Skip to content

В чем вывозили жениха и невесту перед свадьбой из бани – Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Содержание

​Баня в русских свадебных обрядах Часть I.

Мы уже не раз писали о том, что баня у наших предков являлась своеобразным святилищем, через которое проходили накануне всех самых важных событий в жизни. Свадебная баня на Руси была одним из основных традиционных этапов перехода молодых к новому статусу во время брачных мероприятий, такое же обязательное, как само венчание. О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана и воз накрыт». А молодым велели: «Жена мужа почитай, как предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Первой в череде свадебных банных обрядов была подвенечная баня невесты.

Подготовка бани

Именно с бани начинался девичник или прощание с молодостью, свободной девичьей жизнью и девичьей красотой, которое устраивали накануне свадьбы. Считалось, что подвенечная баня предохраняет ритуальную чистоту невесты от негативных воздействий, колдовства и влияет на ее будущую семейную жизнь.

Поскольку с момента помолвки невеста была подвержена порче, ей запрещалось что-либо делать самостоятельно, а все необходимое до самой свадьбы за нее совершалось подругами — поневестицами. Согласно традиции, именно они вместе с матерью невесты и другими родственницами топили для молодой баню. Все действия сопровождались оплакиванием невесты, как «умирающей», а общение с ней представляло собой причитания: ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду, чтобы возродиться мужней женой в мужнином.

Свадебную баню тщательно мыли и украшали. Во время растопки по звукам опускаемых в воду раскаленных камней гадали о характере жениха и его родни. Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Кстати, о других предсказательных традициях можно прочесть в статье Русская баня и рождественские гадания.

Когда баня была готова, начинался ритуал расплетения косы невесты, символизирующий превращение ее в молодицу. При этом невеста сидела на «посаде» — накрытой кожухом деже -воплощении плодородной силы. Лента из косы доставалась незамужней подруге, чтобы она могла найти себе жениха.

Веник для парения невесты передавал жених, его наряжали цветами и лентами, после чего повязывали платок и возили по деревне. Веник этот был ритуальным символом, к которому во время парения переходила красота невесты. Также по этому венику смотрели о предстоящем замужестве.

Ритуалы прощания

В баню невесту вела целая процессия во главе с братом жениха или колдуном. Второй шла близкая подруга или крестная мать, которая «расчищала дорожку». По дороге девушку сопровождали сварливые слова: «Пошла смывать свои гульбы, прохладушки», сама же невеста причитала по воле и прощалась с девичеством. Перед входом в баню она кланялась на четыре стороны, молилась, после чего ее вносили через порог на руках.

После этого колдун перевязывал своим поясом правую руку, ногу и грудь невесты, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, грудина к грудине на восток». Тем самым после «утери» красоты она предстает разъятой на части. Задача колдуна – сложить заново ее тело, подготовив к супружеской жизни. В ряде деревень колдун опоясывал невесту рыболовной сетью, заговаривал воду и парил березовым веником, говоря: «Как на этом березовом венике никогда листьям не опасть, так и у молодой муж бы никогда от нее не ушел!» Затем с тела невесты сырой рыбой стирал пот. Рыбу эту готовили и угощали ею жениха.

В некоторых деревнях невеста парилась с матерью жениха, чтобы та могла убедиться, насколько здорова будущая невестка. В литературе любят приводить такой отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!»

Далее невеста парилась с подругами. Девушкам разрешалось преподнести в последний раз браги, как символ веселой жизни. Считалось, кого невеста первый раз ударит веником, та выйдет замуж раньше всех. Лежа на полке, молодая впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани было неприличным.

Мытье невесты заканчивалось тем, что ее трижды окатывали ключевой водой из трех разных мест, «чтобы смыть всю девическую шалость». После бани невесты сохраняли воду, в которой она мылась, чтобы подмешать ее в пищу жениха и его родни для любви с их стороны. Потом начинался ритуал прощания с родителями, все обменивались подарками и в самом конце совершали обряд плетения кос.

Омовения перед свадьбой были обязательными и для жениха. Молодого человека в бане сопровождали его друзья и дружка, который обливал жениха наговоренной водой из трех разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи.

Сегодня, как и в старину, современные бани и сауны Волгограда и других городов приглашают устраивать девичники и мальчишники, чем с удовольствием пользуются будущие молодожены. И, хотя, такие банные мероприятия уже лишены ритуальных действий, они по-прежнему выполняют функцию веселого и незабываемого прощания с молодостью и беззаботной жизнью.

Оксана Смирнова

Теги: свадебная баня, свадебные ритуалы

Зачем на Руси перед свадьбой вели невесту в баню, а знахарка собирала пот девушки

Свадьба, как и сегодня, так и в древние времена, всегда важнейшее событие в жизни любой девушки. К нему готовятся с особой тщательностью, с волнением и переживаниями. Тем более что раньше брак был, как правило, единственным на всю жизнь.

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Переход к другой жизни

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

Веник и мыло из дома жениха

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Банная процессия

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Гадания и приметы

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

Пот как средство для заговора

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как невесты на Руси выходили замуж из бани

К выездным свадьбам уже все смогли привыкнуть. В наше время многие молодые скрепляют свойбрачный союз везде, это может происходить в городской ратуше, в старинном замке и даже на палубе корабля. Неужелимогут проводить свадьбу в бане? 

Проводить свадьбу в бане могут позволить себе только самые настоящие фанаты. Однако на второй день свадьбуможно провести в парной, это будет более разумное решение. И вот почему.


Во-первых, день бракосочетания довольно регламентированная процедура, это ЗАГС, ресторан и другие мероприятия, в вот второй день можно назвать просто праздником молодежи. В связи с тем, что все формальности будут соблюдены в первый день и не будет большого отхода от ритуалов. Поэтому первый день считается основным праздником, а второй это праздник для молодежи. Второй день можно позволить более вольно провести свадебное мероприятие, даже с посещением парной.

Свадебный праздник можно продолжить в кабинетах парной и там же пройти спа – процедуры. Это даст возможность хорошо расслабиться и привести себя в порядок после первого дня проведенного за обильным столом.

В том случае, когда вы сомневаетесь, удобно ли посещать баню в такой праздник или не знаете, как к этому отнесутся другие родственники и гости, то должны знать, что на Руси все значительные праздники по традиции тесно связаны с различными банными ритуалами. Поэтому молодых всегда отмывали в бане, но только на второй день. А вот дорогу к бане всегда старались вымести вениками.


Следует отметить, согласно ритуалу, который в то время строго соблюдали,жена,и муж шли в баню порознь, так же из нее и возвращались.

После бани муж направлялся к теще и благодарил ее за то, что она вырастила такую хорошую дочку, а молодая жена шла к источнику с водой и оставляла около него кусочек свадебного каравая и небольшое количество монеток.

Необходимо отметить, что эта традиция сохранилась в настоящее время только в деревнях. В городах,мало слышали о таких ритуалах, остались только слабые отголоски о том, что второй день можно праздновать в бане.
В том случае, когда вы решитесь провести второй день свадьбы именно так, то следует позаботиться о том, чтобы банный комплекс был в вашем распоряжении на весь день, когда свадьбу продолжите праздновать в бане. Всем известно, что, практически все свадьбы празднуют по субботам, и только иногда в пятницу.

Следует учитывать, что в выходные дни в банях отдыхает большое количество людей, больше чем в обычные дни. Поэтому следует заранее позаботиться о том, что бы выбрать и договориться с ее руководством, что бы ни кто не мешал. Поэтому можно снять баню не только полностью, но и ее часть, в расчете на количество гостей, но часто пользуются VIP -банями и отлично проводят второй день в таких прекрасных условиях и получают от этого удовольствие.

Баня. Традиции русской народной свадьбы

Во многих регионах во время девичника или утром перед свадьбой девушки посещали баню, но этот обычай (вопреки распространённому мнению) нельзя назвать обязательным. Ибо в южных и центральных российских землях баню обычно заменяло обливание.

При мытье невесте нужно было употреблять веник, принесённый из дома жениха, или подаренное им мыло. Либо баню топили на дровах, взятых из дома жениха.

Для невесты парную устраивали её подруги. Помещение тщательно вычищали, старались отскоблить набело. Воду нужно было принести от трёх разных чистых источников (в т. ч. колодцев), камни взять с трёх полей, поленья и веточки для украшения – от трёх хороших берёз, либо из дома жениха. Всё это отражено в многочисленных песнях, вот одна из них:

Ты топись-ка, топись, баенка,

Да разгорися, нова каменка,

Да разгоритесь, сыры дрова,

Да что сыры дрова берёзовые!

Мы носили серы камешки,

Что со трёх полев со чистыих.

Мы носили студену воду,

Что со трёх ключей кипучиих.

Мы ломали шёлков веничек,

Что со трёх берёз кудрявыих.

Девушки также готовили вички – маленькие берёзовые веточки (из которых состоят веники). Вички повязывали лоскутами ткани и лентами, развешивали в бане, а также втыкали по бокам дорожки, ведущей к бане.

Когда всё готово, девушки подходили к сидящей в избе невесте и приглашали её пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Напомню, Калинов мост – это раскалённый мост через реку Смородину в сказках и былинах, последний рубеж перед миром мёртвых.

Девичник». А. И. Корзухин, 1889 г. Невеста выходит из бани. Вокруг неё три женщины с помощью хозяйственных предметов производят шум, отгоняющий нечисть. Одна девушка разметает дорогу невесте метлой, другая подняла вверх девичий головной убор – ей достался невестин венец. Виден контраст между невестой, которая обязана быть грустной, и всеми радостными замужними женщинами (как сопровождающими невесту, так и сидящими за столом). Из бани вслед невесте смотрит то ли подружка, то ли само её девичество – красота.

«Во многих областях России невеста перед посещением бани просила на это благословения родителей, как будто и правда отправлялась в путешествие в «мир иной».

Часто невеста шла в баню не сама, её вели девушки. А возглавлял шествие дружка, читающий обережные заклинания и ударяющий дорогу плетью, чтобы отпугнуть нечистых. Если не было дружки, впереди шла женщина, разметающая дорогу метлой. (Точно по таким же правилам невеста шла из бани домой).

Прежде чем войти в баню, невеста кланялась на четыре стороны (взаимодействие со стихиями). Подружки просили у банника (духа бани) разрешения войти. Иногда невесту вносили на руках.

Существовал запрет в бане – не бить головешку в каменке, чтобы не накликать рукоприкладство со стороны будущего мужа. В бане на каменку лили мёд, пиво или квас, бросали хмель и хлеб. По звукам гадали, какой характер у будущего мужа.

Девушки парили невесту берёзовым веником с ветками фруктовых деревьев и ягодных кустов (чтобы усилить детородные качества будущей жены). В ответ невеста тоже парила подружек. Была примета: первой выйдет замуж та девушка, которую невеста хлестнёт раньше всех. Подружки или присутствующая знахарка старались собрать пот, который образовывался на теле невесты, чтобы потом подмешать в напиток жениху – это ворожба на влюблённость (когда подмешивали, читали специальный заговор).

Покидая баню, невеста, как правило, была обязана поблагодарить её.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Необычные свадебные традиции

Выходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка — девку в венец убрал», «Весело Покров провести — хорошего жениха (невесту) найти».

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение — привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.


Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни — вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей — мать, потом — «боярки».

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области


Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской областиСвадебный обряд: песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха — «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики Башкортостан


Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Республики БашкортостанСвадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

В свадебном ритуале Петрищево — предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» — петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» — булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две — женихова хрёстная и яе хрёстная — и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» — ну а тая своё».

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области


Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской областиСвадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал — вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами — рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него — небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области

Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской области


Свадебный обряд украинцев села Урыв Острогожского района Воронежской областиСвадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд восточных районов Кировской области — развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» — произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области


Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской областиСвадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза — у жениха.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов


Свадебный обряд сюан кукморских удмуртовСвадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника — один конфетами, лентами, второй — мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других — каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение


Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба — похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки — подручницы или дрýжки — вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа — «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы — причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области

Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской области


Свадебный обряд села Кеба Лешуконского района Архангельской областиСвадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадьбы теблешской традиции играли в осенне-зимний период, до масленичной недели. Поэтические сюжеты и напевы свадебных песен практически не имеют аналогов с соседними традициями. Своеобразен и певческий стиль теблешан, характеризующийся ярким зычным тембром в высокой тесситуре и особыми исполнительскими приемами.

Самобытными являются эпизоды свадебного действа, такие как ритуал «набивания» невесты, «плáты» — местный вариант девичника, «крыжнобéд» — второй день свадьбы. В обряде «набивания невесты» родственники девушки идут в дом жениха и предлагают взять ее в жены. При этом невесте полагалось давать большое приданое: 10 пудов хлеба или скот (корову, ягненка).

На крыжнобéд в избе расставляли столы, которые невеста застилала сотканной ею скатертью. Чем больше ей удавалось покрыть столов, чем длиннее была скатерть, тем лучше и рукодельнее считалась невеста. Особую ритуальную функцию выполняла приготовленная в печи курица, внутрь которой вкладывали два крашеных яйца. Молодуха украшала курицу лентами, бантиками из разноцветной бумаги и сама выносила ее на подносе. Когда курицу разламывали, то обращали внимание родителей жениха на яйца. Эти действия были направлены на появление у невестки «приплода».

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)


Свадебный обряд, песни и причитания теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области) Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

В Новосибирской области важную роль в сохранении традиции играет певческая группа «Прямчаночка». Потомки черниговских переселенцев являются носителями живой, хотя и постепенно угасающей фольклорной традиции. В частности, до недавнего времени здесь активно бытовал традиционный свадебный обряд.

Для изготовления венка в предсвадебный период был предназначен специальный вечер — девичник, на который собирались подруги невесты во главе с подневестницей: «Собирает девочек яна [невеста]. У яе уже самая старшая — поднявесница, и тут аще девок пять. Вянки етыя делают, пришивають усё… И песни пéють». На девичнике девушки также занимались изготовлением бумажных цветов для украшения свадебного деревца — молодой елочки. «Принóшают ёлку, цвяты — бумажки делают на тýю ёлку. Теперь купляют, а тода самоделашнаи. И даже вянки на голове были самоделашнаи».

Наряженное деревце оставалось в доме невесты до приезда за нею жениха: «Ёлку нихто у нас не выкупляя — стоить у нявесты эта ёлка. Приезжая женихи и потом выкýпливають». Вероятно, молодое срубленное деревце символизировало девичью волю, которой лишалась невеста. Выкуп елочки женихом можно расценивать как знак приобщения невесты к роду будущего мужа. Все обряды девичника были связаны с прощанием невесты с девичеством, подругами, отчим домом и привычным жизненным укладом.

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебный обряд черниговских переселенцев из села Прямского Маслянинского района Новосибирской области

Свадебные приметы и суеверия

Свадебные приметы, суеверия и традиции существуют многие века. Далеко не все из них соблюдаются, особенно это касается больших городов. На смену давним поверьям приходят новые традиции, которые больше соответствуют духу времени. Относиться к ним можно по-разному: считать их пережитками и не обращать внимания или в чём-то согласиться, воспринимая приметы как многовековые наблюдения, не лишённые мудрости.

Когда лучше играть свадьбу

Существуют приметы, связанные с месяцами, когда играют свадьбу. Они отмечают, что:

  • свадебное торжество в январе сулит раннее вдовство;
  • февральская свадьба — к брачному союзу, наполненному любовью и взаимопониманием;
  • замужество в марте сулит жизнь на чужбине;
  • в апреле — жизнь супругов будет переменчивой, как погода этого месяца;
  • в мае — маяться или столкнуться с неверностью под собственной крышей;
  • июньское торжество сулит медовый месяц длительностью во всю жизнь;
  • июльская свадьба чревата кисло-сладкими жизненными впечатлениями;
  • август подарит в мужья одновременно друга и возлюбленного;
  • сентябрь сулит бесконфликтную семейную жизнь;
  • после октябрьской свадьбы предстоит нелёгкий путь;
  • ноябрьское бракосочетание обещает финансовое благополучие;
  • у заключивших брачный союз в декабре любовь будет с каждым годом всё ярче.

При этом на каждую дату существуют свои поверья, поэтому и свадьба в январе может быть удачной, если выбрать нужный срок!

Приметы о свадебных атрибутах

Одно из ведущих мест свадебного торжества занимает атрибутика, поэтому и примет о ней немало.

Платье невесты

Наряд невесты в народных приметах на первом плане, учтено всё до мелочей начиная с цвета платья. Не всегда его традиционным цветом был белый. Он стал ведущим только в XVIII веке в Англии, а на Руси невесту первоначально наряжали преимущественно в красный. Но в последующие века белое платье стало символом невинности молодой.

Что означают разные цвета платья невесты:

  • Белый — долгая и счастливая жизнь, наполненная божьей благодатью, крепкие взаимоотношения между супругами.
  • Розовый — чистая и длительная любовь, этот цвет почти приравнивается к белому.
  • Серый, серебристый — брачный союз будет недолговечным.
  • Синий — быстрое охлаждение чувств в браке.
  • Зелёный — непроходящие финансовые проблемы.
  • Голубой — по одним приметам, это символ скромности и верности, а другие говорят о противоположном, предвещая будущие измены.
  • Жёлтый или кремовый цвет — брак продлится не более шести лет с постоянными слезами и скандалами.
  • Золотистый сулит материальный достаток, но лучше, чтобы на платье этот цвет присутствовал только в виде декора. Тогда в семье будут и счастье, и деньги.
  • Коричневый предвещает скандальный развод с разделом имущества.
  • Красный толкуется двояко: как цвет счастья и как символ раздоров и недолговечного брака.
  • Чёрный — вдовий цвет.
Свадеьное платье Мерить свадебное платье задолго до брака — к непродолжительному союзу

По поверью, платье должно быть новым, нежелательно брать напрокат или покупать чьё-то уже использованное. Считается, что оно хранит судьбу прежней хозяйки, которая может перейти к её новой владелице. Своё платье нельзя отдавать в чужие руки или продавать по той же причине.

От сохранности наряда невесты зависит прочность семейного союза. Нельзя также давать примерять его даже самым близким подругам или родственницам в любое время, иначе не избежать семейных скандалов. То же относится к фате и туфлям новобрачной.

В комплекте с новым платьем должен быть какой-то старый аксессуар, например, серьги. Нужно, чтобы он принадлежал только замужней женщине со счастливой судьбой.

Интересно, что примерять целиком наряд до свадьбы, особенно перед зеркалом, новобрачная не должна. Считается, что тогда свадьба может сорваться. Но выходом из положения становится примерка без какого-либо аксессуара, к примеру, без перчатки.

Самый строгий запрет распространяется на то, чтобы жених видел суженую в платье до свадебного ритуала. Это связано с тем, что он испытывает восхищение, увидев на свадьбе возлюбленную «при полном параде», и этот прекрасный образ запомнится ему на всю жизнь.

Существует ещё несколько поверий, связанных с платьем новобрачной:

  • Одевать невесту лучше не в своём доме и только перед самой свадьбой. Нельзя, чтобы при этом присутствовала подруга с таким же именем, как у новобрачной. Лучший вариант — замужняя женщина с не менее чем семилетним счастливым семейным стажем.
  • Поправлять кому-то наряд невесты во время торжества — вмешиваться в семейную жизнь.
  • Чем длиннее церемониальное платье, тем дольше будет совместная жизнь этой пары.
  • Нельзя надевать наряд через ноги или с рукавов, прежде нужно продеть голову в горловину.
  • Для крепкой любви в платье следует вшить лист любистка.
  • Количество пуговиц на убранстве невесты может быть только чётным, иначе супруг будет ходить на сторону.
  • Отлетевшую пуговицу пришивают двумя стежками, в противном случае совместной жизни у пары не будет.
  • Новобрачной нельзя подшивать своё платье, так она «зашьёт» своё счастье.
  • Порванный во время торжества наряд сулит в будущем злую свекровь.

Фата

Фату не следует, как и платье, давать кому-то примерять, её нельзя продавать, дарить или отдавать. Этот головной убор, по поверью, оберегает новобрачную и её будущего ребёнка от любых невзгод. Поэтому фату часто вешают над кроваткой младенца или кутают в неё заболевшее чадо.

На свадьбе этот атрибут бережёт новобрачную от сглаза. Если его нет, те же функции может выполнять монетка в туфельке или булавка в подоле наряда.

Туфли невесты и жениха: суеверия и обычаи

Немало примет связано и с этой частью свадебного гардероба:

  • Счастье в браке приносит только старая обувь, поэтому за 2–3 дня до торжественного события следует походить в ней по дому.Туфли невесты Обувь должна быть с закрытым носком и пяткой, иначе утечёт благополучие из жилища. По этой причине не стоит отмечать рождение своей семьи в босоножках
  • Туфли без шнурков сулят прочный брак, а без застёжек — лёгкие роды.
  • Сломанный на свадьбе каблук — к неурядицам в семейных отношениях.

Букет невесты

Суеверным девушкам следует уделить ему особое внимание, это относится к составу цветочной композиции и отношению к свадебному букету. Вот основные правила:

  • Жених не должен давать букет для любимой кому-то подержать даже на мгновение.
  • Уже подаренный букет новобрачная не должна выпускать из рук весь день, иначе счастья ей не видать. Он может находиться на столе рядом с ней во время пиршества, допустимо ненадолго отдавать этот атрибут лишь жениху или своей маме.
  • Если букет упадёт на пол, то в этом доме нужно ждать ещё одну свадьбу.
  • Подруга невесты, поймавшая её букет, вскоре тоже станет новобрачной.
  • Есть противоречащая предыдущей примета: молодая жена должна поставить свой букет в спальне. А засушенные на память несколько цветов из него станут оберегом семьи.
  • Число цветов в букете должно быть нечётным.
  • Жёлтые цветы — символ разлуки, а нарциссы и гладиолусы — цветы траура.
Невеста с букетом В букете не должно быть шипов, чтобы невеста не уколола палец, иначе семью ожидают частые ссоры

Что значат цветы в букете молодой:

  • Розы — лучший выбор для него. Их цвета говорят о разных чувствах и качествах: белые — чистота и непорочность, красные — символ страсти и восторга, розовые олицетворяют утончённость и элегантность, жёлтые — радость.Чайная роза Чайные розы — символ расставания, им в букете новобрачной не место
  • Лилии символизируют невинность и надежду, но ставить их в спальне из-за дурманящего запаха не рекомендуется.
  • Орхидеи означают изящество и изысканный вкус.
  • Хризантемы — душевное любовное послание, они сулят верность и дружбу.
  • Герберы — символ лёгкости и радости, но они обозначают ещё интригу и кокетство.
  • Тюльпаны — знак чистой любви и долгого счастья.

Поверья предостерегают молодых от раздачи букетов, подаренных на свадьбе гостями. Нельзя оставлять их в загсе, ресторане или завозить на кладбище. Все они должны быть собраны и поставлены в жилище новоиспечённой семьи. Но стоит пересчитать число цветов в каждом из букетов, чтобы оно было нечётным. Иногда завистники пытаются сглазить пару.

Обручальные кольца

Свадьба невозможна без обручальных колец. Народные суеверия уделяют им пристальное внимание, предупреждая, какими они должны быть, как с ними обращаться. Вот некоторые из них:

  • Чтобы жизнь новоиспечённой семьи протекала спокойно, их кольца должны быть выполнены в простом, классическом стиле — без камней, насечек или узоров.
  • Если же это кольца с камнями, то рубин — знак страстной любви, изумруд — нежной, а бриллиант — символ чистоты и прочности любовных уз.
  • Украшение новобрачной должно быть шире, чем у жениха.
  • Нельзя давать примерять эти семейные символы кому-либо ни до, ни после свадьбы, иначе накличешь несчастье в семью.
  • Обмениваться кольцами родителей — повторять их судьбу.
  • На свадебное торжество можно надевать только обручальное кольцо.
  • Плохой знак — уронить его перед обменом кольцами.
  • После этого ритуала пустую коробочку нужно отдать незамужней девушке, и вскоре она найдёт своё счастье.
Обручальные кольца Если потерять кольцо, быть беде, но необязательно семья распадётся

Свадебные бокалы и шампанское

На свадьбе принято, чтобы молодые пили шампанское из высоких конусообразных бокалов на ножке. Обычно это два комплекта: один (подешевле) разбивают после первого испития, а другим — дорогим и изысканным — украшают стол новобрачных на свадьбе. Эти бокалы с обвязанными ленточкой ножками хранят как семейную реликвию. Из них можно пить только молодым.

Корни ритуала бить стекло на свадьбу уходят глубоко в древность, когда считалось, что звон бьющегося стекла отпугивает от молодых нечистую силу. На осколках разбитых бокалов иногда гадают. Если они крупные, то первенцем будет мальчик, а мелкие предвещают девочку.

Две особые бутылки шампанского, называемые быками, имеют на свадьбе символическое значение. Их название происходит с юга России, где молодожёнам дарили корову и быка, чтобы от них через год был приплод. Это символизировало начало совместного хозяйства и было своеобразным пожеланием новой семье плодовитости.

Эту пару бутылок, связанных лентами, стилизуют под свадебную тематику. Могут украсить их в костюмы жениха и невесты. И берегут, не позволяя похитить их и открыть на свадебном застолье. Но в дальнейшем они всё же используются по назначению: одну распивают на ситцевой свадьбе, а вторую — после рождения первенца.

Бокалы и шампанское молодожёнов Если вдруг один из бокалов разбивается, следует разбить и второй

Свадебный каравай

Давней традицией было печь каравай на свадьбу в жилище жениха. Этим занимались замужние женщины под руководством крёстной матери молодого. К ритуальному священнодействию не допускались бездетные, разведённые или вдовые женщины, которые могли «наградить» молодожёнов своей неудачей.

От сглаза каравай хранили до свадьбы под рушником. Делить его обычно поручалось крёстным родителям. Каждый гость должен был попробовать кусочек, иначе считалось, что он на свадьбе не присутствовал. Наделённый магической силой, оставшийся кусок каравая раздавался членам семьи. Символичны узоры на нём:

  • Пара голубей или лебедей — любовь и верность молодожёнов.
  • Коса — знак замужества девушки, а роза — знак её красоты и невинности.
  • Виноградная гроздь — финансовое благополучие.
  • Виноградная лоза — плодовитость и крепость семейных отношений.
  • Калина или колосья пшеницы — достаток, процветание, удача.
Молодожёны кусают каравай Существует обычай дарить каравай молодым на красочном, вышитом петухами рушнике. Петух — символ новой жизни для молодожёнов

Караваем с солонкой в центре молодых после росписи встречают мать и отец жениха. Молодожёны должны откусить от него кусок, не беря руками. Кто сможет откусить больше, тот и будет главенствовать в семье.

Существует также традиция разламывать каравай пополам, взявшись с обеих сторон. Глава семьи отламывает бо́льшую часть. От каждой из них отделяют кусочек, опускают его в соль и съедают. Это символ того, что всё в семье будет делаться вместе. Не съеденной молодожёнами частью пирога, по иному поверью, они угощают гостей.

Праздничный торт

Разрезать свадебный торт молодожёны должны вместе, помогая друг другу. Это означает взаимопонимание и единство в семье. Молодая хозяйка разрезает его, а жених символически поддерживает при этом нож. Это означает, что он будущая опора молодой семьи. Чья рука в процессе будет выше, тот и будет главенствовать в доме.

Нельзя, чтобы десерт делил только молодой муж. Это сулит бездетный брак или ссоры и отсутствие взаимопонимания в семье. Первый кусочек жених подаёт возлюбленной, а второй невеста отдаёт молодому. Дальше идёт угощение лакомством гостей как пожелание им счастья в жизни. Игнорировать этот десерт нельзя, даже при нелюбви к сладкому нужно попробовать его хоть немного. Это сулит удачу и молодой семье, и каждому угощённому.

Поверья со свадебным тортом:

  • Если молодые уронили угощение, то им грозит развод по инициативе того, кто упустил сладкое сооружение. А проявить подобную неловкость с куском, предназначенным гостю, к невзгодам для него.
  • Разбрасывание крошек от десерта — достаток молодой семьи, её счастье и удача для гостей.
  • Незамужним подружкам невесты рекомендуется съесть перед сном кусочек свадебного торта, а крошки положить под подушку. Тогда во сне можно увидеть своего суженого.
  • Если в десерте запекают кольцо, то тому, кому оно достанется, целый год будет сопутствовать успех и счастье. Иногда в торте запекают сердечки, подковки, кораблики — это тоже хорошие приметы для гостей.
  • Семейное счастье приносит выбрасывание из окна тарелки, на которой находился торт, и разбивание её на мелкие осколки. Если же десерт стоял на подносе, то из окна с последующим разбиванием на осколки нужно выбросить тарелку, на которой лежал кусочек для новобрачной.
  • Хранить остатки свадебного угощения нельзя, вместе с тортом будет усыхать и молодая.Молодожёны кормят друг друга тортом Если молодые кормят друг друга тортом, это символизирует взаимопонимание и взаимоподдержку

Приметы в день свадьбы

Существует множество примет о самом дне свадьбы, его предзнаменованиях. Расписано и то, как должны вести себя новобрачные, свидетели и гости. Символична в торжественный день даже погода.

Погода

Несколько примет о погоде в день бракосочетания:

  • Солнечная и ясная погода к счастливой и лёгкой жизни.
  • Снег или дождь сулит безоблачную семейную идиллию.
  • Сильный ветер — ветреная жизнь.
  • Особая удача, когда сначала погода ясная, а потом резко начинается дождь. Это сулит молодожёнам достаток.
  • Но буря во время бракосочетания предвещает беду.
  • Сильный мороз в день торжества означает рождение в будущем крепенького мальчика-первенца.

Общие приметы

Особое значение придаётся защите молодой семьи от порчи. Поэтому:

  • молодым во время застолья лучше не прислоняться к стенке;
  • после свадьбы жених должен перенести новобрачную через порог их дома на руках, чтобы она не споткнулась, что на руку нечистой силе;
  • защищает энергетику невесты от постороннего вмешательства английская булавка, незаметно прикреплённая на платье защёлкой вниз с изнаночной стороны напротив сердца. Ещё в подол втыкаются булавки с тупыми концами;
  • если кто-то перейдёт дорогу молодым, это сулит опасность их семейным отношениям. Поэтому в защиту новобрачных от возможных заговоров впереди них идут свидетели;
  • молодожёны должны постоянно держаться за руки, чтобы никто не смог вмешаться в семейные отношения, разъединив их.

Важно также правильно выбирать свидетелей свадьбы. Они не должны быть кровными родственниками брачующихся. Нельзя выбирать свидетелями женатых или разведённых друзей, не подходят для этого и вдовы или вдовцы.

Счастливые молодожёны и гости Считается, что свидетельнице нельзя одеваться в зелёное — будет несчатной и не найдёт себе мужа

Защитой от нечистой силы служит запутанный маршрут свадебного поезда. Если же дорогу кортежу перебежала кошка, то нужно поменять направление движения. Нельзя заезжать в этот торжественный день на кладбище, даже на могилы самых близких людей. Такой маршрут навредит молодой семье.

Особые приметы связаны с предназначением подаренных на свадьбу денег. Чтобы избежать неприятностей, лучше положить крупные купюры на подоконник и поставить на них сосуд со святой водой, при этом прочитать молитву.

Нельзя отдавать подаренные деньги кому-либо в долг или отдавать ими долги. Эти средства следует полностью оставить в распоряжении молодых и тратить только на их нужды. Иначе в такой семье всегда будет безденежье и хронические долги.

Молодожёнов осыпают рисом Чтобы молодые жили в достатке, при выходе из загса или церкви их осыпают крупой — рисом, пшеном или зёрнами пшеницы

Как минимизировать действие негативных предзнаменований

Чтобы не зацикливаться на негативных приметах на свадьбе, а радоваться этому торжественному событию, хорошо знать об их происхождении. Например, в древние времена свадебное платье передавалось из поколения в поколение, представляя значительную ценность. Его порча сулила неприятности от старшей родни Но современной девушке не стоит расстраиваться оттого, что платье порвалось. И тем более это не предвещает будущих ссор со свекровью.

Суеверие о том, что невеста не должна смотреться зеркало перед свадьбой, звучит в наши дни нелепо. Ведь во дворце бракосочетания всегда есть зеркала, предназначенные для того, чтобы поправить туалет и причёску перед регистрацией и фотосессией. Да и от запрета фотографироваться в подвенечном наряде попахивает пережитком. Ведь свадебные фото — это неотъемлемая часть ритуала, они всю жизнь напоминают счастливой паре об этом важном дне, когда родилась их семья.

Что касается цвета платья невесты и его фасона, то это дело вкуса счастливой новобрачной. Любой наряд можно дополнить аксессуарами и полезными атрибутами, которые нивелируют действие негативных примет (булавки, украшения из определённых металов или камней и прочие амулеты).

Невеста в красном По старой традиции, невесты нередко надевали красное платье на второй день свадьбы

Свадебная примета о том, что покупать и продавать наряд нельзя, уже отжила своё по той же причине — сейчас каждая невеста может позволить себе спокойно распоряжаться своими финансами, чего не было в старину, когда наряд был чуть ли не достоянием семьи, и продавали его только в годину тотального голода или бедности.

Мудрецы утверждают, что мысли материальны. Добрые несут положительный заряд, приводят к добрым делам и событиям. И отрицательные эмоции обязательно притягивают беды и печали. Поэтому не следует думать о негативе, искать его повсюду. Лучше во всём видеть добрый знак, тогда и дурные приметы не сработают, а хорошие и светлые, которых намного больше, будут множиться.

Многие красивые традиции, пережившие века, органично вписались в современные свадебные ритуалы. Но есть немало странных и сомнительных примет, которые уже отжили своё. Зная это, не следует расстраиваться, если что-то на свадьбе сложилось не так, как хотелось бы старшему поколению. Можно и нужно создавать собственные семейные традиции, вбирая из прошлого лучшее и отвергая его пережитки. И тогда свадьба останется одним из самых светлых воспоминаний семейной жизни.

Свадебные традиции и приметы — 40 суеверий для молодых

Относиться к народным приметам о свадьбе можно по-разному: одни считают их пережитками прошлого, другие ― воспринимают обряды, как источник многовековой мудрости и знаний. Все традиции условно делят на старинные и современные, а при толковании брачных примет обращают внимание на разные нюансы и мелочи: одежду молодых, украшения невесты и другие атрибуты торжества.

6 старинных традиций о свадьбе, дошедших до нас

Брачные традиции свято чтили на Руси. Многие из них являются актуальными и сегодня. Рассмотрим некоторые:

Благословение родителей.  Главные люди в жизни новобрачных – родители – благословляют их на долгую и счастливую жизнь иконой. Если семьи нерелигиозные – родители произносят напутственное слово.

Выпекание каравая.  Процесс проводился под обрядовые песни и заклинания. В ненастный день приступали к выпечке каравая, когда выглядывало солнце. Иначе можно было привлечь беду на молодоженов. Затем родители встречали молодых и предлагали им откусить или отломать кусочек. Чей кусок оказывался больше, тот и должен был оказаться лидером в семье.

приметы на свадьбу

Разжигание нового семейного очага. Символизирует передачу семейной мудрости и тепла в новую семью. Раньше родители растапливали печь перед приходом молодых из церкви, сейчас зажигают и передают им свечи.

Создание свадебного рушника. По свадебным народным приметам было принято передавать вещь из поколения в поколение. Обычно невеста сама вышивала свадебный рушник белыми нитками. Символы, изображенные на рушнике, означали плодородие, счастье, любовь и защиту от темных сил. Сейчас такой рушник можно купить, но энергетика собственноручно вышитого рушника больше, как и защитных сил в нем.

Снятие фаты невесты. Это примета про свадьбу символизирует принятие нового человека – невестки – в семью. Фату снимает жених, мать жениха или мать невесты (в зависимости от традиций).  После этого ее голову покрывают платком. Фату по традиции отдают подружкам невесты, чтобы они примерили ее и сами скорее сыграли свадьбу. 

Жених переносит невесту через порог дома на руках. Наши предки считали, что возле порога дома водится нечистая сила. Перенося невесту через порог, жених защищал ее от возможного зла.

6 красивых новых примет на свадьбу

Новомодные брачные ритуалы появились в последние десятилетия, и эти традиции стали популярными у молодежи. Они смотрятся эффектно, и придают изысканность торжеству.

Осыпание молодых цветочными лепестками, зерном или монетами. Символизирует пожелание богатства, любви и изобилия.

Запуск голубей.  Птицы символизируют молодоженов, которые должны вылететь из родительского гнезда, чтобы свить собственное.

свадебные приметы

Битье бокалов. Молодые разбивают бокалы, из которых отпили, чтобы никто не мог больше выпить из них. По осколкам смотрят, какого прибавления ждать в семье ― мальчика, или девочку. Крупные осколки означают появление наследника, мелкие символизировали, что в семье первой появится дочка. 

Подвешивание замка с именами молодых. По традиции предмет вешается на мосту во время свадебного ритуала, а ключ выбрасывается в воду. Такие действия символизируют нерушимый семейный союз. По другим народным приметам ключ не выбрасывают, а сохраняют у себя. 

Приглашение на свадебный танец. Красивый момент, которого с нетерпением ждут все гости. Первый танец олицетворяет любовь, которая и стала поводом происходящего торжества.

Подкидывание букета и подвязки. Поймавшая букет девушка, по приметам, должна была скоро сыграть свадьбу. Парень, поймавший подвязку – жениться.

Свадебные приметы и обряды

Существует огромное количество примет про свадебное торжество. Предлагаем вам для ознакомления только самые интересные и распространенные.

8 примет, связанные с одеждой на свадьбу

Каждая девушка очень трепетно относится к выбору праздничного платья. Ведь от того, какой наряд выберет невеста, зависит дальнейшая судьба пары. Поэтому так много примет и традиций связано с этим важным атрибутом свадебного торжества:

  • Жениху не стоит видеть невесту накануне торжества в свадебном убранстве. В противном случае муж потеряет интерес к супруге и уйдет к другой женщине.
  • Девушка не должна примерять перед зеркалом все свадебные наряды и аксессуары. Желательно надеть только один из парных аксессуаров – перчатку или подвязку, серьги. Если не последовать совету, то можно расстроить свадьбу.приметы и суеверия на свадьбу
  • Стоит выбирать такое платье, где количество пуговиц будет нечетным. Согласно народным приметам девушка таким образом укрепляет брак и защищает себя от конкуренток.
  • Желательно выбирать свадебное платье с длинным подолом — по народным приметам это к длинной и счастливой семейной жизни. 
  •  Девушка должна отдать предпочтение цельнолитым нарядам. Плохая примета — одевать на собственную свадьбу раздельный костюм. Считается, что супруги не смогут найти общих интересов и вскоре будут жить параллельно друг от друга.
  • Подвенечное платье невестам нужно надевать через голову. Иначе муж может бросить.
  •  Ни один предмет свадебного гардероба нельзя одалживать или давать примерять другим девушкам. В противном случае молодая потеряет возлюбленного.
  • Матерям молодоженов на свадебном гулянии нужно быть одетыми в платья светлых тонов. Костюмы, или же одежда темных цветов могут спровоцировать скорый развод детей.

Приметы, связанные с обувью новобрачных

Обувь по народным приметам ассоциируют с тем, какой путь придется пройти молодым. Потому и к удобству туфель, их фасону, предъявлялись достаточно строгие требования.

  • Разношенная удобная обувь на невестиных ножках принесет счастливую долю в семейную жизнь. Накануне проведения свадебного обряда новобрачной нужно хотя бы немного пройтись в новых туфлях. 
  • Туфли с закрытым задником олицетворяют благополучие, которое “ не утечет” из дома.
  • Сломанный каблук на свадебной обуви молодой — плохая примета. Она означает, что вся жизнь семейной пары будет «хромой».свадьба приметы и традиции

    Защитные обряды, связанные с одеждой и обувью для новобрачных

    Если в ЗАГСе новобрачные не соблюдали приметы или столкнулись с плохими событиями, то желательно провести несколько простых ритуалов. Они  помогают уберечь молодую пару от возможного негатива:

  • На одежу молодых крепили булавки крест-накрест. Эти предметы защищали молодых от дурного взгляда и зависти окружающих. Прикалывали булавку с изнаночной стороны платья невесты или рубашки жениха. Вместо булавки к костюмам молодых крепили ленточку красного или зеленого цвета.
  • В карман одежды новобрачных подкладывали листья рябины. Наши предки считали, что это растение способно защитить человека от темной энергии. Можно было положить оберег и в обувь жениха или невесты.
  • Наряд невесты после сыгранной свадьбы или ЗАГСа осматривали и сразу же чинили. Делать это по народным традициям могли только близкие родственницы или подруги. Такие действия помогали защитить девушку от нападок свекрови.

    Брачные приметы, связанные с кольцами 

    Кольцо является одним из самых главных символов брака. Замкнутый круг на пальце символизирует единство влюбленных. С обручальным перстнем в народе связывают множество народных примет и поверий:

  • Кольца покупают с гладкой поверхностью. Тогда и супружеская жизнь новобрачных будет без препятствий.
  • Колечко не дают примерять посторонним людям. 
  • Украшения не надевают на перчатки. Иначе молодые не проживут долго в браке.
  • Молодым не дают трогать упаковку обручальных колец. Лучше всего отдать их тому, кто хочет жениться, или выйти замуж.

плохие приметы на свадьбе

Обряды с обручальными кольцами

Кольцо это не только защита, но и магический талисман. Множество обрядов связано с кольцами:

  • Если колечко на свадьбе упало, то по народной примете его нужно окунуть в святую воду. Если неприятность произошла в ЗАГСе, то лучше воспользоваться ниткой белого цвета. Через нее протягивают перстень.
  • Тому, кто хочет быстрее сыграть собственную свадьбу, советуют дотронуться до колец молодоженов.
  • Жених должен сам купить обручальные кольца и себе, невесте, желательно в одном месте. В таком случае шанс на долгую семейную жизнь существенно возрастет.
  • Кольцо жениху следует одевать до основания пальца ― чтобы крепче любил.

Топ 10 самых точных свадебных примет

Эти приметы были актуальны еще во времена наших бабушке и дедушек. И, точно так же работают и в наши дни:

  • Кто-то перешел дорогу новобрачным —  значит, им не быть вместе.
  • Если жених или невеста споткнулись на пороге ― то, они не уверены в своем выборе.
  • Жених наступил в лужу — будет пьющим.
  • Невеста во время свадьбы уколола палец, значит, будет часто ругаться с мужем.
  • Пара утирается одним полотенцем ― это к хрупкому браку.
  • Четное количество гостей на свадебном гулянии ― к скорому расколу семейного союза.
  • Столовые приборы ― плохой подарок новобрачным. Всю жизнь проведут в ссорах и ругани.
  • Ночевать молодым после свадьбы в доме у жениха ― к долгой совместной жизни. В доме невесты ― к разводу.
  • Сыграть свадьбу на одолженные деньги ― всю жизнь провести в нужде и ссорах.
  • Гостям чихать на свадьбе — к благополучной семейной жизни молодых по народным приметам.

Свадебные обряды на счастье

Для того, чтобы свадьба была веселой и благополучной, не лишним будет провести хотя бы некоторые обряды и соблюсти традиции. Ведь счастья много не бывает.

  • Незнакомец бросит под колеса свадебного кортежа деньги ― будет достаток в семье.
  • Машины молодоженов поедут к ЗАГСу или церкви разными дорогами подъедут ― то пара будет жить счастливо.
  • Под колеса машины молодоженов выльют чистую воду ― быть счастливой семье.
  • Гости доедят весь каравай на свадьбе — к пониманию в браке.
  • Жених и невеста разобьют тарелку – семейная жизнь будет без ссор.
  • Невеста войдет в новый дом впереди родственников  — никто из посторонних не вмешается в ее личную жизнь.

Современная брачная церемония представляет собой причудливое объединение старых и новых традиций, обрядов и примет.  Любую примету можно истолковать по-разному. Но, даже если вы сочли, что примета несет в себе плохое, не стоит расстраиваться особенно на свадьбе. Ведь любое событие можно нейтрализовать при помощи обрядов и оберегов, которыми пользовались наши предки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *