традиционное исскуство в современном исполнении
Изделия традиционных промыслов не утратили своей актуальности и в наши дни. Сегодня мы расскажем о гжели и покажем, как она используется в современных интерьерах.
Волшебные цветы, распустившиеся морозным узором на белом снегу, сказочные персонажи, милые сценки традиционного сельского быта и трогательные пейзажи родного края – все эти сюжеты знаменитой гжельской росписи широко известны и пользуются заслуженной популярностью. Изделия из гжельского фарфора из утилитарных предметов быта уже давно превратились в настоящие произведения искусства. Сине-белая гжельская роспись не теряет своей актуальности и в наши дни. Более того, с развитием технологий появляются новые способы использования любимых орнаментов для украшения современных интерьеров. Сейчас гжель — это не просто посуда, расписанная в традиционном стиле. Это целое направление дизайна, позволяющее декорировать самые разные предметы: стены, потолки, кафельную плитку, мебельные фасады, текстиль, светильники и даже автомобили!

Содержание:
Гжель в интерьере
Гжельская роспись завоевала симпатии художников, дизайнеров и потребителей благодаря своему изяществу в сочетании с глубиной и нарядностью рисунков. Она великолепно гармонирует с любыми оттенками и текстурами дерева, что дает безграничный простор для применения изделий из гжели в интерьерах, выдержанных в скандинавском стиле, а также в стиле кантри и прованс. Гжель отлично сочетается с золотом, и изысканные изделия, выполненные в этой технике, будут замечательно смотреться в классическом интерьере. Даже в современных интерьерах подобранные со вкусом декоративные элементы из гжели выглядят очаровательно, внося дополнительные акценты и цветовые контрасты.
Кухня

Конечно же, самым популярным помещением в доме, где чаще всего встречается гжельская роспись, является кухня. Это и неудивительно, ведь первая ассоциация со словом «гжель» – это посуда.
Посуда и предметы сервировки с традиционной гжельской росписью украсят любой стол. Такая посуда отлично гармонирует с однотонной скатертью, белоснежными салфетками и живыми цветами. С помощью гжельского фарфора можно сервировать как торжественный праздничный стол, так и стол в уютном кантри-стиле.
Кухонные фартуки с традиционным гжельским узором способны украсить кухню, придать ей оригинальность и неповторимое очарование. Конечно, к такому яркому, акцентному фартуку необходимо правильно подобрать цветовую гамму остального интерьера.
Мебельные фасады на кухне тоже украшают гжельскими узорами. Решиться на такой нестандартный дизайн непросто, но, при удачном сочетании с остальными элементами интерьера, такая кухня получится необычной, свежей и очень красивой.
Даже бытовая техника чудесно преображается, если украсить ее гжелью!
Текстиль
Сине-белые узоры гжели часто используются в домашнем текстиле. Это очень удобно, потому что текстиль можно легко поменять в зависимости от настроения. Обзавестись комплектом гжельского текстиля для кухни или спальни – просто великолепная идея!

На кухне скатерти, салфетки, полотенца, прихватки и подушки на сиденья внесут нотку свежести и будут радовать яркостью узоров. А в сочетании с другими элементами декора, выполненными в технике гжельской росписи, гармонично подчеркнут домашний уют и нежность кухни.
В спальне шторы, покрывала и комплекты белья с узорами гжели помогут оформить помещение в традиционном стиле и придадут ощущение легкости и воздушности.
Санузел
Цветовое решение в сине-белой гамме традиционно популярно для ванных комнат. Гжельские узоры отлично вписываются в эту концепцию и придают интерьеру дополнительную декоративность и оригинальность.
Предметы интерьера
Помимо традиционных ваз и посуды существуют и другие предметы интерьера, украшенные популярной гжельской росписью: потолочные, настенные и настольные светильники, часы, комоды, декоративные настенные панно и тарелки. Они могут стать привлекательным элементом декора практически в любом интерьере.
Украшение стен и потолков
Современные дизайнеры украшают гжельской росписью даже стены и потолки — выглядят такие интерьеры вполне модно и актуально.
Немного истории
Гжель – это название области, расположенной в 60 км к юго-востоку от Москвы в Раменском районе. Она состоит из 27 деревень, в окрестностях которых издавна добывали глину высокого качества и занимались гончарным промыслом (изготавливали керамическую посуду, игрушки и обжигали кирпич). Первое упоминание о регионе встречается еще в завещании Ивана Калиты 1328 года, и его название — «Гжель» (созвучное со словом «жечь», «обжигать глину») — намекает на основной род занятий местного населения. Крепостного права в этих местах никогда не было: регион принадлежал государеву двору, а его жители занимались керамическим промыслом, совершенствуя мастерство и передавая его секреты из поколения в поколение.
При Петре I в Россию пришла мода на сине-белый делфтский фарфор из Голландии. Голландские производители, в свою очередь, переняли идею росписи в сине-белых тонах с китайского фарфора. Гжельские мастера быстро освоили модные тенденции и привнесли в традицию голландской росписи родные русские мотивы и художественные приемы, создавая изделия с неповторимой по красоте и гармонии сине-белой росписью в русской традиции. Со временем модная сине-белая роспись стала вытеснять многоцветную майоликовую, которую ранее производили гжельские мастерские.
В начале XIX века в дополнение к производству фаянсовых изделий началось производство гжельского фарфора. В 1804 году Павел Куликов, работая на заводе Отто в селе Перово, научился технике изготовления фарфора и открыл свой фарфоровый завод в деревне Володино Бронницкого уезда, тщательно охраняя секретные технологии. Однако два гжельских мастера (Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников) тайком проникли в его мастерскую, срисовали конструкцию печи для обжига и украли образцы глины. Для опытных профессионалов этого оказалось достаточно, чтобы открыть свои собственные фарфоровые заводы в Гжели.
В 1818 году в гжельском старообрядческом селе Ново-Харитоново местный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом создали свою первую мануфактуру, организовав производство фарфора по-новому, более прогрессивно и эффективно по сравнению с традиционными артелями и мастерскими. Со временем завод вырос в целую империю знаменитого «Кузнецовского фарфора». Примерно с середины XIX века многие мелкие керамические мастерские постепенно пришли в упадок, и основной объем производства фарфора и тонкого фаянса сосредоточился на Кузнецовских заводах.

После революции заводы были национализированы, и в результате войн и разрухи гжельский промысел оказался на грани исчезновения. Его восстановление началось в середине XX века благодаря усилиям двух энтузиастов — искусствоведа Александра Борисовича Салтыкова и художницы Натальи Ивановны Бессарабовой: на основе старых образцов гжели они воссоздали забытые технологии производства знаменитого фарфора с кобальтовой подглазурной росписью.
В настоящее время продукция под маркой «гжель» выпускается рядом крупных и мелких предприятий региона, а также некоторыми заслуженными мастерами (авторская гжель). Многие сотрудники предприятий по производству гжельского фарфора являются продолжателями семейных династий. Молодые специалисты приходят на производство после обучения в местных художественных школах, колледже или в Гжельском государственном университете.

Дайджест Квартблога
5 способов привнести в интерьер русский дух — Демократичная береста и роскошная эмаль, фантастическая абашевская игрушка и яркие ярославские изразцы — наша культура так богата, что ее элементы можно вписать практически в любой интерьер.
Кружево в интерьере — Мы нашли несколько чудесных идей по использованию кружева в современном интерьере.
Смешать несмешиваемое: 16 удачных сочетаний узоров — Разнообразные орнаменты и узоры — важная часть любого интерьера, а их комбинации могут существенно оживить комнату и придать ей озорной вид.
Мужская мастерская: Русский Север, воплощенный в дубе — Мы побывали в мастерской Дениса Милованова, художника, запустившего в России тренд на дубовую кухонную утварь и сумевшего за несколько лет стать российской звездой международных дизайнерских выставок.
Русский фарфор — Расписные тарелки и невесомые чашки – где сегодня в России производят настоящий русский фарфор?
Декор интерьера, роспись, искусствоГжельские мотивы в современном интерьере
При слове гжель у многих возникает в памяти сине-белые цветы на бабушкиной чашке или вазе! Для меня — это, что-то уютное, связанное с детством! В советское время было модным собирать гжельские коллекции у себя дома. Потом на долгое время промысел потерял свою актуальность и вот, новое возрождение интереса к русским традициям и творчеству! Народный стиль снова в моде! В моде ручная работа, эксклюзивные вещи, выполненные на заказ.
Гжельские мотивы можно использовать не только в виде посуды и мелкой пластики, но и в виде текстиля, оформления интерьера, росписи мебели и стен.
Давайте посмотрим, как можно применить гжельские мотивы в современном интерьере:
На кухне
В ванной
На кухне
В загородном доме
В текстиле
Фантазия безгранична, применение обширно! Фантазируйте и делайте свой дом более уютным и красивым!
Стиль гжель в интерьере дома или квартиры, описание и фото
Исконно русские гжельские узоры дарят чистоту и свежесть, радуют синими волшебными цветами на белом фоне и зимними сельскими пейзажами. Гжельская роспись стала настолько популярной, что используется и для оформления интерьеров. Стиль гжель в интерьере успокаивает, расслабляет и восстанавливает силы.


Отличительные характеристики стиля гжель
Главное в этом стиле – творчество и сине-белые растительные узоры из трав, листьев, ягод и букетов. Раньше беззаботной росписью украшали только керамическую и фарфоровую посуду, реже – кафель, теперь гжельская роспись встречается на текстиле, на обоях, на поверхности мебели и бытовых приборов.
Стиль Гжель яркий, видный, поэтому иногда для оформления выбирают только отдельные элементы в виде посуды или текстиля. Но также декорируют и комнату, и даже квартиру. Главное – придерживаться природных мотивов, цвета и материалов. Гжель гармонична с другими оттенками и стилями, чаще со скандинавским стилем, прованс и кантри.
Сочетание цвета
В окружении синего цвета ощущается спокойствие и равновесие, а в атмосфере белого исчезает тоскливое настроение и восстанавливаются душевные силы.
Гжельские сине-белые узоры комбинируют с жёлтыми, зелёными, пастельными и светло-бежевыми и оттенками. Для контраста выбирают деревянное покрытие стен.
Уравновесить излишнюю синюю пестроту поможет обилие белого цвета и тёплые оттенки. Для этого оставляют однотонными 70 % поверхностей.
Также к синим орнаментам подойдёт голубая и аквамариновая, коричневая и коралловая, золотая и бронзовая краска, древесные оттенки.
Как создать стиль гжель в интерьере
Потолок, стены и пол
Дизайнеры советуют наносить сине-белые узоры или на стены, или на потолок. Легко и недорого – наклеить обои с гжелью или заказать натяжной потолок под гжель. Кроме того, стены и потолок украшают резным декором, плинтусами и молдингами, на который нанесён растительный орнамент.
Пол в таком случае покрывают светлым ламинатом, паркетом или линолеумом.


Мебель
В стиль гжель в интерьере впишется компактная, неброская эргономичная мебельс 2-3 функциями. Разрешается дополнять маленькими белыми или позолоченными предметами другого стиля, например, ампир или рококо. Обивка мягкой мебели – из ткани или кожи, одного цвета или с сине-белым орнаментом.
Текстиль
С постельным бельём и покрывалами, со шторами и салфетками, скатертями и полотенцами, с чехлами в стиле гжель комната выглядит нарядной и воздушной.
Декор
Предметы бело-синего декора должны быть изящными, они используются как дополнительные стилевые акценты.
В комнатах расставляют керамическую посуду и вазы, расписанные волшебной гжельской росписью. Синие узоры повсюду – на белых потолочных, настольных и настенных светильниках часах, на декоративных настенных тарелках и на фасадах мебели.
Приятно сесть за стол, сервированный бело-голубой посудой, ложками и вилками, на ручках которых изумительная роспись русских мастеров.


На полках и столиках расставляют модные расписные фарфоровые игрушки вместе с милыми статуэтками. Стену украшают рисованным панно или фотопечатью гжельского орнамента.
К таким предметам уместно добавить зеркало и картину в помпезной резной раме.
Кухня в стиле гжель
Этот стиль чаще встречается в оформлении кухонного пространства. Синие узоры на тарелках и на кухонной утвари, бытовой технике, на мебельных фасадах или на стеновых панелях.


Если орнамента много, технику оставляют белого или другого гармоничного цвета, как и стены, но уже без рисунков. Расписную посуду ставят на белую скатерть, а помещение украшают букетом живых цветов в сине-белой фарфоровой вазе.
Гжельская посуда используется на кухне и в стиле кантри.
Украшение кухни – оригинальный фартук скинали под гжель, к которому подбирается правильная цветовая гамма. Добавят свежести узоры на фасадах навесных шкафчиков или на стенах, здесь также стоит найти удачное сочетание с другими предметами.
Стиль гжель в интерьере гостиной
В этой комнате так же уместна мебель с гжельскими узорами, но в меньшем количестве. Помещение украшают напольными вазами, статуэтками, декоративной посудой и часами с соответствующей сине-белой росписью.
На стены вешают панно, на диван и кресла раскладывают подушки в белых, синих и с узорами чехлах. Некоторые ограничиваются обоями с гжельским рисунком или шторами.
Спальня с гжельскими мотивами
Синий и белый цвет – холодные оттенки, поэтому здесь характерные узоры применяются в малом количестве и чаще на предметах из текстиля. Нежные и изысканные, вышитые синим по белому, покрывала.
Оригинальная уютная обивка кресла, узор на коврике или на шторах. Отделку стен выбрать светлую из тёплых оттенков, а мебель разрешается поставить белого или голубого цвета.


Стиль гжель в интерьере ванной комнаты
Сине-белая гамма традиционна для туалетных комнат, поэтому гжельская роспись здесь – выигрышный декоративный вариант. К тому же производители предлагают варианты кафельной плитки с подходящими узорами. Встречаются и ванны, и раковины, и унитазы в стиле гжель – украшенные синими узорами по белому фону.


Заключение
Колоритный народный стиль – гжельскую роспись – удачно комбинируют с другими стилями, используя отдельные элементы. Некоторые применяют стиль гжель в интерьере одного помещения, чаще – в кухне.
Волшебное искусство в русском стиле — роспись гжель: история развития промысла, характерные особенности ремесла
Гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет свой популярности. Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст». Всю работу мастера и в наши дни ведут исключительно вручную, никакой автоматики и шаблонов.
История искусства гжели
Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.
Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.
Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».
Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор. |
Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.
Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.
Майолика
В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.
Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.
В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.
Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:
- Дешёвая посуда.
- Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
- Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.
Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.
Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.
Полуфаянс
В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.
Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок. |
Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.
Вернуться к оглавлению
Фарфор
Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.
Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.
Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.
Отличительные черта промысла:
- Поверхность глазируется.
- Белоснежный фон.
- Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
- Сложный растительный узор в русском народном стиле.
- Только ручное изготовление.
Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.
Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.
Основные цвета
Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:
- Белоснежный (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Глухой кобальт.
- Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. Во время работы он монохромен, синий и кобальтовый проявляются лишь после обжига высокими температурами. |
Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:
- Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
- Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
- Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.
Вернуться к оглавлению
Элементы и узоры гжельской росписи
Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.
Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:
- Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
- Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
- Растительный узор.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Способ изготовления изделий
Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование заготовки.
- Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
- Контроль и проверка брака.
- Роспись.
- Повторный обжиг.
Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени. |
Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность.
Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.
В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.
Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.
Затем начинается один из самых важных этапов – роспись. Каждый мастер обладает собственной уникальной методикой нанесения рисунка. Опорные части обрабатывают парафином. Для этого фигурку опускают в горячий раствор. Потом изделие вновь окунают в глазурь и отправляют на повторный обжиг. Он занимает около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению
Особенности росписи под гжель
Использование двух оттенков и уникальные образы позволяют мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия продумывают до мелочей, прежде чем наносить на поверхность. В древности умельцы не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчество.
Гжельская роспись выполняется с помощью окиси кобальта. После обжига он становится насыщенно-синим. Для нанесения вещества применяют кисточки с беличьим ворсом. Предки современных мастеров черпали вдохновение из природы и пытались отобразить свое видение окружающего мира в искусстве.
Стилистику росписи можно поделить на три категории:
- Орнамент.
- Растения.
- Сюжет.
В первом случае узор получается оригинальным, в нем четко прослеживаются ассоциации с природой. Самый распространенный орнамент – капельки, травинки, жемчужины. По бортику обязательно наносят «шашечку», узор, состоящий из синих квадратиков.
Рисунок в растительной тематике стилизован. Обычно мастера наносят на изделие изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.
Сюжетное изображение зародилось самым первым из всех разновидностей. Это картинки из жизни людей: веселые ярмарки, пейзажи, катание на саночках. |
Гжель в настоящее время
В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.
На заводе по-прежнему применяют кобальтовую роспись, в ассортименте более шестисот наименований (предметы домашнего обихода, статуэтки, лампы, вазы, чайники и т.д.).
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжельская посуда – это знак качества. Ее высоко ценят в России и за границей. Но при этом сохраняется риск столкнуться с подделкой. Как правило, их качество оставляет желать лучшего, а для нанесения узора используют обычную краску.
Распознать оригинальную продукцию можно по следующим признакам:
- Поверхность керамического или фарфорового изделия абсолютно гладкая. Фон – белоснежный.
- На донышке вещи стоит фирменный знак – лебедь либо четкими и крупными буквами написано «Гжель». Слово должно быть обведено в овал.
- На дорогостоящих товар ставят отметку «расписано вручную» и наносят фамилию мастера.
- Настоящая гжель отличается прочностью, поскольку для ее изготовления берут белую глину с добавлением кварцевого песка.
- Изображение детально прорисовано.
- Изделия имеют простую форму, без лишней вычурности.
Заключение
Гжель была и навсегда останется символом творчества и мастерства русских умельцев. Промысел – это своеобразное отражение истории страны, которое бережно хранит отпечаток времени и погружает в волшебный мир, наполненный чудесами. Популярность изделий не падает и в наши дни. Ведь гжель отражает современность и помогает людям взглянуть на себя со стороны.
Из видеоролика вы узнаете историю развития удивительного ремесла.
Вернуться к оглавлению
Интерьер кухни в стиле гжель: 50 лучших фото оформления
Отличительные черты
Изначально Гжелью назывался целый регион, где добывалась глина и, соответственно, превращалась мастерами в фарфоровые и фаянсовые изделия. Постепенно посуда оттуда приобрела свои особенности, которые в наше время перешли и в оформление комнат.
Главную из них знают все — это сочетание кобальтовой синей и белой краски. Но, разумеется, гжельская роспись не стала бы известной на весь мир только благодаря подбору оттенков.
Помните еще одно важное правило: гжель проявляется в деталях, декоре или акцентах, а не на больших площадях.
Подберите палитру
Хотя моноцветные интерьеры сейчас на пике моды, для стиля гжель это моветон. Не надо идти по пути наименьшего сопротивления и использовать только бело-синюю гамму.
Исключение: Обилие кобальтовых оттенков допустим в просторной и светлой комнате. И то, мы рекомендуем его разбавить парой цветовых акцентов. На маленькой или затененной кухне синий цвет придется использоваться очень аккуратно.
Традиционное сочетание лучше разбавить другими тонами, желательно нейтральными и теплыми. Хороший выбор: оттенки голубого, бежевого и коричневого, зеленого, кремового и оранжевого. Пикантно смотрятся небольшие вкрапления черного и желтого, небольшие элементы из бронзы или с позолотой.
Полный свод рекомендаций по принципам сочетания цветов в интерьере кухни вы найдете в этой статье.
Если же не уверены в своих дизайнерских способностях, попробуйте одну из проверенных схем: белые стены с тонкой синей росписью, нейтральный пол (коричневый или бежевый), гарнитур с белыми украшенными фасадами, светлая мебель и бело-синие шторы. Ну, и конечно же, соответствующая фарфоровая посуда.
Сочетайте с другими стилями
Гжель может быть не только доминирующей составляющей оформления кухни. Это — неплохое дополнение для многих традиционных стилей: прованс, кантри, русском народном…
Для них гжельская роспись станет необычным украшением, гармонично дополняющим общую обстановку.
Впрочем, и в насыщенных деталями интерьерах она будет уместной: шебби-шик, арт-нуво или фьюжн. Правда, тут важно не переборщить — если есть сомнения в гармоничности такой комбинации, выберите другой вариант.
Интересный прием: Иногда гжель встречается даже в неожиданных комбинациях. Например, на кухне хай-тек. Поэтому, если на первый взгляд какое-то сочетание кажется вам нелепым, не спешите от него отказываться — возможно, вы нашли прекрасное дизайнерское решение.
Если какой-то стиль самодостаточен сам по себе, например, марокканский, то гжель вряд ли подойдет. Также сомнительно его применение в восточных интерьерах — хотя, если вы сумеете спроектировать гармоничную эклектику — почему нет?
Это общие моменты, без которых красивый интерьер не получится. А что же с деталями?
Мебель
Ошибкой будет приобрести гарнитур и уголок, полностью расписанные гжельскими узорами. Помните, что главное — умеренность и изящество.
Что касается материалов, то тут у вас есть относительная свобода: дерево, МДФ, ДСП, матовое стекло, плитка для отделки фасадов, имитация камня, пластик… А вот металлик будет не в тему.
Возвращаемся к оформлению?
Мы советуем вам делать один, максимум два крупных акцента — тогда интерьер будет гармоничным и воздушным. Так, если роспись вы решили нанести на фасады шкафчиков, то стулья или диванчики стоит приобрести просто в тон им. И наоборот.
Кстати, современные дизайнерские тенденции позволяют использование не только традиционных мозаичных узоров. Выполненные в такой стилистике тематические рисунки — очень свежее решение, которое еще не стало слишком распространенным. Посмотрите на это фото — интересно и не избито.
Откажитесь от чрезмерно вычурных форм — лучше обратить внимание на простые, закругленные силуэты.
Если такое оформление основных элементов кажется слишком броским, купите однотонные, выбирая из многочисленных оттенков бело-синей цветовой гаммы.
Очень важную роль может играть обивка. Можете выбрать расписную или с узором, близким по тематике — силуэтные пейзажи, элегантная абстракция. Главное — помнить о сочетании цветов.
Фартук
Пространство между нижней частью гарнитура и полками — отличное место для того, чтобы раскрыть всю красоту гжельской росписи. И это, в целом, логично — фаянсовая плитка вполне каноничный выбор для ее нанесения.
Тут все зависит от ваших предпочтений. Неплохо смотрятся как небольшие элементы, дублирующие друг друга, так и общее орнаментное полотно.
Чем заметнее гжель на фартуке, тем скромнее должен быть остальной интерьер.
Обязательно примите во внимание габариты: если полоса фартука узкая или слишком длинная, то лучше не использовать массивные узоры. И наоборот, на слишком рабочей зоне объёмный рисунок слегка сгладит диспропорцию.
Стены
Неважно, какую кухню вы оформляете: в квартире, частном доме или на даче — рекомендации будут общими.
Для интерьера кухни в стиле гжель стены можно декорировать в двух вариантах:
- Однотонная светлая чистовая отделка, например бежевая или голубоватая. Выбирайте любой из предложенных выше оттенков — главное, чтобы он гармонировал с остальным элементами.
- Белые стены с росписью подойдут, если вы хотите сделать акцент именно на них. Но если вы планируете масштабный узор — скажем, как тут, другие составляющие дизайна должны быть максимально простыми.
Пол
Гжель на полу смотрится очень… своеобразно. Поэтому лучше ограничиться однотонным покрытием, которое не отвлекает на себя внимание.
Дерево, светлый ламинат, линолеум… Отдайте предпочтения таким материалам — они прекрасно сочетаются с концепцией легкости и воздушности.
Небольшой ковер из названной выше цветовой гаммы вполне гармонирует с гжельской росписью — их традиционно используют в “русских” интерьерах.
Потолок
А вот с ним возможны вариации. Конечно, чаще основной акцент смещается на стены или предметы мебели.
В таком случае потолок стоит сделать белым или бежевым, голубым или золотистым… Но если вы планируете добавить оригинальности, попробуйте расписать его.
Узоры вокруг люстры, фреска в стиле гжель, тонкая мозаика на все перекрытие… Тут варианты практически безграничны.
Однако хотелось бы акцентировать внимание на освещение. Точечные светильники — не самое удачное дополнение для народного русского оформления. То же относится и светодиодным лентам. А вот классические люстры с изящными украшениями подойдут.
Главное, чтобы они не казались слишком массивными и не перегрузили потолок визуально.
Как видите, для основных составляющих комнаты рекомендации достаточно схожи: сочетание синего с белым, легкость и воздушность, гармония и изящество. Но, как всем известно, интерьер делают детали.
Давайте посмотрим, что как их можно достойно обыграть?
Шторы
Во многом именно они обеспечивают дополнительный уют на кухне. Но в рамках данной стилистики не стоит делать их слишком вычурными — простые ровные портьеры подойдут лучше всего.
Для стиля гжель в интерьере кухни также можно выбрать однотонные шторы синего или белого цветов. Если же вам необходим цветовой акцент, поиграйте с тонами — но не отступайте от основной гаммы.
Многослойные гардины и жалюзи — не лучший вариант. Первые слишком отвлекают на себя внимание, а вторые сложно гармонично вписать в интерьер.
Как ни странно, индонезийская техника “батик” (роспись по ткани с применением воска) превосходно сочетается с гжелью. Поэтому соответствующих оттенков шторы с изящным узором — отличный выбор.
Посуда
Настоящий фарфор с гжельской росписью — не самое дешевое удовольствие. Но вам не обязательно покупать целый сервиз — достаточно нескольких красивых чашек и тарелок. Остальные подберите в тон.
Кстати: Для этого стиля характерно использование посуды не только в утилитарных целях, но и в качестве декора. Расставьте расписные тарелки или бокалы по открытым полкам.
То же можно сказать и о вазах, блюдах, конфетницах. Не старайтесь расставить их на любую горизонтальную поверхность — уверенность наше все.
Бытовая техника
Если на стены и потолок чаще наносится имитация, то, как ни странно, именно бытовую технику можно расписать на самом деле. При желании вы сумеете сделать это самостоятельно — главное, запастись подходящими красками и трафаретами.
Хорошо смотрится гжель на дверях духовок или холодильников, но тут стоит помнить о масштабах — чем меньше “полотно”, тем изящнее должен быть узор.
Необычный ход: Иногда гжель наносят и на сантехнику. Выглядит непривычно, но почему бы и нет? Такие небольшие акценты подходят для интерьеров в другом стиле, куда вы хотите добавить несколько элемент гжельской росписи.
Текстиль
Скатерти, полотенца, прихватки, подушечки на диван… Эти аксессуары могут дополнить картину или полностью испортить ее.
Поэтому выбирайте их внимательно: натуральные материалы, соответствующая цветовая гамма. Интересным решением может оказаться… вышивка в стиле гжель. Главное, чтобы она не была слишком навязчивой.
Как видите, сочетание белых и синих тонов с продуманными вкраплениями, обилие света и изящество линий помогают создать красивый интерьер кухни в традиционном русском стиле гжель. Главное, продумать детали и грамотно скомпоновать все элементы.
Гжель. Народные мотивы в современном интерьере
Гжель. Народные мотивы в современном интерьере
Коскина В.В. 11МАОУ СОШ №6, г. Тобольск
Редикульцева И.М. 11МАОУ СОШ № 6, г. Тобольск
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
А при упоминании русского народного творчества самым популярным и узнаваемым мотивом, как в нашей стране, так и за рубежом, без сомнения, является Гжель
Именно узоры в стиле Гжель узнаются с первого взгляда волшебные цветы, распустившиеся морозным узором на белом снегу, белоснежная зима с морозными узорами на окне – все это ассоциируется с заснеженной Россией. А простота и лаконичность рисунка, сочетание белого и синего цветов запоминаются в памяти надолго. Именно поэтому я загорелась идеей создания своей комнаты именно в этом стиле.
Цель: создание и современная стилизация комнаты моей мечты в стиле русского народного мотива Гжели
Задачи:
— более подробно изучить историю появления, становления и распространения всемирно известного русского стиля Гжель;
— разработать дизайн – проект комнаты в специальной программе Planner 5 D, сделать комнату в соответствии с придуманным дизайн — проектом
— задекорировать предметы интерьера для дополнительной стилистики комнаты в современных техниках рукоделия
Актуальность: Изделия из гжельского фарфора из простых предметов быта уже давно превратились в настоящие произведения искусства. Сине-белая гжельская роспись не теряет своей актуальности и в наши дни. Более того, с развитием технологий появляются новые способы использования любимых орнаментов для украшения современных интерьеров. Сейчас Гжель — это не просто посуда, расписанная в традиционном стиле. Это целое направление дизайна, позволяющее декорировать самые разные предметы: стены, потолки, кафельную плитку, мебельные фасады, текстиль и даже комнаты! Даже в современных интерьерах подобранные со вкусом декоративные элементы из гжели выглядят очаровательно, внося дополнительные акценты и цветовые контрасты.
Объект: народный мотив Гжель – история развития и становления, основные черты стиля.
Предмет: создание современной комнаты в народном стиле Гжель
Гипотеза: путем декорирования, современных материалов и форм, а также способов нанесения на поверхности можно воссоздать народный, но в то же время уникальный современный этнический стиль дизайна интерьера
Методы, использованные в работе:
Поисковый — подбор литературы, фотографий и идей, обзор интернет — источников
Исследовательский — изучение литературных источников по данной теме
Практический — непосредственное изготовление дизайн – проекта в программе Planner 5 D, выполнение ремонтных работ в комнате и изготовление декоративных предметов интерьера
Практическая значимость: данный проект можно использовать в рамках урочной деятельности предмета технология при изучении курса тем «Народные промыслы» с целью углубления знаний и расширения кругозора учащихся о народном мотиве Гжель. А также темы «Дизайн интерьера», научиться работать в программе Planner 5 D и в целом популяризация этого народного мотива в современном мире у молодежи.
Основная часть
2.1История искусства гжели
Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины
Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
1320 год считается официальной датой основания Гжели — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну
На самом же деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из белоснежной гжельской глины.[1]
К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.
Мало кто знает, что изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными, такое направление называлось майолика.
Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Гжельская майолика — это начало истории развития народной художественной керамики в России. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники. [2] (Приложение 1)
Весьма интересный факт, что создавать керамику с глазурованной поверхностью стали гораздо раньше – в Древнем Египте. Изделия из пористой цветной глины покрывались красками, содержащими различные окиси металлов, обжигались. Кирпичи из майолики использовали при украшении дворцов, но с падением Египетского царства искусство это было утрачено на века. В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке. Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы. Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий. [3]
Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придает им большую прочность.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски. [4]
Кроме этого, существует еще один интересный факт – многие считают, что именно из Голландии пришел в Россию этот традиционный фарфор или, скорее, фаянс. Первая фарфоровая фабрика «на европейский манер» была открыта незадолго до смерти любителя всего голландского Петра I -в 1724 году, а в начале XIX столетия началось производство типичного сине-белого фарфора в Гжели. [5]
Император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.
Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.
Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков( Куликов) гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом.[4]
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.
2.2 Технология производства Гжели
Вся технология производства фарфоровой посуды выполняется в 5 этапов, которые состоят из:
Заготовки
Подготовки к росписи
Контроля качества
Росписи
Второго обжига
На первом этапе создаются заготовки для изделий. Для этого из гипса изготовляются модели предметов, которые выполняются по эскизам художников. Форму из гипса изготовляют на специальном круге, а далее в неё заливают фарфоровую массу в жидком виде, и дают застыть. Форма из гипса забирает лишнюю влагу, поэтому высохшее изделие из фарфора становится достаточно крепким. Все детали изделия выполняются отдельно в разных формочках, а после аккуратно соединяются в одно целое.
Второй этап заключается в подготовке предметов к росписи. Каждый элемент предмета зачищается ручным способом, используя специальный нож, а затем хорошо шлифуется. Все швы, полученные при сборе деталей должны хорошо замываться. Если имеются неровности, их устраняют валиком из поролона. Далее, посуду обжигают в печи, до 8-ми часов.
Следующий этап отвечает за контроль и отбраковку некачественных предметов. Для определения дефектов, посуду опускают в специальный раствор. Изделия становится нежно -розового цвета, а все неровности окрашиваются в ярко — розовый цвет. Они становятся видимыми. Фуксин проникает в фарфор и скапливается на неровностях. После выявления брака, его стараются исправить, если это возможно, а если нет, то изделие отправляют на переплавку.
На четвёртом этапе выполняется роспись товара. Это делается вручную. Мастера, занимающиеся росписью, обладает своей уникальной и неповторимой манерой исполнения, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего?
Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника. Мастер на каждом предмете посуды расписывается. Так предметы обретают авторское произведение. [8] После этого, кистью из белки, на изделия наносится раствор кобальтовой окиси. С самого начала раствор обладает тёмно-серым цветом, а после второго обжига становятся насыщенно-синего цвета. Потом дно посуды покрывают
На последнем этапе каждый предмет опускают в глазурь и отправляют опять на обжиг, который длится на протяжении 18-ти часов горячим парафином.[7]
2.3 Характерные черты росписи
На первый взгляд может показаться, что такой орнамент — примитивен и прост, и чтобы нанести его на фарфор, совсем не обязательно обладать талантом художника. Но на самом деле это не так. Каждый узор — уникальный и неповторимый, и чтобы его придумать, а затем воплотить в жизнь, необходимо иметь не только развитую фантазию, но и золотые руки.
Все элементы гжельской росписи очень сложные, выполняются они в сине-кобальтовых тонах на белоснежном фоне. Именно такая цветовая гамма является основной отличительной чертой этой народной техники. Узор росписи гжель располагается на глазурированной поверхности и состоит из сложного растительного орнамента, выполненного в народном русском стиле.
Характерные черты росписи следующие:
— глазурирование поверхности;
— снежно-белый фон;
— узор, выполненный в синих или голубых тонах;
— сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
— неизменно ручная работа.
Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник. Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.
Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы. [9]
Современная тематика рисунка разделяется на 4типа:
Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.
Изображение птиц и животных. [10] (Приложение 2)
2.4 Гжель в современном мире и интерьере
Гжель, главным образом, определяет контрастный и креативный флористический рисунок с изображением листьев, ягод и цветов, как правило, в сине-белом исполнении. Изначально, гжель — вид русской народной росписи, использовалась она для украшения керамической и фарфоровой посуды, первые экземпляры которой, в классическом сине-белом окрасе, появились в начале XIX века.
Постепенно, из украшения посуды и аксессуаров, роспись гжелью переместилась и на другие поверхности, а также стала применяться в дизайне интерьера.
Для оформления интерьера выбирается витиеватый растительный и геометрический узор.
Главным принципом является гармоничное сочетание цвета и стилевых акцентов.
Более всего стилистика гжель популярна для оформления кухни. Тарелки, кухонная утварь, бытовая техника — могут быть украшены гжелью. Также рисунок можно нанести на мебельные фасады, заказать или найти стеновые панели с подходящих орнаментом.
Оформляя гостиную и спальную комнаты, стоит уделить внимание текстилю: обивке мебели, шторам, напольным покрытиям. Гжель будет органично смотреться в вышивке на подушках, коврах, скатертях, покрывалах. Великолепны на мягкой мебели чехлы с сине-белыми узорами или в полоску.
Стены можно оклеить обоями с подходящим узором или драпировать. Потолок обычно оставляют белым, часто используются натяжные потолки со встроенными светильниками. Для отделки пола лучше использовать паркет или ламинат светлых оттенков, линолеум тоже подойдет.
Голубые и синие тона гжели можно и нужно уравновешивать достаточным количеством белого, а также подходящими нейтральными, теплыми оттенками. С кобальтовым цветом гжели хорошо будут сочетаться: бежевый, голубой, аквамариновый, зеленый (в меру насыщенный или светло-зеленый), коричневый, желтый, коралловый, золотой, бронзовый и древесные оттенки. Для того чтобы интерьер не «пестрил» узорами гжели, около 70% поверхностей должны быть однотонными или иметь ненавязчивую текстуру.[11] (Приложение 3)
Технологический этап
Изучив особенности этого народного мотива, мне стало интересно, а интересна ли эта техника моим друзьям и одноклассникам? Для этого я провела анкетирование среди девочек своего класса и параллельного. (Приложение 4)
Всего же в опросе приняло участие 24 человека. Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
Знаете ли Вы что такое Гжель?
Если какие – либо элементы этого народного мотива у вас дома? (Полотенца, кружки, статуэтки, фигурки)
Считаете ли Вы популярным и современным этот стиль?
Хотели бы Выи свою комнату в этом стиле?
Результат опроса показал следующее:
На первый вопрос, знают ли они что такое гжель, 100 % опрошенных ответили положительно
На второй вопрос, есть ли дома какие- либо элементы этого народного стиля дома? (Полотенца, кружки, статуэтки, фигурки) 9 человек, то есть 37 % ответили, что дома присутствуют атрибуты этого стиля
В третьем вопросе большинство 63% ответили, что считают этот стиль актуальным и современным
Однако четвертый вопрос показал, что лишь 21 % опрошенных хотели бы иметь свою комнату в этом народном стиле
Следовательно, проанализировав ответы опрошенных, могу сделать вывод, что данная тема весьма актуальна для моих одноклассников, поскольку все без исключения о ней и слышали и дома у многих присутствуют элементы декора в этом стиле, а некоторые среди моих одноклассниц также как и я хотели бы иметь такую комнату. Поэтому в целях популяризации этого русского стиля среди своих сверстников и одноклассников, я бы хотела на следующий год еще больше углубиться в изучение этой темы. В связи с этим, я наметила ряд задач, а именно:
В совершенстве овладеть техникой рисования орнаментов гжели, поскольку не имею профессиональных навыков рисования
Продолжить работать в сфере дизайна интерьера и оформить кабинет кулинарии на технологии в своей школе
Изучить использование мотива гжель в современном дизайне одежды и сшить летнее платье
Однако сейчас более подробно мне хотелось бы остановиться на дизайне своей комнаты, для этого в программе Planner 5 D я попыталась максимально приближенно создать дизайн – проект своей будущей комнаты.
Поскольку многие опции этой программы являются платными, поэтому я выбирала в этой программе максимально приближенные модули по своим задумкам. В результате у меня получился вот такой дизайн — проект, однако с небольшими отклонениями. (Приложение 5)
Для работы в этой программе я ввела размеры своей комнаты и далее, выбирая вкладки Комната и выбираю форму комнаты, поскольку она у меня нестандартная, а Г-образная. (Приложение 6)
Далее на вкладках Конструкции я выбираю опцию окна, двери и устанавливаю их по аналогии со своими размерами, на окно устанавливаю белые жалюзи. (Приложение 7)
Нажимаю на значок валик (окрашивание поверхности) и выбираю цвет пола белый и цвет обоев таким же образом, однако подходящего орнамента гжели не нашлось, поэтому я выбрала цвет в такой же цветовой гамме, но со звездочками. Для удобства объемного просмотра можно выбрать функцию 3 D. (Приложение 7)
Нажимаю вкладку Мебель, выбираю стол, стул, диван и комод, расставляя их по нужным местам и подбирая нужные цвета. Для дополнительного удобства внизу есть вкладка, где можно выставлять конкретные размеры мебели.
В результате у меня получился очень интересный дизайн — проект будущей комнаты, а самое главное, что я самостоятельно освоила программу по составлению проектов дизайна интерьеров. Таким образом, своими силами я съэкномила значительную сумму денег для ремонта, не обращаясь к специалистам- дизайнерам.
Следующим подготовительным этапом стала финансовая калькуляция для покупки материалов для ремонта. Для этого потребовалось:
Ламинат 9800
Обои под покраску 3 рулона 5400
Акриловая краска белая 1200
Акриловая краска синяя 2300
Натяжной потолок 7400
Светильники 2300
Итоговая сумма с учетом основных материалов, необходимых для выполнения ремонта составила 18600
Заключительным этапом является непосредственное выполнение ремонтных работ в своей комнате
Поскольку вместе с родителями мы очень ответственно отнеслись к ремонту комнаты моей мечты, поэтому родители мне доверили некоторые этапы деятельности. Например, я участвовала в укладке напольного покрытия ламината. (Приложение 8)
Принимала незначительное участие в оклеивании обоев, помогала размешивать клей и наносить его на обои. Приложение 9
Следующий этап после оклеивания обоев – это окрашивание стен. Для этого мы заколеровали ее в строительном магазине. Интересным моментом стало то, что моя комната нестандартного вида, она Г- образная, поэтому при входе в комнату все кажется белоснежным и дополнительный акцент на маленькой стене я решила создать благодаря яркой насыщенной синей стене. (Приложение 10) Но самым любимым и интересным занятием для меня стало разрисование стены.
Предварительно я провела визуальный анализ найденных в интернете рисунков. Так как стена, которую требуется расписать достаточно большая, поэтому рисунок должен быть крупным, именно это был основной критерий выбора, так как мелкие детали прорисовывать будет достаточно сложно и долго. К тому же, я не достаточно обладаю профессиональными навыками рисования, поэтому выбирала вариант более простого рисунка, который смогу сама нарисовать сначала карандашом, а затем акриловыми красками. Больше всего меня впечатлил традиционный орнамент с растительным рисунком. (Приложение 10)
После чего я сделала наброски рисунка карандашом на стене и приступила к окрашиванию стены акриловой краской синего цвета. При выполнении окрашивания моей основной целью не было передать постепенный переход цвета от темного в синий, потому что я не обладаю особыми навыками рисования, поэтому мне было сложно сделать цветопередачу. Но стиль мотива гжели рисунка, безусловной сохранен за счет контраста синего цвета на белом и стиля рисунка. Итоговый вариант получился таким. (Приложение 11)
После завершения отделочных работ ключевым моментом стала расстановка мебели, все согласно моему дизайн — проекту. Осталось добавить дополнительные штрихи при помощи декоративных элементов, которые я также сделала сама. Поскольку сейчас множество современных техник рукоделия, которыми достаточно просто овладеть и легко сымитироватьлюбой рисунок. Такой техникой является декупаж. При помощи этой техники я сделала декоративную вазу и подставку под цветок из дерева в виде лошадки, а также сшила декоративные подушки. (Приложение 12)
Заключение
Итак, моя комната готова. Как я и предполагала, она получилась яркая, стильная и современная. Цветовая гамма подобрана правильно и комната соответствует основным правилам дизайна. (Приложение 13)
Светлые тона стен и пола визуально расширяют пространство комнаты
Использование контраст масштабов – то есть крупные и мелкие предметы, белый и синий тон. Это помогло избежать однообразия и создало стимулирующее визуальное воздействие.
Использование в интерьере одного доминантного белого цвета я разнообразила фактурой синего во избежание монотонности.
Аксессуары, созданные мной подчеркивают и дополняют стиль комнаты.
Но самая главная изюминка моей комнаты стала гжель — самый узнаваемый, простой, но оригинальный народный мотив. Моя семья и друзья в восторге, а я довольна проделанным результатом! Цель достигнута и моя гипотеза подтверждена.
А тем временем, гжельская роспись, благодаря своей незамысловатой,ясной и лёгкой красоте набирает всё больше популярности. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы радовать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
Приложение 1. Традиционная посуда Майолика
Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидное тулово с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине тулова-диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на «плече» дисковидных сосудов, то на самой поверхности их. Изображали мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мам с детьми. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.
Приложение 2. Характерные черты росписи Гжель
Сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи
Орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
Растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
Животные, чаще всего это птицы
Приложение 3. Гжель в современном интерьере и дизайне
Приложение 4. Проведение анкетирования среди учащихся школы
Приложение 5 Готовый 2 D и 3 D дизайн – проект комнаты в стиле гжель
Приложение 6. Последовательность выполнения дизайн – проекта в программе Planner 5 D
Приложение 7. Укладка напольного покрытия ламината
Приложение 8. Оклеивание стен обоями.
Приложение 9. Окрашивание стены насыщенным синим цветом.
Приложение 10. Выбор орнамента гжель для росписи стены
Приложение 11. Процесс росписи и готовый вариант окрашенной стены с мотивом гжель
Приложение 12. Создание декоративных элементов для комнаты в технике декупаж
Приложение 13. Итоговый вариант готовой комнаты в стиле гжель
Список литературы
1. Соловьева Е.Л. Гжель – святой источник русского фарфора [Электронный ресурс] // Русская Майолика. – URL : https://www.russian-mayolica.ru/page/gzhel-ceramics/ (дата обращения 12.09.2018)
2. Коломейцева В.А. Гжельская майолика [Электронный ресурс] – URL: http://uniqart.ru/gzhel-ceramics/ (дата обращения 12.09.2018)
3. Майолика : что это такое. От древности до наших дней [Электронный ресурс] – URL: http://fb.ru/article/350997/mayolika-chto-eto-takoe-ot-drevnosti-do-nashih-dney (дата обращения 12.09.2018)
4. Народные промыслы. Гжель – история промысла и фото [Электронный ресурс] – URL: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9566-gzhel-istoriya-promysla-i-foto.html [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения 12.09.2018)
5. Ветка С.А. Делфтский фарфор: немного Голландии в интерьере [Электронный ресурс] – URL: https://iledebeaute.ru/lifestyle/2013/11/15/38804/ (дата обращения 14.09.2018)
6. Сине – белые изразцы – голландские или …? Путешествие по стилям [Электронный ресурс] – URL: https://www.russian-.ru/page/blue-white-tiles/ (дата обращения 14.09.2018)
7. Гжельская роспись на посуде [Электронный ресурс] – URL: https://schci.ru/gjelskaya_rospis.html (дата обращения 14.09.2018)
8. Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире [Электронный ресурс] // Рубрика Этно – URL: https://ethnoboho.ru/etno/iskusstvo-gzheli-istoriya-osobennosti-i-sovremennyj-vzglyad.html (дата обращения 15.09.2018)
9. Гжельская роспись : как освоить технику и простые узоры? [Электронный ресурс] – URL: https://lucky-girl.ru/dom-i-semya/podelki-i-igrushki/gzhelskaya-rospis-kak-osvoit-texniku-i- prostye-uzory.html (дата обращения 15.09.2018)
10.Стиль Гжель в интерьере [Электронный ресурс] – URL: https://rehouz.info/stil-gzhel-v-interere/ (дата обращения 15.09.2018)
Просмотров работы: 300
И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах
Пожалуй, трудно найти человека, который бы хоть раз не слышал о гжельской росписи, о так называемом «бело-голубом чуде». Само слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется красота, нежность, сказка, изящество. Каждое изделие гжели, выполненное мастерами — настоящее произведение искусства.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
(Светлана Ледкова)
Сама я, как и многие из вас, гжель очень люблю и активно использую её мотивы в своём творчестве. Однако, мне стало интересно, как сейчас живётся матушке-Гжели, насколько актуален стиль этой росписи в современном мире. Посвятив своему маленькому «расследованию» несколько вечеров, я была удивлена, восхищена и даже немного шокирована (в хорошем смысле), чем с нетерпением спешу с вами поделиться, дорогие друзья!
В данной публикации мне хотелось бы сделать акцент не на обычные изделия в стиле гжель (посуда, статуэтки), а на те предметы и вещи, которым эта роспись придала новое звучание, оригинальность; привести неожиданные и непредсказуемые примеры, когда казалось бы, гжель и предмет абсолютно несовместимы.
Итак, приступим!
Сумочки, косметички, кошельки в стиле гжель — нарядно и очень красиво! Такие аксессуары украсят гардероб любой модницы!
Обувь, украшенная узорами гжели — выглядит оригинально и необычно!
И даже коньки!
А как прекрасны и загадочны наряды, на которых распустились чудесные синие и голубые цветы!
Мотивы гжели активно используются в концертных нарядах:
И даже в макияже и нейл-дизайне!
Красиво, нарядно и нежно смотрятся украшения в стиле гжель (серьги, кулоны, часы).
В концепции данной стилистики создают целые интерьеры! Кухни, спальни, гостиные. Свежо, гармонично и оригинально!
Расписные самовары в стиле гжель, конечно, не диковинка, но предлагаю лишний раз полюбоваться изумительными сине-голубыми узорами!
А эти чудесные игрушки, которые украшают гжельские мотивы? Куколки подобны Снегурочкам (или Снежным королевам) в роскошных нарядах цвета небесной синевы!
Милые, забавные мишки…
Невозможно обойти вниманием и расписные ёлочные украшения.
Следующие примеры царствования гжели в современном мире, возможно, вас удивят (как и меня).
Обычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, волшебница гжель преобразила и украсила. Стиральная машина в фантазийных синих розах? Почему бы и нет!
Корпус мобильного телефона, шахматы, флэшка — и они поддались колдовским чарам гжельской росписи!
Автомат в стиле гжель?! Бывает и такое… Всё-таки, мастерам народных промыслов фантазии не занимать 🙂
Переходим к более «масштабным» примерам. Современные автомобили в голубых завитушках гжельской росписи. Ну что тут добавить…? Красота!
… и даже теплоходы!
Но оказывается, чудесные узоры гжели можно не только созерцать, их можно попробовать на вкус! Торты в голубых расписных кружевах сладкой глазури — прекрасные произведения кулинарного искусства!
А как вам идея свадьбы в стиле гжель?
Изумительной красоты свадебное платье! Изящное, воздушное!
И мужские аксессуары гардероба:
Приглашения, открытки:
Рушник:
Гжель не только прижилась в течение этих столетий. Она прочно вошла в нашу жизнь. Сине-голубые узоры и цветы распускаются то тут, то там, радуя нас и восхищая своей самобытностью, красотой и гармонией.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки —
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка —
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье —
Русская звонкая Гжель!