СТАРИННАЯ РУССКАЯ ИЗБА ПО ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ И ПРИРОДОПОДОБНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
СТАРИННАЯ РУССКАЯ ИЗБА ПО ЗОЛОТОЙ ПРОПОРЦИИ И ПРИРОДОПОДОБНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Почему в последнее время при планировании строительства дома на личном участке всё большее количество людей стали изучать историю старинной русской избы? Видимо на это есть свои исторические причины.
Во первых, закончилась эпоха “гигантомании” в строительстве загородных домов. Это обусловлено многими факторами. Стало понятно, что содержание такого “хозяйства” обходится достаточно дорого. Эксплуатируется на сто процентов, в случае проживания владельцев в городах, очень короткий промежуток годового цикла. В основном в летнее время, а также в выходные дни весенне-зимне-осеннего периода.
Из всех площадей дома функционально используется совсем небольшая часть дома. Дом становится достаточно весомой финансовой нагрузкой для многих владельцев. Сами владельцы начинают понимать, что солидная доля семейного бюджета уходит на поддержание жизни неэксплуатируемых площадей. При этом наша привязанность к месту и дому мешает нам сделать правильные выводы и поискать другие варианты, более интересные, целесообразные и экономически выгодные.
Ещё одним фактором является то, что даже в большом доме человеку сложно найти для себя уютный уголок, в котором он мог бы на 100% чувствовать себя “как дома”. Один мой знакомый, проживавший долгое время на Рублёвке, рассказывал, что у его соседа был огромный упакованный по полной программе дом, но большую часть времени они с женой проживали в рубленной деревянной бане. В ней и сон был полноценный, и чувствовали они себя в ней гораздо уютнее, чем в большом доме. И таких примеров достаточно много.
Во вторых, мы со временем стали более рациональными и мудрыми. Эти качества наработаны нами через личный опыт. Мы, что называется, «перебесились». И теперь при принятии важных решений в нашей жизни, мы рассматриваем вопросы всесторонне, считая все плюсы и минусы.
Наши исследования в области строительства объектов, предназначенных для комфортного и качественного проживания человека, привели к выводу: наши предки были людьми мудрыми и откуда-то знали некую тайну о правильном строительстве домов для жизни.
Старинная русская Дом-Изба и является этим архитектурным феноменом совершенного пространства, предназначенного для полноценного проживания в нём человека.
В древности, для создания такого ”правильного” дома-избы, и правильной организации его внутреннего пространства, использовались свои меры измерения, локти, сажени.
Сегодня, благодаря многолетним исследованиям в этой области, мы имеем ещё более совершенный инструмент для этих целей. Это Природоподобные Технологии и Метод Аркадия Осипова по их практическому применению.
При создании любого рукотворного объекта максимально учитываются все известные нам Принципы и Законы, подсказанные самой Природой. Это и Золотая Пропорция, это и Цветок Жизни (Цветок Пространства), это и особенности Шагов Соразмерности Природы в различных Ростовых Группах, и многие другие секреты Сакральной Геометрии.
Дом, спроектированный и построенный с учётом всех этих знаний, является примером совершенной простоты и гармонии. Он создаётся по образу и подобию человека и для человека. Является для человека настоящим “ГНЕЗДОМ”, которое защищает его от внешнего мира и гармонизирует, приводит в порядок его внутренний мир.
Дом – Изба получается, как бы выращен самой Природой, если бы мы в ДНК задали программу с нашими утилитарными потребностями.
Такой дом совершенен как в деталях, так и в целом, как и сам человек! Ведь многие из нас знают, что человек является примером проявления Золотой Пропорции, как в деталях, так и в том, что эти “золотые “ детали собраны в “золотое” целое!
Существует только одна “принципиальная схема” сборки частей в целое, и эти части невозможно собрать в другой последовательности, так как то, что получится в результате такой сборки, уже трудно будет назвать человеком. Вариант есть только ОДИН!
Так же и при создании любого рукотворного объекта мы должны знать детали и знать, как они собираются в целое.
Отсюда вывод: строительство дома для жизни – это один из наиболее важных этапов в жизни каждого человека. Всегда надо помнить о ЗОЖ – Здоровом Образе Жизни, ведь пространство дома может, как оберегать нас, исцелять, наполнять нас жизненной энергией, делая нашу жизнь здоровой, гармоничной и счастливой, так и влиять на обитателей пространства очень даже деструктивно и разрушающе.
Это очень, очень ВАЖНОЕ ЗНАНИЕ, Знание одно из главных и фундаментальных в жизни человека. Видимо пришло время понять нам это и начинать реализовывать его на практике. Каким будет наше будущее, мы закладываем прямо сейчас. А это будущее наших детей, внуков и будущих поколений, будущее нашего Рода. Имеется в виду, что это будущее Рода, как семьи и Рода, как человечества.
Многолетние научно-исследовательские достижения в области Природоподобных Технологий, А.В. Осипов смог систематизировать и в доступной для современного человека форме изложить в своём Методе, и даже изложить доступно для детей и домохозяев в виде Сказочного Букваря. Метод Аркадия Осипова – это набор ключей и знаний, для создания любого рукотворного объекта изначально совершенным и гармоничным так, как бы он прошел естественный отбор за миллионы, тысячи и сотни лет.
Дом-Изба – совершенно естественное наследие для русского человека. Дом-Изба, построенный по Природоподобным Технологиям, это прорыв нас «назад», но в совершенное будущее.
Научно-исследовательской архитектурной группой, под руководством А. Осипова положено начало – создан первый в мире проект такого дома-мечты, дома для полноценной, гармоничной жизни человека, выверенного до сантиметра по Природоподобию.
Кто станет обладателем первого такого Старинного Русского Дома — Избы, это секрет! Занимайте очередь!
Благополучия! Здоровья! Процветания вместе с Природоподобными Технологиями!
С Любовью к Миру от команды Природоподобных Технологий, Игорь Лауткин.
Полезные статьи:
— Записаться на семинар Аркадия Осипова;
— Отзывы;
— Метод Аркадия Осипова;
— Что такое Золотое Сечение;
— Что такое Закон Триединства;
— Что такое Природоподобные технологии;
— Заказать индивидуальный проект;
— Курсы для архитектора;
— Все услуги
Внутреннее устройство стариной русской избы
Русская изба – это деревянный дом, который имеет одну большую комнату. И определенное внутреннее устройство.
Печь, стол, лавка, красный угол, матица – это
Переступив порог старинной русской избы можно увидеть печь. В то времена печь на Руси исполняла несколько функций. Служила местом сна. На ней готовили еду. С помощью её обогревали избу. Так же печь использовали для лечения болезней. Изба, в которой не было, печи считалась, не жилой. Так же в старинных избах присутствовали печи, в которых не было наружной трубы, для выхода дыма. Такие избы назывались курными.
Куток, в котором была печь, называли бабским, тут так же стояло веретено, люлька и все принадлежности настоящей хозяйки.
По диагонали от печи был обустроен красный угол. Он был самым светлым во всем доме. Там стояли иконы, книги для молитв, старинная библия, и фотографии предков. А ещё предметы, которые имели культурную ценность. Красный угол называли торжественно святым. Вся жизнь в доме обращалась вокруг него. Здесь кушали, молились Богу, благословляли и получали благословение. Свою постель, владельцы избы ставили так, что б голова выходила на красный угол. Так же в этом углу проводили свадебные и похоронные обряды.
Внутреннее устройство стариной русской избы, такое как стол, является неотъемной частью священного угла. Стол, который установили яствами, символизирует процветание семьи, её изобилие, устойчивость, полноту во всем.
Стол это подобие ялтаря, вокруг него проводят будни и праздничные дни. За него усаживали дорогого гостя. Ставили на него, хлеб и святую воду.
По кругу всей комнаты, а так же возле стола стояли лавки. На долгие лавки садились только мужчины. Женщины и дети на лицевые лавки, которые были расположены возле окон. Лавки соединяли избу по кругу.
По центру потолка избы расположен брус, он служит её основанием. Этот брус назывался матица. Опора верха всей избы. Служил границей, между внутренней и внешней частью избы. А так же с входом и выходом.
Когда выходили, из дома необходимо было, подержаться, на счастье за матицу. Чтоб уберечь дом от клопов, и подобных насекомых под брус клали зуб бороны.
Окно в старинной избе символизировало глаз в мир. Так же окно выполняло жуткую миссию, через него выносили мертвых не крещеных детей.
Стоить заметить, что русская старинная изба была, не плохо обустроена на то время. В ней присутствовало все необходимое для полноценной жизни.
Русская изба: как что называется | Новгородский строитель
На нашем портале уже выкладывался материал о уникальной домовой резьбе – «визитной карточке» старинных русских деревянных домов.
В продолжение этой темы еще немного материала о том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.
Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.
Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».
Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).
Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце. Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.
На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».
Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.
Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими. Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» — от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.
«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.
Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.
Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны.
Удачное соединение христианской и языческой символики, не так ли?Удачное соединение христианской и языческой символики, не так ли?
Птица Сирин или Гамаюн — один из характерных элементов резьбыПтица Сирин или Гамаюн — один из характерных элементов резьбы
Томск, 19-й векТомск, 19-й век
ПодмосковьеПодмосковье
ВладимирВладимир
ИркутскИркутск
КостромаКострома
ВологдаВологда
Помимо резьбы широко использовалась роспись — в основном, конечно, внутри, для печных изразцов, но и снаружи резные элементы часто раскрашивалиПомимо резьбы широко использовалась роспись — в основном, конечно, внутри, для печных изразцов, но и снаружи резные элементы часто раскрашивали
Уважаемые читатели канала! Раскрыть такую обширную тему полностью в одной статье невозможно, поэтому многие элементы конструкции и украшения деревянных домов здесь не описаны.
Если у Вас есть информация, иллюстрации и/или личные фотографии по этой теме — не откажитесь поделиться ими!
Продолжение 1 — крыша и ее элементы
Продолжение 2 — окна и их декор
Продолжение 3 — о теремах и хоромах
Продолжение 4 — крыши русских домов
Продолжение 5 — интерьеры изб и хором
Внутреннее устройство и убранство старинной русской избы
Интерьер русских изб в большинстве своем очень похож и включает в себя ряд элементов, которые можно встретить в любом доме. Если говорить об устройстве избы, то она состоит из:
Сени и порог в доме
Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.
Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
Где ставили печь в русской избе
Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства —
«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»
Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.
Красный угол в русской избе
Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:
«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»
Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.
Лавка с сундуком в избе
Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.
Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:
- долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
- короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
- кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
- пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
- судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
- коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
- «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.
Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.
О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.
С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.
Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.
Колыбель в избе
Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Крыльцо русской избы
Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.
В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.
На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.
Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.
Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.
Русская печь
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.
Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.
С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.
Печной угол
Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.
Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.
Лавки в избе
В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.
Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.
Мужской угол (Коник)
Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Женский угол (Середа)
Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.
Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.
Красный угол
Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.
И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.
Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.
Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».
Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, — всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках — расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.
Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.
Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь — душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы — Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.
Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.
Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово «красный» означает: «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами — против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.
В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху — две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.
Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост — «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.
Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.
В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались «опушкой» — доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались «опушенными» или «с навесом», «с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов — они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
В русской избе было много ребятишек, и колыбель — люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп – деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках — месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники — небольшие плошки с загнутыми вверх краями.
Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.
В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.
Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.
Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.
В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.
6 класс. Сочинение «В старинной русской избе» по плану — где найти?
Сейчас мало кто представляет как выглядела старинная русская изба, ведь большинство жителей страны живет в городах, больших и малых, да и в деревнях все больше домов построенных по новым методикам, из современных материалов. А например такой обязательный атрибут старинной русской избы, как печь, увидеть сейчас почти невозможно. Разве что в специально созданных и охраняемых этнопоселках.
В этом вопросе можно ознакомится с текстами сочинений на предложенную тему по указанному плану. А прямо здесь я дам еще один вариант, по возможности краткий.
Любая изба, то есть старинный дом, начиналась со входа. Но уже издалека старинной избой можно начинать любоваться, потому что смотрится она как настоящее произведение искусства. Огромные бревна складываются в пятистенок, украшаются причудливой резьбой, ставнями, коньками. Вокруг избы идет заваленка, вид старинного фундамента, огороженный досками и засыпанный землей.
Крыльцо также все в резьбе и наличниках. С крыльца начинается вход в избу, но это еще не сама изба. Взойдя по ступенькам на крыльцо человек оказывался в сенях, специальном переходном помещении, в котором было не так холодно как на улице, но еще не так тепло как в избе.
Из сеней человек попадает непосредственно в избу, а именно в черный угол. Обычно справа от дверей находится русская печь с полатями, где можно спать, подогнув ноги. Вдоль стен стоят лавки и сундуки, по стенам развешана различная домашняя и хозяйственная тварь.
Здесь человек разувался и снимал уличную одежду.
Далее он проходил в главную комнату, где сразу в глаза бросался красный уголок. Там висели иконы, стол украшенный скатертью стол, за который проводили гостя и где обедала вся семья.
Очень часто в избе можно было встретить люльку, подвешенную к потолку, прялку, ткацкий станок. Вышивкой украшались кровати и табуретки, стол, полочки.
Русская изба была уютной и теплой. В ней жила одна семья, родители с детьми, и старики.
Музей «Русская изба»
Музей «Русская изба»
В экспозицию музея традиционной русской культуры «Русская изба», который открылся при Архиерейском подворье и Православной классической гимназии в 2000 г., входят экспонаты XIX в. В музее воссоздан интерьер русской избы, собраны старинные иконы, книги, домашняя утварь, предметы быта.
Разработана специальная программа работы с учащимися «Встречи в русской избе». цикл бесед для учащихся, студентов, родителей, преподавателей. Действует два абонемента: «Народный календарь» и «Семья в народной культуре».
Проводятся разовые встречи, посидели на Пасху, Покров, Рождество Христово, Масленицу с чаепитием, экскурсией по Архиерейскому подворью – храму Всех Святых в земле Российской просиявших, краеведческие викторины, музейные уроки.
Заведует музеем Николаева Майя Николаевна.
Майя Николаевна собирает экспонаты для музея уже много лет. Музей работает с учреждениями общего и дополнительного образования, вузами, разработана специальная программа работы с учащимися «Встречи в русской избе», цикл бесед для студентов, родителей, преподавателей.
Тематические экскурсии музея «Русская изба»:
1. «Русь избяная». Как строилась изба. Обряды, поверья, связанные со строительством избы.
2. «На печи все – богачи». История русской печки. Русская печь в народных сказках.
3. «Чай, чайное действо и русский самовар». Родина чая. Как чай появился в России. Самовар. Трактиры. Русская чайная традиция.
4. «Труд усердный, безымянный…» Книги и письменность Древней Руси. Берестяные грамоты. Появление книгопечатания на Руси при Иване Грозном.
5. «Как выросла рубашка». Как пряли, ткали. Прялка и самопрялка. Ткацкий станок.
6. Экскурсия по Архиерейскому подворью Управляющего Самарской епархией. Знакомство с архитектурой православного храма и его иконостасом. Знакомство с Православной гимназией. Обзорная экскурсия по музею «Русская изба».
Записаться на экскурсию в музей «Русская изба» можно по телефону Паломнического просветительского центра «Святая Русь» 34-94-47.
Закрепленные
Понравившиеся
Проект «Что такое русская изба?» | Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томска
Исследовательско-творческий проект
«Что такое русская изба?».
Срок реализации: 01.09.2012-21.12.2012.
Участники проекта: воспитатель,
дети старшей группы МБДОУ №116, родители.
Автор: Барышникова Маргарита Юрьевна,
воспитатель МБДОУ №116.
Томск — 2012
Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» дети задали вопрос: Что такое изба? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, к разнообразию старинных предметов домашнего быта.
Актуальность проекта. Дети нашего детского сада проявляют активный интерес к русскому быту, к устройству русской избы (к разнообразию старинных предметов домашнего быта, разделение труда в семье), к обычаям и культуре народа, носителями которых они являются.
Цель проекта. Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
- воспитывать патриотические чувства.
Участниками данного проекта являются дети старшей группы, воспитатель, родители.
Методы проекта: исследовательский, творческий.
Данные проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ № 116:
- с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
- с родителями в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
№ | Тема | Дата |
Подготовительный | ||
1. | Знакомство детей с русской избой (слайды) | сентябрь, 2012 |
2. | Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (слайды) | сентябрь — декабрь, 2012 |
3. | Чтение энциклопедий | сентябрь – октябрь, 2012 |
Основной | ||
1. | Рассказ воспитателя о русской избе | октябрь, 2012 |
2. | Досуг: загадки о предметах быта | октябрь, 2012 |
3. | НОД: «Как строили дом на Руси» | ноябрь, 2012 |
4. | НОД: «Что за зернышко такое, не простое – золотое» | ноябрь, 2012 |
Заключительный | ||
1. | Изготовление макета старинной русской избы | декабрь, 2012 |
2. | Оформление мини-музея «Русской избы» | декабрь, 2012 |
3. | Мультимедийная презентация проекта на семинаре педагогов ДОУ | декабрь, 2012 |
Ресурсное обеспечение: конспекты НОД, наглядные материалы (альбомы, слайды, энциклопедии), материалы для творчества, предметы домашнего обихода (сундук, печь, лавки, ушат, люлька), посуда.
Работа с родителями:
- консультация «Как люди на Руси жили»;
- оказание родителями помощи в оформлении мини-музея.
Предполагаемый результат:
- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
- Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
- Изготовят макет русской избы.
- Будет создан мини-музей «Русская изба».
Список использованной литературы:
- «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова, Москва, 2010 г.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002
Здание, построенное 25 000 лет назад из 60 мамонтов | Наука
В лесостепи России был обнаружен потрясающий образец архитектуры ледникового периода: огромное круглое сооружение, построенное из костей по меньшей мере 60 шерстистых мамонтов. Но почему именно охотники-собиратели, пережившие суровые реалии жизни 25 000 лет назад, построили здание диаметром 40 футов, — это интересный вопрос.
«Ясно, что на строительство этого сооружения ушло много времени и усилий, поэтому оно было очевидно важно для людей, которые его построили по какой-то причине», — говорит Александр Прайор, археолог из Университета Эксетера (Университет Эксетера).К.). Он является ведущим автором нового исследования, опубликованного на этой неделе в журнале Antiquity , в котором описывается находка в Костенках, месте, где многие важные памятники палеолита сгруппированы вокруг реки Дон.
Древние строители оставили несколько зацепок. Внутри конструкции когда-то горел огонь, и остаются остатки пищи, в том числе овощи. Несколько ям, содержащих кости мамонта, лежат сразу за пределами костного круга и могут указывать на место хранения пищи. «Очевидно, что вы получаете много мяса от мамонта, — сказал Прайор, — поэтому идея о том, что на объекте производились переработка и хранение продуктов питания, — это то, что мы хотим изучить подробнее.”
Кому-то, однако, величие постройки предполагает более чем практическое значение. «Люди также много размышляли о возможном ритуальном элементе этого, и действительно трудно сказать, что это могло быть», — добавляет Прайор. «Ритуал встроен в человеческую жизнь по-разному. Тот факт, что они могли спроектировать структуру этого типа как часть своего ритуала и своей деятельности по поддержанию жизни, очень разумен ».
Расположение структуры кости мамонта, найденной на территории современной России (С любезного разрешения Pryor et.др.)Здания из кости мамонта хорошо известны археологам. Подобные структуры были обнаружены по всей Восточной Европе, хотя и в гораздо меньшем масштабе, несколько метров в диаметре. Возраст этих стоянок, в том числе других, найденных в Костенках в 1950-х и 60-х годах, насчитывает 22 000 лет. Исследователи обычно считали их жилищами или «мамонтовыми домами», которые помогали своим строителям справляться с холодными температурами около надира последнего ледникового периода. Новое сооружение (впервые обнаруженное в Костенках в 2014 году) на 3000 лет старше.
«Что за сайт!» — говорит антрополог Университета Пенсильвании Пэт Шипман, не принимавший участия в исследовании: «Я полностью заинтригован, поскольку эти замечательные находки существенно отличаются от ранее обнаруженных и могут быть более тщательно изучены с помощью современных методов».
Сайт особенно выделяется своим масштабом. «Размер сооружения делает его исключительным в своем роде, и его строительство потребовало бы много времени», — говорит Марджолейн Бош, зооархеолог из Кембриджского университета.«Это означает, что он должен был прослужить долго, возможно, как достопримечательность, место встречи, место церемониального значения или место, куда можно вернуться, когда условия стали настолько суровыми, что требовалось убежище», — Босх не участвовал в новом исследовать эту «поистине исключительную находку», но лично посетил сайт. Действительно, огромные размеры здания делают его непригодным для повседневного использования. «Я не могу себе представить, как бы они накрыли крышу над этой структурой», — сказал Прайор.
Меньшие мамонтовые дома имеют более определенные очаги для приготовления пищи, и в них есть останки оленей, лошадей и лисиц, что говорит о том, что люди в них жили тем, что могли найти в этом районе.В новой структуре кости мамонта отсутствуют свидетельства о останках других животных. «Это почти исключительно остатки шерстистого мамонта, и это одна из интересных особенностей», — сказал Прайор.
«Без других костей животных это не очень похоже на жилище, в котором люди жили какое-то время», — добавил Шипман.
Крупный план структуры с длинными костями, нижней челюстью (вверху посередине) и сочлененными позвонками (показано экскаватором) (Эй Джей Прайор)Интересно, что новое строение является первым в своем роде, свидетельствующим о том, что его обитатели сжигали внутри дерево, а не только кость.«Это первый раз, когда кто-либо обнаруживает большие куски древесного угля внутри одной из этих структур. Таким образом, это действительно показывает, что деревья были в окружающей среде », — сказал Прайор.
Древесные кольца в угле узкие, что говорит о том, что деревья, вероятно, изо всех сил пытались выжить в этом ландшафте. Предыдущие исследования показали, что даже в засушливых степях ледникового периода хвойные деревья могли выжить в лесах, простирающихся вдоль берегов рек, таких как те, которые находятся недалеко от Костенков, — привлекательность для людей, желающих выжить.
И все же, если люди не жили в этом строении, тогда зачем они разводили костры?
«Огонь в прошлом можно рассматривать как инструмент, во многом такой же, как орудия из камня и обработанные кости», — говорит Бош. Пожары давали тепло и свет, готовили на гриле и жареные продукты, сушили мясо для хранения и обрабатывали клеи для инструментов с каменными наконечниками. «Здесь огонь зажгли внутри здания, и его использование в качестве источника света кажется интуитивно понятным», — говорит она. «Если авторы правы в своем предположении о том, что он использовался в качестве места для хранения продуктов, он также мог использоваться для вяления мяса.«Могут быть способы проверить эти идеи. Например, обнаружение капель жира на полу может показать, что мясо высушено над огнем.
Местная диета, кажется, также включала шведский стол из овощей. Используя методы водной и ситовой флотации, команда обнаружила среди древесного угля кусочки растительной ткани. «Это первый раз, когда мы обнаруживаем компонент растительной пищи в любой из этих структур», — говорит Прайор. Его команда еще не определила конкретные виды, но отмечает, что ткани подобны тканям современных корнеплодов и клубней, таких как морковь, картофель или пастернак.
Новая структура, вид сверху (А. Э. Дудин)Поразительное собрание костей более чем 60 мамонтов поднимает вопрос: откуда они все? Ученые не уверены, были ли животные подвергнуты охоте, выброшены из мест массовой гибели или были сочетанием этих двух факторов.
«В топографии участка должно быть что-то такое, что делает его местом, где снова и снова проходят стада мамонтов, которые могут быть убиты или будут убиты естественным путем, как при переходе через реку», — говорит Пат. Шипман.«Я не могу себе представить, чтобы [эти] люди могли убить 60 мамонтов за раз, потому что хоботки (отряд млекопитающих, к которому принадлежат и мамонты, и живые слоны) умны и замечают, если членов их стада убивают, даже с современным автоматическим оружием ».
Дальнейшие исследования костей мамонта дадут больше подсказок об их источнике. Некоторые были расположены в том же порядке и положении, что и в скелете. «Это означает, что кости были доставлены на место происшествия как часть тела, к которой все еще прикреплены некоторые мягкие ткани (кожа, мышцы и сухожилия)», — сказал Босх.«Следовательно, они должны были быть перевезены до того, как хищники получили возможность поесть и очистить кости. Это означает, что строители имели ранний доступ к останкам мамонта ».
Шипман добавляет: «Я хочу знать, были ли кости обработаны или транспортированы, или мы смотрим на целые скелеты или туши, сложенные для будущего использования. Переместить мертвого мамонта было непросто, даже если у него было много мяса ».
Исследователи проводят раскопки на стоянке мамонтов.(А. Э. Дудин)Как бы мамонты ни попали сюда, их присутствие имело решающее значение для людей, живущих в этом районе. Людмила Лаковлева из Французского национального центра научных исследований отмечает, что «на всем поселении видно несколько жилищ из мамонтовых костей, стены, ограды, ямы, рабочие зоны, очаги, свалки и места для разделки мяса», — говорит она.
Костенки были средоточием человеческих поселений на протяжении последнего ледникового периода, сказал Прайор: «Это огромные инвестиции в это конкретное место в ландшафте.У его команды есть несколько теорий относительно того, почему. «Есть свидетельства того, что в этом районе были естественные пресноводные источники, которые оставались жидкими в течение всего года», — говорит он. «Эта нагретая вода привлекла бы животных, в том числе мамонта, и, в свою очередь, привлекла бы людей в одно и то же место».
Хотя сайт вызывает много интригующих вопросов, Прайор сказал, что он уже говорит нам кое-что определенное о людях, которые его создали.
«Этот проект дает нам реальное представление о том, как наши человеческие предки адаптировались к изменению климата, к самым суровым периодам последнего ледникового цикла и адаптировались к использованию материалов, которые у них были вокруг», — сказал он.«Это действительно история выживания перед лицом невзгод».
Заброшенный деревянный дом из сказки · Блог путешествий по России
В Чухломском районе Костромской области находится заброшенное село Осташево, в 100 метрах восточнее стоит это деревянное чудо. Здание представляет собой старинный двухэтажный дом с башней, украшенный разнообразным резным орнаментом.
Дом, вероятно, был построен промышленником Марковым в конце 19 века.Это была его загородная дача. По другой версии петербургский подрядчик М.С. Сазонов построил этот дом для своей второй жены Е.А. Добровольская. Фото Дениса Французова.
Отмечается, что башня и декоративный фронтон с балконом почти полностью соответствуют одному из опубликованных проектов выдающегося архитектора И.П. Ропет (1845-1908). Однако неизвестно, был ли Ропет самим архитектором дома или его идеи позаимствовал другой архитектор.
Дальнейшая история дома еще более неясна.Посетившие дом путешественники обнаружили плакаты, пропагандистскую литературу и газеты 1960-х годов. На чердаке лежали газеты за 1891 год.
Скорее всего, село Осташево было заброшено в эпоху застоя во время кампании закрытия «бесперспективных» сел и переселения их жителей. В то же время дом был заброшен. Сегодня старый дом в окружении леса выглядит как таинственный дом из сказки.
Доехать до села Фалелеево можно на автомобиле. Дальнейшая дорога в Осташево очень плохого качества и почти непроходима на машине, поэтому стоит прогуляться пешком.
Первоначальный вид дома
К счастью, несколько лет назад дом приобрел Андрей Павличенков, который решил его перестроить, и вот как выглядит этот деревянный дворец сейчас.
В 2016 году дом открылся как первая в России лесная гостиница-музей, где помимо проживания можно организовать туристические программы краеведческого характера и активный отдых на природе.
Теги: Заброшенные · Костромская область
Красивые пейзажи Республики Дагестан
Великолепный дворец императрицы Екатерины >>
: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Старинный русский особняк. Картина Всеволода Иванова «Наступает ночь».
В современную эпоху растущего интереса к экодомам архитекторы часто черпают вдохновение в традициях старинного национального жилья.Древнерусская архитектура не исключение. Итак, как это было на самом деле? Изба, терем, хоромы — что это? Теперь вы можете узнать, как строили свои дома предки современных россиян.
Основой древнерусского национального жилища, широко представленного в русской традиционной культуре до конца 19 -х — начала 20 -х годов вв., Была деревянная изба (изба), построенная в шпунтовой или каркасной технологии. Реже, в основном на юге России, домики были каменно-плетеными и мазанками.Этот старинный тип жилищного строительства вряд ли можно встретить среди современного жилья, но его традиции сохраняются в архитектуре деревенских и загородных построек.
Клеть
Клеть, то есть предельно простая четырехугольная деревянная или каменная конструкция, является основой и источником русского национального жилища. Этот тип шалаша использовался для проживания в летнее время. Клеть с отоплением (например, русская печь) называлась избой.
Богатые домовладельцы использовали клеть как столовую, где устраивали пира для бояр, сотников и т. Д.В богатых домах стены столовой расписывались красивыми орнаментами. Этот обеденный клеть обычно устанавливался на некотором удалении от жилых помещений, обычно в передней части особняка.
Бревна или брусья связывали в шпунт. Высота клещей измерялась в рядах балок, например, «на высоте пятого ряда».
Клеть монтировалась «на ноге», т.е. прямо на земле, на столбах, которые являлись прототипом базы.
Бревна или бревна были обложены мхом, поэтому такие хижины назывались «во мхе».Теплоизоляция в богатых особняках производилась с помощью льна, конопли или фасовочной пряжи. Стены и потолок были обиты тканью или войлоком.
Полы уложены по балкам перекрытия. В подвале пол может быть бревенчатый. Потолок из колотого бревна крепился на анкерные балки или балки. Внутреннее убранство клетки называлось «убранство изнутри». Внутренние стены обшивали досками или липовыми досками. Потолок облили глиной. Для сохранения тепла внутри потолок положили просеянный грунт.
Изба
Изба — отапливаемый изба. Бедные избы топили бескаминными печами. Дым уходил через деревянный дымоход или через открытые окна и двери. У зажиточных домовладельцев были печи с дымоходом.
У бедных крестьян были изби прямо на земле. Окна в таких избах были маленькими и безрамными. Расположенные почти под крышей, это были просто дыры, предназначенные для выпуска дыма. Такие окна закрывали доской или специальной крышкой.
У зажиточных людей был клеть с такими окнами перед избой — она использовалась как дача. Между избой и клетью был крытый переход, называемый сени (внутреннее крыльцо). Под клетью находился закрытый подвал, где содержался скот или устраивалась кладовая.
Хоромы
Хоромы (особняк) представляет собой совокупность построек в пределах одного двора. Все постройки были разделены на отдельные группы, которые соединялись крытыми переходами (сени). Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.
Хоромы построены без определенного плана. Бревенчатые хижины, верхние палаты и подъезды пристраивались к существующим постройкам по мере необходимости и по удобству владельца. На симметрию особняков никто не обращал внимания.
Большие особняки укреплены железом: кошки, площадки, декорации и т. Д.
Особняки делятся на жилые и нежилые:
Жилой Хоромы
Помещение жилого особняка обычно состояло из трех-четырех комнат: парадного сени (внутреннего крыльца), крестовой или молитвенной комнаты и спальни.Кроме этих комнат, здесь могут быть также прихожая, задняя сени (внутренняя веранда) и другие. Нередко комнаты не имели особых названий и назывались третьей (после парадной сени и прихожей), четвертой и т. Д. Русская баня часто располагалась в подклете (первом этаже) жилых домов.
Интересно отметить, что половина особняка жены, а также комнаты детей и родственников стояли отдельно от помещения хозяина и были соединены переходами и сени (внутренними подъездами).
В центре двора расположено жилое помещение особняка.
ruslink100053
Нежилое Хоромы
Нежилые помещения особняка представляли собой большие нежилые помещения, используемые для приемов, торжеств, встреч, застолий и т. Д. Они располагались в фасаде особняка, напротив жилой части. Это были трапезные и столовые и палаты (горницы).
Хозяйственные постройки
Третья часть хоромы состояла из всевозможных хозяйственных построек, таких как конюшни, сараи, прачечные, оружейные, кухонные избушки и т. Д.Над прачечными для сушки белья сооружены открытые плоские крыши.
Подклет
Подклет находился на первом этаже двухэтажного дома. С внешней стороны окон не было. Если на верхних этажах жили цари, князья и домовладельцы, то подклет использовался для прислуги и домашней прислуги. Кроме того, на первом этаже располагались подвалы и кладовые. Князья и цари устраивали свои сокровищницы на первых этажах (подклетах) каменных церквей.
В жилых подклетах были небольшие окна и печи, а в нежилых не было окон и даже дверей иногда. В таких случаях вход на первый этаж осуществлялся со второго этажа.
Горница (верхняя камера)
Горница, т.е. верхняя камера располагалась на первом этаже, над подклетом. Горница, записанная в письменных источниках с 1162 года, происходит от слова «горный», что означает «высокий».
Главное отличие горницы от избушки — большие окна.У Горницы были большие окна с рамами. Большие окна можно комбинировать с маленькими безрамными окнами. Печь также отличалась от избы: в горнице печь была круглой или четырехугольной формы, украшена изразцами (изразцами) и больше походила на голландскую печь, тогда как в избе была традиционная русская печь.
Горница была разделена на несколько комнат: спальни и туалеты.
Светлица (парадная)
Светлица (образовано от слова «светлый», т.е. «Свет») была самой светлой комнатой в доме благодаря большим окнам во всех четырех, а иногда и в трех стенах. В горнице окна делали только в одной-двух стенах. В парадной, в отличие от горницы, не было печи, а точнее, топки печи. В нем была только теплая сторона печи и дымохода, оштукатуренная и побеленная, либо окрашенная. Светлиц чаще устраивали в женской части хоромы. В этих светлых комнатах собирались женщины для вышивания или другого рукоделия.
Окна
Большие окна в рамах назывались «красными» окнами, что тогда означало «красиво» (отсюда Красная площадь, кстати, «красивая площадь»!). Рамы были покрашены. До 18–90–129–90–130 века стеклянные окна были крайне редки. Вместо этого они использовали мочевой пузырь рыбьей икры или бычий пузырь, а также слюду. Самый большой кусок слюды круглой формы вставляли в свинцовую золу для окон в центре окна, а вокруг клали более мелкие кусочки и обрывки слюды разных форм.Окна из слюды начали красить в 17 веках. В богатых домах также использовали цветное стекло с росписью.
Для защиты от ветра и холода были обязательны ставни на окнах. Ставни были обиты тканью, и иногда в них могли быть маленькие слюдяные окошки. В зимние морозы тоже очень помогли сделанные ставни.
На одной стене обычно было три окна. Окна завешивались занавесками из тафты, сукна или других тканей.Шторы подвешивались на проволоке. Все три окна на одной стене часто закрывались одной занавеской.
Сени (Внутреннее крыльцо)
Сени — это внутренние крытые ходы, соединяющие части хоромы: клец, избас, горница и др. Сени были неотъемлемой частью княжеского особняка, поэтому княжеские дворцы в древности часто назывались сени или сенница.
Сенник был ненагреваемым сеном с несколькими маленькими окнами. Летом его использовали как спальню.Что более важно, его часто устраивали как место для брачного ложа. В отличие от отапливаемых помещений, у сенника не было грунтового покрытия. На то была причина: земля над головами пары будет напоминать о скорой смерти, что совершенно неуместно для ситуации.
В женской части особняка находились сени большего размера, используемые для девичьих игр и развлечений.
Терем (Башня)
Терем, т. Е. Палата в башне, или чердак, был вторым (верхним) этажом особняка, расположенного над горницей и подклетом.Во всех стенах Терема были большие окна в рамах. К терему пристроили небольшие башенки, служившие смотровыми площадками. Вокруг терема сооружали парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками и использовавшиеся для прогулок.
Крыша
Крыша соединялась продольной перекладиной — вершиной. К вершине крепились стволы деревьев крючками. Крышу отшлифовали и покрыли досками и берестой.
Это были традиционно пирамидальные двускатные крыши со скатами во все четыре угла земли.Иногда крыши могли быть бочкообразными или кубическими. Часто в одном особняке совмещали все виды крыш. Крышу обычно красили в зеленый цвет. На крыше был установлен флюгер, а к вершине крепились резные гребни.
Верхние чердаки могли иметь не только четыре, но и шесть, и даже восемь стен.
Ворота
Двор был огорожен забором из тесаного бревна. Ворота были поставлены на колонны и увенчаны небольшой крышей с водостоком.Крышу ворот украшали всевозможные резные деревянные башенки и гребни. Богато украшенные ворота демонстрировали богатство домовладельца.
Иконы или крест крепились под кровлей ворот с внешней или внутренней стороны. Так, например, до сих пор можно увидеть нишу с иконой Христа Эдесского над воротами Спасской башни.
русссылка100058
руслинк100069
русссылка100076
русссылка100049
русссылка100050
русссылка100029
Источники:
ru.wikipedia.org
rus.izba.narod.ru
green-dom.info
Автор: Вера Иванова
Этническое разнообразие — воссоздана фотохроника Прокудина-Горского: Империя, которой была Россия | Выставки
Россия Николая II накануне Первой мировой войны была страной поразительных этническое разнообразие.Состоит из всех республик того, что позже было стать Советским Союзом, а также современной Финляндией и большей частью Польши, В России проживало более 150 миллионов человек, из которых только около половина из них были этническими русскими. В своих путешествиях по империи Прокудин-Горский захватили это разнообразие. Его цветные фотографии крестьян из села. Россия, кочевые народы Средней Азии и горные народы Кавказа предшествовали насильственной русификации и быстрой модернизации советского периода и документируют традиционные костюмы и образ жизни.
Русские крестьянские девушки
Молодые русские крестьянки предлагают ягоды посетителям своей избы , г. традиционный деревянный дом в сельской местности на берегу реки Шексна возле городка Кириллов.
Эмир Бухары
Эмир Бухары Алим-хан (1880-1944) торжественно позирует для его портрет, сделанный в 1911 году вскоре после его вступления на престол.Как правитель автономного города-государства в Исламской Центральной Азии, Эмир председательствовал над внутренними делами своего эмирата как абсолютный монарх, хотя с середины 1800-х годов Бухара была вассальным государством России. Империя. С установлением Советской власти в Бухаре в 1920 г. Эмир бежал в Афганистан, где и умер в 1944 году.
Кочевые казахи в степи
Многие среднеазиатские народы, например киргизы, казахи, и узбеки, вели кочевой образ жизни в степях, долинах и пустынях, сезонная миграция с одного места на другое как возможности для получения еды, воды и жилья изменились.Здесь показан молодая казахская семья в яркой традиционной одежде движется по Голодная (или «Голодная») степь на территории современного Узбекистана и Казахстан.
Еврейские дети со своим учителем
Самарканд, старинный торговый, интеллектуальный и духовный центр на Великом шелковом пути из Европы в Китай, значительно развивался разнообразное население, включая таджиков, персов, узбеков, арабов, Евреи и русские.Самарканд и весь Западный Туркестан вошли в состав в Российскую Империю в середине девятнадцатого века и сохранил свое этническое разнообразие до настоящего времени. Прокудин-Горский запечатлела здесь группу еврейских мальчиков в традиционной одежде, которые учатся со своим учителем.
Профиль кочевника
На этом портрете Прокудин-Горксий запечатлел традиционную одежду, украшения и прическа узбекской женщины, стоящей на богато украшенном ковролин у входа в юрту , палатку переносную использовался для жилья кочевыми народами Средней Азии.После завоевывая Туркестан в середине 1800-х годов, российское правительство сильное давление на кочевые народы с целью перехода к оседлому образу жизни и поселиться на постоянной основе в деревнях, поселках и городах.
В начало
Заключенные в зиндане
с охранойПять сокамерников смотрят из зиндана , традиционного Среднеазиатская тюрьма — по сути, яма в земле с невысоким конструкция построена сверху.Стражник с русской винтовкой и штыком, одета в русскую форму и сапоги.
Портрет дагестанской пары
Пара в традиционной одежде позирует портрету в горах. внутренний район Гуниба на северном склоне Кавказских гор на территории современной Республики Дагестан Российской Федерации.
Китайский бригадир на чайной ферме Чаква
Китайский бригадир позирует с укоренившимися чайными кустами и новыми посадками на чайной ферме и заводе по переработке чая в Чакве, небольшом городке к северу от Батуми.Полутропический климат черноморского побережья в современной Грузии идеально подходили для выращивания чая.
Эскиз дагестанца
Дагестан, что на тюркских языках означает «страна гор», содержит население, состоящее из многих национальностей, в том числе Аварцы, лезгинцы, ногайцы, кумук и табасаранцы. Изображенный здесь мусульманин-суннит неопределенной национальности, одетый в традиционные платье и головной убор, с кинжалом в ножнах на боку.
Русские дети на склоне горы
Дети сидят на склоне холма возле церкви и колокольни в деревне у Белого озера, на севере европейской части России.
Русские поселенцы в приграничье
Этнические русские поселенцы в районе Муганской степи, к югу от В горах Кавказа и к западу от Каспийского моря образовалась небольшая поселок Графовка.Этот регион находится непосредственно к северу от граница с Персией. Поселение россиян в неевропейских регионах империи, и особенно в приграничных регионах, поощрялось официальной государственной политикой и составляет большую часть российских миграция в регионы Сибири, Дальнего Востока и Кавказа.
К началу
Российская битва «Детей ГУЛАГа» за возвращение домой после изгнания
Том Бальмфорт, Евгения Новоженина
МОСКВА / ЗОЛОТКОВСКИЙ РАЗЕЗД (Рейтер) — Елизавета Михайлова, живущая в деревянной хижине в 300 км от Москвы, чувствует себя в ловушке той же принудительной изгнание, навязанное ее семье во время Большого террора Иосифа Сталина, когда ее отца отправили в лагеря для заключенных ГУЛАГа.
72-летний мужчина входит в сокращающуюся группу примерно 1500 пенсионеров или «детей ГУЛАГа», которым после распада Советского Союза в 1991 году правительство обещало жилье в городах их семей. 30 лет спустя.
Михайлова родилась в изгнании в Советской Республике Молдова после того, как ее отец был изгнан из Москвы как «враг народа». Ее держали там из-за советских ограничений свободы передвижения, но позже она вернулась в Россию после продажи семейной квартиры.
Этого хватило, чтобы купить простую хижину рядом с железнодорожной веткой в пяти часах езды от Москвы, где она живет с двумя взрослыми дочерьми на ежемесячную пенсию в 220 долларов. Они сжигают дрова, чтобы согреться зимой, там скудное мобильное покрытие и нет горячей воды.
Ее старшая сестра Ленина жила там до своей смерти в 2019 году во время их долгой борьбы за возвращение в Москву.
«Я очень сожалею, что она не дожила до этого (возвращения в российскую столицу). Я очень сожалею об этом. Возможно, ее здоровье просто не выдержало нынешних условий, в которых мы живем », — говорит Михайлова, которая впервые встретила своего отца в возрасте восьми лет, когда он вернулся из лагеря.
Поскольку их число с годами сокращалось, участь детей ГУЛАГа часто казалась безнадежной до конца 2019 года, когда Михайлова и две другие пожилые женщины выиграли апелляции в Конституционном суде России.
Он постановил, что они имеют право на получение жилья в Москве, отклонив препятствия в их заявках, и, в более широком смысле, приказал правительству ускорить рассмотрение их и всех других подобных заявлений на жилье.
Иск Михайловой был задержан в связи с ранее вынесенным постановлением Московского суда о том, что только ее отец был явно выслан из Москвы и что ее мать могла продолжать жить там одна и родить Елизавету без него.
Судьба ее и многих других претензий остается неясной. Интернет-петиции, подписанные 80 000 россиян и более 100 общественных деятелей, призывают к вмешательству правительства.
Критики говорят, что законопроект, подготовленный правительством во исполнение решения Конституционного суда, не устраняет бюрократические препятствия, которые могут заставить истцов ждать еще 30 лет, чтобы получить жилье .
НПО и законодатели разработали конкурирующий закон, который, по их словам, ускорит рассмотрение исков. Законодатели в парламенте намерены обсудить эти два законопроекта в этом месяце и сделать выбор между ними.
Михайлова сказала, что будет внимательно следить. «Мы не там, где хотим, и не там, где должны быть. Это изгнание ».
Отчетность Тома Балмфорта; Под редакцией Эндрю Осборна и Джайлза Элгуда
Самая одинокая женщина в России, отшельница Агафья Лыкова, получит новый дом в дикой природе
«Новый дом будет хорошо изолирован», — сказал директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий на своей странице в социальной сети, когда многие в комментариях отметили, что деревянные доски выглядят слишком тонкими для сибирской зимы.Картина: Виктор Непомнящий
Один из самых богатых людей России, миллиардер Олег Дерипаска, поддерживает здание после мольбы о помощи от 76-летнего отшельника.
Агафья — последняя оставшаяся в живых из семьи православных старообрядцев, обнаруженная в тайге Саянских гор в Сибири в 1978 году.
Ее родители сбежали в лес, спасаясь от религиозных преследований в сталинскую эпоху в 1936 году. Агафья живет почти как крестьянин 18 века, почти не имея современных удобств и руководствуясь древней Библией.
Агафья Лыкова на фото с отцом в начале 1980-х годов. Картины: Игорь Назаров, Николай Пролецкий
Новый дом Агафьи — простая одноэтажная хижина, как она просила — нужно было сначала собрать в городе Абакан, пронумеровав бревна, а затем разобрать, чтобы сократить время строительства.
Затворник находится в отдаленной, труднодоступной части Саян, поэтому дом было проще привезти по частям, чем доставлять стройматериал.
Для доставки нового дома необходимо будет осуществить не менее 18 перевозок на воздушных судах.
Строительство будет завершено в начале 2021 года.
Самая одинокая женщина России, отшельница Агафья Лыкова, получит новый дом в дикой природе. Фотографии: Александр Кузнецов, Виктор Непомнящий
«Новый дом будет хорошо изолирован», — сказал директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий на своей странице в социальной сети, когда многие в комментариях отметили, что деревянные доски выглядят слишком тонкими для сибирской зимы.
О пандемии Covid-19 ранее в этом году Агафье рассказал инспектор заповедника, который обычно навещает ее два-три раза в год.
«Мы все проявляем крайнюю осторожность при посещении Агафьи, будь то вирус или нет — она похожа на Маугли, который никогда не сталкивался с современными инфекциями и болезнями, мы знаем, насколько дисциплинированными и осторожными мы должны быть, чтобы убедиться, что она остается в безопасности», — сказал местный чиновник Александр, который знает и навещал Агафью много лет.
Рядом с ее 80-летней семейной хижиной будет построен деревянный одноэтажный дом.Фото: мэрия Таштагола / The Siberian Times
Баба Яга | Русский фольклор: Путеводитель по Санкт-Петербургу
В русском фольклоре есть много историй о грозной ведьме Бабе Яге. Ужасно на вид и с соответствующей природой, она пожирает своих жертв своими железными зубами.В некоторых историях ее спина так согнута от возраста, что она касается земли. с ее головой. Ее нос такой длинный, что достигает потолка ее хижины на Куриные ножки, когда она спит.Она спит, растянувшись на своем древнем кирпичная печь, в которой она также готовит еду (включая людей, которых она ловит).
Она, кажется, не беспокоится о остроконечных шляпах ведьм, и ее никогда не видели сидя на метле. Ее способ передвижения — большой миномет, толкаемый вместе с пестик. Никогда не оставляя за собой след, она сметает все следы ее пути с метлой.
Также ходят слухи, что она может таким же образом летать по воздуху.
Она живет в хижине в лесу.Хижина, кажется, имеет свою индивидуальность и может свободно передвигаться на своих больших куриных ножках, поэтому его называют Хижина на куриных ножках. Обычно хижина либо крутится, когда движется по ней. лес или стоя спиной к посетителю и при приближении, разрешит вход только после того, как будет произнесено определенное секретное заклинание: «Хижина, хижина, повернись спиной к лесу, а впереди ко мне «. Он кружится с леденящей кровь дикий визг и скрип и в конце концов останавливается, чтобы встретиться лицом к лицу с посетителем, где он опустится на куриные ножки и распахнет дверь.Его окна иногда описывается как его «глаза».
Хижина окружена забором из костей жертв Бабы Яги. Баба Яга до смерти пугает прохожих, просто являясь им, а затем пожирает их. Ее забор увенчан черепами ее жертв, чьи горящие глазницы осветить тьму.
В некоторых историях у нее есть две старшие сестры, которых также называют Бабой Ягой, чтобы запутать вас!
Хотя ее в основном изображают ужасной старой старухой, она также может играть роль помощницы и мудрой женщины.Как и все силы природы, хотя часто и дикие и неукротимая, она также может быть доброй. Иногда она дает советы и волшебные дары герои с чистым сердцем. Герой или героиня рассказа часто попадает в старуху. область поиска мудрости, знания и истины. Тогда есть еще заклинание Сказать Бабе Яге. Когда она начинает задавать вопросы, герой должен скажи: «Эй, старуха, сначала утолишь мой голод, потом утолишь мою жажду» тогда позволь мне помыться в твоей бане (сауне) потом позволь мне поспать а потом ты спрашивай о чем угодно».Обычно Баба Яга поступает так, как просит ее герой.
Говорят, что она — дух-хранитель источника Вод Жизни и Смерти.
Баба Яга правит стихией, и ее царство — березовые леса старой Руси.
Ее верные слуги — Белый всадник, Красный всадник и Черный. Всадник. Когда Василиса Прекрасная (иногда называемая Василисой Премудрой) спрашивает ее, кто эти таинственные всадники, она отвечает: «Моя Светлая заря, моя Красное солнце и моя темная полночь.»
Среди других ее слуг, которых она называет «друзьями моей души» и которых она не хочет обсудить с посетителями три бестелесных пары рук, которые появляются из разреженный воздух, чтобы выполнять ее приказы.