Skip to content

Русская традиционная изба – Русское национальное жилище — это… Что такое Русское национальное жилище?

Русское национальное жилище — это… Что такое Русское национальное жилище?

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год.
В подклетях видны узкие волоковые окна, кровли шатровые и в бочку, горницы с тремя окнами. Вокруг теремов устроены гульбища. Справа столовая с кровлей в куб.

Русское национальное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища[1]. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве[2].

Клеть

Основа русского национального жилища – клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом[3] без пристроек[4] (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими 3 на 2 метра, оконных проемов не было

[5]. Высота клети была в 10-12 бревен. Крылась клеть соломой[6]. От слова клеть происходит слово клетка

В Синодальном переводе Библии «клеть» переведена как «комната» (лат. cubiculum, нем. Kämmerlein, Мф.6:6). В отличие от избы клеть могла не иметь отопления и её использовали не только для жилья, но и для хранения припасов (кладовка, где обитал клетник[8] или сарай[9]). Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. Спальня называлась ложница, или одрина. Божница – домовая церковь.

Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента. Брёвна связывались в обло, в присек, в лапу, в замок, в ус. Брус связывался в ус, в брус, в косяк, в угол. Один ряд из брёвен или брусьев – венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце». Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху».

Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым или земляным. Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом, или липовыми досками. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.

Изба

Клеть с печкой — уже изба[10]. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле. Кроме печи в избе располагались лавки вдоль стен, в центре располагался обеденный стол. Неотъемлемым элементом избы считались сундуки (для одежды и утвари). На стенах помещались полки. Очень поздно (XIX век) в интерьер избы вошли стулья и шкафы

[11].

Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая.

У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Хоромы

Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.

Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет.

Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.

Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т. д.

Хоромы делились на:

Покоевые хоромы

Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три или четыре горницы: передние сени, крестовая, или моленная, и постельная. Кроме этих помещений могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и т. д. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором.

Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина, и соединялись переходами и сенями.

Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.

Непокоевые хоромы

Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т. д. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.

Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставалася самым большим залом в русской архитектуре.

Хозяйственные постройки

Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т. д. Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема.

Подклет

Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья.

Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т. е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей.

Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.

Горница

Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т. е. высокий.

Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно – большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская.

Горницы делились стенами на комнаты – чуланы (от слова опочивальня) и каморки.

Светлица

Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах или в трёх. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах. И в светлице, в отличие от горницы, нет печи, точнее, топочной части печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелённый или раскрашенный.

Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий или других работ.

Сени

Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях».

Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти.

На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений.

В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье.

Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.

Терем

Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Кровля

Двускатная кровля. На крючках курицы лежит водосток. 1861 год постройки. Этногорафический музей народов Забайкалья.

Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась и накрывалась тёсом и берестой.

В хоромах кровля устраивалась шатром — со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу — с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица — флюгер, на князе устанавливались резные гребни.

Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.

Лестницы

Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали – т.е. устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.

Ворота

Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота – с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.

Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша, с иконой Спаса Нерукотворного.

Окна

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.

Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.

Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались.

Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.

Строительные профессии

Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели — плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль[12] — архитектор. Вымышленник — инженер.

Галерея

  • А. Рябушкин «Выход боярышни с няньками в сад». 1893.
    Над князьями крыши устанавливали резные гребни.

  • А. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.» 1913.

  • А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем.

  • А. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском». На переднем плане портомойня. Печной дым выходит из волоковых окон.

  • А. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века».

  • В. Васнецов. «В Московском Кремле.» До пожара 1696 года Красное крыльцо было накрыто шатровой кровлей.

  • В. Васнецов. «Скоморохи на Москве».

  • В. Васнецов. «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920. Слюдяная окончина.

  • А. Максимов. «В усадьбе князя». 1907 год.

Музеи

Образцы русской национальной архитектуры предаставлены в музеях:

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Традиционный дизайн русской избы не такой одноликий, как может показаться. Символ нашей страны может быть произведением искусства, в котором можно почерпнуть массу идей для современного сруба.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Русская изба является одним из символов нашей страны, традиционным видом жилья, имеющим свои особенности. Сейчас, конечно, настоящие русские избы можно увидеть только в музеях-собраниях исторических строений или в некоторых деревнях. Давайте посмотрим, какие отличия есть у такого вида дома.

Какие бывают русские избы

Изначально все избы были бревенчатыми. Строили наши предки из того, что было под рукой, а лесов на Руси всегда было немало. Небольшой сруб с одной комнатой, то есть четыре стены и печь, вернее, очаг в центре — вот и вся изба.

Причём зачастую такие строения вкапывались в землю, становились полуземлянками, ведь наши предки беспокоились о сохранности тепла зимой. Напомним, что вначале избы были курными, отапливались без дымохода.

Полы в избах были земляными. В целом конструкция традиционного русского сруба совершенствовалась постепенно. Появлялись оконные проёмы, которых первоначально не было, подобие фундамента, очаги вытеснялись печами с дымоходами.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА


Разнообразие 


Следует отметить, что русские избы очень отличались в зависимости от региона. Это понятно, ведь в южных районах и требования к жилищу были немного другими, и материалы встречались совсем не те, что в северных широтах.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Принято выделять самые простые избы четырёхстенки, избы с пятой стеной, которая делила внутреннее пространство на горницу и сени, избы-крестовики, которые отличались вальмовой крышей, избы-шестистенки.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Крыльцо стало неизменной частью избы позже, но сегодня и современные российские дома редко обходятся без этой небольшой открытой пристройки, которая стала прообразом куда более просторных открытых террас и остеклённых, но неотапливаемых веранд.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Хозяйственные постройки

Очень трудно представить себе русскую избу без двора. Обычно это целый комплекс хозяйственных построек, имевших самое разное предназначение. Поодаль от избы могли стоять сараи для хранения дров и инструментов, хлев для скотины, амбар, конюшня. В северной части нашей страны встречались крытые дворы, которые объединяли этот комплекс хозяйственных строений под одной крышей, позволяя попасть в хлев, не опасаясь дождя и снегопада.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Материалы

Традиционно избы строили из ели, сосны и лиственницы, ведь ствол хвойных деревьев отвечал всем требованиям, был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке с помощью топора. При этом старые и больные деревья для строительства дома не рубили — только на дрова, для жилого здания требовались качественные брёвна. Для кровли использовали тёс или дранку, в южных районах зачастую на крышу шли солома или камыш.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Интерьер

Интерьер, если это слово уместно по отношению к избе, носившей в основном практичный характер, конечно, был простым, но элементы декора всё равно присутствовали. Например, вышитое полотенце на иконе в «красном» углу, резные детали. Но до обилия декоративных элементов русской усадьбы избе было очень далеко.

Такая разная РУССКАЯ ИЗБА

Русская печь могла занимать весьма солидную часть главной комнаты, где и готовили еду, и ели всей семьёй, и спали, и общались. Если для современных домов русская печь является, скорее, прихотью, то в избе она становилась центром всей жизни большой семьи.

Современный сруб вполне можно назвать потомком традиционной русской избы. Это всегда привлекательный вариант строительства дома, пусть более затратный, чем «каркасник», но зато основательный и добротный. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

А не обратить ли нам взор на русскую избу?

Не первый раз читаю о всяко-разных заморских архитектурных стилях. Модерн, натюрель, крафтсмэн, минимализм… Кто шале рекомендует, кто на скандинавскую стилистику советует взор обратить, кому без прованса у нас вообще не жизнь. Обязательно все избы надо переделать под Шотландию или Норвегию как минимум. И стало мне за державу обидно. Неужели наши предки таки ничего стоящего не придумали, чтобы мы свои дачи по чужим стандартам строили?

Скромная красота русской избы

Ничуть не претендую на научность архитектурных изысканий. Как говорила моя бабушка: «Я уже забыла больше, чем ты знаешь». Вот и я постараюсь рассказать о том, что помню.

Северная изба
 
Давайте посмотрим на простой пример — северную избу. В таких жили наши предки и сто, и двести, и триста лет назад. В ней, поколение за поколением, оттачивали рациональность, практичность, здравомыслие. Постройки максимально приспособлены к суровому климату. Простота и удобство — главные преимущества планировки. Все помещения собраны под одной крышей. Это монументальное строение, позволяющее в холодное время года не покидать его пределы, занимаясь домашними хлопотами.

дом-брус семьи погороельцев, построен, как временное жилище, на период строительства нового дома

Отдельно стоящими сооружениями были только амбары и бани. Баня потому, что считалась пожароопасным местом и, к тому же нечистым. Здесь положено было встречать жизнь первым купанием и завершать ее последним омыванием. Здесь снимали крест, чтобы погадать на Рождество. Амбар — для запаса провизии на всю семью. Он должен сохраниться, даже если дом пострадает от пожара. Вход в амбар всегда просматривался из окон дома. И это было единственное строение, которое закрывали на замок.

амбар и баня

Дом-брус — вытянутое длинное прямоугольное строение, состоял из жилой и хозяйственной части под общей двускатной крышей. Жилая часть, выходящая на фасад, занимала меньшую площадь (около трети всего строения).

дом-брус

Часто избу рубили в два этажа. Жилая часть была разделена на «зимник» и летнюю горницу. Зимой, когда требовалось максимально сберегать тепло, семья жила в зимней части избы. Там и потолки пониже, и окна поменьше. Такое помещение прогревается быстрее.

зимняя изба

В теплое время года, когда ласковое солнышко позволяло не топить печи, изба становилась просторнее за счет летних комнат с высокими потолками и большими окнами.

изба

Под крышей, в треугольнике фронтона — окно девичьей светелки.

В низенькой светелке огонек горит
Молодая пряха у окна сидит...

Главное правило внутреннего пространства — у каждого обитателя своя зона, у каждой вещи — свое место. Рядом с печью, утварью, посудой — бабий кут.

комната

Здесь владения хозяйки дома. Вся кухонная утварь. Сюда мужику заходить негоже.

бабий кут

У двери, ближе к выходу, мужская лавка. У окна удобно примостилась прялка. Колыбель для младенца подвешена к потолку и устроена так, что качать ее можно, не вставая с кровати. С противоположной от «бабьей» стороны — мужская половина. Здесь хозяин плетет из бересты, делает туеса.

мужская лавка

Готовит товар к ярмарке.

берестяные изделия

В углу у печи умывальник. У теплого печного бока вода в нем не студеная.

умывальник

Сени делят помещение на жилую и хозяйственную часть. С улицы в сени ведут несколько ступенек.

ступени в сени

И здесь все основательно, надежно, на века.

ступени в сенях

В сенях хранили инвентарь, воду; молодежь устраивала посиделки на лавках вдоль стен. Здесь же дверь в подклет. Там запасы продуктов: квашеная капуста, грибы-ягоды.

сени

Сени — тамбур, сохраняющий тепло в жилой части. 

сени

Хозяйственный двор двухуровневый, с взвозом. По нему лошадь, запряженная в телегу или сани, могла завезти груз сразу на второй этаж.

я думаю, на легковой машине вполне реально заехать по такому настилу

Взвоз был сооружением надежным. Была возможность сделать фотографию во время ремонта.

ремонт взвоза

Вообще, все в крестьянском доме делалось на совесть, на века. Хоть и не баран, но долго стояла, уставившись на новые ворота. До чего же хороши!

как хороши эти новые ворота

В хозяйственной части на первом этаже: конюшня, скотный двор, птичник. Повышенная влажность помещения (навоз, испарения) — все это сокращает срок службы деревянных конструкций. Хочется обратить внимание на то, как была решена эта проблема. Меня восхищают подобные разумные архитектурные решения.

помещение для содержания скотины

Сруб можно было заменить, не разбирая основное строение. Просто разобрать сгнившие бревна и заменить их на новые.

Вот еще один пример подобной конструкции: основное помещение удерживают крепкие колонны, а нижнюю часть можно собирать и разбирать, как конструктор «лего».

хозблок

И еще ракурс:

задворки

На втором этаже хоздвора, на повети — запас сена, место хранения летнего инвентаря, лодок, телег, мастерская хозяина дома.

поветь

Здесь недолгие зимние дни мужчины коротали за шитьем лодок, вязкой сетей, починкой телег, подготовкой инвентаря к летнему сезону. Здесь обустраивали жернова и мололи зерно.

на повети

Целесообразность форм, многовековая традиция строительных приемов, единение с природой: все это — русская северная изба.

видение прошлого

Простота и рациональность стиля скрашивалась многочисленными архитектурными деталями, которые, помимо выполнения сугубо практических задач, одновременно служили нарядным убранством дома. Все украшалось резьбой: торцы слег прикрывали и защищали от непогоды резные причелины, укрепленные по краю ската.

резьба

Кровлю по коньку завершал охлупень, конец которого, выступающий над щипцом, мог изображать птицу или коня. «Конь на крыше — в избе тише».

охлупень

На стыке двух причелин крепилось «полотенце» (ветренница) — оно закрывало стык досок от дождя и служило еще одним украшением дома.

символ солнца

Основа крыши — слеги. Они врубались с выступом и образовывали свес кровли.

вынос крыши защищает стены от непогоды

По ним крепились курицы — стволы елей с частью корня, который служил естественным креплением для водосточного желоба. И даже эти сугубо практичные детали были украшены резьбой. Естественной гидроизоляцией служила кора берез — береста. Она защищала древесину от контакта с водой, быстро просыхала, не гнила.

курицы

Пологие скаты кровли удерживали снег, служащий зимой естественным утеплителем, большие выносы защищали стены от непогоды, отбрасывая осадки далеко от их основания.

крепление теса на крыше

Вся форма строения не вступала в конфликт с окружающей средой, прекрасно вписывалась в ландшафт. Добрые силы оберегали дома от злых сил и дурного глаза. Обереги были в резьбе, росписи, тканых узорах, вязаных орнаментах.

резьба

Казалось бы, как можно украсить сруб? Но и здесь находилось место творчеству и фантазии.

основание сруба

Кузница. Место пожароопасное, поэтому на краю деревни. Перед домом привязь. Станок, на котором подковывали лошадей.

Кузница

В кузнице земляной пол.

кузница

Печь топили каменным углем, чтобы достичь необходимой температуры для обработки металла.

кузница

Русский «крафтсмэн» — дом гончара. Гончарный круг закреплен на скамье, на специальной оси. Изделия для детей — свистульки и игрушки. Для взрослых — различная посуда.

дом гончара

Хотелось бы еще рассказать о многом. О северном лесе — надежном и долговечном строительном материале.

годовые кольца

О «бюджетных» заборах.

изгородь

О детских забавах.

забавы

Качелях, сделанных без единого гвоздя.

качели

Обустройстве спуска с холма.

лестница

И о многом-многом другом, неоправданно забытом, скромно существующем в редких музейных экспозициях.

деревня

Понятно, что сейчас не найти 470 кубометров леса, чтобы построить дом. Но и запросы у нас скромнее, потому как семьи меньше. И современных средств, облегчающих жизнь, не счесть. Но давайте не забывать, что есть русский стиль — наш, родной!

Читайте также:

Национальное русское жилище — byzantine_way — LiveJournal

На изображении: Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год.

В русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой здание из дерева (избу), построенную по срубной или каркасной технологии. Основа русского национального жилища – клеть.
Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д. Гридница – приёмная. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором. Спальня называлась ложница, или одрина. Божница – домовая церковь.

Брёвна связывались в обло, в присек, в лапу, в замок, в ус. Брус связывался в ус, в брус, в косяк, в угол. Один ряд из брёвен или брусьев – венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце». Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента. Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом, или липовыми досками. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.

На изображение: Изба-связь. Две клети-избы связаны в середине сенями. Этнографический музей народов Забайкалья.

Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле.
Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая. У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д. Хоромы делились на: Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д. Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т.д.

На изображении: А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем.

Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.

Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий. Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская.
Горницы делились стенами на комнаты — чуланы (от слова опочивальня) и каморки.

На изображении: Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья.

Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. И в светлице, в отличие горницы, нет печи, точнее, топочной часть печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелёный, или раскрашеный. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ.

Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях». Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.

На изображении: А. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.» 1913.

Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась, и накрывалась тёсом и берестой. В хоромах кровля устраивалась шатром — со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу — с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица — флюгер, на князе устанавливались резные гребни. Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.

На изображении: А. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века».

Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали – т.е. устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.

Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота – с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома. Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша, с иконой Спаса Нерукотворного.

На изображении: Тройные ворота с кровлей. 1906 год. Этнографический музей народов Забайкалья.

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные. Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками. Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.

Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели — плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль — архитектор. Вымышленник — инженер.

Древо Рода: Руская изба

04.11.2018

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, починке, заимке, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Руские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготея к одному административному центру. Деревни и сёла северных губерний Европейской России были малодворными, насчитывали от 3—4 до 60—70 изб. В южных районах и в Сибири сёла и деревни состояли зачастую из 300—500 дворов.

Крестьянские избы строились в один или два ряда — «порядка» — вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались разрозненно, без какого-либо плана. Сёла и деревни огораживались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились, из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в безлесных южных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. Принципиальные изменения в строительной технике, планировке внутреннего пространства, внешнем облике избы стали вводиться лишь в последней трети XIX века, когда традиционные представления крестьян о мире и человеке в нём стали уходить в прошлое.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым — и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Руские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья — они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мёртвыми, — от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадёт «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрёстке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников. Богатый хозяин, как правило, заключал договор о строительстве с артелью плотников. Особенно славились своим мастерством и высокой организацией работ артели ярославских, владимирских, костромских плотников. Народное сознание приписывало им владение «тайным знанием», полученным от неведомой и нечистой силы. При этом чем выше было мастерство плотника, тем якобы теснее была его связь с «нечеловеческой природой».

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. К примеру, под брёвна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, меблировка дома — всё это определялось природно-климатическими условиями, общеруской и местной традицией и имело ряд отличий в разных регионах расселения руского народа.

На севере Европейской России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади тоже крытым двухъярусным двором. Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж — подклет — использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота — «стаями». Второй этаж — поветь — использовался как сеновал.

В центральных районах Европейской России деревенская усадьба состояла из одноярусного дома на невысоком подклете, под двускатной крышей, с двором, прилегающим в большинстве случаев к его боковой стороне.

В южноруских районах — на территории к югу от Москвы — крестьянские усадьбы выглядели иначе. Избы были низкие, без подклета, под четырёхскатными крышами. За каждой из них находился широкий, открытый сверху двор, застроенный по периметру тёплыми помещениями для скота, навесами для хранения сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней.

Большим своеобразием отличались «курени» донских и терских казаков. Это были высокие двухэтажные, квадратные в плане здания под тесовой или железной четырёхскатной крышей. Хлев, конюшня, овчарня, птичник находились на некотором расстоянии от жилого дома.

Усадьба руского крестьянина Сибири и Алтая напоминала крепость: высокая бревенчатая изба, амбар, расположенный на некотором расстоянии от избы, соединённый с ней забором и массивными воротами. Забор огораживал замкнутый глухой двор, по периметру которого строились помещения для скота, погребы, сеновалы, помещения для просушивания зерна, навесы для дров, телег, сельскохозяйственных орудий.

Жилище крестьян ориентировано обычно на юго-восток. Только со второй половины XIX века, с увеличением населения и сокращением свободных земель, эта традиция стала нарушаться. Смысл такой ориентации сводился не только к соображениям чисто практическим — лучшей освещённости дома, но был связан с представлениями мифологического плана. Юго-восток считался стороной света — «божеская, красная сторона»; северо-запад — стороной тьмы, смерти. Ориентируя таким образом свою избу, крестьянин как бы оборачивался «лицом» дома к светлому началу, к Богу.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединённых сеньями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из тёплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого руской печью помещения собственно избы было ещё одно, летнее, парадное помещение — горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью-голландкой.

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включённых в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей. Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними — врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил — полати. В южноруских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья — пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Передний угол со столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи — печной угол, середина избы — рабочим местом. Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывавший на юго-восток, как место святое. Здесь молились Богу. Печной угол, направленный на северо-запад, осмыслялся как место тёмное, нечистое, там жил домовой, через печную трубу могла влететь в дом ведьма, попадал в виде огненного змея дьявол. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали.

Сравнительно небольшое пространство избы, около 20—25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодёжь — под палатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи.

Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел во главе стола. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках.

Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо руской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приёму гостей.

Сени использовались в основном как хозяйственное помещение. В летнее время в сенях могли спать. В старину же в Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Костромской губерниях в больших сенях крестьянской избы устраивались девичьи посиделки, зимние встречи молодёжи. Это нашло своё отражение в старинной руской песне:

Ах вы сени, мои сени, сени новые мои!
Сени новые, кленовые, решетчатые!
Уж и знать, что мне по сенечкам не хаживати.
Мне мила дружка за рученьку не важивати.

Интерьер жилых помещений крестьянского дома стал заметно меняться с последней трети XIX века. Во многих избах появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства избы, появились даже небольшие спальные комнаты, войти в которые можно было из сеней. В быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла. Убранство избы пополнилось зеркалами, часами, фотографиями в рамках, мелкой скульптурой, выставлявшейся в горках. Первоначально всё это помещалось в горницах и служило для демонстрации «самодостаточности» хозяина. Постепенно многие из этих городских предметов стали проникать в пространство избы, вытесняя традиционную неподвижную мебель. Процесс замены вещей традиционного руского быта происходил постепенно, не вызывая внутреннего сопротивления людей. Изменявшиеся условия жизни, новые мировоззренческие идеи, проникавшие в деревенскую среду, меняли и предметный мир деревни. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо, удобно.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей его пространство. В руской деревне утварью называлось «всё движимое в доме, жилище», по словам В. И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», составленного в середине XIX века. Фактически утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

Основные типы домашней и хозяйственной утвари, использовавшейся рускими крестьянами в XIX — первой четверти XX века, сложились ещё в древности. В раскопках руских городов и селений X—XIII веков учёные находили предметы утвари, внешний вид которых имел сходство с утварью XIX века.

Крестьянская традиционная утварь на всей территории расселения руского народа была однотипной. Местные варианты предметов утвари фактически отсутствовали или, во всяком случае, менее бросались в глаза, чем, например, в одежде, пище. Однако характерной особенностью было изобилие местных терминов, называющих по-разному один и тот же предмет. Сосуды одной и той же формы, одного назначения, выполненные из одного и того же материала одним и тем же способом, назывались по-разному в разных губерниях, уездах, волостях и даже деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу в одном доме, получал название «кашника», тот же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, назывался «щенником». Разными терминами называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд, выделанный из глины, — горшок, из чугуна — чугунок, из меди — медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд для квашения овощей бондарной работы — кадка, долбленный из дерева — долблёнка, выделанный из глины — корчага.

В руской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Деревянная утварь преобладала в лесной полосе России, гончарная — в её степных и лесостепных районах. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долблёной, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетённая из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов. На ярмарки губернского или уездного масштаба деревянную утварь привозили из крупных ремесленных центров России. Так, например, токарную посуду — из лесного Заволжья, Московской, Вятской губерний; сундуки столярной работы — из Пермской и Нижегородской. Кадушки, ушаты, шайки, бочки и прочий «бондарный товар» поступал из Пермской и Нижегородской губерний, а также из губерний Северной России. На мелких сельских торжках продавались изделия местных ремесленников.

Вещи, изготовленные ремесленниками, отличались добротностью, прочностью, тщательностью отделки, то есть теми чертами, которые особенно ценились крестьянами, покупавшими их не только в расчёте на сегодняшний день, но и на долгое использование в будущем.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи её на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Её изготавливали в мелких кустарных мастерских, возникавших в местах выхода на поверхность гончарных глин. Гончары продавали свои изделия на местных ярмарках или развозили по деревням на возах и по воде на лодках, обменивая на зерно, муку, крупу.

Металлическая утварь традиционного типа была распространена преимущественно на Руском Севере. Это была, главным образом, медная, оловянная, серебряная столовая посуда, изготовленная в XVII—XVIII веках, передаваемая по наследству как величайшая ценность или сделанная по старым образцам мастерами XIX века. Наличие её в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, её бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.

Традиционный набор утвари сохранялся в крестьянском хозяйстве вплоть до конца 30-х годов XX века. Однако новые, характерные для городского образа жизни вещи стали проникать в народный обиход гораздо раньше, ещё в середине XIX века. Первоначально это была столовая утварь, вернее чайная. Вместе с самоваром и кофейником в быт крестьян вошли чайные чашки с блюдцами, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, чайные ложки. В зажиточных семьях стали входить в обиход фаянсовые тарелки для индивидуального пользования во время праздничных трапез, формы для студня, рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Эта посуда обычно хранилась в стеклянных горках, стоявших в горницах, и служила украшением интерьера.

Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась рускими крестьянами, естественно, исходя из чисто практического её использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из её предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Сундук для приданого в один из моментов свадебного обряда из ёмкости для хранения одежды превращался в символ зажиточности семьи, трудолюбия невесты. Две ложки на свадебном столе, перевязанные лентой, обозначали единение и согласие жениха и невесты. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей и т. п. Одни предметы утвари обладали очень высоким семиотическим статусом, другие более низким.

Таким образом, руская изба, с её особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составлявшим целый мир для крестьянина.

И. Шангина

Из книги «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия».

Скачать книгу.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *