Skip to content

Судно моторное – Новые законы и правила регистрации водного транспорта в ГИМС: маломерных судов, моторных лодок

Содержание

Классификация малых судов

Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.

По предназначению

Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:

  • для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
    1. спасательные;
    2. гидрографические;
    3. разъездные;
    4. лоцманские;
    5. лесосплавные и т. д.
Спасательные катераСпасательные катера класса «Tamar»
  • суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
  • прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
  • туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
  • для рыбалки и охоты.

Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.

Для народнохозяйственных целей

В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.

Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.

Спортивные

Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см

3. Спортивные судаКатер спортивный

Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.

Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.

Прогулочные

Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.

Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.

Прогулочный катерПрогулочные суда

Туристические

Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.

К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.

Для рыбалки и охоты

Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.

Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.

Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль. Катер для рыбалкиКатер для рыбалки и охоты

Жильё на воде

Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.

Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.

По методу передвижения

Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:

  • моторное судно с подвесным типом мотора;
  • катера, они имеют встроенный двигатель;
  • гребные суда;
  • парусные;
  • комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
  • буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.
Парусные лодки
Парусные суда

По конструкции двигателя

На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:

  • винтовые лодки;
  • с винтом воздушного типа работы;
  • колесные суда;
  • с движителем водомётного типа.

Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

  • водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
  • глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
  • плоскодонное судно;
  • суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
  • конструкции с воздушной подушкой;
  • комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
Глиссирующие лодки Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

По месту плавания

На основании районов использования небольшие суда бывают:

  • Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
  • 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
  • 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
  • 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
  • Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.

По району плавания

Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях.

Классификация судов по районам плавания:

  • океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
  • морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
  • рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
  • портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
  • речные лодки.
Морские лодки Морские лодки используются в прибрежных зонах морей

По конструкции

Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:

  • беспалубные модели;
  • палубные;
  • с частичными палубами.

Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:

  • рубки-убежища – отличаются небольшими размерами;
  • палубные надстройки имеют большую величину и располагаются от одного борта до другого, преимущественно на носу;
  • рубки – это конструкции, стенки которых не доводятся до борта;
  • гладкопалубные – это крупные крейсерские яхты, у которых нет рубок и надстроек.

По материалу

На основании типа используемого материала для изготовления различают:

  • металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
  • деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
  • пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
  • армоцементные лодки;

https://www.youtube.com/watch?v=F1b4jdFfAjk

  • резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
  • композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.

Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.

По типу кормы

В зависимости от формы кормовой части выделяют:

  • с транцем;
  • с острой кормой;
  • с кормой типа крейсера;
  • с подзором;
  • с обводами тоннельного типа.
Морские лодки

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Судно моторное - это... Что такое Судно моторное?


Судно моторное

"...- Моторные суда - суда, основным двигателем которых является механический двигатель..."

Источник:

Приказ Госкомспорта РФ от 05.11.2002 N 440 "Об утверждении правил классификации и технического надзора за спортивными судами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2002 N 4023)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Судно морское
  • Судно на воздушной подушке

Смотреть что такое "Судно моторное" в других словарях:

  • Судно — 024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на расположение служб водного транспорта и обозначение этих служб. Область применения: общественные …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно повышенной килеватости — 5. Судно повышенной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 15 до 20° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно умеренной килеватости — 4. Судно умеренной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 10 до 15° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно моторных судов небольшие промысловые,… …   Морской энциклопедический справочник

  • гоночное моторное судно — Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта …   Справочник технического переводчика

  • Гоночное моторное судно — 7. Гоночное моторное судно Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Спортивное моторное судно — 4. Спортивное моторное судно Судно водно моторного спорта, имеющее ограничения по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Бот (судно) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бот. Современный египетск …   Википедия

  • глубококилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 20°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта …   Справочник технического переводчика

  • малокилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 5 до 10°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта …   Справочник технического переводчика


Ответы на вопросы 'моторное судно'

ШлюпкаНебольшое гребно-парусное или моторное судно 6 букв
КатамаранПарусное или моторное судно, состоящее из двух корпусов 9 букв
БолдиАнглийское парусно-моторное судно для ловли сельди 5 букв
БотНебольшое гребное, парусное или моторное судно различного назначения 3 буквы
ЯхтаПарусное или моторное судно для спорта, прогулок, крейсерских плаваний 4 буквы
БотНебольшое моторное, парусное или гребное судно различного назначения 3 буквы
КатерНебольшое легкое моторное, паровое или парусно-гребное судно 5 букв
ФелюгаНебольшое парусное или моторное беспалубное судно на южных морях 6 букв
БотЛодка, небольшое парусно-гребное или водоизмещающее моторное судно 3 буквы

моторное судно 7 букв

МотоботМоторное судно 7 букв
МотоботНебольшое моторное судно; моторный бот 7 букв
БрандерСудно для поджога неприятельских кораблей; затопленное судно в бухте 7 букв
БрандерСудно для поджога неприят. затопл. судно в бухте 7 букв
КорабльКрупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса 7 букв
КорабльМорское судно [парусное] сейчас морское судно [о военных судах] 7 букв
КорабльОбобщающий морской термин, употребляемый параллельно с термином судно, хотя и не полный его аналог. В эпоху парусного флота кораблём называлось любое мореходное судно, за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблём понимали трёхмачтовый корабль, то есть имеющий прямые паруса на всех трех мачтах 7 букв
ПароходСудно 7 букв
КорабльСудно 7 букв
ТраулерРыбопромысловое судно 7 букв

моторное судно - это... Что такое моторное судно?


моторное судно
motor ship

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • моторное произведение
  • моторное топливо

Смотреть что такое "моторное судно" в других словарях:

  • гоночное моторное судно — Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта …   Справочник технического переводчика

  • Гоночное моторное судно — 7. Гоночное моторное судно Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Спортивное моторное судно — 4. Спортивное моторное судно Судно водно моторного спорта, имеющее ограничения по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно моторных судов небольшие промысловые,… …   Морской энциклопедический справочник

  • Парусно-моторное судно —         парусное судно со вспомогательным двигателем, используемым для движения судна при безветренной погоде на акваториях портов и в Фарватерах, где затруднено маневрирование под парусами. В качестве двигателей современному П. м. с. обычно… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — парусное судно со вспомогат. механич. установкой (двигателем внутр. сгорания), работающей при безветрии и маневрировании. Большинство П. м. с. мелкие промысловые, учебные, туристские …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Судно — 024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на расположение служб водного транспорта и обозначение этих служб. Область применения: общественные …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно повышенной килеватости — 5. Судно повышенной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 15 до 20° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно умеренной килеватости — 4. Судно умеренной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 10 до 15° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Судно моторное — Моторные суда суда, основным двигателем которых является механический двигатель... Источник: Приказ Госкомспорта РФ от 05.11.2002 N 440 Об утверждении правил классификации и технического надзора за спортивными судами (Зарегистрировано в Минюсте… …   Официальная терминология

  • Бот (судно) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бот. Современный египетск …   Википедия


Маломерное судно - это... Что такое Маломерное судно?

(!) Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Маломе́рное су́дно, согласно законодательству России, — это судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12-и[1].

Классификация

К маломерным судам относятся (при условии соблюдения вышеуказанных требований):

Регистрацию и надзор в отношении маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России. До 2012 года регистрации подлежали гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг, байдарки грузоподъёмностью более 150 кг, надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью более 225 кг. В 2012 году был установлен иной критерий необходимости государственной регистрации в виде «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха»[1].

ГИМС аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек Независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания"[1].

В других странах критерии маломерного судна могут отличаться друг от друга и от российских. Однако эти различия не принципиальны.

Примеры маломерных судов

Примеры судов, подпадающих под определение маломерного судна в российском законодательстве:

Галерея

Выставки и шоу

  • Grand Rapids Boat Show — ежегодное шоу моторных лодок в США[2]

См. также

Примечания

Ссылки

Правила речного судовождения и эксплуатации для маломерных судов с мотором

Практически каждый владелец моторной лодки или катера знает, что плавсредство нужно зарегистрировать, нанести на него бортовой номер и иметь при себе необходимые документы. Однако большинство водителей не соблюдает правила судовождения маломерных судов, а это несовместимо с безопасным плаванием. Даже опытному судоводителю стоит напомнить о сигнализации, средствах идентификации и других правилах.

Теория маломерного судна

Данным термином называют плавательные средства длиной до двадцати метров. Они вмещают не более 12 человек, в числе которых судоводитель и пассажиры. Оно может быть парусным, моторным, моторно-парусным, специальной конструкции, а также гидроциклом. После технического осмотра каждому объекту присваивается класс, записываемый в виде кода с 4 знаками.

Первый Второй Третий Четвертый
1-7 вид судна (резиновая лодка с мотором, гидроцикл и другие), «П» и «К» — судна на воздушной подушке или подводных крыльях Есть ли водонепроницаемая палуба Разрешенные области плавания Кол-во людей на борту

Маломерное судно состоит из корпуса, двигателя, навигационного оборудования, но это лишь основные элементы. Во время курсов судовождения изучается также, что такое надводный борт, крен, осадка, плавучесть, валовая вместительность.

Стоит сказать о классификации плавательных средств по разным параметрам. По назначению маломерное судно может быть прогулочным (катера для рыбалки, путешествия, туризма), производственным (перевозка груза и людей, водолазные работы), специальным или служебным (рыбнадзор, спасательный патруль). По характеру движения выделяют водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и воздушной подушке. Изготавливают катера и лодки из дерева, алюминия, пластика. ГИМС МЧС России при регистрации маломерных судов классифицирует плавсредства по двум признакам — это тип ТС и район плавания.

Правила использования на водных объектах

Судоходство разрешено только после постановки на учет в инспекции, нанесения номеров и техосмотра. Судоводитель должен строго соблюдать установленные условия, требования по вместительности и грузоподъемности, району плавания. Кроме того, необходимо оснастить плавсредство спасательными, сигнальными, навигационными и противопожарными предметами. К управлению допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие права соответствующей категории.

Водители обязаны строго соблюдать правила судоходства, маневрирования и скоростного режима на воде. Запрещено управлять ТС в состоянии алкогольного опьянения, без прав или передавать судно человеку, у которого нет прав. Недопустимо эксплуатировать незарегистрированное судно, а также ходить на нем после внесения изменений в конструкцию.

Правила плавания по внутренним водным путям

Для того чтобы получить права правила движения на воде маломерных судов изучаются, но часто о них забывают. Они описаны в КВВТ Российской Федерации от 2001 года. Действуют они на ВВП, исключением являются только реки с морским режимом. Правила распространяются на экипажи судов, ИП, юридических и других лиц, которые осуществляют судовое хождение на внутренних водных путях. К плаванию допускаются зарегистрированные в ГИМС плавательные средства, имеющие на борту регистрационный знак и государственный флаг.

Управлять речным или морским судном разрешено лицу, которое имеет соответствующую квалификацию. Судоводитель ответственен за соблюдение КВВТ, а также за безопасность пассажиров. Экипаж должен исключать ситуации, несущие опасность для жизни, повреждения судна, загрязнения окружающей и водной среды.

Борт надо оснастить спасательными предметами, которыми пользуются в случае происшествия. Судоводитель, заметив аварию на воде, обязан немедленно оказать помощь, если она требуется. Об аварии, транспортном происшествии, повреждениях судна необходимо сообщить диспетчеру ближайшего порта.

Средства идентификации

Данные правила прописаны в КВВТ РФ от 2001 года, редакция этого года. Каждое судно, которое подлежит регистрации в Госреестре Российской Федерации, должно иметь название и номер. Он присваивается органом, где лодка ПВХ или катер был поставлен на учет. Номера наносят на две стороны чуть выше названия.

У каждого объекта есть позывной сигнал и номер судовой станции для связи по спутнику, но это зависит от технического оборудования плавательного средства. Исключение составляют только судовые шлюпки — на них указывают название и вместительность.

Визуальная сигнализация

Судоводитель обязан соблюдать правила визуальной сигнализации с наступлением темноты. При этом нельзя выставлять любые другие огни, которые могут помешать посторонним экипажам. Днем ночные огни могут быть использованы в том случае, если это требуется при недостаточной видимости. Существуют следующие виды сигнальных огней:

  • топовый огонь;
  • бортовые огни;
  • кормовой огонь белого цвета;
  • круговой огонь;
  • буксировочный огонь желтого цвета;
  • цветная или белая светоимпульсивная отмашка;
  • проблесковый огонь.

Недопустимо применять в качестве визуальной сигнализации прожекторы или мощные осветительные приборы. Они нередко вызывают ослепление, что создает опасность для других экипажей.

Ночная ходовая сигнализация

На катере должен быть топовый огонь, бортовые и кормовые огни. Для пассажирских судов необходимо дополнительно иметь круговой проблесковый огонь желтого цвета. Бортовые огни возможно скомбинировать в один фонарь, который располагают на носу плавсредства. Для парусных судов другие требования:

  • для яхт длиной до семи метров — круговой огонь белого цвета на мачте и освещение паруса;
  • судна до двадцати метров — кормовой и бортовые огни, можно объединять в один фонарь на мачте;
  • парусные судна длиной свыше двадцати метров — бортовые, круговые, кормовые огни.

Во время ночной стоянки маломерные судна несут 1 круговой белый огонь, расположенный на мачте. В случае транспортного происшествия должен быть круговой огонь белого цвета с открытой стороны, а с той, где проход невозможен, — 3 огня красного цвета.

Дневная сигнализация

Суда с парусом и мотором обязаны нести черный конус, расположенный широкой стороной вверх на самом видном месте. При стоянке с якорем требуется черный шар, который устанавливают на достаточной высоте, чтобы его было хорошо видно. Для плавательных средств на мели предусмотрены 3 черные шара. Если судно потерпело крушение или нуждается в помощи, оно может сигнализировать следующим образом:

  • установить шар над или под флагом;
  • мигать круговым огнем, прожекторами и другими осветительными приборами;
  • запускает ракетницы.

Если же подача сигнала вышеописанными способами невозможна, то следует обратить внимание на членов экипажа. Они могут просить о помощи жестами — поднимать и опускать вытянутые руки.

Какой техникой Вы пользуетесь?

Выберете до 3 ответов

Сельхоз и спецтехника

58

663

Квадроцикл

25

284

Суда на воздушной подушке

10

21

Звуковая сигнализация

Звуковые, как и визуальные, сигналы должны подавать самоходные и несамоходные судна, оборудованные специальными приборами. Короткий звук подается не более 1-2 секунд, продолжительный — до 5 секунд. Если человек находится за бортом, то экипаж информируют тремя продолжительными сигналами. Перед оборотом следует подать 4 коротких, а в случае предупреждения — не менее 5 коротких звуковых сигналов.

Стоит обратить внимание, что вблизи населенных пунктов звуковые сигналы могут быть ограничены. Это не относится к бедствию или другим случаям, когда сигнал необходим для предотвращения аварии

Правила стоянки

Судоводители обязаны выбирать для стоянки место как можно ближе к береговой линии, чтобы не создавать препятствий для хождения других судов. Плавсредство нужно ставить на якорь либо пришвартовывать, учитывая ветер, уровень воды, волны. Недопустимо становиться на стоянку:

  • на участках с запрещающими знаками;
  • вблизи мостов, линий электропередач, подводного трубопровода;
  • на узких участках или у берегов с прижимным течением;
  • на входе в притоки.

Маломерные судна владельцы чаще пришвартовывают на специальных стоянках с охраной. Если надзора нет, то следует надежно примкнуть лодку и снять мотор. Плавательные средства нельзя оставлять без присмотра, так как им могут воспользоваться посторонние люди, а ответственность все равно понесет хозяин.

Каждый владелец маломерного судна должен не только зарегистрировать его в ГИМС, но и правильно эксплуатировать. Необходимо знать правила РФ эксплуатации маломерных судов на водных объектах.

Автор статьи

Руководитель

Написано статей

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о