Что такое — вальдорфская игрушка и вальдорфская кукла?
Мир куклы невероятно многогранен. В кукольном царстве множество персонажей, мирно уживающихся друг с другом…Возраст куклы практически равен возрасту человечества. Создавая куклу-alter ego, человек творил и себя и свой мир, изменяя его через куклу. И каждое время знало своих кукол. Контекст куклы очень разнообразен и всегда связан с со-творением: и куклы и человека, выражая его мотивы.
Народная кукла, обрядовая кукла, сословная кукла, фабричная кукла – за каждой из них свой культурно-исторический фон, свое предназначение. Авторская кукла, совсем недавнее рождение ее как вида кукольного творчества, — знак поиска в кукле индивидуальных, неповторимых черт самого автора, выражения его индивидуального душевного контекста.
Совсем
молодая кукла – педагогическая. С осознанием того, что детство – особое
время в жизни человека, требующее внимательного отношения к окружающей
его ситуации, родились и новые игрушки, сохранив лучшее из кукольного
наследия.
Важно, что эти игрушки сделаные только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к »настоящему» и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром, а уже потом — с не очень здоровыми его производными… Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается птом в игре ребенку!
При подборе игрушек всегда учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности — темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.
Практически всегда вальдорфская игрушка сделана вручную. Процесс ее создания очень трудоемок и времязатратен. «Потоковость»в ней невозможна, она за редким исключением остается продуктом отдельных мастеров, прежде всего ( и по «задумке» разработавших её вальдорфских педагогов) — самих родителей! И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного ребенка черты .
Отличаются эти игрушки и своей формой — всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится — их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки…) Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.
Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она набивается теплой и мягкой
овечьей шерстью, обладающими многими целебными качествами Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает непосторимые тактильные ощущения для детских ручек….
Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям
человека, а именно – маленького ребенка: соотношение высоты головы к
телу равно 1:3. Черты лица кукол очень условны, они
не навязывают ребенку определенный эмоциональный образ, но позволяют
самому внутренне строить его, оставляя свободу для воображения. Набивка
тоже имеет свои особенности – голова, как самое «твердое» у человека, и
у куклы набита плотнее, чем тело, помогая детям правильно осознавать и
свою телесность.
Бережность к своевременности душевного развития ребенка выражена и в том, что для каждого возраста в вальдорфской педагогике есть и своя игрушка, и своя кукла – по мере того, как растет самосознание ребенка, меняется и образ куклы, «взрослея» вместе с ребенком, от простых, помогающих концентрировать внимание на главных деталях форм — до более проработанных, с бОльшим числом деталей …
Но вальдорфская игрушка, кукла, всегда хранит тепло рук мастерицы, сделавшей ее. В идеале – это, конечно, мама ребенка. Эта кукла и создавалась для того, чтобы её шили родители для своих детей и подросшие дети
Появляются и отделные мастерицы-кукольницы, посвящающее шитью вальдорфской куклы и игрушкам свое творчество. За редким исключением — это «вальдорфские мамы», дети которых посещают вальдорфские сады и школы. И это очень важно — именно в такой среде, при учете многих других факторов воспитания — соблюдения принципа природосообразности, ритмичности жизни, соблюденй законов возрастного развития, — кукла наиболее полно раскрывает и свой характер, и свои возможности.
История вальдорфских кукол | Журнал Ярмарки Мастеров
В Германии, в 10 км к югу от Гейдельберга, находится небольшой город Вальдорф, в котором жил и работал автор системы — немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (1861 — 1925), подаривший миру новую педагогическую систему. Название системы произошло от названия местной фабрики «Вальдорф — Астория», при которой была организована школа. Р. Штейнер воплотил в своей школе, разработанное им философское учение, — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.
На сегодняшний день мы настолько избалованы избыточным предложением кукол, что это кажется совершено обычным, если пластиковые куклы с ее функциями походят все больше на настоящего младенца. Все же так было не всегда. Раньше куклы были довольно просто сшиты, из матерчатых остатков с вышитым лицом. Две точки представляли глаза и поперечная полоса рот.
Эта кукла не смеялась, она также не могла открывать рот, чтобы кушать или кричать. Но вместо этого она умела кое-что иное, что делало её особенной куклой. В глазах ребенка она могла смеяться, менять настроение. Она делила настроения с ребенком, который играл с нею держа в руках.
Вальдорфские тряпичные куклы продолжают эту традицию. Они выполняются из натуральных материалов: шелк, хлопок и шерсть, и заполнены вымытой и непряденой шерстью, которая делает их мягкими и теплыми на ощупь. Все детали куклы прочно пришиты. Такие детали как уши, нос, пальцы, пальцы ноги и пуп преднамеренно не учтены, чтобы стимулировать фантазию ребенка. Тряпичные куклы созданы чтобы облегчить желание ребенка выразить множество чувств и эмоций через игру. Ребенку любого возраста будет интересно играть с этими куклами. В вальдорфских куклах существует определенная последовательность связанная с естественным ходом развития ребенка. Чем старше ребенок, тем более наполненной деталями становится кукла. Пока ребенок еще маленький кукла для него будет выполнена довольно просто, у куклы может не быть черт лица, простые ручки.Для малышей шьются куклы — уголок, кукла-бабочка, сама мама может сделать простую узелковую куклу которая вполне подойдет для младенца. Ему пока не нужны куклы нагруженные деталями. Кукла должна быть такой чтобы её можно было легко взять в ручку или в рот ( именно поэтому и используются только натуральные материалы). Размеры у такой куклы небольшие, пока она будет просто спутницей в кроватке.
Для детей от 3 до 5 лет делаются куклы с более проработанными деталями, у куклы появляется большой пальчик, возможно носик. Ножки становятся более гибкими, куклу можно легко посадить. Возможно даже делаются коленочки и прорабатываются ступни. Ребенок начинает играть с куклой, появляются ролевые игры. Появляется съемная и более разнообразная одежка. Подросшему малышу будет приятно переодевать куклу для сна и засыпать с ней. А на утро вместе одеться. Кукла становится другом и участником каждодневных приключений. Для этого возраста куклы девочки делаются с прической, чтобы можно было её расчесать и убрать волосы по желанию маленькой хозяйки куклы.
Обзор материалов для вальдорфских куклоделов. Часть первая
Данная серия публикаций предназначена в первую очередь для начинающих вальдорфских куклоделов.
Новичкам часто сложно самим сориентироваться в нынешнем изобилии кукольных материалов, а обращаться с вопросами в личку к более опытным мастерам многие стесняются. А если и не стесняются, то у последних не всегда есть время и настроение подробно и эмоционально давать раскладки..
Итак, начнём:
1. Кукольный трикотаж.
Трикотаж для пошива вальдорфской куклы не обязательно должен быть «кукольным». Ему достаточно быть из натуральных волокн (хлопок, шерсть) и подходящей расцветки. Если вы живёте в провинции, собираетесь шить вашу первую вальдорфочку и ещё не уверены, что это занятие станет «вашим», то проще всего купить трикотажную хлопковую не очень тянущуюся футболочку (чем больше размер — тем лучше и выгоднее).
Но, конечно же, из настоящего кукольного трикотажа шить и проще и приятнее, и результат будет симпатичнее в разы) На сегодняшний день наиболее распространены и доступны:
а. Немецкий эко-трикотаж Воллькнолль (с разделением головка/туловище) и его аналог — Вестфальский трикотаж.
б. голландские плотные трикотажи (Белый Ангел и Меркуриус)
в. Швейцарский эластичный трикотаж Глорекс (с разделением головка/туловище).
У каждого из трикотажей есть свои плюсы и есть свои минусы, известные опытным кукольникам. И практически каждый кукольник выбирает в процессе проб и ошибок «свой» вид трикотажа, с которым ему приятнее и удобнее работать. У каждого здесь свои требования и предпочтения.
а. Немецкий трикотаж Волкнол. ПЛЮСЫ: удобен в работе из-за хорошей эластичности трикотажа для головки и плотности трикотажа для туловища. Имеет естественную и красивую цветовую палитру. Выпускается широким круговым полотном — то есть достаточно экономичный вариант.
МИНУСЫ: односторонний, со смещённым плетением изнанки, из-за чего с непривычки и без надлежащего опыта могут возникнуть трудности с кроем, и при неточном попадании деталь может перекосить в процессе набивки.
Вестфальский трикотаж имеет практически те же характеристики. Но выпускается он только в двух расцветках — светло-телесный и персиковый загар.
б.Голландские трикотажи. ПЛЮСЫ: двусторонние — очень удобно кроить! Плотные и прочные — кукла хорошо выглядит даже после долгой и активной эксплуатации (при правильной набивке). У трикотажа минимальна тенденция к образованию катышков на поверхности.
МИНУСЫ: с непривычки и при малом опыте сложно сделать головку с идеальной шейкой без складок. На мой взгляд немного неудачная цветовая палитра -далеко не все оттенки можно назвать красивыми и естесственными(ИМХО!!!), хотя персиковый цвет у Меркуриуса и Белого Ангела весьма удачны))
в. Швейцарский трикотаж Глорекс. ПЛЮСЫ: выпускается в красивом и немарком цвете. Двусторонний — легко и приятно кроить. Эластичный — без труда идеально обтягиваются кукольные головки))) Мягкий, приятный на ощупь.
МИНУСЫ: выпускается только в одном цвете. Темноват — для брюнеток и шатенок хорошо, а вот для рыжих и блондинок, на мой взгляд, не очень подходящий. Хотя есть мастера, шьющии из этого трикотажа кукол блондинок))
2. Шерсть для набивки куклы.
Вариантов много. Вот самые популярные:
а. Шерсть (в ленте) Троицкой Камвольной Фабрики. ПЛЮСЫ — доступная по цене и территориально) Не рыхлая — кукла при правильной набивке получится тяжёленькой, плотной. Из этой шерсти легко формировать плотную тяжёленькую головку.
МИНУСЫ: Как правило, содержит много мусоринок, что затягивает процесс набивки. Совершенно не пушистая (как бы уже примятая и неупругая) — работать с ней сложновато, так как сложновато добиться идеальной гладкой поверхности ручек-ножек.
б. Карачаево-Черкесская шерсть. ПЛЮСЫ: пушистая, чистая (хотя далеко не всегда — зависит от партии), относительно недорогая. Работать с ней легко.
МИНУСЫ: Попадаются участки с большим количеством мусоринок. Часто лента неравномерная (местами то шире, то уже…..то плотнее, то реже…), что без опыта в куклоделии затрудняет процесс формирования идеальной головки. Но цена полностью соответствует качеству, и в целом шерсть очень хорошая.
в. Немецкая шерсть (Воллькнолль) ПЛЮСЫ: видов немецкой шерсти много и, как правило, это всегда роскошная, чистая и упругая шерсть.
МИНУСЫ: дороговата)))
Продолжение следует. В следущей части читайте о пряже для кукольных волос и о выборе материалов для кукольной одежды.
Родом из детства: теплые и душевные вальдорфские куклы от иностранных мастеров
…Когда шоколадки были особенно вкусными, пятиэтажки — высоченными, мама и папа — совсем молодыми, дни — длинными, а год — вообще огромным сроком, мы были маленькими… Каким чудесным и удивительным было все вокруг!
Признаться честно, лет шесть назад для меня словосочетание «вальдорфская кукла» совсем ничего не значило. Пока я не увидела в интернете этих кукол и влюбилась в них — так они оказались теплы и душевны, искренни и просты!
Очень кратко объясню основную суть вальдорфской куклы (кто в курсе — потерпите немного, буду краткой 🙂 Вальдорфская кукла — это игрушка ручной работы для ребенка, сшитая из натуральных материалов и соответствующая возрастным потребностям малыша. Чем старше ребенок, тем сложнее и детализированней кукла. Это та игрушка, которая растет вместе с ребенком — от простой узелковой куколки для полугодовлого несмышленыша до куколки с детализированным личиком и множеством одежек со сложными застежками для девочек от 6 и до… 🙂
Образ вальдорфской куклы основан на народных игрушках — плавные округлые мягкие формы, натуральные природные материалы — шерсть, хлопок, лен, крупы (для зерновушек и грелочек). Голова — это шар из шерсти, перетянутый особым способом; пропорции тела вальдорфской куклы соответствует пропорциям тела ребенка. На личике — нейтральное выражение — ребенок сам придумывает эмоции куклы в зависимости от обстоятельств.
Но, надо сказать, не только детям нравятся эти куколки — очень часто взрослые приобретают для себя «куклу из детства».
В этой подборке фотографий работ известных зарубежных мастериц очаровательные, непосредственные кукольные детки — игровые авторские куклы по мотивам вальдорфских. Предлагаю небольшую экскурсию в самое чудесное время 🙂
Один из моих самых любимых мастеров — Daria — PetitGosset (США, Нью-Йорк)
Эти очаровательные куколки — работа мастера Дженн Уиллиамс, «Лали Доллз» (США)
Потрясающие детки от Megan Mon Petit Frère
Очаровательные девочки Fabiola (Фабиола) — Fig&me (Канада)
Хочу отметить, что это работы одних из самых всемирно популярных и талантливых мастеров, создающих кукол в вальдорфском стиле. Практически все их творения — коллекционно-игровые куклы, которых покупают взрослые для …. себя 🙂
Спасибо за просмотр! Желаю всем хорошего дня, и пусть все будет как в детстве — легко и просто! Чудеса бывают, эти кукольные детки точно знают, что это так 🙂
С любовью,
девочка-тётя Елена Заровная
(Жили были куклы)
Врачеватель души и тела: интервью с мастером вальдорфской куклы Матильдой Ставрогиной
На Ярмарке Мастеров много историй о том, как люди приходят в творчество из строгих сфер экономики, бухгалтерии. А этот рассказ про Матильду Ставрогину, которая от искусства золотного шитья ушла в благородную, но невероятно экстремальную сферу скорой помощи и — внимание! — вернулась к рукоделию, увлекшись вальдорфской куклой. Хаос и гармония присутствуют в ее жизни как необходимые источники жизненных сил. Узнаем, что сподвигло героиню на такой шаг, творчеством каких росcийских мастериц она вдохновлялась и каким видит свое развитие.
— Матильда, Вы удивительный пример человека, который от умиротворяющей творческой специальности ушел в экстремальную сферу медицины. А теперь постепенно возвращаетесь обратно! Расскажите, с чего все начиналось? Как Вы познакомились с вальдорфской куклой?
— По первому образованию я художник декоративно-прикладного искусства, занималась золотным шитьем. Любила свою профессию, создавала первые авторские работы, и все ничего, пока вдруг меня не призвала медицина! 🙂 Недолго думая, подала документы в медицинский колледж и спустя четыре года стала фельдшером скорой помощи, кем и являюсь до сих пор. Мир экстренной медицинской помощи — это сплетение всех самых сильных чувств: боли, страха, радости, ненависти, это кровь земли. Нести ответственность за человеческие жизни безумно страшно и пьяняще восхитительно одновременно. Ежедневное сильнейшее напряжение всех душевных сил полностью опустошает, а это верный путь в пропасть. Кто-то противится при помощи алкоголя, кто-то нуждается в поддержке близкого человека, кто-то заводит собаку, а кто-то… шьет кукол 🙂
Своих кукол я искала долго, и, наконец, нашла, когда появилось время для созерцания и творчества — во время второго декрета. Началось все с маленьких ангелочков, которых я шила родным и друзьям на Рождество. Это был первый восторг создания. А дальше меня ждала встреча с самой большой любовью — вальдорфскими куклами. Познакомилась я с ними, кстати, на Ярмарке Мастеров… и по уши влюбилась! 🙂 Работа на скорой перенасыщена эмоциями и переживаниями, но, приходя домой, я окунаюсь в свой маленький волшебный мир, где всегда радостно и светло.
— А откуда к Вам приходят вдохновение и идеи для новых работ? Помните ли Вы самую первую куколку, как сложилась ее судьба?
— Мой неиссякаемый источник вдохновения — это дети, неземные волшебные существа с восторженными глазами и тянущимися к кукле ручонками! Хотя изначально вдохновением для творчества послужили работы мастеров вальдорфской куклы, которые меня совершенно покорили: Натальи Лебедевой, Калины Ерофеевой, Анастасии Кравченко и Анны Лепаловской, по книге которой я изначально и училась шить кукол. Но, будучи художником, мне хотелось не копировать, а создавать своих собственных персонажей, индивидуальных и выражающих мое понимание прекрасного.
Первая куколка была для дочки. Я пыталась воплотить представление о том, какой вижу свою Анюсю, и игрушка получилась очень трогательной. Я тогда не могла уснуть до пяти утра, все смотрела на нее, и меня не покидало ощущение чуда: вот были нитки, ткани, овечья шерсть, и появилось новое существо, которое несет частичку моей души и любви. Умопомрачительное чувство! Дочка оценила, теперь всегда засыпает в обнимку с ней. А я каждый день это вижу и каждый раз улыбаюсь:
— Очевидно, Вы получаете огромное удовольствие от творческого процесса! Расскажите, как Вы претворяете в жизнь свои идеи и сколько времени на это уходит. Какая часть творческого процесса для Вас самая увлекательная?
— Я постоянно думаю о своих куклах 🙂 Поэтому их образы рождаются задолго до того как я успеваю воплотить в жизнь предыдущие. Я шью разных кукол в вальдорфском стиле: кукол-бабочек для малышей, куколок в пришивных комбинезонах для детишек от года до трех лет и больших кукол для более взрослых ребят. И почти никогда не занимаюсь одной куклой, у меня их всегда много одновременно, потому что мысль бежит быстрее рук. На самую простую куклу в среднем уходит около трех дней, а на сложную — больше недели. Это вдобавок к тому, что шить приходится в основном ночью, когда дети засыпают своим ангельским сном. А самый важный момент для меня — это проработка лица, потому что именно оно создает образ, делает из маленькой заготовки индивидуальность.
— В какой обстановке Вы предпочитаете заниматься рукоделием? Как выглядит Ваше рабочее место?
— Я предпочитаю творить на застекленной террасе с развевающимися белыми занавесками и видом на море. Но, к сожалению, в условиях плотно населенной двушки приходится бегать с кукольной коробкой и швейной машинкой по всей квартире, спасаясь от детей 🙂
— С какими материалами и инструментами Вы работаете и насколько щепетильно подходите к их выбору?
— Сама по себе вальдорфская кукла предполагает использование только натуральных материалов, потому что она должна быть теплой, уютной, «обнимательной» для малыша. Внутри она набита овечьим сливером, снаружи — хлопковый трикотаж, волосы из шерстяной пряжи и одежда из хлопка, даже кружева я беру только натуральные, хлопковые. Кстати, я очень люблю американские авторские ткани и часто использую их в своих работах.
— Как рождаются имена Ваших маленьких персонажей? Начиная работу, Вы уже знаете имя, или оно приходит только по завершении работы?
— Имена мои куколки чаще всего получают, когда уже появляется образ: вышиты черты лица, сделаны волосы — тогда имя рождается само по себе, будто куколка шепчет на ухо, как ее зовут 🙂 Как-то раз я сшила куколку в грузинском национальном костюме для своего сына и еще не успела придумать имя, как пришла моя подруга, посмотрела и воскликнула: «О, Гиви!». А ведь и правда, Гиви!
— На что еще помимо творчества и рукоделия Вам не жалко потратить время?
— Все-таки моя основная профессия и жизнь — это скорая помощь, без которой я уже буду не я. Она наполняет мою жизнь смыслом и многообразными глубинными чувствами. Но куклы — это мое тихое счастье, ниточка, которая связывает меня с самым светлым и чистым, что есть в нашей жизни, — с детьми. Такой контраст позволяет оставаться на плаву и быть счастливой. И, конечно же, семья, без нее все это вообще не имело бы смысла. Хочу поблагодарить моего мужа, который стойко терпит, когда я вместо того, чтобы варить борщ, отправляюсь шить кукол.
— Матильда, есть ли у Вас мечта в творческом плане? Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Мой кукольный творческий путь только начинается, и очень надеюсь, что у меня будет много разных кукол. Я их уже вижу, а каких-то еще не могу представить, но знаю, что они обязательно будут. Самое главное — это верить в себя и развиваться. Мы живем в счастливое время, когда доступно великое множество материалов, мастер-классов, вебинаров и обучающей литературы, даже ходить специально никуда не нужно. Еще десять лет назад приходилось ездить в Москву, выискивать специализированные магазины, где может быть удавалось урвать какой-то нужный художественный материал, а сейчас полный восторг: заказывается даже то, о чем и мечтать не приходилось! Поэтому все мы можем оставить маленький отпечаток своей души в этом мире и поделиться им с окружающими. Чего и вам от всей души желаю!
Вальдорфская кукла
Если бы у нас в семье были девочки, то я вязала бы им именно такие куклы, а не закосы под Барби. На мой взгляд, Барби вообще вселенское зло)))) Они не развивают в ребенке навыков заботы о потомстве, а вырабатывают только комплексы неполноценности (хозяйка ведь никогда не сможет достичь такого кукольного идеала), и потребительское отношение к жизни(все эти домики с шикарной обстановкой, машины, косметика, блестящие наряды). А тут только натуральные материалы, естесственные пропорции человеческого тела, причем, для каждого возраста свои и отсутствие выражения лица как у женщины с пониженой социальной ответственностью))) Ребенок ведь гений фантазии — сам придумает кукле и настроение и черты лица)
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическаякукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке. Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Эти игрушки объединяет забота о физическом и духовном здоровье ребёнка, понимание необходимости учитывать его естественное развитие. Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и является основным терапевтическим воздействием куклы, ведь ребенок должен иметь правильное восприятие о собственном теле. На лицах вальдорфских кукол нет застывшего выражения, так как черты лица всего лишь намечены. Поэтому ребенок сам может представить любую эмоцию, что развивает воображение, фантазию и учит ребенка свободно выражать свои эмоции – смеяться и плакать вместе с куклой.
Принято различать несколько видов вальдорфских кукол на разный возраст ребенка: Кукла-бабочка, предназначенная для малышей до года, представляет собой мягкую легкую куколку с вшитыми бубенчиками, на лице которой отсутствуют глаза и рот. Особое внимание тут уделяется округлой головке и вольному расположению тела, рук и ног в пространстве. Кукла с более оформленным телом, предназначенная для малышей от года. В этот период ребенок начинает отождествлять себя с куклой, поэтому она должна ему функционально соответствовать. К ним относятся куклы-подушки, которые в народе называются «спальными куклами». У них тело мягкое, плотно набитое для того, чтобы кукла могла сидеть и сгибать конечности. «Кукла-подружка», предназначенная для детей двух-трех лет, представляет собой куклу большую по размерам: от 20 до 50 см, одетую в штаны, платья, кофты, носки и ботинки. Игровые куклы для детей от 4-х лет, не более 20 см в высоту. Их должно быть много, в разной одежде для сюжетно-ролевых игр.
Источник: https://www.i-igrushki.ru/otdykh-dosug/igrushkapedia/valdorfskaya-kukla.html
МАСТЕР-КЛАСС
Автор: Sandrine CAMPANA
Опубликовала: Лисичка. Тардис. Три клубка: vk.com/topic-29191739_36018130
У автора кукла около 38 см, пряжа 100% хлопок.
Понадобится:
✨крючок 2,5 мм
✨глаза 10 мм
✨пряжа бежевая, белая, серая. светло-коричневая, розовая, светло-серая и сиреневая
Голова:
Бежевый
Р1: 6 сбн в кольцо
Р2: пр (х6) – 12 сбн
Р3: *сбн, пр* (х6) – 18 сбн
Р4: *2 сбн, пр* (х6) – 24 сбн
Р5: *3 сбн, пр* (х6) – 30 сбн
Р6: *4 сбн, пр* (х6) – 36 сбн
Р7: *5 сбн, пр* (х6) – 42 сбн
Р8: *6 сбн, пр* (х6) – 48 сбн
Р9: *7 сбн, пр* (х6) – 54 сбн
Р10: *8 сбн, пр* (х6) – 60 сбн
Р11: *9 сбн, пр* (х6) – 66 сбн
Р12-21: 66 сбн
Между 14 и 15 рядами размещаем глаза на расстоянии 6 петель.
Р22: *9 сбн, уб* (х6) – 60 сбн
Р23: *8 сбн, уб* (х6) – 54 сбн
Р24: *7 сбн, уб* (х6) – 48 сбн
Р25: *6 сбн, уб* (х6) – 42 сбн
Р26: *5 сбн, уб* (х6) – 36 сбн
Р27: *4 сбн, уб* (х6) – 30 сбн
Р28: *3 сбн, уб* (х6) – 24 сбн
Вышиваем нос шириной в 2 петли, отступая 3 ряда от глаз
Тело:
Бежевый
Р1: 6 сбн в кольцо
Р2: пр (х6) – 12 сбн
Р3: *сбн, пр* (х6) – 18 сбн
Р4: *2 сбн, пр* (х6) – 24 сбн
Р5: *3 сбн, пр* (х6) – 30 сбн
Р6: *4 сбн, пр* (х6) – 36 сбн
Р7: *5 сбн, пр* (х6) – 42 сбн
Р8: *6 сбн, пр* (х6) – 48 сбн
Р9: *7 сбн, пр* (х6) – 54 сбн
Р10: *8 сбн, пр* (х6) – 60 сбн
Р11: *9 сбн, пр* (х6) – 66 сбн
Р12-17: 66 сбн
Р18: *9 сбн, уб*(х6) – 60 сбн
Р19-21: 60 сбн
Р22: *8 сбн, уб* (х6) – 54 сбн
Р23-25: 54 сбн
Р26: *7 сбн, уб* (х6) – 48 сбн
Р27-29: 48 сбн
Р30: *6 сбн, уб* (х6) – 42 сбн
Р31-33: 42 сбн
Р34: *5 сбн, уб* (х6) – 36 сбн
Р35: 36 сбн
Р36: *4 сбн, уб* (х6) – 30 сбн
Р37: 30 сбн
Р38: *3 сбн, уб* (х6) – 24 сбн
Р39-42: 24 сбн
Наполняем и сшиваем голову с телом.
Руки (2):
Бежевый
Р1: 6 сбн в кольцо
Р2: пр (х6) – 12 сбн
Р3: *сбн, пр* (х6) – 18 сбн
Р4-8: 18 сбн
Р9: *уб, сбн (х6) – 12 сбн
Р10-34: 12 сбн
Наполняем кисть плотнее, чем руку.
Складываем пополам и сшиваем 6 стежками.
Пришиваем к 8 ряду от головы.
Ноги (2):
Белый
8 в.п.
Р1: во вторую от крючка петлю, пр, 5 сбн,4 сбн в 1, по второй стороне, 5 сбн, пр – 18 сбн
Р2: сбн, пр, 4 сбн, пр (х6), 4 сбн, пр, сбн – 26 сбн
Р3: 2 сбн, пр, 4 сбн, *сбн, пр* (х6), 4 сбн, пр, сбн – 34 сбн
Р4: пр, 9 сбн, пр, *2 сбн, пр* (х5), 8 сбн – 41 сбн
Р5: сбн, пр, 39 сбн – 42 сбн
Р6: за заднюю стенку, 42 сбн
Темно-серый
Р7-9: 42 сбн
Р10: 12 сбн, уб, *2 сбн, уб* 9х5), 8 сбн – 36 сбн
Р11: 36 сбн
Р12: 11 сбн, уб, *сбн, уб* (х5), 8 сбн – 30 сбн
Р13: 10 сбн, уб (х6), 8 сбн – 24 сбн
Р14: 24 сбн
Р15: *2 сбн, уб* (х6) – 18 сбн
Р16: 18 сбн
Белый
Р17: 18 сбн
Р18: за переднюю стенку, 18 сбн
Р19-21: 18 сбн
Бежевый
С 18 ряда
Р22: за заднюю стенку, 18 сбн
Р23-40: 18 сбн
Р41: *сбн, уб* (х6) – 12 сбн
Р42: уб (х6) – 6 сбн
Пришиваем к 18 ряду тела
Шляпа
Сиреневый
Р1: 6 сбн в кольцо
Р2: пр (х6) – 12 сбн
За заднюю стенку каждый ряд, начинаем с 2 в.п., заканчиваем с.п.
Р3: 2 в.п., *псн, пр* (х6) – 18 псн
Р4: 2 в.п., *2 псн, пр* (х6) – 24 псн
Р5: 2 в.п., *3 псн, пр* (х6) – 30 псн
Р6: 2 в.п., *4 псн, пр* (х6) – 36 псн
Р7: 2 в.п., *5 псн, пр* (х6) – 42 псн
Р8: 2 в, п, *6 псн, пр* (х6) – 48 псн
Р9: 2 в.п., *7 псн, пр* (х6) – 54 псн
Р19: 2 в.п., *8 псн, пр* (х6) – 60 псн
Р11: 2 в.п., *9 псн, пр* (х6) – 66 псн
Р12: 2 в.п., *10 псн, пр* (х6) – 72 псн
Р13: 2 в.п., *11 псн, пр* (х6) – 78 псн
Р14-22: 78 псн
Р23: 1 в.п., *2 сбн, уб* (х17), 8 сбн – 59 сбн
Р24-25: 1 в.п., 59 сбн
Р26: 1 в.п., *4 сбн, уб* (х9), 5 сбн – 50 сбн
Р27-30: 2 в.п., пр псн – 100 псн
Р31: рачий шаг.
Парик:
Р1: 6 сбн в кольцо
Р2: пр (х6) – 12 сбн
Р3: *сбн, пр* (х6) – 18 сбн
Р4: *2 сбн, пр* (х6) – 24 сбн
Р5: *3 сбн, пр* (х6) – 30 сбн
Р6: *4 сбн, пр* (х6) – 36 сбн
Р7: *5 сбн, пр* (х6) – 42 сбн
Р8: *6 сбн, пр* (х6) – 48 сбн
Р9: *7 сбн, пр* (х6) – 54 сбн
Р10: *8 сбн, пр* (х6) – 60 сбн
Р11: *9 сбн, пр* (х6) – 66 сбн
Р12: *10 сбн, пр* (х6) – 72 сбн
Р13: 72 сбн
Далее вяжем волосы
45 в.п., во вторую от крючка петлю, с.п. в каждую петлю, с.п. к парику (х62)
Посмотреть все изображения
Платье
Розовый
Р1: 40+8 в.п.
В 9 от крючка петлю 40 сбн, поворачиваем – 40 сбн
Р2: 1 в.п., *2 сбн, пр* (х13), сбн, поворачиваем – 53 сбн
Р3: 1 в.п., 6 сбн, 10 в.п., (пропускаем 10 петель), 21 сбн, 10 в.п., (пропускаем 10 петель), 6 сбн, поворачиваем – 53 сбн
Р4: 1 в.п., 53 сбн, поворачиваем
Р5: 1 в.п., *2 сбн, пр* (х17) 2 сбн – 70 сбн
Р6: 1 в.п., *сбн, пр* (х34), 2 сбн – 104 сбн
Р7-8: 1 в.п., 104 сбн
Р9: 8 в.п., 104 сбн
Р10-14: 1 в.п., 104 сбн
Далее вяжем по кругу.
Р15-29: 1 в.п., 104 сбн
Р30: 1 в.п., уб, 103 сбн
Р31: 1 в.п., уб, 102 сбн
Обвязка платья:
Р1: *3 в.п., 2 петли пропускаем, с.п.* по всему ряду
Р2: 1 с.п. в первую арку, 3 в.п., 2 ссн вместе, 2 в.п., 3 ссн вместе, 2 в.п., 2 ссн вместе, сбн.
Фартук:
Белый
Р1: 15 в.п., начинаем во вторую от крючка 15 сбн, поворачиваем
Р2-16: 1 в.п., 14 сбн, поворачиваем
Р17: 4 в.п., 3 сс2н, 3 ссн, 3 псн, 3 сбн, 2 с.п.
Шорты:
Белый
Р1: 60 в.п.
Р2: 3 в.п., 1 петлю пропускаем, 1 псн, 1 в.п., 1 петлю пропускаем, 1 псн, 1 в.п., 1 петлю пропускаем, 1 псн, 1 в.п., 1 петлю пропускаем
Р3-8: 3 в.п., 1 ссн в каждую петлю
Вяжем штанину.
Р9: 3 в.п., 30 ссн, поворачиваем
Р10: 3 в.п., 30 ссн, поворачиваем
Р11: 3 в.п., пр в каждую петлю, поворачиваем
Р12: 3 в.п., ссн в каждую петлю, поворачиваем
Р13: 3 в.п., пр в каждую петлю.
Аналогично вяжем вторую штанину
Цветок:
Р1: в кольцо амигуруми 3 в.п.,2 ссн, 3 в.п., 1 с.п.(х4)
Кофта:
Р1: 4 в.п. в кольцо, 3 в.п., 2 ссн в кольцо, *3 ссн, 2 в.п.*(х5)
Р2: 3 в.п., поворот, 2 ссн в арку, 2 в.п., 3 ссн в ту же арку, *1 в.п.,3 ссн в арку, 2 в.п.,3 ссн в ту же арку* (х5), 2 в.п.
Р3: 3 в.п., поворот, 2 ссн в арку, *1 в.п., 3 ссн, 2 в.п., 3 ссн в ту же арку, 1 в.п., 3 ссн* (х5)
Р4: 3 в.п., поворот, 2 ссн, *1 в.п., 3 ссн, 2 в.п.,3 ссн в ту же арку, 1 в.п.,3 ссн, 1 в.п., 3 ссн, 1 в.п., 3 ссн* (х5), 1 в.п.,3 ссн, 1 в.п.
Р5: 3 в.п., поворот, 2 ссн в арку, 1 в.п., 3 ссн, *1 в.п., 3 ссн, 2 в.п., 3 ссн в ту же арку, 1 в.п., 3 ссн, 1 в.п., 3 ссн, 1 в.п., 3 ссн* (х5), 1 в.п., 3 ссн, 2 в.п., 3 ссн, 1 в.п., 3 ссн, 1в.п.
Вяжем аналогично вторую часть, складываем буквой L, обвязываем и сшиваем.Оригинальное описание с пошаговыми фото скачать тут:img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0//5170/5170989_deux_petites_mains_martine_nl.pdf
В онлайне связано множество чудесных куколок, но лучшая из всех, на мой взгляд, кукла Александры Овечкиной (Васильевой): vk.com/aovechkina
www.liveinternet.ru/users/4938422/post421913830/
Вальдорфская кукла
Основной идеей в создании вальдорфских кукол является то, что они делаются только из натуральных и природных материалов. Нежная детская кожа чувствительна к натуральному и искусственному, и будет гораздо лучшим, если малыш познакомится вначале с природным, естесственным окружающим миром. Поэтому не случайно, что в этой игрушке исользуются натуральная ткань, натуральная набивка (овечья шерсть — сливер, очёс) Все эти материалы легко перенимают тепло и энергентику мастера, сделавшего эту игрушку, а затем передаются через игру и малышу..
При выборе игрушек для малышей должен учитываться и возраст, и характер, и даже конституция ребенка. Да и цвета для вальдорфской игрушки особенные — естественные, природные, а не «ядовитые», «режущие глаз». Эта кукла должна делаться в ручную, «фабричность» в ней недопустима. Поэтому у каждой куколки, изготовленной руками мастера или заботливой, любящей мамы свои неповторимые, уникальные черты. Надо отметить, что и линии у этой игрушки всегда плавные, округлые. Да и сама кукла мягкая и пластичная, её приятно обнимать и класть с собой в кроватку.
Еще одной особенностью вальдорфской куклы является то, что её пропорции должны соответствовать человеческим, чаще — детским. Соотношение: голова к телу — это одна треть от него. Так же черты лица куклы весьма условны. Это делается для того, чтобы ребёнок мог «поместить» в куклу свои эмоции и настроение, независимо от навязанного выражения кукольного лица, это оставляет свободу для развития его воображения.
Нельзя не упомянуть и о том, что для каждого возраста в этой педагогике соответствует определённая игрушка. По мере вросления малыша, детали и черты куклы конкретезируются, становясь более проработанными, «подробными».
Куклы для детей от 1,5 до 3-4 лет
Для подобного возраста подходят куклы-пеленашки,куколки-подушки, куклы-бабочки, узелковые куклы и так называемые куклы-уголки.
Затем идут куклы с угадываемым телом. Это еще куколки-подушки, но уже с ручками и нижней частью в виде мягкого мешочка. Их еще можно назвать «ласкательные куклы», «куклы-утешители», а так же куколки в пришивных комбинезонах.
Лучше сделать неснимаемую одежду, так как в этом возрасте малыш не в состоянии самостоятельно справиться с одеванием своей игрушки.Можно сделать лишь несложную жилеточку или простейший фартук на резинке.
Черты лица куколки должны обозначаться более подробно. Утягиваются глазные впадины, можно вышить ротик и глаза. Обычно для этого возраста волос не делают совсем, их заменяют шапочкой, колпачком.
Вальдорфские куклы для детей от 4,5 — 5 лет
Этот период отмечается тем, что в этом возрасте ребенок начинает играть в сюжетно-ролевые игры. Малыш с увлечением придумывает себе какую-либо роль и играет, ведомый своей фантазией. Сейчас у него самый основной сюжет в игре — это «семья». И кукла для ребенка становится членом этой «семьи», за которым он ухаживает.
Теперь кукла усложняется: Ноги и руки могут быть подвижными, руки более детализированы, с большим пальчиком. Ступни у ножек тоже становятся выраженными.
Прическа куколки делается сложнее, чтобы ребенок мог расчесывать и заплетать свою любимицу. Одежда куколки тоже меняется. Ведь мелкая моторика у ребенка развивается и пальчики ловчее, чем раньше. Он теперь сможет самостоятельно одеть и раздеть куклу, завязать ей поясок, застегнуть пуговки, надеть штанишки.
Ручки вальфдорской куклы могут быть «обнимательные» — разведенные в стороны (пришитые к основанию шеи)
Варианты ножек так же могут различаться:
Пропорции вальфдорской куклы
Соблюдение пропорций человеческого тела в вальдорфской кукле обязательно.
Правильные пропорции и использование натуральных материалов это то, что отличает вальдорфскую куклу от всех других кукол.
В вальдорфской кукле используется образ ребенка, поэтому, надо придерживаться пропорций тела ребенка. У ребенка голова гораздо больше относительно тела, чем у взрослого человека.
Итак, при изготовлении вальдорфской куклы необходимо придерживаться следующих пропорций:
высота головы составляет:
у новорожденного 1/4 длинны тела
в возрасте 2-4 года – 1/5
в возрасте 5-6 лет – 1/6
Геометрический центр тела у ребенка младенческого возраста находится в районе пупка.
Длина ручки, длина торса и длина ножки составляет по полтора диаметра головы.
Ширина туловища для среднего телосложения составит диаметр головы плюс один сантиметр. При увеличении ширины туловища на 1 см его длина увеличивается на 4 см
Толщина (не окружность!) ручки составляет 2/5 диаметра головы
Глаза ребенка расположены чуть ниже средней линии головы
Для наглядности пропорций следующая таблица:
Ещё вальфдорских кукол разделяют на «обнимашки» и «заплетайки«.
«Обнимашки» — волосы проще в исполнении, покороче, пришиты накладным паричком — вязаным (волосы равномерно ввязаны в основу) или послойно (см. на фото). Способ изготовления паричка диктует пряжа.
Этот тип кукол рекомендую девочкам помладше (не умеют заплетать), мальчикам (им прически малоинтересны) или как сувенирные для взрослых.
«Заплетайки» — более сложные и трудоемкие в изготовлении головы, волосы вшиты-вышиты, закреплены очень надежно, не выдергиваются, возможны любые прически без ограничений, длина волос большая.
Материалы для статьи взяты из следующих источников:
moonchildhandworkstudio.blogspot.com;
статья Ирины Березко о пропорциях;
Блог Аллы Ланцман: http://www.livemaster.ru/topic/6462-otnosites-k-kukle-serezno
Сайт Алёны Василь : http://www.vasile.ru/
Блог Марии Рыбаковой: http://marriba.livejournal.com/
Блоги Ярмарки Мастеров: http://www.livemaster.ru/
Блог мастерицы Atelier Poppenoek : http://poppenoek.blogspot.com/
Мастерская-студия Ирины Мавричевой http://www.natural-toys.ru
04.02.2011 19:15
Вконтакте
Одноклассники
Google+