Подготовка талаша ( кукурузные листья) к плетению.
Талаш — это листья с початков кукурузы. Вот их и будем готовить к дальнейшей работе.
После сборки кукурузы листья сушу на чердаке. После того, как они высохли я укладываю их в мешки и храню всё там же — на чердаке. По мере необходимости беру нужное количество.
Листья необходимо намочить, сложить в ткань и дать постоять минуть 20.
После того, как листья станут мягкие можно обрабатывать. Отрезаем место соединения с початкам.
Есть несколько способов нарезки листьев.
2 способ. Берём листик и аккуратненько разделяем на бахрому. Ширина полосочек получается одинаковая. У меня полоса около 0.3 мл. По краям не нарезаем, край короткий. я его откладываю — буду крутить из неё верёвку.
После рвём нашу бахрому на полосочки. В середине лист расширяется, поэтому ширина полоски становится больше — 0.4; 0.5 мл.
3 способ. Беру шило, прикладываю к листу на нужную ширину, и отделяю полосочку.
Ну так обрабатываем всю кучу, разделяя по цвету, качеству.
Боковые, короткие рая.
Зеленоватый цвет.
Основной, природный цвет. Из него мы и будем плести наши изделия.
Поделки из кукурузных листьев

Родиной кукурузы является Америка, но уже с XVII столетия об этом растении знали в странах Европы. Но в нашей статье речь пойдет не о питательных свойствах этого злака, а о той его части, которую обычно выбрасывают – о листьях кукурузы. Этот бросовый материал открывает огромное поле для фантазии рукодельниц. Талаш – так называют листья, которыми обернут кукурузный початок. Разнообразные изделия и поделки из кукурузных листьев смотрятся очень оригинально и естественно, так как имеют рифлено-полосатую структуру.
В промышленности талаш практически не используется, но во многих африканских племенах девочек с детства обучают, как плести из кукурузных листьев корзины, лотки, циновки. Себестоимость таких изделий практически нулевая, а в хозяйстве они всегда кстати. И вы можете попробовать изготовить поделки из листьев кукурузы, тем более, что талаш отлично хранится и его заготовить в сезон можно впрок.
Цветок из талашаЕсли украсить букет живых цветов небольшим цветком из талаша, он приобретет необычный вид. Цветы из кукурузных листьев – великолепный декор для подарочной коробки или корзинки из газетных трубочек. При этом можно использовать и свежий, и сухой талаш. Попробуем?
Нам понадобятся:
- сухие листья кукурузы;
- клей;
- ножницы.
- Из кукурузного листа вырезаем 15-20 остроконечных лепестков разных размеров, а также подложку. Оставляем нетронутой полоску талаша шириной 4-5 сантиметров.
- Сворачиваем полоску и приклеиваем ее в центр подложки. Затем начинаем крепить по кругу лепестки, начиная с самых маленьких.
Вот так можно украсить обычную неприметную коробку, прикрепив к ней цветок из листьев кукурузы, сделанный своими руками.

Цветок из талаша может быть и «самостоятельной» поделкой, если поместить его в декоративную стеклянную бутылку. Структура кукурузных листьев позволяет окрашивать их в любые цвета. Для этой цели подходят и пищевые красители. После того как вы кисточкой или ватным диском прошлись по листу, дайте ему хорошенько высохнуть. Затем вырежьте 5 лепестков и два-три листика. Прикрепите их тонкой проволокой к скрученной из полоски талаша сердцевине и закрепите цветок на стебле. Уложите на дно баночки немного сухоцвета или красивы камешки, закройте пробкой и обвяжите ее кукурузным листом.
КуколкаСделать из кукурузных листьев куклу можно за 5 минут! Все, что понадобится, это, собственно, листья, три ватных диска, нитки, ножницы и одна зубочистка. Из дисков формируем голову куклы, оборачиваем ее листом и ниткой фиксируем в области шеи. Концы не обрезайте! Затем нитками к концам листьев прикрепите зубочистку, а сверху оберните ее полоской талаша. Это будут широкие рукава. Далее к поясу привяжите полоски листьев, а низ получившейся юбочки ровно подрежьте, чтобы кукла могла стоять. Сплетите кукле косичку. Еще одна полоска на поясе, скрывающая нитки, и кукла готова!
Особенности материлаАппликации и плетение из кукурузных листьев – занятие несложное, но некоторые нюансы необходимо учитывать. Талаш высыхает очень быстро. При этом характер деформации кукурузного листа угадать невозможно. Он может так и остаться прямым , скрутиться, приняв непривлекательную форму. Если вы хотите сделать поделку, стоит предварительно проварить кукурузные листы, а уже потом сушить естественным путем. Чтобы облегчить работу с сухими листочками кукурузы, их слегка смачивают. Это особенно актуально для мастериц, которые из кукурузных листьев плетут кукол. Если, подсохнув, талаш уменьшится в размерах, то кукла может просто рассыпаться!
Урожай в закромах — солома и талаш в руках: «шуршащее» творчество кубанских мастериц
Только посмотрите, на что способны кубанские мастерицы, по сей день чтящие традиции предков и умеющие превращать в настоящие произведения искусства солому и листья от кукурузных початков. Взяв за основу с незапамятных времен существовавшую на юге России технику плетения из талаша и дополнив ее джутовой филигранью, искусницы создают объемные картины и масштабные композиции, украшают кухонную утварь, изготавливают разноплановые сувениры.
Безудержная фантазия в творчестве кубанских мастериц
Талаш, солома, обычный джут, высохшие полевые цветы и травы, прочие природные материалы — все это используется для поделок. Чтобы продлить жизнь изделий, снятые с кукурузных початков листья и солому предварительно вымачивают и проваривают. При желании талаш можно окрашивать.
Бесподобно выглядят джутовые куклы, дополнительно декорированные кружевом.
При помощи такого нехитрого приспособления плетут кружево. При желании несложно освоить азы этого ремесла.
Кружево и тесьма отлично сочетаются с джутом и природным материалом.
Эти куклы полностью сплетены из кукурузных листьев.
Освоить азы джутовой филиграни поможет видео:
Корзинка из листьев кукурузы (талаша). Мастер класс
Вчера нашла видео, где показан простой прием плетения из листьев от початка кукурузы (талаша).
Немедленное взялась за работу. Сплела небольшую корзинку. Вот она, перед вами.
Несколько фотографий процесса плетения. Вначале сухие листья кукурузы намочила в воде и разорвала руками на полоски 7-8 мм шириной.
Полоски для плетения |
Процесс плетения корзинки |
Начало плетения стенок корзинки |
Продергивание крючком новой полоски листа в плетение.
Процесс плетения |
Процесс плетения |
Процесс плетения |
Процесс плетения |
Все, цикл закончен, добавленная в плетение полоска листа сцеплена с массивом плетения, находится на своем месте. Берем следующую полоску листа, и так плетем до нужного размера изделия.
Процесс плетения |
Готовая корзинка из талаша |
Спасибо за внимание.
А теперь короткое видео, благодаря которому я сплела эту корзинку.
Плетение из талаша (кукурузных листьев)
Плетение из природных материалов всегда ценилось и находило распространенное применение в быту.
Очень простое плетение из кукурузы, но при этом плотное и практичное.
Есть нюанс у кукурузных листьев, травы и др., при длительном пребывании во влаге, даже если материал до этого хорошо просушен, он может подвергнуться заплесневению. Чтобы этого избежать, выберете с початка самые чистые листья и обязательно проварите их в течение 40 минут. Затем как следует просушите на солнце! Только после этой процедуры, листья готовы к работе.
1. Отрежьте нижнюю грубую часть листа, затем разделите лист на длинные полосы 1,5 см. в толщину (где-то надо разорвать лист на 3 части).
2. Для изготовления кашпо, возьмите поддон из-под цветочного горшка и проделайте в нем дырки на расстоянии 0,5 – 0,7 см. друг от друга (см. фото).
3. вставьте кукурузные ленточки в дырки до середины листа, согните пополам.
4. далее левую ленту надо обогнуть вокруг правой и пропустить ее под низ узла (см. фото). Принцип такой, как в плетении венков из травы.
5. При плетении надо следить за его плотностью, она должна быть равномерной. От этого будет зависеть форма вашего кашпо.
6. Завершить плетение следует «прошивкой» свободного края, так же можно приклеить его для прочности.
Чтобы сплести круг, сначала надо свернуть колечко из талаша, колечко обвивается по кругу влажными полосками талаша, одинаковыми по ширине (1 см., в один слой, так, чтобы остался конец длиной 3-4 см.
Первый ряд: конец оставшейся полоски, намотанной на колечко, берется в левую руку, правой рукой другая полоска влажного талаша продевается в кольцо на 1-2 см.
Прижимается пальцами левой руки вместе с концом полоски. Полоска, которая находиться в правой руке, поворачивается к себе и туго наматывается два раза вокруг зажатых полосок в левой руке.
Затем конец полоски продевается в центр кольца, завязывается в узел с петелькой посередине.
Следующая полоска талаша продевается уже не в колечко, а в полученную петлю. Полоска зажимается также пальцами левой руки, а пальцами правой руки производят те же действия (обвивают полоской два раза основу, продевают в кольцо, завязывают в узел). Появляется новая петля. Таким образом, оплетаем кольцо по кругу до первой петли.
Второй ряд: дальше плетение производится таким образом, что каждая новая полоска талаша продевается не в кольцо, а последовательно в каждую петлю нижнего ряда. Плетение ведется по спирали.
Последующие ряды: по мере расширения круга необходимо в каждом новом ряду в некоторые петли новые полоски продевать дважды, то есть по два узелка в одну петлю (как при вязании круга крючком, чтобы получился круг ровным, не стянутым.
Так плетется круглое панно, дно корзинки.
Если листья разрезать вдоль на узкие полоски и скрутить их в шнуры, то из них можно будет плести сумки, купальные тапочки, пояски и другие вещи. Этот материал также хорошо склеивается любым клеем.
Круглая салфетка из талаша
Инструменты для работы с талашом:
Подготовить макет салфетки, набить гвоздики на толстую многослойную фанеру по кругу, в центре также забить 4 гвоздя. Начать плетение с центра, замкнуть в кольцо жгут из талаша, затем оплетая круг-основу, протягивать петельки вокруг каждого гвоздя на окружности
После того, как все гвозди по периметру будут оплетены, заплести центр салфетки.
Далее оплести край салфетки, а затем сделать несколько рядов переплетений по кругу внутри салфетки:
Когда салфетка будет готова, выдерните гвозди, удерживающие ее основу.
Галинка
Методическая разработка «Плетение из кукурузных листьев»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Зарево
Методическая разработка
на тему:
«Плетение из кукурузных листьев»
Статус работы – методическая разработка
Автор
методической разработки:
преподаватель ШЦДОД,
учитель технологии
МБОУ СОШ №5
Семенова
Анна Ивановна
пос. Зарево 2012г
Пояснительная записка.
Очень важно с юного возраста приобщать ребенка
к истории малой Родины, пробудить вначале
любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность
за ее настоящее и будущее»
Н.В. Федорова
Не секрет, что в последнее время падает интерес детей к русской национальной культуре, декоративно-прикладному творчеству. И педагоги дополнительного образования видят свою задачу в умножении духовного потенциала подрастающего поколения, формировании его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к национальной культуре.
Данная методическая разработка предназначена для методистов, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности и декоративно-прикладного искусства, учителей технологии в качестве основного и дополнительного материала. Методическая разработка представляют собой обобщение личного педагогического опыта, призвана оказать помощь при проведении занятий в объединениях прикладной направленности.
Основные формы передачи мастерства: раньше это было от поколения к поколению от отца к сыну, от бабушки к внучке, а сегодня через образовательные учреждения, мастер-класса с народными умельцами, литературу, обучающие семинары, очень редко семейные династии.
Сегодня мной освоены основные традиционные и нетрадиционные приемы работы с талашом и я готова поделиться знаниями со всеми желающими овладеть этим промыслом. Материальных затрат не требует, а предметы из талаша украсят любой современный дом.
Цель разработки:
– познакомиться с возникновением ремесла плетения из талаша на Кубани,
-освоить технику плетения,
-обобщить опыт мастеров и распространить плетение из талаша среди школьников и молодежи.
Задачи:
– изучить технику и приемы плетения из талаша, используя литературные источники, статьи интернета и непосредственно опыт мастеров;
– возродить и приобщить к традиционному виду народного творчества популярному в XIX веке на Кубани, современную молодежь;
– осуществить преемственность поколений через народное творчество кубанских мастеров;
– развитие творческого потенциала у детей, которыми владеют народные умельцы из поколения в поколение передающие свои секреты мастерства.
.Развитие народно-прикладного творчества школьников осуществляется на основе освоения опыта исторических традиций художественных промыслов Кубани и предусматривает использование инновационных форм и методов, обеспечивающих переход от простой передачи сложившихся ценностей народных промыслов к развитию творческой индивидуальности детей.
Предлагаемое содержание обучения характеризуется следующими основными преимуществами:
— изготовление изделий из талаша является традиционным народным промыслом многих народов России и мира;
— для организации такого учебного процесса достаточно элементарной, имеющейся материально-технической базы школьных мастерских;
— решаема проблема обеспечения сырьём;
— возможен широкий творческий простор в подборе объектов труда;
— творческий, развивающий, воспитывающий, политехнический характер;
— плетение из талаша является хорошим методом трудовой терапии, снимающей стрессы, удовлетворяющей потребности человека к художественно-эстетическому созидательному труду;
— возможность реализации (продажи) изготовленных изделий.
Методическая разработка «Плетение из кукурузных листьев» используется как модуль в разделе «Работа с природным материалом» программы кружка «Рукоделие» дополнительного образования детей и программы предмета «Технология» основной школы, осуществляющих работу по развитию народно-прикладного творчества учащихся и подготовки их к возрождению художественных промыслов.
Возрастные границы обучения учащихся 5-11 классов обоснованы физическими и психологическими особенностями учащихся, способных усваивать знания и умения по плетению из талаша.
Показана возможность совместной работы детей и их родителей, позволяющая формировать трудолюбие, ответственность, творческую активность и способствующая созданию продукции, имеющей потребительную стоимость.
Предложены варианты включения школьников в деятельность, характерную для художественных промыслов в условиях рыночной экономики (определение себестоимости изделий, их цены, конкурентоспособности на рынке и т.п.).
Содержание.
Пояснительная записка.
Введение.
Плетение из талаша на Кубани;
История плетения изделий
Из истории появления кукурузы в Европе
Возникновение народного промысла – плетения из талаша
3.Технология плетения из талаша.
Сбор, сортировка, хранение материала
Техника плетения из талаша.
Подготовка материала к работе.
Плетение из кукурузных листьев способом «косичка».
Плетение “узлом» или «бантом».
4.Итоговый этап занятия.
5. Список литературы.
6. Приложение (Презентация, Технологическая карта плетения из талаша «косичкой», Технологическая карта плетения из талаша «узлом»)
План занятия по декоративно-прикладному искусству.
Тема занятия:
«Работа с природным материалом. Плетение из кукурузных листьев».
природных материалов через знакомство с традициями русского народа.
Создать творческую атмосферу на уроке.
Задачи занятия.
Развивающие – расширение знаний о технологических приемах, развитие творческого воображения, фантазии.
Обучающие – знакомство с различными изделиями, которые можно изготовить из кукурузных листьев, получение знаний о прикладном искусстве, традициях, культуре и быте русского народа.
Воспитательные – помочь ребятам понять, что не следует забывать об искусстве народного быта – одном из главных наших богатств, воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.
Оборудование: изображения поделок из кукурузных листьев, образцы самодельных сувениров, кукурузные листья, ножницы, иголка, нитки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Из истории плетения.
Приемы плетения, работа по технологическим картам.
Заключение, выводы.
Введение.
Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды. Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство. Вышивки, кружева, плетения, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народного художника луговых и лесных трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. Так в знаменитой хохломской травке внимательный глаз без труда угадает растрепанные и закрученные ветром упругие листья осоки.
Сфера деятельности искусства практически не имеет границ. В нее входит умение составить букет и сплести изящный венок, ловко и прочно связать снопы, поставить красивые, а значит, и надежные стог и суслон.
Всевозможные проявления искусства, сопровождавшие повседневно народный быт в часы нелегкого труда и скромного досуга, формировали эстетическое представление народных мастеров. Чтобы народное искусство стало ближе и понятнее нам, современным людям, следует не забывать о том животворящем источнике, который с раннего детства питал будущего народного мастера и художника. В благодатном царстве травы-муравы – так поэтически называли иногда мир травянистых растений – дети и подростки ненавязчиво, в играх и забавах постигали красоту и приобретали первые навыки рукомесла. И кто знает, может быть, первый венок, сплетенный в детстве в зеленой мастерской под открытым небом, кукла, сделанная из соломы, или плетенка из листьев початка кукурузы стали началом славного пути народного мастера.
. В нашем крае кукуруза – одна из самых распространенных культур, поэтому материал для изготовления поделок у нас всегда под рукой, как и у наших предков, придумавших этот вид ремесла. Плетение из талаша на Кубани было популярным в XIX веке среди крестьянских хозяек, которые отдавали предпочтение талашу, потому что он более легок в работе по сравнению с соломой и рогозом и не требует никакой специальной подготовки. Основные приемы используемые в плетении талашом это плоское плетение, объемное, косички, аппликация, панно. Детям больше нравятся игрушки, аппликации, подставки. Некоторые предметы использовались как обереги (куклы, ангелочки и др.). Сегодня основные функции предметы утратили и они в основном выполняют декоративные функции.
Плетение из талаша на Кубани – ремесло традиционное. Только подзабытое. Нынче не каждый знает, что талаш – это листья кукурузных початков, которые изначально использовались в казачьем быту вместо бечевы, затем из талаша плели детям лапоточки, прикроватные коврики, корзины, кошелки, хлебницы, короба для хранения продуктов. Предпочтение отдавалось талашу, потому что он легок в работе и не требует никакой специальной заготовки и обработки. В последнее время большое внимание уделяется возрождению народных традиций, культуре.
В XIX-XX веке в основном все изделия имели определенные функции, чаще всего плели корзинки, кашелки, циновники (коврики), подставки, щетки для побелки, хлебницы. Сегодня в XXI веке это предметы быта, выполняющие декоративные функции — панно, картины, салфетки, корзины, вазы, аппликации.
Фонды музеев почти не имеют информации и экспонатов изготовленных из талаша. Ввиду плохой устойчивости к влаге, многие образцы народного творчества в крае не сохранились и видимо не во всех станицах на Кубани занимались плетением из талаша. и в XX века оно было забыто.
Из истории появления кукурузы в Европе.
До открытия Америки кукуруза в Старом Свете не была известна. Впервые о ней сообщил Колумб 5 ноября 1492 года: «Я видел зерна, называемые маисом».
Вскоре после этого кукуруза из Америки была завезена в Европу и Азию. В 1516-1525 годах кукурузу из Испании завезли в Португалию. В Италии она появилась в 1533 году. Из этих стран кукуруза стала распространяться по всей Европе.
В Восточную Азию кукуруза была завезена португальцами, прибывшими на остров Яву в 1496 году. В первой четверти XVI столетия она была завезена в Китай и соседние с ним страны. В Японию кукуруза проникла в 1775 году, а в Африку — в конце XVI столетия.
Таким образом, начало распространения кукурузы в Старом Свете относится к концу XV и началу XVI столетий.
Ко времени появления европейцев на американском континенте кукуруза достигла там очень высокой степени окультуренности и служила основным хлебным злаком для местного населения. Инки, майи и ацтеки использовали кукурузу в самых разнообразных видах: жареными и вареными зернами, мукой для изготовления лепешек и различных печений, недозрелыми початками и т. п. Из проросших зерен и стеблей некоторых сортов кукурузы приготовляли сиропы и вина, а другие сорта выращивали специально для религиозных обрядов. Бог плодородия ацтеков Тлалок считался одновременно богом кукурузы. Скульптурные изображения кукурузы служили украшением храмов и домашней утвари.
Археологические раскопки древних могильников Перу показали, что кукуруза в этой стране была введена в культуру за 2-3 тысячи лет до нашей эры.
Согласно одной из легенд, молодая и прекрасная девушка решила спасти людей от голодной смерти и превратилась в кукурузный початок. Но для того, чтобы люди помнили, что за кукурузой надо ухаживать, так же долго и старательно, как и за красивой девушкой, она решила оставить на початке свои красивые, длинные волосы. Когда тебе доведется увидеть необработанный кукурузный початок, посмотри на него внимательно, найди «волосы» прекрасной индианки и вспомни легенду.
Древние майя обожествляли кукурузу. Неслучайно в их старых записях (кодексах) кукурузу изображали в виде человеческой фигуры – молодого привлекательного и здорового человека, чья голова оканчивается кукурузным початком или окружена листьями кукурузы.
Бог кукурузы (и символ плодородия) носил гордое и красивое имя – Тлалок… В парадной керамике древнего Перу среди других мифологических сюжетов встречается изображение духа маиса…
Возникновение народного промысла – плетения из талаша.
Кубань – жемчужина России, благородный край не только для развития курортного дела, сельского хозяйства, он славен и своим неповторимым колоритом, творчеством народов, его населяющих. Заселение кубанских земель с целью укрепления рубежей России началось согласно приказу Екатерины Второй. Люди, заселившие эти места, привезли с собой свои традиции, культуру, обычаи. Наряду с тем, что жители пограничных населенных пунктов отстаивали и охраняли южные рубежи России, они активно развивали сельское хозяйство. Культурные традиции переселенцев (украинцев, греков, армян, запорожских и донских казаков, русских), тесно переплетаясь, создали новую кубанскую культуру. В ней прослеживается отражение традиций народов, ее составляющих (в речи, строениях, предметах обихода, отношениях к праздникам, в искусстве мастеров).
На освобожденных от леса участках земли переселенцы высеивали как традиционные для их жизнедеятельности культуры, так и новые для них. На Кубани появились невиданные доселе культуры, как фасоль, сахарная свекла, тростник, сорго, кукуруза, подсолнечник. Крестьяне, проживавшие на Кубани, собирая урожай, находили широкое применение вторичному сырью (солома, талаш). Кукуруза занимала достойное место в жизни кубанцев: ее зерно являлось ценным пищевым продуктом как для людей, так и для животных. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоренное средство, а также вместо дров для печи; при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, использовавшийся для выпечки хлеба. Золу после сжигания использовали для приготовления щелочного раствора для стирки. Стволы кукурузы применяли как утепляющий материал для домов, куреней, на корм животным, а также из них изготавливали ограду, плетни, заграждения от снега и для задерживания снега на полях. Листьями талаша связывали пучки трав, калины, подвязывали виноград и т.д. Початки кукурузы сушили, связывали с их помощью талаша в своеобразные гирлянды развешивали в комнатах, на чердаке, к кладовых. Таким же образом хранился и семенной материал. Кубанские мастерицы при заготовке початков обратили внимание на особенности талаша: он имеет разные цвета и оттенки, при увлажнении очень податлив, крепок, хорошо связывается, сплетается в косички, хранится и без особого труда прошивается нитью. Так, наряду с плетением из рогоза, появился новый вид ремесла на Кубани – плетение из талаша.
Первые изделия, сплетенные из талаша, представляли собой примитивные предметы обихода – кошелки, подставки под чугуны. В долгие зимние вечера кубанские женщины придумывали множество вариантов украшения изделий из талаша: с помощью косичек, различных завитушек, сплетенных из тех же косичек, формировали причудливые узоры, навеянные неповторимой кубанской природой. У каждой мастерицы был свой “ почерк” изготовления, который передавался по наследству. Изделиями из талаша хозяйки щедро одаривали друг друга в праздники, украшали ими свое жилище, использовали их в быту .
Несомненно, плетение из талаша требует от мастерицы усидчивости, ловкости пальцев, фантазии, выдумки, терпения. Собираясь вместе заниматься любимым делом, рукодельницы разного возраста пели, рассказывали сказки, небылицы и так скрашивали длинные зимние вечера. Такие посиделки способствовали не только обмену опытом, но и развитию устной речи, воспитанию любви к родному краю, к близким, к отчему дому.
В конце 70-х годов южные города страны захлестнула эпидемия “ сомбреро” одновременно вошли в моду плетенные из соломки и талаша сумочки, вазочки и конфетницы, подставки. Однако с развитием отечественной промышленности освоив выпуск многоцветных полимерных штамповок, плетение из соломки и талаша было “ подавленно” и вышло из моды .
Еще более повседневный быт человека был насыщен плетеными изделиями в начале XX века, перед мировой войной. Это мы узнаем по книгам и фильмам. Из камыша, соломки, талаша, плели разнообразные корзиночки для бумаг, рукоделия, цветов, газетницы, коробочки для бижутерии и кондитерских изделий, фруктов, хлебницы, игрушки, погремушки, цветочницы, кошелки… Совершенство форм, плавность контуров, графический ритм плетенных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства. Множество плетенных изделий – корзины, колыбельки, кресла – мы можем увидеть на полотнах мастеров кисти эпохи Возрождения .
Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Вместе с изделиями из соломы, рогоза, талаша созданными талантливыми мастерами в жилище горожанина вновь входит наполненный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук. Ведущие модельеры не смущаются, вводя в костюм натуральные ткани, нарочито огрубленные “ под мешковину”, “под рогожу”, заинтересованно ищут место в костюме для натуральных цветов и трав, соломки, камыша, рогоза, талаша. А кто летом откажется дополнить летний костюм легкой изящной шляпкой в комплекте с сумкой, оригинальными бусами и браслетом из природных материалов? Соответственный процесс наметился и в аксессуарах интерьера: после “евроремонта” хозяева смущенно убирают намозолившие глаз пластмассовые “ цветы” в пластмассовых вазах, а на их месте появляется натуральная керамика с долгоиграющими букетами рогоза, камыша, тростника или перекати – поля. Соответственно в квартирах и в руках горожан все чаще стали появляться всевозможные плетенные из лозы, соломки, талаша корзины и сумки, конфетницы и вазы для фруктов, панно… Солнечная теплота и упругая податливость природных стеблей входит в наш дом. Потребителю всегда дороже эксклюзивные вещи, штучный товар, чем предметы серийного производства, “ штамповка”.
Сбор, сортировка, хранение материала.
ТАЛАШ – это листья, в которых скрыт початок кукурузы. Они заготавливаются во время уборки кукурузы – с середины июля до середины августа. Початок кукурузы освобождается от талаша. Отбираются листья внутри початка (верхние, более жесткие, и самые нижние, прилегающие к початку, к работе не пригодны). В зависимости от сорта кукурузы, времени уборки, погодных условий талаш имеет разные цвета и оттенки (светло-зеленый, золотистый, от светло – сиреневого до сиреневого, светло-коричневый). Собранный материал сортируется по толщине листа, по цвету и оттенкам, по длине. Просушивается в сухом месте. Необходимо следить, чтобы талаш не отсырел, чтобы в нем не появились насекомые (моль), которые могут погубить запасы.
.
Техника плетения из талаша.
Цветы найти не трудно на любом пути
И все же не каждому дано венок сплести.
Т. Гиппель
Красота плетения в какой-то мере зависит от материалов, из которых он сплетен, но прежде всего от вкуса и художественного чутья мастера. Отсутствие вкуса позволит испортить любой самый высококачественный материал. Говорят, что художественный вкус можно “ воспитать”. Если можно, то, по предисловью, лишь пока ребенок помещается поперек дивана. Потом – безнадежно поздно, и все равно получится не мастер, а ремесленник, механически повторяющий показанные ему и не способный внести в дело ничего нового, своего.
Подготовка материала к работе.
Сухие листья недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют, опуская на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань. В процессе плетения подсыхающую ткань время от времени смачивают водой.
3.Плетение из кукурузных листьев способом «косичка».
Народным мастерам известно множество приемов плетения. Плетение из косичек – один из них. Плетенки, о которых пойдет речь, отличаются особой прочностью, поэтому их используют больше всего там, где изделие подвергается частому и сильному механическому воздействию, например в качестве ковриков, подставок под горячее, панно. Прочность плетенок объясняется тем, что их сшивают из плотных и тугих косичек, расположенных в плетеве ребром. Важно и то, что толщину плетева можно изменять по своему усмотрению.
Изготовление плетенок из косичек распространено во Вьетнаме. Подобные изделия идут на экспорт. Даже в маленьких городах и селах нашей страны в местных магазинах можно встретить коврики, сплетенны вьетнамскими плетельщиками. Но немногие знают о том, что ежегодно под снег у нас уходит несметное количество природного материала, из которого можно было бы сделать не только коврики, но и множество других красивых и полезных вещей.
Техника изготовления подобных изделий отличается необыкновенной простотой. Исходным материалом, из которого состоит любая плетенка, как уже было сказано, является косичка. Она плетется так же, как девичья коса из трех жгутов. Перед началом плетения листья початков кукурузы разрываются на полоски шириной в 1 см. Лист разрывается одновременно сразу на несколько полосок одинаковой ширины.
Сухие листья недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют, опуская на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань.
Взяв пучок полосок, связываем их вместе полоской и делим на три равных жгута. Сам по себе прием плетения косички известен многим, особенно девочкам. Чтобы косичка получалась прочной, необходимо плести туго, жгуты, составляющие косичку, необходимо достаточно сильно скрутить. Те,что находятся справа — скручивают по часовой, а слева – против часовой стрелки.
Обычно для изготовления плетениц, особенно панно, нужно сплести несколько метров косички. Чтобы получить косичку любой длины, нужно уметь правильно наращивать жгуты. Нужно помнить, что в том месте, где происходит наращивание, косичка несколько ослаблена, но на общей её прочности это почти не отразится. Если же наращивать сразу три жгута, то при малейшем натяжении косичка может разорваться. Чтобы этого не произошло, нужно наращивать жгуты не одновременно, а на некотором расстоянии друг от друга. Любой из трех жгутов удобнее наращивать, когда он окажется в середине, между двумя жгутами.
Концы, оставшиеся от сращивания жгутов, срезают ножницами после того, когда полностью будет выполнена косичка нужной длины.
Косичка, сплетенная из жгутов, используется для подставки под горячее или детали декоративного настенного панно.
Рис.1
Изготовление круглой подставки.
В основе подставки лежит круг. Чтобы его изготовить, скручивают по спирали косичку, закрепляя каждый виток с помощью нитки и иголки. Тонкие косички можно сшивать большой портняжной иглой, а для толстых потребуется специальная, так называемая мешочная игла, имеющая изогнутый конец.
Пришивать витки косичек нужно так, чтобы стежки ниток были по возможности упрятаны внутрь косичек или между ними. Иногда можно допустить, чтобы нитки были видны, но только с изнаночной стороны. Желательно также, чтобы цвет ниток был близок к цвету материала, из которого сплетены косички.
Каждый пришиваемый виток нужно прижимать к предыдущему как можно плотнее – от этого во многом зависит прочность и красота сшиваемого круга. Пришив последний участок косички, концы аккуратно заделывают в плетево предыдущего витка с помощью шила или пришивают с изнаночной стороны.
Прямоугольные и квадратные подставки.
Чтобы получить квадратную подставку, косичку сначала сшивают гармошкой, плотно прижимая виток к витку. Как только высота гармошки станет её ширине, косичку обводят вокруг нее, получая таким образом квадрат. Вокруг квадрата по периметру пришивают еще три слоя косички и оставшиеся концы жгутов заделывают в плетево на одном из углов квадрата. Подставка готова. Чтобы ее можно было повесить на стену, прежде чем заделать конец косички, из него делают небольшую петлю.
Форма каждой прямоугольной подставки зависит от пропорций гармошки, от соотношения ее ширины и высоты. Во всем остальном изготовление прямоугольной подставки ни в чем не отличается от квадратной. (Рис.2)
Рис.2
Декоративные панно.
Эти изделия имеют уже более сложный ажурный рисунок и состоят из множества отдельных кругов, завитков, змеек, колец и других деталей.
Завиток представляет собой две одинаковые спирали, закрученные в противоположные стороны. Их делают следующим образом. Косичку определенной длины складывают пополам и на изгибе прикрепляют бельевую прищепку, чтобы отметить середину. Затем, начиная с концов, косичку поочередно скручивают до середины, вначале в одну, а потом в другую сторону. Разумеется, при этом не забывают фиксировать каждый виток несколькими стежками суровой нитки. Чтобы все завитки были одинаковыми, их скручивают из косичек равной длины.
Следующая деталь панно – змейка. Простая змейка состоит из одной косички, а более сложные – из двух или трех косичек. При определенном навыке косичку сразу же пришивают к кольцу, изгибая на глаз петли, составляющие змейку. Но можно также использовать и специальную калибровочную кассету. Она состоит из трех реек, скрепленных снизу фанерой или оргалитом. Расстояние между двумя параллельными рейками должно быть равным длине вытянутой петли. Чтобы ее определить, нужно на эскиз по контурам одной из петель. Затем петлю, полученную из косички, складывают – это и будет величина расстояния от одной рейки до другой. Поперечная рейка служит упором для вкладываемой в кассету косички. Вставляя в кассету косичку, ее попеременно сгибают то в одну, то в другую сторону, укладывая плотной гармошкой. При этом следят за тем, чтобы в местах изгиба косички имела округлую форму, без резких остроугольных изломов. В одном или двух местах петли закрепляют нитками. (Рис.3)
Рис.3
Декоративное панно.
Плетение “узлом» или «бантом».
Способ плетения “узлом» или «бантом» довольно простой, но в то же время оригинальный. Последнее название говорит о том, что действительно внешний вид этого плетения напоминает обычный бант. Способ плетения знаком многим – так плетут венки из одуванчиков. Последовательность операций показана в технологической карте.
Берем пучок полосок кукурузных листьев и связываем их. Выбираем из пучка наиболее длинную полоску и обматываем его по спирали против часовой стрелки. Полученный жгут сворачиваем и продеваем конец полоски в кольцо, образуя петлю, левой рукой захватываем конец полоски. Продеваем конец полоски в полученное кольцо спереди назад. Захватываем сзади указательным и большим пальцами левой руки конец полоски, свободный конец заводим назад и влево. (Образуется узелок). Жгут обматываем дважды (для прочности узла можно и трижды) по спирали против часовой стрелки. Конец полоски вводим в кольцо, и образуем петлю. Первый элемент плетения готов.
Дальнейший ход плетения выполняется в той же последовательности. Ряды идут не параллельно, а по спирали. Только при этом нужно постоянно иметь в виду, что с каждым новым витком диаметр круга будет увеличиваться и, чтобы не образовались прорехи, в каждом последующем ряду выплетают дополнительные узлы.
Необходимо, чтобы плетение было достаточно прочным. Для этого каждый узел затягивают как можно туже, но так, чтобы не оборвалась кукурузная лента. Когда очередная лента или жгут кончаются, их наращивают новыми. Сплетенный круг можно с успехом использовать в качестве подставок под горячее, такие подставки отличаются необыкновенной прочностью и долговечностью, а главное, высокими теплоизоляционными свойствами.
Сплетенные круги-заготовки могут также использоваться в настенном панно, могут служить основой для плетения подносов, лотков, хлебниц, ваз для овощей и фруктов, всевозможных коробок, корзин.
Плетение корзинки.
Связав круг из кукурузных полосок, который является донышком корзинки, разворачиваем работу для плетения боковых сторон. При плетении боковых сторон петли-«узлы» почти не прибавляем. Когда корзинка приобретает достаточную глубину, выполняем ручку. Наращиваем жгут для ручки корзинки подкладыванием полосок и обматываем против часовой стрелки до получения необходимой длины. Прикладываем к внутренней стороне готовую ручку корзинки и закрепляем свободной полоской. Корзинка готова.
5.Итоговый этап занятия.
В заключении занятия идет коллективное обсуждение творческих работ. Выяснить, появилось ли желание к осуществлению самостоятельной деятельности.
Куклы из талаша, панно и роза.
Список литературы.
1. Мейнард Б. Плетение – М, «Просвещение», 1981г.
2. Камаринский С.А. Плетеные изделия. _, «Экология», 1992г.
3. Вануленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность. –Краснодар, 1993г.
4.Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар, 1993г.
5.Трехбратов Б.А. История Кубани. С древнейших времён до начала XX века. Учебное пособие по краеведению. Краснодар, 2000г.
6.Федотов Г. Я. Основы художественного ремесла. Сухие травы. – М., «АСТ-ПРЕСС»,1997г.
7.Норенко И.Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. Волгоград, 2007г.
Талаш (листья из початков кукурузы)
«Яркое цветение». Композиция выполнена из материала талаш (листьев с початка кукурузы). листья смачиваются водой. становытся мягкими и послушными.,легко формуются. высыхая элементы изделия становятся жёсткими и достаточно прочными. Автору 15 лет.
«В ритме танца»- — кулы из ьталаша (листьев початка кукурузы. В основе изготовления куклы проволочный каркас.Автору 13 лет -победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Декоративно -прикладного и изобразительного искусства- 2017 год» -город Тамбов.
Композиция «Музыканты» изготовлена из кукурузных листьев натурального цвета,отбеленных перекисью водорода и окрашенных анилиновыми и натуральными красителями. Автору 14 лет — победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Палитра ремёсел.
«Жили были Дед да Баба»- композиция из талаша. Использована кукуруза окрашенная натуральными красителями (луковой шелухой) и натуральных оттенков.Автору 14 лет.
«Ностальгия»-композиция из талаша — листьев с початка кукурузы натуральных оттенков и окрашенных анилиновыми красителями. Материал формуется во влажном состоянии. Высыхая, талаш приобретает прочность. жёсткость.Автору 15 лет.
«Светлое Воскресенье!» Сюжетная авторская кукла из талаша -листьев с початка кукурузы.В работе использован материал натуральных оттенков и окрашенный природными красителями (луковой шелухой). Автору 15 лет.
«Пришёл солдат с фронта!» Авторская сюжетная кукла из талаша (листьев с початка кукурузы).Материал окрашен природными (луковой шелухой) и анилиновыми красителями. Автору !5 лет..
«Венок для нимфы» — нежная композиция из талаша — листьев с початка кукурузы) отбеленных перекисью водорода.Технология термического формования инструментами ;ножами. бульками. Мелкие розочки изготовлены в технике квиллинг методом кручения.Элементы изделия тонированы пастелью.
«Заветная шкатулочка» — изделие изготовлено из плотного картона. Декорирована шкатулка цветами роз изготовленных из талаша.