполком определит, сколько вам положено
После заключения договора гражданин обращается в исполком с заявлением и документами о предоставлении ему адресной субсидии. Исполком с учетом состава семьи, жилой площади в собственности определит максимальный размер кредита и адресной субсидии и примет решение о субсидировании.
4. Деньги на руки никто выдавать не будет
Банк заключает кредитный договор и его копию направляет в исполком.
Со следующего месяца после выдачи кредита (его части) на основании сведений, предоставляемых ежемесячно банком, исполком перечисляет в банк, предоставивший кредит, субсидию на уплату гражданином части процентов по кредиту.
Субсидия на погашение основного долга по кредиту перечисляется с месяца начала погашения основного долга по кредиту.
Кстати, кредиты с субсидиями будут выдаваться не более чем на 20 лет. Многодетным в том числе. При этом выдача льготных кредитов пока не отменяется: обе системы господдержки будут работать параллельно.
Сам документ, поясняющий, кому и как будут выдавать субсидии, тут.
Администрация Советского района — Механизм оказания государственной поддержки по Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240
С 7 августа 2017 г. вступил в силу Указ № 240, предусматривающий новую форму государственной поддержки отдельных категорий граждан в виде выплаты из бюджета адресной субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами*, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений (далее — субсидия на уплату части процентов), и субсидии на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по этим кредитам (далее — субсидии). Предоставление субсидий на погашение кредитов, выдаваемых на покупку жилья, Указом № 240 не предусмотрено. Указ № 240 действует наряду с Указом Главы государства от 06.01.2012 № 13.
*Для целей Указа № 240 под кредитами понимаются кредиты, выдаваемые банками на строительство (реконструкцию) жилья в пределах максимальной нормируемой стоимости жилья, определяемой в соответствии с подпунктом 1.13 Указа № 240, за исключением льготных кредитов, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством.
1. Право на получение субсидии на уплату части процентов
Перечень категорий граждан приведен в Приложении 1.
2. Внеочередное право на получение субсидии на уплату части процентов имеют категории граждан, определенные в подпункте 1.3 Указа № 240.
Перечень внеочередников приведен в Приложении 1.
3. Размеры субсидии на уплату части процентов:
- многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта;
- многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 процентных пункта;
- многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им: как детям-сиротам, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта;
- иным гражданам, перечисленным в подпункте 1.2 Указа № 240, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 процентных пункта.
Размеры субсидии на уплату части процентов в разрезе категорий граждан приведены в Приложении 1.
Субсидия на уплату части процентов предоставляется на основании решений районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций (далее — исполкомы), начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части) ежемесячно в течение всего срока погашения кредита. Субсидия, подлежащая ежемесячному перечислению на уплату части процентов, определяется исходя из ее размеров, ставки рефинансирования Нацбанка, установленной в периоде, за который начисляется субсидия, и остатка задолженности по кредиту.
4. Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется категориям граждан, определенных в подпункте 1.4 Указа № 240.
Перечень категорий граждан приведен в Приложении 1.
5. Размеры субсидии на погашение основного долга:
многодетным семьям:
- при наличии троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий — 95 процентов от суммы основного долга по кредиту;
- при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100 процентов от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, указанным в абзаце третьем подпункта 1.4 Указа № 240:
- при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — в размере 10 процентов от суммы основного долга по кредиту;
- при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — в размере 20 процентов от суммы основного долга по кредиту.
Детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, — в размере 35 процентов от суммы основного долга по кредиту.
Размеры субсидии на погашение основного долга в разрезе категорий граждан приведены в Приложении 1.
Субсидия на погашение основного долга предоставляется на основании решений соответствующих исполкомов, начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту ежемесячно в течение всего срока его погашения.
6. Семьям из числа категорий лиц, имеющих право на получение субсидии на уплату части процентов, приобретшим статус многодетной семьи после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий), а также многодетным семьям при рождении 4 и последующих детей увеличивается размер субсидии на уплату части процентов и предоставляется субсидия на погашение основного долга (увеличивается ее размер) исходя из количества несовершеннолетних детей на дату рождения ребенка (с учетом родившегося) путем внесения изменений в ранее принятое решение о субсидировании.
Молодым семьям, указанным в абзаце третьем подпункта 1.4 Указа № 240, при рождении 1 и (или) 2 ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов предоставляется субсидия на погашение основного долга (увеличивается ее размер) путем внесения изменений в ранее принятое решение о субсидировании.
7. Субсидии не предоставляются на погашение просроченной и пролонгированной задолженности по основному долгу и процентам по кредиту.
8. Субсидия на уплату части процентов (субсидии) предоставляется гражданам, направленным в установленном порядке с соблюдением очередности на строительство жилья в составе организаций застройщиков либо по договорам создания объектов долевого строительства в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утвержден постановлением Минстройархитектуры от 28.06.2013 № 19, строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах подрядным либо хозяйственным способом. Пообъектный перечень многоквартирных жилых домов строительство и финансирование которых в 2017 году осуществляется с использованием субсидируемых кредитов, утвержден постановлением Минстройархитектуры от 04.09.2017 № 25, а в дальнейшем будет формироваться облисполкомами (Мингорисполкомом).
9. Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий) гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилья, определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в частях 1 — 6 подпункта 1.6 Указа № 13, с учетом нормативов общей площади строящегося жилья, установленных в подпункте 1.5 Указа № 13, и по стоимости 1 кв. метра общей площади строящегося жилого помещения, но не превышающей предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров, и не должна превышать 90 процентов (для многодетных семей — 100 процентов) принимаемой в расчет стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.
Примеры расчета максимальной нормируемой стоимости жилого помещения приведены в Приложении 3.
При строительстве жилья в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно в них проживающими и работающими, а также при строительстве многодетными семьями жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области и городах-спутниках максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий) определяется с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозяйственных построек в размере до 20 процентов максимальной нормируемой стоимости жилого помещения.
Примеры расчета максимальной нормируемой стоимости жилья с учетом стоимости хозяйственных построек в примере 5 Приложения 3.
При увеличении состава семьи гражданина, являющегося получателем субсидии на уплату части процентов (субсидий), в связи с рождением детей в период осуществления строительства (реконструкции) жилья с использованием такой субсидии (субсидий) производится перерасчет максимальной нормируемой стоимости жилого помещения путем внесения изменений в ранее принятые решения на основании заявлений этих граждан.
Примеры расчета максимальной нормируемой стоимости жилья при увеличении состава семьи приведены в примере 6 Приложения 3.
10. Предоставление субсидии на уплату части процентов (субсидий) осуществляется с соблюдением принципа одноразовости получения государственной поддержки с учетом положений, предусмотренных в частях третьей — пятой подпункта 1 Указа № 240.
Право на повторное получение субсидии на уплату части процентов (субсидий), в том числе во внеочередном порядке, имеют многодетные семьи, если основания для постановки на учет нуждающихся у них возникли в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей.
К гражданам, являвшимся получателями субсидии на уплату части процентов (субсидий), не относятся граждане, в отношении которых было принято решение о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий), однако такая субсидия (субсидии) не перечислялась либо в полном объеме возвращена гражданами в местный бюджет в течение 3 месяцев со дня расторжения договора создания объекта долевого строительства (в том числе в связи с отказом одной из сторон от исполнения такого договора), выхода или исключения из членов организации застройщиков, изъятия земельного участка.
Граждане, не возвратившие в течение 3 месяцев со дня расторжения договора долевого строительства, выхода или исключения из членов организации застройщиков, изъятия земельного участка, в местный бюджет суммы субсидий, перечисленных им на уплату части процентов (основного долга) по кредиту, выданному на строительство жилья., не имеют право на получение субсидий на строительство иного жилья.
11. Субсидия на уплату части процентов (субсидии) предоставляется с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании решений исполкомов с учетом лимита средств, выделенных региону на эти цели.
Решения о предоставлении субсидии (субсидий) гражданам, осуществляющим строительство жилья, состоящим на учете нуждающихся по месту военной службы (службы, работы), принимаются исполкомами на основании списков на получение субсидии (субсидий), утвержденных госорганами (организациями), перечисленными в подпункте 1.18 Указа № 240.
Решения о предоставлении субсидии (субсидий) гражданам (за исключением граждан, состоящих на учете нуждающихся по месту военной службы (службы, работы) принимаются исполкомами с учетом даты постановки на учет нуждающихся, определяемой решениями рай(гор) исполкомов.
Решения о предоставлении субсидии (субсидий) гражданам, состоящим на учете нуждающихся по месту работы (службы), а также по месту военной службы (службы, работы) принимаются исполкомами по месту нахождения государственных органов (организаций), в которых они состоят на таком учете.
12. На строящиеся (реконструируемые), а также построенные (реконструированные) жилые помещения, при строительстве (реконструкции) которых была использована субсидия на уплату части процентов (субсидии), распространяются положения, содержащиеся в подпунктах 1.16, 1.18 — 1.20 пункта 1 Указа № 13, предусматривающие ограничения на отчуждение этого жилья и сдачу его в наем (аренду).
Порядок оказания гражданам государственной поддержки
по Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240
Этап 1. Принятие районным, городским исполнительным и распорядительным органом, местной администрацией (далее — исполком) решения о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами (далее — субсидия на уплату части процентов), либо субсидии на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по кредитам (далее — субсидии).
Пошаговые действия исполкома и гражданина:
Шаг 1. Исполком по месту постановки гражданина на учет нуждающихся по месту жительства приглашает его в соответствии с очередностью постановки на такой учет для выдачи направления на заключение договора создания объекта долевого строительства (включения в состав организации застройщиков)* в жилых домах, строящихся с привлечением коммерческих кредитов и субсидий на погашение этих кредитов.
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение субсидии на уплату части процентов (субсидий) приведен в Приложении 1.
Перечень многоквартирных жилых домов строительство и финансирование которых в 2017 году осуществляется с использованием кредитов, выдаваемых банками на строительство (реконструкцию) жилья, часть процентов за пользование которыми и (или) основной долг по которым уплачивается (погашается) гражданами за счет субсидий по Указу № 240 определен постановлением Минстройархитектуры от 04.09.2017 № 25, а в дальнейшем будет формироваться облисполкомами (Мингорисполкомом).
При строительстве (реконструкции) гражданами одноквартирных жилых домов (квартир в блокированных домах) подрядным либо хозяйственным способом они приглашаются в исполком для предоставления им субсидии на уплату части процентов (субсидий) при условии подхода их очереди на строительство жилья в составе организаций застройщиков, по договорам долевого строительства и с учетом объемов кредитных ресурсов, определенных облисполкомами (Мингорисполкомом) на индивидуальное жилищное строительство
Шаг 2. Исполком разъясняет гражданину условия, размер и порядок получения государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов (субсидий) на строительство (реконструкцию) жилья.
Информирует гражданина о банках, предоставляющих коммерческие кредиты с использованием гражданами господдержки по Указу № 240.
Шаг 3. Гражданин, направленный в порядке очередности на строительство жилья с использованием субсидируемого кредита, в установленном порядке вступает в организацию застройщиков, заключает договор создания объекта долевого строительства.
Шаг 4. После вступления в организацию застройщиков, заключения договора создания объекта долевого строительства, гражданин подает в исполком** по месту постановки на учет нуждающихся по месту жительства заявление на предоставление ему субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Шаг 5. Исполком на основании заявления, поданного гражданином, запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Шаг 6. Исполком определяет право гражданина на получение господдержки в соответствии с Указом № 240.
Шаг 7. Исполком определяет максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Шаг 8. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в определенных Указом № 240 размерах.
Шаг 9. Исполком информирует гражданина о принятом решении путем предоставления выписки из решения (копии решения).
Шаг 10. Гражданин после получения выписки из решения (копии решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) обращается в банк, осуществляющий выдачу субсидируемых кредитов на строительство (реконструкцию) жилья, для заключения кредитного договора на получение такого кредита в соответствии с выпиской (копией решения).
Шаг 11. Гражданин предоставляет в банк выписку из решения (копию решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) и документы, перечень которых определяется банком.
Этап 2. Предоставление кредита на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Пошаговые действия учреждения банка:
Шаг 1. Заключает с гражданином кредитный договор на получение субсидируемого кредита на строительство (реконструкцию) жилья.
Шаг 2. Информирует гражданина о сумме собственных средств, подлежащих внесению на уплату процентов и основного долга по субсидируемому кредиту.
Шаг 3. Направляет в исполком, принявший решение о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов (субсидий), копию кредитного договора, заверенную в установленном порядке.
Шаг 4. Ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет в исполком сведения с указанием ФИО и идентификационного номера кредитополучателя, суммы задолженности по субсидируемому кредиту, и суммы ежемесячного платежа на погашение основного долга по кредиту и (или) уплату части процентов исходя из размеров субсидий, установленных в решении исполкома.
Этап 3. Перечисление субсидии на уплату части процентов (субсидий).
Пошаговые действия облисполкома (Мингорисполкома):
Шаг 1. Обеспечивает сверку и учет предоставленных банками сведений.
Шаг 2. Ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня месяца, перечисляет гражданам в банк суммы субсидии (субсидий).
Шаг 3. На основании письменных обращений граждан, являющихся получателями субсидии на уплату части процентов (субсидий), информирует их о суммах предоставленной им субсидии (субсидий).
* При постановке граждан на учет нуждающихся по месту военной службы (службы, работы), по месту службы (работы) они направляются в установленном порядке на строительство жилья госорганами (организациями), в которых состоят на таком учете.
** Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту военной службы (службы, работы) в силовых ведомствах, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения этих силовых ведомств после утверждения их силовыми ведомствами в списках на получение такой субсидии (субсидий). Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту работы (службы) в иных госорганах (организациях), направленные в установленном порядке на строительство жилья, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения госорганов (организаций), в которых они состоят на таком учете, при подходе их очереди на предоставление такой субсидии (субсидий) с учетом даты постановки на учет нуждающихся, определяемой рай(гор)исполкомами.
Адресные субсидии в жилищном строительстве: кому, сколько и на каких условиях
Причем одним категориям граждан, определенным в Указе № 240, одновременно предоставляются субсидии на погашение основного долга по нельготным кредитам и субсидии на уплату части процентов за пользование такими кредитами, другим – только субсидии на уплату части процентов.
Напомним, что в развитие Указа № 240, вступившего в силу 06.08.2017 г., принято постановление Совмина от 4.08.2017 № 582, которым утвержден порядок предоставления адресных субсидий.
Чем вызвано принятие Указа № 240 при наличии уже действующей системы льготного кредитования и одноразовых субсидий при строительстве жилья? Не получится ли так, что одни и те же лица смогут претендовать и на «старые» льготы, и на новые?
Действительно, созданная ранее система господдержки граждан при строительстве (реконструкции) жилья в виде льготных кредитов и одноразовых субсидий в целом сохраняется. Кроме того, Указом № 240 дополнительно введен новый механизм – субсидии на погашение нельготных кредитов. То есть обе системы господдержки работают параллельно.
Однако рассчитывать на двойные льготы одна и та же семья не может. Указом № 240 предусмотрено (подп. 1.6 п. 1), что граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов, а также граждане, имеющие право на получение субсидии на уплату части процентов плюс субсидии на погашение основного долга по кредиту, могут воспользоваться по своему выбору либо новыми субсидиями, введенными Указом № 240, либо государственной поддержкой в соответствии с Указом Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13).
Напомним, что последняя включает льготные кредиты и (или) одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.
Ожидается, что Указ № 240 будет стимулировать увеличение спроса на нельготные кредиты – это поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства.
Кто может рассчитывать на получение новых субсидий?
Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 240 право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением принятых на такой учет по месту работы по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах):
– граждане, имеющие право на получение льготных кредитов в соответствии с подп. 1.1 (абз. 2–17 ч. 1) п. 1 Указа № 13.
К ним относятся в том числе военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета госконтроля; граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования госжилфонда; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания; малообеспеченные граждане из числа многодетных семей и др. С полным перечнем таких лиц можно ознакомиться в подп. 1.1 (абз. 2–17 ч. 1) п. 1 Указа № 13.
– прокурорские работники, граждане из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;
– малообеспеченные граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области (территории Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).
В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа № 240 внеочередное право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами предоставлено:
– гражданам, перечисленным в абз. 4, 5, 7–12 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 13;
– гражданам, уволенным с военной службы, службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета госконтроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее – военная служба), службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), в т.ч. реализовавшим свое право на постановку на квартирный учет по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, службы в органах прокуратуры;
– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отдельным категориям граждан предоставлено право на получение субсидии на погашение основного долга по кредитам совместно с получением субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами (подп. 1.4 п. 1 Указа № 240). К ним отнесены:
– многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей;
– молодые семьи из числа лиц, перечисленных в абз. 2, 3, 5, 8–16 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 13, абзацах 3 и 4 подп. 1.2 п.1 Указа № 240, относящиеся к малообеспеченным гражданам на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (заявления о включении в списки на получение субсидии на уплату части процентов в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14 п. 1 Указа № 240), – при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилфонда, предоставленных им в соответствии с законодательными актами как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилфонда.
В каком порядке предоставляются субсидии на погашение нельготных кредитов?
Предоставление субсидий на уплату части процентов и субсидий на погашение основного долга по кредиту осуществляется в порядке, установленном постановлением Совмина от 4.08.2017 № 582 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам субсидии на уплату части процентов за пользование кредитом и субсидии на погашение основного долга по кредиту» – с учетом условий, определенных Указом № 13, и особенностей, установленных Указом № 240.
Установлено (ч. 2 подп. 1.7 и ч. 1 подп. 1.14 п. 1), что предоставление субсидий осуществляется с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принципа одноразовости получения господдержки с учетом положений, предусмотренных в ч.ч. 3–5 подп. 1.7 п. 1 Указа № 240.
Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями в порядке, предусмотренном подп. 1.14 п.1 Указа № 240, и с учетом положений, содержащихся в ч.ч. 4 и 5 подп. 1.9 п. 1 Указа № 13.
В частности, решения о предоставлении субсидий гражданам (за исключением граждан, состоящих на квартирном учете по месту военной службы (службы, работы) в государственных органах и организациях, имеющих право на утверждение списков) принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями с учетом даты постановки на квартирный учет, определяемой решениями районных, городских исполнительных и распорядительных органов. Решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), а также по месту военной службы (службы, работы) в государственных органах и организациях принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями по месту нахождения соответствующих государственных органов (организаций), в которых они состоят на таком учете.
Субсидия на уплату части процентов за пользование кредитами предоставляется гражданам начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части) ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором. Субсидия, подлежащая ежемесячному перечислению на уплату части процентов, определяется исходя из ее размеров, установленных в подп. 1.8 п. 1 Указа № 240, ставки рефинансирования Национального банка, установленной в периоде, за который начисляется субсидия, и остатка задолженности по кредиту.
Субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется гражданам начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту ежемесячно в течение установленного кредитным договором всего срока его погашения.
Необходимо также отметить, что согласно ч. 1 подп. 1.7 п. 1 Указа № 240 субсидии предоставляются гражданам в установленном порядке только при строительстве жилых помещений в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств (перечень проектов (серий) которых утверждается Минстройархитектуры), в многоквартирных и блокированных жилых домах иных проектов (серий), проектная документация на строительство которых утверждена в установленном порядке до 1.06.2013 г., а также при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов и реконструкции жилых помещений.
От чего зависит размер предоставляемых субсидий?
Согласно подп. 1.8 п. 1 Указа № 240 размеры предоставляемых субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами определены по соответствующим категориям граждан.
Так, многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14 п. 1 Указа № 240), субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.
Многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.
Многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, перечисленных в абз. 3 п. 3 Указа № 240, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также гражданам, перечисленным в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 проц. пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.
Иным гражданам, перечисленным в подп. 1.2 п. 1 Указа № 240, субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка, уменьшенной на 2 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.
По подп. 1.10 п. 1 Указа № 240 многодетным семьям субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей в семье на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков в соответствии с ч. 2 подп. 1.14 п. 1 Указа № 240) в следующих размерах:
при наличии троих несовершеннолетних детей – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, указанным в абз. 3 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, субсидия на погашение основного долга предоставляется в следующих размерах:
– при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
– при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга.
Гражданам, перечисленным в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, предоставляется субсидия на погашение основного долга в размере 35% от суммы основного долга по кредиту.
При расчете размера предоставляемых субсидий учитывается и максимальная нормируемая стоимость строящегося (реконструируемого) жилого помещения. Эта стоимость определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в ч.ч. 1–6 подп. 1.6 п. 1 Указа № 13, с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подп. 1.5 п. 1 Указа № 13, и по стоимости 1 м2 общей площади, но не превышающей предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Совмином, и не должна превышать 90% (для многодетных семей – 100%) принимаемой в расчет стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.
При строительстве жилых помещений в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно там проживающими и работающими, а также при строительстве многодетными семьями жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области и городах-спутниках максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий определяется с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозяйственных построек в размере до 20% максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, рассчитанной в соответствии с ч. 1 подп. 1.13 п. 1 Указа № 240.
Какие еще важные особенности при предоставлении субсидий определены Указом № 240?
По подп. 1.17 п. 1 Указа № 240 на строящееся (реконструируемое), а также построенное (реконструированное) с использованием субсидий жилье, распространяются ограничения по распоряжению им, предусмотренные Указом № 13 (подп. 1.16, 1.1 –1.20 п. 1).
Указанные жилые помещения, также как и построенные или строящиеся (реконструируемые, приобретаемые) с привлечением льготного кредита, будут находиться в залоге (ипотеке) у банка, выдавшего нельготный кредит. При этом право залога возникает у банка с момента заключения соответствующего кредитного договора и прекращается в случае прекращения кредитного обязательства, гибели заложенного жилого помещения или обращения на него взыскания залогодержателем в порядке, установленном законодательством.
Продажа таких жилых помещений до полного погашения кредита не допускается. А в течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита, но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного погашения, установленного кредитным договором, может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.
Предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилфонда или по договору аренды до полного погашения кредита не допускается, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.
Напомним, что с вступлением в силу Указа № 240 утратил силу Указ Президента от 22.11.2007 № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» (далее – Указ № 585). В связи с этим с 06.08.2017 г. финансовая поддержка, предусмотренная Указом № 585 для молодых и многодетных семей, заменяется субсидиями, которые будут в установленном порядке предоставляться не после ввода дома в эксплуатацию, а в процессе его строительства, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита.
Вместе с тем, п. 13 Указа № 240 (в редакции Указа от 2.08.2017 № 274) предусмотрено, что подача и рассмотрение заявлений о предоставлении финансовой поддержки в соответствии с Указом № 585 в погашении задолженности по кредитам, предоставленным по заключенным до вступления в силу п. 13 Указа № 240 кредитным договорам, принятие по таким заявлениям решений и их исполнение осуществляются в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Автор публикации: Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-коммунального хозяйства)
Президент подписал указ об адресных субсидиях на жилье
В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — государственные адресные субсидии. Президент Беларуси 4 июля подписал указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», сообщает пресс-служба главы государства.
Государственные субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам — также на погашение части основного долга по таким кредитам.
Получателями субсидий будут являться все граждане, имеющие право на получение государственной поддержки в соответствии с указом президента Беларуси от 6 января 2012 года № 13.
Дополнительно указом предусмотрено право на получение адресных субсидий ветеранами боевых действий на территории других государств.
При этом государственная поддержка в виде льготных кредитов и субсидий будет действовать параллельно, с сохранением принципа одноразовости ее получения.
Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства; условиями предоставления такой государственной поддержки будут очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных.
Ранее начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль рассказал, что условия, на которых будет предоставляться господдержка, изменяются. Например, кредиты на строительство жилья можно будет взять не на 20 и 40 лет, а только на 20 лет. По его словам, принципиальная разница в том, что если сейчас компенсация из бюджета льготных кредитов идет напрямую банкам, то по новому указу она будет идти гражданам.
Адресные жилищные субсидии – ilex
В Беларуси существует несколько форм государственной поддержки граждан при строительстве жилья. В частности, льготные кредиты, одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилых помещений <1>. Недавно появилась новая форма поддержки. Это субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами на строительство жилья (далее — субсидия на уплату процентов) и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам (далее — субсидия на погашение основного долга) <2>.
Давайте разберемся, кто может воспользоваться такой поддержкой и что необходимо для ее получения.
Кто может получить субсидии
Во-первых, субсидии как на уплату процентов, так и на погашение основного долга могут получить граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее — учет нуждающихся). Во-вторых, эти граждане должны входить в перечень лиц, которые имеют право на такую поддержку.
Субсидии на уплату процентов предоставляются <3>:
1) тем, кто имеет право на получение государственной поддержки согласно Указу от 06.01.2012 N 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее — Указ N 13). В частности, малообеспеченным гражданам Беларуси из числа:
— многодетных семей;
— граждан, в семьях которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
— граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;
— граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях;
— судей и прокурорских работников;
— молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей;
2) прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением. Однако они должны иметь не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;
3) малообеспеченным гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области.
На заметку
К юго-восточным регионам Могилевской области относятся территории Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов <4>.
Вместе с субсидией на уплату процентов может быть предоставлена субсидия на погашение основного долга. Право на это имеют, в частности <5>:
1) многодетные семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) молодые семьи из числа граждан, имеющих право на получение государственной поддержки согласно Указу N 13, и относящиеся к малообеспеченным на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату процентов (далее — молодые семьи). Право на субсидию на погашение основного долга возникает в случае рождения (усыновления) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;
4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это право есть в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования.
На что выдаются субсидии
Отметим, что с помощью субсидий можно построить не любое жилье. Они предоставляются в случае <6>:
— строительства жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств. Перечень проектов (серий) таких домов утверждается Министерством архитектуры и строительства;
— строительства жилья в многоквартирных и блокированных жилых домах, проектная документация на строительство которых утверждена до 1 июня 2013 г.;
— строительства (реконструкции) одноквартирных жилых домов;
— реконструкции жилья.
Обратите внимание!
Субсидии как на уплату процентов, так и на погашение основного долга не предусмотрены для покупки жилья на вторичном рынке.
Каков размер субсидий
Размер субсидии на уплату процентов<7>:
— многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, — ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта. Например, ставка по кредиту на жилье — 17% годовых, ставка рефинансирования равна 12%. Размер субсидии в данном случае составит 14%;
— многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей — ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 3 процентных пункта;
— многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта;
— всем остальным — ставка рефинансирования Нацбанка, уменьшенная на 2 процентных пункта.
Обратите внимание!
Размер субсидии на уплату процентов не может быть больше процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.
Субсидия на погашение основного долга предоставляется <8>:
— многодетным семьям при наличии троих несовершеннолетних детей — в размере 95% от суммы основного долга по кредиту, а при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — в размере 100% от суммы основного долга по кредиту;
— молодым семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка — в размере 10% от суммы основного долга по кредиту, а при рождении (усыновлении) второго ребенка — в размере 20% от суммы основного долга по кредиту;
— детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — в размере 35% от суммы основного долга по кредиту.
В каком порядке выдаются субсидии
Решения о предоставлении субсидий принимают районные, городские, исполнительные и распорядительные органы, местные администрации (далее — исполкомы) <9>.
Для получения субсидий вам надо обратиться с заявлением в исполком по месту постановки на учет нуждающихся по месту жительства <10>. Если вы стоите на таком учете по месту военной службы или работы, то обращаться надо в исполком по месту нахождения соответствующих организаций <11>.
На заметку
Срок для принятия решения о предоставлении субсидии — 15 дней со дня подачи заявления, а если необходимо будет запрашивать документы или сведения от других госорганов, организаций — 1 месяц <12>.
После того как исполком примет решение о предоставлении вам субсидии, вы получите копию этого решения или выписку из него. Как правило, решение выдается заинтересованному лицу или направляется нарочным (курьером) по почте не позднее семи рабочих дней со дня его принятия <13>.
Затем следует обратиться в один из банков, осуществляющих выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидий, для заключения кредитного договора. При этом в банк предоставляете копию решения исполкома или выписку из него, а также документы, перечень которых определяется банком <14>.
Обратите внимание!
Если исполком принял решение о предоставлении вам субсидии на уплату части процентов (субсидии на уплату части процентов вместе с субсидией на погашение основного долга), однако вы не заключили кредитный договор до приемки в эксплуатацию жилого дома, такое решение признается утратившим силу <15>.
Каждый месяц не позднее 10 числа банки направляют в облисполкомы и Мингорисполком сведения о кредитополучателях <16>. В свою очередь, облисполкомы и Мингорисполком после сверки информации перечисляют гражданам в банк суммы субсидии <17>. Банки направляют субсидии на уплату процентов и субсидии на погашение основного долга по целевому назначению <18>.
Обратите внимание!
При строительстве жилья можно воспользоваться только одним видом помощи:
— либо государственной поддержкой в соответствии с Указом N 13, т.е. льготным кредитом на строительство или приобретение жилья, одноразовой субсидией на эти же цели;
— либо субсидией на уплату процентов (субсидиями на уплату процентов и на погашение основного долга) <19>.
Вы вправе самостоятельно выбирать ее вид.
Вместе с тем молодые и многодетные семьи, заключившие кредитные договоры на получение коммерческих кредитов на строительство жилья до 6 августа 2017 г. включительно, могут получить финансовую поддержку государства на прежних условиях <20>.
Адресное государственное субсидирование в жилищном строительстве
В Беларуси вводится адресное государственное субсидирование в жилищном строительстве. Это предусмотрено указом №240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 4 июля. В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — государственные адресные субсидии.
На брифинге начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль рассказал, на каких условиях будут предоставляться государственные субсидии, кто может стать получателем этой адресной помощи, какой разработан механизм предоставления адресного субсидирования и др.
Участники:
Александр Горваль Начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси