Жизнь в деревне: где и как здесь можно заработать?
Когда мы собрались переехать из города в деревню, все знакомые пытались нас отговорить. Особенно напирали на то, что в деревне невозможно найти работу. Откуда тогда у нас появляются новые коттеджи? Почему старенькие отечественные автомобили заменяются на новенькие иномарки? Ведь, по идее, люди в деревнях должны бедствовать…
Я общалась со многими жителями нашей деревни и пришла к выводу, что кто хочет хорошо жить – тот работу найдёт. Везде. Он приспособится, выкрутится, что-то придумает и заработает. Главное – иметь перед собой четкую цель.
Кто-то у нас работает вахтовым методом, кто-то каждый день ездит на работу в город, кто-то собирает грибы и ягоды, кто-то давно ушёл в свой бизнес, кто-то держит большое хозяйство, кто-то предпочитает работать удаленно… Все трудятся на своих местах, никто на бедность не жалуется.
Помимо этого, всего всегда можно дополнительно заработать на том, что ты умеешь. Наша соседка, к примеру, живёт в большом двухэтажном доме и зарабатывает на жизнь своими поделками, картинами. Она постоянно бывает на каких-то выставках, о ней много раз писали в газетах. Такая местная знаменитость. А ведь ей уже 73 года.
Один наш знакомый открыл небольшой автосервис. Пристроил к своему гаражу еще один, побольше, оборудовал его, нанял двух местных парней и работает себе. Уже дом для дочери почти достроил. Всё у него хорошо, добрая молва разлетается, клиенты прибывают.
Другие соседи арендовали помещение и открыли продуктовый магазин. Машину поменяли, дом обшили, забор хороший поставили, сыну в городе квартиру купили.
Есть и те, кто в лесу знает все грибные и ягодные места. Это их заработок, их лишняя копеечка. Поднимаются рано утром и отправляются в лес.
Многие выходят на трассу и торгуют: молоком, мясом, творогом, яйцами, вениками для бани.
У других имеется семейный бизнес. Они уже давно держат свою лесопилку.
Есть ли работа в деревне? Есть, если имеется желание заработать.
https://zen.yandex.ru/media/bespechnaya/kto-hochet-horosho-jit-tot-sebe-rabotu-naidet-5c472ac5a600e205805a7ba1
«В ДЕРЕВНЕ, ГДЕ ПЕТРА ПИТОМЕЦ…». У лукоморья
Когда вы входите под торжественную сень Петровского парка и поднимаетесь по центральной липовой аллее, осененной сплошным темно-зеленым шатром, взгляд ваш начинает искать дом прадеда поэта, и в памяти невольно звучат стихи:
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой, арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей…
Ганнибаловский дом погиб много лет назад; на месте его буйно разрослись бузина и орешник, ольха и боярышник. Время жестоко расправилось с этим неповторимым историческим уголком.
Грустно сознавать это, но вместе с тем и отрадно от того, что еще недавно совсем заброшенный уголок будет снова принадлежать Пушкину, и скоро, совсем скоро, дом и парк, и парковый грот, и пруды, и фруктовый сад с неповторимой «ганнибаловской антоновкой», и беседки — всё будет восстановлено, и в доме откроется новый Пушкинский музей, посвященный предкам Александра Сергеевича, его дедам и прославленному прадеду — «птенцу гнезда Петрова» — знаменитому арапу Петра Великого.
Приступая к восстановлению Петровского, мы хорошо понимали, что взялись за задачу, которую в принципе невозможно решить со стопроцентным успехом. Восстановление Петровского — значительно более трудное дело, чем, скажем, восстановление Михайловского или Тригорского. В них — Пушкин, его личная жизнь, поэзия, его труды вдохновенные, свидетельства современников и многое другое. Музей Михайловского воссоздавался несколько раз на протяжении почти семидесяти лет; к созданию его в разное время приложили свои таланты крупнейшие ученые, художники, архитекторы…
Петровское же стало заповедным имением значительно позднее, — юридически оно вошло в состав Государственного заповедника только после Великой Отечественной войны. Никто из ученых не изучал этот памятник, и почти ничего не сохранилось из его бытовой исторической обстановки. Почти всё здесь — вне личной жизни Пушкина. Он бывал здесь редко. Но здесь его предки, его родословная.
Придумать новый музей в Петровском — не просто. Тут требуется не только знание истории памятника, тут нужны фантазия, знание старины во всех ее бытовых особенностях, знание судеб людей, живших в этом доме.
Нам, хранителям заповедника, повезло. В разных местах, временами совсем неожиданных, удалось собрать много старинных изображений дома и парка, приобрести завещание Вениамина Петровича — последнего Ганнибала, жившего здесь до 1839 года. В этом завещании перечислено имущество, находившееся в доме: столы, стулья, кресла, картины, посуда и прочее. Удалось найти и завещание Ибрагима Ганнибала.
Мы обследовали архивохранилища и фундаментальные библиотеки Ленинграда, Москвы, Прибалтики. Нашли в них интересные документы о жизни Абрама Петровича, его трудах и днях во Франции, Петербурге, Ревеле, Сибири; обнаружили ряд его личных вещей, реликвии. Мы заручились обещанием помощи со стороны Государственного литературного музея, Государственного Русского музея, Эрмитажа и других центральных музеев в предоставлении музею в Петровском портретов современников великого арапа, изображений мест, где он жил и трудился. Нам удалось приобрести через закупочную комиссию ряд прекрасных предметов бытовой обстановки эпохи.
Знаменитый предок Пушкина был не просто замечательный боевой офицер своего времени. Он был образованнейший человек тогдашней России: ученый, строитель крепостей, «главнокомандующий по строительству Ладожского канала», «директор крепости Кронштадт», «обер-комендант Ревеля», начальник «российской артиллерии», педагог, верный близкий человек Петра Великого, по выражению поэта, — «царей, цариц любимый раб».
Библиотека, собранная Абрамом Петровичем, была замечательной по тому времени. Его кабинет был лабораторией ученого. Возведенному за ум и труды в самые высокие чины и ранги, ему было присвоено потомственное дворянское звание. Сам Петр сочинил для него родословный герб, вырезал на токарном станке фамильную печать. В парадном зале Петровского дома в специальном киоте много лет хранились «царские милости» — благословенная икона, высокие сапоги Петра I, его портрет, патенты на звание и ордена.
Удивительная жизнь Абрама Петровича была наполнена не только радостями и успехами, но бедами и обидами, опалой и ссылкой. Обо всем этом и должен будет рассказать будущий музей в Петровском. Это будет его главной «изюминкой».
Этот музей поведает посетителям и о наследниках Ибрагима Ганнибала: его сыновьях и внуках, осевших повсеместно на Псковщине, из которых вышли и герой Наварина и Чесмы, и декабрист, и просто добрые люди, а в четвертом колене его кровь дала миру стремительный пушкинский нрав. В экспозиции будут показаны связи Александра Сергеевича с Ганнибалами, раскрыта «ганнибаловская тема» в его творчестве.
Дом в Петровском — большое сооружение, его объем почти в четыре раза больше, чем в Михайловском, — 2231 кубический метр. Длина по фасаду 27 метров, ширина — 15 метров. Внутри его одиннадцать комнат. Из них в нижнем этаже — семь, и в антресолях — четыре. В 1952 году группа студентов института имени Репина Академии художеств произвела тщательные раскопки фундамента старого Петровского дома. Раскопки помогли нам установить то, о чем молчат архивные документы. Мы узнали, что в доме были «печи в пестрых изразцах», большой подвал со сводчатыми перекрытиями, дубовые полы «плашками». Тогда-то и выяснились основные элементы планировки и размеры «покоев» дома и наличие в нем большой парадной залы, выходившей окнами в сторону парка.
Довольно высокий каменный цоколь, широкие балконы с двумя портиками, о четырех колоннах каждым, стены, обшитые досками, большие окна и непременный с флагштоком бельведер, венчающий здание, — таков общий вид дома Петра Абрамовича.
Сегодня к этому уголку земли прикованы взоры многих людей. В заповедной вотчине предков Пушкина завершается работа по восстановлению исторического дома Ганнибалов.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», — писал Пушкин.
Поделитесь на страничкеЧем живет деревня, где остались считаные жители?
Некогда деревня Чернуха Гродненского района была оживленной: почти три десятка дворов, где жили большие семьи. Сегодня в затерявшейся среди леса деревушке, от которой до белорусско-литовской границы меньше километра, по вечерам светятся окна лишь трех домов, да и те больше напоминают хутора. Однако люди по-прежнему почтительно называют друг друга соседями. Обратиться к односельчанам за помощью и самим на просьбу не отказать — это в традициях приграничной деревушки. Наш корреспондент отправилась в Чернуху, чтобы узнать, как здесь течет жизнь.ОТ крупного агрогородка Поречье до маленькой Чернухи шесть километров. Но контраст замечаешь, как только пересекаешь железнодорожный переезд. Можно сказать, что яркий остановочный павильон с броским названием деревни — это последнее из новшеств в ее биографии. Дальше путь лежит по проселочной дороге в лес, и последние годы чаще всего по нему курсируют автолавка, которую посчастливилось встретить, и местные жители на велосипедах.
Заметив незнакомку с фотоаппаратом, водитель останавливает автолавку.
— Кто вы такая и почему фотографируете здесь? — строго спрашивает.
Такой тон в подобной ситуации оправдан: граница рядом. Местные жители бдительны. Удостоверившись, что встретили журналиста, водитель и продавец охотно вступают в разговор.
— Раз в неделю при любой погоде мы едем в Чернуху. Хотя сейчас продукты возим в основном одному покупателю, — рассказывает Кристина Мардосевич.
Чуть поодаль на проселочной дороге немолодая сельчанка энергично крутит педали велосипеда. Услышав гул машины среди леса, останавливается. Знакомлюсь — Станислава Павловна Хотян. Едет в родную Чернуху из соседней деревни, куда после смерти мужа переселилась к дочери.
— Кота еду кормить, купила ему палку колбасы. Мой питомец переезжать отказался, так и живет в сарае. Ему и среди леса хорошо. И я тоскую по здешним местам, поэтому частенько приезжаю. Шесть километров на велосипеде не такой уж далекий путь. А как встречает! В Чернухе, куда молодой вышла замуж, все родное, вся жизнь вспоминается. Кажется, что совсем недавно в деревне нашей было много детей и молодежи, на пастбище гоняли большое стадо… Сейчас постоянно живут лишь в трех дворах: местная пожилая женщина, приезжий 80-летний россиянин и молодая семья. Вот и вся наша Чернуха. Но место благодатное. Черника за самым домом, грибы! Жаль, если вовсе вымрет деревушка.
СТАНИСЛАВА Павловна рассказывает о том времени, когда деревня еще не была приграничной. Она, как и многие местные жители, на работу ездила в литовский Друскининкай, что в 18 километрах.
— Наша семья тогда могла переселиться или в Друскининкай, или в Гродно, но остались в Чернухе, потому что лучшего места для жизни не хотели. Представляете, муж-железнодорожник 40 лет ездил на работу в Гродно, в 4 утра вставал, а о смене местожительства даже не помышлял. И я буду ездить сюда до тех пор, пока сил хватит. И дом сберегу. Может, внукам под дачу понадобится, — расчувствовалась собеседница.
Восьмидесятилетняя Сабина Казимировна Суровец гостей не ждала, но радушно пригласила в дом. Подложив дров в печку и приглушив звук телевизора, хозяйка рассказывает, что уже почти шесть десятков лет живет в Чернухе. Здесь выросли дочь и сын, оба получили высшее образование. Сын с семьей живет в Литве, а дочь недалеко — в агрогородке Индура.
— Мое богатство — четверо внуков и трое правнуков. Жаль только, что овдовела. Я здесь не брошена, все навещают. А этой зимой дочь поставила ультиматум: забирает к себе вместе с моими курами. Я пару дней погостила и домой вернулась. Погода ведь такая теплая, и весна скоро. А у меня тут огород, заботы, — разоткровенничалась сельчанка.
— А не страшно среди леса?
— Чего страшиться-то? Деревня в пограничной зоне, под защитой. Правда, однажды испытала такой ужас, что и не передать. Думала, умру и никто не найдет. На огороде мусор сжигала. Ветер подул, лес близко, сухая трава и загорелась. Пожар-то я потушила, а сама, обессилев, наглотавшись дыма, упала без чувств. Бог послал человека мне на спасение. Случайно полуживую нашел. Потом была реанимация, больницы. Так что я еще пять лет назад могла умереть, а живу и каждому дню радуюсь, — по-житейски отвечает сельчанка.
В разговоре выяснилось, что Сабина Казимировна знает четыре языка: русский, белорусский, польский и литовский.
— Правда, по-польски говорю плохо, но все понимаю. А литовский выучила, когда в Друскининкае в санатории работала санитаркой. У меня весь стаж «литовский». Теперь язык пригодился, чтобы с внучками «заграничными» разговаривать, — смеется бабушка.
— А с кем же вы здесь общаетесь?
— Семья дачников очень приветливая, никогда мимо дома моего не проедут, всегда поинтересуются, как я тут живу. И сосед-россиянин, мой ровесник, тоже общительный человек. Говорят, он аж из Сочи на велосипеде в нашу Чернуху приехал. И так ему тут понравилось, что остался жить.
ЗАИНТРИГОВАННАЯ рассказанной историей, еду к соседу Сабины Казимировны. Дом на самой окраине бросается в глаза издали. По всему видно, что хозяину трудолюбия не занимать: старенькое строение превращает в уютный коттеджик. Без излишеств, но со вкусом. Очень выделяются посреди запустелого деревенского пейзажа ухоженный газон и молодой сад. Даже не верится, что все это восьмидесятилетний житель сделал своими руками. Сомнения исчезают, когда знакомимся с хозяином, который только вернулся из города, отмахав туда и обратно по околицам на велосипеде 60 километров.
Владимир Степанович Акулов, улыбаясь, проливает свет на деревенскую легенду:
— Приехал из Сочи со своим велосипедом, но поездом. А вот Беларусь действительно всю исколесил, прежде чем остановился здесь. Уже сорок лет, как я всерьез увлекаюсь велоспортом, поэтому и сейчас специально в Гродно езжу окольными путями, чтобы «накрутить» шесть десятков километров.
Владимир Акулов.— Как же вас занесло в Чернуху? — не скрываю любопытства.
История длиною в жизнь. Уроженец Иваново, он учился в Туле в авиационном институте, когда встретил очаровательную киевлянку. Бросил все и умчался за своей будущей женой, ради нее даже профессию летчика поменял на дизайнера интерьера. Когда половинки не стало, уединение приобрело особый смысл. Владимир Степанович рассказывает, что за свою долгую жизнь он повидал мир, жил и работал в Москве, на Сахалине, в Норильске и Сочи. Немало поездил по всему постсоветскому пространству. А семь лет назад решил увидеть Беларусь.
— О том, что белорусы очень искренний и приветливый народ, я понял еще в поезде по дороге в Гомель. Попутчица изложила весь маршрут, который поможет мне познать и почувствовать Беларусь. Особенно рекомендовала побывать в Гродно. Когда приехал в этот город, просто в него влюбился. А уже гродненцы, с которыми подружился, подсказали деревушку, где бы я смог наконец найти вожделенное уединение. Семь лет здесь живу, дизайнерский опыт и в Чернухе пригодился. Прошлой осенью посадил молодой сад, сейчас, как заядлый теннисист, к приезду дочери и внуков из Киева задумал оборудовать корты.
— Какое же счастье вы приобрели в затерявшейся среди леса деревушке? — задаю своему необычному собеседнику риторический вопрос.
— Мне нравится жить. Я счастлив, что в свои 80 могу что-то делать и что-то менять, — итожит Акулов.
Молодую семью, купившую в Чернухе дом, на месте застать не удалось, как и предполагала Станислава Павловна Хотян, которую встретили по пути в деревню. Жизнь у них течет не так, как у стариков: муж — дальнобойщик, а жена тоже дома не сидит — вся в работе и других заботах.
МОЖНО только догадываться, чем зачисленная в разряд бесперспективных Чернуха привлекла молодых? Возможно, своей невероятной тишиной, какой-то особенной простотой, которой порой так не хватает для жизненной гармонии.
Фото автора
Поездка в деревню, где замерло время
Это место — одна из сотен полуживых деревень глубинки России. Эта деревня ещё полуживая, потому что ДВА — целых ДВА — двора из двух десятков ещё посещаются хотя бы летом. А постоянного жителя — деда 90 лет, я увёз в город ,он пережил всех своих родных и остался один. Он родственник моей тёщи, поэтому было решено его забрать, т.к. один не выживет.
1.
Начну с дорог. Как только свернули с трассы Санкт-Петербург-Псков, дороги начали постепенно кончаться.2.
Эта ещё на отлично.
3.
Хуже..
Так называемого асфальта осталось на одну полосу.Хотя стараются,заделывают дары и даже разметка проглядывает.
4.
И наконец грунтовка.
Хотя если честно то эта грунтовка лучше чем асфальт выше…5.
Доехали.
Встретили первых жителей.6.
Припарковались возле дедова дома.
Единственный дом в деревне из кирпича.Когда то у них сгорел дом,в то время ещё существовал колхоз с управлением в соседнем селе (6 км) и им отстроили так называемый «типовой» дом,лишь бы не уехали7.
Колодец «журавль»
Вода мутная т.к два жителя берут мало воды8.
Двор.
9.
10.
11.
12.
Курята, как дед их называет, только на них сил и хватает.
13.
Баня, топят по-чёрному.
14.
В доме…
Прошу заметить, деду за 90, жена померла 12 лет назад.Жил с сыном,которого за 2 дня до нашего приезда похоронили.Сыну было 70
15.
Блин, в доме мало фоток сделал. Это чердак.
19 мест в российской глубинке, которые засядут в вашей голове надолго (А все из-за их названий)
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В 2018 году сервис путешествий tutu.ru предложил пользователям соцсети «ВКонтакте» выбрать населенный пункт России с самым веселым названием. В конкурсе победила одна деревушка из Пермского края, о которой мы, конечно, тоже расскажем. Сегодня на въезде в нее установлен знак, оповещающий о том, что именно она стала чемпионкой.
AdMe.ru готов показать подборку, куда вошли не только участники конкурса, но и другие забавные топонимы, отобранные нами. Ну а смешные фото мы дополнили комментариями, рассказывающими о том, что за каждым названием может стоять целая история.
1.
Где? Татарстан
Впервые Пролей-Каша упоминается в документах 1611 года. Согласно одной из версий происхождения названия, когда-то сюда приехали землемеры и так напугали размерами взяток нескольких местных, что те пролили котелок с кашей. Сегодня здесь проживают около 300 человек, 2/3 из которых — пенсионеры. Достопримечательность деревни — памятник героям Гражданской войны.
2.
Где? Тверская область
Реку Ржать в Тверской области знают все. Она известна не только своим веселым названием, но и внушительными размерами. К сожалению, историю происхождения ее названия нам выяснить не удалось.
3.
Где? Московская область
Всего здесь порядка 70 домов, из них чуть более половины заселены. Есть несколько версий происхождения названия этой деревни. Одна из них гласит, что оно появилось в 1920-х годах на фоне грез советских людей о космосе; согласно другой — благодаря большому количеству ухабов, напоминающих марсианские впадины. Хотите здесь задержаться? К вашим услугам гостевой дом «Отдых на Марсе».
4.
Где? Иркутская область
Когда-то местный житель, углубляя свой погреб, наткнулся на большую кость. Не придав ей особого значения, он выбросил ее за забор. Находку заметили мальчишки и приспособили в качестве санок. Диковинку заметил здешний библиотекарь и сообщил об этом в Иркутск. Как выяснилось позднее, Мальта (в переводе с бурятского — «черемуховое место») — стоянка эпохи палеолита. Сегодня при въезде в этот небольшой поселок вас встретит скульптурная композиция из нескольких мамонтов.
5.
Деревня — Википедия
Деревня Логдуз. Церковь Космы и ДамианаДере́вня — небольшое крестьянское селение[1].
Деревня Сенно с высоты птичьего полётаНа начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие церкви в деревне и размеры поселения[2].
Старообрядческий пасхальный крестный ход в деревне Давыдово.Вопреки распространённому мнению, деревня называется так не потому, что дома в ней раньше были деревянные. В значении «крестьянское селение» слово деревня стало употребляться в XVII—XVIII вв. До того оно означало «двор», а ещё раньше — «пахотное поле». В литературном памятнике XVI в. — «Домострое» — можно встретить выражение «пахать деревню». А самое древнее значение деревни — очищенное от леса (то есть как раз от деревьев) место для нивы (некоторые полагают, что всё же «исходнее» было древний, то есть «старый, идущий из глубины веков»). Так, в литовском языке сохранилось слово dirva — «нива».
В средневековой Германии в городах на каждый брак приходилось 3,5 рождений, а в сельской местности рождаемость была выше: в нескольких сельских приходах округа Тольц в первой половине XVII в. на 327 ежегодных рождений приходилось 63 брака — иными словами, 5,2 крещения на брак[3].
Ранее специалисты считали, что в городах в целом и особенно в крупных городах, в частности, уровень рождаемости ниже среднего по странам, однако недавние исследования показали, что только в развивающихся странах рождаемость в городах всегда ниже рождаемости в сельской местности. При этом в экономически самых развитых государствах уровень рождаемости во многих крупных городах выше средних значений по стране[4].
В 1859—1863 годах рождаемость в российских городах составляла 45,9 детей на 1000 жителей, а в деревнях — 50,9 детей на 1000 жителей, что в 1,1 раза больше. В 1909—1913 годах рождаемость в российских городах составляла 33,9 ребёнка на 1000, а в деревнях — 44,3[5].
С поколений, родившихся в середине 20-х годов, и до поколений конца 40-х падение рождаемости продолжалось более медленными темпами и только у городского населения. У сельского населения падение рождаемости остановилось у поколения, которое родилось в середине 1920-х годов и возобновилось с 1930-х годов[6].
Если в 1960—1980-е годы коэффициент суммарной рождаемости на селе был выше «городского» примерно на 1 ребёнка, то в 2001—2006-е годы — только на 0,4. В 2007 году сильное увеличение этого коэффициента было зарегистрировано в сельских поселениях — почти на 0,2 (с 1,611 до 1,798), тогда как в городских поселениях — менее, чем на 0,1 (с 1,199 до 1,283). В 2008 году рост коэффициента суммарной рождаемости замедлился, увеличившись примерно одинаково и в городе, и на селе (соответственно, до 1,366 и 1,894). Различие коэффициента суммарной рождаемости сельского населения над городским превысило 0,5[7].
По данным Росстата, среднероссийский коэффициент суммарной рождаемости составляет 1,75, в городе — 1,59, на селе — 2,34[8].
В начале XXI века деревня является в России самой многочисленной формой поселений, хотя основное количество жителей страны проживает в городах.
Преобладающее занятие жителей (обычно крестьян) — сельское хозяйство, промыслы.
С наступлением индустриальной эпохи количество деревень во всём мире неуклонно снижается, так как многие жители из деревень стремятся перебраться в крупные города ради удобного жилья и более высоких зарплат, и деревни постепенно становятся заброшенными.[9]
Существует и обратная тенденция[10]. Стремление к покою и тишине традиционно увлекало людей пенсионного возраста и творческую интеллигенцию приобрести или построить домик в деревне[11]. С развитием же интернет-технологий жителям крупных городов открылась возможность быть более не привязанными к месту работы[12] и воплотить давнюю мечту о гармоничной жизни на лоне природы[13] — vita rustica. С другой стороны, в свете невероятных увеличений цен[14] на коммунальные[15], медицинские услуги и экологически чистые продукты питания[16], жизнь в деревне становится экономически более привлекательной[17]. С учётом того, что некогда городские бытовые удобства (газ, электричество, водопровод, канализация, телефон, интернет) развиваются в деревне[18], мнение о более удобном городском жилье становится спорным[19].
Деревня, как собственность в России в XVII — начале XX веках[править | править код]
Пути приобретения и виды документов на право владения деревнями[править | править код]
- Наследство от родителей — по духовному завещанию.
- Дар от родственников — по дарственной записи или духовному завещанию.
- Раздел между братьями и сёстрами после покойного родителя — по раздельной записи (акту).
- В приданое за женой — по заговорной записи.
- Покупка от родственников или посторонних лиц — по купчей.
- Превращение просроченной закладной частному лицу в купчую.
- Покупка имений, описанных за неуплату долга, с публичных торгов — по купчей.
- В старину царское пожалование за военные заслуги («выслуженные вотчины» и поместья) — по жалованным или данным грамотам.
- Царское пожалование за особые заслуги — по указу[20].
Понятие деревни как «отчего дома» ранее часто служило объектом литературного творчества, находило отображение в поэзии (А. Пушкин, Н. Некрасов, С. Есенин). Известен стихами о деревне русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления И. Суриков — автор хрестоматийного стихотворения «Детство» («Вот моя деревня, // Вот мой дом родной…»). В советское время в прозе сформировалось литературное направление: писателей, писавших о деревне и её жителях, называли «деревенщиками». Одной из вершин «деревенской прозы» является повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой», где описана драма жителей деревни, которая в результате постройки ГЭС и образования водохранилища уйдет под воду.
Ключ от детства. Надо ли возвращаться в места, где вы росли
Содержание:
Иногда путешествие в прошлое может оказаться реальностью, и если хватит у вас духовных сил, нужно всего-навсего не забыть взять с собой ключ…
К нам в гости на несколько дней отпуска нежданно-негаданно приехала моя двоюродная сестра с мужем. Мы неплохо организовали досуг: собирали зрелую, налитую соком, ягоду, пили на веранде чай, вспоминали детство и хохотали над всякой ерундой.
После нескольких дней гостевания сестра неожиданно предложила:
— Давайте на бабушкину усадьбу поедем! Бабушка до сих пор приходит ко мне во сне.
Я недоумённо пожала плечами:
— Таня, бабушки давно нет в живых. На усадьбе всё быльём поросло, и дорога наверняка разбита.
— Ну, пожалуйста, поехали! — уговаривала сестра. — Так хочется побывать в знакомых местах!
И сестра с упоением предалась воспоминаниям…
Я, наконец, сдалась:
— Ладно! Только попутно на рынок заскочим.
— Зачем?
— Продуктов свежих купим, возле родника пообедаем. Ты помнишь, где был родник?
— Конечно, сестрёнка! Аккурат напротив бабушкиного дома.
Ключ от старого дома
Наши мужчины (Танин и мой супруг), узнав про задумку, поддержали:
— А что, интересная идея! Машину заправим и — вперёд!
Мы заправились, а по пути заехали на местный рынок. Овощи, фрукты, молочная продукция — всё это привозят из близлежащих сёл района.
Толкаясь между продуктовыми рядами, вдруг услышали громкий возглас:
— Ой, Танюша, ты ли это?
В пожилой располневшей женщине Татьяна узнала свою дальнюю тётку со стороны отца.
— Сколько годков не видались, Таня?!
Женщины обнялись, а когда тётушка выяснила, куда мы направляемся, покачала головой:
— В деревне давно никто не живёт, вымерла деревня. Но мы с мужем навещаем наш старенький дом — сами-то давно в райцентр перебрались. Чай, помнишь, где дом наш стоял?
— Конечно, помню!
Расспросив о житье-бытье, тётка достала из сумки связку ключей, сняла самый старый, протянула Татьяне:
— Возьмите на всякий случай, вдруг захотите чайку попить или отдохнуть с дороги. Там и плита старенькая есть, и кровать.
Татьяна нерешительно взяла ключ:
— Тётушка, а как же потом ключ вам вернуть?
— На крыше дома стоят старые калоши, вот туда и положите.
Мы поблагодарили женщину, набрали свежих, с бархатистой кожицей помидоров, изумрудно-пупырчатых огурчиков и отправились в путь.
В заброшенной деревне
Мы и не думали, что добираться до заброшенной деревни окажется так трудно! Ухабистая, совершенно разбитая дорога бежала между полей с цветущим подсолнечником; круто спускалась к оврагу; еле приметно петляла по заросшим ягодником полянам… Нас подкидывало и подбрасывало буквально на каждой кочке!
— Зря мы это затеяли, — вздохнул мой муж. — Поехали бы лучше на пруд, искупались, позагорали.
— Как всё вокруг изменилось, — грустно сказала Татьяна.
Дорога неожиданно нырнула к сосновому бору, а затем плавно спустилась с холма. У нас вдруг перехватило дыхание от открывшейся взору картины: меж холмов голубой лентой вилась небольшая речушка; по склонам разбегались берёзовые рощицы; там, где прежде стояли дома, росли густые заросли черёмухи, сирени, акации.
Над деревней голубой скатертью стелились небеса, а в центре, словно золочёное блюдо, блистало солнце.
— Эх, деревня моя, деревянная, дальняя, — вздохнула Татьяна.
Мы оставили машину у края посёлка, и пошли пешком, не смея нарушить первозданную тишину.
— Вот тут была школа, — сестра показала рукой вправо. — А здесь — конный двор.
— Точно!
Здесь, на этой улочке, и прошло наше с Татьяной беззаботное детство. Много-много лет назад тут разгуливали огромные поросята, бегали козы с козлятами, вперевалочку бродили важные гуси. На лавочках сидели бабушки в цветастых платочках и обсуждали деревенские новости.
Там, где раньше стояла бабушкина усадьба, густо росла крапива с чертополохом, виднелись непролазные заросли клёна.
— Да-а-а, — изумлённая увиденным, выдохнула сестра. — Печальное зрелище.
Деревенский запах
Долго предаваться грусти, к счастью, нам не дали мужчины. Со знанием дела они принялись накрывать поляну: расстелили покрывало, достали из машины овощи, фрукты, лимонад; нарезали хлеб с колбасой.
— Девчонки, вуаля! — Татьянин муж сделал приглашающий жест.
Мы опустились на траву, но не спешили приступать к трапезе.
— Прислушайтесь, — тихо сказала Татьяна.
Мы разом замолчали.
В деревне стояла оглушительная тишина, нарушаемая лишь журчанием речки, жужжанием пчёл, пением какой-то птицы.
— Благодать какая!
Немного подкрепившись, мы отправились к тётушкиному дому. Дом-пятистенник был крыт шифером, позеленевшим от времени; краска на наличниках облупилась; дощатая дверь оказалась настолько низкой, что нам пришлось пригнуться, дабы войти в дом.
На крыше, как и было обещано, стояли старые калоши. Мы достали заветный ключ…
Всё в избе сохранилось в таком состоянии, будто хозяева только что вышли по делам: воды из родника набрать, корову подоить, огород прополоть.
На кухне, на правах хозяйки дома, чинно стояла большая белёная печь. Чуть правее — колченогий стол с расстеленной на нём клеёнкой и закопчённым чайником, деревянная лавка вдоль стены и тяжеловесные дубовые табуреты.
По скрипучим половицам прошли в переднюю комнату. В красном углу сохранились образа и огарки свечей. Рядом соседствовали печка-голландка и железная кровать, устланная самотканым покрывалом.
— Как здесь хорошо, чисто и прохладно! А запах-то какой — деревенский!
Память и меня услужливо окунула в детство. Я вспомнила, какие запахи и ароматы витали в бабушкином доме: пахло печной золой, едва вылупившимися гусятами, свежими пирогами, парным молоком…
— Уходить не хочется, — вздохнула сестра.
— И правда, не хочется.
Путешествие в детство
Воспоминания всколыхнули душу… Чувство чего-то доброго, безвозвратно потерянного, родного и близкого, стало таким нестерпимым, таким щемящим, что мы, не сговариваясь, поспешили на улицу. Солнце неуклонно двигалось на запад, краски и звуки стали приглушённее, а тени — длиннее, гуще.
Мы медленно побрели вдоль села. Вместо большого пруда, находящегося в самом сердце деревни, оказалась небольшая запруда. Родник сильно зарос — чистить было некому. Ржавое ведро, валенки, коромысло, седло, рукомойник — чего только мы не нашли на улицах вымершей деревни!
Ноги сами вынесли нас на холм — всем захотелось взглянуть на деревню с высоты. Великолепное зрелище предстало нашим глазам! Заливные луга и урема вдоль реки, еле приметные улочки деревни, в синей дымке — дальний лес…
Неужели всё ушло безвозвратно, и никогда здесь более не раздастся крик петуха, не застучат струи молока о подойник? Сердцу не хотелось в это верить.
— Девочки, пора домой, — позвали мужчины. — Дорога дальняя, а ночь совсем близко.
Мы и сами понимали, что пора возвращаться, но как же не хотелось!
Мы закрыли избу, положили ключ в старую калошу и отправились в обратный путь. Позади остался и лес, и цветущие, не тронутые косой, заливные луга… А на крыше старого дома — ключ от нашего детства.
— Приедем сюда ещё раз? — с надеждой спросила Татьяна.
— Обязательно!
— О лучшем путешествии я и мечтать не могла!
И сестрёнка ласково взглянула мне в лицо.
Если вдруг вы также решитесь совершить путешествие в детство, не сомневайтесь — ключ всё ещё лежит там! А это значит, вы обязательно вернётесь туда. Рано или поздно.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]