Классификация малых судов
Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.
По предназначению
Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:
- для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
- спасательные;
- гидрографические;
- разъездные;
- лоцманские;
- лесосплавные и т. д.
- суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
- туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
- для рыбалки и охоты.
Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.
Для народнохозяйственных целей
В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.
Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.
Спортивные
Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3. Катер спортивный
Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.
Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.
Прогулочные
Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.
Прогулочные судаГребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.
Туристические
Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.
К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.
Для рыбалки и охоты
Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.
Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.
Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль. Катер для рыбалки и охоты
Жильё на воде
Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.
Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.
По методу передвижения
Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:
- моторное судно с подвесным типом мотора;
- катера, они имеют встроенный двигатель;
- гребные суда;
- парусные;
- комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
- буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.
По конструкции двигателя
На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:
- винтовые лодки;
- с винтом воздушного типа работы;
- колесные суда;
- с движителем водомётного типа.
Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.
По типу движения
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
- водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
- глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
- плоскодонное судно;
- суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
- конструкции с воздушной подушкой;
- комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
По району плавания
Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:
- океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
- морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
- рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
- портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
- речные лодки.
По конструкции
Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:
- беспалубные модели;
- палубные;
- с частичными палубами.
Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:
- рубки-убежища – отличаются небольшими размерами;
- палубные надстройки имеют большую величину и располагаются от одного борта до другого, преимущественно на носу;
- рубки – это конструкции, стенки которых не доводятся до борта;
- гладкопалубные – это крупные крейсерские яхты, у которых нет рубок и надстроек.
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
- металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
- деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
- пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
- армоцементные лодки;
https://www.youtube.com/watch?v=F1b4jdFfAjk
- резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
- композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
По типу кормы
В зависимости от формы кормовой части выделяют:
- с транцем;
- с острой кормой;
- с кормой типа крейсера;
- с подзором;
- с обводами тоннельного типа.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Судно моторное — это… Что такое Судно моторное?
- Судно моторное
«…- Моторные суда — суда, основным двигателем которых является механический двигатель…»
Источник:
Приказ Госкомспорта РФ от 05.11.2002 N 440 «Об утверждении правил классификации и технического надзора за спортивными судами» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2002 N 4023)
Официальная терминология. Академик.ру. 2012.
- Судно морское
- Судно на воздушной подушке
Смотреть что такое «Судно моторное» в других словарях:
Судно — 024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на расположение служб водного транспорта и обозначение этих служб. Область применения: общественные … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судно повышенной килеватости — 5. Судно повышенной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 15 до 20° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судно умеренной килеватости — 4. Судно умеренной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 10 до 15° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно моторных судов небольшие промысловые,… … Морской энциклопедический справочник
гоночное моторное судно — Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика
Гоночное моторное судно — 7. Гоночное моторное судно Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Спортивное моторное судно — 4. Спортивное моторное судно Судно водно моторного спорта, имеющее ограничения по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Бот (судно) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бот. Современный египетск … Википедия
глубококилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 20°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика
малокилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 5 до 10°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика
Шлюпка | Небольшое гребно-парусное или моторное судно 6 букв |
Катамаран | Парусное или моторное судно, состоящее из двух корпусов 9 букв |
Болди | Английское парусно-моторное судно для ловли сельди 5 букв |
Бот | Небольшое гребное, парусное или моторное судно различного назначения 3 буквы |
Яхта | Парусное или моторное судно для спорта, прогулок, крейсерских плаваний 4 буквы |
Бот | Небольшое моторное, парусное или гребное судно различного назначения 3 буквы |
Катер | Небольшое легкое моторное, паровое или парусно-гребное судно 5 букв |
Фелюга | Небольшое парусное или моторное беспалубное судно на южных морях 6 букв |
Бот | Лодка, небольшое парусно-гребное или водоизмещающее моторное судно 3 буквы |
Мотобот | Моторное судно 7 букв |
Мотобот | Небольшое моторное судно; моторный бот 7 букв |
Брандер | Судно для поджога неприятельских кораблей; затопленное судно в бухте 7 букв |
Брандер | Судно для поджога неприят. затопл. судно в бухте 7 букв |
Корабль | Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса 7 букв |
Корабль | Морское судно [парусное] сейчас морское судно [о военных судах] 7 букв |
Корабль | Обобщающий морской термин, употребляемый параллельно с термином судно, хотя и не полный его аналог. В эпоху парусного флота кораблём называлось любое мореходное судно, за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблём понимали трёхмачтовый корабль, то есть имеющий прямые паруса на всех трех мачтах 7 букв |
Пароход | Судно 7 букв |
Корабль | Судно 7 букв |
Траулер | Рыбопромысловое судно 7 букв |
моторное судно — это… Что такое моторное судно?
- моторное судно
- motor ship
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
- моторное произведение
- моторное топливо
Смотреть что такое «моторное судно» в других словарях:
гоночное моторное судно — Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика
Гоночное моторное судно — 7. Гоночное моторное судно Судно водно моторного спорта, не имеющее ограничений по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Спортивное моторное судно — 4. Спортивное моторное судно Судно водно моторного спорта, имеющее ограничения по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно моторных судов небольшие промысловые,… … Морской энциклопедический справочник
Парусно-моторное судно — парусное судно со вспомогательным двигателем, используемым для движения судна при безветренной погоде на акваториях портов и в Фарватерах, где затруднено маневрирование под парусами. В качестве двигателей современному П. м. с. обычно… … Большая советская энциклопедия
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО — парусное судно со вспомогат. механич. установкой (двигателем внутр. сгорания), работающей при безветрии и маневрировании. Большинство П. м. с. мелкие промысловые, учебные, туристские … Большой энциклопедический политехнический словарь
Судно — 024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на расположение служб водного транспорта и обозначение этих служб. Область применения: общественные … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судно повышенной килеватости — 5. Судно повышенной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 15 до 20° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судно умеренной килеватости — 4. Судно умеренной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 10 до 15° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судно моторное — Моторные суда суда, основным двигателем которых является механический двигатель… Источник: Приказ Госкомспорта РФ от 05.11.2002 N 440 Об утверждении правил классификации и технического надзора за спортивными судами (Зарегистрировано в Минюсте… … Официальная терминология
Бот (судно) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бот. Современный египетск … Википедия
Маломерное судно — это… Что такое Маломерное судно?
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Маломе́рное су́дно, согласно законодательству России, — это судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12-и[1].
Классификация
К маломерным судам относятся (при условии соблюдения вышеуказанных требований):
Регистрацию и надзор в отношении маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России. До 2012 года регистрации подлежали гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг, байдарки грузоподъёмностью более 150 кг, надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью более 225 кг. В 2012 году был установлен иной критерий необходимости государственной регистрации в виде «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха»[1].
ГИМС аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек Независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания»[1].
В других странах критерии маломерного судна могут отличаться друг от друга и от российских. Однако эти различия не принципиальны.
Примеры маломерных судов
Примеры судов, подпадающих под определение маломерного судна в российском законодательстве:
Галерея
Выставки и шоу
- Grand Rapids Boat Show — ежегодное шоу моторных лодок в США[2]
См. также
Примечания
Ссылки
Правила речного судовождения и эксплуатации для маломерных судов с мотором
Практически каждый владелец моторной лодки или катера знает, что плавсредство нужно зарегистрировать, нанести на него бортовой номер и иметь при себе необходимые документы. Однако большинство водителей не соблюдает правила судовождения маломерных судов, а это несовместимо с безопасным плаванием. Даже опытному судоводителю стоит напомнить о сигнализации, средствах идентификации и других правилах.
Теория маломерного судна
Данным термином называют плавательные средства длиной до двадцати метров. Они вмещают не более 12 человек, в числе которых судоводитель и пассажиры. Оно может быть парусным, моторным, моторно-парусным, специальной конструкции, а также гидроциклом. После технического осмотра каждому объекту присваивается класс, записываемый в виде кода с 4 знаками.
Первый | Второй | Третий | Четвертый |
1-7 вид судна (резиновая лодка с мотором, гидроцикл и другие), «П» и «К» — судна на воздушной подушке или подводных крыльях | Есть ли водонепроницаемая палуба | Разрешенные области плавания | Кол-во людей на борту |
Маломерное судно состоит из корпуса, двигателя, навигационного оборудования, но это лишь основные элементы. Во время курсов судовождения изучается также, что такое надводный борт, крен, осадка, плавучесть, валовая вместительность.
Стоит сказать о классификации плавательных средств по разным параметрам. По назначению маломерное судно может быть прогулочным (катера для рыбалки, путешествия, туризма), производственным (перевозка груза и людей, водолазные работы), специальным или служебным (рыбнадзор, спасательный патруль). По характеру движения выделяют водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и воздушной подушке. Изготавливают катера и лодки из дерева, алюминия, пластика. ГИМС МЧС России при регистрации маломерных судов классифицирует плавсредства по двум признакам — это тип ТС и район плавания.
Правила использования на водных объектах
Судоходство разрешено только после постановки на учет в инспекции, нанесения номеров и техосмотра. Судоводитель должен строго соблюдать установленные условия, требования по вместительности и грузоподъемности, району плавания. Кроме того, необходимо оснастить плавсредство спасательными, сигнальными, навигационными и противопожарными предметами. К управлению допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие права соответствующей категории.
Водители обязаны строго соблюдать правила судоходства, маневрирования и скоростного режима на воде. Запрещено управлять ТС в состоянии алкогольного опьянения, без прав или передавать судно человеку, у которого нет прав. Недопустимо эксплуатировать незарегистрированное судно, а также ходить на нем после внесения изменений в конструкцию.
Правила плавания по внутренним водным путям
Для того чтобы получить права правила движения на воде маломерных судов изучаются, но часто о них забывают. Они описаны в КВВТ Российской Федерации от 2001 года. Действуют они на ВВП, исключением являются только реки с морским режимом. Правила распространяются на экипажи судов, ИП, юридических и других лиц, которые осуществляют судовое хождение на внутренних водных путях. К плаванию допускаются зарегистрированные в ГИМС плавательные средства, имеющие на борту регистрационный знак и государственный флаг.
Управлять речным или морским судном разрешено лицу, которое имеет соответствующую квалификацию. Судоводитель ответственен за соблюдение КВВТ, а также за безопасность пассажиров. Экипаж должен исключать ситуации, несущие опасность для жизни, повреждения судна, загрязнения окружающей и водной среды.
Борт надо оснастить спасательными предметами, которыми пользуются в случае происшествия. Судоводитель, заметив аварию на воде, обязан немедленно оказать помощь, если она требуется. Об аварии, транспортном происшествии, повреждениях судна необходимо сообщить диспетчеру ближайшего порта.
Средства идентификации
Данные правила прописаны в КВВТ РФ от 2001 года, редакция этого года. Каждое судно, которое подлежит регистрации в Госреестре Российской Федерации, должно иметь название и номер. Он присваивается органом, где лодка ПВХ или катер был поставлен на учет. Номера наносят на две стороны чуть выше названия.
У каждого объекта есть позывной сигнал и номер судовой станции для связи по спутнику, но это зависит от технического оборудования плавательного средства. Исключение составляют только судовые шлюпки — на них указывают название и вместительность.
Визуальная сигнализация
Судоводитель обязан соблюдать правила визуальной сигнализации с наступлением темноты. При этом нельзя выставлять любые другие огни, которые могут помешать посторонним экипажам. Днем ночные огни могут быть использованы в том случае, если это требуется при недостаточной видимости. Существуют следующие виды сигнальных огней:
- топовый огонь;
- бортовые огни;
- кормовой огонь белого цвета;
- круговой огонь;
- буксировочный огонь желтого цвета;
- цветная или белая светоимпульсивная отмашка;
- проблесковый огонь.
Недопустимо применять в качестве визуальной сигнализации прожекторы или мощные осветительные приборы. Они нередко вызывают ослепление, что создает опасность для других экипажей.
Ночная ходовая сигнализация
На катере должен быть топовый огонь, бортовые и кормовые огни. Для пассажирских судов необходимо дополнительно иметь круговой проблесковый огонь желтого цвета. Бортовые огни возможно скомбинировать в один фонарь, который располагают на носу плавсредства. Для парусных судов другие требования:
- для яхт длиной до семи метров — круговой огонь белого цвета на мачте и освещение паруса;
- судна до двадцати метров — кормовой и бортовые огни, можно объединять в один фонарь на мачте;
- парусные судна длиной свыше двадцати метров — бортовые, круговые, кормовые огни.
Во время ночной стоянки маломерные судна несут 1 круговой белый огонь, расположенный на мачте. В случае транспортного происшествия должен быть круговой огонь белого цвета с открытой стороны, а с той, где проход невозможен, — 3 огня красного цвета.
Дневная сигнализация
Суда с парусом и мотором обязаны нести черный конус, расположенный широкой стороной вверх на самом видном месте. При стоянке с якорем требуется черный шар, который устанавливают на достаточной высоте, чтобы его было хорошо видно. Для плавательных средств на мели предусмотрены 3 черные шара. Если судно потерпело крушение или нуждается в помощи, оно может сигнализировать следующим образом:
- установить шар над или под флагом;
- мигать круговым огнем, прожекторами и другими осветительными приборами;
- запускает ракетницы.
Если же подача сигнала вышеописанными способами невозможна, то следует обратить внимание на членов экипажа. Они могут просить о помощи жестами — поднимать и опускать вытянутые руки.
Какой техникой Вы пользуетесь?
Выберете до 3 ответов
Сельхоз и спецтехника
58
663
Квадроцикл
25
284
Суда на воздушной подушке
10
21
Звуковая сигнализация
Звуковые, как и визуальные, сигналы должны подавать самоходные и несамоходные судна, оборудованные специальными приборами. Короткий звук подается не более 1-2 секунд, продолжительный — до 5 секунд. Если человек находится за бортом, то экипаж информируют тремя продолжительными сигналами. Перед оборотом следует подать 4 коротких, а в случае предупреждения — не менее 5 коротких звуковых сигналов.
Стоит обратить внимание, что вблизи населенных пунктов звуковые сигналы могут быть ограничены. Это не относится к бедствию или другим случаям, когда сигнал необходим для предотвращения аварии
Правила стоянки
Судоводители обязаны выбирать для стоянки место как можно ближе к береговой линии, чтобы не создавать препятствий для хождения других судов. Плавсредство нужно ставить на якорь либо пришвартовывать, учитывая ветер, уровень воды, волны. Недопустимо становиться на стоянку:
- на участках с запрещающими знаками;
- вблизи мостов, линий электропередач, подводного трубопровода;
- на узких участках или у берегов с прижимным течением;
- на входе в притоки.
Маломерные судна владельцы чаще пришвартовывают на специальных стоянках с охраной. Если надзора нет, то следует надежно примкнуть лодку и снять мотор. Плавательные средства нельзя оставлять без присмотра, так как им могут воспользоваться посторонние люди, а ответственность все равно понесет хозяин.
Каждый владелец маломерного судна должен не только зарегистрировать его в ГИМС, но и правильно эксплуатировать. Необходимо знать правила РФ эксплуатации маломерных судов на водных объектах.
Автор статьи
Руководитель
Написано статей