Skip to content

Википедия такелажные работы: Такелажные работы (грузоперевозки) — Википедия – Такелажные работы — Википедия

Содержание

Такелажные приспособления, средства и механизмы

Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.

такелажные приспособления

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы – приспособления, используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.

такелажные механизмы приспособления

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином «оснастка». На практике используются в основном следующие такелажные приспособления:

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.

такелажные средства механизмы и приспособления

Стропы

Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, — 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.

учет такелажных средств механизмов и приспособлений

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр.

журнал такелажных средств механизмов и приспособлений

Требования к оборудованию

Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений. Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты – 1 р/мес, стропы – 1р/10 дн (кроме редко используемых).

Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.

После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.

Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.).

журнала учета такелажных средств и приспособлений

Техника безопасности

Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:

  1. Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
  2. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
  3. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.

Классификация объектов

Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:

  1. Легковесные – до 250 кг.
  2. Тяжеловесные – 250-50000 кг.
  3. Очень тяжелые – больше 50 тонн.

Существует еще одна категория – мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты.

 осмотр такелажных средств механизмов приспособлений

Заключение

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.

Такелажные термины

  • Такелажные работы – комплекс действий, предназначенных для поднятия груза с целью его погрузки и выгрузки. Предполагают обязательное использование специальных приспособлений и механизмов (этим и отличаются от обычных погрузочно-разгрузочных работ). Традиционно применяются для поднятия и перемещения тяжеловесных или крупногабаритных грузов, которые вручную передвигать невозможно. Часто такелажные работы называют просто такелажем (такелаж банкоматов, такелаж сейфов, такелаж оборудования).
  • Такелаж. Слово имеет два значения. Во-первых, оно может использоваться как синоним такелажных работ. Во-вторых, такелаж – это совокупность всех средств, приспособлений и механизмов, используемых для поднятия и перемещения грузов. К ним относятся всевозможные стропы, тросы, карабины, гидравлические тележки, разборные крановые установки и многое другое.
  • Такелажные услуги. Понятие часто используется как синоним такелажных работ. Но на самом деле оно более широкое. Кроме собственно поднятия и перемещения грузов такелажные услуги включают различные подготовительные и другие  работы – демонтаж, упаковку, закрепление в транспорте, перевозку и пр.

Такелаж, погрузка и разгрузка: общие термины

  • Погрузочно-разгрузочные работы – это действия по погрузке товаров или вещей в транспортное средство и выгрузке из него. Они могут быть общими и промышленными. Последние подразумевают подъем и спуск тяжелого оборудования  любого типа (производственного, медицинского, банковского, электротехнического и пр.).
  • Груз – товар, предмет, оборудование, которое необходимо переместить. Он может быть сравнительно тяжелым или нетяжелым (от 1 кг до десятков тонн). Грузы классифицируют по типу (обычные, опасные, негабаритные, скоропортящиеся, живые, тяжеловесные), по форме (насыпные, жидкие, упакованные и др.), по способу транспортировки (морские, железнодорожные, автомобильные).
  • Негабарит – груз, превышающий допустимые размеры (вес). Понятие это очень широкое и применимо только к конкретной грузоподъемной машине. Так, большая часть грузовой техники рассчитана на следующие габариты груза – 2,45 м х 13,6 м х 3,1 м, 24 тонны. Все, что превышает эти параметры,  будет для стандартного крана негабаритом. Для транспортировки негабаритных грузов нужны не только специальные транспортные средств, но и ряд согласований, тщательно продуманный маршрут, иногда – сопровождение полиции.

Некоторые специалисты такелажной компании

  • Стропальщик – специалист по строповке грузов для последующей их погрузки (разгрузки) при помощи грузоподъемных механизмов. Рабочие такого профиля востребованы не только в такелажных компаниях, но и на строительстве, на складах, в портах и железнодорожных грузовых терминалах. Стропальщиком может быть только рабочий, который прошел специальную подготовку, получил профессиональное удостоверение и допуск к работе на погрузочно-разгрузочных площадках.
  • Такелажник – специалист по подъему и перемещению тяжелых грузов с использованием специальных механизмов и приспособлений.
  • Грузчик – рабочий, который поднимает и перемещает тяжелые и нетяжелые грузы. Отличается от такелажника тем, что использует в работе преимущественно свою мускульную силу, то есть, работает руками, без дополнительных приспособлений.
  • Оценщик – специально подготовленный профессионал, который предварительно оценивает объем такелажных и сопутствующих работ, а также рассчитывает стоимость заказываемых услуг. Как правило, оценщик выезжает на место выполнения такелажа, чтобы ознакомиться с условиями его проведения. Он также обсуждает с клиентом возможные пути решения задачи, все нюансы выполнения заказа, оглашает стоимость услуг и подписывает договор.
  • Мебельщик – специалист по сборке и разборке мебели. Он занимается не только демонтажем мебельных модулей, но и их подготовкой к перевозке (упаковкой и пр.).
  • Экспедитор – специалист, уполномоченный сопровождать груз и сдать его принимающей стороне в пункте назначения.
  • Упаковщик – подготовленный специалист, который занимается упаковкой перевозимых грузов. Должен хорошо ориентироваться в разнообразии упаковочных материалов, уметь подбирать их к конкретному типу груза, знать требования различных предметов, веществ, оборудования к условиям перевозки, чтобы правильно их упаковать.
Канаты, тросы, веревки, узлы
  • Трос – витое или крученые канатно-веревочное изделие. Может быть изготовлен из искусственных, натуральных волокон (например, пеньки) или из стали. Часто свитые тросы дополнительно оплетают снаружи другими материалами.
  • Канат – синоним троса. Сейчас между этими понятиями четкой границы нет. Ранее в морском такелаже канатом называли пеньковый трос толщиной от 13 дюймов.
  • Веревка – тонкий и гибкий трос. Четкого разделения межу текстильными тросами и веревками нет.
  • Бухта – упаковка троса в форме полого цилиндра, а также любая веревочная снасть, свернуая кругами, восьмерками, шлагами.
  • Вырубить – вырезать из целой бухты нужный кусок каната (веревки).
  • Конец – вырубленный отрезок троса. Он может быть ходовым (тот, который находится в руках) и коренным (тот, который закреплен на чем-либо). Также отдельно различают штерты (кончики) – короткие концы тонкого троса.
  • Строп – специальные веревочные (ленточные) приспособления в одну или несколько ветвей с петлями, крюками, скобами на концах. Предназначены для закрепления и последующего подъема крупных грузов и/или грузов сложной конфигурации.
  • Автостроп – автоматический грузозахватывающий механизм для зачалки и расчалки грузов (контейнеров, пакетов) в труднодоступных местах.
  • Стройка – петля из тонкого троса, закрепленная на блоке, ручке, скобе инструмента.
  • Шлаг – свободная петля, оборот троса или веревки вокруг чего-либо.
  • Колышка – одна из петель на снасти, которая является частью целого узла.
  • Кальпика – случайный, вредный завиток на снасти, который образовался вследствие ее перекручивания.
  • Ворса – расплетенные куски старых текстильных тросов. Используются для небольших временных закреплений снасти.
  • Схватка – крепление двух параллельных тросов между собой или одного троса к какому-либо предмету. Для этого, как правило, используют ворсу или штерты.
Грузоподъемная техника и грузоперевозки
  • Грузоподъемная машина (ГПМ) – специальная техника для подъема грузов или людей по вертикали. Все такие машины относятся к механизмам циклического действия. Самыми распространенными ГПМ, применяемыми в такелаже, являются краны, манипуляторы, подъемники, тельферы.
  • Грузоподъемные устройства – более простой вид ГПМ. Иногда их выделяют в отдельную группу, иногда рассматривают, как разновидность ГПМ. К таким устройствам относят блоки, вороты, лебедки, тали, полиспасты и т.п.
  • Подъёмник – ГПМ для вертикального или наклонного подъема и спуска грузов или людей в специальных грузонесущих устройствах (вагонах, кабинах, клетях, ковшах, платформах, скипах и т.д.). Такие устройства могут находиться на полу, двигаться по вертикальным рельсам или подвешиваться на канатах.
  • Консольный кран – кран, грузозахватный орган которого подвешен на консоли или тележке, закрепленной на колонне или ферме. В зависимости от положения консоли меняется значение минимального и максимального вылета такой ГПМ.
  • Вира – «поднимай вверх» (разговорная команда, используемая при подъеме тяжелых грузов с использованием кранов, лебедок и другой техники).
  • Майна – «опускай вниз» (команда, используемая машинистами крановых установок и стропальщиками при работе с тяжеловесными грузами).
  • Шнек – винтовой стержень, вращающийся вокруг своей продольной оси (самый простой пример – шнек обычной мясорубки). Благодаря движению винтовой грани, при помощи такого устройства можно транспортировать сыпучие грузы – загружать их в кузов автомобиля или передавать на другой участок погрузочной площадки. Шнеки входят в конструкцию многих транспортировочных и производственных машин.
  • Грузовой автомобиль – транспорт, предназначенный для перевозки грузов. Он может быть бортовым и тентованным, обычной грузоподъемности и большегрузным и т.д.
  • Мебельный фургон – грузовой автомобиль для перевозки мебели. Имеет объемный крытый кузов со специальными ремнями для крепления мебельных модулей.
  • Пухтовоз – большегрузный автомобиль для вывоза мусора. Название происходит от сокращения «пухто» – пункт утилизации и хранения твердых отходов.
  • Сборная перевозка – одновременная  транспортировка небольших грузов различных заказчиков в одном автомобиле.
Такелажные услуги
  • Офисный переезд – комплекс работ по организации перевозки всего офисного оборудования заказчика. Включает в себя последовательные действия по составлению плана переезда, разборке мебели, описанию и  упаковке мебели, техники, документов, их погрузке на транспорт, перевозке, распаковке, сборке и расстановке по местам в новом помещении.
  • Квартирный переезд – комплексная работа по организации и осуществлению перевозки всего квартирного имущества заказчика в новое жилье. Как и офисный переезд, эта услуга состоит из нескольких основных этапов.  По завершению работ все домашнее имущество заказчика в целости доставлено по новому адресу, распаковано, собрано и расставлено в новой квартире.
  • Перевозка мебели – услуга, которая может предоставляться как при комплексном переезде, так и отдельно от него. Включает в себя разборку меблировки, упаковку ее составляющих во избежание повреждений при дальнейших работах, собственно транспортировку, а затем распаковку, сборку и расстановку по указанным местам.
  • Упаковка – подготовка вещей, предметов, оборудования к перевозке для обеспечения их сохранности при погрузке, выгрузке и в дороге. Чтобы упаковать различные грузы и даже отдельные части одного разобранного груза, используют разнообразные материалы. Они должны защищать предметы от царапин, ударов, атмосферных воздействий, а иногда даже от вибраций и электромагнитного излучения. Самыми популярными упаковочными материалами являются бумага и стрейч-пленка (защищают от царапин, пыли и влаги), а также пузырчатая пленка и пенополиэтилен (не позволяют разбить и испортить особо хрупкие предметы). Также часто используются картонные и деревянные коробки, ящики, поддоны.

Промышленный такелаж: некоторые типы перевозимого оборудования

  • Куттер – машина для измельчения мяса, используемая в заведениях общепита и на мясоперерабатывающих предприятиях (для изготовления фарша и изделий из него – колбас, сарделек, полуфабрикатов и пр.). В зависимости от размеров и производительности, такое оборудование может весить от 10–15 килограмм до нескольких тонн.
  • Термопластавтомат – литьевая машина для переработки термопластических полимеров (попросту говоря, различных пластмасс). С их помощью производятся всевозможные пластиковые изделия – от посуды, тары и игрушек до деталей машиностроения. Такелаж таких машин требует мощной техники и большого опыта, так как их вес обычно очень большой (от 2–3 до 100–150 тонн). Кроме того, литьевые автоматы имеют модули точной настройки, которые легко повредить при неаккуратных перемещениях.
  • Преобразователь частоты – электротехнический прибор, который изменяет частоту исходного тока и подает измененный ток к нужному оборудованию. Это точное и чувствительное оборудование, которое не терпит ударов, сильных встрясок, попадания влаги и т.д. Также частотные преобразователи могут быть очень габаритными и тяжелыми (их вес колеблется от одного–двух до нескольких сотен килограмм).
  • Испытательный стенд – лабораторное оборудование, предназначенное для испытаний различных объектов нормальными или сверхнагрузками. В его состав входят рабочее поле (стол, плита или крепления для установки проверяемого устройства), подсистемы для создания нагрузок (вибрационных, электрических и пр.) и контрольно-измерительные приборы. Перевозить такие стенды нужно предельно аккуратно и с обязательным учетом типа включенных в них приборов. Некоторые из них не переносят встряски и вибраций, другие – электромагнитных излучений и т.д. Такелаж подобных грузов осложняется их внушительным весом и часто неудобной, негабаритной формой.
  • Главный распределительный щит – установка для приема и распределения электротока по отдельным помещениям какого-либо здания. В его конструкцию входит сложная и чувствительная противоаварийная автоматика, счетчики и другие хрупкие модули. При этом вес щита-распределителя может достигать нескольких сотен килограмм.
  • Трансформатор – установка для преобразования напряжения электротока без изменения его частоты. Основная его часть – проволочные (ленточные) катушки на ферромагнитных сердечниках. Из-за такой конструкции даже небольшой портативный трансформатор имеет внушительный вес. А мощные установки для энергетических или распределительных предприятий могут «потянуть» на несколько тонн. Но такелаж трансформаторов часто требует предельной осторожности и аккуратности, так как многие современные модели оснащены точными и сложными электронными модулями.
  • Станок токарно-винторезный. Производственное оборудование для вытачивания и обработки заготовок в форме тел вращения (цилиндрических, конических), а также для нарезания резьбы, подрезки и обработки торцов, сверления, зенкерования, развертывания отверстий и т.д.
  • Станок фрезерный по дереву. Предназначен для изготовления фасонных погонажных изделий – плинтусов, филенок, выборки фальцев, пазов, гребней, шпунтов и пр. Также с его помощью обрабатывают изделия неправильной формы по специальному шаблону.
  • Станок фрезерный по металлу. Используется для обработки плоских и фасонных металлических поверхностей и заготовок различной формы – тел вращения, зубчатых колес, геометрически неправильных деталей. Существуют также специальные зубофрезерные станки для нарезания цилиндрических зубчатых колес наружного и внутреннего зацепления. А единичные пазы, шлицы и канавки выдалбливаются долбежными станками.
  • Радиально-сверлильные и вертикально-сверлильные станки. Оборудование для создания и обработки отверстий в крупных заготовках, нарезания резьбы, рассверливания и пр. Применяется как в единичном, так и в серийном производстве.
  • Вальцовочный станок – станок для гибки материалов в разных плоскостях. С его помощью можно придать нужную форму листовой стали, нержавейке, алюминию, поликарбонату.
  • Ленточнопильные станки используются для непрерывной резки изделий из круглого металлопроката – уголков, труб, швеллеров и пр. Все перечисленные станки и многие другие виды производственного оборудования требуют профессионального подхода к такелажу и транспортировке. Они имеют большой вес (по несколько сотен килограмм), сложные механические части, а иногда и точные чувствительные модули управления.
  • Промышленные прессы. Оборудование для штамповки и гибки различных заготовок. Самые распространенные типы прессов – кривошипные и листогибочные. Все они тяжелые и крупногабаритные. Кроме погрузки и перевозки, такое оборудование требует правильного демонтажа и последующей установки на новом месте с выставлением по уровню.

Конечно, это далеко не полный перечень грузов, работающих у нас специалистов и используемых приспособлений. Наша компания работает с самым разнообразным оборудованием, материалами, мебелью и техникой. Если даже Вы не нашли в списке своего типа груза, звоните нам. Мы перемещаем любой предмет весом от 1 кг до 600 тонн на расстояние от метра до бесконечности.

Стоячий такелаж — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. Например, на четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.

Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.

К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

Расположение снастей стоячего такелажа[править | править код]

1. ватер-штаги22. ватер-бакштаги
2. мартин-штаг23. утлегарь-бакштаги
3. мартин-штаг от бом-утлегаря24. бом-утлегарь-бакштаги
4. фока-штаг25. фок-ванты
5. фок-лось-штаг26. фор-стень-ванты
6. фор-лось-стень-штаг27. фор-брам-стень-ванты
7. фор-стень-штаг28. фор-стень-фордуны
8. кливер-леер29. фор-брам-стень-фордуны
9. фор-брам-стень-штаг30. фор-бом-брам-стень-фордуны
10. бом-кливер-леер31. грот-ванты
11. фор-бом-брам-стень-штаг32. грот-стень-ванты
12. грота-штаг33. грот-брам-стень-ванты
13. грот-лось-штаг34. грот-стень-фордуны
14. грот-лось-стень-штаг35. грот-брам-стень-фордуны
15. грот-стень-штаг36. грот-бом-брам-стень-фордуны
16. грот-брам-стень-штаг37. бизань-ванты
17. грот-бом-брам-стень-штаг38. крюйс-стень-ванты
18. бизань-штаг39. крюйс-брам-стень-ванты
19. крюйс-стень-штаг40. крюйс-стень-фордуны
20. крюйс-брам-стень-штаг41. крюйс-брам-стень-фордуны
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны
  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
  • «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века», К. Х. Марквард, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0131-3

Такелажные работы в строительстве — виды, оборудование

Строительство какого-либо здания, особенно в несколько этажей, не обходится без поднятия грузов на разную высоту. Именно поэтому и было придумано специальное оборудование, которое на профессиональном языке называется такелажным. Оно включает в себя разные устройства для поднятия грузов – начиная с простейших механизмов ручного типа и заканчивая мощными кранами. Благодаря такелажному оборудованию можно без особых трудностей доставить на нужную высоту раствор бетона, материалы для перекрытий и прочие нужные в строительстве элементы.

Стоит отметить, что прогресс не стоит на месте и подъемные механизмы все время совершенствуются. Специалисты разрабатывают новейшие технологии, создают совершенные механизмы, которые позволяют облегчить операции по погрузке и разгрузке. Это позволяет еще и быстрее закончить строительство. Стоит добавить, что качество работ по такелажу зависит не только от оборудования, но и от опытности работников. Они должны хорошо разбираться в строповке перемещаемых объектов.

Такелажные работы

Чаще всего такелажную технику используют в строительстве больших загородных домов и коттеджей. Самый распространенный вид такой техники – это кран самоходного типа, оснащенный стрелой. Он обязательно оснащается подвеской, которая может быть и жесткой, и гибкой. Стрела с гибкой подвеской двигается за счет прочных канатов. Краны с жесткой подвеской приходят в движение благодаря механизмам винтового типа. Их еще называют гидроцилиндрами. Но давайте разберемся более подробно в понятии работ по такелажу.

Общее описание

Итак, такелажными называют все виды работ по погрузке и разгрузке грузов различного объема. Обычно заказывают работы такого рода крупные предприятия. Однако прибегают к ним и частные строительные фирмы. Такелаж может сильно отличаться по характеру работ. В основном они делятся по тому, какой груз придется транспортировать и за какой промежуток времени. Принято делить все такелажные работы в строительстве на три основные группы:

  1. Первая группа – это дачные и квартирные переезды, которые не требуют использования какой-либо специальной и габаритной техники.
  2. Вторая группа – это офисные работы. В этом случае все зависит от того, какой объем груза необходимо будет транспортировать. В этом случае специальная техника может понадобиться.
  3. Третья группа – это такелаж для промышленных компаний. Работы такого рода точно потребуют применения спецтехники, бригады рабочих.

Именно так выглядит обобщенное понятие такелажа. Если же говорить еще более подробно, то работы по такелажу делятся на несколько видов.

О видах

Итак, такелажные работы делятся на такие виды:

  1. Бытовой груз. Здесь подразумевается различные предметы, используемые каждым человеком в быту. Это и мебель, и бытовая техника, и разное имущество, которое нужно переместить, к примеру, при переезде на новое место жительства. Работы такого плана считаются самыми простыми и не требуют от бригады особых навыков. Более того, в большинстве случаев не требуется и грузоподъемная техника. Часто бытовой такелаж применяют и при строительстве малого масштаба, когда не используется большое количество стройматериалов.
  2. Оборудование для офисов. В большинстве случаев погрузка и разгрузка офисного оборудования мало чем отличается от бытового такелажа. Однако в этом случае уровень подготовки такелажников должен быть более высоким. Ведь им придется работать с дорогостоящей техникой габаритных размеров. Кроме того, придется использовать разное оборудование для подъема грузов и их транспортировки.
  3. Оборудование сложного типа. Это может быть, к примеру, медицинское оборудование, серверное, торговое или полиграфическое. Подобная техника относится к высокотехнологичной и дорогостоящей. Для такелажа такого оборудования требуется хорошая квалификация и все работы должны проводиться под контролем инженера.
  4. Грузы сыпучего типа. Кроме того, что для такелажа таких грузов нужна хорошая квалификация, для этого понадобится еще и специальная техника с приспособлениями. Это и бункерные емкости, и пеналы, и захваты грейферного типа. С таким оборудованием можно в целостности и сохранности доставить такелажный груз к месту назначения. Именно такой такелаж чаще всего применяют в процессе строительства.
  5. Грузы жидкого типа. Такелаж таких грузов имеет сходство с сыпучими грузами. Однако имеется одно существенное отличие. Если произойдет какая-либо аварийная ситуация, то жидкий груз полностью теряется, то есть выливается из емкости, в которой его перевозят. Такелаж жидких грузов тоже активно используют в строительстве.
  6. Оборудование для промышленного использования. В этом случае без специальной грузоподъемной техники не обойтись. Работники, которые будут выполнять такелаж такого рода, должны уметь демонтировать и монтировать промышленное оборудование, разбираться в основах механики и так далее.
  7. Оборудование из ряда негабаритных и тяжеловесных. Такой такелаж считается самым сложным, так как придется получить множество разрешений. Еще нужно учитывать, что крепления и строповка в этом случае тоже будут более сложными. Ввиду этого потребуется специальная техника и работники с соответствующим опытом работы. Негабаритным и тяжеловесным могут быть и стройматериалы разного вида.

Учитывая все эти виды, можно прийти к выводу, что к такелажным работам прибегают не только при строительстве, но и в других случаях, когда нужно перенести различный груз.

Такелаж на заводе

Как выполняются такелажные работы

В большинстве случаев, если строительство довольно масштабное, для выполнения такелажных и стропальных работ необходимо учитывать регламентный проект организации строительства – ПОС. Данный проект составляется с учетом сроков строительства и графика работ. Также он включает в себя и список дополнительных сооружений, схем и так далее. Такелажные работы подразумевают и составление схем, которые разрабатываются вместе с рабочим проектом. Эти схемы включают в себя такие пункты:

  1. Вначале прописывается то, в какой последовательности будут проводиться работы.
  2. Затем указывается технология монтажа и демонтажа.
  3. Следующей указывается технология, которая будет контролировать качество.
  4. В четвертом пункте указывают список допускных документов.
  5. Следующий пункт – это схемы строповки.
  6. Также обязательно указываются технические характеристики техники, которая будет использоваться.
  7. Необходимо указать и приблизительный вес всех грузов, а также то, какими методами они будут перемещаться.
  8. При необходимости прописываются и способы механизации ручных процессов.
  9. Заключительный пункт схем включает в себя все меры относительно техники безопасности, которые будут находиться под строгим контролем в ходе выполнения такелажных работ.

Конечно, заниматься такелажем должны опытные специалисты. Особенно если предстоит выполнение такелажа при масштабном строительстве. В обязательном порядке бригадир должен провести инструктаж такелажников по технике безопасности.

В обязанности человека, который будет контролировать процесс такелажных работ, входит проверка всей техники и оборудования на исправность. Также он должен будет убедиться в готовности работников и в наличии у них всех необходимых разрешений. Контролирующий обязан обеспечить достаточное пространство для такелажных работ. Последние часто сопряжены с определенными опасностями. Поэтому ему нельзя допускать на стройплощадку посторонних и внимательно следить за тем, как выполняются все работы, как соблюдается техника безопасности и так далее.

Такелаж при ремонте здания

О видах и особенностях оборудования для такелажа

Для того, чтобы провести такелажные работы, необходимо специальное оборудование. Оно значительно облегчит процесс строительства. Оборудование для такелажа бывает самым разнообразным. И каждая разновидность отличается своими особенностями и имеет свою сферу использования.

  1. Первый вид – это такелажный лом, который применяют тогда, когда нужно переместить груз не слишком далеко. Часто он оснащается двумя роликами и захватом особого типа.
  2. Домкрат для такелажа делает то же самое, что и обычный домкрат для автомобиля. Он просто поднимает стройматериалы на достаточную высоту. Использование домкрата дает возможность избежать использования каких-либо дополнительных приспособлений.
  3. Относится к такелажу и лебедка. Она включает в себя такие составные части, как барабан, трос и маленький двигатель. Последний заставляет барабан вращаться, чтобы на него наматывался трос. В итоге данная техника позволяет и груз поднять, и передвинуть его в другое место. Лебедка бывает двух видов. Первый вид – это стационарная лебедка. Второй вид – это мобильная лебедка. Последнюю наиболее часто используют при строительстве загородных домов и коттеджей.
  4. Таль представляет собой очень маленький элемент, который тоже используют для перемещения разных стройматериалов. При строительстве небольших домов используют ручную таль. В более масштабном строительстве целесообразнее использовать пневматическую или электрическую таль. Еще таль способна ездить по рельсам.
  5. Активно используют для перемещения стройматериалов и гидравлическую тележку. Только чаще всего ее применяют на строительных складах. Тележка тоже является такелажным оборудованием. Она может перемещаться только по твердому и ровному напольному покрытию.
  6. Такое оборудование, как кран «в окно», позволяет доставлять стройматериалы к месту назначения прямо через окно здания. Такая техника незаменима при строительных работах.
  7. Что касается такелажной платформы, которой можно управлять, то она позволяет перемещать особенно большие грузы. Конечно, для безопасного перемещения такой техники нужна ровная поверхность. К слову такие платформы часто используют на складах со стройматериалами.

О мерах безопасности

Понятно, что при проведении такелажных работ особое внимание нужно уделять технике безопасности.

Прежде всего, к работам такого типа необходимо допускать только опытных людей, которые смогут выполнить все процессы без каких-либо проблем. Естественно, что за процессом такелажа должен следить бригадир, который должен вести журнал безопасности. В этот журнал вписываются все технические параметры. В нем же размещается план работ. Важно, чтобы в зоне работ такелажников не было посторонних, а все инструмент должны быть исправными. Точно так же, как и техника. Перед началом работы ее нужно тщательно проверять. Все работы должны выполняться с соблюдением инструкций. Особенно, если предстоит работа со специальными грузами. Что касается формы одежды, то каждый такелажник должен иметь свою спецформу и носить каску.

Видео. Лебедка ручная ЛРП 3.2

Такелажные работы (морской термин) — Карта знаний

  • Такелажные работы (англ. knotting and splicing) — работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на строящихся и ремонтируемых судах, а также оснащением их шкиперским снабжением.

    Такелажные работы включают изготовление огонов и сплесеней, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов, изготовление различных предметов из парусины. Выполняются при помощи такелажного инструмента — сваек, драйков, мушкелей, полумушкелей, лопаток, гардаманов, зубил.

    Основной объём такелажных работ производится на судостроительных и судоремонтных заводах в период монтажа судовых устройств (грузовых, якорных, рулевого, шлюпочных, швартовных, буксировочных, леерного, тентового, сигнальных). В судовых условиях выполняют мелкий ремонт и переоснастку такелажа.

    В морской практике такелажными работами также называются работы по подъёму и перемещению тяжёлых грузов грузоподъёмными машинами и приспособлениями на судостроительных заводах и в портах. Из подъёмных приспособлений и механизмов для подъёма относительно лёгких грузов наиболее распространены лебёдки, шпили, тали, гордени, гини, а также различные грузозахватывающие устройства и приспособления.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Брашпиль (нидерл. Braadspil) — палубный механизм лебёдочного типа, представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот. Такелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. Такела́ж (от нидерл. takelage, от takel — оснастка) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Дельные вещи (от нидерл. deel — часть) — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб. Кильблок — элемент опорного устройства, часто используемый с клеткой и предназначенный для установки судна в безводном положении.

Упоминания в литературе

Специальный погрузчик, используемый в шахтах, – погрузочная машина горная. Она используется для погрузки горной породы в транспортные средства, в забоях при проведении горных выработок. Ее модификации различаются по типу грузозахватного приспособления, способу захвата груза, способу передачи груза в транспортное средство: ковшовая с прямой погрузкой, ковшовая с боковой разгрузкой, ковшовая со ступенчатой погрузкой, с парными нагребающими лапами. Горные машины имеют гусеничный, пневматический или колесно-рельсовый ход. Механизм привода – дизельный. Конструкция некоторых горных погрузчиков позволяет устанавливать съемное оборудование – манипуляторы для бурения, лебедки для такелажных работ. Емкость ковшей – 0,25—0,8 м3, производительность – 0,8—3 м2/мин. Также при проведении горных выработок используют специальные погрузчики с грузонесущим ковшом или кузовом. Грузоподъемность ковша – 2—12 т, емкость – 1—6 м3, грузоподъемность кузова – 2,5—16 т, емкость кузова – 2—6 м3, в сельском хозяйстве используется погрузчик-смеситель удобрений. Это специальная машина для смешивания минеральных и органических удобрений и одновременной их погрузки в транспортное средство. Основное рабочее устройство – фрезерные барабаны, при вращении захватывающие полосу удобрений, смешивающие их и погружающие эту смесь на транспортер. Погрузчик удобрений на гусеничном ходу на основе трактора. Управление осуществляет тракторист из кабины.

Связанные понятия (продолжение)

Стро́пальщик — профессия, рабочий выполняющий строповку (обвязку) грузов или специальных вспомогательных приспособлений для производства погрузочно-разгрузочных работ совместно с грузоподъёмным механизмом (ГПМ). Шварто́вка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производится с помощью синтетических или стальных тросов, называемых швартовными концами. Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе. Удавка с полуштыками — вид морского узла, относящийся к самозатягивающимся петлям. В морском деле используется при временном креплении троса к плавающим в воде предметам или при накидывании и креплении троса к какому-либо предмету на берегу. Ста́пель (от нидерл. stapel; также эллинг) — сооружение для постройки или ремонта судна и его спуска на воду. Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок. Плавучий кра́н (англ. Floating crane или фр. Grue flot-tante) — кран стрелового типа на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения. Ахтерштаг(нидерл. achterstag) — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости с кормы мачты, дымовые трубы и т. п. Кабеста́н (фр. cabestan), в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Су́достроительные ба́шенные кра́ны (англ. shipyard cranes) обеспечивают сборку корпусов на стапелях судостроительных заводов (стапельные краны), а также достройку их после спуска на воду (достроечные краны).

Подробнее: Судостроительный кран

Луч — гоночный одноместный швертбот национального класса с парусным вооружением типа кэт. Би́тенг (изначально бе́тинг, от нидерл. beting) — прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Является частью буксирного и швартовного устройства судна. Лебёдка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана. Привод лебёдки может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания. Предназначается в основном для подъёма груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали. Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната. Подвесно́й па́рус (парус Катайнена) — вспомогательное парусное вооружение для небольших лодок. Устанавливается на транце на месте подвесного мотора. Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать)) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и тому подобного. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу. Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования. Пяртнерс (англ. partners — множ. или англ. mast partner plate) — сквозное отверстие в корабельной палубе на деревянных парусных судах для закрепления мачт, а также для опоры бушприта. Копёр — строительная машина, предназначенная для подъёма, установки сваи на точку погружения, корректировки, погружения сваи в грунт (или извлечения) с помощью погружателя (или выдёргивателя). Один из первых работоспособных образцов устройства был продемонстрирован английским учёным Джеймсом Несмитом в 1843 году. Также копёр — оборудование для измерения прочности металлических и других изделий (например, маятниковый копёр). Шпиль — механизм на судне типа «ворот» с вертикальной осью вращения, служит для вытягивания якорной цепи из воды. Так же шпиль используется для швартовных операций, выбирания троса, перемещения груза, выборки тралов, рыболовных сетей и т. д. Иногда используется в значении кабеста́н. Средний срок службы шпиля составляет 25 лет. Ма́чтовый подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для подъёма грузов или людей на высоту, подачи строительных материалов, проведения отделочных, либо монтажных работ вдоль фасада зданий. По принципу действия относится к классу машин цикличного действия. Также называется стоечным подъёмником. Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Траверса – грузозахватное приспособление, применяемое на подъемных кранах для работы с разными типами грузов (длинномерных, габаритных), например, чтобы перевезти контейнер или строительную ферму. При использовании строп для поднятия фермы,последняя получает дополнительную нагрузку,что приводит к разрушению-поэтому применяют траверса. «Пролёт» — название металлического подводного моста (парка) находившегося на оснащении инженерных войск ВС СССР, предназначенного для оборудования подводных переправ под грузы весом до 50 тонн. Принят на вооружение приказом Министра обороны СССР № 034, от 1966 года. Снят с вооружения приказом Министра обороны Российской Федерации № 270, от 27 мая 2000 года. Козловы́е кра́ны — краны мостового типа, мост (пролётные строения) которых установлен на опоры, перемещающиеся по рельсам, установленным на бетонные фундаменты. Внешне похожи на козлы, отсюда и название.

Подробнее: Козловой кран

Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана. Юферс (нидерл. juffer — девица) — круглый чечевичной формы бесшкивный блок с тремя сквозными отверстиями (кипами) в щёках, расположенными в виде треугольника, для проводки лопарей талрепа. В парусном флоте пары юферсов в составе тросовых талрепов применяли для обтягивания (набивки) стоячего такелажа. Верхний юферс (вант-юферс) имел по окружности жёлоб (кип) для огона ванты (фордуна, штага или другой снасти), нижний юферс — прутковую оковку или бугель с обушком для крепления к борту судна или вант-путенсу… Скобяной трап, он же скобтрап. Разновидность лестниц, предназначенная для обслуживания инженерных сооружений, некоторых транспортных средств, а также морских и речных судов. Понто́н (фр. ponton от лат. ponto Адмиралте́йство — центр военного судостроения; территория на берегу моря или реки, на которой располагаются верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Как правило, адмиралтейства размещались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек. Ка́бельные и мостока́бельные кра́ны предназначены для обслуживания больших производственных площадей (судостроительных верфей, плотин, лесных складов, бетонных заводов, шлюзов и пр.).

Подробнее: Кабельный кран

Якорная цепь (канат) иногда якорь-цепь — составляющая часть якорного устройства, служит для соединения якоря с корпусом судна. Шлю́пка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. Кра́спица (англ. Cross-piece) — на больших парусных судах поперечный брус, укладываемый на лонга-салингах и являющийся составной частью марсов и салингов. Такелажная плата (англ. Rigging plate, такелажная пластина, риггинговая пластина, такелажный накопитель, мультиконнектор) — элемент альпинистского снаряжения для создания нескольких точек страховки при организации сложных верёвочных систем или комфортного рабочего пространства на одной станции. Трап (англ. ladder), (нидерл. trap) — любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна и судном и берегом, а также переносные гибкие лестницы из растительного или синтетического троса. Трапы относятся к дельным вещам. Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте… Фордуны (нидерл. pardoen) — снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости. Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.

Подробнее: Кранцы

Причальная стенка — стационарный причал, сооружаемый в морских портах для защиты берега или набережной от размывания волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов). Таль (от нидерл. talie) — подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и основанного в их шкивах троса (лопаря) или металлической цепи. Шифтингбордс — сплошной ряд досок проходящих по всей длине судна от носа до кормы. Шифтингбордсами первоначально оборудовались клиперы, их установка рекомендовалась до недавнего времени на твиндечных судах, перевозящих зерно, которое ведет себя на волнении почти как жидкость и даже при незначительном крене судна, может сместится на один борт и вызвать опрокидывание судна. В настоящее время шифтингбордсы также применяются на судах для перевозки сыпучих грузов. Портовый кра́н — полноповоротный стреловой кран, поворотная часть которого установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде. Грейфер (нем. Greifer, от greifen — xватать) — грузозахватное приспособление грузоподъёмных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек для сыпучих материалов, скрапа и стружки, крупнокусковых каменных и волокнистых материалов, а также длинномерных лесоматериалов.

Подробнее: Грейферный ковш

Надстройка подводной лодки — лёгкая конструкция, устанавливаемая сверху на прочном корпусе.

Такелаж. Виды и применение. Особенности. Плюсы и минусы

Такелаж – это набор приспособлений предназначенных для перемещения грузов и тяжестей. Изначально данное понятие относилось только к судовым снастям, но постепенно такелажное оборудование было интегрировано в строительную сферу, а также начало применяться при выполнении разгрузочно-погрузочных работ.

Современный такелаж
Подобные приспособления можно разделить на две категории:
  • Жесткие крепления.
  • Гибкие соединения.

Все они применяются совместно. Гибкие предназначены для создания связи между грузом и точкой опоры. Жесткие обеспечивают непосредственную фиксацию гибкого такелажа к поднимаемому объекту и механизму подъема.

Жесткие крепления
К данным изделиям можно относиться:
  • Скобы.
  • Талрепы.
  • Карабины.
  • Крюки.
  • Зажимы для тросов.
  • Коуши.
  • Блоки.
  • Вертлюги.
  • Рым-гайки.
  • Рым-болты.
Скоба

Представляет собой изогнутый в полукруг прут, края которого расширены и имеют сквозные отверстия. Сквозь них продевается стальной болт или палец. С помощью скобы осуществляется присоединение к опорам. Фактически, она выполняет роль звена цепи, которое можно отсоединить и присоединить. Скобы предлагаются различных размеров, поэтому применяются при выполнении как простых работ с малыми грузами, так и при перемещении многотонных тяжестей.

Все виды скоб имеют подобное строение, но могут отличаться по способу закрепления болта или пальца. Мелкие скобы обычно имеют внутреннюю резьбу на одном конце, поэтому палец закручивается прямо в нее. Для удобства у него имеется расширенная головка, чтобы соединение можно было проводить вручную без применения ключа. Более крупные скобы имеют гладкие отверстия без резьбы, поэтому вставленный в них болт фиксируется отдельной гайкой. В этом случае применение гаечного ключа обязательно. Болты такелажных скоб для обеспечения безопасности обычного дополнительно фиксируются шпилькой, что исключает случайное раскручивание соединения.

Талрепы

Такой такелаж представляет собой винтовую стяжку, концы которой оснащены кольцами или крюками. Приспособление представляет собой стальную рамку или трубку, в торцах которой нарезана внутренняя резьба. В каждый из них закручивается по длинному болту, вместо головок у которых имеется кольцо или крюк. При вращении рамки края шпилек втягиваются внутрь или выкручиваются. Таким образом, обеспечивается подтягивание или опускание груза подвязанного к талрепу с помощью цепи, веревки или троса. Обе шпильки двигаются в одном направлении, что достигнуто благодаря применению разнонаправленной резьбы. В том случае если бы резьба была одинаковой, то одна шпилька закручивалась, а вторая выкручивалась.

Основное предназначение талрепа заключается в натягивании гибкой оснастки. Надобность в таком может возникнуть при необходимости зафиксировать канатную дорогу или подвесной мост. Также с помощью талрепа можно проводить вырывание вкопанных в землю столбов, если присоединить такелаж к мощной опоре. Сфера использования данного приспособления очень обширна, например для натяжки троса и пр. Талрепы бывают самых разнообразных размеров. Их модификация, где вместо рамки применяется трубка, используется в сельскохозяйственной технике, в частности тракторах для фиксации навесного оборудования, такого как плуг, культиватор и пр.

Карабины

Это быстросъемное соединение, с помощью которого обеспечивается фиксация тросов, канатов и цепей. Карабины нашли свое применение в различных сферах. Помимо строительства их используют в туризме и спорте. Маленькие карабины можно встретить на съемных наплечных ремнях сумок, поводках для собак, рыбацких снастях. Обычно карабин представляет собой крюк или разорванное звено цепи, концы которого соединены разъемными механизмами. Карабины, применяемые для выполнения не сложных работ, сделаны в виде крюка, концы которого соединены откидной подпружиненной пластиной. Такой оснасткой пользуются электромонтажники и промышленные альпинисты. Карабин такого типа обычно предназначен только для удержания собственного веса человека.

Для работы с грузами используются карабины, выполненные в виде незамкнутого звена цепи. На его концах имеется внешняя резьба. Для соединения применяется широкая гайка. Такая оснастка выдерживает большие нагрузки, при этом отличается малыми габаритами. Гайка не только не позволяет тросу выскользнуть, но и обеспечивает защиту от разгибания звена.

Крюки

Применяются при выполнении грузоподъемных работ. Их фиксируют на конце цепей и тросов. Они имеют пружину для присоединения гибкого такелажа. Он может быть выполнен в виде кольца или скобы с пальцем. Крюк со скобой используется для работы с цепями, а с кольцом подходит для троса. Такой такелаж существенно отличается по размерам. Мелкие крюки легко помещаются в ладони, а крупные, которые можно встретить на морских судах и в портах, по размерам могут превосходить рост человека.

Нередко строительные крюки оснащаются запорным механизмом подобным тому, что используется на карабинах. Применение таких такелажных креплений является более безопасным, поскольку существенно снижается риск выскальзывания гибкой оснастки.

Зажимы для тросов

Применяются для сращивания между собой тросов и канатов. Также с их помощью обеспечивается формирование петли. При необходимости создать петлю для фиксации троса гораздо надежнее пользоваться зажимами, чем формировать узел, поскольку последний под нагрузкой склонен к развязыванию.

Зажимы для тросов бывают съемными и постоянными. У съемных применяется резьбовое соединение, что позволяет их ставить и снимать. Постоянные зажимы представляют собой металлические трубки, сквозь которые продеваются тросы, после чего они сдавливаются ударами кувалды или молотка, обеспечивая надежный обжим. Такой такелаж стоит дешевле, поэтому пользуется спросом.

Коуши

Эти приспособления выполняющие роль вставки, вокруг которой создается петля троса или каната. Этот вид такелажа предотвращает заламывание. Его поверхность выполнена в виде желоба, что облегчает обвязывание каната или троса. Коуши создают большой радиус петли, что минимизирует вероятность обрыва.

Блоки

Данный такелаж применяется для выполнения грузоподъемных работ. Он оснащается роликом, который служит направляющей для троса или каната. Ролик закрепляется в корпусе и имеет ось вращения, поэтому под нагрузкой прокручивается как колесо, уменьшая прикладываемые усилия для подъема. Чтобы продеть трос на шкив ролика, его нужно завести, как нитку в ушко иголки. В отдельных случаях в корпусе предусматривается откидной механизм, что позволяет присоединяться, даже если оснастка уже натянута и оба ее конца заняты. В том случае если нужно провести присоединение к блоку, но его корпус не имеет откидной стороны, тогда можно снять его шкив. Это возможно если его ось не вварена или впрессована.

Вертлюги

Данные приспособления представляют собой звено с осью вращения, которое применяется для предотвращения закручивания гибкой оснастки. Вертлюги имеют различную конструкцию. Нередко они совмещены с карабинами. Они используются в различных направлениях. Вертлюги имеются на поводках для собак, наплечных ремнях для сумок, рыбацкой оснастке и так далее. Их выпускают с различной грузоподъемностью, в том числе и для подъема многотонных тяжестей. Устанавливая вертлюг, исключается сильное вращение груза. Чем больше вертлюгов на оснастке, тем спокойней будет вести себя груз в подвешенном состоянии. Такелажные вертлюги обычно разборные. Для обеспечения их нормальной работы ось вращения необходимо смазывать маслом.

Рым гайки и болты

Такелажные болты и гайки имеют вместо традиционной головки кольцо. При этом они оснащены стандартной резьбой, поэтому могут использоваться на резьбовых соединениях. Кольцо применяется для фиксации различных такелажных соединений. Также сквозь них возможно пропускать тросы и канаты.

Гибкие такелажные соединения
Данный такелаж представлен оснасткой:
  • Цепи.
  • Тросы.
  • Канаты.

Цепь состоит из круглых стальных звеньев, благодаря чему отличается гибкостью. Обычно ее используют для создания обвязочной оснастки при закреплении к грузу. Цепью фиксируются к бетонным блокам и другим тяжелым объектам. Она имеет высокую устойчивость к механическому давлению. В связи с этим при постановке на нее груза надежность обвязки не пострадает. Для такелажных работ используется только цепь со сварными звеньями, поскольку она выдерживает большие нагрузки, в отличие от прочих гибких соединений.

Такелажный трос является более компактным, чем цепь. Он состоит из сплетенной стальной проволоки. По грузоподъемности он не уступает цепи, хотя и менее надежен. Трос имеет определенные преимущества. В первую очередь его можно использовать при работе с блоками. Также он подходит для наматывания на лебедку. Его главным недостатком является склонность к преломлению при малом радиусе изгиба. Также если применять трос для обвязки тяжелых грузов, он перетирается, что создает риск обрыва.

Такелажный канат имеет важное преимущество – небольшой вес. Его обычно используют при необходимости поднятия незначительного веса. К преимуществам такого гибкого соединения относится и возможность создания узлов, а также сохранение целостности при малом радиусе перегиба. К сожалению, канат перетирается еще более интенсивно, чем трос. Он еще и растягивается. При его использовании во влажной среде волокна каната размокают и начинают гнить.

Похожие темы:

Такелажные работы (морской термин) — Википедия. Что такое Такелажные работы (морской термин)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Tarringlines.jpg

Такелажные работы (англ. knotting and splicing) — работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на строящихся и ремонтируемых судах, а также оснащением их шкиперским снабжением.

Такелажные работы включают изготовление огонов и сплесеней, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов, изготовление различных предметов из парусины. Выполняются при помощи такелажного инструмента — сваек, драйков, мушкелей, полумушкелей, лопаток, гардаманов, зубил.

Основной объём такелажных работ производится на судостроительных и судоремонтных заводах в период монтажа судовых устройств (грузовых, якорных, рулевого, шлюпочных, швартовных, буксировочных, леерного, тентового, сигнальных). В судовых условиях выполняют мелкий ремонт и переоснастку такелажа.

В морской практике такелажными работами также называются работы по подъёму и перемещению тяжёлых грузов грузоподъёмными машинами и приспособлениями на судостроительных заводах и в портах. Из подъёмных приспособлений и механизмов для подъёма относительно лёгких грузов наиболее распространены лебёдки, шпили, тали, гордени, гини, а также различные грузозахватывающие устройства и приспособления.

Источники

  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *