Skip to content

Стиль гжель – Волшебное искусство в русском стиле — роспись гжель: история развития промысла, характерные особенности ремесла

Гжель — Википедия

Частная коллекция гжели Игрушки, расписанные под гжель

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии, Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. ‘кустарник’). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии .

Гжельское клеймо

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

С середины XVIII века Гжель стала мощным центром по выпуску майолики. Особую известность получили гжельские кувшины, кумганы и квасники. Сюжеты росписи охватывали не только природу, но и народный юмор.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Гжельская роспись на фарфоре

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Гжельский камин

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва — Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

  • Керамический сосуд из Гжели

  • Ваза в Гжельском стиле с ромбовидным и растительным орнаментом

  • Посуда из Гжели

  • Гжельский фарфоровый самовар

  • Фарфоровый чайник со внутренней резьбой

  • Гжельский кумган

  • Гжельские часы, деревня Кусково

  • Часы «Лефортово»

  • Кувшин и квасник, майолика

  • Гжельская статуэтка «Емеля»

  • Гжельская плошка

  • Гжельские ракеты

описание + фото – Rehouz

≡ Содержание:

Стиль Гжель в интерьере

Стиль гжель в интерьереСтиль гжель в интерьере

Гжель, главным образом, определяет контрастный и креативный флористический рисунок с изображением листьев, ягод и цветов, как правило, в сине-белом исполнении.
Изначально, гжель — вид русской народной росписи, использовалась она для украшения керамической и фарфоровой посуды, первые экземпляры которой, в классическом сине-белом окрасе, появились в начале XIX века.
Стиль гжель

Постепенно, из украшения посуды и аксессуаров, роспись гжелью переместилась и на другие поверхности, а также стала применяться в дизайне интерьера.

Оформление в стиле гжель

Для оформления интерьера выбирается витиеватый растительный и геометрический узор.
Оформление гжель в интерьере
Главным принципом является гармоничное сочетание цвета и стилевых акцентов.

Кухня

Стиль гжель в интерьере кухниСтиль гжель в интерьере кухни

Более всего стилистика гжель популярна для оформления кухни. Тарелки, кухонная утварь, бытовая техника — могут быть украшены гжелью. Также рисунок можно нанести на мебельные фасады, заказать или найти стеновые панели с подходящих орнаментом.

Стиль гжель в интерьере кухни фотостиль гжель в интерьере кухни фото 1

Гостиная и спальня

Стиль гжель в интерьере спальнойОформляя гостиную и спальную комнаты, стоит уделить внимание текстилю: обивке мебели, шторам, напольным покрытиям. Гжель будет органично смотреться в вышивке на подушках, коврах, скатертях, покрывалах. Великолепны на мягкой мебели чехлы с сине-белыми узорами или в полоску.
Стиль гжель в интерьере гостиной фото

Стиль гжель в интерьере столовойГостиная в стиле гжель

Стены можно оклеить обоями с подходящим узором или драпировать.
Потолок обычно оставляют белым, часто используются натяжные потолки со встроенными светильниками.
Для отделки пола лучше использовать паркет или ламинат светлых оттенков, линолеум тоже подойдет.

Ванная

Оформление гжель прекрасно подходит и для ванной комнаты, к тому же плитку с подходящим узором для отделки пола и стен найти будет не так уж сложно…
Стиль гжель в интерьере ванной
Гипсовые панели в гжель интерьереОригинальное оформление стен столовой зоны гипсовыми 3д панелями в стиле гжель

Колористика стиля

Голубые и синие тона гжели можно и нужно уравновешивать достаточным количеством белого, а также подходящими нейтральными, теплыми оттенками. С кобальтовым цветом гжели хорошо будут сочетаться: бежевый, голубой, аквамариновый, зеленый (в меру насыщенный или светло-зеленый), коричневый, желтый, коралловый, золотой, бронзовый и древесные оттенки.
Для того чтобы интерьер не «пестрил» узорами гжели, около 70% поверхностей должны быть однотонными или иметь ненавязчивую текстуру.

Синий цвет дарит ощущение спокойствия и равновесия, улучшает концентрацию, а белый — повышает тонус, восстанавливает душевные силы, символизирует здоровье и чистоту.

Читайте подробнее про цвета в интерьере →

Мебель и декор

С обивкой мебели все понятно, ткань, кожа, монотонная или с узорами. Что же касается дизайна, то следует выбирать сдержанную, компактную и функциональную мебель. Хотя во многих гжель-интерьерах можно заметить присутствие мелких деталей мебели, таких как: журнальный столик или стойка, оформленных в духе барокко, с дорогими резными ножками, окрашенными в белый и/или покрытыми позолотой. А также зеркала и картины в помпезных резных рамах. Стоит отметить что стиль приемлет такие украшения и смотрятся они весьма красиво и уместно, могут служить дополнительными стилевыми акцентами.

Стиль гжель в интерьере - декорСтиль гжель в интерьере - декор фото

Кстати, резной декор, плинтуса и молдинги с растительным орнаментом, можно использовать для оформления стен и потолка.
Комнаты часто декорируют керамической посудой с росписью под гжель, и расставляют гжельские вазы с красивыми цветами и растениями.

Гжель в интерьере столовойГжель в интерьере столовой фото

Стиль гжель в интерьере фото

Стиль гжель в интерьере кухни фотоСтиль гжель в интерьере кухниСтиль гжель в интерьере спальной комнатыСтиль гжель в интерьере спальной комнатыГжель в интерьере ванной комнатыГжель в интерьере ванной комнаты

+ Похожие стили:

≡ Все стили интерьера →

Традиционное искусство в современном интерьере: гжель

Волшебные цветы, распустившиеся морозным узором на белом снегу, сказочные персонажи, милые сценки традиционного сельского быта и трогательные пейзажи родного края – все эти сюжеты знаменитой гжельской росписи широко известны и пользуются заслуженной популярностью. Изделия из гжельского фарфора из утилитарных предметов быта уже давно превратились в настоящие произведения искусства. Сине-белая гжельская роспись не теряет своей актуальности и в наши дни. Более того, с развитием технологий появляются новые способы использования любимых орнаментов для украшения современных интерьеров. Сейчас гжель — это не просто посуда, расписанная в традиционном стиле. Это целое направление дизайна, позволяющее декорировать самые разные предметы: стены, потолки, кафельную плитку, мебельные фасады, текстиль, светильники и даже автомобили!

Гжельская роспись завоевала симпатии художников, дизайнеров и потребителей благодаря своему изяществу в сочетании с глубиной и нарядностью рисунков. Она великолепно гармонирует с любыми оттенками и текстурами дерева, что дает безграничный простор для применения изделий из гжели в интерьерах, выдержанных в скандинавском стиле, а также в стиле кантри и прованс. Гжель отлично сочетается с золотом, и изысканные изделия, выполненные в этой технике, будут замечательно смотреться в классическом интерьере. Даже в современных интерьерах подобранные со вкусом декоративные элементы из гжели выглядят очаровательно, внося дополнительные акценты и цветовые контрасты.

Кухня

Конечно же, самым популярным помещением в доме, где чаще всего встречается гжельская роспись, является кухня. Это и неудивительно, ведь первая ассоциация со словом «гжель» – это посуда.

Посуда и предметы сервировки с традиционной гжельской росписью украсят любой стол. Такая посуда отлично гармонирует с однотонной скатертью, белоснежными салфетками и живыми цветами. С помощью гжельского фарфора можно сервировать как торжественный праздничный стол, так и стол в уютном кантри-стиле.

 

Кухонные фартуки с традиционным гжельским узором способны украсить кухню, придать ей оригинальность и неповторимое очарование. Конечно, к такому яркому, акцентному фартуку необходимо правильно подобрать цветовую гамму остального интерьера.

 

Мебельные фасады на кухне тоже украшают гжельскими узорами. Решиться на такой нестандартный дизайн непросто, но, при удачном сочетании с остальными элементами интерьера, такая кухня получится необычной, свежей и очень красивой.

Даже бытовая техника чудесно преображается, если украсить ее гжелью!

 

Текстиль

Сине-белые узоры гжели часто используются в домашнем текстиле. Это очень удобно, потому что текстиль можно легко поменять в зависимости от настроения. Обзавестись комплектом гжельского текстиля для кухни или спальни – просто великолепная идея!

На кухне скатерти, салфетки, полотенца, прихватки и подушки на сиденья внесут нотку свежести и будут радовать яркостью узоров. А в сочетании с другими элементами декора, выполненными в технике гжельской росписи, гармонично подчеркнут домашний уют и нежность кухни.

 

В спальне шторы, покрывала и комплекты белья с узорами гжели помогут оформить помещение в традиционном стиле и придадут ощущение легкости и воздушности.

Санузел

Цветовое решение в сине-белой гамме традиционно популярно для ванных комнат. Гжельские узоры отлично вписываются в эту концепцию и придают интерьеру дополнительную декоративность и оригинальность.

Предметы интерьера

Помимо традиционных ваз и посуды существуют и другие предметы интерьера, украшенные популярной гжельской росписью: потолочные, настенные и настольные светильники, часы, комоды, декоративные настенные панно и тарелки. Они могут стать привлекательным элементом декора практически в любом интерьере.

Украшение стен и потолков

Современные дизайнеры украшают гжельской росписью даже стены и потолки — выглядят такие интерьеры вполне модно и актуально.

Немного истории

Гжель – это название области, расположенной в 60 км к юго-востоку от Москвы в Раменском районе. Она состоит из 27 деревень, в окрестностях которых издавна добывали глину высокого качества и занимались гончарным промыслом (изготавливали керамическую посуду, игрушки и обжигали кирпич). Первое упоминание о регионе встречается еще в завещании Ивана Калиты 1328 года, и его название — «Гжель» (созвучное со словом «жечь», «обжигать глину») — намекает на основной род занятий местного населения. Крепостного права в этих местах никогда не было: регион принадлежал государеву двору, а его жители занимались керамическим промыслом, совершенствуя мастерство и передавая его секреты из поколения в поколение.

При Петре I в Россию пришла мода на сине-белый делфтский фарфор из Голландии. Голландские производители, в свою очередь, переняли идею росписи в сине-белых тонах с китайского фарфора. Гжельские мастера быстро освоили модные тенденции и привнесли в традицию голландской росписи родные русские мотивы и художественные приемы, создавая изделия с неповторимой по красоте и гармонии сине-белой росписью в русской традиции. Со временем модная сине-белая роспись стала вытеснять многоцветную майоликовую, которую ранее производили гжельские мастерские.

В начале XIX века в дополнение к производству фаянсовых изделий началось производство гжельского фарфора. В 1804 году Павел Куликов, работая на заводе Отто в селе Перово, научился технике изготовления фарфора и открыл свой фарфоровый завод в деревне Володино Бронницкого уезда, тщательно охраняя секретные технологии. Однако два гжельских мастера (Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников) тайком проникли в его мастерскую, срисовали конструкцию печи для обжига и украли образцы глины. Для опытных профессионалов этого оказалось достаточно, чтобы открыть свои собственные фарфоровые заводы в Гжели.

В 1818 году в гжельском старообрядческом селе Ново-Харитоново местный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом создали свою первую мануфактуру, организовав производство фарфора по-новому, более прогрессивно и эффективно по сравнению с традиционными артелями и мастерскими. Со временем завод вырос в целую империю знаменитого «Кузнецовского фарфора». Примерно с середины XIX века многие мелкие керамические мастерские постепенно пришли в упадок, и основной объем производства фарфора и тонкого фаянса сосредоточился на Кузнецовских заводах.

После революции заводы были национализированы, и в результате войн и разрухи гжельский промысел оказался на грани исчезновения. Его восстановление началось в середине XX века благодаря усилиям двух энтузиастов — искусствоведа Александра Борисовича Салтыкова и художницы Натальи Ивановны Бессарабовой: на основе старых образцов гжели они воссоздали забытые технологии производства знаменитого фарфора с кобальтовой подглазурной росписью.

 

В настоящее время продукция под маркой «гжель» выпускается рядом крупных и мелких предприятий региона, а также некоторыми заслуженными мастерами (авторская гжель). Многие сотрудники предприятий по производству гжельского фарфора являются продолжателями семейных династий. Молодые специалисты приходят на производство после обучения в местных художественных школах, колледже или в Гжельском государственном университете.

Больше интересного на «Квартблоге»:

Постеры в интерьере
Советы Деборы Нидлман: как сделать дом стильным
Роспись стен: виды, техники, примеры

Гжель в современном мире | Журнал Ярмарки Мастеров

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, родина отечественного фарфора.

Название Гжель имеет балтийское происхождение. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать.

До в середине 18 века Гжель делала обычную посуду, а так же кирпичь, израсцы м игрушки из глины… С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративну форму.Со второй полови ны 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской.

В соременный мир гжель влилась прекрасно и пользуется большим успехом,не только в России.Сегодня влияние этой неповторимой сине-белой росписи мы можем видеть не только на посуде…

Гжель в современном мире, фото № 1

Гжель в современном мире, фото № 2

Гжель в современном мире, фото № 3

Гжель в современном мире, фото № 4

Гжель в современном мире, фото № 5

Гжель в современном мире, фото № 6

Гжель в современном мире, фото № 7

Гжель в современном мире, фото № 8

Гжель в современном мире, фото № 9

Гжель в современном мире, фото № 10

Гжель в современном мире, фото № 11

Гжель в современном мире, фото № 12

Гжель в современном мире, фото № 13

Гжель в современном мире, фото № 14

Были использованы материалы Википедии,www.gzhel ru,и фото с интернетаГжель в современном мире, фото № 15

65+ утонченных решений в небесной гамме

Основная характеристика стиля – креативный флористический рисунок в сине-белом исполнении

Гжель традиционно используется для оформления посуды, реже кафеля. Характерным для стиля является сине-белая цветовая гамма и растительные орнаменты. Его основной посыл – беззаботность и спокойствие, чистота и искренность. Для того чтобы стилистика была хорошо подчеркнута, обязательно использовать стилизованную керамику. Чаще всего подобное решение выбирают при оформлении кухни. Хотя и в других комнатах вполне реально внести характерную для стиля нотку.

Содержание

Народная роспись, украшающая керамическую и фарфоровую посуду

Гжель: знакомимся и узнаем больше

Что можно увидеть на керамике в данном исполнении? Конечно же, свойственные ей растительные мотивы, которые будто расстелены на белом снегу. Тут часто можно встретить сказочных персонажей, особенно актуальны милые сценки из сельского быта, знакомые каждому человеку трогательные пейзажи.

Важно! Гжель привлекает в первую очередь тем, что она родная, близкая людям, и неудивительно, что такую стилистику стремятся перенести и в собственное жилье.

Во времена Советского Союза такие изделия были предметом быта, но сейчас они считаются произведением искусства и настоящим раритетом. Более того, интерьер с таким украшением становится по-настоящему эксклюзивным. А развитие технологий открыло новые горизонты, и теперь в узнаваемой сине-белой гамме можно увидеть отделку стен, потолков, кафеля, даже фасадов мебели, текстиля, осветительных приборов.

Сине-белая роспись на элементах декора

Теперь гжельская роспись – это фаворит многих художников и дизайнеров. В ней привлекает многое, а именно:

  1. Изящество.
  2. Нарядность рисунка.
  3. Его простая, но уникальная глубина.
  4. Отличная гармоничность со структурой древесины, что открывает огромные перспективы для использования стиля.

Обратите внимание! Гжель отлично сочетается с золотом, и подобные изделия хорошо смотрятся в интерьере классического направления. И даже в современном жилом помещении она будет выглядеть оригинально, если стиль продуманно обыграть.

Гармоничное сочетание цветов и стилевых акцентов

Как использовать?

Характерные бело-синие орнаменты все чаще можно встретить в текстильных изделиях, отделке стен. Текстуры при этом могут быть самые разные, так же как и их назначение. Характерные узоры используются дизайнерами щедро и в разных направлениях, но чаще всего:

  • Создаются акценты в оформлении интерьера. Для этого используется всего несколько декоративных элементов. Это могут быть тарелки на стенах, покрывало на диване, подушки, обивка кресла.
  • Применение сине-белых оттенков в дизайне всего помещения или даже всей квартиры. В этом случае можно особо не ограничиваться, так как главное – выдержать натуральность, природность мотивов.

Совет! Самое удачное решение – это выбор рисунка с травами, листьями, ягодами, букетами цветов.

Элементы гжели в любом интерьере

Если стилистика по вкусу, но идеи с отделкой тех или иных поверхностей пришли слишком поздно (после проведенного ремонта), эту ситуацию можно исправить и внедрить определенные элементы.

Аксессуары для гжелиКак применить?
Текстиль За обеденным столом может красоваться живописная скатерть. Даже если остальные элементы интерьера не будут ее поддерживать, получить такое желанное эстетическое удовольствие все же удастся.
Посуда, наборы для сервировки Из таких исконно русских тарелок приятно есть, пусть даже это будет праздничный сервиз, но нотку гжельского искусства все же удастся привнести.
Милые статуэтки Сейчас очень популярно изготовление характерных расписных фарфоровых игрушек. Мишки, зайчики и лисички могут сидеть на полках, выглядывать из-за серванта и всем своим видом украшать и дарить нотку стиля в любом интерьере.
Рисованные панно Такие могут украсить стену в любом помещении, причем не обязательно заказывать у именитого мастера настоящую картину – можно выбрать понравившийся орнамент и обратиться к фотопечати.

Кухня

Лучше всего удастся реализовать этот стиль в кухне. Здесь есть много поверхностей, которые можно покрыть керамикой, – стены, пол. Кроме того, характерная гжельская посуда именно здесь будет самой уместной и гармоничной.

Часто узоры, свойственные этому виду искусства, используют на стенах помещения и фасадах мебели. Тем более, технологический процесс изготовления их такой, что позволяет  воплотить даже самые смелые фантазии.

Расписные вазы украсят интерьер кухни

Еще один аспект за то, чтобы использовать именно на кухне данное направление, – наличие большого количества белоснежной техники, которая отлично гармонирует с орнаментами. Более того, ее можно дополнительно декорировать для того, чтобы удалось создать целостную картину.

Важно! При разработке дизайна не всегда нужно использовать орнаменты повсеместно, с ними можно сильно переборщить. Исключить это поможет применение акцента гжели на стене или мебельном фасаде.

Бело-синяя стилистика популярна в оформления кухни

Цвета, с которыми отлично комбинируется гжель:

  1. Зеленый.
  2. Желтый.
  3. Светлые, бежевые, пастельные оттенки.
  4. Отлично контрастирует с темными деревянными стенами.

Легкое сочетание оттенков в кухне кантри-стиля

Интерьерное решение может быть представлено в двух формах:

  1. Акцент, уникальный декоративный элемент.
  2. Направленность на использование бело-синей цветовой гаммы для создания целостного вида.

Важно! Единственное ограничение по стилистике – это применение упомянутых цветов и цветочно-ягодно-травяных мотивов.

Современная кухня украшена аксессуарами с бело-голубым орнаментом

Совет! Даже небольшой элемент в виде кухонного фартука над рабочей поверхностью станет отличным акцентом, который оживит помещение и сделает его оригинальным. Конечно, кухонный гарнитур следует  подбирать под стать отделке, чтобы она не выглядела чужеродно.

Мебель

Для того чтобы не особо увлекаться стилистикой, можно умеренно применить орнаменты на мебели. Отличное решение – украшение росписью только навесных шкафчиков, напольные же остаются в одном характерном цвете. Основная задача всего, что будет располагаться вокруг, – это подчеркнуть направление.

Красивое контрастное оформление кухонного пространства, дополненное шторой в русском стиле

Декоративные элементы

Для того чтобы вписать в кухню все, что хочется, и при этом сделать ее целостной, просто необходимо подчеркивать гжель деталями. Это могут быть тарелки на стенах, панно из кафеля, вазы и другая керамика. Допускается минимальное перекрещивание стилей, но важнее всего, чтобы они были в одной цветовой гамме с общим интерьером.

Декоративные элементы с характерным окрасом в обеденном уголке

Спальня

Казалось бы, посуда и спальня – вещи несовместимые, но спокойные, оригинальные узоры гжельской росписи в этом помещении будут весьма кстати.

На заметку! Чаще всего характерные орнаменты используются на текстиле и обивке мебели, ковриках, реже при декоре стен.

Белизна на текстиле выглядит свежо и модно, а неяркий голубой цвет добавляет нежность и уют. Так как цвета достаточно холодные, с ними действовать нужно аккуратно, чтобы в спальне не было дискомфорта.

Роспись стен в классической спальне

Совет! От обоев с росписью на всю стену стоит отказаться и отдать предпочтение однотонному светлому покрытию, которое уравновесит остальные элементы декора и отделки.

Бело-синий интерьер комнаты отдыха

За счет того, что на текстиль современная технология позволяет нанести любое изображение, аутентичная гжель может перебраться на ваши шторы, покрывало и даже постельное белье. Органичнее всего она выглядит с бело-голубой мебелью. Причем один из предметов может быть полностью обит подобной тканью, а остальные однотонными, что сделает яркий оригинальный акцент.

Узорный рисунок великолепно смотрится как настенное покрытие

Важно! Стоит понимать, что орнаменты будут несколько упрощать стилистику помещения, так как они характерны для деревенских стилей. Но если подойти к разработке интерьере с предельной внимательностью и «примерять» каждую деталь, получится создать гармоничную целостную картину.

Текстиль с бело-синим принтом в спальне

Ванная и туалет

Здесь, как и на кухне, много поверхностей, которые покрываются плиткой. Конечно, тематика посуды тут не будет прослеживаться, но можно купить панно с бело-голубыми цветами и растениями. Даже акриловые ванны расписывают в рассматриваемой технике, что придает ей особый шарм и уникальность.

Важно! Подобный санузел придется по вкусу не всем, так как в столь небольшом помещении такие крупные и яркие узоры могут выглядеть нелепо. Именно поэтому важно не переборщить со стилизацией.

Ванная комната с отделкой стен мозаикой в русском стиле

Гжель вполне удачно может вписаться в любой интерьер. Красота, органичность и аутентичность росписи привлекает все больше дизайнеров и тех, кто желает сделать свой дом оригинальным. Живые и такие родные орнаменты будут радовать глаз и успокаивать.

история промысла и фото » Перуница

Гжель - история промысла и фото
Слово Гжель имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, это слово для искусствоведов связано с целым направлением в истории русской керамики. Это связано также с термином «жечь» (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме происходит похожее на звук имя Гжель.

Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью. В России работает множество художественных промыслов, известных далеко за пределами страны. Это лаковые Миниатюры из Палеха, Мстера, Холуй, Федоскино, расписные подносы из Жостово, Богородская резная деревянная игрушка, роспись по дереву из Хохломы и Городца, кружева из Вологды, холмогорская резьба по кости, Ростовская эмаль, курские ковры и другие изделия известных художественных центров.

В традиционной народной художественной промышленности часто используются мотивы и живописные изображения, характерные для профессионального искусства. Это также относится и к керамике Гжели.

С Гжелью связана история возникновения фарфора в России, который, как известно, был изобретён Дмитрием Виноградовым в Петербурге в середине восемнадцатого века, совершенно независимо от восточного и европейского фарфора. При разработке рецептуры мастер использовал белую гжельскую глину, о превосходном качестве которой с восхищением говорил великий русский ученый Михаил Ломоносов.

В начале XIX века секрет фарфорового производства дошел до Гжельцев. До этого они пытались изготовить фарфороподобную массу, а во второй половине XVIII века они познакомились с майоликой.


Гжель - история промысла и фото
В 1724 году на окраине Москвы, на дороге, ведущей в Гжель, была создана первая частная керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова, производящая так называемые продукты Зенина, вероятно, полученные из Китая. Это были большие пористые майолики из красочной эмалированной глины. Гжельские гончары доставили Гребенщикову глину и изготовляли изделия на его заводе, где они одновременно изучали технологический процесс. Первоначально завод специализировался на табачных трубках и плитках, а затем на столовой посуде и на отдельных небольших скульптурах.Гжель - история промысла и фото
После смерти Гребенщикова (1757) производство пережило упадок и прекратило свое существование в 1770 году. Но в то время в районе Гжеля уже были независимые мастерские майолики, производство которых в России было очень востребованным. Изделия майолики можно разделить на три группы:

— дешевую посуду,

— дорогие сосуды, которые служили не только для украшения стола, но и для украшения интерьера,

— и, наконец, мелкую пластику — статуэтки с бытовыми сюжетами и анималистические фигурки.

Гжель - история промысла и фото
Очень популярными и типичными изделиями были кумганы, клювовидные кувшины для заливки напитков с дисковым корпусом на четыре фута. Они похожи на кувшины с круглым отверстием корпуса и воронкообразно расширенной горловиной, через которую с помощью накладной ткани можно фильтровать квас из бочки в кувшин. Кроме того, были сферические кувшины с цилиндрической шеей, которые расширялись вверх. Менее распространенными были кувшины в виде двуглавых орлов, кувшины различных размеров, винные бочки (Кучли), братины, крупные луковичные сосуды для питья, которые можно было доставать в общественных местах — на крестины, именины и т.д. Гжель - история промысла и фото
Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придаёт им большую прочность. Такой метод требовал от мастера виртуозного и чёткого рисунка, так как последующее улучшение было практически невозможно.Гжель - история промысла и фото
Мастера из Гжели часто сочетали изображения цветов, листьев, трав, животных, птиц — реже людей, общих архитектурных ландшафтов — с орнаментами в виде геометрических полос и сеток. Роспись осуществлялась по зонам. На изделиях Гжельцев часто можно увидеть надписи, указывающие на то, был ли предмет подарком или заказом.Гжель - история промысла и фото
Не только по форме, но и по характеру Гжельская майолика отличалась от Европейской керамики, например, от итальянской майолики. Особое своеобразие и оригинальность декоративной Гжельской майолики придавала роспись в сочетании с пластическим декором.Гжель - история промысла и фото
Под влиянием стиля барокко, доминирующего в профессиональном искусстве, Гжельские майолики как бы и принимали похожие формы. Кувшины и кумганы получали фигурные ножки, напоминающие закругленные ручки. Рельефные расцветки и раковины теперь украшали боковые стенки сосудов.
В начале 19-го века майолика, требующая значительных финансовых ресурсов, была заменена полуфаянсом. Гжель - история промысла и фото
Масса пористого полуфаянса, была составлена из местной глины с добавлением смесей. Краску наносили на обожженный предмет, покрывали его глазурью и снова помещали в печь. Первоначальная полихромная роспись позже была заменена на сплошной, преимущественно голубой цвет. Контраст между синим цветом и белым фоном был одной из главных особенностей гжельского полуфаянса. Изменилась и роспись: цветной контурный рисунок уступил место рисованию кистью. Изделия украшали геометрические и растительные орнаменты. Типичными были гирлянды из мелких листьев с закругленными кольцами или узоры с большим стилизованным цветком.Гжель - история промысла и фото
Гжельский полуфаянс, похожий на Делфт или китайский фаянс, отличался от него живописным содержанием и композиционным стилем.Гжель - история промысла и фото
Особой разновидностью полуфаянса является так называемая бронзовая или люстровая посуда, которую изобрел талантливый самоучка Афанасий Киселев. Гжель - история промысла и фото
В течение почти всего 19-го века в России выпускался полуфаянс, а также тонкостенный фаянс и фарфор, но его расцвет датируется первой половиной XIX века. После полуфаянса приступили к производству тонкостенного фаянса. Рецепт для этого сложил Афанасий Киселев. Однако, несмотря на высокое качество фаянса, произведенного заводом «Рождение Терехова», он не стал таким самостоятельным художественным явлением, как полуфаянс, а его оформление вскоре перешло от ручной росписи к штампованному рисунку.
Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков, гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом. Гжель - история промысла и фото
Фарфор гжельских мастеров появился на рынке в то время, когда в России были две крупнейшие мануфактуры — императорская фарфоровая мануфактура, основанная в 1744 году в Петербурге, и частная фирма Гарднера, товары которой не уступали Европейскому фарфору, — уже определяли моду. Императорская фарфоровая мануфактура поставляла царский двор, в то время как Гарднер имел широкий круг клиентов, хотя он и принимал заказы на фарфоровое обслуживание царского двора и благородства.Гжель - история промысла и фото
Императорский фарфоровый завод имел техникум, в котором обучались художники. Здесь преподавали учителя из академии искусств, которые выступали также как авторы многих изделий. Гарднер также очень часто привлекал профессиональных скульпторов и художников. Точно так же Попов торговал недалеко от Москвы и Батенина в Петербурге, где производили высокохудожественные фарфоровые изделия. Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В русском фарфоре XIX века — в начале ХХ века преобладал эмпирический стиль. Гжельцы заимствовали типичные для этого стиля формы, но интерпретировали их по-своему довольно свободно и просто. Наряду с цилиндрическими, полусферическими и яйцевидными формами появились кратерообразные чашки с изогнутыми снаружи краями и изогнутыми ручками. Популярным украшением были цветочные мотивы и меандры. Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Лаконичная, праздничная роспись по-прежнему оставалась как в майолике, так и в полуфаянсе. Но иногда мастера отказывались от традиционных манер и реалистично указывали на образное изображение в масштабно реальном соотношении между фигурой и ландшафтом. Таким образом, переход художественного дизайна Гжельского фарфора — элементов древнерусского искусства — осуществлялся в современную ему систему живописи.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Сюжеты росписи были разнообразны: эпизоды из Отечественной истории, портреты полководцев и государственных деятелей, изображения архитектурных памятников, нередко композиции с пастырскими играми и жанровыми сценами.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В 1830/40 годах фарфоровое искусство Гжеля как по качеству, так и по объему производства процветало. Это было время, когда Гжельские мастера достигли своей максимальной самостоятельности, и каждая мануфактура достигла своей высшей самостоятельности. Так, например, завод братьев Тереховых-Киселевых был технически так же хорошо оборудован, как и лучшие русские заводы, а ассортимент изделий по ним превзошел их. Завод «братьев Терехов-Киселев» изготавливал всевозможные чайно — столовые приборы, иногда очень сложных форм. Он принял Европейский фарфор как образец для подражания и создал очень оригинально созданные произведения, которые свидетельствуют о национальном происхождении предмета. Мастера сафроновского завода в своем производстве придерживались больших российских заводов Гарднера и Попова, обслуживавших широкий круг клиентов. Произведения Гулина и Муса — сакова предлагали деревенскую Посуду с красочной, празднично красивой росписью. В Гжельском фарфоре часто объединялись элементы различных стилей.Гжель - история промысла и фото
При всем разнообразии изделий, производимых на отдельных заводах, Гжельские предметы второй четверти XIX века были представлены в виде экспонатов. Черты, общие для XIX века: рифленая форма чашки, напоминающая перевернутый колокольчик, выразительная роспись, нанесенная широкой кистью, сочетающая в себе глазурь с подглазурной техникой, богатая роспись из кобальта и золота, разноцветные цветочные орнаменты, окрашенные в яркие цвета. Как правило, у Гжельских фарфоровых предметов отсутствует сплошной цвет. Для них характерно сочетание контрастных цветов.Гжель - история промысла и фото

Гжель - история промысла и фото


Гжель - история промысла и фото
Широкомасштабное ремесленное производство мануфактуры постепенно исчезло, уступив место массовому производству дешевого штампованного фарфора. Общий экономический кризис в России в конце XIX века также затронул крупнейшие фарфоровые заводы, которые отказались от своих позиций в борьбе с промышленным производством. Поскольку они не выдержали конкуренции, гжельские производители закрылись один за другим, и Гжель потеряла свое значение как один из важнейших российских центров керамики. Многие традиции народного искусства были утрачены в годы первой мировой войны (1914-1918), а затем во время гражданской войны (1918-1922) Гжельское ремесло пережило почти полный упадок.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В 1937 году артели «Объединённый фарфорист» и «Вперёд керамика» были объединены в артель «керамическое искусство», имевшей свой центр в с. Турыгино. При изготовлении фарфора, который был совершенно не системным, частично использовался переданный материал, такой как вазы в стиле модерн, или образцы изделий по заказу. Низкое качество фигурного фарфора было скомпенсировано полихромной окраской. Великая отечественная война (1941-1945) также прервала эту работу, и казалось, что художественные традиции Гжели были безвозвратно утрачены.Гжель - история промысла и фото
Однако в Московском Научно — исследовательском институте художественной промышленности Александр Салтыков, специалист в области декоративно-прикладного искусства, на основе архивов и музейных коллекций очень подробно изучал историю Гжельского народного творчества.Гжель - история промысла и фото
Лабораторные исследования помогли определить рецептуру керамической массы старой майолики, и получили образец с росписью на жидкой эмали. Александр Салтыков и его соратники считали полезным использовать майолику 18 века в качестве основы для новых изделий.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Однако фигурная майолика, в которой сочетался пластический и росписанный декор, требовала сложной техники исполнения, которую мастера-гжельцы осваивали недостаточно. Состояние технологий и экономики производства также не позволяли ему заниматься этим. По этой причине было решено изготовить простые формы из толстостенного фарфора с кобальтово-синей подслойной росписью. Так появился новый бело-голубой фарфор из Гжели.Гжель - история промысла и фото
Возрождение промысла началось с подготовки молодых художников под руководством одаренной керамистки Натальи Бессарабовой (1895-1981). С группой учеников она начала углубленное изучение Гжельского культурного наследия. Она сама изготовила акварельный альбом с иллюстрациями посуды и мелкими скульптурами 18-го века. Александр Салтыков и Наталья Бессарабова совместно разработали программу, которая предусматривала освоение старой народной живописи — своего рода азбуки живописи от свободного, широкого до тонкого мазка кистью.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Первые образцы сосудистых форм и их окраска были разработаны Натальей Бессарабовой.Гжель - история промысла и фото
При этом она исходила из принципов формования типичных Гжельских изделий XIX века. Она придала старому кувшину более строгий и стройный вид. При проектировании чайников Наталья Бессарабова обрабатывала форму дискообразных квасных сосудов и постоянно старалась приспособить функциональность изделий к простым народным формам.Гжель - история промысла и фото
Большое влияние на художественную практику Гжели оказало творчество Людмилы Азаровой (уроженка и жительница города). В 1954 году после окончания Московского колледжа художественной промышленности начала работать в гжельском промысле. Она не только успешно продолжала разработку сосудистых форм, но и создала целый ряд пластических композиций. Она украсила расписную посуду смоделированными деталями и при этом очень умело связывала роспись со скульптурным декором. Таким образом, фарфор развивал традиции майолики XVIII века, о которой мечтал Александр Салтыков.Гжель - история промысла и фото
Если для Натальи Бессарабовой характерна орнаментальная роспись, то Людмила Азарова любит сюжетно-образное изображение. Она обращается к фольклорным, мифологическим и анималистическим мотивам и интерпретирует форму очень обобщенно, часто весьма условно. Их статуэтки шестидесятых годов напоминают формы игрушки с едва выраженными чертами лица линиями и точками. Такой осмысленный образ жизни свидетельствует о влиянии народных иллюзий и русских матрешек.Гжель - история промысла и фото
Среди наиболее удачных фигурных композиций художницы стоит отметить сцену чаепития (1966). Развлекательность сюжета, оригинальное сценическое действие воспроизводятся чисто пластическими средствами, характерными как для Гжели, так и для всего народного искусства.Гжель - история промысла и фото
Столовая Сцена (1967) тематически связана с чаепитием, но ей не хватает преднамеренной торжественности, форма более детализирована и окраска более привлекательна. В целом это очень декоративная композиция. В первые годы своей деятельности Людмила Азарова занималась старинной гончарной и гжельской посудой. Она стремилась к конструктивному оформлению предмета, акцентированию его утилитарного назначения и формированию его пластического характера.Гжель - история промысла и фото
Форма кувшина, спроектированного в 1959 году, напоминает в силуэте традиционные изделия. Закругленный сосудистый корпус окрашен, массивному изделию нанесена кобальтово-синяя спираль, широкая низкая шея увенчана прочной, нижней крышкой. Корпус расположен на устойчивой поверхности. Каждая часть круга крышки конструктивно оправдана.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Людмила Азарова меняет свою роспись и декоративные мотивы. Иногда она также применяет графический рисунок. Окраска выполнена случайным, свободным и легким мазком.
Гжельские художники не ориентируются по размеру и толщине изготовленного ими фарфора в соответствии с предписанным промышленным стандартом и, таким образом, могут беспрепятственно выполнять роспись предмета. В результате получается не всегда очень тщательно выполненный декор, т. е. рисунок может быть смещен, а пропорции не всегда могут быть соблюдены. Но эти недостатки уравновешиваются чувством живости и непосредственности исполнения, которое заставляет чувствовать тепло рук мастера. Потому что именно ручное изготовление, которое остается важнейшей особенностью народного искусства, придает гжельскому фарфору особый колорит.Гжель - история промысла и фото
Веселая и праздничная, сказочная и реальная жизнь, доброта и сообразительность объединились в искусстве из Гжели. В голубой росписи, в мягком мерцании белого фарфора, радость жизни, своего рода ощущение свежести и праздничности без лишней пышности.
Гжельское искусство постоянно находится в своем развитии. Некоторые аспекты его художественной практики порождают научные дискуссии. Так, в частности, встает вопрос о том, насколько оправдано обращение некоторых гжельских художников к сосудистым формам и живописным образам, чуждым художественной системе старой Гжели. Так, например, некоторые работы Татьяны Дунашовой заимствуют цветочный декор и формы из китайских образцов; или ваза-тройка Валентина Розанова, напоминающая вазу в стиле модерн, прототип которой можно найти в хинозерском стиле.
Возможно, здесь нет однозначного ответа. Мы можем только полагаться на талант и вкус художника, который при создании своего произведения превращает, на первый взгляд, чужой объект искусства, в настоящее художественное явление, проникнутое духом Гжели.Гжель - история промысла и фото
Одной из самых сложных проблем в современном мире является обучение художников, которые могли бы повторять и передавать понятия искусства и секреты мастерского совершенства от поколения к поколению и стать хранителями подлинного народного творчества. В настоящее время все делается для того, чтобы заинтересовать детей современных мастеров в традициях гжельского промысла, чтобы они уже в молодом возрасте стали причастными к производству.Гжель - история промысла и фото
Гжельская фабрика не ограничивается производством бело-голубого фарфора. Также проводятся эксперименты по созданию полихромного фарфора со смешанной витражной росписью. Некоторые мастера, в том числе Николай Туркин, постоянно занимаются полихромной майоликой. Однако все эти попытки не могут превзойти объем производства и признание того, что под названием «Гжель» подразумевается бело-синий фарфор.Гжель - история промысла и фото
Настоящий гжельский фарфор очень популярен. Он коллекционируется любителями искусства, приобретается музеями. Мастера из Гжели были награждены призами на международных и всесоюзных выставках. Наталья Бессарабова, Людмила Азарова, Татьяна Дунашова, Зинаида Окулова — лауреаты государственной Премии. Людмила Азарова была удостоена звания народного артиста РСФСР. Как бы ни развивалось Гжельское искусство, современный фарфор из голубого неба и белого снега прочно вписался в историю народного искусства, русского прикладного искусства, в историю Советского искусства и культуры.

Keramik aus Gshel
1987

сказочное искусство в народном стиле

гжельГжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание статьи:

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

гжель -создание посуды Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

гжель- музейные экспонатыЧасть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

гжель- современные игрушки-фигуркиСовременные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

гжель-изысканная гжельская роспись Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

посуда гжельПосуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
гжель-чайный сервизИзделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

гжель- статуэтка Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

гжель-чайный сервизДаже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

гжель-черепахаСувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

майоликаТакая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

гжель-два цветаДаже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

гжель-сложная композицияПри создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

гжель-посуда до термической обработкиДо термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

роспись гжельКаждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. гжельская роспись-чайникЧайник с красивой гжельской сеткой

     

гжель-росписьОрнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

роспись гжель-керамическая плиткаГжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

гжель-керамическая плитка в интерьереЭто просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

гжель на тканиНе менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

одежда гжельОдежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

детская одежда гжельВ моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

корсет гжельСейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *