Skip to content

Тема дары осени – Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Календарно-тематическое планирование на тему Дары осени в старшей группе

Календарно-тематическое планирование (младшая группа): Планирование на неделю.Дары осени.

День недели 

Режим 

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная 

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда – 11.09.

Утро:

Ф., П., Р., С-К., Х-Э.

Утренняя гимнастика. Точечный массаж.

«Загадай, мы отгадаем» составление загадок на основе описаний

С/р.игра «Магазин «Овощи-фрукты» Прослушивание аудиозаписи «Фруктовые сказки»

П/ И «Солнышко и дождик»

Закрепить знание цветов с Полиной Б., Василисой.Ч.

Игровое упражнение: «Сварим вкусный борщ»  Цель: закреплять названия овощей. 

                                           

Центры активности.

Подготовка атрибутов для с/р. игры.

Центр Муз. развития:

Внести муз.диск «Фруктовые сказки».

Попросить родителей принять участие в составлении «Книги витаминных рецептов» — в родительском уголке.

НОД

Ф., П., Р., С-К., Х-Э.

1)Речевое развитие (Ознак-е с худ.литер) Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Цель. Познакомить детей со сказкой, развевать способность отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес к сказкам.

2)Художественно-эстетическое развитие (Конструирование) «Заборчик для игрушек» (строительный материал)

Цель: закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу,  ставя,  их плотно  друг к другу, развивать  желание сооружать постройки.

3)Физическое развитие. (На прогулке)

Задачи: Формировать умение ходить по ограниченной поверхности,  катать мяч; упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие; помогать преодолеть робость; способствовать развитию умений действовать по сигналу. Воспитывать любовь к спорту, развивать быстроту, выносливость.

Прогулка:

Ф., П., Р., С-К., Х-Э.

Наблюдение за ветром

Цели: продолжать наблюдение за ветром. Подвижная игра «По трудной дорожке». Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чувство равновесия, ловкость.

Труд : сгребание сухой листвы, сбор сухих веточек.

Д. И «Какая сегодня погода»

Упражняться в  прыжках на двух ногах на месте. Арсений Д., Ярослав С.

Игры с вертушками.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Выносной материал. Вертушки.

Трудовой инвентарь.

Вечер:

Ф., П., Р., С-К., Х-Э

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение «В огороде (по Е.И.Тихеевой) .

Подвижная игра «Попади в корзину» —

упражнять в бросании мяча двумя руками снизу.

Упр.: «Хоботок», «Лягушка», «Язычок гуляет».

-укреплять мышцы губ, языка. Уля С., Арсений С.

Предложить детям сконструировать «Забор для огорода»; «Ящики для овощей».                                                      

Конструктор.

Центр ФИЗО:

Кольцеброс.

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Дары осени

«Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Цель:

• Развитие речи,

• Логического мышления

• Закрепление знания об овощах, фруктах.

Задачи:

• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

• Расширять и активизировать словарный запас детей

• Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

• Воспитывать бережное отношение к природе,

• Расширять и активизировать словарный запас детей,

• Развивать память, внимание, мышление,

• Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

• Развивать умение работать сообща.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Поздороваемся друг с другом передав друг другу свое хорошее настроение (улыбнулись друг другу).А теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем наше путешествие.

2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года-осень):

Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников. Увидим какие дары она нам приготовила. А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени. (изображение 3 поросят)

Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

Поросят предупредила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Поможем поросятам выяснить какой урожай можно собрать осенью, и добраться до него. Но прежде скажите:

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь).

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени. Мы не зря вспоминали о ней.

3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений, умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай, но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

(слайд 2 поросенок ниф ниф)

У поросенка Ниф Ниф такое задание: (слайды 3-25)

Прежде назовите поочереди фрукты и овощи, которые растут у вас и ваших родных в огородах (дети называют). А теперь:

НАЗОВИТЕ ФРУКТЫ И ОВОЩИ. ИГРА «Где растет»: У ВАС НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЗЕМЛЯ. ВАША ЦЕЛЬ – ПРИ ПОЯВЛЕНИИ КАКОГО –ЛИБО ФРУКТА ИЛИ ОВОЩА ВАМ НУЖНО БУДЕТ ПОДНЯТЬ ТОТ РИСУНОК,который объясняет, ГДЕ РАСТУТ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ, а так же дать ответ на вопрос: В чем польза?

Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

А сейчас немного отдохнем: (слайд листья)

Физминутка:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели.

(взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял

(взмахи руками над головой)

Закружились, полетели,

И на землю тихо сели.

(сели на свои места)

А теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем (слайд 27)

А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа:

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ: НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК).

Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию. (слайд 36)

Поприветствуем третьего поросенка. Кто скажет как его зовут? (Наф Наф). Верно. Он тоже сзаданием:

ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ?

(золотая, потому что много оттенков золотого цвета, оранжевый желтый, красный. Владения – вся окружающая природа, только на 3 осенних месяца) которые вы уже называли.

Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка», кто это как вы думаете (волк) (слайд 38)

Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени. Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение про осень.

(Во время рассказа показываются слайды с изображением осени, а в конце и сама Королева осень.

Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

4. Итог.

В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей).

На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Дары Осени.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.

2018г

 Подготовила воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад №100»

Гемеджиева Екатерина Сергеевна

Области:  познание, художественное творчество.

Тема: Дары осени.

Цель:  Уточнить представления детей об овощах.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей).

Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд; развивать любознательность.

Оборудование: презентация «Как люди собирают урожай»; картинки овощей, натуральные овощи( картофель, помидор, свекла, капуста, баклажан, кабачок), аудиозапись П.И.Чайковского «Осень»; мяч среднего размера, костюм осени для воспитателя. Бутылочки с наклейками овощей, макеты кустов томата, огурцов, перца, баклажанов, кабачков, имитация земли, вырезанные из бумаги банки, бочки, кастрюли и корзины; карандаши.

Ход:

Входит Осень.

Осень:  Здравствуйте, ребята!

Дети:  Здравствуйте!

Осень:  Вы меня узнали? (Ответы детей) Да, я –Осень, и пришла с вами поиграть.  А что вы знаете о моем времени года? Расскажите пожалуйста, что происходит осенью в природе?   Я начну предложение и буду бросать вам мяч, а вы возвращаете мне его и заканчиваете предложение, называя приметы осени:

— Солнце прячется за…(тучами и уже не греет),

-Небо становится…(хмурым, пасмурным, серым),

-Птицы улетают …(в теплые края),

-Деревья роняют…(листья, идет листопад, листья желтеют)

-Ветер дует…(холодный, сильный),

-Осенью часто идут …(дожди, поэтому много луж),

-Трава становится…(желтой и сухой),

-Животные готовятся к…(зимней спячке, делают запасы на зиму),

-Люди стали одеваться…(тепло, готовятся к зиме),

Молодцы ребята, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки  П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стулья.

Демонстрация презентации «Как люди собирают урожай».

Воспитатель:  Скажите, что делают люди на огороде? (Ответы детей). А вы хотели бы собрать урожай?(Ответ детей).  Я предлагаю вам это сделать.

Дети расходятся по группе и находят на макетах овощи: в земле-картофель, лук, чеснок, морковь; на кустах-помидоры, огурцы, баклажаны, перец; капусту-срезают).

Воспитатель: Ребята, скажите, какими способами люди собирают урожай овощей?( Ответы детей)

Овощи, которые созревают в земле называют «корнеплоды». (Повтор слова несколькими детьми)

Какие корнеплоды выкопали? (Ответы детей).  А сорвали? ( Ответы детей).  А какой овощ срезают?(Ответы детей).

Осень: Ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

Где зимою было пусто,

Летом выросла…(капуста)        Показ натурального овоща.

                 ***

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем ….(кабачок)         Показ натурального овоща.

                ***

Угадайте, какой овощ спрятался? ( показать картинку наполовину спрятанного баклажана) показ натурального овоща.

                ***

Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я… (свекла)               Показ натурального овоща.

               ***

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят. (помидор)      Показ натурального овоща.

Воспитатель: Молодцы ребята . Богатый урожай собрали. Но как же нам сохранить все овощи на зиму? (Ответы детей. Подвести ответы детей к слову «консервируют». Проговаривание слова несколькими детьми).  Я вам предлагаю законсервировать, посолить овощи.

Раздать детям шаблоны из бумаги банки и бочки. Дети рисуют на них овощи.

Анализ работ.

Воспитатель: Ребята, овощи и заготовки хранятся в овощехранилище               (проговаривание несколькими детьми нового слова).  Давайте заготовки и урожай , который мы собрали сохраним в овощехранилище.(Передаем Осени, она обещает сохранить заготовки на зиму).

Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем   (маршируют)

Мы морковки натаскаем                      (носят)

И картошки накопаем                           (копают)

Срежем мы качан капусты                   (срезают)

Круглый, сочный,

Очень вкусный                                         (показать  круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко                     (рвут)

И вернемся по дорожке                    (маршируют).

Игра «Повар».

На столе лежат карточки с изображением овощей, картинкой вниз.

Воспитатель: Мы знаем, что овощи едят в сыром и приготовленном виде. На столе перед вами карточки с изображением овощей, а на доске корзина и кастрюля.  Овощи, которые едят  сырыми вы сложите в корзину, а которые нужно приготовить – в кастрюлю.

Осень: Молодцы ребята, мне было очень интересно с вами играть. У  меня для вас есть подарки- я приготовила сок для игры в «Магазин»( раздает бутылочки с наклейками  овощей).

Предложить детям назвать соки( из моркови-морковный и т.д).

Осень: До свидания, ребята!

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия на тему: «Дары осени» в старшей группе

Аскарова Миляуша Раисовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

МР Абзелиловский район Республика Башкортостан

Конспект занятия

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

тема: «Дары осени»

в старшей группе

                                                                 

                                                                   

                                                                                       Аскарова М. Р.,                                                                                                                                                           воспитатель первой                                                                                                                        квалификационной                                                                          категории

                                                                                                                           с.Аскарово

Задачи:                                                                                                                  Образовательные:                                                                                            

— закрепить полученные ранее знания об осени, дарах осени;                                                                                      — систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;    

— формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения;                                                                                                                    — подбирать как можно больше определений к объекту;          

— продолжать формировать умения детей рассказать о пользе овощей и фруктов для здоровья человека ;

 — познакомить  с витаминами, раскрыть их значение для человека.

Развивающие:                                                 

 — развивать способность детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах;

 — развивать воображение, связную речь, логическое мышление, фантазию.  

Воспитательные:                                                                                                                                                                                               — воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Это занятие можно проводить на прогулке.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, физкультминутка.

ТРИЗ: игра «Составь предложение», «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний»

Обогащение словаря: овальная, вытянутая, румяное, хрустящий.

Активизировать словарь детей: овощи, фрукты, урожай.

Оборудование: аудиозапись времена года «Осень» (шум листопада, шуршание листьев), листочки, рисунки с овощами и фруктами, доска, схема, таблицы для игры.

                                                                                                         

                                                                                                                                              Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Вот сейчас я загадаю вам загадку о времени года, а вы попробуете её разгадать.

Загадка.

Пришла без красок.

И, без кисти.

И перекрасила все листья.
                                                                     (Осень)

Правильно, молодцы! Мы сегодня отправимся на прогулку в наш огород и посмотрим, какие подарки приготовила осень.  

Под осеннюю музыку (шум листопада) воспитатель с детьми входит в группу.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что это за шум? (ответы детей)

-Какое сейчас время года?  Что происходит в природе в это время года? (Осень, листопад)

-Что такое листопад? Почему он происходит? (ответы детей)

— Ребята, сейчас мы  с вами представим, что мы ветер, и устроим свой листопад  (дыхательная гимнастика) Вдыхаем носом, выдыхаем ртом и дуем на деревья.

Воспитатель незаметно разбрасывает листья.

Ребята, посмотрите сколько листьев упали с деревьев!

 Это мы с вами устроили листопад!                                                           – Посмотрите, земля устлана опавшими листьями. Послушаем, как они шуршат (музыка шуршание листьев). Какая у них окраска? Это подарок осени.

Воспитатель ведет детей к огородным грядкам.              

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения  Ю.Тувима:   

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара.

Домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу…

— Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Дети перечисляют овощи.)                                                                                                         Как всё это назовём? (овощи.)

Овощи – это тоже подарки осени

Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают. 

   

1.Как на нашей грядке,

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

                                                                 (помидоры.) 

2.На грядке длинный и

зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный

                                                             (огурец.)

                 

3.Скинул с Егорушки золотые пёрышки

— Заставил Егорушка плакать без горюшка

                                                             (лук.)

 

     — Какие овощи вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

Игра «Составь предложение».

Я буду начинать, а вы заканчивать предложение.                                       Помидор круглый, а морковка (вытянутая,                                                 Редиска мелкая, а редька (крупная,  

Огурец овальный, а тыква (круглая,    

Кабачок большой, а тыква (огромная,                                                                        Лук горький, а морковка (сладкая,                                                             Помидор кислый, а чеснок … (горький,                  

Огурец зелёный, а свекла (бордовая,

Физкультминутка «Был у зайки огород»  

Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши).  

Ровненьких две грядки, (гладят по своим рукам).

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки, (дети закрывают руками глазки)

А весною в огород

Зайка с радостью идет! («пружинки»)

Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)

А потом все разровняет. (Плавные движения вверх-вниз)

Семена посеет ловко, (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку, («пружинки»)

И глядишь — на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, (загибают пальцы)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Воспитатель: Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены фрукты, дети называют их.                                                                 — Давайте с вами немного поиграем: сок из яблок — яблочный, сок из слив — сливовый, сок из  абрикосов – абрикосовый. Апельсиновый  сок  из каких фруктов? из апельсин. Грушевый сок — из груш. Томатный сок и т.д.                                                                                                                 — Догадайтесь, что ещё можно приготовить из фруктов? (варенье, морс и т. д.)                                                                                                                                                               — Ребята, вы ответили на мои загадки и вопросы. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.                                                         

      На фланелеграф помещаю схему, по которой вы опишите фрукты и овощи, а я отгадываю.                                              

                                       Игра «Угадай по описанию»

1 ребёнок:

— Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.

— Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.

Загадки загадывают несколько детей.

Динамическая пауза «Вот так яблоко!»


Вот так яблоко! Оно
Дети встают, руки в стороны
Соку сладкого полно,
Руки на пояс
Руки протяните, 
руки вперёд
Яблоко сорвите 
руки вверх.
Стал ветер веточку 
покачивание рук вверху
Трудно яблоко достать                                                             

        потянуться.
Подпрыгну, руку протяну,
прыжок вверх
Быстро яблоко сорву!
хлопок над головой.

Игра «Четвертый лишний» 

Воспитатель:                                                                                                       — Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. Почему?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).                        

— А теперь лишний – банан. Почему?  (банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. Почему?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  Почему?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Воспитатель:- Ребята, а кто любит, есть овощи и фрукты? Дети отвечают.                                                                                  

 — А теперь ответьте мне,  почему надо есть много овощей и фруктов?               (Они полезные, в них много витаминов).                 

 – Кто знает, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы надо есть, какие фрукты? (Свёкла, яблоки, репа…)       

 — Какие фрукты и овощи нужно есть, чтобы не простужаться (смородина, лимон, лук…)                  

 — А если употреблять в пищу только какие-нибудь одни витамины можно оставаться здоровым или нет? (нет)

 Воспитатель:  Вывод: Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины. Вот какая к нам пришла золотая, прекрасная, щедрая, урожайная осень.                                                            

 Обобщение:                                                                  

— Ребята, чем мы с вами занимались? (ответы детей)             

— Что вам понравилось на занятии?               

— Ребята, а чем полезны овощи и фрукты? 

      Занятие завершается угощением детей яблоками.  

                                                                                           

Урок окружающего мира «Дары осени»

Тема «Дары осени»

Цели:

  1. описывать сезонные изменения в природе;

  2. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

  3. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  4. описывать внешние признаки растения;

  5. характеризовать условия роста растения;

  6. выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

  7. расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим, дать представление о наиболее полезных и необходимых человеку продуктах питания, научить детей выбирать и правильно употреблять в пищу разнообразные продукты питания.

Оборудование: таблицы, картины с изображением природы осенью, набор листьев с деревьев, собранных детьми, кроссворд, карточки с названиями овощей и фруктов, таблички: витамины А,С,Д.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот и осень наступила.

Тучка солнышко закрыла.

И над лесом сделав круг,

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают.

В щель букашки заползают.

  1. Повторение пройденного материала.

— Беседа «Осенние явления в природе»

-Учитель. Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. В лесу, где звучали птичьи голоса, теперь царит тишина. Птицы собираются в большие стаи и устремляются на юг.

Пролетело лето и наступила осень. Какой месяц открывает осень?

-Ученики. Сентябрь.

-Учитель. Сентябрь в народе называют «хмурень». С чем это связано, как вы думаете?

-Ученики. С угасанием солнечного света и ранним наступлением сумерек.

-Учитель. Сентябрь считают первоосеньем. Но ещё сохраняются тепло и яркие краски лета. Какие растения радуют глаз своим великолепием в сентябре?

-Ученики. Красуются на солнце и жарким пламенем расцветают в садах и парках астры, гладиолусы, георгины, ноготки, настурции.

-Учитель. А чем встречает нас осенний лес?

-Ученики. Щедр, богат плодами и радушен осенний лес: орехи, грибы, ягоды — собирай, запасай. По утрам загустели туманы. С первых дней сентября изменяют окраску листья боярышника, клёна, липы, затем берёзы и дуба.

-Учитель. Верно, сначала деревья и кустарники меняют свою окраску, а что наступает дальше?

-Ученики. Наступает листопад.

-Учитель. Кто наблюдал, какие растения первыми роняют листву? Ведь у разных видов растений листопад начинается не одновременно.

-Ученики. Первыми роняют листья липа, вяз берёза, затем клён, боярышник. А в конце сентября – черёмуха, осина, дуб, ясень.

-Учитель. Почему деревья сбрасывают листву?

-Ученики. Так они приспосабливаются к зиме. Листопад помогает им перенести засуху, т.к. при похолодании дерево не может всасывать влагу из почвы. Через листья растения избавляются от вредных продуктов и веществ. Листопад предохраняет деревья от облома сучьев под тяжестью снега зимой.

-Учитель. Какой месяц продолжает осень?

-Ученики. Октябрь.

-Учитель. Какие изменения в природе происходят в октябре?

-Ученики. Часто идёт дождь. Временами может идти снег, но долго он не задерживается. Оголились деревья. Зато можно увидеть стаи отлетающих птиц.

-Учитель. А какой месяц завершает осеннюю пору?

-Ученики. Ноябрь.

-Учитель. Вот мы с вами и вспомнили всё об осени.

Обобщите, какие признаки осени вы выделяли.

Есть очень меткая народная примета: в осеннее ненастье семь погод на дворе. Назовите эти семь погод — признаков осени.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и ревёт, льёт и снег метёт.

Игра «От какого дерева листочек?».

-Учитель. А какие овощи и фрукты поспевают осенью?

  1. Сообщение темы урока.

-Учитель. Отгадайте загадки.

— Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

— Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

— Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. ( Морковь)

— На сучках висят шары,

Посинели о т жары. (Сливы)

— Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

IV.Физ.минуткаhello_html_47a56cfe.png

Один, два – выше голова. (Голову подняли выше.)

Три, четыре – руки шире! (Руки в стороны.)

Пять, шесть – тихо сесть. (Садятся за парты.)

V. Формирование новых знаний.

– А вы знаете? Давайте поиграем.

Игра «Что мы едим».

Учитель называет или показывает рисунок растения, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.

Морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), слива (плод), укроп (листья),

репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)

-Как вы думаете, чем полезны эти растения?

-Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Детям 7-8 лет надо съедать в день 500-600граммов овощей и фруктов.

-Что вы знаете о витаминах?

-Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ.

-Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, зелёном луке.

-Витамин С борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке.

— Витамин Д укрепляет кости, сохраняет зубы.

– Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 154). Что вы можете рассказать о капусте?

– Отгадайте:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

• Хлеб – всему голова.

• Без хлеба и мёда сыт не будешь.

• Без хлеба сыт не будешь.

• Хлеб – батюшка, вода – матушка.

• Хлеб в человеке – воин.

• Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

– Из чего пекут хлеб? (Из муки зерновых культур.)

– Почему он бывает белый и тёмный? (Из пшеницы получается белый хлеб, а изо ржи – тёмный.)

– Сейчас ни один обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать в пищу очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые растения – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые, сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки.

Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, лезть из горшка, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие.

– В древности в каждом земледельческом регионе были свои хлебные растения: на Ближнем Востоке, Средней Азии – пшеница; в Юго-Восточной Азии – рис; в Америке – кукуруза; в Китае – просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.

– Что вы знаете о зерновых культурах?

Сообщения подготовленных учеников.

1-й ученик. Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды. Это самый урожайный «хлеб». Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто его даже закупают за рубежом.

Рисовая мука не годится для выпечки хлеба. Его отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек.

1-й ученик. Второй мировой хлеб – пшеница. Её урожайность меньше, чем у риса. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. В нашей стране под посевы пшеницы заняты большие площади земли.

3-й ученик. Кукуруза – это древний хлеб американских индейцев. В конце XV века она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пищу. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. Значительную часть урожая кукурузы скармливают скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли.)

Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах. Это лопающаяся кукуруза. При нагревании зёрна разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.

III. Закрепление изученного.

Игра.

– К названиям растений подберите подходящее понятие.

hello_html_2d10b4a6.png

– Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.)

– Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)

– На какие части можно разделить все растения? (На овощи и фрукты.)

– Какие вы знаете зерновые культуры? (Рожь, пшеница, просо, рис, ячмень, овёс, гречиха.)

IV. Итог урока.

– Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, плод.)

– Какие части растений мы едим? (В пищу мы употребляем различные части растений, у каждого растения свои: у какого-то корень, у какого-то листья, у какого-то плоды.)

V. Формирование новых знаний.

– А вы знаете? Давайте поиграем.

Игра «Что мы едим».

Учитель называет или показывает рисунок растения, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.

Морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), слива (плод), укроп (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 153). Какие части у этих растений мы едим? (Салат – листья, вишня – плоды, персик – плоды, помидор – плоды, капуста – листья, репа – корнеплод.)

– Что такое корнеплод? (Сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений.)

– Назовите растения, у которых мы употребляем в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, свекла, редис, редька, картофель.)

– Какая разница между корнем и плодом? (Плод употребляем в пищу, а корень нет.)

– Вновь обратимся к рисунку растений (на с. 153). На какие две группы вы можете разделить эти растения? (Фрукты и овощи.)

– Назовите овощи. (Салат, помидор, капуста, репа.)

– Назовите фрукты. (Вишня, персик.)

Игра «Фрукты – овощи».

Класс делится на две команды: «фрукты» и «овощи».

Учитель называет растение. если это фрукт, то первая команда поднимает руки, если овощ – то вторая. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок.

Вишня, капуста, яблоко, груша, морковь, картофель, слива, репа, редис, помидор, абрикос, черешня, огурец, перец, малина, баклажан.

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Календарно-тематическое планирование на тему Дары осени в старшей группе

Виды деятельности

Организованная деятельность взрослых и детей

Индивидуальная работа

Приём детей (7.00-8.30)

(общение с родителями; совместные игры; самостоятельная деятельность в центрах развития; воспитание культурно-гигиенических навыков; культурно – гигиенические навыки;

утренняя гимнастика)

Доброжелательная встреча детей, приветствие, получение необходимой информации от родителей.

Беседа «Рассматривание и сравнение по форме, цвету, размеру овощей и фруктов. (Рассуждение, употребление сравнительных форм прилагательных).

Утренняя гимнастика: Комплекс № 1

Цель: нормализовать сердечно — сосудистую, дыхательную системы, укреплять здоровье детей.

Дыхательная гимнастика «Ворона».

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

 Инд. работа с Андреем, Ваня П., Даней —        

 Дидактическая игра «Соедини точки и узнай, что получится».

 Цель: Развитие умения ориентироваться на лист, внимания, мышления.

Подготовка к завтраку (8.30 – 8.55)

Завтрак (культурно-гигиенические навыки)

Рассматривание иллюстраций о фруктах и овощах. Цель:  

Дежурство по столовой. Цель: учить детей последовательно и аккуратно накрывать на стол.

Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Беседа о безопасном поведении за столами во время завтрака.

Назначить дежурных:

Марьяна, Ваня М.

Игры, самостоятельная деятельность детей в центрах развития; подготовка к занятиям (поручения; дежурство) (8.55—9.00)

Раскраски «Фрукты, овощи», иллюстрации по теме и пр.

Дежурство — по занятиям.                                                                                   Цель: учить детей выполнять поручения воспитателя, стимулировать желание помогать взрослым.

Юра, Ваня Щ., Полина, Марк, Ваня А.

Андрей, София.

Непосредственно образовательная деятельность (9.00- 9.20, 9.30-9.55)

1. Развитие речи. Тема: Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

2. Художественное творчество: Рисование. Тема: «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду». Цель: Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

Материал: Альбомный лист, краски гуашь, кисти банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Назовите русские народные сказки? Как обычно начинаются русские народные сказки? Маргарита, Ваня П.

Наблюдения, беседы об урожае фруктов, рассматривание иллюстраций).

2-й завтрак (9.55 – 10.05)

Сок/фрукт

Подготовка к прогулке (10.00 – 12. 00)

Прогулка (подвижные игры; наблюдения; общественно-полезный труд; труд в природе; безопасное поведение в природе)

Перед прогулкой напоминание о поведении во время спуска по ступеням, осмотр площадки на наличие посторонних и опасных предметов.

Прогулка. Карточка 11. Наблюдение за грузовым автомобилем.

Цель: закреплять умение отличать грузовой автомобиль от легкового.

Трудовая деятельность. Уборка опавших листьев. Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву». Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

Самостоятельные игры: самостоятельные игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа.

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Артем Е., София, Алекс, Ваня К., Марк.

Возвращение с прогулки 12.05 – 12.20 (формирование навыков самообслуживания и уважение к труду взрослых; самообслуживание)

Самообслуживание. Цель: продолжать формировать у детей умение самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик.

Продолжать учить Артема Е. аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.

Подготовка к обеду 12.20 – 12.45 (поручения; дежурство)

Обед (формирование культурно-гигиенических навыков)

Дежурство по столовой. Воспитывать у детей желание ответственно выполнять обязанности дежурного, воспитывать трудолюбие.  

КГН. Продолжать учить детей правильно пользоваться столовыми приборами.

Назначить дежурных:

Дима, Миша.

Подготовка ко сну. 12.45 – 15.00

Сон (дневной отдых)

Самообслуживание. Цель: продолжать формировать у детей умение самостоятельно раздеваться, аккуратно вешать вещи на стульчик.

Постепенный подъём 15.00 – 15.15 (закаливающие процедуры; воспитание культурно – гигиенических навыков, культурно – гигиенические навыки; спокойные игры)

Подъем под тихую спокойную музыку.

Гимнастика после сна: Комплекс № 1

Цель: нормализовать сердечно — сосудистую, дыхательную системы, укреплять здоровье детей.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик».

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Чтение художественной литературы 15.15-15.25

В. Даль «Как грибы с ягодами воевали». Цель: умение слушать, поощрять задавать вопросы по содержанию. Беседа. Предложить сделать героев из природного материала и проиграть любой эпизод.                                           

 

Игровая деятельность; ситуативные беседы; творческая деятельность 15.25 – 15.50

 Ситуативный разговор с детьми «Вкус и запах». Цель:  формирования у детей представления об особенностях обонятельных ощущений, их роли в жизни человека. 

Вовлекать в игру Даню.

НОД. Дополнительное образование (кружки) 15.50-16.15

3.Физическая культура (по плану специалиста).

Подготовка к полднику 16.15 -16.40 (поручения; дежурство)

Уплотнённый полдник (формирование культурно-гигиенических навыков).

Дежурство по столовой. Учить  детей помогать взрослым накрывать на стол, выполнять обязанности дежурных (раздавать ложки, ставить хлебницы, салфетницы). Воспитывать аккуратность ответственность.

Назначить дежурных:

Вика, Миша.

Игры; самостоятельная деятельность детей в центрах развития 16.40 – 17.10

Сюжетно-ролевые игры : по выбору детей. «Магазин фруктов и овощей». Цель: учить детей создавать сюжет игры, используя приобретенные знания, полученные в повседневной жизни, использовать в игре предметы заместители.                       

Самостоятельные игры детей  в игровых центрах.                               Цель: предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать игру, формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание вместе играть в любимые игры.                                                                                                     

Инд. работа с Полиной,

Софией.                             

Дидактическая игра «Волшебные клеточки».

 Цель. Развитие мышления, логики, мелкой моторики рук.

Подготовка к прогулке 17.10-19.00

Прогулка (общение с родителями). Уход детей домой.

Беседа. Тема: «Говорить с незнакомыми людьми-нельзя!»

Прогулка. Карточка 11. Наблюдение за изменениями освещённости дня. Цель: Учить устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха.                                               

Подвижная игра «Хитрый лис».                                                                                            Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Работа с родителями: Консультация для родителей «Ядовитые растения и грибы».

Инд.-ная работа по физо: «Зайчата».                              Цель:  Воспитывать умение подчиняться правилам игры. Развивать быстроту реакции, внимание.Юра

Календарно-тематическое планирование (средняя группа): Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему «Дары осени»

Режим

Образовательные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

УМК

НРС

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

2

3

4

5

6

7

8

9

Утро

Социально-коммуникативное,

познавательное, речевое,

физическое

развитие

Утренняя  гимнастика. Комплекс №4.

Рассматривание иллюстраций «Осень в огороде»

Д/и «Чудесный мешочек»

Пальчиковая игра «Посадили зёрнышко…»

С Сашей Ж., Раяном, Златояром, Ростиславом закрепить умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством предметов.

Напомнить детям, что при кашле и чихании нужно прикрывать нос и рот платком.

Д/и «Что растет в лесу?» — обобщение знаний по теме «Дары осеннего леса».

Труд в центре природы: полить комнатные растения перед выходными.

Свободная игровая деятельность в центрах активности.

Образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие

1.Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Тема: «Гриб». (Рисование кистью. Гуашь)

Цель: Учить детей рисовать с натуры, предметы, состоящие из овала и полуовала; создать простую сюжетную композицию. Закреплять умение  убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать  движения в соответствии с текстом стихотворения.Д.Н.Колдина, cтр.15

Физическое развитие

Физическое развитие (в группе)

Цель: Продолжать учить детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы; закреплять умение группироваться при лазанье под шнур; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Прогулка

Социально-коммуникативное,

познавательное, речевое,

физическое

развитие

Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень.(Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.)назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Индивидуальная работа с группой девочек по развитию движений: «Метание в цель»

Худ.слово.

Здравствуй осень! Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Е.Благинина.

Свободная деятельность детей на прогулке

Труд: собрать и засушить красивые листья для поделок.

П/и «Лохматый пёс»

работа перед сном

Социально-коммуникативное,

речевое

развитие

Чтение сказки «Пых»

 

Вечер

Познавательное, речевое,

физическое

развитие

После сонная пауза здоровья

Д/и «Разложи по порядку»: восстановить порядок действий в сказке при помощи картинок

Чтение русской народной сказки «Два жадных медвежонка»

Закреплять у Маши, Арины Д., Арины М., Вовы умение соотносить слова, обозначающие названия  животных, с названиями их детёнышей.

Обсуждение русской народной сказки «Два жадных медвежонка».

«Ориентируемся в комнате» — закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя

Свободная игровая деятельность в центрах активности (книжный уголок)

с-р/и «Магазин». Д/и «Назови одним словом», «Урожай»

Прогулка

Наблюдение за погодой. Сравнить погоду утром и вечером, что изменилось.

П/и «Листопад», «Огуречик, огуречик»

Сотрудничество с родителями

Индивидуальный консультации по запросу родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *