Skip to content

Холодные бани в царском селе – Камеронова галерея, Холодная баня (Агатовые комнаты). Екатерининский парк. Пушкин (Царское Село). Путеводитель.

Холодная баня с Агатовыми комнатами — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Холодная баня с Агатовыми комнатами — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села, созданный архитектором Чарльзом Камероном в 1780-х годах по заказу Екатерины II.

Павильон располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей, террасу которой соединяет с Агатовыми комнатами Висячий сад. На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.

Архитектурный ансамбль Чарльза Камерона, состоящий из соединённых Висячим садом Холодных бань и Камероновой галереи, был первым реализованным проектом шотландского архитектора.

Вход в Агатовые комнаты из Висячего сада

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой — это первый пример такого архитектурного решения в России. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из тёмной бронзы.

Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Дверь налево — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо — в Библиотеку и на лестницу на первый этаж. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.

На отделке парадных помещений Агатовых комнат Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства.

Ещё в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время ещё не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров по камнерезному искусству.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твёрдых самоцветов.

Камерон получил указание Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань весной 1783 года, после чего сделал новые эскизы для двух кабинетов — выполнение работ по предыдущему проекту было остановлено. В соответствии с его замыслом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась русскими мастерами вручную. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.

Наборный паркет, выполненный по эскизам Фельтена, был привезён из недостроенного дворца Александра Ланского. Меньший по площади, он был дополнен паркетом по эскизам Камерона.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века. В настоящее время комнаты открыты для посетителей.

  • Туманова Н. Е. Екатерининский парк: История развития и методика восстановления / Н. Е. Туманова; Сост. Н. А. Ильинская. — СПб.: Стройиздат-СПБ, 1997. — 160 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-87897-033-3.
Видео

Комплекс «Холодная баня»

 kotov_holodnaya_banya

История строительства комплекса «Холодная баня»

По приказу Екатерины II, архитектор Чарльз Камерон воссоздает на территории Екатерининского парка атмосферу Древнего Рима. По его проекту был построен двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором. Макет Холодной бани был закончен в 1780 году, и в этом же году весной было начато строительство.

Архитектурные особенности  комплекса «Холодная баня»

Комплекс «Холодная баня» расположен на территории Екатерининского парка. Архитектура этого комплекса основана на принципе контраста этажей и абсолютно соответствует стилю античного Рима, сочетающего геометрическую строгость линий и великолепие декоративной отделки. Для возведения цокольного этажа использовались блоки массивного пудостского камня, грубо обработанного, пористого, благодаря чему возникает эффект поврежденности временем, иллюзия настоящей античности. Между вторым и цокольным этажом проходит в значительной степени выдающийся карниз. В долгой стене, смотрящей на северо-восток, вырезаны полуциркульные окна, с торцов здания окна прорезаны в арках и имеют прямоугольную форму. Второй этаж своей отделкой резко отличается легкостью и изящностью от цокольного. Стены второго этажа выкрашены в светлый желтый оттенок и включают в себя ниши со скульптурами. Ниши выкрашены в терракотовый цвет, что делает их особенно привлекательными на светлом фоне. Верхний край стен украшен барельефами с мифологическими сюжетами. Первый этаж Холодной бани представляет собой помещения для купаний; второй этаж – это шесть комнат для отдыха и развлечений, с роскошным внутренним убранством, характерным в античности.

kotov_holodnaya_banya kotov_holodnaya_banya

Отделка интерьеров «Холодной бани» сохранила свой первоначальный вид до наших дней. Сейчас первый этаж Холодной бани предназначен для проведения временных экспозиций.Парадный юго-западный фасад Холодной бани смотрит на террасу на сводах, опорой которых являются кирпичные столбы. Терраса есть основание Висячего сада, она связывает ансамбль Камерона и Большой Царскосельский дворец. Если смотреть со стороны Висячего сада и Камероновой галереи, то верхний этаж Холодной бани видится абсолютно самостоятельным одноэтажным парковым павильоном. Отличие главного фасада от остальных фасадов состоит в наличии таких же, как на Камероновой галерее, колонн, это отражает единый дух сооружений. Камерон был проникнут духом античного искусства. Это проявляется как в богатом убранстве фасадов, так и в планировке внутреннего устройства здания. Декорирование многоугольных и овальных залов тоже является отражением традиций Древнего Рима. Своды, перекрывающие помещения, украшены рельефной скульптурой с живописью и лепными узорами. 

Русская парная

В ансамбле имеет место не существовавшая в Древнем Риме, но неотъемлемая для русского быта горячая баня (русская парная или русская баня) — помещение малых размеров с деревянным потолком, дощатым полом и обшитыми деревом стенами. Работа над сооружением была поручена архитектору И. В. Неелову, так как голландский мастер не был знаком с русской баней. Порядок проведения процедур в Термах Камерона соответствовал древнеримскому принципу снижения температуры от одного помещения к другому — от Русской парной к Купальной комнате.

kotov_holodnaya_banya kotov_holodnaya_banya

Купальный зал

Купальный зал является самым просторным и светлым помещением. Его перекрытия — это двойной крестовый свод, в нем четыре двери и два полуциркулярных окна.Первый проект Купального зала, представленного Камероном, императрица отклонила. Проект предполагал золотые лепные украшения, отделку стен искусственным мрамором, роспись орнаментом, вымощенный разноцветным мрамором пол. Согласно проекту, над бассейном следовало бы установить богатый балдахин на колоннах из фаянса, с золочеными орлами из бронзы. Из первоначального замысла Камерона были взяты только некоторые идеи: украшение зала рельефами с мифологическими сюжетами о воде. Пол был выложен дубовым паркетом. Стены кроме рельефов не имели никаких других украшений, а двери были просто окрашены в белый цвет. Бассейн объемом 13 кубических метров имел круглую форму и его окружала балюстрада из дерева. Стены бассейна были кирпичными, а внутри располагалась оловянная ванна. В зале был камин из белого мрамора. Камин декорировали позолоченной бронзой. В годы Великой Отечественной войны в зале организовали конюшню, вследствие чего бассейн был разломан, двери уничтожены, а от паркета остались обломки. В зале дважды проводили реставрацию — в 1949 и 1990 годах.

kotov_holodnaya_banya kotov_holodnaya_banya

Ванная комната

Купальный зал соединяется с Ванной комнатой, предназначенной для купания в теплой воде. Ее стены просто окрашены, а единственным украшением стали рамки, одна внутри другой, интересным образом делящие поверхность стен. Над дверями был декоративный портик, а над ним декоративные лепные вазы. Еще в Ванной комнате был выложен камин из светлого серого мрамора и были сделаны две ложные двери.

kotov_holodnaya_banya kotov_holodnaya_banya

Угловой кабинет

Дальше шел Угловой кабинет, который согласно плану представляет собой квадрат с полуциркульной нишей. Данное помещение использовалось для процедур массажа. Кабинет украшали колонны из мрамора с коринфскими капителями и лепные медальоны с композициями из древних мифов.

kotov_skulptura_ekat_dvorets4

Редакция сайта Пушкин.ру

Агатовые комнаты

 Агатовые комнаты

История строительства Агатовых комнат 

Агатовые комнаты расположенны на втором этаже комплекса «Холодная баня», на территории Екатерининского парка. Первый этаж здания презназначался для мытья, а второй для работы и отдыха. Комнаты были построены для Екатерины II архитектором Чарльзом Камероном, в них императрица в утренние часы занималась делами: писала письма, просматривала государственные документы. Это прекрасный памятник русского искусства, одно из лучших творений архитектора. Он получил указ убрать комнаты «великолепнейшим образом» и справился с этой задачей — по своей красоте, нарядности, масштабам мозаика комнат превзошла почти все, что до сегодняшнего дня видела Европа. Для их отделки были использованы самоцветы, натуральный и искусственный мрамор, порфиры, своды украшены лепкой и живописью, орнаменты выполнены из позолоченной бронзы, полы сделаны из редких пород дерева. 

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Строительству Агатовых комнат предшествовала длительная подготовка. Спустя несколько лет на русских гранильных фабриках разработали технологию обработки твердых самоцветов, благодаря чему давнее желание украшать интерьеры дворцов природным камнем стало осуществимо. Камни с Урала везли сначала на гранильную фабрику в Петергофе, а оттуда на специально построенную в Царском Селе мастерскую, где из них выпиливали плитки и другие детали нужных форм для отделки комнат. Для сохранения нужного объема помещений стены были сточены на 9 см. вглубь, затем для обеспечения долговечности кирпичные стены были выложены плитами из известняка, а поверх них уже укладывались плитки из яшмы. Затем были произведены завершающие работы по шлифовке и полировке, которые проявили яркость и сочность красок цветных камней. Завершив в 1781 году строительство Холодной бани, Ч. Камерон перешел к отделке помещений. 

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Особенности декора Агатовых комнат 

Развитию техники обработки твердых камней во многом способствовало увлечение минералогией, распространенное в аристократической среде в середине и второй половине XVIII века. Экспедиция под руководством Я. Данненберга открыла на Урале новые месторождения самоцветов, а на фабриках разрабатывались технологии их обработки и изготовления предметов декора, так что к концу века отделка дворцовых помещений яшмой, сердоликом, агатом стала входить в обыкновение. Художественный замысел дизайна двух кабинетов он изменил по распоряжению императрицы Екатерины Второй. Новый проект предусматривал отделку яшмой в технике «русской мозаики». Сначала стены были обрублены, потом покрыты плитами известняка и только после этого облицованы цветным камнем. На заключительном этапе работ мастера шлифовали и полировали яшму вручную, чтобы она заиграла ярчайшими красками и природной сочностью тонов. Таким образом они обработали почти 200 квадратных метров: стены, наличники, карнизы заблестели, как стекло. 

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Использованная для облицовки уразовская яшма была больше известна под названием «мясной агат», поэтому за павильоном постепенно закрепилось название Агатовых комнат. Холодная баня — название, которое в большей степени ассоциируется с его первым этажом. Яшма в облицовке стен и искусственный мрамор на дверных полотнах заметно пострадали во время войны. Исчезла немалая часть бронзовых деталей (части орнаментов на стенах и дверях, медальоны с пьедесталов, барельефы,ветви-светильники), вазы из яшмы и мраморные скульптуры. Несмотря на эти потери, отделка Агатовых комнат сохранилась в том виде, в каком была создана — как воплощение уникальной художественной традиции, не имеющей аналогов в мировой культуре.

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Современное время 

В годы Второй мировой войны немецкие захватчики не пощадили стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были разрушены бронзовые орнаменты, исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Здание дважды горело. Несмотря на это, творение Камерона в целом сохранилось и предстает перед нами в том виде, в котором его видела Екатерина II. К тому же со времен их постройки не было ни одной реставрации. Работы по восстановлению комнат начались в последнее десятилетие, когда интерьеры оказались под угрозой. В сентябре 2013 года реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены. 

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Интересные факты 

  • Основные материалы, которые использованы для отделки и убранства Агатовых комнат, это мрамор и разноцветная яшма — всего 25 тонн.
  • Отделанные яшмой кабинеты получили название Агатовых комнат из-за распространенного тогда названия уразовской яшмы — «мясной агат». Дело во внешнем виде этого минерала: пластины темно-красного цвета имели белые вкрапления — кварцит.

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

  • Чтобы отделка прослужила долго, кирпичные стены сначала выложили плитами известняка, а уж потом облицевали яшмовыми пластинами. Прежде чем перейти к облицовке, потратили около трех лет на подготовительные работы.
  • Завершающим этапом работ, без которого яшма никогда не заблестела бы всеми своими жилками и тонами, стала шлифовка и тщательная полировка. Их выполняли вручную — в результате 200 квадратных метров стен, карнизов, наличников обрели идеальную гладкость и стеклянный блеск.

Агатовые комнаты Агатовые комнаты

Редакция сайта Пушкин.ру 

Царские бани Царского Села | Истории

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал», в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов».

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле,  который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями», с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна», которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть», — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.

Агатовые комнаты (Холодные бани)

Екатерина II желала «иметь проект античного дома» в Царском Селе. Исполнил желание архитектор Чарлз Камерон. «Мы с ним мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть», — писала императрица.

Ансамбль Ч. Камерона (1780—1787) примыкает к Зубовскому корпусу дворца под прямым углом.

В составе ансамбля Холодная баня, Агатовые комнаты, Галерея статуй, Висячий сад и Пандус (1792—1794). Зодчий нашел удачное сочетание строгой классики с пышным барокко самого дворца. Ансамбль обозначил границу между регулярным и пейзажным парками.

Постройка состоит из двух ярусов. Первый — массивный, «древний». Он облицован грубо обтесанным пудожским камнем. Второй — легкий, светлый, прорезанный полуциркульными окнами и стеклянными дверями в арках.

На первом этаже размещалась Холодная баня. Она строилась по типу римской термы (от лат. thermae — тепло, жар).

Все помещения бани носили римские названия: аподитерий (раздевальня), лаконик (парильня), тепидарий (комната с горячей водой), фригидарий (комната с холодной водой), унктуарий (кладовая для хранения масел) и другие.

Через Переднюю посетители попадали в Купальный зал, Ванную комнату и Горячую баню. После парильни шли в Отдыхательную комнату, которую занимало «большое античное ложе».

Посреди Купального зала был устроен кирпичный бассейн с оловянной ванной внутри и деревянной балюстрадой вокруг. Зал украсил скульптурный фриз. В нем чередуются круглые медальоны и прямоугольные панно с рельефами. Рельефы посвящены водной стихии: «Га-латея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Туалет Венеры», аллегории рек и озер.

Под сводами крестообразного купола крупные закругленные барельефы, на одном из которых изображена Амфитрита — владычица морей. Ее окружают нереиды, амуры, дельфины, тритоны.

В интерьерах Холодных бань — крестовые своды, дубовые паркеты, беломраморные камины и рельефы на темы древних мифов.

В Холодных банях была и настоящая русская баня — небольшое, обшитое деревом помещение. Построить ее помог Камерону зодчий И. Неелов. В южном углу комнаты поставили печь, на решетку которой сложили 250 пушечных ядер. Их раскаляли и поливали водой — так образовывался горячий пар.

Второй этаж здания занимают Агатовые комнаты, или Агатовый павильон.

Он связан с дворцом Висячим садом. Сад создает иллюзию, что павильон расположен на первом этаже.

В Агатовых комнатах по утрам Екатерина II занималась государственными делами: просматривала документы, писала письма.

Светло-желтые стены павильона Ч. Камерон украсил рельефными кирпично-красными медальонами. В стенах он прорезал ниши для бронзовых статуй и бюстов, а вход со стороны сада оформил овальной полуротондой.

В глубине полуротонды три дубовых двери. Центральная ведет в Большой зал, правая — в Библиотеку, левая — в Кабинетец, за которым расположены Овальный и Яшмовый кабинеты. Из Яшмового кабинета сквозь Центральный зал можно пройти в Агатовый кабинет, а оттуда через лестничную площадку — в Библиотеку.

Интерьеры комнат выполнены в стиле строгой классики. В них сводчатые потолки с кессонами, украшенные золоченым орнаментом, рельефами и живописью в технике темперы на плотной бумаге.

В сюжетах рельефов и живописи — герои древних мифов. Двери и наборные паркеты выполнены из ценных пород: ореха, сандала, палисандра, пальмового, красного и розового дерева. Однако главное украшение помещений — отделка из разных сортов яшмы.

Дополняют интерьеры золоченые резные стулья, обитые белым узорчатым штофом. В войну удалось сберечь два таких стула (они были эвакуированы), а еще шесть нашли поломанными на территории парка.

Большой зал — центральное, самое большое и нарядное помещение павильона. Он прямоугольный в плане. Стены зала облицованы светло-розовым искусственным мрамором. Вдоль стен установлены светлые колонны с каннелюрами из олонецкого мрамора.

Под крестовыми сводами лепные барельефы: Амур и Флора, аллегория огня (фигура женщины перед жертвенником) и другие. В кессонах живописные выставки, выполненные в технике темперы на бумаге, наклееной на штукатурку. На них изображения Юпитера, Венеры, Марса, Минервы, Меркурия, аллегории рек и морей.

В отделке зала — богатая резьба по мрамору в сочетании с красным кварцитом и золоченой бронзой. По сторонам от входной двери расположены два камина (один привезен из Италии, другой — созданная в России копия первого) с резным мраморным барельефом.

Сюжеты барельефов взяты из росписей римских бань: над камином справа — древний свадебный обряд, слева — Александр Македонский, укрощающий коня Буцефала.

В нишах продольных стен установлены вазы из цветных камней.

Для освещения Большого зала Камерон заказал восемь торшеров: женщины, облаченные в римские одежды, держат в руках бронзовые ветви пальмы и дуба. На конце каждой ветви чашечка для свечи.

Резьба по мрамору, лепка, живопись и торшеры были созданы русскими и иностранными мастерами под руководством Ж. Б. Шарле-маня.

Боковые двери ведут из Большого зала в кабинеты: налево — в Яшмовый, направо — в Агатовый.

Яшмовый кабинет, как и Большой зал, прямоугольный в плане. Он поделен на три части двумя парами колонн и пилястр. В центре потолка купол с кессонами. В парусах купола декоративные женские фигуры, у основания его — живописный фриз на мифологические темы. Кабинет богато отделан разными сортами яшмы красноватых и зеленоватых оттенков: яшма на стенах, наличниках дверей, оконных карнизах. На светло-зеленом фоне стен прекрасно смотрятся девять бронзовых золоченых рельефов с фигурками Венеры, Амура и других мифологических персонажей (скульптор Ж. Д. Рашетт). В северном углу над камином — мозаика «Морской порт» из цветных камней (XVIII в., Флоренция). В нишах кабинета стояла скульптура из белого мрамора: Амур и Психея, Бахус и Ариадна.

К началу XIX в. в Яшмовом кабинете была собрана коллекция уникальных столиков ручной работы. В их числе был столик, облицованный перламутром, — подарок Екатерине II от турецкого султана.

Овальный кабинет (он действительно овальный в плане) украшен лепным растительным орнаментом с живописными медальонами и золочеными листьями аканта на стенах. По верху стен проложен фриз, изображающий хоровод. В кессонах свода — изображения ваз, светильников, музыкальных инструментов. Фриз и вставки в углублениях свода выполнены темперой.

Кабинетец — небольшая уютная комната, украшенная богатым лепным фризом и барельефами на темы древних мифов (скульптор Ж. Д. Рашетт). На сводах перекрытия живописные вставки и резныелистья аканта. В северном углу камин из белого мрамора с резным орнаментом.

Агатовый кабинет — овальное в плане помещение, стены которого облицованы яшмовым агатом и украшены бронзовым орнаментом. Камин в западном углу комнаты также облицован яшмовым агатом. На потолке живописные вставки: «Жертвоприношение Амуру», «Венчание Венеры», «Триумф Венеры», картины-аллегории «Наука», «Живопись и Скульптура» и другие.

В войну из Агатового кабинета были похищены мраморные статуи, яшмовые вазы, бронзовые рельефы со стен Яшмового кабинета и с тумб торшеров Большого зала. Искусственный мрамор стен и яшмовая облицовка получили повреждения. К счастью, в основном отделка XVIII в. сохранилась.

Из Агатового кабинета через верхнюю площадку лестницы можно пройти в Библиотеку. По форме, размеру и интерьеру она похожа на Кабинетец. В стенных нишах располагались два книжных шкафа — место хранения книг Екатерины II. Среди книг 28 томов французской энциклопедии.

До середины XIX в. здесь находились письменный стол с чернильным прибором из слоновой кости, золоченое кресло, обитое красным бархатом, и живописное изображение Минервы на стекле. На стенах висели портрет Павла I и гравюра с изображением Екатерины II.

Знаменитые бани Царского Села

Издревле баня считалась одновременно помощником в гигиене, сакральным местом для очищения духа и отличным досугом после тяжелой работы. О полезных свойствах парных не только слагали легенды, но сообщали в научных трудах.

В Пушкинском районе есть свои знаменитые бани – мыльни императоров. Интересные факты о них расскажет Пушкин.ру.

Турецкая баня

Где находится: Екатерининский парк

Павильон «Турецкая баня» был возведен по указу Николая I в 1852 году. Являясь памятником Русско-Турецкой войне 1828–1829 годов, облик мыльны напоминает мечеть неслучайно.

Дело в том, что турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях. И в назидание поверженному противнику император создал свою «баню».

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.

Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены.

Холодная баня

Где находится: Екатерининский парк

Екатерининский парк по приказу императрицы обустраивали по подобию архитектуры Древнего Рима. Поэтому архитектор Чарльз Камерон не отступил от пожеланий главы государства и построил в 1780 году двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором.

Мыльня была поделена на несколько залов, каждый из которых выполнял свою функцию:

· Русская парная
· Купальный зал
· Ванная комната
· Угловой кабинет (в нем проводились процедуры массажа)

Верхняя ванна

Где находится: Екатерининский парк

В 1777 году при перестройке церковного флигеля Екатерининского дворца баня императорской семьи, расположенная в нем, была разрушена. Поэтому началось строительство новой бани, которая так и называлась – Новая баня.

Павильон расположился на берегу зеркальных прудов и бал сооружен в стиле раннего классицизма.

К концу правления Екатерины II баня стала называться Мыльней их высочеств и до середины 19 века использовалась по назначению. Там было 6 помещений:

· Ванна
· Парильня, сени
· Раздевальня
· Центральный восьмигранный зал отдыха
· Водогрейная (помещение истопника)

С Верхней ванной связан забавный исторический случай. Летом 1780 года ее на несколько дней превратили в бутафорский трактир. К Екатерине II в гости ехал римский император Иосиф II (граф Фалькенштейн), который всегда останавливался только в трактирах и нигде более.

Поэтому императрицы приказала переоборудовать под трактир баню. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в этой мнимой гостинице пять дней и остался доволен, не заметив «подвоха».

Нижняя ванна

Где находится: Екатерининский парк

Нижняя ванна была построена в 1779 году. Здание представляет собой среднее круглое здание в центре и меньшие круглые и прямоугольные по сторонам. Центральное здание выше других, и на его крыше установлен купол. Это оказалось самым необычным архитектурным решением в Екатерининском парке.

У павильона нет главного фасада, обращенного к дворцу, окна круглые и расположены высоко, в соответствии с назначением здания. Тяжеловесные ванны из мрамора стоят вдоль стен во всех круглых отделениях Ванны.

В мыльне размещались две котельные-водогрейни, откуда теплая вода по трубам подавалась в парильню и помещения с ваннами.
После Великой Отечественной войны павильон превратился в молочный буфет, который являлся местом для семейного отдыха.

Царь-ванна

Где находится: Баболовский парк

Купальня Баболовского дворца до сих пор окутана мифами и загадками. Ее отливали на протяжении 10 лет, поскольку размеры ванны потрясали даже самих создателей: высота – 2 метра, диаметр – 5 метров, объем – 2000 ведер воды.

Под мыльню специально пришлось увеличивать помещение. А характеристики не поддаются логическому объяснению, учитывая тот факт, что сливное отверстие в купальне отсутствует.

По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который привезли с каменоломни одного из финских островов. Хотя ни электричества, ни первых двигателей, ни хороших дорог для транспортировки еще не было. Предположительно, автором удивительной работы стал мастер Самсон Суханов.
Приближенные Николая I даже ездили на экскурсию в Баболовский дворец, чтобы посмотреть «восьмое чудо света».

Холодная баня

Где находится: Павловский парк

Холодная баня в Павловском парке является первым архитектурным объектом Чарльза Камерона после затяжного конфликта с Павлом I. Он был отстранен от ведущей роли в строительстве павильонов, поскольку отличался своенравием и чрезмерно обременительными для бюджета решениями.

В 1799 году после возвращения к деятельности в Павловске он возвел классическое здание в виде небольшой ротонды с куполом. К нему примкнул более низкий прямоугольный корпус с двускатной крышей и фронтоном над входом.

Украшение снаружи ограничивалось двумя нишами со статуями по сторонам двери и орнаментом под карнизом над входной аркой.

Художественная насыщенность убранства была сосредоточена внутри. Первая комната, с небольшим камином, была задрапирована розовой кисеей. Стены украшали картины. Внутри ротонды был устроен круглый бассейн с фонтаном-душем оригинальной формы – в виде медного шара.

 

Холодная баня

Холодная баня

Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».

Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.

Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян». Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» — окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты  и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.

В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.

Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).

Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.

РУССКАЯ БАНЯ

От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России  парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.

Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.

УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)

Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе,  работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.

Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.

ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)

Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.

Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.
 

Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.

Сразу под сводами расположены большие полукруглые  панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.

Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах  прошли реставрационные работы.

ЛЕСТНИЦА

Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.

Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.

Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери,  выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.

Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.

Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *