Skip to content

Русская изба мастер класс: Обустройство русской избы. | Журнал Ярмарки Мастеров – Мастер-класс для школьников «Русская изба». Выезд в школу сотрудника издательства — Детское издательство «Настя и Никита»

Содержание

Мастер-класс Посиделки в русской избе «Кукла из бабушкиного сундука» (изготовление «Куклы добрых вестей»)

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Мастер-класс

Посиделки в русской избе

«Кукла из бабушкиного сундука»

(изготовление «Куклы добрых вестей»)

Подготовила: Воспитатель Н.А. Колычева

Программное содержание:

1. Обогатить и расширить представление о быте и ремёслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

2. Познакомить родителей с технологией изготовления тряпичной куклы.

3.Воспитывать любовь к народной игрушке. Создать доброе, благодатное настроение.

Ход открытого мероприятия.

Воспитатель: Дорогие родители, я очень рада видеть вас. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах. Что для вас значат слова: «Русь», «Россия»? Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть своей речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору.

А чтобы нам легче было общаться, давайте напишем на солнышках свои имена. Но одно условие имена должны быть ласковыми. (Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас называют ваши близкие и родные люди).

Родители пишут ласковые имена.

— Мне кажется, что от этих маленьких солнышек в зале стало светлее и теплее.(Звучит русская народная музыка.)

Мы начинаем посиделки,

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

Воспитатель: Для вас, конечно не секрет, что дети очень любят фантазировать. В детском саду мы вместе с ребятишками очень часто отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты. И сейчас наш путь лежит в сказочную страну, где нас ждут неожиданные встречи и волшебные превращения.

(Звучит музыка «В гостях у сказки».)

Занятие «Путешествие в сказку».

Воспитатель: А сейчас нас ждёт ещё одно путешествие. Но оно будет особенное. Нам не придется фантазировать и заглядывать в будущее. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили около двух тысяч лет тому назад.(Звучит русская народная музыка.)

Давайте, попытаемся представить себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, радио, телевизора, не было электричества и даже свечей.

В деревянных избах горели лучины. А избы были большими и просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьёй. Итак, у нас все в сборе! Путешествие в прошлое начинается.

(Воспитатель приглашает родителей пройти в избу.)

«Путешествие в мини – музей «Русская изба» — экскурсия по «избе». Родители проходят в музей. Их встречает Домовой.

Домовой. Здравствуйте, гости дорогие, заждался я вас.

— А вы узнали меня?

Гости. Домовёнок Кузя.

Домовой. А кто такой Домовой?

Гости: Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник.

Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.

Воспитатель: Домовёнок Кузя, а мы пришли к тебе в гости – в Русскую избу.

Домовой. Хорошо, но прежде отгадайте загадку.

Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постель.

Гости: Гости — это бревна избы, а постель -это мох. Так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. Воспитатель: В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, это чтоб зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтоб богатыми стать, шерсть для тепла, а ладон для святости.

Домовой. Молодцы, справились с загадкой. Приглашаю вас в Русскую избу.

Гости заходят в избу.

— А Вы знаете приметы про избу?

Сухое дерево в срубе – к счастью.

Солнце в доме играет – к радости.

Без печи изба – не изба.

Воспитатель: Войдя в избу, на печь сразу внимание обратишь. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Печь не только обогревала избу, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. Когда в печи жарко – тогда и варко. Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу. На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

А в каких сказках упоминается печь?

(«Жихарка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Баба Яга»…).

Воспитатель: Угол у печки назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела её спорились и ладились, ей помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы.

Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и глиняные горшки. В чугунках щи да картошку варили, а в горшках молоко, масло хранили, да кашу варили. В печи жарко и голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей взять нельзя. И делали это с помощью ухвата.

Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, Сам в угол идёт.(Ухват)

А кочерга нужна, чтобы угли в печи ворошить.

Железный конь, Скачет в огонь.(Кочерга)

Воспитатель: Хозяйка была не только умелой поварихой, но и мастерицей. Она пряла пряжу, ткала холст. Для этого использовала веретено да прялку.

Прежде чем ткать нужно нитки приготовить. Когда нить была готова, её заправляли в станок ткацкий – кросна и ткали полотно из которого шили рубахи, полотенца – рушники, которые вышивали и украшали ими избу.

Уж ты, прялица,

Ты прялица, моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На подружек поглядывать.

Домовой. Вот и подошло к концу наше путешествие по Русской избе. Мне пора с вами прощаться и свои обязанности по дому исполнять.

(Гости прощаются с домовым и возвращаются в зал.)

Воспитатель: Дорогие родители, Вы знаете, что славяне занимались разными ремёслами и были они большими мастерами. А сегодня я хочу Вам рассказать о том, в какие игры играли славянские дети, какие у них были игрушки. Хотите узнать?

Воспитатель бращает внимание на стоящий в углу сундучок.

Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной – старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберём,

В прошлый век мы попадём!

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки.

Слушайте внимательно.

1-я.- Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)

2-я. — Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт. (Ключ)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадки.

(Открывает крышку сундука).

Посмотрите-ка, что это там, в углу сундука?

Воспитатель: Самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла (достаёт из сундука). Она жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.

Давайте доставим себе маленькую радость, попробуем сделать тряпичную куклу – оберег. Дорогие родители, пройдите, пожалуйста, к столам.

Просим в гости к нам. Красному гостю – красное место.

(Родители рассаживаются.)

Воспитатель: Садитесь, не стесняйтесь. Поудобней располагайтесь.

Сейчас мы выполним работу на первый взгляд простую, но очень интересную. Мы будем делать куклу — закрутку. Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая.

— Чем отличаются обереговые и обрядовые куклы от игровой?

Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.

Такую куклу можно было повесить над колыбелькой малыша, чтобы она его оберегала. Можно было дарить детям на именины, новоселье, ко дню рождения. Куклу делали без использования иглы.

— Но, как говорят, делу время, потехе час. Пора и нам ручки наши потешить да поразмять.

Изготовление куклы. (Обратить внимание на стол).

Посмотрите, как много заготовлено разноцветных тканей.

— Какой они формы? (Круглые, прямоугольные и треугольные).

А в мешочках лежат обрезки от этих тканей.

Такую куклу делали девочки, когда сидели рядом со своими мамами на посиделках. Мамы шили, вышивали, а чтобы не пропал ни один кусочек ткани, девочки делали себе на забаву – игрушку.

1. Берём несколько мелких лоскутков, скатываем из них шарик диаметром приблизительно от 1 до 1,5 см и выкладываем его с изнаночной стороны в центр круга из ткани самого большого диаметра, формируем головку куклы и перевязываем ниткой.

2. Второй круг из ткани среднего диаметра накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

3. Третий самый маленький круг накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

4. Берём прямоугольник из белой ткани и складываем его по длине втрое, чтобы получилась полоска шириной 6,3 см.

5. Белую ткань накладываем на голове куклы, завязываем ниткой вокруг головы, а концы этой ткани распределяем по обе стороны куклы.

6. Отступив 1 см от края, завязываем концы белой ткани. Расправляем белую ткань – получились пышные рукава.

Берём треугольный лоску ткани и повязываем его на голову куклы, подгибая платок с двух сторон, как носили наши прабабушки. Концы платка завязываем сзади на узел.

Гости делают куклу.

Воспитатель: Гости дорогие, чтобы наша работа спорилась да ладилась, давайте вспомним пословицы о труде и мастерстве.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Труд человека кормит, а лень портит.

Смотри дерево в плодах, а человек в трудах.

Кто не работает, тот не ест.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Глаза страшатся, а руки делают.

Пашню пашут – руками не машут.

Пахать не в дуду играть.

Где хотенье, там и уменье.

Куй железо, пока горячо.

Мала пчела, да и та работает.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ремесло есть – пить не просит, а само кормит.

Терпение и труд все перетрут

Делу время – потехе час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Землю пашут, руками не машут.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.

Умелые руки голодными не останутся.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Не бравшись за топор избы, не построишь.

Воспитатель: Поработали мы на славу, молодцы.

Наша «кукла добрых вестей» готова. Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились!

— В старину такие куклы можно было подарить, обменять на ярмарке на другие нужные товары. А мы с Вами возьмём их с собой и подарим своим детям, родным или друзьям.

Воспитатель: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ

Затевайте хоровод.

Хоровод. Воспитатель приглашает гостей на хоровод.( Звучит музыка)

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.

Дорогие родители, воспитывайте, пожалуйста, в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Поощряйте любознательность и интерес. Я очень рада была сегодня вас видеть, надеюсь, что сегодняшнее путешествие принесет благотворные плоды и окажет позитивное влияние на развитие наших детей. А еще, хочу закончить словами В.А.Сухомлинского

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

Всего Вам доброго! Удачи!

Методическая разработка: Мастер — класс для педагогов. Знакомство с мини — музеем «Русская изба»

Мастер — класс предметно-развивающей среды «Русская изба».

Цель которой: Показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир народного быта, где ребёнок может максимально самореализоваться. Побудить воспитателей чаще проводить занятия в «Русской избе».

Ход мероприятия:

 Почему мы создали мини-музей. Специфика жизни современного села не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческом музее, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. По этой причине мы решили создать в свободном помещении детского сада мини-музей. Многие родители поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Многие мамы и папы не раз бывали в нашем музее и с большим интересом наблюдали оформление помещения под русскую избу.

    

  Что такое мини-музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых  он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.     

 Описание мини-музея «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» создан коллективом сотрудников  детского сада при активном участии родителей и общественности села под руководством заведующей детским садом .

                                                       Расположение.

«Русская изба» занимает свободное помещение группы. Состоит из одной комнаты.

                                                      Содержание и экспонаты.

     Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Радом  со столом стоят деревянные лавки, покрытые плетёными покрывалами. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: сарафаны, рубахи и прочие вещи. На сундуке сидит внучка (изготовлена сотрудницей детского сада). В другом углу избы стоит русская печь, на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. Рядом с печкой расположен лежак, где можно в тепле отдохнуть после трудовых дел, детям играть в разные игры в тепле и уюте. В уголочке лежака примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе  висит люлька. В люльке лежит младенец (кукла), люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы. В  избе часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: на полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

     Все экспонаты русской избы собраны в селе, у жителей, которые сохранили кое что из домашней утвари.

     Размещение мини-музея.

В любом детском саду существует проблема свободных помещение. Но даже если таковых нет, можно в каждой группе разместить уголок русской избы, где есть одежда в русском стиле, предметы быта.

     Возраст детей.

Содержание и оформление уголков должно отражать возраст данной группы. В младшей – только уголок ряжения: сарафаны, кокошники, передники, фуражки. В средней группе добавили одежду для мальчиков. В старшей группе уголок с домашней утварью. Если детям интересно играть в таком уголке и есть возможность, можно добавить и печь и лавку, горшки-чугунки.

     Результат.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора.  Например тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

     Главное – мы достигли цели: создали обще развивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Кто с педагогов знаете много….

Кто в лугах пасет корову?   (Пастух)

  Кто на прялочке прядёт? ( Пряха)

Кто прочистит дымоход? ( трубочист)

Во что ягоды берут (Кузовок)

Что игрушками зовут? (бирюльки)

Чугунки чем вынимают) ( Ухват)

Чем дрова в печке мешают? (кочерга)

На чем играют, с чем поют? (ложки, трещотки)

А закончим вот такими милыми словами….

Здесь вот крынка молока

 Чугунок картошки

 Будем с вами щи хлебать

 Деревянной ложкой.

               Сей музей мы покидаем,

                Русская изба так хороша,

               В каждом стареньком предмете

                Живёт  русская душа!

Наше мероприятие мы заканчиваем, ждём вас на экскурсии и занятия в наш музей!

Мебель своими руками для мини музея «Русская изба»

В этой статье мы расскажем, как сделать своими руками мебель для мини музея «Русская изба» в детском саду из доступных материалов всего за один день.

Для работы мы берем спичечные коробки, картон, ветки деревьев. Инструменты также самые простые – нож, молоток, мелкие гвоздики, шкурка, любая пилка или лобзик, клей, краски. Предлагаемый способ изготовления деревянной мебели ни в коей мере не претендует на профессиональную столярную работу. Зато даже совсем неподготовленный человек сможет сделать минимальный набор мебели для мини музея народного быта «Русская изба».Вся мебель изготовлена для внутреннего оформления мини музея «Русская изба» площадью 30х30 см.  О том, как сделать из картона такой домик мы рассказываем в статье «Мини-музей народной куклы и народного быта Русская изба». Но мебель можно использовать и без домика, просто установив ее на столе или полке.

Мебель для мини музея Русская изба подойдет на только для музейной, но и для игровой деятельности детей как в детском саду, так и дома.

Стол и табуретка из спичечных коробков. Мебель своими руками для мини музея Русская изба.

Для изготовления ножек стола нам потребуется четыре пустых спичечных коробка. Чуть выдвигаем коробки, два из них смазываем клеем. Места смазывания клеем показаны штриховкой.

Соединим обе ножки-уголка. Для этого слегка сомнёт один из спичечных коробков.

Ножки для нашего стола готовы.

 Покрасим ножки стола и наклеим столешницу. Столешницу вырезаем из картона. Размер 13х7 см

Стол почти готов, осталось только покрасить столешницу. Теперь приступаем к изготовлению табурета. Технология очень похожа на стол, но табурет должен быть ниже. Поэтому спичечные коробки разрезаем на две части.

Вот так выглядит основа для табуретки из спичечных коробков.

Наклеиваем сидение, красим, и табуретка готова.

Таким способом можно сделать для мини музея народной куклы и народного быта Русская изба и скамейки. Это вы сможете попробовать сами.А теперь мы расскажем, как сделать своими руками скамейки из дерева.

Скамья. Мебель своими руками для мини музея «Русская изба»

Для изготовления скамьи нам понадобиться прямая ветка дерева диаметром 3-3.5 см.

Отпилим от ветки заготовку длиной 15-16 см. С помощью ножа и молотка расщепим ее пополам, а затем еще раз расщепим, чтоб получилась досочка.

Ножом и наждачной бумагой выровняем доску.

Отпилим от той же ветки кругляшек 4 см. Расщепим его пополам. Получились две ножки для нашей лавочки.

Прибьем маленькими гвоздиками сидение к ножкам.

Скамейка для мини музея «Русская изба» готова

Таким образом вы можете сделать скамьи любых размеров для вашего мини музея. Если есть желание и возможность, можно покрыть лавки морилкой или покрасить.

Прялка. Мебель своими руками для мини музея «Русская изба»

Сразу оговоримся, что наша прялка – не совсем точная имитация. У правильной прялки должно быть донце, которое кладется на скамью, а потом на него усаживается пряха и весом своего тела удерживает прялку в устойчивом положении. Но изготовить прялку с донцем сложнее и, к тому же, она не будет устойчива. Поэтому мы сделали прялку на прямой основе с упором в пол. Что неправильно, но удобно.

Из дерева, картона или фанеры вырежем прялку. Покрасим или затонируем прялку, нанесем узорные рисунки.

Шаблон прялки для мини музея Русская изба

Сделаем короткую скамейку для прялки, так же, как делали скамьи для избы. Приклеим или прибьем прялку к скамейке.

 

Сделаем веретено. Для этого возьмем зубочистку и отрежем от нее часть. Обмотаем зубочистку нитками. Кончик нитки закрепим любым клеем – чтоб не разматывался.

Привязываем кудель к прялке.  Мы использовали очес льна, но, если у вас его нет, можно взять сантехнический лен или шерстяные нитки, предварительно их «разлохматив». Хорошо подойдет и мохер.

Сучим нитку с прялки и накручиваем ее на веретено.

Прялка своими руками для мини музея Русская изба готова.

Лестница Мебель своими руками для мини музея «Русская изба».

Берем две одинаковых по длине палочки, соответствующие желаемой длине лестницы.  Намечаем пропилы для ступенек.

Выпиливаем пропилы для ступенек. Для этого делаем два параллельных пропила на расстоянии 0.5- 0.7 см примерно до половины палочки, а затем ножом выламываем часть дерева между пропилами.

Напилим необходимое количество палочек-ступенек.

Вставляем палочки-ступеньки в пропилы. Для прочности фиксируем места соединения нитками.

Приставная лестница для мини музея Русская изба готова.

Необходимый набор мебели для мини музея русская изба, который можно сделать своими руками из подручных материалов готов.

Но не хватает самого главного в русской избе – печки. Тому, как сделать своими руками печку посвящен пост «Печь для мини музея Русская изба».

Методическая разработка (старшая группа): Мастер-класс «Русская изба»

 

Мастер-класс «Русская изба»

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета «Русская изба», которую мы используем как дидактическое пособие и дидактическую игру для детей старшего возраст.

 

Для макета нам потребуется: коробка, канцелярский нож, клей ПВА и Момент, ножницы, материал, веревочка, искусственная солома, скотч,  цветной картон, кружева, ткань, соленое тесто,   акварельные краски, кисть.

Берем коробку и обрезаем ее, оставляя высокими только 3 стороны.

 

 

Также вырезаем и склеиваем  стол, лавки, скамью,  сундук, лестницу, кровать, полочки, макет печки. Красим акварельными красками.

 

Вырезаем  два окна.   

 

Из  ажурных лент и лоскутков ткани изготавливаем занавески, скатерть на стол, лавку, покрывало, наволочки на подушку.

 

На печку накладываем  соленое тесто и штукатурим, а потом после высыхания красим акварельными красками.

Из соленого теста изготавливаем кухонную утварь и  раскрасили акварельными красками.

Изготовили  мягкую куклу, кочергу и ухват из проволоки.

Из лоскутов ткани изготавливаем малыша и  детскую подвесную люльку.

На чердаке  солома, мешки.

Макет готов и ждет детских глазок!

Спасибо за внимание!

Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме: Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля «Мастера» на тему: «Жили-были… Путешествие по русской избе»

МБУ ДО «ЦЕНТР СОЗВЕЗДИЕ»

        

« Конспект мастер-класса на тему: «Жили – были… Путешествие по русской избе» (в рамках фестиваля «Город Мастеров»)»

Разработала педагог

дополнительного образования

Зайцева Мария Николаевна

                                                                                                   

Шатура

 2015

Цель занятия: познакомить детей с жизнью и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям

 Задачи:

  • познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, с народными приданьями;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, закличками;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
  • развивать художественно-творческие способности детей;
  • познакомить с техникой выполнения русского оберега

Принципы построения занятия:

  • Учёт возрастных особенностей
  • Наглядность –  обстановка и оборудование горницы.
  • Познавательная активность – практическое исследование старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
  • Комплексность в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности специфически дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно в непосредственно образовательной деятельности  как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме и др.).

Занятие «Жили-были.. Путешествие по русской избе» ориентировано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  

Большое внимание уделяется русскому  фольклору, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы.

  • Доступность содержания детям дошкольного возраста.
  • Познавательная и нравственная значимость.
  • Возможность формирования на их основе умения «чувствовать»  окружающий мир.

     Для организации деятельности по приобщению дошкольников к русской народной культуре  в  кабинете МБУ ДО «Центр «Созвездие» была создана «Русская изба». В ней собраны предметы русского  народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант  предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли  носителей  русской народной культуры.

Ожидаемый результат:

  • сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
  • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
  • творческая активность и самостоятельность воспитанников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.

Основная часть

Оборудование:

Для создания обстановки «Русской избы»  — бутафорская модель русской печи, дрова, кухонная утварь (сито, ухват, чугунок, глиняные горшки, деревянные ложки, глиняная посуда, самовар), коромысло, ведра, утюг, гребень, прялка, керосиновая лампа, бублики, стол, лавки, иконы, свечи, рушники, скатерть.

Для основной деятельности – мука, сито (на каждого), столы песок-вода, маски героев сказки «Репка», костюм для педагога, кокошники, картузики (для детей), проектор.

Для создания куклы «Крупенички»   — материал белый, материал цветной, ленточки, носочки эластичные, нитки, пшеница.

Ход занятия

Педагог (в русском народном костюме) встречает детей у входа.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! (кланяется, прижав руку к сердцу). Добро пожаловать! Хоть не богата, а гостям рада!. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком! (дети рассаживаются на стульчики).

В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

  (Ответы детей)

Педагог: Почему говорят: В гостях хорошо, а дома лучше?

 (Ответы детей)

Педагог: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей. Мы приходим домой, чтобы набраться сил. Как вы думаете, из чего раньше люди могли построить себе дом?

(Ответы детей)

Педагог: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался избой. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот. Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим, как же жили наши предки в своих избах. Готовы? Но сначала вам нужно надеть специальные головные уборы – для девочек – кокошники, для мальчиков – картузики. В таких головных уборах ходили наши древние предки – славяне на Руси. А теперь: раз, два, три, покружись – в прошлом окажись.

(На стену проектором высвечивается русская изба).

Педагог: Посмотрите, как выглядела русская изба. Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.

А теперь давайте посмотрим, что же было внутри избы. Давайте пройдем внутрь.

 (Дети проходят через низкую дверь (макет), кланяясь,  педагог подводит детей в угол с печкой).

 Педагог: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки о предметах быта русской избы, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе. Вы можете не знать названия этих предметов, но можете найти отгадку по описанию в загадке. Слушайте и смотрите внимательно.

1. Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

Дети: Печь

Педагог: Посмотрите, чем топили печь на Руси. Это дрова. Русская печь –сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает печь растапливать. Печь – деревенская кормилица.

2. Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребятки, знает?

Книзу узок, верх широк

Не кастрюля …

Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)

Педагог: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.

3. Не бык, а бодает,

Не есть, а хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ухват

Педагог: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

 (Дети пробуют достать чугунок с помощью ухвата)

4. Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито

Педагог: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

(Дети подходят к столам песок-вода, берут сита и пробуют просеять муку)

Педагог: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы. По диагонали от печи располагался красный угол. Как вы думаете, для чего он нужен был в доме? Красный – значит красивый и светлый. Это было святое место – в нем помещались иконы. Красный угол – самое почетное место в избе. Гость мог пройти в красный угол только по приглашению хозяина. Здесь же находился и стол. Все события в семье отмечались в красном углу, вдоль стола стояли деревянные лавки и скамьи. А теперь давайте отгадаем, что же могло находиться здесь из предметов быта.

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит

Дети: Самовар

Педагог: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пряниками, бубликами и пирогами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

6. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Дети: Ложка

Педагог: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками (можно задать вопросы по образованию слов: тот, кто играет на балалайке; на гитаре; на барабане; на пианино).

А теперь давайте немного отдохнем. Русские люди очень любили сказки. Вы знаете, что есть народные сказки, которые переходили из уст в уста, из поколения в поколение. А дети очень любили вечерами слушать сказки, ведь у них не было ни компьютеров, ни телевизора, ни книг.

Физкультминутка

Проводится подвижная игра «Репка» с проговариванием. (Приложение № 1)

Педагог: На Руси любили не только сказки, но волшебные предания. На Руси верили во многих волшебных существ. Говорили, сто ни один дом не стоит без домового. Домовой – это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в избе, предпочитая место, где тепло и сытно. Как вы думаете, что это за место? Конечно, у печки. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Ленивым хозяевам дедушка, как называли домового, устраивал мелкие неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ломал предметы. Если домовой в дружбе с хозяином, то дом под надежной охраной. Во время праздников наши предки обязательно ставили домовому угощенья и приговаривали .

Педагог ставит за печку горшок с кашей и с детьми встает в круг, приговаривая закличку для домового: «Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да храни избу нашу!»

Практическая часть – создание куклы – оберега «Крупеничка».

 Педагог: Это главная кукла в доме. Она – оберег на достаток и сытость в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куклы. После уборки урожая куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что это каша передает силы матери земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.

И сегодня люди верят, что эта куколка помогает оберегать достаток в доме. Давайте изготовим ее вместе.

Звучат русские народные песни, педагог показывает детям порядок изготовления куклы-оберега. (Приложение № 2)

Заключение

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Русской красавицы, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, ситом, самоваром), и возможность примерить народный костюм, и своими руками изготовить куклу-оберег . Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы, рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями . У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.

Список использованной литературы

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2.  Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
  3.  Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
  4.  Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
  5.  «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
  6.  Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
  7. http://maminsite.ru/early.files/krupenichka.html

Приложение № 1

Подвижная игра «Репка»

Дети делятся на 2 команды. Надевают маски с героями сказки «Репка». На стулья садятся «репки». Рядом стоит «дед». Остальные герои стоят напротив «деда» и «репки», в 6-7 шагах (если позволяет площадь комнаты). Желательно, чтобы дети проговаривали сказку одновременно с действиями.

Задача: Обежав «репку», «дед» каждый раз, согласно словам сказки,  бежит за помощником, за «деда» должен зацепляться только один помощник, соблюдая очередность. Постепенно число прицепившихся увеличивается, пока все герои сказки не прибегут к «репке». Дети не должны отцепляться друг от друга в процессе игры.

Побеждает та команда, которая первой вытянет «репку».

Приложение № 2

Изготовление куклы-оберега «Крупеничка»

  1. Берем пшеницу (можно гречку) 
  2.  Ненужный детский носочек. ( в моем случае – эластичный носочек)

Засыпаем в носочек крупу, завязываем носочек, чтобы крупа не рассыпалась. 

Перевязываем носочек примерно так, чтобы получилась голова и туловище.

3. Теперь берем прямоугольный кусочек белой материи, размером таким, чтобы покрывало нашу куколку. 
Складываем его пополам по диагонали. 
На уголках завязываем кончики, формируем ручки.

4. Накрываем нашу куколку, и в районе шеи перевязываем ленточкой или кусочком ткани.

Выбираем для куколки юбочку.
Для этого нужен просто небольшой кусочек ткани.

Чуть ниже груди обматываем куколку юбочкой и перевязываем ленточкой или полоской ткани.

Последний штрих- повязываем куколке платочек:-)

И вот, наша куколка готова!
Играйтесь на здоровье!

Тканые половики для мини музея «Русская изба» своими руками. Мастер класс.

Для того, чтобы сделать тканые половички своими руками совершенно не обязательно иметь ткацкий станок. В нашем мастер классе мы покажем, как это сделать с помощью иголки, картона и, конечно же, ниток. Нитки вы можете взять и шерстяные и хлопковые. Желательно, чтобы они были более или менее одной толщины, но и это не обязательно.

Тканые половички станут незаменимыми элементом декора для мини музея народного быта в детском саду. Но подойдут они и для любого кукольного домика, не обязательно русской избы. Так же этим способом можно создать не только тканые половички, но и пледы

и одеяла для кукол.

Мастер класс включает три разные техники изготовления тканых половичков своими руками. Воспользовавшись нашими советами вы сможете сделать и прямоугольные и круглые половички.

Ткачество, даже такое примитивное — завораживающее и захватывающее занятие. Но для малышей эта работа сложная. Вы сможете привлечь к ткачеству детей от 10-12 лет.

Немного теории для создания половиков для мини музея Русская изба или народной куклы.

Нити основы — это нитки, которые заправляются в станок или натягиваются на картон.

Нити утка — это нитки, которыми мы будем ткать.

Зев — это расстояние между нитями основы, поднятыми через одну. В зев прокладывается нить утка.

Есть три основных техники ткачества для половиков:

Техника ткачества «Уточный репс» — нити основы не видны, а рисунок создается нитками утка. Можно ткать несколькими утками, тем самым создавая различные рисунки. Расстояние между нитями основы достаточно широкое, а нити утка плотно прилегают друг к другу.

Техника «Полотняное переплетение». В этом варианте одинаково видны и нити основы и нити утка. Все наши половики, которые описаны ниже сделаны именно в этой технике.

Техника «Заправочный репс». Нити утка не видны, а рисунок создается нитями основы. Чтобы создавать половики в этой технике, нужно нитями утка стягивать нити основы друг к другу.

Различные техники создания тканных половиков вы можете посмотреть в нашей статье » Половики. Техники ткачества»

 

 

Прямоугольный тканый половик для мини музея «Русская изба» на картоне своими руками. Мастер класс.

Для прямоугольного тканого половика вам понадобятся:

Картонная основа — длинная и прямоугольная. Лучше взять плотный не гофрированный картон

Нитки — любые, какие найдутся дома.

Ножницы

Игла длинная и толстая.

 

Для начала определитесь с размерами тканого половика. Картонку возьмите длиннее примерно на 8-10 см, чем длина вашего предполагаемого половика. Это нужно, чтобы потом завязать бахрому. Ширина половика очень сильно зависит от ниток, из которых вы будете плести.

У нас нитки хлопчатобумажные «Кабле» разных цветов. Размеры готового половика для русской избы 5.5х12. Картонка основа — 8.5х21

По краям картонки с помощью линейки отметьте точки разрезов. У нас отметки идут через 2.5 мм.

Сделайте надрезы с помощью ножниц по ранее сделанным отметкам.

Натягиваем нити основы для тканного половика. Нитки основы могут быть тоньше, чем нити утка.

Интересно смотрится если у вас нити основы для половика разных цветов. Лучше разноцветные нити расположить симметрично.

Так выглядит картонка с натянутыми нитями основы для половика с изнаночной стороны.

В зависимости от толщины нитей утка у вас коврик может получиться и шире и уже, чем вы задумывали. Главное, чтобы в процессе работы толщина используемых нитей утка у вас не изменялась. Иначе половичок получиться неаккуратный.

Вдеваем в длинную толстую иголку нитки, можно не очень длинные (у нас длина нити около 50 см). Для уточной нити мы брали хлопчатобумажные нитки «Кабле» в два сложения, двух разных цветов. Одна нитка длиннее другой. В процессе работы ту нитку которая кончалась удлиняли следующей ниткой другого цвета.

Начинаем плести половик для народной куклы. С помощью иглы перебираем нити основы через одну. Протаскиваем нитку. Конец нити (около 5см) оставляем за пределами ткачества. Потом можно ее или вложить в следующий ряд или убрать в бахрому. Первый ряд вашего тканного половика проводите отступив от края картонки на 4-5 см. Это нужно, чтобы в конце работы вам удобнее было завязывать нити для бахромы.

Набираем следующий ряд с помощью иглы в шахматном порядке, «подбиваем» (предвигаем) предыдущий ряд к уже сотканому половику и протаскиваем нить утка.

Для удобства работы можно воспользоваться второй иглой, спицей или любой тонкой палочкой (например шпажкой). В зев одного из набранных ряд проденьте вашу спицу, отведите ее к концу работы. Через один ряд вы сможете не набирать нити на иглу а просто приподнять вашу дополнительную палочку и в получившейся зев продеть иглу с ниткой.

Продолжайте ткать половик. Когда одна из нитей утка заканчивается, вкладывайте в зев конец закончившейся нитки и начало следующей.

Продолжайте ткать половичок для мини музея народного быта до нужного вам размера.

Обрабатываем края половика для народной куклы. Снимите нити основы с картонки.

Разрежьте ножницами петли и завяжите узелки в каждой паре нитей.

Подравняйте получившуюся бахрому и обрежьте выступающие нити на половике.

Прямоугольный тканный половик для мини музея «Русская изба» своими руками готов.

 

Круглый тканый половик с бахромой для мини музея «Русская изба» своими руками.

Для круглого тканого половика для мини музея Русская изба вам понадобится:

Плотный картон

Нити разных цветов. У нас хлопчатобумажные нити «Кабле». Для основы использована нить в одно сложение, для утка — в 2 сложения.

Толстая игла, ножницы.
Для основы вырежьте круг из плотного (лучше не гофрированного) картона. Диаметр круга больше, чем готовый коврик на 3 см. У нас картонный круг —диаметр 11.5 см, а готовый коврик диаметром 5.5 см.

Наметьте и надрежьте края картонного круга примерно через 6мм.

 

Натяните нити основы, протягивая нитки через центр круга. Можно использовать нити разных цветов для основы круглого тканного коврика.

Так выглядит картонный круг с натянутыми нитками основы для половика с изнаночной стороны.

Толстой иглой начинайте набирать нити около центра круглого половика через 2 и протаскивайте нить утка. У нас нити утка в 2 сложения (нитки разного цвета).

Сделав так 2-3 ряда, начинайте набирать на иглу нити через одну. Если у вас нечетное количество нитей основы, то ряды сами будут ложиться в шахматном порядке. Если же четное количество — то надо в каждом ряду один раз брать 2 нитки.

Продолжайте плести по кругу. Когда одна из нитей утка заканчивается, то связывайте ее со следующей, а кончики нитей сами вплетутся в половик.

Продолжайте ткань, пока круглый половичок для куклы не достигнет своих размеров.

Конец нити утка можно спрятать в тканный половик или убрать в бахрому.

Снимите нити основы с картона и завяжите узелками.

Подравняйте края бахромы ножницами и срежьте лишние выступающие нити.

 

Круглый тканый половик для мини музея «Русская изба» своими руками готов.

 

Круглый тканый половик без бахромы для мини музея «Русская изба» своими руками.

 

Попробовали сделать круглый коврик без бахромы. Получилось, но не очень технологично.

Из картона вырезаем круг диаметром, равным предполагаемому будущему половику.

Намечаем и надрезаем края на картонном круге через 5мм.

Далее делаем все то же самое, что и в предыдущем варианте круглого половика.

Набираем иглой по кругу и продолжаем ткать половик на картонке насколько это возможно.

Остатки нитей с основы, мы переложили на лицевую сторону и вплели в ковер. Можно в конце работы их спрятать с помощью иглы.

Далее снимаем половик с картонной основы и продолжаем вплетать нить так же по кругу.

 

Стараемся сохранить нужное натяжение нитей, чтобы половик получился круглым — это достаточно не просто.

Нам пришлось воспользоваться утюгом, чтобы выровнить половичок для куклы.

Край нити прячем уже в сотканное полотно.

Круглый тканный половик без бахромы для мини музея «Русская изба» своими руками готов.

 

Прямоугольный тканый половик для мини музея «Русская изба» на станке.

Если вы являетесь счастливым обладателем небольшого ткацкого станка, то соткать половичок для мини музея народной куклы совсем просто.

Мы не будем описывать процесс создания таких половичков на станке, так как и станки разные и процесс будет немного отличаться и ткать можно в различных техниках, которые описаны в начале нашей статьи.

Вот такие получились половики на станке для мини музея русская изба или народной куклы.

Наши половики созданы в технике «Полотняное переплетение». У нас нить утка и нить основы одной толщины.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.