Skip to content

Русский народный праздник масленица: Масленица, Праздники России – Как появился праздник Масленица? Традиции

Масленица, Праздники России

Эх, гуляй народ, Масленица к нам идёт!

Масленица в России

Масленица – самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник. Его история уходит корнями еще в дохристианскую Русь: главный ритуал Масленицы – сжигание соломенного чучела Зимы – отголосок языческих обрядов.

И хотя, пришедшая на смену язычеству, христианская религия отвергала все прежние культы, этот праздник так и не удалось стереть из народной памяти, настолько любим он был простым людом. Сегодня Масленица – это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране мира не празднуют ничего подобного!

Для иностранных гостей, прибывших в Россию, считается большой удачей попасть на празднование Масленицы. Ведь это означает прикоснуться к настоящей русской экзотике, попасть на живые страницы русской истории, воочию увидеть самобытные традиции самого большого государства в мире. Сегодня в России Масленицу празднуют, как и в старину – с большим размахом, массовыми народными гуляниями, забавами и играми.

Символ Масленицы конечно же блины – круглые, румяные с традиционной начинкой – красной икрой, квашеной капустой, грибами, вареньем… Отведать на морозе вкуснейших обжигающих блинов ни с чем не сравнимое удовольствие, после которого самое время окунуться в настоящий водоворот масленичных забав: на санях кататься, лепить снежный дом или хороводы водить. Словом, веселись, сколь душе угодно, ведь на следующий день начинается Великий Пост, в который по христианским обычаям веселиться и чревоугодничать уже нельзя. А завершается Масленица торжественным сжиганием чучела Зимы, которое символически означает проводы зимних холодов и наступление долгожданной весны, от которой ждали хорошего урожая.

Именно по такому сценарию каждый год празднуют Масленицу в каждом российском городе. Особенно живописно отмечают ее в исконно русских городах — Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде… А уж в столице Масленичные гуляния проходят буквально на каждом шагу: в музеях-усадьбах, парках, площадях, выставочных залах… Куда бы вы решили отправиться, всюду вас встретят наряженные скоморохи с гуслями, Петрушка, персонажи любимых русских сказок, коробейники с лотками, полными русск

Русский народный праздник Масленица

Старинный русский народный праздник Масленица имеет очень богатые и интересные традиции. По сути, это празднование означает прощание с зимой и встречу красавицы-весны. До сегодняшнего дня праздник широко отмечается во многих русских городах.

Масленица в старину

В дохристианские времена празднование Масленицы связывалось также и с новым годом, который отмечался весной. Считалось, что от того, как встретишь Масленицу, зависит то, как проведешь целый год. Поэтому ее старались встретить очень пышно.

Считалось, что край рождения Масленицы – Север. А отец ее – неизменный новогодний герой Дед Мороз. Когда-то люди заметили ее, как она пряталась за большими снежными сугробами и призвали ее, чтобы она согрела землю. И она явилась людям в образе прекрасной девушки, которая вселила людям надежду на скорое пришествие весны.

После принятия христианства Масленицу начали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом. Еще эта неделя называется Сырной.

Обычаи празднования Масленицы

На этот праздник пекут блины – главную еду. Их едят с начинками: с творогом, мясом, рыбой. Румяный блин символизирует не что иное, как солнце. Считается, что с блином человек съедает частицу солнца и его тепла. Так оно станет добрее и будет лучше греть землю.

Во многих городах на праздник строятся горы из снега для катания на санках. Здесь также устраиваются карусели, приглашаются веселые кукольники. Кроме того, русский народный праздник Масленица полон песен, веселья от души. Проводятся ярмарки, на которых торгуют блинами, сладостями. Здесь можно выпить ароматного чаю с медом.

Весна в понимании народа – начало пробуждения природы и продолжения рода. Поэтому на Масленицу заведено поздравлять новобрачных и желать им крепкого здоровья и богатства.

В последний день недели люди просят прощения друг у друга за причиненные обиды в прошлом году. Это символ начала новой жизни. Принято также навестить кума и куму, одарить их подарками. А также в этом воскресенье сжигается чучело зимы и призывается весна. Разводится и костер – чтобы «сжечь» зиму, растопить холод и дать дорогу весне.

Вкусные блюда на Масленицу

Какая Масленица без вкусных блюд? Прежде всего, это блины. Существует множество разнообразных рецептов их приготовления. Блины могут быть ржаными, гречневыми, пшеничными, пшенными или манными. Виды этого лакомства различается не только используемой мукой, но и внешними характеристиками готовых изделий. Они могут быть тонкими, толстыми, ажурными Можно лакомиться просто блинами с маслом, или же сочетать их с различными добавками – с икрой, вареньем, медом, капустой, мясом. Некоторые хозяйки даже готовят блинные пироги.

Также на Масленицу угощаются оладьями, сырниками, коржиками. Уместны будут и разнообразные пироги, ватрушки, курники. В старину, как рассказывает история Масленицы, важным блюдом была сырница. Ее готовили либо из творога и сливочного масла, либо из простокваши, творожного сыра и сливочного масла. Масленичная неделя – это настоящий праздник живота. Но после такого застолья наступает Великий пост.

Русский народный праздник Масленица полон интереснейших традиций, которые переплетаются с современностью. И каждый может найти в нем настоящую забаву до души. Ведь так хочется, чтобы на душе было тепло, и поскорее пришла весна!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

Десерт


  • Крещение Господне. История праздника

    < Назад
  • История праздника День народного единства

    Вперёд >

Проект «Масленица» Русский народный праздник

Проект Масленица

Цель проекта: формирование духовно- нравственных основ и чувства патриотизма у учащихся в процессе знакомства с традициями русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским народным праздникам.

  • Прививать любовь к русской народной музыке;

  • Способствовать воспитанию патриотических, гражданских и духовно-нравственных качеств учащихся через  проведение традиционных народных праздников

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Гипотеза:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины

Обоснование необходимости проекта: В контексте новых нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др.) сегодня в образовании большое внимание уделяется проблеме воспитания гражданственности у подрастающего поколения. Формирование гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя гражданином своей страны в разных сферах деятельности. Одной из важнейших сторон воспитания у дошкольников гражданских чувств является развитие интереса к истории и культуре своей Родины.

К сожалению, из культурного багажа учащихся уходят народный фольклор, игры, практически отсутствуют знания о народных обычаях, традициях, праздниках.

Масленица — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Последнюю перед Великим постом неделю всегда проводили весело, так как впереди предстояло целых 7 недель сурового поведения и всяческих ограничений 

(Большой энциклопедический словарь) .

Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масляная неделя у нас обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактирах, и прямо на улицах.

В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

 Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Понедельник- Встреча

В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали соломенное чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду . После этого с пением песен возили на санях по улицам, а затем ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях. Считалось, что чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай

Вторник — заигрыш

С раннего утра молодежь веселилась, каталась с ледяных гор, на тройках. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.

Все приглашали друг друга в гости. Масленицу зазывали словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!» . В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу

Среда- Лакомка

В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала родных и близких, всех угощала блинами

Четверг-Разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица: люди катались с ледяных горок, на лошадях и на качелях, шумно пировали . В этот день проходили кулачные бои — кулачки, которые вели свое начало из Древней Руси. В этих играх соблюдали строгие правила: нельзя было бить лежачего, бить ниже пояса, по затылку, вдвоем нападать на одного.

Главным действием в четверг являлся штурм и захват снежного городка. На реках или полях строили снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его

Пятница- тещины вечерки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким

Суббота- золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Золовка — это сестра мужа, а невестка -жена брата. Родственники устраивали чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали

Прощеное воскресенье

Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощение за причиненные обиды, чтобы встретить весну с чистой совестью

Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день ,Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье –Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем пост встречать

Народ прощался с Масленицей.Чучело масленицы чествовали,приглашали вернуться в следующем году, а после этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Вывод

Мы соприкоснулись с истоками культуры русского народа, почувствовали себя частицей великого русского народа, продолжателями его традиций. Таким образом традиционные русские праздники, в том числе и Масленица,  необходимо проводить. Роль их в духовно- нравственном воспитании велика. Они пробуждают в душах людей те патриотические и гражданские чувства, которыми всегда славился русский народ

Для реализации проекта мне предстояла длительная подготовка. Передо мной стояли задачи: найти как можно больше материала о «Масленице».

Для написания сценария к празднику, нам с учителем музыки Светланой Вячеславовной нужно было найти информацию об обычаях и традициях проведения Масленицы. Мы читали различную литературу, рассматривали большое количество сценариев, анализировали информацию и отбирали самое интересное. Основной нашей задачей было показать детям, что люди с давних времен празднуют Масленицу и у них есть свои обычаи и традиции: сжигание чучела Масленицы, встреча весны, старинные русские игры, поедание блинов. Поэтому мы включили в сценарий информацию о том, что Масленица — это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною… В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои.

Вчера, в нашей школе среди начальных классов прошел этот замечательный праздник, с песнями, прибаутками, играми. Мы достигли своей цели: проект был реализован. Дети узнали о русских традициях и обычаях, с помощью учителей начальных классов организовали и провели Масленицу, воплотили наши идеи в реальность! Всем присутствующим очень понравился праздник.

Вывод

Мы узнали очень много  о том, почему появился такой праздник, что обозначает Масленица, когда  и как проводится она. Мы соприкоснулись с истоками культуры русского народа, почувствовали себя частицей великого русского народа, продолжателями его традиций. Таким образом традиционные русские праздники, в том числе и Масленица,  необходимо проводить. Роль их в духовно- нравственном воспитании велика. Они пробуждают в душах людей те патриотические и гражданские чувства, которыми всегда славился русский народ.

Исследовательский проект «Русские народные праздники. Масленица»

автор: Строкина Людмила Геннадьевна

Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астаповская основная общеобразовательная школа»

Исследовательский проект «Русские народные праздники. Масленица»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астаповская основная общеобразовательная школа»

городского округа  Луховицы Московской области

«Я – юный исследователь»

Исследовательский проект  

«Русские народные праздники. Масленица»

Выполнила:

Калчу Алина

ученица 3 класса

Руководитель:

Строкина Людмила Геннадьевна

учитель начальных классов

2018 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр. 3
Этапы работыстр. 5
I этап –  информационныйстр. 5
История возникновения праздника Масленицастр. 5
Выводы I этапастр. 5
II  этап – анкетированиестр. 6
Анализ анкетированиястр. 7
Выводы II этапастр. 7
III  этап – практический стр.7
Заключениестр. 8
Список используемых источников   стр. 9
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

 

«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории» 
А. Г. Васнецов.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа, чтобы он не потерял свою самобытность, свои истоки. В последнее время заметно усилилось влияние европейской культуры, появление несвойственных славянам праздников, таких, например, как Хеллоуин, когда существует столько своих замечательных русских народных праздников. Русские православные праздники имеют большое значение в жизни русского народа. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы  «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни петь. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Каждый год все мы отмечаем этот праздник, но не многие знают, когда и почему стали праздновать Масленицу, какие есть обычаи празднования Масленицы.

Поэтому этот праздник   и был выбран объектом моего исследования.

Актуальность этой темы: В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. Очень хотелось бы,  чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь с ними жить гораздо веселей, чем без них.

Как гражданин России  считаю, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа

Я задалась вопросом:

  •   Когда стали  проводить праздник  Масленицы на Руси?
  •   Какие существуют традиции  празднования Масленицы?
  •   Знают ли мои одноклассники этот праздник?
  •   Какие начинки бывают в масленичных блинах?

 

Гипотеза:  

Мои одноклассники знают русский народный праздник масленица, знают традиции празднования масленичной недели,  знают разнообразие масленичных блинов.

Цель работы: изучение истории праздника Масленица, его традиций,  приготовление традиционных блюд на масленичной неделе, изготовление куклы «Масленица», изготовление буклета «Пословицы и поговорки о «Масленице»

Объект исследования: традиции празднования Масленицы.

Задачи:

  1.  Изучить дополнительную литературу,  выяснить историю появления праздника Масленица.
  2.   Познакомиться  с традициями празднования  Масленицы.
  3. Провести анкетирование среди одноклассников, выявить знания традиций празднования Масленицы.
  4.   Узнать начинки   масленичных блинов.
  5.  Полученную информацию проанализировать и обобщить в виде информационного буклета по правилам проведения праздника, буклета пословиц и поговорок  о «Масленице», создание куклы «Масленица».
  6. Посетить массовое гуляние Масленицы  в сельском поселении Астаповское

 

Методы исследования:

  1. Работа с дополнительной литературой, материалами сети Интернет. Для сбора информации и проведения исследования необходимо изучить дополнительную литературу, материалы сети Интернет.
  2. Анкетирование. Для выявления, что знают о празднике ученики моего класса, разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся 3 класса.
  3. Анализ. Анализ результатов анкетирования, подтвердил, что школьникам необходима дополнительная информация о традициях и правилах празднования «Масленицы»
  4. Метод сравнения. Известно несколько видов блинов, различающихся между собой главным образом, используемым для них сырьем (мукой, водой или молоком, маслом, яйцами), технология же приготовления для всех видов в основных чертах почти одинакова.
  5. Наблюдение. Наблюдение за ходом проведения праздника «Масленица» в сельском поселении Астаповское.
  6. Беседа. Провести беседу с учениками класса и школы о важности проведения данного мероприятия на базе МБОУ «Астаповская основная общеобразовательная школа»

 

ЭТАПЫ работы:

I этап – информационный

Задачи:

  1.   Познакомиться с историей праздника Масленица.
  2.   Выяснить, какие традиции соблюдают во время праздника.

 

  1.   История возникновения праздника МАСЛЕНИЦА

Масленица уходит своими корнями в глубину веков. Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. 

Итак, Масленица это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Подавали их горячими и щедро сдабривали  маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Масленица — это восьмая неделя перед Пасхой. Она проходит перед Великим постом и заканчивается Прощёным воскресеньем. На последней неделе перед началом Великого поста разрешается употреблять такие продукты, как сливочное масло, рыбу и яйца, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Второе название Масленицы «Комоедица». Почему именно Комоедица? «Ком» так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам, слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь это «хозяин», «ведающий мед», а мед для русского человека источник жизни и здоровья.

Даже есть пословица:

Первый блин — комам,

блин второй – знакомым,

третий блин – родне,

а четвёртый – мне.

Традиционно Масленица связана с народными гуляньями, посещением родственников, зазыванием гостей в дом на блины и на особые угощения. Православный русский церковный календарь называет это время «Сырной седмицей», где седмица значит неделя, которая примиряла близких людей, приносила прощение обид, настраивала на доброе общение с родными, близкими и друзьями.

 

II этап – анкетирование.

Задачи

  1.  Провести анкетирование с учащимися 3 класса.
  1.   Выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси,  традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда.

На I этапе своего проекта я составила анкету для одноклассников, что бы выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси,  традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда, разнообразие начинок масленичных блинов.

 

Анкета для одноклассников:

  1. Известен ли вам праздник Масленица? 
  2. Когда (в каком месяце) его празднуют?
  3. Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?
  4. Какое главное блюдо на Масленицу?
  5. Что символизируют блины?
  6. С какой начинкой ты ел блины?
  7. Что означает каждый день масленичной недели?
  8. Принимали ли вы участие в масленых гуляниях
  9. Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?

 

  • На первый вопрос: Известен ли вам праздник Масленица? Мы получили следующие ответы:

Да-13 чел-100%

Нет-0 чел.-0 %

2 . На вопрос: Когда (в каком месяце) его празднуют?

Не знают-5 чел. -38%

Знают- 8 чел.- 62%

  1. На вопрос: Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

Да-13 чел-100%

Нет-0 чел.-0 %

  1. На вопрос: Какое главное блюдо на Масленицу?

Блины- 11 чел-85%

Не знают -2 чел.-15 %

  1. На вопрос: Что символизируют блины?

Не знают-8 чел. -62%

Знают- 5 чел.- 38%

  1.  На вопрос: С какой начинкой ты ел блины?

 

Блины с начинкойКол-во ответов%
с вареньем13 человек100
со  сгущенкой13 человек100
со сметаной10 человек77
с мясом3 человек23
с шоколадом1 человек7
с медом1 человек7

 

  1. На вопрос: Что означает каждый день масленичной недели?

Не знают-13 чел. -100%

Знают- 0 чел.- 0%

  1. На вопрос: Принимали ли вы участие в масленых гуляниях?

Да-11 чел-85%

Нет-2 чел.-15 %

  1. На вопрос: Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?

Да-11чел-85%

Нет-2 чел.-15 %

 

Результаты исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными гуляниями

 

III  этап – практический.

Задачи:

  1.   Узнать как проходит  поселковый праздник «Проводы Зимы».
  1. Узнать начинки масленичных блинов.  
  2. Изготовить куклу «Масленица» своими руками
  3. Создать буклеты о Масленице

 

На II этапе выяснилось, что многие из опрошенных детей принимали участие в массовом гулянии «Проводы Зимы» или «Прощание с Масленицей» и мы решили всем классом посещать этот праздник в поселение Астаповское на следующий год. Принять участие в русских народных играх, состязаниях. Сделать фоторепортаж.

Так же на II этапе выяснилось, что мои одноклассники не знают разнообразие начинок масленичных блинов.  В основном начинки были со сметаной и со сгущенкой. Я составила перечень начинок масленичных блинов.

Начинки для блинов могут быть из:

  •   мяса, печени, ливера, ветчины
  •   рыбы, рыбной икры
  •   сыра
  •   грибов
  •   творога
  •   фруктов свежих, сухофруктов
  •   ягод цельных, перетёртых с сахаром
  •   овощей свежих, пассированных

На классном часе мы решили изготовить куклу «Масленица» своими руками.  Мы закупили бросовый материал и научились делать эту куклу.

В завершении работы я совместно с учителем создала буклеты и брошюры об этом празднике. Я, надеюсь, что составленные нами,  буклеты по правилам проведения праздника, сборники пословиц и поговорок о «Масленице», книжки-малышки « Во что поиграть на «Масленицу», дают возможность всем желающим побольше узнать о традициях празднования Масленицы.

 

Заключение

Проведя итоги моей работы можно сделать следующие   ВЫВОДЫ:

В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей. На масленицу традиционным блюдом являются блины – олицетворение весеннего солнца. Блины пекут как на дрожжах, так и без них. Разнообразие блинных начинок является отличительной чертой праздника.  

Наша  гипотеза  подтвердилась частично.

100 % моих одноклассников знают про этот праздник, но не все знают про его традиционное блюдо – блины.

Ни один ребенок не знает традиции празднования блинной недели. Большинство моих одноклассников не знают разнообразие начинок масленичных блинов.

 

Практическая значимость проекта:

Считаю, что моя подборка начинок масленичных  блинов пригодится как моим одноклассникам, так и их родителям.  

Подборку пословиц и поговорок о масленице, игры и состязания можно

использовать в сценарии  школьного праздника и организовать ежегодную школьную традицию «Прощание  с Масленицей» или «Проводы Зимы». В проведении школьного праздника можно задействовать работников столовой, учителей физической культуры, музыки и технологии, организаторов школьной внеклассной работы, библиотекаря.  

Для  всех учащихся нашей школы это будет незабываемым праздником!

Считаю, что моя работа интересна и актуальна, так как большинство современных подростков относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну.

Мне очень понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал, сравнивать, анализировать, узнавать новые игры и  конкурсы, печь блины. На следующий учебный год я собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные праздники».

 

Список используемых источников:

 

  1. http://www.maslenisa.ru/maslenichnaya-nedelya/prazdnik-shirokaya-maslenitsa.html
  2. Гавришина Т.В. Через игру в народную традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995
  3. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. (Праздник в школе)/ Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт».
  4. Широкая масленица — история и традиции http://maslenica.best-party.ru/articles/298 .
  5. http://ru.wikipedia.org/
Брошюра Игры на масленицу

Исследовательский проект «Русские народные праздники. Масленица»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березинская школа»

Исследовательский проект  

«Русские народные праздники. Масленица»

Выполнили:

Корпачева Екатерина

ученица 4 класса

Руководитель:

Редченкова Елена Михайловна

учитель начальных классов

2018 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

стр. 3

Этапы работы

стр. 5

I этап –  информационный

стр. 5

История возникновения праздника Масленица

стр. 5

Выводы I этапа

стр. 5

II  этап – анкетирование

стр. 6

Анализ анкетирования

стр. 7

Выводы II этапа

стр. 7

III  этап – практический

стр.7

Заключение

стр. 8

Список используемых источников   

стр. 9

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории» 
А. Г. Васнецов.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа, чтобы он не потерял свою самобытность, свои истоки. В последнее время заметно усилилось влияние европейской культуры, появление несвойственных славянам праздников, таких, например, как Хеллоуин, когда существует столько своих замечательных русских народных праздников. Русские православные праздники имеют большое значение в жизни русского народа. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы  «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни петь. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Каждый год все мы отмечаем этот праздник, но не многие знают, когда и почему стали праздновать Масленицу, какие есть обычаи празднования Масленицы.

Поэтому этот праздник   и был выбран объектом моего исследования.

Актуальность этой темы: В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. Очень хотелось бы,  чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь с ними жить гораздо веселей, чем без них.

Как гражданин России  считаю, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа

Я задалась вопросом:

 

Гипотеза:  

Мои одноклассники знают русский народный праздник масленица, знают традиции празднования масленичной недели,  знают разнообразие масленичных блинов.

Цель работы: изучение истории праздника Масленица, его традиций,  приготовление традиционных блюд на масленичной неделе, изготовление куклы «Масленица», изготовление буклета «Пословицы и поговорки о «Масленице»

Объект исследования: традиции празднования Масленицы.

Задачи:

  1.  Изучить дополнительную литературу,  выяснить историю появления праздника Масленица.

  2.   Познакомиться  с традициями празднования  Масленицы.

  3. Провести анкетирование среди одноклассников, выявить знания традиций празднования Масленицы.

  4.   Узнать начинки   масленичных блинов.

  5.  Полученную информацию проанализировать и обобщить в виде информационного буклета по правилам проведения праздника, буклета пословиц и поговорок  о «Масленице», создание куклы «Масленица».

  6. Посетить массовое гуляние Масленицы  в сельском поселении Астаповское

 

Методы исследования:

  1. Работа с дополнительной литературой, материалами сети Интернет. Для сбора информации и проведения исследования необходимо изучить дополнительную литературу, материалы сети Интернет.

  2. Анкетирование. Для выявления, что знают о празднике ученики моего класса, разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся 3 класса.

  3. Анализ. Анализ результатов анкетирования, подтвердил, что школьникам необходима дополнительная информация о традициях и правилах празднования «Масленицы»

  4. Метод сравнения. Известно несколько видов блинов, различающихся между собой главным образом, используемым для них сырьем (мукой, водой или молоком, маслом, яйцами), технология же приготовления для всех видов в основных чертах почти одинакова.

  5. Наблюдение. Наблюдение за ходом проведения праздника «Масленица» в сельском поселении Астаповское.

  6. Беседа. Провести беседу с учениками класса и школы о важности проведения данного мероприятия на базе МБОУ «Астаповская основная общеобразовательная школа»

 

ЭТАПЫ работы:

I этап – информационный

Задачи:

  1.   Познакомиться с историей праздника Масленица.

  2.   Выяснить, какие традиции соблюдают во время праздника.

 

  1.   История возникновения праздника МАСЛЕНИЦА

Масленица уходит своими корнями в глубину веков. Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. 

Итак, Масленица это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Подавали их горячими и щедро сдабривали  маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Масленица — это восьмая неделя перед Пасхой. Она проходит перед Великим постом и заканчивается Прощёным воскресеньем. На последней неделе перед началом Великого поста разрешается употреблять такие продукты, как сливочное масло, рыбу и яйца, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Второе название Масленицы «Комоедица». Почему именно Комоедица? «Ком» так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам, слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь это «хозяин», «ведающий мед», а мед для русского человека источник жизни и здоровья.

Даже есть пословица:

Первый блин — комам,

блин второй – знакомым,

третий блин – родне,

а четвёртый – мне.

Традиционно Масленица связана с народными гуляньями, посещением родственников, зазыванием гостей в дом на блины и на особые угощения. Православный русский церковный календарь называет это время «Сырной седмицей», где седмица значит неделя, которая примиряла близких людей, приносила прощение обид, настраивала на доброе общение с родными, близкими и друзьями.

 

II этап – анкетирование.

Задачи

  1.  Провести анкетирование с учащимися 4 класса.

  1.   Выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси,  традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда.

На I этапе своего проекта я составила анкету для одноклассников, что бы выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси,  традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда, разнообразие начинок масленичных блинов.

 

Анкета для одноклассников:

  1. Известен ли вам праздник Масленица? 

  2. Когда (в каком месяце) его празднуют?

  3. Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

  4. Какое главное блюдо на Масленицу?

  5. Что символизируют блины?

  6. С какой начинкой ты ел блины?

  7. Что означает каждый день масленичной недели?

  8. Принимали ли вы участие в масленых гуляниях

  9. Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?

 

Да-4 чел-100%

Нет-0 чел.-0 %

2 . На вопрос: Когда (в каком месяце) его празднуют?

Не знают-1 чел. -25%

Знают- 3 чел.- 75%

  1. На вопрос: Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

Да-1 чел-25%

Нет-3 чел.-75 %

  1. На вопрос: Какое главное блюдо на Масленицу?

Блины- 3 чел-75%

Не знают -1 чел.-25 %

  1. На вопрос: Что символизируют блины?

Не знают-2 чел. -50%

Знают- 2 чел.- 50%

  1.  На вопрос: С какой начинкой ты ел блины?

 

Блины с начинкой

Кол-во ответов

%

с вареньем

4 человека

100

со  сгущенкой

4 человека

100

со сметаной

4 человека

100

с мясом

4 человек

100

с шоколадом

2 человек

50

с медом

2 человек

50

 

  1. На вопрос: Что означает каждый день масленичной недели?

Не знают-4 чел. -100%

Знают- 0 чел.- 0%

  1. На вопрос: Принимали ли вы участие в масленых гуляниях?

Да-4 чел-100%

Нет-0 чел.-0 %

  1. На вопрос: Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?

Да-4чел-100%

Нет-0 чел.-0 %

 

Результаты исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными гуляниями

 

III  этап – практический.

Задачи:

  1.   Узнать как проходит  поселковый праздник «Проводы Зимы».

  1. Узнать начинки масленичных блинов.  

  2. Изготовить куклу «Масленица» своими руками

  3. Создать буклеты о Масленице

На II этапе выяснилось, что многие из опрошенных детей принимали участие в массовом гулянии «Проводы Зимы» или «Прощание с Масленицей» и мы решили всем классом посещать этот праздник в д. Березино на следующий год. Принять участие в русских народных играх, состязаниях. Сделать фоторепортаж.

Так же на II этапе выяснилось, что мои одноклассники не знают разнообразие начинок масленичных блинов.  В основном начинки были со сметаной и со сгущенкой. Я составила перечень начинок масленичных блинов.

Начинки для блинов могут быть из:

  •   мяса, печени, ливера, ветчины

  •   рыбы, рыбной икры

  •   сыра

  •   грибов

  •   творога

  •   фруктов свежих, сухофруктов

  •   ягод цельных, перетёртых с сахаром

  •   овощей свежих, пассированных

На классном часе мы решили изготовить куклу «Масленица» своими руками.  Мы закупили бросовый материал и научились делать эту куклу.

В завершении работы я совместно с учителем создала буклеты и брошюры об этом празднике. Я, надеюсь, что составленные нами,  буклеты по правилам проведения праздника, сборники пословиц и поговорок о «Масленице», книжки-малышки « Во что поиграть на «Масленицу», дают возможность всем желающим побольше узнать о традициях празднования Масленицы.

 

Заключение

Проведя итоги моей работы можно сделать следующие   ВЫВОДЫ:

В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей. На масленицу традиционным блюдом являются блины – олицетворение весеннего солнца. Блины пекут как на дрожжах, так и без них. Разнообразие блинных начинок является отличительной чертой праздника.  

Наша  гипотеза  подтвердилась частично.

100 % моих одноклассников знают про этот праздник, но не все знают про его традиционное блюдо – блины.

Ни один ребенок не знает традиции празднования блинной недели. Большинство моих одноклассников не знают разнообразие начинок масленичных блинов.

 

Практическая значимость проекта:

Считаю, что моя подборка начинок масленичных  блинов пригодится как моим одноклассникам, так и их родителям.  

Подборку пословиц и поговорок о масленице, игры и состязания можно

использовать в сценарии  школьного праздника и организовать ежегодную школьную традицию «Прощание  с Масленицей» или «Проводы Зимы». В проведении школьного праздника можно задействовать работников столовой, учителей физической культуры, музыки и технологии, организаторов школьной внеклассной работы, библиотекаря.  

Для  всех учащихся нашей школы это будет незабываемым праздником!

Считаю, что моя работа интересна и актуальна, так как большинство современных подростков относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну.

Мне очень понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал, сравнивать, анализировать, узнавать новые игры и  конкурсы, печь блины. На следующий учебный год я собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные праздники».

 

Список используемых источников:

 

  1. http://www.maslenisa.ru/maslenichnaya-nedelya/prazdnik-shirokaya-maslenitsa.html

  2. Гавришина Т.В. Через игру в народную традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995

  3. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. (Праздник в школе)/ Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт».

  4. Широкая масленица — история и традиции http://maslenica.best-party.ru/articles/298 .

  5. http://ru.wikipedia.org/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *