Тайны резных наличников
Любояра *****,
Резные наличники в славянских домах — не только красота, но и важная составляющая природного образа жизни.
Во-первых, сами резные наличники — это большой оберег, не допускающий в дом проникновения навьев, тьмы. Для этого резьба включала в себя изображение природных сил. Солнца, «хлябей небесных» и «тверди небесных».
Во-вторых резьба вокруг окна показывала круговое движение Солнца.
На востоке, в зените, на западе и его нижнее движение по подземной реке от точки заката до точки восхода. А если Солнце крутится вокруг окна, то только представьте, как ощущал себя человек! «Азъ есмь», как говорили раньше — «Я человек, я Бог».
В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху.
С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце.
Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества.
Центральный образ по-настоящему лучезарный, воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло.
По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой).
Кроме того, можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем. В вышивке сохранились названия «Громовержец» и «Огненная дева» с «Прибогами».
«В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозовым знаком… Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями» .
Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Например, береза когда-то была тотемным деревом восточных славян.
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность.
Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность. Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
КРУЖЕВА НА ДОМЕ
Наличники на окнах, вот что всегда привлекает взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы:
1. Берегиня и подземные воды.
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
2. Солнце.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.
3. Вода.
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Этот символ, помимо водяного, еще имеет значение «безконечника». Безконечник заворачивает злых духов, закручивает их и они не могут проникнуть в дом:
4. Земля.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
5. Животные.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.
В Белоруссии и соседних с ней областях домовым считали настоящего ужа (господарик), живущего под печью; хозяйки называли такого ужа господариком и кормили молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.
Попадаются домовые змеи или ужи, их зовут чмок, которые носят своему хозяину деньги.
Так же часто на наличниках можно было встретить изображение ящера или дракона.
Ящер – это змей – владыка подземных вод. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек
«Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды на различных новгородских вещах. …Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.
Также богаты наличники растительным орнаментом. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны — символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы «Ж», аналогичен по смыслу Берегиням.
Животные мотивы также часто встречаются , как и растительные.
Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда воспроизводились лишь части животных — утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.
Довольно популярным мотивом был конь, который символизировал силу и выносливость, и олень, который представлял долгую жизнь и состоятельность. Птиц считали предвестниками весны, а поэтому их также изображали на разных предметах. Даже насекомые имели свое место славянском искусстве. Например, паук это символ настойчивости, терпения и художественного промысла. Бабочка представляет радостное, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь. Пчела, между тем, символизирует чистоту души.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Если вы будете куда-нибудь ехать, понаблюдайте за пробегающими мимо домами, за их окошками.
Мне лично в нашем крае попадалось совсем мало домов с наличниками.
Символика на них была довольно простой- ромбы, символы земли.
Остановитесь рядом с домом с наличниками, сфотографируйте его. Не за горами будущее, когда таких домов совсем не будет! Сейчас окна ставят металлопластик, какие там наличники. Ловите момент, пока еще можно воочию полюбоваться старинными русскими домами. Если вам удастся сфотографировать — выкладывайте сюда, будем любоваться и расшифровывать символы орнаментов вместе!
наследие
Домовая резьба по дереву: орнаменты, эскизы и трафареты
В Нижегородском крае есть много талантливых мастеров, которые соблюдают традиции русских художественных промыслов. Домовая резьба здесь была известна издревле. В этом краю её также называют глухой, корабельной или барочной резьбой. Зародилась она в середине XVIII–начале XIX века. Искусные народные умельцы украшали корабельные суда. Разновидность резьбы называется глухой: в дереве нет ни одного сквозного отверстия.
Домовая резьба по деревуКрупный и сочный орнамент нужно рассматривать издалека. Элементы соединяются в единую композицию, что хорошо видно на большом расстоянии. Нижегородская домовая резьба характеризуется выразительностью и символизмом. Она украшает фасады деревянных домов или коньков на крыше. Её можно увидеть и на других строениях.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Домовая резьба Нижегородского края: экскурс в историю
В Нижегородском уезде было много народных умельцев, владеющих искусством резьбы. Первоначально резные элементы украшали торговые и военные суда. Однако впоследствии деревянный резной орнамент перешел на избы. Суда воздвигали зимой, а летом резчики нуждались в подработке. Резные фасады делали дома жителей праздничными. Поэтому такие украшения быстро вошли в моду. Элементы резьбы идеально подходят к архитектурно-ландшафтному решению.
Пример домовой резьбы нижегородского краяОрнамент связан с символикой цветущей природы:
- животные;
- цветы;
- птицы;
- русалки;
- сказочные чудища.
Каждый образ или узор обладал мощным магическим характером. К примеру, Птица Сирин выступала в качестве предвестника благополучия и счастья в доме. В старину люди верили в силу деревянных элементов, которые служили оберегами. Резные украшения защищали от зла своих владельцев.
Глухой резьбой могли заниматься только мастера, обладающие высокой квалификацией. Они знали характерные свойства различных пород деревьев. Сегодня, как и много лет тому назад, мастеров, умеющих делать нижегородскую резьбу, ценят высоко. Каждый народный умелец добавляет в узор свои собственные детали, что освежает традиционный орнамент. Раньше мастера работали группами:
Различные варианты орнамента нижегородской резьбы- Задачей художественного руководителя было нанесение отверстий по контуру будущих рисунков. Эту работу он выполнял с помощью иглы. Сделанные рисунки посыпались истолченным углем, а контуры обводились карандашом.
- Резчик подбирал подходящий фон и выполнял рельеф.
- Мастер придавал узорам мягкие и пластичные очертания. Он наносил на доску покрытие с помощью олифы. Завершающим этапом было раскрашивание.
Работы народных умельцев, которые творили свои шедевры более 100 лет назад, дошли до наших дней. Местные жители знают расшифровку резных инициалов на своих домах. Сегодня в Нижегородской области функционируют заводы и работают резчики, предпочитающие работать самостоятельно. Они могут вырезать классические и современные декоры. Любая их работа сохраняет естественность природного дерева. Рука умелого мастера обогащает форму деревянных предметов.
Вернуться к оглавлениюРезные символы ушедших времен
Большой интерес вызывают старинные русские избы, которые встречаются в селах. Многим работам более 100 лет. Наличники и ставни – это настоящее «деревянное великолепие». Здесь нет резных домов, похожих друг на друга. На ставнях одной избы представлены два завитка в виде спиралей. Они постепенно переходят в стебли. А венчают их головы сказочных птиц. Ставни другого жилого строения украшают мотивы иконостасов с богатыми растительными орнаментами.
Русалка ассоциировалась с берегиней. Именно этот образ охраняет многие строения и их владельцев. На фронтонах часто резчики выпиливали фамилию хозяина и год постройки. Те узоры, которые присутствуют на наличниках, нетрудно обнаружить в народной вышивке.
В работах русских мастериц навсегда запечатлелись магические заклинания. Прорезной орнамент появился позднее.
Как овладеть искусством нижегородских мастеров-резчиков
Новичкам следует всегда помнить об особенностях домовой резьбы, характерной для нижегородского края:
- непрорезной фон;
- рисунок на одном уровне с деревянным материалом.
Здесь широко применяются различные геометрические фигуры: кружки, треугольники, четырёхугольники и другие. Глухая резьба даёт возможность резчику экспериментировать на деревянных стенах и выполнять масштабные изображения. Могут быть реализованы любые фантазии. Сегодня резные картины создаются в разных стилях.
Рекомендуется начинающему мастеру для начала попробовать вылепить нужный орнамент из глины или пластилина. Это тренировочное упражнение помогает вырабатывать нужное чувство масштаба.
Вариант резного орнамента для оформления домаПосле таких практических занятий новичок приобретет уверенность, которая поможет ему работать с деревом. Фасады можно начать вырезать, когда будут приобретены необходимые навыки. Сделайте предметы домашней утвари, которые точно пригодятся в хозяйстве. Мастера, желающие изготовить сложные или многослойные наличники, используют трафареты.
Вернуться к оглавлениюНижегородская прорезная резьба
Нижегородская домовая резьба знаменита своими ажурными кружевами из дерева. Выполнить её самостоятельно помогут эскизы. От мелких деталей лучше отказаться: они делают домовую резьбу менее долговечными и теряются на общем фоне фасада.
Шаблоны можно изготовить на заказ. Для этого мастеру нужно предоставить ваш эскиз, фото или рисунок. Умельцы сами изготавливают ленточные трафареты для резьбы. Другая разновидность трафарета – полотенце понадобится для орнаментов, которые свешиваются с подоконников.
Свой трафарет используется и для других элементов:
- балясин;
- балюстрад;
- филёнок.
Готовые шаблоны в комплектах для деревянных изделий могут применяться для изготовления наличников. Эти наборы есть в свободном доступе в интернете. Их достаточно просто распечатать. Если вам не удалось найти нужный вариант, изготовьте его сами.
- Подберите подходящий рисунок.
- Перенесите контуры узора на кальку. Используйте мягкий простой карандаш, шариковую ручку или перо. Рекомендуется брать чёрные чернила или пасту.
Процесс переноса эскиза рисунка на дерево
- Воспользуйтесь сеткой, чтобы увеличить или уменьшить рисунок. Перенесите контуры на кальку. Разделите поле изображения на квадраты и пронумеруйте их. На плотной бумаге или картонном листе столько же квадратов с большими или меньшими размерами. Перерисуйте выбранное вами изображение в новую сетку.
- Перенесите рисунок на деревянную заготовку. Это легко сделать при помощи копировальной бумаги.
Когда планируется вырезать одинаковые детали в большом количестве, шаблон рекомендуется сделать из фанеры, картона или доски.
Вернуться к оглавлениюПервые узоры начинающего резчика
Приступать к резьбе деревянных изделий нельзя без знакомства с её техникой. Начинайте с исполнения геометрических узоров. Попрактикуйтесь наносить на поверхность дерева прямые линии, трёхгранные углубления, квадраты, отдельные детали цветка и листьев.
Чтобы тренироваться, нужна заготовка с размерами: 20х70х200 мм. Её строгают с обеих сторон, чтобы подготовить поверхности к резьбе.
Предварительно познакомьтесь с техникой, как работать с ножом-косячком. Держите инструмент правильно – пяткой по направлению к себе. Резак следует брать за рукоятку и полотно режущей части.
Набор ножей для резки по деревуИз-под пальцев лезвие должно выступать только на 30 или 40 мм. Чтобы не порезаться, оберните часть лезвия, которую держите в руке в процессе работы, изолентой. Косячок ведут по направлению к себе. Нож должен находиться вертикально относительно заготовки.
Что означали орнаменты на стенах русской избы
Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия.
На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.
Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы.
Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Небо
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Спасенная домовая резьба. Русская Античность.
Начало здесь, и в начале этом я говорила, что один из путей пополнения Фондов Государственного Исторического музея – экспедиции, организованные самим музеем. Что в 20-30-е годы прошлого века такие экспедиции, отправлявшиеся на Волгу, буквально спасали народную память и народное искусство от того, чтобы было оно сожжено или сгинуло на дне строившихся водохранилищ. Во время экскурсии по Фондам нам показали кусочек результата тех «спасательных операций».
«Глухая», «корабельная», «барочная» — все это названия вот такой резьбы по дереву. Глухая – потому что не предполагает никаких сквозных отверстий, корабельная и барочная – потому что пошла с украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.
Маленькая комнатка Фондов, свет приглушенный – по науке для сохранности, так что не судите строго за качество фото, в них больше информации, чем этого качества.
Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припороки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.
Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли.
Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То есть, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер.
Понятно, что в это место просто так не попасть, но, по странному совпадению, встроенный в это же здание Покровский собор тоже украшен деревом и резьбой, а уж его-то от наших глаз никто не прячет…
Да и живьем по уголкам Поволжья еще немало сохранилось такой красоты и немало возводится новой. Думаю, ни один, кто по М-7 ехал, безразличным взглядом по такому не скользнул)
Еще раз большое спасибо Михаилу tushinetc, Государственному историческому музею и сообществу mosblog, без которого все мы не сошлись бы в одной точке, за экскурсию!
Что означали орнаменты на стенах русской избы — Рамблер/новости
Изобилует русская изба узорами и орнаментами. Красиво, нарядно, порою витиевато, но не только. Орнамент не украшает, но подобно оберегу защищает внутреннее жилое пространство от внешнего мира, стихийного, неупорядоченного, противостоящего дому, очагу, гармонии.
Что изба? Простой, грубоватый, шероховатый деревянный сруб, а сплошь изукрашен наличниками и ставнями, обрамляющими оконные проемы, увенчан «конем», «причелинами», «полотенцем» на крыше. Присмотришься: на наличниках — круги, линии, на ставнях — вновь круги, ромбы, квадраты, линии, зигзаги, на причелинах и полотенце — все та же геометрия, форма, орнамент, оберег. Что же символизируют эти незамысловатые, ясные очертания?
Солнце
От любопытного зрителя, обратившего свой взор к фасаду русской избы, не ускользнет обилие солярных знаков, вырубленных или выпиленных в виде круга, круга с крестом внутри, полукруга с расходящимися в разные стороны линиями — солнечными лучами, в виде пышной, узорчатой розетки а-ля барокко. Солнце освещает землю, каждый ее уголок, согревает теплыми лучами. Солнце дарит свет, противостоит тьме, а значит и всему, что порождает тьма: страхи, беды, неведение. Изображенное на «кистях», т.е. концах причелин — наклонных досок, прикрывающих со стороны фасада кровлю крыши, а так же изображенное на «полотенце» — доске, скрывающей стык причелин, солнце оберегает избу, ее домочадцев от нечистого, враждебного, темного.
Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине — закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами — солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия. На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами — ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта. Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник — все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота — нехитрое, но самобытное убранство русской избы. Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Сознание носителя традиционной культуры предполагало не только наличие солнца и совершаемого им пути по небу, но и само небо, как вместилище воды. «Хляби небесные», извергающие по мнению наших предков дождь, грозы, молнии, — нечто иное, отличное от небосвода, вместилища светил: солнца и звезд. Волнистые, прямые и пересекающиеся линии, узорчатые орнаменты из городков, сливающиеся в волны, подобно струям дождя разливаются по причелинам, плывут в два-три ряда, перемежаемые маленькими кружками — каплями дождя, ниспадают на землю, орошая ее, оплодотворяя. И где земля, там урожай. Где урожай, там человек. Где человек, там и дом, изба — микрокосм в макрокосме, точная копия оригинала, защищенная и освещаемая солнцем, увлажненная дождями, изобилующая урожаями.
Какие орнаменты защищали русскую избу
Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия.
На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.
Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы.
Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Небо
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Блок «Изба», мастер-класс | Швейный Советник
Блок «Изба» — один из основных блоков лоскутного шитья. В англоязычных ресурсах этот блок (и технику его изготовления) называют Log Cabin. На русском также встречаются варианты «Колодец» и «Очаг». Большой плюс этого блока — возможность использования узких полос тканей, часто остающихся при шитье. Мы расскажем, как быстро сшить блок «Изба» своими руками!
Блок «Изба»: варианты исполнения
Как сшить блок «Изба» своими руками? Блок «Изба» предоставляет огромный простор для творчества. Количество используемых тканей не ограничено, а в зависимости от расположения полос и комбинируя несколько блоков, Вы сможете получить интереснейшие рисунки.Классический блок «Изба» состоит из центрального квадрата, вокруг которого последовательно настрачиваются полосы разных тканей.
Часто эти полосы располагаются в соответствии с продуманной цветовой гаммой проекта. Например нижняя правая часть квадрата блока делается более тёмной, а верхняя левая — более светлой.
Пришивать блоки можно как по часовой стрелке, так и в обратном направлении, главное – придерживаться его до конца работы. Центральный квадрат можно переместить (вплоть до одного из углов) и Ваш блок станет совсем другим. Совместив несколько таких блоков, Вы получите разные узоры.
Итак, давайте узнаем, как сшить блок «Изба» своими руками!
Раскрой
Для блока «Изба» Вам понадобится определиться с размером блока в готовом виде и желаемым размером квадрата. Тогда Вы сможете рассчитать, сколько полос и какой ширины нужно будет выкроить. Если есть возможность, лучше отрезать максимально длинные полосы и подрезать их уже в процессе работы. Так Вы избежите ошибок при раскрое и будете расходовать ткань экономнее.
Перед раскроем ткань из натуральных волокон необходимо декатировать, т.е. замочить в тёплой воде, просушить и отутюжить.
При раскрое к желаемой ширине полос прибавляйте двойной припуск на швы.
Припуски Вы можете взять подходящей для Вас ширины, например, сделать их равными ширине лапки.
Ход работы
Сложите лицевыми сторонами вниз центральный квадрат и первую полосу. Прострочите и обрежьте полосу вровень с квадратом.
Отогните первую полосу и приутюжьте.
Сложите лицевыми сторонами вниз квадрат с первой полосой и вторую полосу. Прострочите и обрежьте полосу вровень с квадратом. Вы можете положить вторую полосу как внизу первой, так и вверху. Придерживайтесь выбранного направления до конца блока.
Отогните вторую полосу и приутюжьте.
Продолжайте пристрачивать полосы в соответствии с дизайном. Припуски заутюживайте всегда на сторону полос.
Вид блока с изнанки.