Читальня » Окно в русской избе

Световое и смотровое отверстие в стене дома.В традиционном крестьянском доме XIX—XX вв.окна располагались на фасаде и на одной из
боковых сторон, той, где была входная дверь,а также на фронтоне или мезонине. Окна устраивались зачастую на закрытом крыльце,террасе.
В двухэтажных избах Русского Севера окна размещались, как правило, на втором этаже. Нижний этаж, служивший складским помещением, лавкой, ремесленной мастерской,имел вместо окон широкие двери, исполнявшие роль светового проема. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. В избах-пятистенках с прирубом, избах-двойнях устраивалось семь-восемь прямоугольных,одинакового размера окон: пять-шесть на фасаде, два-три окна на боковой стороне. Их высота равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Форма и размеры окон кирпичных домов были аналогичны окнам срубных изб. Однако в некоторых кирпичных зданиях верхняя частьокна делалась полукруглой. Фронтонное окно,называвшееся слуховым, было меньшим по размеру,чем фасадные окна. Иногда по своей форме оно приближалось к квадрату или напоминало бойницу русских крепостей. Окно мезонина, иногда называвшееся «светелкой»,венециянским окном, было сравнительно широким.
Оно представляло собой три поставленных вплотную прямоугольных окна. Окно закрытого крыльца могло быть тройным, одинарным, круглой,овальной или прямоугольной, приближающейся к квадрату, формы. Кроме перечисленных окон в крестьянском доме XIX—XX вв. были еще маленькие окошечки в подполье, сенях,клетях и чуланах высотой в один венец сруба,шириной около 20—30 см.
Главные окна крестьянской избы вырубались плотниками в уже готовом, поставленном на место срубе. В оконный проем вставлялась обвязка — деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница. В XVIII—XIX вв. оконная коробка делалась из толстых тесанных топором деревянных плах. Две плахи,косяки, ставились вертикально в оконном проеме.Каждый косяк имел с одной стороны продольное углубление, в которое входили шипы бревен стены, благодаря чему косяки плотно держались в проеме окна. Между косяками снизу укладывалось толстое стесанное бревно —подоконник, подушка, подлокотник, подгонявшийся вплотную к нижнему бревну оконного проема. Сверху между косяками вставлялось также тесаное бревно — лобанок, укреплявшееся с помощью углублений в косяках. Оконные коробки из пиленых досок появились только в конце XIX в. В оконную коробку вставлялась
Однако еще в 40—50-е гг. XX в. многие крестьянские дома строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых, рам в избах в прошлом не было. В холодные зимы окна покрывали снаружи плетенными из соломы матами или просто закладывались почти до самого верха соломой.
Окна, расположенные на фасаде и боковой стороне всегда имели ставни, закрывавшиеся на ночь. Они были одностворчатыми или дву-створчатыми, навешенные на петлях. Одностворчатые ставни считаются более древними. Двустворчатые в начале XX в. становятся в большей степени декоративными. Окна мезонина, фронтона,крыльца ставен не имели.
В начальный период русской истории, когда жилищем древних русов были полуземлянки и наземные срубные дома, люди обходились без окон. Свет, когда он был нужен, проникал через дверное отверстие, ориентированное на светлую и теплую южную сторону. В IX—X вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, шириной в 30—40 см. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками. Тем не менее в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.
Волоковые окна в домах сохранялись довольно долго. Даже в XVII в. в боярских хоромах, царских дворцах жилые подклети имели волоковые окна. В деревнях же они сохранялись влоть до середины XIX в., соседствуя с кося- щатыми окнами. Косящатые окна — окна с косяками и оконницами, появились в русском жилище, вероятно, в XIII в. Первоначально они прорубались в княжеских и боярских хоромах, домах богатых горожан. Такие окна устраивали
и в летних помещениях, и в зимних, отапливаемых. В ячейки оконниц вставлялось стекло,слюда, бычий пузырь, брюховица, т. е. пленка,снятая с брюшины животного, рыбий пузырь.Через такие окна свет в дом проникал довольно слабый, так что даже в солнечный день приходилось пользоваться искусственным освещением. Увидеть через него что-либо на улице не представлялось возможным. Это относилось и к оконному стеклу, которое было мутнозеленого цвета, достаточно толстое, почти не прозрачное. Через слюду в дом проникало гораздо больше света. Однако стекло очень ценилось, особенно цветное, использовавшееся для оконных витражей. Причем русские князья и бояре любили витражные стекла ярких цветов, создававших иллюзию солнечного света в нарядной горнице.
В XIV—XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое — красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII в. в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и
Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.
Мифологическим сознанием окна наделялись многообразными символическими функциями. Наличие окон, как и дверей, маркировало дом как жилище человека. «Без окон без дверей» мог быть только дом, принадлежащий «иному» миру и его представителям, таким, например,как Баба-Яга волшебных сказок. В то же время окно в стене осмыслялось как одно из самых опасных мест в доме, так как оно являлось границей между внутренним миром жилища и
Принято было считать окно местом осуществления символической связи между живыми и мертвыми. Так, в день смерти человека на подоконник ставилась чаша с водой, а к косяку прикреплялся кусок белой ткани или полотенце. Вода и полотенце предназначались душе усопшего, по народным представлениям, находившейся сорок дней после смерти в своем прежнем жилище. Водой душа умывалась, а в полотенце отдыхала. В дни поминовения всех усопших на окна вывешивались полотенца или полотнища холста. Считалось, что по ним в дом на поминальную трапезу входили все приглашенные
не в избе, а под окном. Отсюда существование запрета на выливание помоев, выбрасывания мусора через окно. Принято было считать, что милостыня нищему, переданная через окно, угодна Богу, так как скорей дойдет до него. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна всегда привести к кардинальным переменам в жизни услышавшего ее человека, и поэтому никогда не переговаривались
ОКНО ВЕНЕЦИЯНСКОЕ.
Окно закрытого крыльца равное ширине трех обычных окон крестьянской избы. Оконный проем мог оставаться открытым или быть застекленным. В том и другом случае он делился по вертикали на три части. Окно могло быть квадратным, прямоугольным, заоваленным сверху. В избах севера Европейской России каждую из трех частей окна могли сделать круглой или овальной. Иногда закругленной сверху была только средняя часть окна, боковые части оставались прямоугольными. Венециянские окна были известны в северных губерниях России, там, где крыльцо являлось важной архитектурной деталью крестьянской избы. Они были широко известны также в пригородных селах Ярославской, Московской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Владимирской губ., в которых вместо крыльца в XIX в. стали строиться террасы. См. окно.
ОКНО ВОЛОКОВОЕ.
Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома и хозяйственных построек, как правило, небольшого размера. В XIX в. такие окна устраивались, обычно, в клетях, чуланах, подвалах, на скотных дворах, их использовали не столько для освещения, сколько для проветривания помещения. В XX в.
волоковые окна стали стеклиться. См. окно.
ОКНО КОСЯЩАТОЕ (ОКНО КРАСНОЕ).
Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома, обрамленное массивной колодой из четырех обтесанных брусьев — «косяков». Косящатые окна
были обычно почти квадратными, высотой в два, три, реже четыре венца сруба. В них вставлялась оконница, заполненная слюдой, рыбьим пузырем, брюховицей, стеклом. Окна с косяками были предметом гордости крестьянской семьи. Изба с косящатыми окнами часто упоминается в народных сказках, поэтическом творчестве как знак благополучия, ра- достной, светлой жизни. Особенно заметно это в цикле свадебных песен:
Уж ты светлая моя светлица,Ты столовая новая горница!
Во сыром-то бору светлица была зарублена,На добрых лошадях была вожена,
По тихому Дунаю ты, светлица, была строена,Что да косящатыми окошками во зеленый сад,
Что широкими-то воротами во зеленый луг.
Косящатые окна стали появляться в крестьянских избах, вероятно, в XVIII в., хотя были известны на Руси еще в XIII—XIV вв. См. окно.
ОКНО КРАСНОЕ.
То же, что косящатое окно. Слово «красное» в старину было синонимом «красивого».окно ОБРАЗЧАТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких четырехугольных ячеек, заполненных слюдой, стеклом.
См. окно, окно косящатое.
ОКНО РЕПЬЯСТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких
круглых, напоминающих розетки ячеек, заполненных слюдой, стеклом, брюховицей. См. окно, окно косящатое.
ОКНО СЛУХОВОЕ. Смотровое и световое отверстие на фронтоне избы, использовалось также для проветривания чердака. Окно вырубалось маленьких размеров (высотой в половину венца), квадратным или прямоугольным. Оно закрывалось изнутри дощечкой, двигавшейся в специально вырезанных пазах, или стеклилось в конце XIX—XX в. В северных губерниях Европейской России и в Поволжье слуховое окно обрамлялось росписью с наружной стороны фронтона. См. окно, окно волоковое.
ОКНО СМОТРИЛЬНОЕ. Смотровое и световое отверстие на закрытом крыльце жилого дома, как правило решетчатое. Окна на закрытых крыльцах крестьянских изб встречались на севере Европейской России, в Поволжье. Термин же смотрильное окно был распространен только у русского населения Западной Сибири. См. окно, окно венециянское.
ОКНО СУДНОЕ. Смотровое и световое отверстие жилого дома, расположенное в стене против устья печи. Оно могло быть волоковым ИЛИ обычным окном
с рамой. Свет из окна ПОЗВОЛЯЛ хозяйке увидеть внутреннее пространство печи при ее топке или приготовлении пищи. Такие окна были характерны для русских изб по всей России. Судными они назывались в деревнях северных и среднерусских губерний. См. окно.
ОКОННИЦА. Тонкая рама с переплетами, вставлявшаяся в колоду косящатого окна. В ячейки рамы обычно вставлялись кусочки слюды, рыбий пузырь, брю-
ховица. Ячейки могли быть прямоугольными, ромбическими, квадратными, круглыми, овальными, в виде розеток и т. п. Термин был распространен по всей России.
Окно в русской избе
Самым древним видом окна на Руси было узкое волоковое окно. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, выпиливая кусок из одного бревна, из которых была сложена стена избы.
Волоковое окно представляло собой длинную четырехугольную щель, вытянутую горизонтально. Через этот проем часто выходил дым, который заполнял всю избу во время растапливания русской печи. Волоковое оконце закрывалось деревянной задвижкой, которая называлась «волоком» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.
Постепенно на смену волоковому типу окна пришло более окно более сложной и совершенной конструкции, которое получило название » косящатое». В основе косящатого окна лежал деревянный четырехугольник или колода, вставленная в специальный оконный проем, сделанный в стене дома. Оно состояло из двух боковых косяков, откуда и возникло его название, верхней притолоке и нижней доски — подоконника. Практически по своему внешнему виду косящатое окошко мало чем отличалось от внешнего вида современных окон в рамах из древесины.
В колоду была вставлена оконница, представлявшая собой деревянную раму, к которой прикреплялись пластинки из слюды или сделанные из кусочков бычьего пузыря окончины, являвшиеся предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали света, но в песнях и сказках обязательно назывались » хрустальными». И действительно, это была единственная на то время возможность обеспечить в русскую избу хоть минимальный доступ света.
Важной составной частью косящатого окна были наличники. Они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались красивым декоративным орнаментом в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народного прикладного искусства. Иногда наличники расписывали вручную с помощью красок. Эти особенности оформления окон нашли отражения в поговорке » Ставенки резные, окна расписные».
Верхний наличник, который называли » кокошником», потому что он по своей форме действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре обязательно имел схематическое или стилизованное изображение солнца. Солярная символика была чрезвычайно популярной в древние времена. Считалось, что изображение солнца способно наделить членов семьи, живущей в доме, крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, оберегающих дом от нечистой силы.
Боковые наличники, которые назывались » полотенцами», благодаря сходству с декоративными полотняными полотенцами, щедро украшенными вышивкой, также покрывались орнаментом, обычно связанным с символикой изображений земли или воды. Весь орнамент окна представлял собой единое комплексное изображение, которое имело важное ритуально — охранительное значение и выполняло роль оберега дома от проникновения в него злых духов и нечистой силы.
2 урок «Убранство русской избы»
Тема: «Убранство русской избы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Задачи:
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..
Зрительный ряд:
Слайды с элементами русской избы
Мультимедийная презентация
Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;
Словарь: Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.
Ход урока:
I. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему. (6 мин.)
Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Какие же виды домов существовали?
Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)
А клеть? (с землей).
Подклет (подполье)? (с подземным миром).
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.
А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.
III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)
Тема урока «Убранство русской избы»
Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.
Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).
Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.
На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.
IV. Подведение итогов. (2 мин.)
Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.
И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)
V Задание (19 мин)
Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
VI Проверка задания (2 мин)
КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»
— Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
— ИЗБА
— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
— ДЕРЕВО
Учитель:
— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
— Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
— ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
— ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
— КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
— Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
Учитель:
— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)
Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Внешнее убранство русской избы
Конспект урока
Родникова Владимира Вячеславовича
«Внешнее убранство русской избы »
5 класс 1 четверть.
Цели урока:
-знакомство учащихся с внешним убранством русской избы;
— понять смысл убранства русской избы и его предназначение;
-научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
-патриотическое воспитание, развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
-познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
-научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов применяемых в декоративном убранстве избы;
— развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
— способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность;
— воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания развивать духовно-нравственные традиции.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Постановка творческой задачи.
5.Творчество обучающихся.
6. Подведение итогов.
Оборудование:
— Презентация, компьютер, мультимедийный проектор
— Слайды с элементами русской избы
— Краски, палитры, кисточки
Материалы к уроку:
Музыкальный ряд: русская народная музыка. План урока.
Ход урока:
1. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Введение в тему. (6 мин.)
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Народ-пахарь ,народ-творец строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать его род, его большую семью.
В давние времена на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В выборе материала для строительства вопросов не возникало. Дерева было много, оно легко поддавалось обработке, строить из него было быстро, и главное строение получалось теплым. В тепле русского дерева хранится память народная.
Наши славянские предки жили в гармонии с окружающим миром, существовали в природе живя по ее законам. Все явления в природе славяне наделяли духом присущим живому существу. Поэтому и славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна, фронтон избы – чело. Душой- русская печь….
Русская изба…
— Что такое дом, изба для человека в этом мире?
Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Откуда произошло слово?
Изба́ уменьш. исто́пка, укр. iзба́, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет) то есть изба это отапливаемое помещение.
Какие же виды домов существовали?
- Дом «брус» — дом с однорядной связью , покрытый двускатной симметричной крышей,
- Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей. Означал большую вместимость
- Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
А почему, и как в народных представлениях делился дом? (возникла трехчастная структура избы, состоящая из фронтона, клети и подклети)
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывался фронтон дома? (с небом, миром богов, именно поэтому он самый нарядный и украшенный .)
А клеть? (с землей, миром людей, нарядные глаза-окна для обмена с внешним миром).
Подклет (подполье)? (с подземным миром, миром наших предков, без окон , иногда в северных районах хранились запасы на зиму.).
Таким образом мы видим что крестьянский дом это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.
3. Изучение нового материала. ( 10 мин.)
Каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
— Почему вдруг человек стал его украшать (дом)?
— Случайны ли узоры на фасаде избы?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому неслучайно, мы не когда не найдем два одинаковых по внешнему убранству дома.
Все орнаменты и узоры несли знаковый и обереговый смысл. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня — косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.
Древние символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, сам по себе символизировал солнце). Под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон.
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов народной избы. Начнем с крыши.
— Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).
— Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
— Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Тем самым дом уподоблялся солнечной колеснице.(согласно славянской мифологии именно конь выводит солнце на небосвод) Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Именно поэтому на фронтоне дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов), оберегавшим дом от попадания в него молнии.
Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. На них мы видим символы солнца и земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.
Доски-причелины- «хляби»небесные – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-пахаря. Урожай и достаток в семье.
Наличники- Украшение глаз дома. Через передние окна в избу входили свет солнца, происходило общение с окружающим миром. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами можно было увидеть фигурки птиц или изображениями различных животных. (в том числе и фантастических). Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини, призванной охранять окна от проникновения нечистыех сил.
Солнца лучик бегает по окнам,
И блестит наличников резьба,
Заиграли в ярком свете стёкла —
Оживает старая изба.
Анна Леун
4. Постановка творческой задачи.(1 мин)
— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
-выполнить эскиз оформления окна (наличники)-2 вариант
5. Творчество учащихся. (20 мин.)
6.Подведение итогов урока. (4 мин.)
— Чему мы научились на уроке?
— Что нам удалось сегодня на уроке?
— Что не удалось и почему?
Народ пахарь жил в тесном взаимодействии с природой, солнцем и всеми окружающими его стихиями. Именно поэтому он построил свою избу по образу окружающего мира, и с этим было связанно его желание задобрить силы природы, уберечь тем самым себя и свой род. И именно поэтому он использовал обережные знаки для украшения своей избы.
Вопросы для рефлексии:
— Зачем люди украшают свои жилища?
— О чем может рассказать декор крестьянской избы?
— Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
1.Н. А. Горяева О. В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2007 г.
2.М. А. Некрасова. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
3.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995. (переиздание 1901 года)
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: «Убранство русской избы»
Слайд 1
Убранство русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской областиСлайд 2
Веками на необъятных просторах нашей Родины жили крестьяне.
Слайд 3
Наши прадеды селились по берегам рек, озер, в лесистой местности.
Слайд 4
Непосредственная связь с кормилицей землей закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость.
Слайд 5
Широта просторов, удивительная природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов.
Слайд 6
Наши предки создали свой неповторимый образ жизни. Ядром его был – крестьянский дом, родной очаг. Изба, клеть, амбар, банька – вот что такое крестьянская усадьба.
Слайд 7
Для строительства больше годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Слайд 8
Дом был для человека маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Крыша –небо, клеть – земля, подклеть (погреб) – подземный мир. Все вместе под одной крышей жили и отцы, внуки, правнуки: Семья в куче – не страшна туча. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе, и в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда крыша одна» — так считали наши предки. Северные избы смотрятся величавыми хоромами.
Слайд 9
Совсем другое дело –изба на средней Волге, в нашей Нижегородской губернии: небольшая, обшитая тесом, нередко выкрашенная голубой краской, украшенная деревянными кружевами. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, однако в них есть особенная красота и стать.
Слайд 10
«Не бравшись за топор, избы не срубишь» Строить усадьбу выходило до двадцати человек. «Чем больше рук, тем легче труд».Строительство начиналось с валки леса. Ствол очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат, образовывали венец. Вот так венец на венец, и ставили избу.
Слайд 11
Суровые зимы заставили крестьянина объединить под одной крышей жилье и хозяйственные постройки. Жилая часть называлась избой. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.
Слайд 12
Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Скаты крыши очень напоминали крылья. Кажется, что конь- птица охраняет домашний очаг. Конь был олицетворением силы, красоты и добра.
Слайд 13
Конь был часто символом солнца, движущегося по небу. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – причелины и полотенца. Конек и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.
Слайд 14
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Наши предки-земледельцы считали, что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды и есть образное выражение небесной воды, т.е. «хляби небесные».
Слайд 15
Как нарядно украшены избы нашей Нижегородской области! Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
Слайд 16
Избы нашего края рубили и украшали резчики и плотники, которые в зимнее время занимались судостроением и корабельной резьбой. В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.
Слайд 17
Избу располагали «лицом» (фасадом) к дороге или реке, озеру. Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля.
Слайд 18
Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах».
Слайд 19
Окна – «глаза» дома. Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами крепились козырьки-наличники – «ресницы». Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились «румяные щеки» -накладные наличники со ставнями. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.
Слайд 20
Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит еще спят или куда-то ушли.
Слайд 21
Вот наличник-теремок, украшавший когда-то окно горницы в Нижегородской губернии. Нижний ярус наличника населен фантастическими существами: здесь и русалка-берегиня («фараонки», как их зовут в Городце)– символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир.
Слайд 22
Это изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Они переплетаются и перерастают в растительный узор.
Слайд 23
Как пластична волнообразная линия, очерчивающая изображения сказочных существ на лобовой доске.
Слайд 24
В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Все, чего касалась рука талантливого мастера, приобретало праздничную нарядность.
Слайд 25
Наши прадеды любовно топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, песни громко запевали. Ставенки узорные, тонкая резьба. До чего ж просторная русская изба. Ухмыляются иные , а изба стоит и ныне, Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, стала нам она родною. Вечно прадедов работа будет радовать кого-то.
Слайд 26
Традиции старых мастеров живы и сегодня. Вот какой чудесный город возвели современные городецкие плотники и резчики по дереву!