Skip to content

Ремонт пускового реле холодильника своими руками – пусковое для компрессора, пускозащитное, как проверить на работоспособность мотор своими руками, защитное, электронное, схема и принцип работы, где находится термореле, как подключить, сколько стоит замена, тепловое

Содержание

Ремонт или замена пускового реле холодильника

Как работает реле

Пусковое реле холодильной и морозильной камер – это особое устройство управляющего типа, которое во время запуска мотора компрессора отвечает за включение пусковой обмотки. Кроме того, именно оно прерывает подачу тока при условии, когда частота работы двигателя холодильника достигает более 75% вращения.

Принцип работы устройства достаточно прост: при падении в камерах температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает своего рода команду запустить мотор (весь процесс занимает не более 2 секунд). Важно отметить, что при поломке этой детали (в народе ее также называют «переключателем» или «включателем») холодильник полностью выходит из строя.

В современных моделях холодильников могут быть установлены реле различного типа: обычное пусковое, тепловое, а также температурный реле-датчик. Чаще всего тепловое и пусковое устройства называют просто пускозащитным.

Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт

Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.

Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений.

Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение.

Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.

Причины поломки

Зачастую причина поломки обусловлена естественным износом определенных элементов этой детали либо в целом неправильной эксплуатации оборудования.

Реле холодильника

Можно выделить 2 основных признака неисправности именно этого элемента холодильника:

  1. Мотор прибора включается, но через короткое время выключается, либо же вообще не запускается. Вполне вероятно, что закоротило контакты в обмотке.
  2. Двигатель не запускается, но ток к нему при этом поступает. Возможная причина – ослабление пружины, что требует оперативной замены пускового реле.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

  1. «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
  2. Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента.

В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.

В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:

  • перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
  • заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
  • нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.

Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно. В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.

Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?

Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.

Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:

  1. Фаза 220 В.
  2. Земля.
  1. Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  2. Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  3. Земля.

Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов. В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.

Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит.

Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.

Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.

Замена реле своими руками

Если вы провели полную диагностику холодильника и выявили, что цепь работает нормально и обрывов нет, необходимо проверить пусковое реле. Для этого следует снять с него крышку, высверлив все алюминиевые заклепки (ее установка обратно осуществляется при помощи специальных гаек и винтов). Кстати, в старых моделях холодильников эта крышка крепится посредством обычных защелок, которые просто отодвигаются отверткой.

Пускозащитное реле

К наиболее распространенным причинам поломок относится обгорание контактов пары. Кроме того, в катушке может также заклинить сердечник либо же поломаться шток, который клинит пружину.

Во время ремонта своими силами необходимо аккуратно достать катушку (как правило, она крепится на простых защелках). После следует извлечь из нее контакты со штоком и сам сердечник, а затем очистить все элементы от пыли и грязи (для этого можно использовать мягкую ткань и спирт). Если потребуется, нужно зачистить сердечник напильником или наждачной бумагой для обеспечения в канале катушки свободного хода. Аналогичную зачистку следует провести для всех контактов.

Нередко причина выхода из строя пускового реле кроется в поломке штока. При необходимости можно попробовать заменить пластмассовый заводской шток самодельным. Он делается из обычного гвоздя размером 5х35 мм, и следует отметить, что при правильной замене металлический шток прослужит дольше пластмассового.

Не менее распространенной неисправностью является перегорание нагревателя, расположенного в реле тепловой защиты. Такая поломка диагностируется посредством тестера при снятой крышке детали. Если она была подтверждена, потребуется заменить реле на новое.

Настоятельно не рекомендуется производить замену самостоятельно, поскольку при отсутствии должного опыта и определенных знаний результат процедуры может быть достаточно непредсказуемым: к примеру, холодильник может полностью выйти из строя и в дальнейшем не подлежать ремонту. Лучше сразу же обратиться за помощью к специалистам.

Сталкиваясь с какими-либо сбоями в работе холодильника, многие одесситы и жители области предпочитают обращаться в сервис по ремонту бытовой техники «iMaster». К особенностям этого сервиса, по праву входящего в число лучших на территории Одессы, относятся:

  • Возможность вызвать мастера на дом.
  • Оперативное проведение ремонтных работ любого уровня сложности – всего в течение 24 часов.
  • Рыночные цены на все услуги.
  • Многочисленные положительные отзывы клиентов.
  • Специальная система скидок.

Зайдя на сайт компании, можно оформить заявку на вызов мастера по ремонту холодильников и других видов бытовой техники в режиме онлайн. Специалист оперативно выявит точные причины выхода из строя оборудования, а затем произведет ремонт, при необходимости заменив вышедшие из строя детали: термостат, мотор компрессора, датчика, вентилятора. На все проведенные работы и замененные детали предоставляется гарантия сроком до 1 года.

Замена пускового реле холодильника холодильника своими руками: инструкция и видео

Неисправности и перебои в работе холодильника, а также нехарактерный шум и потрескивающие звуки во время подключения к электросети являются верным признаком повреждения пускового реле.

При возникновении данной проблемы, необходимо осмотреть корпус и крепления реле на наличие наиболее часто возникающих проблем: подгорания контактов, заклинивания сердечника и пружины или поломки штока, поскольку данные дефекты указывают на необратимую поломку пускозащитного реле и необходимость его замены. Для того чтобы произвести ремонт, вовсе не обязательно обращаться в сервисный центр и вызывать мастера, поскольку заменить пусковое реле холодильника можно своими руками.

Для замены пускозащитного реле, необходимо выполнить последовательность действий:

  1. Во избежание травм перед началом работ нужно отключить холодильник от электрической сети, вытащив шнур электропитания из розетки.
    Замена пускового реле холодильника: выдерните вилку
  2. Для осуществления ремонта пускозащитного реле, в первую очередь необходимо выкрутить винт и открепить от задней панели шланг водоснабжения, отодвинув его в сторону, дабы не повредить.
    Для осуществления ремонта пускозащитного реле, в первую очередь необходимо выкрутить винт и открепить от задней панели шланг водоснабжения, отодвинув его в сторону, дабы не повредить.
  3. Следующий шаг — выкрутить винты, которые фиксируют саму панель.
    выкрутить винты, которые фиксируют саму панель
  4. Далее необходимо снять панель и отложить её в сторону.
    снять панель и отложить её в сторону
  5. С помощью пассатижей снять проволочные зажимы, которые фиксируют пускозащитное реле и пусковой конденсатор.
    снять проволочные зажимы, которые фиксируют пускозащитное реле и пусковой конденсатор
  6. После этого снять с компрессора неисправное пускозащитное реле.
    снять с компрессора неисправное пускозащитное реле
  7. Ослабить зажим и отсоединить разъём, чтобы полностью освободить реле. С помощью мягкой ткани, пропитанной спиртом, следует очистить зажимы и контакты от грязи и пыли.
    Ослабить зажим и отсоединить разъём, чтобы полностью освободить реле
  8. Следующий шаг — это непосредственно замена пускового реле. Для этого необходимо переместить пусковой конденсатор со старого пускозащитного реле на новое.
    непосредственно замена пускового реле
  9. Далее нужно подключить разъём к реле.
    подключить разъём к реле
  10. Аккуратно зафиксировать пускозащитное реле на компрессоре.
    зафиксировать пускозащитное реле на компрессоре
  11. Воспользовавшись пассатижами, закрепить проволочные зажимы.
    закрепить проволочные зажимы
  12. После этого осталось лишь поставить на место заднюю панель и зафиксировать её винтами.
    поставить на место заднюю панель и зафиксировать её винтами
  13. Вернуть шланг водоснабжения на место и закрепить его винтом.
    Вернуть шланг водоснабжения на место и закрепить его винтом
  14. И последний шаг — подключить холодильник обратно к электрической сети, вставив шнур электропитания в розетку, и убедиться в том, что всё исправно работает.

Если вскоре после замены пускового реле вновь произошёл сбой в работе холодильника, то в этом случае неполадки связаны не с реле, а с работой электроцепи, и устранить их может только мастер.

Купите пускозащитное реле в интернет-магазине Самоделкин

Видео по замене

Ремонт холодильника (Атлант, Индезит, Стинол) своими руками

Холодильник — это тот прибор, который беспокоит вас реже всех остальных. Практически все модели имеют огромный ресурс, этим можно объяснить и повсеместное распространение старых, советских холодильников в странах СНГ.

Но эти надёжные «монстры» уже устаревают, а новые технологии не всегда идут на пользу, ведь ведут к лишнему усложнению механизмов и узлов. Учитывая всё это — неудивительно, что у сервисных центров по ремонту холодильного оборудования нет недостатка в клиентах.

Проблемы или поломки могут быть самого разного плана, но большинство из них легко устранить своими руками!

Механизм охлаждения

Одноимённый физический идеален с термодинамической точки зрения. После воплощения его в металле и пластике он потерял часть своего КПД, но всё ещё остаётся при делах. На основании его работают так называемые паровые компрессионные холодильные машины.

Их принцип работы одинаков: начиная небольшими бытовыми холодильниками и заканчивая огромными промышленными камерами. Отбор тепла из камеры (можно было сказать выработку холода, но это не совсем верно) производится циркулирующим в трубопроводе хладагентом.

Трубопровод имеет в себе как минимум 4 основных узла: компрессор, конденсатор, испаритель и дросселирующее устройство.

Принцип работы холодильника

Координация и регулировка работы осуществляется электрическими приборами: термостат, пускозащитное реле, электромотор компрессора.

Так, когда термостат показывает, что температура в камере выше, чем должна быть, то реле запускает компрессор в работу, приводя в действие всю хладоновую магистраль.

Хладагент (хладон, фреон) — особое вещество. Бесцветный газ со специфическим запахом, имеющий отрицательную температуру кипения, что и позволяет ему справляться с поставленной задачей: отнять тепло у внутреннего объёма, вскипев при этом, а потом отдать его наружу, превратившись обратно в жидкость.

С ним что-то не так?

Неисправности случаются разнообразного характера, а диагностировать их — целая наука. Задача усложняется тем, что одна проблема может быть вызвана разными поломками технического плана, а иногда и несколькими:

  • Классическое «Холодильник не холодит, что делать?» Следует разобраться в причине, проследить, работает ли мотор-компрессор, исправна ли проводка и электрическое оборудование. Если компрессор исправен — возможно, не хватает его мощности. Не исключена утечка фреона или попросту забился фильтр.
  • Если мотор никак не реагирует на подачу электроэнергии — уделите внимание электрооборудованию. Проблема в нём. Возможно, неисправно пусковое защитное реле, возможно — термостат. Может быть, вышли из строя обмотки компрессора.
  • Иной вариант — это когда холодильник работает, не выключаясь. Тут дело или в термостате, или в том, что он не может набрать нужную температуру. Именно поэтому нельзя ставить в него горячие кастрюли и набивать полный морозильник тёплого мяса.

В общем — нюансов много, всего не вместить, но алгоритм поиска проблемы понятен. В этом видео, вы узнаете, как можно выполнить ремонт холодильника фирмы Атлант, своими руками. Приятного просмотра!

Пора затронуть тему ремонта.

Что я могу для него сделать?

На самом деле, всё, что вы можете для него сделать, не имея специальных знаний и оборудования — это заменить некоторые детали новыми аналогами.

Но обычно большего не требуется. Рассмотрим наиболее частые неисправности, с которыми люди обращаются в сервисные центры. Помните, что все манипуляции требуется производить с обесточенным оборудованием.

Поломка пускозащитного реле

Предназначение пускового защитного реле можно увидеть в его названии. Оно управляет стартом мотор-компрессора, распределяя ток между рабочей и пусковой обмоткой двигателя.

Как выполнить ремонт пускозащитного реле холодильника Стинол своими руками

Защитная функция состоит в том, что ток будет отключён, если превысит определённый показатель силы. Помехи в сети часто бывают причиной выхода из строя этого реле.

Холодильник при этом просто не реагирует на подачу тока. Пускозащитное реле имеет пластиковый корпус и располагается около или на компрессоре. Диагноз может подтвердить нагар или оплавленные контакты на нём. Снимите его, тщательно зарисовав схему подключения проводов.

Дефицита запасных частей нет. Приходите в специализированный магазин, показываете, просите такое же, ставите на место, сверившись со схемой.

Неисправность в терморегуляторе

Термостат — устройство, измеряющее температуру в холодильной камере и сравнивающее её с нужной. Если уже достигла отметки — он размыкает контакты и работа прекращается.

Он находится в холодильной камере, именно на его стенке находится регулятор температуры. В зависимости от характера поломки, ваш холодильник или не будет работать совсем, или будет молотить без остановки.

В первом случае диагностика проста: снимите термостат (зарисовав провода, конечно), замкните провода, которые к нему подходили, напрямую. Если мотор загудел — несите в магазин и просите замену.

Поломки компрессора

В этом видео, вам покажут, как можно выполнить ремонт компрессора холодильника, в данном случаи марки Индезит, своим руками. Смотрим и запоминаем!

Это наиболее сложные неисправности. Самостоятельный ремонт здесь невозможен, а из специализированных контор не каждая возьмётся. Дешевле ведь купить новый б/у холодильник, чем заменить компрессор.

Итак, своеобразное «сердце», качающее хладон по трубопроводу, имеет свой срок службы. Со временем детали притираются, компрессия поршня падает, обмотки перегреваются и выходят из строя.

При неправильной эксплуатации возникает риск «влажного хода», когда в рабочую камеру поступает ещё жидкий фреон (или насыщенный каплями пар), что очень вредит клапанам.

Иногда такое приводит к гидравлическому удару. Он может погнуть и вырвать клапаны, изогнуть шатун, оторвать поршень. После этого компрессор можно отнести на металлолом.

Проблемы с No Frost

Получившая распространение система имеет и свои недостатки: в ней задействовано больше оборудования. Появилась необходимость в автоматической оттайке слоя льда, поэтому был использован вентилятор с тэном обогрева.

Измельчитель для кухни. Каков его принцип действия и насколько он эффективен, вы сможете узнать из нашего сайта.

Сравнение комбайнов по нарезке кубиков, в частности фирмы Kenwood, можно найти здесь. Рекомендуем ознакомится!

Читайте здесь, отзывы о электрических стеклокерамических плитах.

Поэтому, если с вашим No Frost холодильником что-нибудь приключилось — обратите внимание на эти части.

Когда сгорает тэн, ледяная шуба начинает нарастать на испарителе. Когда она достигнет определённой толщины, то вентилятор начнёт цеплять её лопастями, издавая характерный шум.

Их замена и обслуживание не представляют труда, по аналогии с двумя первыми пунктами.

Неисправности с электроникой

Множество современных моделей управляется не простой автоматикой, а электронными платами. Они ещё более подвержены скачкам напряжения, но позволяют существенно повысить КПД холодильника.

К сожалению, выход из строя такой платы обязательно повлечёт за собой вызов специалиста. Возможность ремонта холодильника (и его успешный исход) на практике зависит от его возраста.

Старая техника более топорная, но сделана по принципу «чем проще — тем надёжнее», поэтому разобраться в её устройстве под силу даже неспециалисту.

Новые же впитывают в себя множество сложных технологий.

Ремонт холодильника своими руками | Руки-крюки

Ремонт холодильника своими руками

Мир бытовых устройств в последнее время неуклонно расширяется и совершенствуется. Без некоторых из них наша жизнь уже немыслима. И кто не знает, какое огорчение приносит поломка незаменимого в доме прибора?

Однако, ремонт холодильника в домашних условиях вполне возможен без обращения в сервис. Причин тому несколько. Во-первых, за последние полвека холодильник стал действительно незаменимым прибором в домашнем хозяйстве. Распространенность холодильников позволяет накопить определенный опыт не только эксплуатации, но и устранения возникающих в её процессе неисправностей. Во-вторых, несмотря на размеры, холодильник относительно несложно устроен, разобраться в принципе его работы может даже пятиклассник.

Cтатья, которую мы предлагаем, помогут вам самостоятельно разобраться не только в устройстве холодильника, но и устранить большинство возникающих в быту неисправностей этого поистине незаменимого прибора.

Часть Первая: Откуда берется холод?

Прежде, чем говорить о ремонте холодильников, давайте разберемся в устройстве и принципах работы этого важного бытового устройства.
Основной принцип работы холодильного агрегата

Главная часть холодильника — холодильный агрегат — производит охлаждение основной части, рабочей камеры холодильника. Холодильный агрегат состоит из трех больших модулей, соединенных между собой системой трубопроводов: конденсатора, испарителя и компрессора, который является «сердцем» холодильника. Система холодильного агрегата замкнута, она заполнена специальным холодильным газом, в качестве которого раньше использовали фреон-12. Сейчас в качестве холодильного газа используются вещества, которые не представляют угрозу для озонового слоя земли. Схематическое устройство холодильного агрегата показано на рисунке 1.

Компрессор, снабженный электрическим мотором, выкачивает холодильный газ из испарителя, обеспечивая охлаждение его стенок. Газ нагнетается в конденсатор, где, благодаря системе радиаторов, охлаждается, переходит в жидкое состояние. Жидкий холодильный газ поступает снова в испаритель, где, под низким давлением испаряется, отдавая тепло внутренним стенкам испарителя. Благодаря непрерывному циклу, при работающем моторе обеспечивается непрерывное испарение.

Ремонт холодильника своими руками

Жизненный цикл охлаждения.

В целях экономии электрической энергии и предотвращения преждевременного механического износа холодильного агрегата, рабочая камера холодильника, как правило, большую часть времени изолирована от окружающей среды массивной дверцей. Для поддержания определенного температурного режима в таких условиях, существует система контроля над периодическим включением и выключением мотора компрессора.

Основным механизмом системы контроля температуры является температурное реле, которое работает в определенном коридоре. Если температура камеры холодильника выше верхней границы этого температурного коридора, то реле включает мотор компрессора, когда температура опускается ниже заданной границы, реле отключает мотор. Помимо этого, системы контроля температуры, как правило, снабжены реле защиты мотора от перегрева, которое, при достижении компрессором определенной температуры, также отключают мотор. Эти элементы автоматической работы холодильника обеспечивают непрерывную работу системы, схематически они изображены на принципиальной электрической схеме на рисунке 2.

Кроме того, холодильные камеры снабжены сигнальными лампами, лампами дополнительного освещения, нагревательными элементами принудительного оттаивания и многими другими дополнительными модулями, влияние которых на основной принцип работы холодильника малозначительно. Они на принципиальной электрической схеме холодильника не показаны.

Давайте визуально пройдемся по схеме и попробуем понять более детально, как работает холодильник.

Ремонт холодильника своими руками

В режиме «работа», когда идет охлаждение, и двигатель компрессора мотора вращается с номинальной скоростью, по основной цепи идет ток — из сети через замкнутые контакты датчика-реле температуры Р1, контакты датчика-реле оттаивания Р2 тоже замкнуты. Таким образом, образуется замкнутая цепь с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора мотора, катушкой пускового реле К, нагревательным элементом Р2, биметаллической пластиной БМ, контактами теплового защитного реле КК. Потребляемый холодильником ток в таком режиме равен номинальной величине — то, что написано в паспорте устройства.

Когда температура в холодильной камере опускается ниже рамок заданного температурного коридора, срабатывает реле и размыкает контакты Р1, после чего по сети перестает течь ток, мотор холодильного агрегата останавливается.

Когда температура в холодильной камере достигает верхних рамок температурного коридора, реле снова срабатывает и замыкает контакты Р1, мотор компрессора включается.

Тут происходит самое интересное во всем процессе непрерывной циклической работы холодильника. В начальный момент запуска двигатель мотора компрессора холодильника не вращается, и потребляемый двигателем ток (так называемый «пусковой ток») выше номинального в три-пять раз, в зависимости от модели и мощности холодильного агрегата. На повышенное потребление тока реагирует катушка К пускового реле. Пусковое реле срабатывает и замыкает контакты КД. По этим контактам к сети подключается пусковая обмотка электродвигателя. После того, как ротор мотора начинает крутиться, двигатель снижает потребление тока до номинального уровня, ток, проходящий через катушку К недостаточен для удержания контактов КД, они размыкаются и холодильник начинает работать в штатном режиме. Весь этот процесс, называемый «пусковая работа» в исправном холодильнике занимает не более двух-трех секунд.

Если холодильник неисправен, или просто не удалось запустить мотор компрессора с первого раза, и повышенный пусковой ток будет проходить по цепи в течение 5-10 секунд, то нагреется биметаллическая пластина БМ. Нагревшись, пластина БМ изогнется и разомкнёт контакты КК, разорвав цепь. Ток не будет проходить до тех пор, пока пластина БМ не остынет и не вернется в исходное положение. После этого произойдёт попытка перезапуска двигателя, если она не удастся, то система защиты от перегрева сработает снова.

Именно такой, циклический принцип заложен в основы автоматики как всей работы холодильника, так и самого начального её этапа.

Часть Вторая: Холодильный доктор — это просто

Перейдем теперь собственно к диагностике и устранению неисправностей. Сначала попытаемся классифицировать неисправность, понять для себя, что же случилось с нашим холодильником. Оценим свои возможности, насколько реально сможем помочь своими силами домашнему любимцу.
Мухи — отдельно, котлеты — отдельно

Основные неисправности, с которыми приходится сталкиваться при эксплуатации холодильника, подразделяются на две большие группы:

При включении холодильника мотор компрессора нормально запускается, слышна работа холодильного агрегата, но внутри самой камеры охлаждения не происходит. В этом случае для выявления неисправности следует пользоваться рисунком 1, так как причина лежит, скорее всего, в одном из больших модулей агрегата.

При включении в розетку холодильник не включается, либо он включается на очень короткое время, после чего автоматически отключается. После чего, либо с некоторой периодичностью происходят попытки перезапуска мотора компрессора, либо попытки перезапуска не происходит до выключения и нового включения холодильника в сеть. В этом случае неисправность следует искать в электрической схеме холодильника и руководствоваться рисунком 2.

Что мы не можем — оставляем мастеру

Как правило, если неисправность холодильника принадлежит к первой группе, то выполнить ремонт самостоятельно, в домашних условиях невозможно. Причиной может быть, например, разгерметизация системы холодильного агрегата, повлекшая за собой утечку холодильного газа. Для устранения неисправностей первой группы придётся обратиться к специалистам, так как может потребоваться замена конденсатора, испарителя, компрессора или всего холодильного агрегата полностью.

Что мы можем — делаем своими руками

Рассмотрим неисправности второй группы, касающиеся проблем в электрической схеме холодильника — точнее те из них, которые можно устранить в домашних условиях, своими руками. Понятно, что, например, межвитковое замыкание в обмотках электродвигателя или засорение капиллярной трубки испарителя потребует замену всего модуля, поэтому рассматривать эти неисправности мы не будем. Однако необходимо провести предварительную диагностику, чтобы исключить, либо, наоборот, подтвердить эти неисправности.

Основные инструменты, которые вам потребуются для диагностики, это отвертка и универсальный тестер.

Если есть подозрение на неисправность в электрической схеме холодильника, то, в первую очередь, с помощью тестера нужно убедиться в нормальном напряжении в электрической сети — оно должно быть 220 Вольт ±10%. При напряжении 195 Вольт и ниже многие холодильники работать не смогут.

После этого необходимо убедиться, что сетевая розетка и вилка шнура исправны, обеспечивают полный контакт, не греются и не искрят.

А вместо сердца пламенный мотор

Обратите внимание на контактные клеммы компрессора, они не должны быть оплавленными, обуглившимися или растрескавшимися. После того, как вы с помощью тестера убедитесь в наличии нормального напряжения на клеммах мотора, холодильник от сети необходимо отключить и все дальнейшие работы нужно проводить только при отключенном электропитании.

Компрессор, как правило, располагается в нижней части задней стенки холодильника. Необходимо осмотреть мотор на предмет механических повреждений, деформаций, которые могут говорить о термическом воздействии на деталь, обугленностей. Аномалии явно укажут на место, в котором следует искать неисправность.

Если визуально неисправности нельзя локализовать, то следующее, что нужно сделать, это проверить целость обмоток мотора компрессора. Как правило, на жестких выводах компрессора, либо непосредственно рядом с ним закреплено пускозащитное реле. Перед проверкой необходимо отсоединить три гибких проводка, идущих от реле к клеммам двигателя (часто эти клеммы для соединения с пускозащитным реле помечены особо — «пуск», вывод пусковой обмотки, «раб», вывод рабочей обмотки и «общ», общий вывод для этих обмоток).

Проверять нужно целостность цепи обмотки. Для этого один из щупов тестера (в режиме омметра) закрепляется за один свободный вывод, а другим щупом нужно по очереди касаться двух других оставшихся выводов и корпуса двигателя. После также необходимо измерить попарно и два других вывода. Для стрелочного тестера о наличии контакта будет свидетельствовать отклонение стрелки прибора в режиме омметра. У рабочего мотора компрессора прибор должен показывать наличие контакта между любыми двумя выводами двигателя и отсутствие контакта между любым из них и корпусом мотора. Если это не так, значит произошел либо обрыв обмотки, либо замыкание обмотки на корпус. В этом случае необходима замена мотора компрессора.

Проверить надежность управления

Если с обмотками все в порядке, обратитесь еще раз к рисунку 2. Нужно будет проверить цепи управления. Для этого два предварительно отсоединенных от пускозащитного реле подводящих провода следует замкнуть между собой и проверить наличие контакта между ними и контактными штырями сетевой вилки. Если тестер показывает наличие контакта, то из дальнейшего поиска неисправностей следует исключить вилку, и сетевой шнур, датчик реле температуры Р1 и реле-переключатель «оттаивание» Р2, так как эти блоки входят в единую цепь.

Если контакта нет, то каждый из названных блоков следует тщательно проверить по отдельности.

На неисправностях сетевого шнура и его вилки подробно останавливаться нет смысла, так как такой тип неисправности довольно часто встречается в быту вообще. Стоит лишь сказать, что нужно обратить пристальное внимание на изгибы в сетевом шнуре — в этих местах может быть разрыв токоведущих жил.

Часть Третья: Самый маленький работает больше всех

Давайте обратим более пристальное внимание на мелкие детали. Согласитесь, иногда бывает досадно из-за того, что мелкая, незначительная деталь, выполняющая рутинную несложную работу во всём механизме, становится узким местом, не позволяет полнокровно функционировать большому организму холодильного агрегата.

Жучок — не всегда хорошо

Чтобы проверить датчик температуры и реле «оттаивание», необходимо с помощью отвертки их предварительно снять, отсоединив подводящие провода. Затем тестером нужно проверить каждое реле по отдельности, короткое замыкание будет означать, что данное реле неисправно и нуждается в замене.

В принципе, в случае неисправности реле «оттаивание», его можно заменить простой перемычкой, металлическим «жучком». Но, строго говоря, делать это можно только для старых холодильников, в которых нет сложных систем балансировки, поддержания микроклимата внутри холодильной камеры и прочих высокотехнологичных датчиков, которые могут прийти в негодность от неконтролируемой заморозки. Ведь холодильник будет работать без перерыва, процесс работы будет контролироваться только вручную, включением и выключением шнура питания из розетки электросети. Да и в этом случае нужно позаботиться о более частой очистке морозильной камеры, так как излишний ледяной нарост может деформировать испаритель и повредить, таким образом, всю систему холодильного агрегата. При первой возможности металлический «жучок» как можно быстрее нужно будет заменить исправным реле.

Для неисправного датчика температуры никакие способы «тюнинга» неприемлемы, его необходимо заменить исправным реле.

Поиграем в «Сделай Сам»

Ремонт холодильника своими руками

Если цепь управления оказалась исправной, то необходимо проверить пускозащитное реле. Для этого необходимо снять крышку, предварительно высверлив алюминиевые заклепки (после ремонта при сборке крышку нужно закрепить винтами М3 с гайками).

В некоторых моделях отечественных холодильников крышка пускозащитного реле, как одного из уязвимых блоков, крепится на защёлках. Для того, чтобы её открыть, нужно всего лишь отогнуть отверткой эти защёлки у основания реле.

У большинства пускозащитных реле устройство соответствует схематическому обозначению на рисунке 5. Чаще всего встречается обгорание контактной пары 1-2, заклинивание сердечника 5 в катушке, поломка штока 3 и заклинивание пружины. Для устранения этих неисправностей, прежде всего, нужно извлечь катушку 4 (она крепится, как правило, на защелках). Из неё необходимо извлечь сердечник 5, контакты 2 (они извлекаются вместе со штоком 3). После этого нужно хорошо очистить это всё от грязи, например, тканевой чистой тряпкой, смоченной в спирте. Если есть необходимость, сердечник 5 нужно будет слегка зачистить напильником или наждачной бумагой, чтобы он свободно смог входить в канал катушки. Обязательно нужно зачистить наждачной бумагой рабочие поверхности контактов 1 и 2.

Частой причиной выхода из строя пускозащитного реле является поломка штока 3.

Как правило, оригинальный шток делается из пластмассы, однако его можно заменить самодельным штоком, сделанным из гвоздя 2, 5х35 мм. Металлический шток в реле, вместо пластмассового, работает долго и надежно. На рисунке 6 показаны размеры штока 3 для наиболее распространенного пускозащитного реле типа РТК-Х (М) или его аналога. Для любого другого типа реле размеры можно уточнить на месте.

После этого реле нужно будет собрать в обратной последовательности, поставить на место, закрепить и подсоединить подводные провода.

В случае, если причиной неисправности были окислившиеся контакты 1 и 2, и через короткое время работы, после того, как вы их зачистили, они снова окислились и обгорели, то необходимо обратиться к специалисту за более глубоким ремонтом, так как причины такого поведения контактов могут быть в нарушении работы всей электрической цепи холодильника.

Ремонт холодильника своими руками

Последний по порядку — не последний по значению

Другая неисправность, которая тоже довольно часто встречается, заключается в перегорании нагревателя R2 в реле тепловой защиты. Это легко определяется с помощью тестера при снятой крышке пускозащитного реле. Если неисправность в этом, пускозащитное реле необходимо заменить на новое.

ремонт холодильника своими силами, ремонт холодильника своими руками, самостоятельный ремонт холодильника

 ЗАМЕНА ИСПАРИТЕЛЯ
 Необходима замена испарителя холодильника при невозможности восстановления испарителя путем ремонта, при коррозии испарителя, многочисленных механических повреждений, проколов, возникающих как правило при разморозке испарителя
 
 
ДЕФЕКТ СИСТЕМЫ РАЗМОРОЗКИ 
 В зависимости от модели холодильника повышается температура в холодильной или морозильной камере, холодильник может работать не отключаясь, может вмерзать в лед  вентилятор обдува испарителя, при этом на начальном этапе могут быть слышны посторонние шумы при задевании лопастей об лед
 
 
ЗАКЛИНИВАНИЕ КОМПРЕССОРА
 Один из распространенных дефектов мотор — компрессора — заклинивание его механизма. Признак дефекта — компрессор при включении просто гудит, затем срабатывает тепловая защита. Сопротивления обмоток компрессора при этом,  не отличаются от номинальных
 
 
 ДЕФЕКТ ИМПУЛЬСНОГО КЛАПАНА

Главное отличие холодильников с клапаном это возможность управлять потоками хладогента, циркулирующего в холодильном агрегате, с помощью клапана. Камеры холодильника охлаждаются раздельно, следовательно, есть возможность раздельной регулировки температуры в камерах.  При дефекте клапана перестает охлаждать холодильная или морозильная камера.

 
 
ЗАСОР ДРЕНАЖНОЙ СИСТЕМЫ

Когда в холодильнике или под ним появляется вода, первым делом посмотрите, работает ли он вообще. Ведь если охлаждения нет, то неудивительно, что все в морозильной камере растаяло, и агрегат потек. Причины этого могут быть банальными – случайно выдернутая вилка, неисправная розетка с плохими контактами или внеплановое отключение электричества.

 
 
ЗАМЕНА МОТОР-КОМПРЕССОРА
Компрессор меняется в случае потери производительности (редкий дефект). В основном по причине межвиткового замыкания, мотор пытается запуститься , срабатывает тепловое реле и м/и отключается ( с периодичностью от 10 секунд до 2-3 минут)
 
 
ДЕФЕКТ ПУСКО-ЗАЩИТНОГО РЕЛЕ
Пусковое реле для холодильника осуществляет запуск мотора компрессорной установки посредством подачи на него напряжения. На неисправность пускового реле могут указывать такие причины, как мотор в холодильнике запускается на короткое время, а затем отключается, либо вообще не запускается.
 
 
ДЕФЕКТ КОНТРОЛЛЕРА
приборы, предназначенные для холодильных установок средней температуры. Они снабжены входом под температурные датчики PTC (NTC может выбираться параметром) и выходным реле для управления компрессором. Продолжительность циклов разморозки определяется временными интервалами остановки компрессора.
 
 
ХОЛОДИЛЬНИК НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

Алгоритм поиска причины того, почему холодильник не включается. Надо последовательно проверить:

  1. Напряжение в сети.
  2. Внутреннее освещение камеры и подключение к электросети.  
  3. Терморегулятор.
  4. Кнопку разморозки.
  5. Защитное и пусковое реле.
 
 
ХОЛОДИЛЬНИК РАБОТАЕТ, НО НЕ МОРОЗИТ

довольно частый дефект. Признаки дефекта :

  • холодильник вообще не морозит
  • он все-таки холодит, но слишком слабо, поэтому температура внутри повышенная.

Проблема может касаться обеих камер сра

Где находится реле в холодильнике. Пусковое реле холодильника

Всем, кто пытался самостоятельно ремонтировать свой домашний холодильник, неоднократно приходилось слышать, что во многих неполадках виновато пускозащитное реле.

Так, на пусковое реле принято возлагать ответственность за некорректный пуск холодильника с третьего-четвертого раза, за нежелание холодильника включаться и за некоторые другие грехи помельче.

Как же проверить работоспособность реле и снять с него все обвинения? Или, наоборот, убедиться в его неисправности, чтобы потом с легким сердцем поменять на новое и больше не сомневаться в нормальной работе холодильника?

Вы уже знаете, что перед проверкой внутренностей холодильника следует убедиться, что электричество доходит до вашего холодильного устройства. Вдруг проблема именно в розетке? Убедились, что дело не в ней? Тогда можно приступать к проверке реле.

Контакты пускового реле

Начать следует с контактов пускового реле. Во-первых, это самая доступная для внешнего осмотра часть. Во-вторых, при загрязненных или окислившихся контактах нормальная работа реле не возможна.

В нерабочем положении контакты верхней и нижней группы разомкнуты, а пластинка с контактами свободно лежит на катушке реле. Поэтому осмотр, а при необходимости зачистка контактов наждачкой труда не составит. Обратите внимание на нижнюю контактную группу: быть может, пластинку следует подогнуть для более плотного примыкания или же, наоборот, отогнуть, чтобы защита не срабатывала слишком рано.

Шток пускового реле

Теперь приподнимите верхнюю пластинку с контактами и осмотрите направляющий шток. При наличии ржавчины и загрязнений обработайте деталь любым антикоррозийным раствором против ржавчины и добейтесь плавного хода пластинки.

В противном случае она не будет успевать подняться за отведенные для пуска двигателя 2-3 секунды. Это тот случай, когда запуск компрессора происходит с перебоями, и вы вынуждены слушать многократные попытки запуска мотора.

Проверить обмотки компрессора

Если с контактами и штоком всё отлично, то далее стоит выяснить, поступает ли напряжение на реле.

Для этого нужно снять реле и прозвонить контакты двигателя попарно: правый и левый, верхний и правый, верхний и левый. Должны появиться значения в Омах в допустимых пределах для вашего компрессора.

Если появляется показатель OL, то это значит, что напряжение на реле не поступает, и искать поломку следует в моторе-компрессоре.

Прозвонить реле

Если контакты в порядке, напряжение поступает, а реле не работает, тогда следует прозвонить само пускозащитное реле. Если вы убедитесь, что реле рабочее – значит, нужно более внимательно проверить прочие узлы и механизмы холодильника (например, термостат), чтобы найти причину неполадок.

Если же тестер покажет отсутствие сигнала при прозвонке реле, то такое реле следует заменить. Ремонтировать его нежелательно – это очень тонкий механизм и любая неточность чревата дальнейшими поломками и даже возгораниями.

К тому же на ALM-zapchasti обойдется вам по доступной, почти оптовой цене. А уж если вы сумели самостоятельно снять реле, то, купив точно такое же, с легкостью установите его на ваш холодильник без посторонней помощи.

Кстати, проверить работоспособность только что приобретенного реле можно тем же способом, которым вы проверяли старое реле холодильника (последний пункт). Надеемся, что теперь сможете проверить пускозащитное реле холодильника и узнать, нуждается ли оно в замене. И теперь ремонт холодильника пойдет быстрее и эффективнее.

Каждый холодильник оборудован управляющим устройством, которое отвечает за включение пусковой обмотки во время запуска, также прерывает подачу тока, в момент, когда рабочая частота мотора начинает достигать примерно 75% вращения. Этим устройством является пусковое реле холодильника, которое представляет собой небольшую деталь, но сбои в его работе приведут к поломке всего оборудования.

Пусковое реле предназначено для соединения электрических цепей на основании заданных определенных входных параметрах. Также это электромеханическое устройство называют переключателем. Разные типы реле зависят от мощности и особенностей конструкции холодильного оборудования, и выделяют пусковые, тепловые и датчики — реле температуры. Тепловые и пусковые реле компрессора холодильника часто называют пускозащитным реле.

Пусковое реле для холодильника осуществляет запуск мотора компрессорной установки посредством подачи на него напряжения. На неисправность пускового реле могут указывать такие причины, как мотор в холодильнике запускается на короткое время, а затем отключается, либо вообще не запускается. Это может означать, что произошло заклинивание контактов в обмотке компрессора. Если ток к мотору поступает, но он не включается, то это означает, что произошло ослабление пружин. В таком случае потребуется заменить пусковое реле для холодильника.

Принцип действия теплового реле основывается на свойствах биметаллической пластины, которая при нагревании меняет свою форму. Реле тепловое состоит из спирали и рядом расположенной биметаллической пластины. Через спираль проходить большой ток, который приводит к ее нагреванию.

Если мотор потребляет небольшой ток, тогда спираль, через которую проходит ток, нагревается незначительно, поэтому на пластину никак не воздействует. Но при увеличении потребляемого тока происходит сильное нагревание спирали, приводящая к разогреванию биметаллической пластины, которая изгибается и размыкает контакты в цепи питания компрессора. Проверять исправность реле тепловой защиты лучше тестером, которое будет исправным, если сопротивление между контактами будет равно нулю. В случае если цепь разорвана, то реле необходимо заменить.

При запуске мотора, когда вал электродвигателя не начал вращаться, в это время ток, потребляемый обмотками довольно большой. Пускозащитное реле холодильника имеет катушку, через которую проходит этот большой ток, который заставляет выдвигаться подвижную группу контактов. Эта подвижная группа собой перемыкает контакты, через которые осуществляется питание на пусковую обмотку компрессора.

После запуска мотора, потребляемый ток начинает падать, также уменьшается и сила тока, которая проходит по катушке. Величины тока, которую пропускает пусковое реле холодильника не достаточно, чтобы в верхнем положении удержать подвижную группу контактов, что приводит к тому, что контакты под влиянием собственной тяжести возвращаются в первоначальное положение. В результате происходит размыкание цепи питания пусковой обмотки мотора.

Пускозащитное реле холодильника данного типа устанавливаются в определенном положении, именно таким образом, чтобы группа контактов вследствие размыкания падала под влиянием собственной тяжести. Это проверяется, в основном, при внешнем осмотре. Возможной неисправностью пускозащитного реле может являться заклинивание подвижных контактов, при этом мотор может вообще не запускается, или запускается не больше чем на 5 — 10 секунд, затем отключается. Также причиной неисправности может служить ослабление пружинной пластины, при этом при нормальном потреблении тока тепловая защита может отключить питание мотора.

Современное холодильное оборудование входит в категорию достаточно надежных бытовых приборов, способных бесперебойно работать на протяжении нескольких лет. Но, как и любая техника, холодильник также может ломаться, и нередко причиной выхода из строя является

типовые поломки + как починить самостоятельно

Бренд Стинол популярен среди ценителей высокого качества и приемлемой стоимости. Надежность, качественная сборка, функциональность и долговечность этих приборов не вызывают сомнений у потребителей. Но техника остается техникой и, несмотря на бережную эксплуатацию, иногда она ломается.

Ремонт холодильников Стинол – не проблема, поскольку сервисные центры есть практически везде. Можно и самостоятельно починить оборудование. В представленной нами статье подробно описаны причины характерных поломок и методы восстановления работоспособности холодильных машин.

Содержание статьи:

Принцип работы типового агрегата Stinol

Ассортимент представлен широкой линейкой моделей с различными эксплуатационными характеристиками. Все они принадлежат к устройствам испарительного или компрессионного типа. Это означает, что в их конструкции обязательно присутствует компрессор и испаритель. Рассмотрим, как они работают.

Для охлаждения рабочих камер оборудования используется так называемый хладагент. Состав представляет собой жидкость, способную при некотором давлении испаряться в условиях комнатной температуры.

Чаще всего в качестве хладагента используется хладон R22, но могут быть и другие составы. Все типы холодильных агентов именуются фреонами.

Принцип работы компрессионного холодильника Принцип работы компрессионного холодильника

Холодильник, как и любая другая холодильная машина, работает за счет непрерывной циркуляции по замкнутому контуру хладагента, проходящего стадии кипения и конденсации во время движения

Рабочий цикл происходит следующим образом. Жидкий фреон подается в фильеру. Это узкое сопло в виде фрагмента капиллярной трубки, через которое хладагент впрыскивается внутрь испарителя.

Последний выполнен в виде змеевика, что позволяет теплообмену протекать с максимальной эффективностью. Внутри испарителя фреон быстро расширяется и трансформируется в газ, поглощая при этом большое количество теплоты.

В результате температура внутри холодильного либо морозильного отсека опускается. Если постоянно нагнетать в испаритель хладагент, давление в нем резко повысится и процесс испарения прекратится.

Схема испарительного холодильникаСхема испарительного холодильника

Холодильники испарительного типа устроены одинаково. В их конструкции обязательно присутствуют компрессор и испаритель (+)

Поэтому пары фреона непрерывно откачиваются компрессором и подаются в радиатор. Это еще один змеевик, расположенный на задней части холодильного агрегата. Здесь пары хладагента конденсируются и отдают при этом тепло.

Далее жидкий фреон подается в фильеру и цикл повторяется. Главная особенность такой системы – наличие подвижных деталей и механизмов, которые рано или поздно могут выйти из строя.

Под маркой Стинол производятся холодильные агрегаты с одним либо двумя компрессорами. В последнем случае появляется возможность раздельного управления морозильным и холодильным отсеками, каждый из которых обслуживается «собственным» компрессором.

Это удобно, но значительно усложняет систему, а так же ее обслуживание и ремонт. Кроме того, бренд выпускает и модели с системой капельного оттаивания.

Электрическая схема СтинолЭлектрическая схема Стинол

Электрические схемы холодильников Стинол несколько разнятся в зависимости от модели. В общем виде их можно представить так, как это показано на схеме (+)

Устройство электрической системы

Нормальную работу любому компрессорному холодильнику обеспечивает электрическая схема.

В самом простом виде она включает несколько элементов:

  • Терморегулятор, отвечающий за поддержание определенной температуры.
  • Реле тепловой защиты, предотвращающее перегрев компрессора.
  • Электродвигатель.
  • Пусковое реле, отвечающее за пуск мотора.

Рабочий цикл происходит следующим образом. Когда на прибор подается напряжение, ток движется через с замкнутыми контактами, кнопку принудительного оттаивания, далее через реле термозащиты на пусковое реле и на рабочую обмотку мотора.

Ремонт холодильника СтинолРемонт холодильника Стинол

Для работы с электрической частью холодильного агрегата обязательно понадобится тестер, паяльник и элементарные знания в области электричества

Так как моторный вал стоит, протекающий по его рабочей обмотке ток имеет значение намного выше номинального. Это необходимо, поскольку конструкция предусматривает замыкание контактов на пусковой обмотке только при превышении номинального тока. Таким образом реле переводит ток на пусковую обмотку, двигатель начинает свое вращение, напряжение в рабочей обмотке пропадает.

Мотор продолжает работу в нормальном режиме, холодильный агрегат начинает морозить. В момент достижения заданной ранее температуры срабатывает терморегулятор.

Он размыкает свои контакты, и ток перестает поступать к двигателю. останавливается. При изменении температуры контакты терморегулятора вновь замыкаются и цикл повторяется.

Замена термореле холодильника марки СтинолЗамена термореле холодильника марки Стинол

Если вышел из строя терморегулятор холодильника, ремонтировать его нет смысла. Обычно это устройство просто меняют полностью на новый прибор

Для защиты от опасного для мотора перегрева предусмотрено реле термозащиты. Его основной элемент – гибкая биметаллическая пластинка. По достижению опасной температуры она выгибается и размыкает контакты, остывший элемент «встает» на место и замыкает их.

Обзор типичных поломок

Понятно, что если оборудование перестало работать, ему требуется ремонт, а иногда и замена. Однако есть признаки, указывающие на то, что владельцу нужно обратить внимание на свой агрегат и, возможно, пригласить мастера.

В норме компрессор должен функционировать без излишнего шума, периодически включаться/выключаться. является прямым сигналом о неисправности.

Холодильник СтинолХолодильник Стинол

Рачительный хозяин всегда внимательно следит за состоянием своего холодильника и отмечает все нетипичные для нормальной работы агрегата признаки. Только так можно предупредить серьезные неисправности

Температура внутри холодильного и в морозильного отсека должна соответствовать заданной. Внутри морозилки не должно быть излишнего инея, а в холодильном отсеке не должна накапливаться вода. Провоцируют поломки самые разные факторы.

Чаще всего это неправильная эксплуатация или установка прибора, механическое повреждение, воздействие окружающей среды, например, слишком высокая температура в комнате. Очень опасны и скачки напряжения в сети.

Вода в камере холодильника Вода в камере холодильника

При засоре капиллярного трубопровода, что совсем не редкость для «возрастных» холодильников, в отсеке для хранения появится вода и повысится температура

Если двигатель работает без перерыва, а температура опускается запредельно низко, скорее всего, виноват терморегулятор. При его поломке возможна и иная картина. Агрегат отказывается запускаться и размораживается, компрессор не работает.

Компрессор при этом будет работать без отключения, а в испарителе может появиться лед. Возможна утечка хладагента по контуру охлаждения. Эта проблема больше характерна для оборудования с нижним расположением морозилки.

По ее периметру проходит металлическая трубка, которая примерно за 6-7 лет может корродировать. В этом случае она становится источником испарения фреона.

Неисправности СтинолаНеисправности Стинола

Со временем некоторые металлические элементы конструкции могут корродировать, что приводит к утечке хладагента, выходу из строя компрессора и другим неисправностям

При наличии утечки морозильник будет продолжать работать, а холодильное отделение нет. Коррозия может появляться и в испарителе и в конденсаторе. Ремонт в таких случаях невозможен, только замена испорченных элементов.

Достаточно часто владельцы Стинолов обращаются к мастерам с проблемами компрессора. Это может быть заклинивание моторного механизма. Двигатель будет включаться, но не вращаться, а только гудеть. Через короткое время сработает .

Нередки и короткие замыкания в рабочей либо в пусковой обмотке мотора. Реже выходит из строя капиллярный трубопровод. Это можно заметить по повышению температуры внутри холодильного и морозильного отсека, появлению наледи на испарителе.

Двигатель при этом будет работать, практически не останавливаясь. Все это типичные поломки, справляться с которыми, скорее всего, придется мастеру.

Руководство для самостоятельного ремонта

Пользователь, даже немного знакомый с техникой, понимает, что невозможно дать подробные инструкции по ремонту оборудования определенного бренда. Модели слишком различны по своим техническим характеристикам. Можно только дать общие рекомендации по ремонту отдельных узлов.

#1. Компрессор устройства и его подвес

Устройство компрессора холодильного агрегата достаточно просто. Но при этом его самостоятельный ремонт практически исключен. Часто случающиеся межвитковые замыкания обмоток предполагают замену компрессора.

Самодеятельные мастера, пытающиеся их перемотать, обычно даром тратят время и силы. Причиной тому – попадающие в процессе работы внутрь компрессора влага и пыль, смешанные с воздухом.

Компрессор холодильникаКомпрессор холодильника

Компрессор холодильника Стинол устроен достаточно сложно. Ремонтировать его самостоятельно вряд ли стоит, зачастую это бесполезно. Чаще используется полная замена узла на новый (+)

В итоге узел все равно приходится менять. Мастера не советуют этого делать. Другое дело – подвес компрессора. Из-за его деформации возможны сбои в работе всего узла.

Прежде всего стоит проверить упругость хода всех его установочных ножек. Он должен составлять порядка 8-10 мм или даже больше. Если это не так, придется заменить амортизаторы, что не дорого и не сложно.

Основная сложность будет заключаться в том, что компрессор массивен и способен весом надломить трубку охлаждающего контура. Поэтому в процессе замены амортизаторов следует надежно закрепить узел в рабочем положении и обращаться с ним максимально аккуратно.

Расположение компрессора в холодильникеРасположение компрессора в холодильнике

Еще один нюанс: опытные мастера знают, что нетипичный шум в районе компрессора может исходить не только от неисправного прибора, но и от какой-либо бьющейся о его корпус трубки

В последнем случае стоит обернуть ее сукном либо войлоком и закрепить эту повязку шерстяной или хлопчатобумажной нитью. Синтетику или поролон использовать категорически не рекомендуется.

При смене температуры они станут хрупкими или слипнутся. В любом случае пользы от них не будет никакой. Такая «повязка» не только решит проблему шума, но и защитит трубку от преждевременного износа.

Компрессор холодильника СтинолКомпрессор холодильника Стинол

Если самостоятельно ремонтировать компрессор не рекомендуется, но “поработать” с его подвесом вполне возможно. На снимке стрелками показаны винты, удерживающие стойки

Еще одна распространенная проблема – уменьшение количества фреона. Насмотревшись роликов в интернете, некоторые умельцы пытаются выполнить заправку самостоятельно. Мастера настойчиво не рекомендуют это делать.

Залить фреон удастся, но вот сможет ли агрегат после этого работать – большой вопрос. Пары воды и пыль неизбежно попадут в охладительный контур в процессе заправки, что впоследствии приведет к поломке.

Кроме того, штатным компрессором предполагает его работу на влажном ходу принудительным способом. А это крайне опасно. Лучшее, что можно сделать для своего компрессора в этом случае, пригласить квалифицированного специалиста с лицензией, который и выполнит необходимые работы.

#2. Система защиты и пуска

Пусковое и термозащитное реле обычно объединяются конструкторами в общий узел. Для того чтобы до него добраться придется высверлить заклепки, удерживающие крышку.

После проведения ремонтных работ ее лучше всего посадить на пластичный клей и «прихватить» винтами. Наиболее «слабыми» местами узла можно считать контакты. Они часто загрязняются или оплавляются. Здесь поможет элементарная чистка.

Заливка хладагентаЗаливка хладагента

Самостоятельная заливка хладагента в охлаждающий контур недопустима. Выполненная неправильно операция приведет к поломке холодильника и чересчур экономному хозяину придется покупать новый

Еще один «опасный» участок – сердечник пускателя. Он может быть набит пылью, что приводит к залипанию контактов пускателя. Проблема может быть и в биметаллической пластине. Она со временем способна несколько терять упругость. Если деталь в холодном виде слегка выгнута, достаточно придать ей нужную форму.

Ослабевшие регулировочные винты могут сойтись, и тогда компрессор начинает работать так, как будто на обеих его обмотках есть межвитковые замыкания. Для решения проблемы достаточно отвернуть винты до требуемого зазора. Он составляет порядка 0,15-0,25 см. И прочистить контакты токовой защиты.

#3. Терморегулятор холодильного агрегата

Конструктивное исполнение термостатов, используемых в холодильниках, может быть разным. В целом выделяют два типа таких элементов: электронные и термомеханические.

Первые используются в приборах с электронным управлением и представляют собой группу детекторов и терморезисторов, связанных в единое целое с платой управления. Попытаться отремонтировать что-либо в такой системе может только дипломированный электронщик.

Холодильник СтинолХолодильник Стинол

В холодильниках с электронным управлением терморегуляторов в виде отдельного узла нет. Они есть в более простых моделях, но и здесь самостоятельно отремонтировать терморегулятор непросто

Термомеханический термостат выполнен в виде единого узла, но он считается полностью неремонтопригодным. Это объясняется тем, что термотрубка приклеена к испарителю, шов залит герметиком и вся система накрыта кожухом.

Отделить узел от испарителя без специальных инструментов и навыков крайне сложно. Кроме того, нельзя нарушать правильное положение термотрубки, что чревато серьезной поломкой.

Единственное, что можно попытаться сделать с терморегулятором, это поработать с ним не извлекая из агрегата. Так сказать «на весу». В таком положении можно осмотреть перебрасывающую пружину и заменить ее при необходимости.

Можно проверить работоспособность винта-отбойника, а так же осмотреть и тщательно очистить контакты. Обратную сборку следует проводить очень аккуратно.

Осмотр терморегулятора холодильника СтинолОсмотр терморегулятора холодильника Стинол

Внешний осмотр термозащитного реле можно провести без демонтажа. В случае серьезной поломки потребуется демонтаж, для этого нужно снять крышку и отсоединить устройство от сборной зажимной коробки

#4. Дренажная система «плачущих» устройств

В агрегатах с капельной системой внутри холодильного отсека может появляться и накапливаться вода. Основная причина этого неприятного явления – засор дренажной системы. Конструкция предназначена для отвода воды из камеры и проходит внутри корпуса холодильника.

Еще один признак засора – появление снежной шубы в морозилке. Поскольку начинается дренаж в отсеке для хранения продуктов, в целях защиты от попадания внутрь трубки органики его обязательно делают с гидрозатвором.

Дренажная система холодильникаДренажная система холодильника

В “плачущих” холодильных агрегатах обязательно обустраивается дренажная система с гидрозатвором. Когда она засоряется, у владельца холодильника начинаются проблемы, связанные с появлением воды в отсеке для хранения

На практике он выглядит как небольшой изгиб, в котором могут задерживаться все ненужные загрязнения. Для прочистки гидрозавора производитель предлагает специальные инструменты, которыми нужно время от времени освобождать отверстие от скопившихся загрязнений.

При этом отток воды налаживается. Если же дренаж засорился, такая прочистка не поможет. Засор нужно будет пробивать.

Делать это нужно крайне аккуратно, поскольку собственно система дренажа представляет собой трубку из тонкостенной пластмассы. Лучше всего взять рыболовную леску диаметром от 1 мм и гладко оплавить ее конец.

Получившийся импровизированный тросик опускают в дренажное отверстие и прочищают систему. Затем заливают в него полтора-два литра теплого моющего раствора и в конце промывают чистой водой.

Приспособление для чистки дренажаПриспособление для чистки дренажа

Для чистки дренажного отверстия в комплектации “плачущих” моделей холодильников есть приспособление с наконечником соответствующего диаметра

#5. Фузер, таймер и вентилятор в приборах No Frost

Холодильники «Без инея» конструктивно более сложны, чем “плачущие”. Соответственно, и проблем с ними больше. Их основное отличие – наличие обдува, осушающего излишнюю влагу, что предотвращает появление инея.

Самыми «слабыми» местами таких приборов мастера считают вентилятор, фузер и таймер. Обследовать вентилятор нужно из морозилки. В зависимости от модели холодильника элемент может быть открытого либо закрытого типа.

Вентилятор холодильникаВентилятор холодильника

Чтобы добраться до закрытого вентилятора в холодильнике с системой “Антииней” нужно предварительно снять крышку. Очень часто причиной проблемы становится элементарная грязь, скопившаяся на крыльчатке

В последнем случае узел накрывается крышкой с отверстиями. Для устройств с электронным управлением обычно используются открытые узлы. Таймер в этом случае тоже электронный.

Такой тандем самостоятельному ремонту не подлежит, здесь нужен мастер. Для более простых моделей со съемной крышкой и электромеханическим таймером ремонт вполне возможен. Для начала нужно аккуратно снять крышку.

Добравшись до вентилятора, его следует внимательно осмотреть и попробовать провернуть пальцем крыльчатку. Если она не поддается или идет туго, нужно разобрать узел. Для этого находят крепежную пробку.

Она должна находиться на оси устройства, может быть накрыта фирменной наклейкой. Под пробкой располагается шайба, может быть из пластика или металла. Первую разводят и снимают с помощью обычных иголок.

Стальную снимают плоскогубцами или специнструментом. Под этой шайбой находятся еще несколько тефлоновых, которые аккуратно снимаются и сохраняются. Далее крыльчатка вместе с ротором снимается, очищается и смазывается.

Мастера предупреждают, что смазку нужно выбрать правильно. Используются только низкотемпературные составы, иначе они загустеют. После чего проводится обратная сборка и проверка работоспособности. Возможно, прошел вполне успешно и проблема решена.

Проблемы с уплотнителемПроблемы с уплотнителем

Часто проблемы с холодильником начинаются с деформации уплотнителя. Если пользователь заметил, что резиновая прокладка прилегает неплотно, нужно сразу же приобретать ремкомплект и ставить его на замену износившемуся

Если нет, остается проверить работоспособность вентилятора. Для этого агрегат вскрывается сзади, затем нужно получить доступ к устройству, через которое включается вентилятор. Это может быть либо сетевой, либо низковольтный фильтр.

Для проверки вентилятор подсоединяют к узким штатным клеммам фильтра, а на широкие подают сетевое напряжение. Если крыльчатка не начала вращаться, возможно, проблема в фильтре.

Чтобы в этом убедиться, снимают аналогичный фильтр с вентилятора охлаждения компрессора и повторяют эксперимент. При подтверждении поломки фильтр заменяют аналогичным. Если все в порядке стоит проверить фузер и термичку запуска таймера. Они находятся в районе испарителя.

Для начала нужно вынуть из разъемов фузер и прозвонить его тестером. Сопротивление должно быть нулевым. Если нет – меняем деталь, она одноразовая. Предварительно проверяем на пробой ТЭН испарителя.

После этого нужно поставить на место все разобранные детали и замкнуть контрольные гнезда термички перемычкой. Делать это нужно только на выключенном из сети агрегате. Затем его включают. Он должен работать на коротком цикле, ненормально. Если это так – проблема в термичке, ее нужно заменить.

Ремонт холодильникаРемонт холодильника

Проверять контакты термички нужно очень быстро, иначе можно сбить настройки таймера. Выставить их снова очень сложно. Сделать это самостоятельно невозможно

Важный нюанс. Такая проверка должна быть очень короткой по времени, буквально 3-4 секунды, иначе таймер собьется. Если же таймер не заработал, скорее всего, причина неполадки в нем. Не стоит пытаться его отремонтировать, это под силу опытным мастерам. Проще будет заменить весь дефектный узел.

Выводы и полезное видео по теме

Алгоритм восстановления рабочих параметров термостата холодильника Стинол:

Видео о процедуре замены компрессора:

Ролик-инструктаж желающим отремонтировать систему “Антииней” в холодильнике Стинол:

Холодильники Стинол отличаются неплохим качеством и надежностью. Однако они тоже выходят из строя. Если есть желание и навыки, безусловно, можно попробовать «оживить» агрегат своими силами. Нужно понимать, что это мероприятие далеко не всегда может закончиться успешно.

Неквалифицированный ремонт может только усугубить ситуацию и тогда придется раскошелиться на более сложные ремонтные работы или, чего совсем уж не хотелось бы, на приобретение нового холодильника.

Хотите рассказать о том, как ремонтировали холодильную машину марки Стинол собственными руками? Есть желание поделиться полезными сведениями по теме статьи и технологическими секретами? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, размещайте фото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *