Skip to content

Храмы деревянные фото: Фотографии деревянных храмов – Деревянные храмы Руси (преимущественно): 2dar — LiveJournal

Деревянные храмы Руси (преимущественно): 2dar — LiveJournal

Нет, «не перекошены древние стены». В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде «Открывая Ленобласть» много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Но, чтобы дальше не отвлекаться сразу расскажу про две кирпичные религиозные постройки. Цельную и заброшку.
[Spoiler (click to open)]

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине — в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3

Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки  Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы — те же лемихи.
12

13


Памятник в некотором роде уникальный — 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году — это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки  перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же — обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Рекомендую к прочтению — Одна из старейших в мире деревянных церквей в Норвегии 1180 год.

Организаторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpikcha.Ru, Наши походы.

Деревянные церкви России — Лепота Мира

Дерево – характерная часть российского архитектурного наследия, в особенности в исторических деревнях севера России. Более тысячи лет, вплоть до 18-го века, всё строилось из древесины, включая дома, сараи, мельницы, княжеские дворцы и, конечно же, сотни церквей. Начиная с простых куполообразных структур, деревянная архитектура Руси достигла такого прекрасного развития, что некоторые из этих религиозных комплексов становились представителями великолепия на Земле. Плотники, работавшие без молотков и гвоздей, построили такие странные сооружения, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) с 25 главами (построена в 1708 году, сожжена в 1963 году) и восьмериковую ярусную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 году), которые существуют до сих пор.

Ни одна из ранних деревянных церквей не дожила до сегодняшних дней, но некоторые из поразительных соборов, построенных в начале 18-го века, пережили множество передряг – начиная с суровых зим, до гонений церкви во времена советского коммунизма. На протяжении почти ста лет великолепные церкви сжигались, гнили или были разграблены. Остальные остаются в плохом состоянии и забытье.

Когда знаменитый художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин путешествовал по северу России, он наткнулся на деревянные церкви и сразу влюбился в них. Благодаря фотографиям, сделанным Билибиным, об ужасном состоянии деревянных церквей узнало много людей, и при помощи совместных усилий и вырученных на продаже открыток денег, было восстановлено несколько 300-летних церквей.

Спустя сто лет другой фотограф, Ричард Дэйвис (Richard Davies), воссоздал путь Билибина по северу России и создал ещё одну серию великолепных фотографий этих красивых церквей.

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) — бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1531 году. Он был доставлен в музей под открытым небом Vitroslavlitsy из села Передки, Боровичский района.

Разрушенная Санкт Елисей церковь на севере России

Церковь Преображения в Пермском крае

Погост Кижи (т.е. корпуса Кижи) находится на одном из многочисленных островов в Онежском озере, в Карелии. Она включает в себя два красивых деревянных церквей 18-го века и восьмиугольную колокольню, также из дерева, который был построен в 1862 году.

Церковь Святого Георгия из деревни Вершины, Верхняя Тоймы района 1672, переехал в Малые Корелы Государственного музея деревянного зодчества.

Церковь Св. Николы в Великом Новгороде

Церковь Богоматери

Церковь Всех Святых на первом Сибирском просиявших в Сургуте был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянное строение без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построил первую церковь.

Церковь Воскресения из села Potakino перестроен в Суздале. Эта церковь была создана в 1776 году и, в частности, стоит посетить, чтобы увидеть колокольню, которая включена в самой церкви, а также рамки свалили журналов-старом традиционном способу защиты стены от дождя.

Церковь Воскресения Христова

Церковь в Суздале
Суздаль, город и административный центр Суздальского района Владимирской области, является домом для не менее 4 эффектных деревянных церквей, построенных между 13-м веке в 18 веке.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Деревянные церкви Севера России (фото): karhu53 — LiveJournal

All alone: Blanketed under a thick coating of snow, this church is one of many left without care or attention

18 мая в Москве состоялась традиционная встреча участников проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», на которой прошла презентация экспедиций, запланированных на лето 2013 года. Проект занимается сохранением уникального культурного и духовного наследия России – деревянного храмового зодчества, находящегося на краю гибели.
Для всех, желающих своим личным трудом оказать посильную помощь в работах по сохранению и восстановлению северных деревянных храмов и часовен, проект «Общее Дело» предлагает участие в экспедициях. Подробнее о проекте: www.obsheedelo.ru.

(Вверху: Турчасово, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1781))

Пермогорье, Архангельская область, церковь Св. Георгия (1665):

Koкойла, Карелия, часовня Святой Варвары (начало XVIII века):

Яндомозеро, Карелия, церковь Св. Варвары Великомученицы (1650):

Ковда, Мурманская область, церковь Святого Николая (1651):


Лядины, Архангельская область, Церковь Св. Покрова Пресвятой Богородицы (1761):

Красная Ляга, Архангельская область, церковь Святого Михаила (1655):


Внутри этой церкви:

Ратоноволок, Архангельская область, церковь Св. Петра и Павла (1722, рухнула церковь Св. Николая (1727):

Кимжа, Архангельская область, церковь Богородицы Одигитрии (1763):

Изма, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1679):

Бережная Дуброва, Архангельская область, церковь Святого Николая (1678):

Шелоховская, Архангельская область, церковь Михаила Архангела (1715):


Подпорожье, Архангельская область, церковь Св. Владимира (1757):


Пияла, Архангельская область, церковь Вознесения (1651):

Тульгас, Архангельская область, Церковь Св. Блейза (начало XVIII века):

из nabat.org

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ.

В наследство от наших предков нам досталось большое количество материального наследия, в частности культовых сооружения, как проявление национальных вкусов и предпочтений. К сожалению, с появлением в 19 веке жёсткой регламентации на архитектурные типы, русское зодчество перешло на рельсы общемировых тенденций, что привело к оскуднению форм, и первыми под удар профессиональных строителей попали церкви. Высочайшим распоряжением сверху были спущены примеры типовых храмов ( большинство из них созданы были под руководством К. Тона ) , бесконечные клоны которых начали появляться на месте разрушаемых древних зданий. Так как большинство деревенских церквей были выстроены из дерева, то за 19 век в центральных губерниях России были уничтожены практически все примеры древней народной архитектуры. На их месте возводились новые, или же старые стены претерпевали такие изменения, что узнать их в обновлённом облике было поистине невозможно. Назывались такие перестройки «во благолепие». А вот северные территории подобного искоренения народных вкусов тогда избежали- там разве что обшивали срубы досками, красили в дикие цвета , рисовали фальшивые окна в странной попытке дерево выдать за камень. В советское время многие культовые постройки под руководством реставраторов приобрели свой исходный вид и радуют сейчас нас своей подлинной красотой.

Решил устроить небольшой ликбез по развитию русского деревянного народного зодчества и на примере сохранившихся храмов показать эволюцию форм и предпочтения простолюдинов. Разговор веду о русском храмостроении, хотя подобные сооружения строили и наши ближайшие соседи- карелы, вепсы, коми…..
Как выглядели храмы восточных славян до принятия христианства доподлинно неизвестно, но они безусловно существовали. Говорят об этом и косвенные признаки (так первый княжеский христианский собор Новгорода , построенный из дерева — Софийский был возведён в 989 году и простоял 60 лет, когда в 1049 году сгорел ( «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» ). Уже само описание церкви- 13 (!) глав говорит о том, что сооружение это было крупное и сложное. Трудно представить , что новгородские плотники могли срубить такое здание, не наработав к тому времени навыков возведения больших культовых построек. Косвенные доказательства оставили и летописи тех времён, так первый русский метрополит Иларион восхваляя крещение Руси рёк: «Уж не капищ сграждаем, но Христовы церкви зиждем…капища разрушишась и церкви поствляются…идоли сокрушаются и иконы святых являхуся…». А монах Иаков восхваляя св. Владимира писал: » Храмы идольские и требища всюду расопа и посече и идолы сокруши». То есть в дохристианские времена у русских были какие то молельные здания, но как они выглядели неизвестно. С сотню раз летописцы костерили капища язычников поганых, но ни одного описания и тем более рисунка до нашего времени не дошло! Всё что в наше время рисуется как языческие храмы восточных славян не более чем плод фантазии художников. Куда больше повезло славянам западным- жителям Поморья (так тогда называлась Померания — территория на границе западной Польши и восточной Германии) , ибо сохранились письменные описания их капищ («контын»- «kontyny») , сделанные немецкими путешественниками. Так епископ Дитмар в 1018 году рассказывал , что в священном лесу лютичей «стоит капище, художественно срубленное из дерева, его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь», Отто из Бамберга видел в Щетине контыну посвященную Триглаву: «она была великолепно построена и стены её, как снаружи так и внутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой». А датский учёный Саксо Грамматикус так же в общих словах описал контыну города Аскона: «В центре равнины находился город, в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева. В этом святилище не только почитали Добро, но в нём были так же изображения богов которых боялись. Наружную оболочку составляла связная конструкция (сруб?), верх был покрыт червоной краской, внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани.». На основе этих описаний польский учёный Казимир Мокловский в своём труде «Sztuka ludova w Polsce» создал очень вольную графическую реконструкцию языческого храма западных славян, которую в наше время очень любят использовать иллюстраторы неоязыческих толков.

Удивительно, но о первых христианских храмах Руси известно не намного больше. Описаний их нет! Ни один русский летописец не потрудился ни рассказать как они выглядели, ни сделать зарисовок их. На помощь придут опять опять же европейские путешественники, но в периоды много более поздние. Само же зарождение русского храмостроения покрыто полным мраком. А ведь христианские церкви стояли на территории России много раньше чем произошло собственно Крещение — многочисленные христианские общины имелись во всех крупных городах. Так из летописного рассказа об убийстве Аскольда и Дира известно о существовании в 882 году двух деревянных церквей- св. Николая и св. Орины. О христианской соборной (!) церкви летопись упоминает в рассказе о договоре князя Игоря и греков: «Наутреня призва Игорь послы и приде на холмы где стояше Перун и поклодоша оружье и щиты и золото и ходи Игорь роте и мужи его и елико поганыя Руси а христьяную Русь водиша в церковь святого Ильи аже есть… се бо бе сборная церкви мнози бо быша Варязи христьяни».
Как же выглядели первые деревянные храмы, а так же те которые строились позднее, но изображений их так же не сохранилось? Вот тут и нужно достать пыльные фолиаты европейский путешественников которые оставили описания своих поездок в Московию в 17 веке- Адама Олеария и Августина Мейерберга. На многочисленных иллюстрациях прорисовано значительное количество деревянных церквей и на удивление они совпадают с храмами дошедших до наших времён. Казалось бы тогда какой смысл прибегать к книгам всяких Адамов и Августинов, но нужно держать в голове, что рисуя в середине 17 века русские поселения, встречавшиеся им по пути, эти путешественники изображали храмы построенные за 100-300 лет до момента их фиксации. То есть храмы 14 века- другой информации о тех временах у нас попросту нет!
Каким же образом сформировались первые православные храмы а Руси? От греков мы получили уже окончательно сформировавшиеся обряды с вполне определёнными частями храма, а именно алтарь, кафоликон (помещение для молящихся) и притвор. В греческих храмах каждая из этих частей имела определённый план и все они были пересажены на нашу почву для первых каменных храмов, но для дерева подобные формы были непригодны или очень сложны в изготовлении, что русские плотники увидели сразу же. Поэтому мастера взяли лишь схему плана, а церковники всегда зорко следили за соответствие ей, но не требовали точного копирования. Для молящихся требовалось сделать просторное помещение , достаточно светлое для размещения максимального количества прихожан, к кафоликону с востока примыкает алтарь, который при минимуме условий, должен вмещать в себя престол и жертвенник. Сплошные иконостасы есть творение недавних времён, а в первые века алтарь отделялся лишь небольшой преградой. И наконец притвор ( элемент который не являлся обязательным) примыкает с запада.

Вот эти части храма и получила Русь от Византии, но если для строительства первых каменных княжеских церквей призывались греческие каменных дел мастера то в деревянном строительстве заезжие зодчие ничем помочь не могли- не умели. Поэтому русские плотники и взяли на вооружение именно свои родные традиции , взяли их из гражданского зодчества, а так же культового языческого. Приёмы выработанные столетиями помогли возвести храмы новой религии. И эти русские деревянные храмы являются уникальным явлением для мировой архитектуры- они самобытны, не имеют аналогий в зодчестве других стран, они ,банально говоря, только наши.
В самом простом и распространённом варианте алтарь, кафоликон и притвор имеют прямоугольные формы- они собраны из связанных друг с другом венцов , то есть «клетей». Поэтому такие храмы и принято называть клетскими. Очень часто они имеют абсолютно непрезентабельный вид ( переделанные из амбаров часовни «амбарушки»), а даже если и выделяются от жилой постройки то лишь наличием креста. Такая обыденность конечно не могла импонировать церковному причту и посему при строительстве деревянных храмов плотники прибегали к различным способам максимально выделить религиозные сооружения. И самым простым решением было увеличение высоты. Поэтому церкви начали строить на высоком подклёте, который порой представляет из себя полноценный этаж, для увеличения вертикали скаты крыши задирали всё выше и выше, пока она совсем не перестала быть прохожей на крышу дома, а приобрела клиновидную форму ( клинчатые кровли ). Для ещё большей выразительности скатам крыш придавали излом, что бы ,с одной стороны, подальше от стен отбрасывать дождевую воду, а с другой- придавать строению ещё более торжественный и красивый вид. Что бы ещё более увеличить привлекательность на крышах делали несколько ступенчатых скатов, украшали конёк главкой или небольшой «бочкой», делали четыре ската, два клина или завершали сруб ,перекрывающей всё молельное помещение, крупной «бочкой».
До нашего времени сохранилось большое количество часовен клетского типа и несколько церквей.
*
(фотографии и текст Николай Телегин. текст написан в основном на материале монографии М. Красовского)

 

Деревянные церкви Руси: by_enigma — LiveJournal


Деревянные храмы, церкви и часовни на Руси возводились с глубокой древности. Благодаря доступности материала они строились повсеместно: от большого города до самой захудалой деревушки. К 1917 году храмов, больших и маленьких церквей по всей территории Российской империи насчитывалось огромное количество. Однако всё изменилось после Октябрьской революции и воцареньем новой религии — коммунизма. Строительство храмов и церквей было прекращено, а через некоторое время началось их массовое закрытие и уничтожение. Своё черное дело сделала так же и Великая Отечественная война. В её страшном горниле сгорели тысячи храмов и церквей. В итоге почти за 70 лет существования СССР была утрачена большая часть построенных за несколько веков уникальных памятников деревянного церковного зодчества. Оставшимся «в живых» церквям так же не сладко. Время, погодные условия и небрежное отношение с огнём не щадят редкие и уникальные церкви и их становятся всё меньше и меньше. Ниже представлена подборка фотографий сделанных в самом начале 20-го века на которых запечатлены деревянные храмы. Особый интерес представляют цветные снимки сделанные Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским между 1903-1917 годами по методу трёхцветной фотографии.

Церковь Св. Фрола и Лавра (1878 год) в селе Илемсельга (деревня в составе Кедрозерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия).Ныне утрачена

Церковь «Одигитрия» Иконы Божией Матери и колокольня при церкви 1702 год. (Верхотурье. Верхотурский район. Свердловская область). Утрачена

Церковь Казанской иконы Божией Матери из Илимского острога 1679 год. (Тальцы.Иркутский район.Иркутская область). Ныне включена в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Церковь во имя Преображения Господня (1904 год). Сестрорецк. Закрыта и снесена в 1925 году.

Церковь в селе Бирюлька (Качугский район, Иркутская область). Не сохранилась

Успенская церковь в Девятинах 1770 год (село в Вытегорском районе Вологодской области). Сейчас памятник архитектуры федерального значения

Старинная деревянная церковь Ильи Пророка (1690 год) Белозерск (Вологодская область) Сохранилась до наших дней

Петропавловский храм в Лесном 1901 год (в то время пригород Петербурга). Действовал до 9 августа 1935 года, через три дня были сожжены все иконы. Вскоре здание было разобрано

Первая деревянная Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Терийоки 1880 год (Зеленогорск). Сгорела 5 декабря 1907 года

Никольская церковь (1899-1902 года) в селе Лаврово (деревня Суховского сельского поселения Кировского района Ленинградской области).Не сохранилась

Николаевская церковь (1906) в Томске при станции Томск-II. Ныне Старо-Деповская улица, 1. Снесена в 1930-х годах

Кладбищенская часовня (Часовня Алексия человека Божия) у деревни Викшицы (деревня в составе Кончезерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия). Ныне утрачена

Деревянная церковь во имя Преображения Господня 1691 год с. Пидьма (деревня в Подпорожском городском поселении Подпорожского района Ленинградской области). Сгорела в 1942 году

Деревянная Скорбященская церковь (1748 год) в селе Керстово под Петербургом. Снесена в советское
время.

Вознесенская кладбищенская церковь в Зубцове на Полустовой горе. Не сохранилась

Ну и на последок шесть фотографий из альбома Н.А.Шабунина «Путешествие на север». 1906 год

Источники
http://prokudin-gorskiy.ru/index.php
http://sobory.ru/

Чёрный кофе — Деревянные церкви Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *