Skip to content

Тестопластика мастер класс в детском саду: Мастер-класс для педагогов по тестопластике – Материал на тему: Мастер-класс по тестопластике «Тесто — это просто» для воспитанников и их родителей

Презентация по теме: Мастер-класс для родителей по тестопластике

                                                                         

Ход мастер-класса

4 СЛАЙД

 Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

5 СЛАЙД

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы…

6 СЛАЙД

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

7-8 СЛАЙД

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

9 СЛАЙД

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

10 СЛАЙД

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

11 СЛАЙД

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

12 СЛАЙД

  А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.(Соль)

13 СЛАЙД

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.( Краски и кисть)

14 СЛАЙД

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

15СЛАЙД

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

16 СЛАЙД

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

17 СЛАЙД

3. Учимся соединять детали

            -прижать

            -примазать

            -загладить

  • 4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе        

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

18 СЛАЙД

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

19 СЛАЙД

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

20 СЛАЙД

Мастер-класс « Золотая рыбка» 

• Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона. Очень хорошо, если ваш ребёнок постепенно запомнит предметы, которые вы используете, и будет правильно их называть.

• Катаем колобок, при этом действии — скатывания, можно напевать песенку: «Мы катаем колобок, у него круглый бок…». 

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.

• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?

21 СЛАЙД

• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.

• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.

• Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.

22 СЛАЙД

• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.

23 СЛАЙД

• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

24 СЛАЙД

Вот наша золотая рыбка! 

• Переложив рыбку на бумагу (картон), рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.

25 СЛАЙД

Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.

МАСТЕР-КЛАСС “ТЕСТОПЛАСТИКА” | Мир дошколят

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕСТОПЛАСТИКА, КАК ОДИН

ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Черноусова Наталия Валериевна,

педагог-психолог МБДОУ ДС № 28 «Ладушки».

Коронных Ирина Владимировна,

педагог-психолог МБДОУ ДС № 57 «Радуга».

Рекламное сообщение

Димчева Надежда Борисовна,

педагог-психолог МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у дошкольников.

Задачи:

  1. познакомить участников мастер-класса с опытом использования тестопластики и применением метода на практике;
  2. способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
  3. создать положительный эмоциональный климат у участников мастер-класса.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашего мастер-класса «Тестопластика, как один из методов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками».

В настоящее время эмоциональное состояние детей и взрослых вызывает тревогу. На детей обрушивается огромное количество информации. В связи с этим дети испытывают психоэмоциональные нагрузки. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей и взрослых.

Для обеспечения психоэмоционального комфорта ребёнка в ДОУ предлагаем использовать одно из направлений арт-терапии – тестопластику, т.е. лепку из соленого теста.

Тестопластика сегодня актуальна, т.к. целительное влияние зёрен, муки, соли, а также солёного теста на организм человека было известно на Руси с давних времен.

Лепка из такого нетрадиционного и доступного материала как солёное тесто, очень увлекательный для ребёнка вид деятельности. Эта методика полезна всем детям, но особенно детям с аллергопоталогией, гиперактивным, тревожным, детям со страхами, так же дошкольникам с ОВЗ.

Какое же преимущество тестопластики?

Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный.

Солёное тесто легко принимает любую форму, создаёт психологический комфорт на тактильном уровне. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить, Тесто, в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.

Как сделать соленое тесто?

Мука – 300 гр. (2 чашки)

Соль – 300 гр. (1 чашка)

Вода – 200 гр. (200 мл)

Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по весу! Мука: лучше всего пшеничная высшего сорта. Соль: лучше «Экстра». Вода: должна быть чистой и холодной.

Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста.

Можно добавить краситель в воду в самом начале. Либо в кусочек уже вымешанного теста.

Работу с элементами тестопластики можно уже начинать с детьми 2-3 лет. 3-летний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет тесто в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ним. Тем самым это прекрасно координирует движение рук, способствует развитию речевых навыков, развивает образное мышление и воображение ребенка. Перекладывание и сжимание теста в ладошках; катание колобка в ладошках; надавливание на колобок – получение лепешки; скатывание лепешки в колбаску.

Предлагаемые методические приемы с использованием солёного теста дают хорошие результаты по коррекции агрессивного и демонстративного поведения дошкольников. Хочется остановится на тех методах и приемах, которые можно использовать в работе с детьми.

На первых занятиях знакомим детей с тестом. Дети могут подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.

Из техники окрашивания можно сделать ритуал входа в сказку: «Расскрашиваем настроение»: «Превращаемся в волшебников. Кусочек теста скатаем в шарик, делаем в нем небольшое углубление, выбираем понравившийся цвет краски и заполняем это углубление, теперь зажмем два края и начинаем мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Вместе с краской мы даем этому бесцветному материалу немножко своего настроения, а тепло ручек помогает его закрасить».

С целью развития воображения, умения концентрироваться, улучшению эмоционального состояния, можно использовать упражнение «Волшебный колодец».

Детям предлагается скатать из соленого теста бревна и построить колодец такой высоты, какая получится. После окончания работы предложить ребенку закрыть глаза, расслабиться, а потом мысленно нырнуть в колодец и оказаться в совершенно незнакомом месте. Внутри созданного колодца будет голубеть чистая колодезная «водичка». Пусть он опишет место, в котором окажется или загадать желание.

Еще одно упражнение – «Цветущий пень». Ребенку предлагается вылепить пень, а затем из цветного теста вырастить на нем цветы. Дети придумывают:

– Как измениться настроение пня, когда на нем появляются цветы?

– А что необходимо сделать, чтобы у человека было такое настроение? Используя соленое тесто, ребенок может создать различные образы (птица счастья, меч – кладенец, шкатулка, дракон, паук и др.) и почувствовать себя настоящим творцом. Таким образом можно работать и со страхами, обидами, трансформировать отрицательные моменты в положительные, улучшить настроение.

Практическая часть. Упражнение «Цветок».

А теперь пофантазируем немного. Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте спинку стула, почувствуйте под ногами пол, руки расположите поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь увидеть волшебный сон. Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок. Он может расти у дома, на лугу, в лесу. Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который вам рисует ваше воображение. Все, что вы представите, — это хорошо. После того как представили, можете открыть глаза и перейти к столу.

На столе лежат разноцветные кусочки волшебного материала. Попробуйте слепить тот цветок, который вы увидели в волшебном сне. После выполнения положите свои работы на стол.

Посмотрите, какая у нас получилась цветочная поляна. Давайте сейчас каждый расскажет про свой цветок: где он растет, какой он.

Рефлексия.

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал?

– Что вам мешало?

– Какие упражнения вызвали интерес?

В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей. Знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.

 

 

 

 

Материал: Мастер — класс «Тестопластика»

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Хвастовичский детский сад «БУРАТИНО»                                        

   

    Мастер — класс

 «Тестопластика»

                               Воспитатель:

                                      Парфенова С.Н.

       

                   Хвастовичи 2019г         

                                           

                                     Участники: воспитатели.

Цель: создание условий для формирования и активизация творческого потенциала воспитателей через технологию тестопластики.

Задачи:

— Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.

— Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы дошкольникам реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.

Оборудование:

готовые изделия – образцы; солёное тесто, стека для лепки, кисть, баночка, скалка, доска, влажные салфетки, бусинки, пуговицы, стразы и т. д.

                                            Ход мастер-класса

Вступительное слово.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста

                                                     Рецепты солёного теста

 200 гр. муки

200 гр. соли

2 ст.л. клея для простых обоев

125 мл вода

                                    Инструменты и приспособления

Что же пригодится для творчества?

Всё, что есть на кухне или незаметно валяется по дому!

* В начале — самое необходимое:

Скалка, ножик или стека, расческа (незаменимый предмет, например делать корзинки)

Ещё незаменимый предмет обычная шариковая ручка и особенно СТЕРЖЕНЬ!

Замечательно разным концом стержня делать точки и дырочки различные узоры, дырки в сыре, глазки и многое другое…

* Для оформления поделок и для увлекательной игры с детьми пригодятся фигурные ножи для печенья или уже готовые фигурные наборы для пластилина.

* Всё, чем можно сделать отпечатки, например: фигурные пуговки, заколки, мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки, подставки от свечек на торт, ручки, вилки, у ручек ложек и вилок — бывают ажурные узоры, детские колготки — интересно печатаются, подошва обуви даёт интересный узор правда детали от миксера и многое другое …

*Понадобятся: тряпочка, карандаш, ножницы, формочки, трафаретки, алюминиевая  фольга.

*Злаки бобовые, мак, пшено, семена подсолнуха, лавровый лист, чеснок, ягоды шиповника, рябины…

                                                   Сушка изделий

Часто задаваемый вопрос: Как сушить?

Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,

но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

1. Духовка должна быть на минимальной температуре

2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. А ещё делать перерывы между сушками, час сохнет в духовке — сутки сохнет само — потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия

                                        Практическая часть.

— Сегодня нам предстоит сделать подкову

Подкова — это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.

Разные народности по-разному толковали функции подковы. Одни считали, что ее главное предназначение — защитная функция и вешали ее дугой вверх, а концами вниз (по подобию радуги и чтобы она стояла над домом и осеняла его своим покровом). Другие люди нашли сходство между повернутой концами вверх подковой и полной чашей и использовали ее именно в таком положении, чтобы в доме всегда всего было в достатке и изобилии.

                                   Показ процесса работы педагогом.

Этапы изготовления изделия.

— Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.

Катаем колобок.

Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.

Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.

Теперь начинаем украшать подкову.

Подкову кладем на фольгу, пластиковую тарелочку.

Кода подкова высохнет, ее можно разукрасить.

Как обращаться с подковой.

Подкову — оберег  нужно вешать особым способом:

1) подкову всегда вешают только на один гвоздь;

2) в этом процессе желательно, чтобы участвовали и хозяин и хозяйка дома вместе;

3) перед тем как повесить подкову хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:

Материал (старшая группа) на тему: Мастер-класс для родителей по тестопластике «Чудеса из соленого теста»

Мастер-класс для родителей и детей «Чудеса  из соленого теста».

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
                            Е.А.Мухачева

Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделок.

Цель работы: 

  1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
  2.  Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
  3. Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей, укрепления связи дошкольного учреждения с семьей

Задачи работы:

1. Установление единства в воспитании детей;

2. Педагогическое просвещение родителей;

3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,

5. Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

6.Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – тестопластика;

7.Использование теста для развития творческих способностей детей.

8.Познакомить с рецептами приготовления теста, о способах его окраски, применении дополнительных инструментов и приспособлений ;

9.Вызвать интерес к данному виду деятельности.

10.Развивать мелкую моторику и гибкость пальцев;

11.Умение работать в команде.

 «Мастер-классы для родителей» — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Перед ребенком и родителями в процессе работы открывается мир фантазии. Дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Материал: соленое тесто, доски для лепки, картонки, салфетки, формочки для лепки, бусинки,  стеки для лепки; кисти, стаканы с водой

Участники мастер класса: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Планируемые результаты: родители воспитанников имеют представление о технологических возможностях соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепки, узнают основные развивающие функции лепки, возникает интерес к лепке из солёного теста, как к виду художественного творчества.

Место проведения: групповая комната

Тип деятельности: творческий, развивающий

Форма проведения: мастер — класс

Продолжительность: 40 -50 мин

Проблема: привить родителям и детям интерес к художественному творчеству и эмоционально – положительное отношение к ней.

Ход мастер-класса :

Эмоциональный настрой.

  1. Вступление.

Слайд1

-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! Спасибо, что нашли время и пришли к нам. Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать нам будут ваши дети; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс.

-Что такое мастер-класс? На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Это возможность совместного творчества родителей и детей. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Вам предоставляется уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости. Вы сможете развить способности по многим направлениям.

-Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомим вас с рецептом  изготовления пластичного, мягкого материала – соленого теста и с основными приемами лепки из него.

Цель любого мастер-класса – научиться новому. Слайд 2

А новому мы учимся для разных целей. В том числе, чтобы суметь решить какие-то проблемы, вопросы.

И поэтому начнем мы с истории

 Из истории русской тестопластики. Слайд 3

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

А теперь обозначим проблему. Слайд 4

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации.

Вопросы к родителям:

-Давайте подумаем вместе и разберемся. Вот как вы, как родители могли бы решить эту проблему?

(рисование, аппликация, ручной труд, пальчиковая гимнастика, лепка, пособия для мелкой моторики – шнуровки, вышивка, бисероплетение, выжигание, прописи)

Слайд 5.

И как одно из средств, причем очень мощное, которое может помочь решить эту проблему – это лепка из соленого теста. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Кроме этой основной задачи в развитии ребенка лепка, конечно, решает и ряд других. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Ей и посвящен наш мастер-класс.

Лепка из соленого теста может стать отличным семейным занятием, ведь ничто так не сплачивает, как совместная творческая работа.

Надеюсь, что лепка из соленого теста станет для вас увлекательным занятием, и вы сможете гордиться своим творением. Что может быть лучше, подарка, сделанного самим, ведь в нем тепло и любовь ваших рук.

А сейчас давайте поподробнее поговорим о способах приготовления солёного теста.

 А теперь, попробуйте отгадать загадки:Слайд 6

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.(Соль)

Слайд 7,8

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Слайд 9

Рецептов существует много. Одни из них подходят для лепки мелких изделий, другие больших, третьи для лепки с детьми (этот рецепт без клея) и т. д. Каждый мастер выбирает свой. Тот, кто, может быть, увлечется лепкой в интернете, в книгах может ознакомиться с ними со всеми и поэкпериментировав с ним, выбрать свой.

Сегодня мы познакомим  вас с классическим рецептом :

Самый простой из них: 2 стакана муки, 1 стакан соли экстра,1 стакан холодной воды.

Существуют разные варианты добавок в тесто, такие как обойный клей, растительное масло, клей ПВА, крахмал, глицерин. После замеса тесто желательно убрать в холодильник на пару часов.

Тесто бывает двух видов. Можно лепить из окрашенного теста и при необходимости докрашивать уже готовое изделие. Для изготовления окрашенного теста нужно добавить необходимый краситель в уже готовое солёное тесто и вымесить его. Если тесто получается жидковатым можно добавить в него немного муки.

Теперь поговорим о способах деления куска на части. Слайд 10

1.учиимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Слайд 11

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

3. Учимся соединять детали Слайд 12

            -прижать

            -примазать

            -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

Затем предлогается родителя взглянуть на слайд. Что можно слепить из соленого теста.Слайд13

Несколько слов о технике безопасности при работе с соленым тестом. Слайд 14

А сейчас мы вам предлагаем приступить к практической части нашей встречи.Слайд15

Но для начала разомнем ручки и проведем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика

 Тесто готово, и мы можем приступать к работе с ним.

Для лепки нам понадобятся различные дополнительные материалы, чтобы придать выразительности изделию. Это могут быть различные пуговицы, бусинки, формочки, шаблоны, ситечко, и т. д.

Родители выполняют лепку из теста (Звучит спокойная мелодичная музыка).

Слайды 16,17,18

Слайд 19. После того, как изделие готово, его можно высушить или запечь. Мы конечно только сушим, естественным путем, на батарее или на подоконнике на солнышке. На это уходит больше времени. Этот способ хорош для изделий из цветного теста. Так как красители могут изменить свой цвет при сильном нагревании. Кстати учитывайте, что после высыхания в любом случае, цвета станут светлее, чем было тесто изначально.

В домашних условиях вы можете запечь в духовке.

Если вы хотите сохранить вашу поделку надолго, ее можно покрыть после полного высыхания защитным составом: лаком или грунтовкой.

Подведение итога :

Выставка работ.

-Вот вы и узнали, что такое лепка из соленого теста, и как его сделать своими руками. Теперь можно занять своего малыша полезным делом.

 Уважаемые родители, вам было уютно, комфортно на мастер-классе?

-Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?

-Что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.

-Нужны ли такие мастер-классы?

-В завершении нашей встречи хотелось бы пожелать всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находить свободную минутку для общения со своим ребенком.! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку! Ведь очень интересно творить вместе с детьми – лепить, рисовать! Творчество развивает мышление, фантазию, усидчивость, готовит руку ребенка к письму к подготовке к школе.

Благодарим всех за внимание! Расдача угощений.


Методическая разработка (средняя группа) по теме: Конспект мастер-класса по тестопластике «Тесто это просто» для родителей и детей

                                                                                    Подготовила: воспитатель

Кравцова Наталья Николаевна

2015 год

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

— познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

— вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

— маленькие мячики;

—  соленое тесто;

— стек для лепки;

— кисть;

— гуашь;

— колпачок от фломастеров;

— бусинка;

— картон;

— бумажные рыбки на ниточках;

— ленточки;

— мелкие игрушки, завернутые в фольгу;

— катушки.

Участники мастер класса: дети , родители воспитанников, воспитатель.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса

 Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов  много. 

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить,  делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы  получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать  что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

 

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

  

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.( Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

3. Учимся соединять детали

            -прижать

            -примазать

            -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс « Золотая рыбка»

 

• Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона. Очень хорошо, если ваш ребёнок постепенно запомнит предметы, которые вы используете, и будет правильно их называть.

• Катаем колобок, при этом действии — скатывания, можно напевать песенку: «Мы катаем колобок, у него круглый бок…».

 

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.

• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?

• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.

• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.

• Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.

• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.

• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

Вот наша золотая рыбка! 

• Переложив рыбку на бумагу (картон), рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.

Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.

Презентация «Тестопластика в ДОУ»

Описание слайда:

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.  Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.  Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.  Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.  Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.  Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *