Способы очистки ржавчины с изделий из оцинкованной стали, например водостоков.
Оцинковка, или сталь с цинковым покрытием, относится к числу материалов с высокой устойчивостью к коррозии, потому широко используется в условиях повышенной влажности. Кузова автомобилей, кровельные материалы, водостоки из оцинкованной стали — вот лишь малая часть примеров применения покрытия. Несмотря на высокую устойчивость к коррозии, оцинкованная сталь тоже может ржаветь. Рассмотрим, как это проявляется в реальных условиях и чем можно устранить ржавчину.
Как ржавеет оцинковка
Цинк способен активно взаимодействовать с кислородом в воздухе, а потому может и окисляться. Последствия окисления выглядят, как рыхлый белый налет по поверхности материала, под которым могут появляться темные пятна, а в особо тяжелых случаях и незначительные, порядка нескольких мкм, углубления.
Коррозия возникает из-за нарушения целостности тончайшего верхнего слоя карбоната цинка, может постепенно распространяться по поверхности и со временем привести к нарушению эксплуатационных свойств детали. Поэтому белую ржавчину нужно по возможности удалять и для этого есть несколько способов.
Очистка в промышленных условиях
В условиях производства есть возможность проводить пассивирование — применять хроматные растворы в ваннах охлаждения. При этом поверхность металла обрабатывается растворами полностью, а не частями. Известно несколько составов растворов, применяя которые можно, дополнительно, менять цвет детали. После пассивирования на поверхности создается тончайшая пленка, защищающая изделие от контакта с кислородом, значит, и от белой ржавчины. Прочность защиты такова, что оцинкованная сталь выдерживает даже контакт с морской водой, которая сама по себе весьма агрессивна.
В числе недостатков метода можно выделить высокую стоимость, требования к оборудованию и токсичность используемых растворов. Их компоненты способны накапливаться в организме человека, вызывая со временем сильнейшее отравление. В европейских странах технология применяется все реже, а в скором времени планируется и вовсе отказаться от изделий, защищенных от белой ржавчины пассивированием.
Удаление ржавчины в домашних условиях
Если на поверхности изделия, например, водостока из оцинкованной стали, появились белые или черные пятна — можно попробовать зачистить их с помощью одного из перечисленных ниже способов. Однако восстановить цинковое покрытие дома не получится, потому нужно подумать об альтернативной защите от ржавчины, например, с помощью окрашивания.
Убрать ржавчину можно следующими методами:
- раствором аммиака, разведенного с водой в пропорции 1:10;
- соком лимона или раствором лимонной кислоты;
- средством CLR.
Если нанесенное цинковое покрытие серьезно повреждено, можно зачистить проблемный участок по максимуму жесткой металлической щеткой, а затем нанести тонким слоем с помощью ветоши алюминиевую краску. При глубокой коррозии действуют также, но наносят для защиты эпоксидный состав, обогащенный цинком.
Оцинкованный кузов
Сегодня оцинковка используется практически на всех выпускаемых автомобилях. Но в некоторых случаях на оцинкованном кузове все же появляется ржавчина. Расскажем, почему так происходит.
Что такое цинкование
Цинкование — это один из самых популярный способов защиты металлических поверхностей от коррозии. Процесс цинкования незаменим в промышленности, и в быту, он помогает продлить срок службы металла. На поверхность наносят слой цинка, который защищает от воздействия окружающей среды. На металле образуется тонкая, но прочная защитная пленка, препятствующая возникновению коррозии.
Почему оцинкованные детали более стойкие к коррозии, чем простая сталь
Обычная стальная конструкция без дополнительной обработки может покрыться ржавчиной уже после первого дождя. Цинковый состав не только образует прочный слой, но и проникает в верхние слои металла, что усиливает защиту.
Степень эффективности цинкования кузова зависит от выбранной технологии. Лучше всего противостоит ржавчине сталь оцинкованная горячим или гальваническим методом. Другие методы считаются более дешевыми и при этом менее надежными.
Когда оцинкованный кузов заржавеет
Несмотря на отличные защитные качества цинка, на кузове все же может появиться ржавчина. Происходит это в двух случаях: при повреждении слоя цинка и при его окислении.
Повреждение слоя цинка
Эффективная защита кузова сохраняется, пока слой цинка имеет достаточную толщину. При истощении или повреждении оцинковки степень защиты снижается. Любые внешние повреждения увеличивают риск появления ржавчины на автомобиле. Кроме того, защищая сталь, цинковый слой принимает на себя негативное влияние окружающей среды и со временем начинает истощаться. Избежать подобных проблем можно, своевременно устраняя даже минимальные повреждения на поверхности.
Окисление цинка
На цинковой поверхности часто появляется «белая» ржавчина. Причиной становится непрерывное воздействие влаги. Вода постепенно уничтожает цинковый слой. В результате постоянного воздействия, цинк вступает с водой в реакцию, образуя плохо растворяющиеся соляные отложения. В таких случаях обезопасить кузов поможет дополнительная обработка водоотталкивающим средством или барьерным покрытием.
Технология цинкования позволяет надежно уберечь автомобиль от коррозии. Но оцинковка не панацея, а лишь дополнительное средство защиты. В случае повреждений верхнего слоя оцинкованный кузов может заржаветь.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!причины, воздействие и способы борьбы. Гальванические покрытия
Главная » Литература » Статьи » Белая ржавчина на цинковых покрытиях: причины, воздействие и способы борьбыАвтор: Джон Робинсон, Маунт Таусенд. Солюшнс Пти Лтд
Цинк относится к материалам, широко используемым для защиты стали от коррозии. В промышленности его наносят на стальные детали различными способами.
К ним относятся: нанесение цинковых покрытий гальваническим способом, непрерывное горячее цинкование листового материала, проволоки и цинкование стальных изделий погружением.
Когда сталь покрывают цинком в первый раз, покрытие не успевает образовать защитную оксидную плёнку и цинк, скорее всего, окислится при контакте с пресной водой.
Хотя действие данного механизма вполне понятно, его распространение представляет серьёзную трудность, как для производителей гальванических изделий, так и для тех, кто пользуется этими изделиями. Проблема возникает из-за того, что часто бывает очень трудно распределить ответственность за ущерб, наносимый гальваническим изделиям белой ржавчиной, так как покрытие сразу после нанесения может быть в идеальном состоянии.
Особую трудность представляет экспорт или импорт в контейнерах, хранение в течение длительного периода и транзит из умеренных в тропические климатические зоны. После доставки покупатель может отказаться от покрытия из-за ржавчины, появившийся в ходе транспортировки. И кто же ответственен за это?
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОЙ РЖАВЧИНЫ
Цинк – сравнительно реактивный металл и он активно реагирует и с кислотами, и со щёлочами. Лучше всего он проявляет свои антикоррозионные свойства в pH-нейтральной среде и потому является хорошим защитным покрытием практически при любом климате за исключением морского.
Как бы то ни было, долговечность цинковых покрытий, как и алюминиевых, зависит от формирования оксидной плёнки. После формирования данной оксидной плёнки уровень коррозии цинковых покрытий становится очень низким – обычно толщиной два микрона или меньше за год в нормальной среде.
Если покрытие на сталь было только что нанесено, цинк пока что не образует плёнки на поверхности. Химические реакции, требуемые для формирования этой плёнки, занимают некоторое время.
1. Фаза окисления 2Zn + O2 = 2ZnO
3. Карбонизации 5Zn(OH)2 = 2CO2 + 2ZnCO3.3Zn(OH)2 + 2h3O
Именно формирование очень легко растворимой в воде оксидной плёнки обеспечивает нижний слой цинка хорошими антикоррозионными свойствами.
Другие реакции могут происходить при наличии хлоридов, сульфатов и других разъедающих веществ, которые могут сильно ускорить разрушение цинкового покрытия. Именно воздействие воды на поверхности со «свежими» цинковыми покрытиями является основным механизмом возникновения белой ржавчины.
Чистая вода (h3O) не содержит растворённых солей или минералов, и цинк довольно быстро реагирует с чистой водой, формируя гидроксид цинка – белый по цвету, относительно нестабильный оксид цинка. Если только что гальванизированная сталь будет подвергаться воздействию чистой воды (дождь, роса или конденсат) в среде, где не хватает кислорода, вода будет продолжать реагировать с цинком и постепенно разъедать покрытие. Наиболее часто распространённые условия, в которых появляется
В благоприятных (для белой ржавчины) условиях разъедание цинка может происходить при уровнях коррозии в 20-50 раз больших, чем обычно предполагается.
Большой слой белый ржавчины, вызванной водой, просочившейся между набором деталей
Гальванические изделия, прежде всего, пассивировались раствором дигидрата дихромата натрия, благодаря которому они приобрели лёгкий желтоватый оттенок и лучшую сопротивляемость ржавчине.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОВЯЛЕНИЯ БЕЛОЙ ПЛЁНКИ
Существует некоторое количество простых советов, которые могут помочь вам сильно уменьшить или прекратить формирование белой ржавчины. Это:
Держите изготовленные изделия в сухости.
Упаковывайте изделия, чтобы между поверхностями циркулировал воздух.
Ставьте упакованные изделия под углом друг к другу, чтобы вода могла вытекать.
Обрабатывайте поверхность подходящим водоотталкивающим средством либо создавайте барьерные покрытия для предотвращения контакта влаги с гальванической поверхностью.
Обеспечьте необходимую вентиляцию при транспортировке гальванических изделий на длительные периоды.
ОБРАБОТКА ГАВЛЬВАНИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ПОВРЕЖДЁННОЙ БЕЛОЙ РЖАВЧИНОЙ
Как только гальваническая поверхность начнёт реагировать, и сформируются соединения гидроксида цинка, желательно удалить соединения оксида с поверхности, так как:
- Их присутствие мешает формированию стабильных оксидов
- Их не видно
- Их воздействие на гальванизированную поверхность может варьироваться от очень слабого до особо сильного. Доступны различные способы решения проблем ржавчины на уровнях, где они обычно случаются.
Следующие технологии рекомендуются для решения проблемы белой ржавчины на гальванических продуктах.
1. Лёгкое поражение белой ржавчиной
Оно характеризуется формированием лёгкой плёнки из белого порошкового остатка и часто возникает на только что оцинкованных поверхностях во время сильных дождей. Это особенно явно видно на участках, которые были отполированы или отшлифованы. В ходе данного процесса пассивированная поверхность удаляется с оцинкованной, и цинк оказывается подвержен воздействию дождевой воды. При хорошей вентиляции и хорошей дренажной системе белая ржавчина вряд ли продвинется дальше этой поверхностной стадии. Её можно счистить при необходимости, но обычно она уходит сама с нормальным выветриванием и стоком. На этом уровне не требуется никаких специальных мер.
2. Умеренное поражение белой ржавчиной
Оно характеризуется явным потемнением и травлением гальванического покрытия под поражённым участком, слой ржавчины получается довольно большим. Толщину гальванического покрытия надо измерить для определения уровня поражённости покрытия. В большинстве случаев менее 5% гальванического покрытия будет удалено и потому никаких специальных мер не требуется, если внешний вид поражённого участка не очень важен для нормального использования изделия; остатки гидроксида цинка удаляются с помощью очистки проволочными щётками. Если такой внешний вид неприемлем, поражённую белой ржавчиной область можно обработать следующим образом:
Используйте тряпочку, пропитанную алюминиевой краской, протрите поверхность тряпочкой, чтобы нанести тонкий слой алюминиевой краски на поражённую область и связать её с находящимися рядом непоражёнными гальваническими поверхностями.
3. Серьёзное поражение белой ржавчиной
Оно характеризуется отложениями оксидов в больших количествах. Детали могут приклеиваться друг к другу. Области под оксидированными участками могут быть чёрными или демонстрировать проявления рыжей ржавчины. Проверка толщины покрытия определяет степень повреждения гальванического покрытия.
Для восстановления покрытия следует предпринять следующие действия:
Протрите поражённую область проволочной щёткой или отполируйте её для удаления всех продуктов оксидации и ржавчины.
Нанесите один или два слоя эпоксидной, богатой цинком краски, чтобы достичь требуемой толщины плёнки равной 100 микронам минимум
ХИМИЧЕСКОЕ УДАЛЕНИЕ БЕЛОЙ РЖАВЧИНЫ
Pasminco (теперь Zinifex) провёл исследование эффективности химического удаления белой ржавчины и доложил о результатах в Отчёте о техническом проекте No. D713C (6 июля1995).
В этом отчёте оценивалась эффективность нескольких химических технологий, основанных на дигидрате дихромата натрия, триоксиде хрома, гидроксиде натрия и хромовой кислоте соответственно.
В этом исследовании делается вывод об эффективности двух систем в области удаления белой ржавчины и ре-пассивации очищенной цинковой поверхности.
Это следующие комбинации:
- 420 г/л триоксида хрома + 0.5% азотной кислоты
- 200 г/лхромовойкислоты
- Раствор хромовой кислоты оказался наиболее эффективным для удаления остатков белой ржавчины с минимальным воздействием на подложку, в то время как комбинация триоксида хрома/хромовой кислоты лучше всего восстанавливала свойства цинковой поверхности, связанные с пассивацией.
Удаление белой ржавчины каждым из этих способов следует производить с соответствующей тщательностью и вниманием к проблемам окружающей среды и гигиены и охраны труда, связанным с обращением с химикатами данного типа. Эти технологии также подходят для местной обработки участков, поражённых белой ржавчиной.
Если белой ржавчиной поражены большие площади изделия, наиболее экономичным выходом может быть повторная гальванизация.
На краю этих перил появилась белая ржавчина в большом количестве. На тёмном участке исчезло практически всё цинковое покрытие в течение менее, чем 12 недель во время хранения во влажных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Белая ржавчина – это явление, возникающее после нанесения покрытия. Ответственность за её появление лежит на том, как гальваническое изделие упаковывается, как с ним обращаются и как его хранят до установки и использования. Присутствие белой ржавчины не отражает эксплуатационные свойства гальванического покрытия, оно, скорее, демонстрирует то, что все вовлечённые в цепочку снабжения должны убедиться, что видят возможные причины появления ржавчины, и риск её возникновения на только что покрытой стали минимален.
Оцинковка или нержавейка: разница в цене окупается в процессе эксплуатации
Сделать заказ можно по телефону
Наши специалисты с радостью вам помогут
+7 495 775-50-79
Оцинкованная и нержавеющая сталь обладают общими свойствами коррозионной стойкости и устойчивости к воздействиям окружающей среды, что обуславливает популярность применения этих видов металла в строительстве и в производственных целях.
Отличительные особенности оцинковки и нержавейки
Нержавейка и оцинковка отличаются способом производства, составом, долговечностью, и эти характеристики влияют на разницу в цене, достигающую 25–40%. Такой разброс стоимости объясняется улучшенными характеристиками коррозионностойкой нержавеющей стали по отношению к оцинкованному металлу.
Оцинкованная сталь
Оцинкованная сталь производится методом покрытия листа из углеродистой стали тонким слоем цинка, который с течением времени (до двух лет) образует на поверхности прочную патину, стойкую к атмосферным воздействиям влаги и кислорода.
Оцинковка обязательно должна «выстояться», чтобы продукты естественного окисления выветрились, а слой цинковой патины набрал прочность. Стальные листы с цинковым покрытием внешне отличаются от нержавейки – на их поверхности видны узоры кристаллизации цинка, напоминающие «белую ржавчину».
Оцинкованная сталь обладает следующими эксплуатационными характеристиками:
- срок службы – до 25 лет при слое цинкового покрытия толщиной 60 мкм;
- высокая способность выдерживать механические нагрузки вальцовкой, ковкой, сгибанием, вытяжкой, штамповкой;
- прочность к нагрузкам давления;
- устойчивость к перепадам температур;
- малая электропроводимость.
Оцинковка неустойчива к воздействию кислот: с помощью соляной кислоты ее можно отличить от нержавейки. Цинковое покрытие активно вступает в химическую реакцию с кислотой, а нержавеющий металл, легированный хромом, не реагирует на кислую среду.
Нержавеющая сталь
Высокотехнологичный процесс производства нержавеющей аустенитной стали основан на легировании сплава добавками никеля, марганца, хрома, которые создают на поверхности коррозионностойкие плёнки. С производства выходит готовый к использованию и дальнейшей обработке материал, обладающий свойством самовосстановления пленки из окисла хрома.
Нержавейка обладает лучшими, в сравнении с оцинкованным металлом, свойствами:
- долговечность эксплуатации – до 50 лет;
- пластичность и способность к деформированию;
- прочность к ударным нагрузкам;
- высокая коррозионная стойкость к умеренно органическим и кислым средам;
- лёгкость в обработке;
- стойкость к высоким и низким температурам;
- экологическая безопасность.
Нержавеющая сталь не образует вредных соединений при контакте с пищевыми продуктами и термическом воздействии, что выгодно отличает ее от оцинкованного металла. Оцинковка может окисляться многими пищевыми продуктами и выделять яд.
Компания «Глобус-Сталь» предлагает высококачественную нержавеющую коррозионностойкую сталь аустенитного класса по выгодной цене, которая обусловлена отсутствием посредников между производственной компанией и потребителями нержавеющего металлопроката. Стоимость изделий из нержавейки окупается вдвое большим сроком эксплуатации в сравнении с оцинкованной сталью.
Цинкование — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2019; проверки требует 1 правка. Оцинкованный элемент конструкции Оцинкованное ведроЦинкова́ние — покрытие металла слоем цинка для защиты от коррозии. Подходит для ровных или с небольшим изгибом поверхностей, не подверженных механическим воздействиям. Метод защиты основан на следующем принципе. Большинство металлов (например, цинк, олово, алюминий) окисляются на воздухе, при этом на поверхности металла образуется плотная защитная плёнка из соединений окисленного металла. Эта плёнка препятствует проникновению кислорода вглубь металла и таким образом останавливает дальнейшее окисление металла. Однако в случае железа процесс происходит иначе. Образующиеся соединения окисленного железа (например, гидроксиды) имеют больший объём по сравнению с первоначальным металлом, в результате образующаяся плёнка гидроксидов сразу же разрушается и получается рыхлой. Такая рыхлая, неплотная и непрочная плёнка свободно пропускает кислород вглубь к неокисленному металлу, и процесс его окисления продолжается. Железо неспособно защитить себя от дальнейшего окисления, так образуется ржавчина. Если покрыть железо слоем металла, образующего защитную плёнку, например оловом или цинком, то их защитная плёнка не пропустит кислород как к металлу покрытия, так и к железу, находящемуся под покрытием. Следовательно, железо будет защищено от коррозии. И цинкование (цинк), и лужение (олово) работают примерно одинаково, отличия будут в случае, если повредить покрытие в месте коррозии и обнажить железо. Цинк и железо образуют гальваническую пару, в которой железо является менее активным металлом, в результате цинк в составе покрытия вступает в реакции коррозии первым, а основной металл (железо) остаётся практически «нетронутым». Олово и железо тоже образуют гальваническую пару, однако в ней железо будет более активным металлом, в результате олово многократно ускорит процесс коррозии железа в месте повреждения покрытия.
Толщина цинкового слоя зависит от температуры и продолжительности процесса цинкования и колеблется от 6 мкм для гальванического цинкования до 1,5 мм.
- Гальванический способ — электрохимическое осаждение цинка на поверхности металла в растворе цинксодержащего электролита.
- Горячее цинкование — характеризуется наибольшими защитными свойствами.
- Диффузионное цинкование — обработка в порошке цинка (шерардизация) при температуре 290—450 °C, либо обработка в парах цинка при температуре 800—900 °C.
- Шоопирование — обработка расплавленным цинком путём напыления из специального пистолета.
- Холодное цинкование — нанесение на подготовленную поверхность способами, применяемыми для обычных полимерных красок, специального состава с содержанием цинкового порошка, в результате чего образуется покрытие, обладающее свойствами, присущими горячеоцинкованному и полимерному покрытиям.
- Газодинамическое цинкование — нанесение сверхзвуковым потоком на поверхности любой конфигурации, характеризуется высокой адгезией.
Коррозия оцинкованного стального проката и строительных стальных конструкций
Спасибо за интерес, проявленный к нашей Компании
- Аналитика
- Коррозия оцинкованного стального проката и строительных стальных конст…
Коррозия оцинкованного стального проката и строительных стальных конструкций
Отправить другу
Рассмотрены типичные причины «белой» коррозии оцинкованных стальных изделий и проката. Показана зависимость скорости коррозии цинкового покрытия в зависимости от химического состава окружающей среды и контакта оцинкованного металла с наиболее часто встречающимися при эксплуатации веществами и химическими соединениями.
Прогнозирование долговечности металлоконструкций и изделий из стали базируется не только на скорости коррозии самого металла, но и на времени коррозионного износа антикоррозионных цинковых покрытий. Рассматривая устойчивость к коррозии самого цинкового покрытия нужно учитывать, как стойкость к образованию «белого» коррозионного налета на поверхности, в большинстве случаев вызываемого реакцией почти чистого химически цинка в верхнем слое покрытия с атмосферной влагой, так и коррозию интерметаллидов в нижних слоях покрытия, которая может быть обусловлена спецификой окружающей среды (наличием паров, твердой взвеси веществ и химических соединений в воздухе, почве при подземном расположении труб или металлоконструкций, транспортируемой средой в трубах, контактом с химическими соединениями и т.д.). Причем если белая коррозия (рис. 1 и 2) в основном возникает в период после нанесения цинкового покрытия до завершения пассивации свободного цинка с образованием карбонатов (обычно 6-12 месяцев) и достаточно несложно удаляется механическим способом с последующим нанесением дополнительного слоя при помощи термонапыляющих установок, где цинковая проволока разогревается до парообразного состояния электрической дугой или специальными горелками, или ручным нанесением цинконаполенных или алюминийсодержащих красок, то коррозия интерметаллидов цинка и железа, по сути, определяет долговечность всего покрытия, а значит и стального изделия/конструкции.
Нужно отметить, что способ оцинкования (горячее в ваннах с расплавом или термодиффузионное в среде, где цинковый порошок или пыль является доминирующим по массе) влияет на стойкость к коррозии в основном только через толщину образованных при нанесении слоев интерметаллических соединений цинка и железа или цинка, железа и алюминия (в случае полиметаллических защитных покрытий).
В таблицах представлена международная классификация коррозии оцинкованной стали в зависимости от годового уменьшения толщины защитного покрытия, а также влияние веществ и химических соединений на скорость коррозионных процессов в цинковом покрытии.
Годовое уменьшение толщины покрытия, мкм | Классификация коррозии |
<2 | Очень низкая |
<2-5 | Низкая |
5-10 | Умеренная |
10-25 | Высокая |
>25-100 | Тяжелая |
>100 | Экстремальная |
Вещество или материал | Концентрация | Фазовое состояние | Классификация коррозии |
Уксусная кислота | 6% | Раствор | Тяжелая |
Уксусная кислота | 0,1 г / л, в воздухе | Пары | Тяжелая |
Ацетон | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Сульфат аммония (удобрение) | 100% | Твердое | Тяжелая |
Суперфосфат (удобрение) | 100% | Твердое | Очень низкая |
Сельскохозяйственная известь | 100% | Твердое | Очень низкая |
Удобрения на основе нитратов | 95% (5% влажности) | Твердое в гранулах | Тяжелая |
Мочевина | 100% | Влажное твердое | Умеренная |
Хлорид алюминия | 25% | Раствор | Экстремальная |
Безводный аммиак | 100% | Жидкость | Низкая |
Хлористый аммоний | 10% | Раствор | Тяжелая |
Сульфат аммония | 10% | Раствор | Тяжелая |
Гипсовые штукатурки | 100% | Сухие | Умеренная |
Гипс | 100% | Влажный | Низкая |
Цемент | 100% | Влажный | Очень низкая |
Глина | 100% | Твердое | Очень низкая |
Кварцевый песок | 100% | Твердое сыпучее | Нулевая |
Красный кирпич | 100% | Твердое | Нулевая |
Портланд-цемент песок раствор | 100% | Твердое | Умеренная |
Кальций хлористый (моющее средство) | 20% | Раствор | Высокая |
Лимонная кислота | 2% | Раствор | Экстремальная |
Карбонат натрия (моющее средство) | 2% | Раствор | Тяжелая |
Натрий в основе моющих средств | 0,5% | Раствор | Тяжелая |
Коммерческое мыло (без фосфатов) | 0,2-0,5% | Раствор | Экстремальная |
Этанол | 100% | Раствор | Низкая |
Этиленгликоль | 50% | Раствор | Умеренная |
Формальдегид | 0,1 г / л в воздухе | Пар | Умеренная |
Бензин | 100% | Жидкость | Низкая |
Глицерин | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Хлорид магния | 1,2% | Раствор | Тяжелая |
Метанол | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Метилэтилкетон | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Нефть | 100% | Жидкость | Тяжелая |
Мазут | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Фенол | 100% | Твердое | Низкая |
Хлористый калий | Любая концентрация | Раствор | Экстремальная |
Калия бихромат | 15% | Раствор | Низкая |
Фторид калия | 5% | Раствор | Очень низкая |
Азотнокислый калий | 0,5-10% | Раствор | Умеренная |
Карбонат натрия | 0.5% | Раствор | Тяжелая |
Хлористый натрий | 3% | Раствор | Экстремальная |
Едкий натр | 0.5% | Раствор | Тяжелая |
Трихлорэтилен | 100% | Жидкость | Экстремальная |
Кислые органические химические соединения — спирты, альдегиды, полиэтилен гликоль, сложные эфиры, эфиры, пластификаторы, гликолевые эфиры, кетоны, мономеры, акриловые, виниловые эфиры, алкиламины, нитрилы | 100% | Жидкость | Очень низкая |
Из приведенных данных видно, что в целом оцинкованные покрытия будут устойчивы и эффективны в средах при контакте с нефтепродуктами и рядом минералов. Причем если большинство органических веществ условно инертны к цинку (за исключением ряда органических кислот и веществ на их основе), то подавляющее число неорганических соединений и веществ негативны в отношении воздействия на устойчивость цинкового покрытия к коррозии. Удобрения и моющие средства агрессивны по отношению к цинку и его соединениям, а цементные растворы и гипс оказывают отрицательное влияние на стойкость к коррозии только при наличии в них влаги.
Возврат к списку
Советы как отличить оцинковку от алюминия, нержавейки и неоцинкованной стали.
При изготовлении металлических ёмкостей или сооружений (например распространённое строительство ангаров или складов) значение имеет качество металла, и, в частности, его коррозионная стойкость. С этой целью широко применяют стали с защитными (чаще – цинковыми) покрытиями, а также нержавеющую сталь и алюминий. Как можно различить эти металлы, обезопасив себя от действий недобросовестных дилеров?
Отличаем алюминий от оцинковки
С целью снижения нагрузки на несущие конструкции их часто выполняют из алюминия. Отличить алюминий от оцинковки просто, особенно, если перед покупателем – не готовая сборка, а заготовки из листового или профильного проката. Основные способы:
- По плотности/весу. Плотность алюминия (2700 кг/м3) чуть ли втрое меньше плотности стали (7600…7900 кг/м3).
- По твёрдости поверхности – алюминий мягче, и при царапании оставит на гладкой поверхности более глубокую борозду.
- По воздействию на тканевые органы пальцев. Тончайшая плёнка из диоксида алюминия при фрикционном контакте с влажной кожей рук оставит частички алюминия на поверхности пальцев. При касании их с листом чистой бумаги или картона на нём останутся тёмно-серые полосы.
Внешне алюминий выглядит более серебристым, чем сталь, особенно – горячекатаная.
Различаем оцинкованную и неоцинкованную стали
И нержавейка, и оцинковка характеризуются хорошей стойкостью против коррозии, поэтому при небольших сроках эксплуатации сооружений (до 10 лет) меньшая цена оцинкованной стали может стать решающим выбором. Иное дело, если конструкция рассчитывается на менее длительное время применения, и возникает резон использовать обычную сталь. В таких случаях может потребоваться отличить оцинкованную сталь от неоцинкованной.
Разницу между обычной и оцинкованной сталью поможет установить простой тест:
- Готовим раствор из трёх частей поваренной (не йодированной!) соли и одной части тёплой воды.
- Окунаем в раствор чистую тряпку/тканевую салфетку и протираем ею поверхность испытуемой стали.
- Выдерживаем образец в течение суток в обычном помещении при комнатной температуре (на солнце оставлять нельзя).
- Осматриваем образец: если на нём не проявляются следы ржавчины, а фактура поверхности неоднородна на обработанных и необработанных участках, то перед вами – оцинкованная сталь.
Основа проверки заключается в том, что в результате гальванического цинкования – горячего или холодного – цинк активно проникает вглубь основного металла, внедряясь в его структуру, которая приобретает антикоррозионную стойкость. Обычная сталь такого защитного покрытия не имеет, поэтому насыщенный физиологический раствор активизирует процесс окисления с образованием окиси железа светло-красного цвета.
Другой способ отличить оцинкованную сталь от неоцинкованной основан на разных магнитных свойствах металлов. Цинк, например, немагнитен, поэтому приложив к неокрашенной поверхности заготовки обычный магнит, можно установить, имеется ли в её составе цинк или нет.
Если поверхность заготовки уже окрашена термостойкой краской, магнит не поможет. Необходимо проводить лабораторные испытания. Наибольшую точность даст тестирование на электронный парамагнитный резонанс (ЭПР). ЭПР показывает содержание молекул материала на осциллографе, поэтому оцинкованный прокат будет иметь высокое содержание цинка на внешней поверхности и его наличие во внутренних слоях. При окраске никакого цинка в покрытии не обнаружится.
Ещё один метод заключается в микрофотографировании отшлифованного поперечного сечения образца. При цинковании в структуре чётко заметны три интерметаллических слоя, отсутствующие в обычных сталях.
В завершение приведём и экзотический, способ – нужно просто… лизнуть стальную поверхность. Оцинкованная сталь, в отличие от обычной, имеет меловой привкус, причём очень отчётливый.
Различаем оцинкованную и нержавеющую стали
Визуально отличить нержавейку от оцинковки непросто, поскольку разница в плотности малозаметна (как, впрочем, и внешний вид металла). Приходится применять следующие виды испытаний:
- На механическую прочность в исходном состоянии. Большинство сортов нержавейки имеют предел прочности на разрыв не менее 450 МПа. Для оцинковки этот показатель намного ниже – до 300…350 МПа.
- На твёрдость по Бринеллю НВ. Для нержавейки нормальными показателями считаются НВ 230…300, для оцинкованной стали – НВ 200…250.
- На пластичность. Удельное усилие, при котором на заготовке появляются трещины, составляет — для оцинкованной стали 170…230 МПа, а для нержавеющей – 350…400 МПа.
Если механических испытаний недостаточно, проводят химические исследования, в которых используется соляная кислота. Метод основан на свойствах цинка, который, взаимодействуя с покрытием из оцинкованного листа, активно выделяет водород. Небольшой капли соляной кислоты достаточно для того, чтобы оцинкованная поверхность начала покрываться пузырями, при этом слой цинка постепенно исчезает. Поверхность нержавейки химически неактивна.
Для оценки можно использовать и электромагнитные различия между цинкованной и нержавеющей сталью. Если магнит притягивается к заготовке, то с высокой степенью достоверности можно сказать, что это оцинкованная сталь, в то время как большинство нержавеющих сталей немагнитно.