Авторское художественное оружие. Ножи с резными ручками. Часть первая
Так сложились звезды, что именно в эти ноябрьские дни мой интерес к резьбе по кости достиг своего апогея. Начав искать достойные работы в этой области, я зашла на сайты, посвященные авторскому художественному оружию, и увязла там надолго. Помимо общего впечатления, приниклась эстетикой самих клинков, искусной резьбой ручек, насечкой на лезвиях, пленительными узорами дамасской стали, волшебством булатных клинков, изысканностью форм ножен.
Но загадка состояла в том, что мой интерес к этой теме был выше среднестатистического интереса к среднестатистической красивой вещи. Так что это было? Мужского начала во мне мало, а интерес к клинкам просто огромный… и тут я догадалась: в моем роду наверняка были амазонки! 🙂
Представленные работы — труд многих мастеров холодного оружия. Чтобы добиться результата, надо разбираться в тонкостях изготовления стали, знать все нюансы применения самых разных материалов: камня, кости, искусственных материалов, кожи, уметь работать с металлорежущими инструментами, резать, шлифовать, полировать, рисовать, быть креативным и уметь вопощать свою страсть. Потому что работы оружейников — все страстные. Вот такое у меня мнение сложилось.
Клинок ножа имеет огромное значение, но надо понимать, что ручка тоже очень важна — ведь именно ее держит рука и ощущает через нее движение лезвия. В этой части я покажу наиболее красивые резные ручки. В большинстве своем они сделаны из кости. Ручки из кости кажутся наиболее «мягкими», человечными. Именно из-за материала, из которого сделаны. Встречаются разные материалы — бивень слона (очень редкий и дорогой), бивень мамонта, зуб кашалота, бивень (клык) моржа, рог носорога и некоторые другие материалы.
Одним из наиболее интересных по фактуре материалов для ручек ножей является моржовый клык. Бивень моржа прекрасно полируется, имеет теплый оттенок, похож на слоновую кость
Дентин, содержащийся в клыках моржа — твердый, пластичный, легко полирующийся поделочный материал, используемый для рельефной резьбы и гравировки, создания украшений, разнообразных мелких предметов, миниатюрных скульптур и скульптурных композиций. Клык состоит из однородного дентина, имеющего вид слоновой кости и красивый слегка желтоватый оттенок, а также пульпы, структура которой напоминает кристаллы сахара.
Любуйтесь на прекрасные образцы художественного холодного оружия.
Скримшоу — гравировка на кости с последующим заполнением краской
Скримшоу — гравировка на кости с последующим заполнением краской
Скримшоу — гравировка на кости с последующим заполнением краской
Работа по созданию отделки рукоятки приемом скримшоу
Скримшоу — гравировка на кости с последующим заполнением краской
Скримшоу — гравировка на кости с последующим заполнением краской
Скримшоу на моржовом клыке
Зачем моржу клыки? Они определяют его «статус». Чем клыки длиннее и мощнее, тем многочисленнее у самца него гарем. Клыки — это мощное оружие, с помощью которого моржи выясняют, кто из них сильнее. Не всегда бои за благосклонность самок обходятся без крови. Особенно драматичными бывают поединки, в которых принимают участие примерно равные по силе бойцы. При необходимости морж может использовать клыки для того, чтобы взобраться на льдину. Рост клыков — процесс длительный. У некоторых самцов он может продолжаться более 15 лет. Прочные клыки помогают моржу разбивать лед, с их помощью он делает полынью, но основное их назначение — показать сопернику, кто сильнее.
Скримшоу на моржовом клыке. Просто понравилась картинка.
Про клинки из дамасской и булатной стали расскажу во второй части публикации.
Самые удобные формы рукояток
pavel_10
Карады,
много тестируем ножики на износ на канате. Есть немало хороших полевых обзоров. Интересно. Но о рукоятках, в частности о том, какие из форм вы находите самыми удобными (на фиксах и на складнях) — мало информации. Предлагаю в этой теме делиться опытом — какие формы рукояток на каких ножиках для вас оказались наиболее оптимальны.
хули ган
бочонок, яйцо (ЯН), хулт, грохман… да много каких… 😊
pavel_10
Да, была тема оказывается. но уже и здесь пишем, так что удалять тему наверное не буду. Для меня оптимальны классический Анатолич и Дозьер на KS3
Andrew L2
Лично мне очень пришёлся по руке Helle Fjelkniven.
Alex.P
А мне Дозьер показался все таки несколько обмылочным 😊 Все удержание за счет указательного пальца. И переднего упора чуть маловато и задний отсутствует.
Как пример хорошего переднего упора(ни считая ножей с явной гардой) могу отметить так же J.P.Holmes Drop Point Hunter, но заднего упор у него слабоват.
Alex.P
Helle Fjelkniven.
По фото рукоять очень понравилась, нехарактерная для финок.
Чего то даже и захотелось, а то ни одной финки.
Пробежался через гугл по ссылкам, а он маленький 10см клинок и 11см рукоять. 😞 И фото, по ссылкам, совсем не такие красивые 😊 Нет, не надо.
Andrew L2
Пробежался через гугл по ссылкам, а он маленький 10см клинок и 11см рукоять.
Alex.P, да, рукоять у него маловата. Даже в моей не особо широкой ладони — впритирку. Но мне таки удобно. Если рука чуть шире — будет дискомфорт, однако. А вот дина клинка для меня весьма удобна.
botanik
мне обычная бочкообразная рукоять по нраву, финочку Ahti с такой рукоятью успешно юзаю. ну и на всяких там дешевых Морах/Хултах/Фискарзах тоже вполне удобной оказалась.
Taledo
Отличная тема, Павел!
В ходе тестов и походного юза у меня сложились три требования к рукояти: возможность продолжительного силового реза прямым хватом (т.е.как на тестах, и его практический аналог — строгание от себя), возможность продолжительного силового реза обратным хватом (строгание от груди на себя) и возможность извлечения из ножен одной рукой. Вот, что у меня получилось на выходе лучшего на сегодняшний день:
А с ножнами это выглядит так:
На двух последних фотак видно, что подвес делаю съемный, чтобы подбирать удобный под разную одежду (зимой, чаще удобней — шейник).
На всех рукоятках видны выемки для зацепа при вынимании одной рукой. Кроме того, если у рукоятки есть выраженный выступ в средней части (фото 1, нижний ножик: вогнутость в средней части образует выступ — фиксатор для ножен в передней части рукояти и зацеп для извлечения из ножен ближе к задней) или рукоять имеет выраженую яйцеобразность в средней части (фото финки «с сучком») эти выпуклости позволяют надежно фиксировать нож в кожаных ножнах — он не вываливается даже когда кожа рассыхается…
Вообще, полагаю подлинный камень приткновения в дизайне рукоятки — это обеспечить одновременно и выемки для вытаскивания одной рукой (темляки не приемлю — мешают и пачкаются) и плоскость с внутренней стороны для упора обратным хватом для строгания от груди. Почему «от груди на себя обратным хватом»? ИМХО, этот способ намного лучше позволяет контролировать строгание прочных пород дерева, чем «от себя». От себя, сабельным хватом легко выполнять грубое строгание, типа затачивания кольев, а для тонкой и точной работы он, ИМХО, неудобен…
Mechock
рукоять на морах клиппере и 2000-й
КромешНИК
Попробуйте форму «рукояти от Константиныча» будете приятно удивлены именно на длительной работе.
С уважением
W_p
У меня требований несколько, но почти идеальна рукоять у клиппера, скругленная на конце для упора в ладонь и без выступа со стороны режущей части.
1) мало выступов и ничего не наминает
2) прямой/обратный определяется без проблем
3) удобный упор в ладонь
doef
Наряду с клиппером, отмечу эргономичность рукояти 700-й серии у Frosts. Удобна для большинства хватов — и для шкурения и для силового реза, стругания.
(с)фрагмент фото камрада shitoryu
VIPFRANCE
Проверено, удобно!
rubus
Козлов показался самым удобным.
Kazbich
Mechock
рукоять на морах клиппере и 2000-й
doefНа 2000-й, при достаточно силовом резе — был немного разочарован. Bushcraft — задач подходящих не было, но показалась (по первым впечатлениеям) всё-таки более удобной для подобных целей.
Наряду с клиппером, отмечу эргономичность рукояти 700-й серии у Frosts.
Gansik_315
Удобство рукояти — вещь сугубо индивидуальная. Конечно, общие принципы эргономики должны быть соблюдены. Но всё же тот факт, что далеко не каждый хорошо сделанный нож ложится в руку, говорит об обязательности индивидуального подхода к выбору, о практической бесполезности покупки ножа, при выборе его лишь по картинке. Ну, а лично для меня эталоном эргономики стала рукоять ZT0100.
Kazbich
Gansik_315Почему обычно и советую, при наличии такой возможности — покупать сначала китайские «клоны» и оценивать собственные ощущения. Впечатления от реза будут, вероятнее всего, совсем другие, а вот ощущения от рукоятки — более-менее «аутентичные» ММГ передают очень неплохо.
далеко не каждый хорошо сделанный нож ложится в руку, говорит об обязательности индивидуального подхода к выбору, о практической бесполезности покупки ножа, при выборе его лишь по картинке.
Был интересный случай с попыткой нарезки дома какого-то очень хитрого твёрдого сорта сыра (не пармезан, что-то ещё ядрёнее). Именно по возможности весьма силового реза на доске — не справились MORA-2000, CS Canadian Belt, Кизнярский «Норд» (с деревянной рукояткой) и старенький кухонный Victorinox. То есть — резать ими с таким усилием было предельно неудобно. Любопытнее всего, что с данной задачей лучше всех справился CRKT Desert Cruiser (даже не оригинал — китайский клон, но с весьма аутентичной рукояткой (просто живьём с оригиналом сравнивать в руках доводилось)). Не сталью (420-я, хоть и неплохо калёная), не спусками (среднее сведение, заточка на 30 градусов), не качеством заточки (неуверено брил), а взял он именно формой рукоятки.
Хотя, с другой стороны — в качестве EDC подобная рукоятка показалась не только «толстоватой» для ношения в кармане, но ещё и какой-то несколько «зажатой». Была хороша только под обычный «поперечный» хват, под другие варианты хвата — уже не особо. Но вот под эту задачу — показалась наиболее удобной. Возможно даже, как раз благодаря этой самой «зажатости».
garryale
Прямиком для этой темы рукояти Эрго Хантера от BUCK ,они еще и несимметричные с левой и правой стороны от клинка :
garryale
Или еще вариант комбинации современного Хай-Тек пластика и деревянных вставок с насечками.
Iofspy
Самая удобная рукоять из всех ножей, что я держал, была вот эта:
Это старый нож «Южного креста», название модели, к сожалению, не знаю.
У Гико тоже удобные рукояти, но на мой вкус чуть менее удобные, чем у указанного ножа на фото. Орион от DrWinter не трогал, но на вид должен быть очень удобен.
Вообще, общие черты удобной рукояти вырисовываются такие:
1. Покатая спинка (чтобы основание ладони при долгой работе рукоять не наминала).
2. Развитый передний упор (чтобы при резе вперед или проколе не сильно напряженная рука не соскользнула на РК)
3. В меру развитый упор под мизинец (либо утолщение рукояти к тыльнику) обеспечивающий уверенный контроль при резе с потягом.
monnom
у крысы рукоять хороша.
еще соотношение изгиба рукояти и клинка очень неплохо влияет на рез у опинель-12. но все равно при работе не пропадает желание чтобы у него рукоятка была «пофинистей».
slot edren baton
Для меня вне конкуренции, по удобству рукоять «делового», сдаланная Василием Козловым.
voffka
Наверное сильно от руки зависит но у меня вот этот в любимчиках
каземирович
Как всем известно для разных хватов максимально удобными будут разные формы рукояти.Для примера можно взять кусок пластилина и сжать его тем или иным хватом,формы получатся довольно разные и совершено неприемлимые для других хватов.На подавляющем большинстве ножей делают универсальные рукояти,чтобы более менее было удобно для разных хватов.
Совсем недавно открыл самую удобную для себя рукоять.На ней всё в меру.И животик,и горбик,и упор,и место под мизинец.С виду невзрачная,но очень удобна для основных хватов.
Вот тема про эти ножи.
http://guns.allzip.org/topic/64/282779.html
——————
Люби своих врагов, гнушайся врагами Божиими и сокрушай врагов Отечества(c)
Varnas
Дык разные работы, разные клинки — разные руклятки. Ето для одной ладони только…
Supremus
Из складней — benchmade 520
Семен Михалыч
Ну к примеру вот такая.
gwathedhel
кратоновая от бенча дроп-поинт (10505R) или боуи для фикседа. Ну со складнями сложнее…
GAU-8A
Тема как бы эээ…многогранная и многорукая 😊
Iofspy
GAU-8A
Тема как бы эээ…многогранная и многорукая
Это даааа ). Вот Милитари за рукоять хвалят некоторые, а мне она неудобна, ибо прямоугольник в сечении. Небыло б углов, идеальная ручка была бы…
Hans Wurst
Из имеющихся у меня в наличии ножей самя удобная рукоять у Kershaw spec Bump. Ему бы еще и клин нормальной формы…
… Я правда убрал узор, и заполировал G-10
Petr…sh
У Якута. Для любой руки, и левой и правой. И резом в верх и резом в низ.
И для работы в рукавицах и для охотника с искалеченной рукой от циркулярки. Ей и двумя руками можно работать.
ППа
+1000. Дополню,что при правильно подогнанных ножнах из хвоста нож извлекается очень легко, выпрыгивает в руку, но одним манером, а так можно и двумя руками не раздернуть.
sDiablo666
Мне нравится рукоять а-ля CS master hunter
Из фолдеров наверно самая удобная рукоять из всех ножей, которые в руках держал, у Boker AK-74/ Весьма ухватиста
Dimedrolum
Mora Clipper. Из складней — самая удобная рукоять у BM 520, и это не обсуждается 😉
Iofspy
Dimedrolum
Из складней — самая удобная рукоять у BM 520, и это не обсуждается
Блажен, кто верует )). Самая удобная у RJ Martin Devastator )).
s1_kiev
Hans Wurst
… Я правда убрал узор, и заполировал G-10
взглянуть бы…
Andrew L2
sDiablo666
Из фолдеров наверно самая удобная рукоять из всех ножей, которые в руках держал, у Boker AK-74/ Весьма ухватиста
У мануального AK-74 действительно довольно ухватистая рукоятка.
Но самая удобная рукоять среди фолдеров однозначно у Ontario RAT Folder-1! 😊 Режешь и режешь, и рука не устаёт, и ничего нигде не трёт, и ничего не наминает.
Iofspy
Andrew L2
Но самая удобная рукоять среди фолдеров однозначно у Ontario RAT Folder-1!
Вот всегда так, сделают ручку удобную, значит надо сталь поставить самую дешевую. Сделают клин из S90V, значит ручка должна быть прямоугольником в сечении ))…
sDiablo666
Iofspyэто Вам к Широгорову 😀
Сделают клин из S90V, значит ручка должна быть прямоугольником в сечении
Я для себя решил, что, дабы не нервировать жабу, просто буду обходить темы про такие ножи 😛 )))
Namgeuk
Мне нравится этот нож. Куплен во Франции, на Корсике. Там такая форма ножа продается туристам как нож для кровной мести — вендетты, у всех рукоятки подпилены к оси. Не знаю, как для вендетты, но вот овощи-фрукты он режет классно: узкая часть рукоятки лежит в согнутом указательном пальце, а мизинцем-безымянным управляется весь нож. Для картохи — самое то! Нержавейка, очень резучая. Долгое время в доме был вместо скальпеля: нитки вспороть, изоляцию с провода снять, даже бородавку срезал.
propinguy
удобнее соговского щенка я в руках ничего не держал
Джо
Самая удобная и функциональная рукоятка , это рукоятка сделанная по руке, отвечающая всем необходимым требованиям юзера, исходя из его личных предпочтений и с учётом предназначения ножа. Всё остальное компромиссы. Это же касается и клинка. А получить и то и другое можно только на ноже по индпошиву без какой либо самодеятельности со стороны мастера.
ЯРЛ
Современный брендовый эсклюзивный дизаин от Кац, Блюм и Кальсонер. А сколько столетий продержалась классическая коническая изогнутая роговая рукоять навахи? И сколько за всю историю навахи ей резали и зарезали и сколько отрезали и намазали совремёнными рукоятями?
Самая удобная для держания всеми хватами рукоять навахи!
proforg
Из всего нескладного, что через руки прошло, наиболее удобная рукоять оказалась у Roselli R200.
Из складней… даже не знаю. ЕКА82 или старый Wenger Ranger.
SHURIKENN
Такая рукоятка легла в руку как влитая. При длительном работе не скользит не мнет и вообще не мешает
«Асгард Лосяш» на Яндекс.Фотках
Taledo
Такая рукоятка легла в руку как влитая. При длительном работе не скользит не мнет и вообще не мешаетОчень красивый нож!
мисталова
На складнях удобнее АК-74 от Бокера не встречал.
На фиксах очень хороша на Баке 192, и на фиксах от serbera, drunken sailor-a, Ivan-a Batulin-a и мисталовы 😊
А ежели вас интересует ручка удобная и универсальная во всех смыслах 😀, то следует попытать Серёгу-Bonarta, он один ножик в свое время заказывал себе, с члено-ручкой 😀 😀 😀
kolotov
Одно дело достал-отрезал-спрятал, другое дело долго и упорно резать, резать и резать. Я когда в первый раз в руки Малыша или Крепыша, не помню точно, от РВС взял, мне очень сильно рукоять понравилась, но когда я этим ножом долго при долго резал, мне рукоять сильно разонравилась. Руку сильно намял. В другой раз пришлось долго резать самоделкой с деревянной бочкообразной рукоятью и ничего, ничего плохого сказать не могу. Долго и с комфортом резал и нигде ничего не намял.
Моя любимая, в виду моего хобби, передержала в руках много ножей, но она к ним равнодушна. Единственная рукоять которая вызвала в ней восторг — это USMC от Ka-Bar.
Вот и думай теперь, какая рукоять имеет самую удобную форму.
vid
Ека швед 10 и ворон/кондор от кизляра — самые удобные для меня при длительной работе
Harding
да все просто
Helle Harding, все Hultafors особенно для грубых работ, Мора компаньоны и Аллроунд и 511 и 546
ЯРЛ
Большой ампутационный нож, пришёл в РИ и ея клоны из Германии после русско-турецкой перед русско-японской. Народу за все войны порезанно немеряно, и сегодня врачи прозекторы в больничных моргах и судебно-медицинских моргах пластают невинно померших на макароны по флотски без напряга.
Китайский кухонник для Евросоюза, куплен 10 лет назад за сумму эквивалентную 0.6 доллара. Выпускался в двух номинациях: с лезвием 1.5мм. и лезвием 2.5мм. толщиной. В руке сидит как влитой.
Сейчас попробую вставить фотки. С уважением.
Японский Городовой
Хелле Толлекнив — объемная и достаточно длинная «бочка». Ничем не подталкивает пользователя к какому-либо из предпочтительных хватов. Удержания не фиксированы, не дискретны из-за выемок и плоскостей, а могут плавно перетекать друг в друга. Командует не конструктор, а владелец.
mhasman
F1
ЯРЛ
Действительно финка «а ля Лёнька Пантелеев» чудно сидит в руке при любой работе, хоть по мясу, хоть по хавчику. Проверено временем!
Вот мы и пришли к выводам, что: длинная ручка лучше короткой, ручка должна иметь изгиб повторяющий изгиб внутренней части лодони, под мизинцем нужно поуже, где указательный палец и сверху большой нужно то же не широко, Под средним и безымянным пальцами желательно «брюшко». И фиксированных хватов продиктованных конструкцией, кроме кастета, не бывает. С уважением.
Материалы для рукояти ножа — на что обратить внимание
материалы для рукояти ножа
Выбирая нож под свои потребности, акцентируйте внимание не только на ножевой стали, но и на материалах рукояти. Это не менее важная деталь, чем сталь ножа или его конструкция. От выбора материала рукояти зависит многое, например, насколько будет комфортным разделка охотничьего трофея в зимнее время или отсутствие проблем с впитыванием запаха рыбы рукоятью рыбацкого ножа. Как правильно выбрать рукоять ножа исходя из специфики выполняемых им работ, разберемся в этой статье.
Рукоять ножа из дерева
На фото: Нож «Восток» компании «АиР» с рукоятью из дерева (орех)
Предпочитаете натуральный материал рукояти? Обратите внимание на древесину различных пород. Условие здесь одно: порода древесины должна быть достаточно прочной и твердой. Мягкие породы древесины подойдут лишь к ножам, которым не предъявляются требования по большим нагрузкам, например, кухонным, складным или грибным ножам. Популярные породы, которые достойны рукоятей охотничьих, туристических или даже ножей выживания:
- орех,
- мербау,
- палисандр,
- самшит,
- сапели,
- карельская береза,
- ясень,
- амарант,
- бубинго,
- бук,
- венге,
- вишня,
- граб,
- дуб,
- зебрано,
- клен,
- лайсвуд,
- падук.
Рукоять ножа из наборной бересты
На фото: Нож «Акела» компании «ЗиК» с рукоятью из наборной бересты
Береста — один из популярных и доступных материалов для изготовления рукояти. Используется верхней слой коры березы, который «пакетируется» в брикет особым способом и проклеивается эпоксидной смолой. Один из несомненных плюсов бересты — это наличие в своем составе березового дегтя. Такая рукоять будет обладать хорошими водоотталкивающими свойствами, а также защитой от гниения. Еще один из несомненных плюсов рукояти из наборной бересты — это низкая теплопроводность данного материала. Поэтому про бересту и говорят, что она комфортна в руке будь-то на улице жара или лютый холод.
Минусы бересты — впитывание запахов. Поэтому мы не рекомендуем данный материал на рукояти охотничьих или рыбацких ножей. Береста впитает запах рыбы или крови, а вывести его будет очень проблематично.
Рекомендации по уходу: промыть, высушить, нанести натуральный воск или льняное масло. Пятна крови и других продуктов можно убрать перекисью водорода.
Рукоять ножа из наборной кожи
На фото: Нож «Акела» компании «ЗиК» с рукоятью из наборной кожи
Технология изготовления рукояти из кожи схожа с технологией изготовления рукояти из бересты. Кожа также относиться к натуральным материалам со всеми вытекающими плюсами, но и минусы присущие бересте, присущи и коже — это впитывание запахов. Добавим сюда, что кожа очень хорошо поглощает влагу и может быть подвергнута гниению в связи с неправильной эксплуатацией ножа и его хранением. Рукояти из кожи применяются на туристических, походных ножах, а также ножах в бардачок автомобиля.
Рекомендации по уходу: промыть, высушить, нанести средства по уходу за кожей или натуральный воск.
Рукоять ножа из текстолита
На фото: Нож «Секач» компании «ЗиК» с рукоятью из текстолита
Текстолит материал неприхотливый. Он не впитывает запахи, влагу и жир, не скользит в руке. Рукоять ножа из текстолита не будет подвержена таким факторам как усушка или набухание. Единственный минус текстолита — это однородность текстуры и недорогой вид. Хотя встречается к примеру текстолит, который при обработке дает интересный рисунок, например, как на ножах «ЗиК».
Рукоять ножа из оргстекла (плексиглас)
На фото: Нож «Штрафбат-ВДВ» компании «АиР» с рукоятью из оргстекла
К плюсам рукояти из оргстекла, как и к другим синтетическим материалам, относятся устойчивость к влаге, жиру и грязи. Рукояти из плексигласа не впитывают запахи, выдерживают достаточные нагрузки, но могут быть подвержены сколам, царапинам (хотя легко полируются). Оргстекло разных цветов может применяться на сувенирных и подарочных ножах, например, ножах с символикой спецподразделений.
Рукоять ножа из кратона
На фото: Нож «Штрафбат» компании «АиР» с рукоятью из резины
Кратон хоть и относится к синтетическим материалам, но обладает рядом выдающихся характеристик, например, стойкостью к механическим воздействиям, хорошим сцеплением с рукой, а также комфортом при работе в холодных условиях. Ножи с рукоятями из кратона популярны на тактических ножах и ножах выживания. В каталоге многих зарубежных производителей кратон занимает почетное место среди таких материалов как G10 и микарта.
Комбинированные рукояти
На фото: Нож «Гадюка» компании «ЗиК» с наборной рукоятью из стабилизированной карельской березы, фибры и латуни.
Сколько материалов можно сочетать в одной рукояти? Думаем, что это может ограничиваться лишь Вашей фантазией. Оружейное предприятие «ЗиК» впервые в истории попыталось объединить в рукояти ножей такие материалы как дерево различных пород, оргстекло, фибру, латунь, алюминий, текстолит, бересту и кожу в различных сочетаниях. Практичность таких рукоятей зависит от практичности материалов, входящих в состав рукояти, но оригинальности мастерА точно добились.
Упоры и ограничители на рукояти: На что обратить внимание?
На фото: Нож «Гюрза» компании «ЗиК» с гардой и больстером из алюминия покрытые никелем
Упоры и ограничители на рукояти призваны обеспечить надежность конструкции ножей со сквозным монтажом. Используются в основном на рукоятях из наборной бересты, кожи и дерева и могут быть изготовлены из таких материалов как текстолит, алюминий или латунь. Последние два покрываются либо никелем, либо драгоценными металлами. При выборе материала для ограничителей рукояти учитывайте лишь один факт — работать рукоятью с металлическим больстером или затыльником в холодное время года будет очень некомфортно.
На фото: Нож «Койот» компании «ЗиК» с гардой и больстером из текстолита
Вывод здесь напрашивается только один: «Как и в случае с ножевыми сталями, выбор рукояти ножа должен основываться только с учетом области его применения, ну и, конечно, Вашими личными предпочтениями».
Ножи с рукоятями из …
Необычные ножи ручной работы (60 фото)
История древнейших ножей уходит далеко в глубину веков. Ещё в первобытную эпоху палеолита наши потомки использовали каменные или кремневые ножи оббивая куски породы и предавая им миндалевидную форму.
Со временим древние ножи стали усиливать деревянными или костяными рукоятками. С появлением технологий плавки и обработки металлов появились первые медные и бронзовые ножи. Железный век вытеснил мягкие металлы и в обиход вошли ножи из крепкой стали.
Сегодня лезвия для ножей чаще всего изготавливаются из углеродистой или легированной стали, подвергаемой специальной термомеханической обработке.
Журнал Форбс в 2005 провёл среди своих читателей опрос с целью определить инструменты и предметы, которые оказали самое сильное влияние на развитие человечества. Первым номером в опросе среди главных предметов созданных человеком стал нож.
Представляем подборка фотографий разнообразных ножей и клинков созданных в ручную различными мастерами. Многие из этих ножей выглядят удивительно и фантастично, как будто появились со страниц фантазийных романов
Какую рукоять ножа выбрать, какой материал лучше | Ручка ножа. Несколько фото, примеры. Из чего сделать ручку для ножа
Конструктивно любой нож состоит из двух элемнтов — рукояти и клинка. Однако, каким бы качественным не был клинок, все его достоинства сойдут на нет, если ножом неудобно работать и устает рука. От рукояти зависит комфорт работы ножом, маневренность ножа, эффективность работы с ножом. От формы рукояти зависит функциональное назначение ножа. Рукоять может ставиться параллельно клинку или под углом.
Способы крепления рукояти ножа
Существует два способа крепления рукояти к хвостовику клинка: всадной и клепаный.
1) Всадной способ крепления рукояти (хвостовой монтаж, «крысиный хвост»)
На узкий хвостовик как на стержень насаживается рукоять и далее закрепляется. В случае, если хвостовик длиннее рукояти, рукоять затягивается гайкой, рукоять состоит из множества пластин. С обоих сторон рукоять снабжается обоймицами для предохранения от раскалывания. Такая рукоять называется наборной. Чаще всего используется, если рукоять параллельна клинку. В случае, если хвостовик короче рукояти, рукоять закрепляют с помощью клея. Таким способом крепят рукояти, расположенные под углом к клинку.
Преимущества
- Более привлекательный внешний вид
- Практически любая форма и размер рукояти
- Низкий вес
- Низкая тепло- и электропроводимость
- Ремонтопригодность
Недостатки
- Менее прочное соединения по сравнению с клепаным способом
На фото: всадной сквозной монтаж рукояти на ноже «Таежный» от фирмы ОружейникЪ. Рукоять фиксируется гайкой, которая наворачивается на резьбу шпильки. В гайке предусмотрено отверстие для темляка.
Всадной сквозной монтаж рукояти (рукоять наборная из бересты) ножа «Бекас» от Компании АиР. Рукоять фиксируется навершием из текстолита, которое накручивается на шпильку.
Всадной глухой монтаж рукояти (клинок фиксируется на двухкомпонентный клей) ножа «Финка Lappi» от Компании АиР. При соблюдении технологии данный монтаж не уступает сквозному по прочности
Всадной сквозной монтаж рукояти на ноже «Спец» от компании «ЗЛАТКО» повышенной прочности. На большинстве ножей «ЗЛАТКО» выполняет двойной крепеж хвостовика (шпильки) клинка на 2 гайки (первая гайка внутри колпачка-тыльника, вторая гайка снаружи на тыльнике).
2) Клепаный способ крепления рукояти
На широкий хвостовик, который повторяет контуры рукояти, с двух сторон на заклепки ил винты крепятся пластины (накладки, «щечки»). Данный способ применяется при изготовлении цельнометаллических ножей Full-Tang, а также складных ножей
Накладки, выполненные из карельской березы, у складного ножа «Клык» от компании Златпрофит
Накладки из ореха, фултанг нож «Артыбаш 115»
Преимущества
- Более прост в изготовлении
- Наиболее прочный способ крепления
Недостатки
- Ограничения по форме, объему и размерам рукоять
- Увеличенный вес
- Высокая тепло и электропроводимость (не получиться работать без перчаток на морозе)
- Не очень удобная форма, при намокании может выскользнуть из руки
Форма рукояти ножа
1) Овальная форма.
Плохо, если грани рукояти плоские и четкие. В этом случае, несмотря на отличный внешний вид, руке будет некомфортно держать такой нож. При овальной «обтекаемой» форме рукояти руке значительно комфортнее удерживать нож. Поперечное сечение рукояток может варьироваться от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний. Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.
Овальная форма рукояти у ножа «Дальнобойщик» от Златко
Преимущества
- Оптимальное, удобное положение в руке
Недостатки:
- Невозможно тактильно определить ориентацию плоскости клинка в пространстве. Применяя охотничий нож в темноте, можно нанести удар не лезвием, а плашмя или обухом
2) Прямая форма
рукояти без сужений и расширений. Такую рукоять имеют большинство кухонных ножей. Поперечное сечение рукояток может варьировать от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.
Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.
Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.
Недостатки:
- Не имеет ограничителей, легко выскальзывает из руки.
3) Конусная форма
Бывают с сужением назад или вперед. Первый вариант очень редок, такая форма рукояти была распространена у кинжалов-леворучников. Рукояти, сужающиеся вперед обладают хорошими эргономическими особенностями. На протяжении многих веков весь мусульманский мир отдавал предпочтение такой рукояти. Большое число хирургических инструментов имеет конусную рукоятку, сужающуюся вперед.
Конусная форма рукояти у ножа «Якут» (АиР, Златоуст)
Конусная форма рукояти у ножа-топора «Гиймякеш» (АиР, Златоуст)
4) Вогнутая форма
Вогнутые рукояти совмещают положительные качества обоих видов конусов и удобно ложатся в ладонь. Такую форму имеют некоторые японские рукояти, также подобная форма характерна для старой Руси. Однако, различная глубина вогнутости влияет на область применения. Разновидностью ассиметричного одностороннего варианта можно выделить рукоять с глубоким вырезом под пальцы, что не вполне удобно, но эффектно и чем-то напоминает кастет. Такие углубления для пальцев обеспечат более стабильное положение ножа в руке, однако следует отметить, что количество углублений больше одного ограничивают возможности разнообразных положений рукояти. Самая массовая и, безусловно, самая удобная из всех форм – рукоять, расширенная в средней части (симметрично или односторонне).
5) Выпуклая форма
Практически все охотничьи и боевые ножи имеют выпуклую двустороннюю или одностороннюю рукоять. Рукоять выпуклую одностороннюю называют «с брюшком». Сегодня, специалисты многих стран признают, что максимально комфортной формой рукояти широкопрофильного ножа является соосная с клинком, прямая рукоятка с небольшим «брюшком». Классический финский нож («финка») в полной мере соответствует этим параметрам.
Основной материал рукояти (черен рукояти)
От материала зависят такие качества, как прочность, комфортабельность для руки (не должна холодить руку, рука не должна скользить), стойкость к загрязнениям, балансировка всего ножа.
1) Дерево
При изготовлении обычно используются плотные сорта дерева. Используются такие сорта дерева, как дуб, орех, клен, ясень, вереск, груша, яблоня, вишня. Из редких пород дерева рукояти выглядят намного красивее, не холодят руку, не липнут в крови, однако бывают тяжелыми и сложными в обработке.
Преимущества
- Малый вес, внешний вид;
- Не скользит в руке;
- Впитывает излишки пота;
- Очень легко поддаётся обработке;
Недостатки
- Недостаточная ударопрочность (относительно). Некоторая древесина обладает отличной ударопрочностью (капы, сувель, карельская береза)
-
Плохие показатели водоустойчивости (относительно). Нужна специальная пропитка и внешняя обработка
Наиболее популярная древесина для изготовления рукоятей
Амарант
Общее название: Purpleheart, Amaranth
Научное название: Peltogyne spp.
Распространение: Центральная и Южная Америка (от Мексики до южной Бразилии)
Размер дерева: 30-50 м в высоту, 1-1,5 м диаметр ствола.
Средняя плотность: 905 кг/м3.
Твёрдость по Бринеллю 5,4 кгс/мм²
Модуль разрыва: 151,7 МПа.
Модуль упругости: 20,26 ГПа.
Прочность на сжатие: 83,7 МПа.
Усушка: радиальная: 3,8%, тангенциальная: 6,4%, объемная: 10,6%, отношение тангенциальной к радиальной : 1,7.
Древесина амаранта, более известная как пурпурное сердце, представляет собой плотную экзотическую древесину фиолетового цвета.
Цвет / Внешний вид:
У свежесрезанной древесины сердцевина имеет тусклый сероватый/пурпурно-коричневый цвет. При воздействии света становится более глубоким фиолетовым. С течением времени и воздействием ультрафиолета древесина становится темно-коричневой с фиолетовым оттенком. Это изменение цвета может быть сведено к минимуму с помощью покрытия, защищающего от УФ-излучения.
Текстура:
линии, как правило, прямые, но могут быть волнистыми или неправильной формы. Имеет среднюю текстуру с хорошим натуральным блеском.
Устойчивость к гниению:
Purpleheart считается очень устойчивым как к гниению, так и к большинству насекомых.
Обрабатываемость:
Работа с Purpleheart может создать уникальные проблемы: если дерево нагревается тупыми инструментами или скорость резания слишком высока, амарант выделяет смолу, которая может забивать инструменты и усложнять процесс обработки. В зависимости от ориентации волокон может быть повреждена при обработке. Пурпурное сердце также оказывает умеренное затупление инструмента.
Запах:
варьируется в зависимости от вида: большинство видов не имеют характерного запаха, хотя некоторые виды могут иметь резкий запах.
Аллергия/токсичность:
хотя тяжелые реакции встречаются довольно редко, о пурпурном сердце говорят как о сенсибилизаторе. Обычно наиболее распространенные реакции — раздражение глаз и кожи. Древесина амаранта при обработке может также вызывать тошноту.
Применение: украшения, инкрустация мебели, напольные покрытия, мебель, судостроение, элементы интерьера.
Эта красочная латиноамериканская лиственная древесина чрезвычайно популярна для мебели и других инсталляций, которые требуют уникального всплеска цвета. В дополнение к своей окраске Purpleheart обладает превосходными прочностными свойствами и может использоваться в тех случаях, когда важна прочность.
Буби́нга —
древесина деревьев видов Guibourtia tessmannii и Guibourtia demeusei из рода Guibourtia семейства Бобовые. Африканское розовое дерево, африканский палисандр, акумэ, бубинга, эбана, эссинганг, кевазинго, кеуазинго, оквэни, ованг, уака. Известная древесина Бубинго является древесиной нескольких видов: Guibourtia tessmannii, Guibourtia desmeusei, Guibourtia pellegriniana. Род Guibourtia включает в себя 16 видов, произрастающих в тропических регионах Африки (13 видов) и Южной Америки (3 вида). Но для получения древесины бубинга использую в основном африканские виды.
Древесина бубинга твёрдая и плотная (средняя плотность 860-930 кг/м3), имеет ясно различимые годичные кольца и обычно обладает красивой текстурой, которая обусловлена частой сменой направления роста волокон и других девиаций роста. Ядровая древесина красно-коричневого цвета с темными прожилками. Помимо приятного цвета «красного дерева» ядровая древесина бубинги исключительно декоративна. Волокна могут быть как прямыми, так и витиевато запутанными, образующими хаотичный рисунок из завитков и точек. Древесина является долговечной, умеренно устойчива к насекомым. К положительным свойствам относят также высокую биостойкость— бубингу не едят древоточцы, не поражают грибки, гниль, плесень. Сушить необходимо медленно, но после этого она очень стабильна. Относительно легка в обработке. Хорошо полируется до зеркального блеска, но умеренно поддается пропитке. Древесина хорошо склеивается, при финишной обработке пригодна для любых видов лакирования и полировки.
Используется при изготовлении различных музыкальных инструментов, арф, гитар, бас-гитар, барабанов. Используется при производстве луков, из бубинго делается ручка. Применяется для изготовления рукоятей различных ножей. Находит применение и при изготовлении мебели. Применяется во внутреннем оформлении салонов автомобилей.
Карельская береза
Отдельно нужно выделить такой материал, как древесину карельской березы. Карельская береза славится необычной мраморной текстурой, перламутровым блеском и янтарным оттенком древесины. Она давно известна за пределами своей родины и стоит в одном ряду с редкими тропическими породами, которые измеряются в торговле килограммами, а не кубометрами. Она невероятно твердая, вязкой структуры. Объемная масса (в сухом виде) достигает 750-770 кг на кубометр. Показатель твердости — 3,5 ед. по Бринеллю. Этот материал абсолютно не подвержен пересыханию, гнили, и любым неблагоприятным воздействиям. По всему протяжению имеет специфические бородавчатые утолщения — так называемые капы. Они то и дают неповторимую мраморную текстуру: темные вкрапления коричневого цвета на светлом фоне. Ценность схожа с дорогими тропическими сортами. Прекрасные характеристики, которыми обладает карельская береза — свойства, присущие ее древесине в виде повышенной свилеватости и наростов. Отличается дерево удивительным цветом древесины от светло-золотистого до темно-янтарного и нарисованным самой природой узором в виде причудливых черточек, точечек и мраморных переливов. Карельская береза – очень трудный для обработки материал, требующий от мастеров высокохудожественных навыков. А вот полировку, наоборот, переносит хорошо, как и покрытие лаками. После них материал получает уникальный визуальный эффект за счет неповторимой волнистой структуры и выпуклых «наростов».
Граб
Граб (лат. Cárpinus) — род относительно небольших лиственных деревьев из семейства Берёзовые (Betulaceae). Произрастает в северном полушарии, большинство видов в Азии, особенно в Китае, в Европе только два вида.Граб обладает самой высокой плотностью среди отечественных пород (плотность 800 кг/м3, твёрдость 3,7), исключение составляет белая акация (робиния псевдоакация), однако ее можно считать отечественной лишь условно, т. к. она завезена к нам из Северной Америки. Наиболее прочной и твердой является древесина граба обыкновенного, произрастающего в Закавказье (Армения).
Износостойкость древесины гра
Ручки для ножей фото и помощь в выборе материала
Качественно сделанная ручка на ноже удобно и приятно лежит в руке.
Заготовки для ножей
деревянная ручка на нож Черная ручка на нож Наборная ручка для ножа
кожаная ручка для ножа
Бывает так, когда ручка ножа не устраивает по форме или удобству и поэтому приходится мастерить все самому, сделать ручку для ножа своими руками так как надо. Главное выбрать из какого материала будет ручка ножа. Рукоять для ножа должна быть удобна в использовании, не намокать и не скользить. Самый распространенный материал — это береста, кап березы или из ореха.
Какой лучший нож
Какой нож лучше
Самое первое, нужно знать для чего, для каких целей будет нож, ведь от этого будет зависит и сама сталь для каждого ножа, которую тщательно надо подбирать.
Когда вам нужен нож — определитесь для чего он Вам нужен.
Какая ручка для ножа лучше
специальные из дерева колодки, ручки для ножей, делаю специальную роспись.
Большой выбор формы ручек для ножей
Фото: форма ручек ножей
Какую сталь выбрать для ножа
Выбрать сталь для ножа — очень качественная закаленная сталь, а именно К110 - австрийская высокоуглеродистая коррозиестойкая сталь,65х13, х12мф и 95х18 — нержавеющая, ХВ6 — алмазная сталь из которых делают большие фирмы ножи.
какую выбрать сталь для ножа?
Кухонные ножи
фото кухонного ножа
Самый лучший кухонный нож
Лучшие ножи
Какой нож лучше
Как сделать нож…
Нож своими руками можно сделать из чего угодно….
Ножи кизляр хороши, но часто приходится менять ручку на ноже
Точилка для ножей….
Чертежи для ножей
-
красивый нож в подарок
- Столярный
Замена ручки
заменить ручку на ноже — можно ,,,
Берем точильный камень и …
Нож финка
ручка для ножакак сделать ручку для ножа
ручка нож купить
ручка для ножа своими руками
ручка для ножа из дерева
наборна ручка ножа
ручка для ножа видео
наборная ручка для ножа
нож с двумя ручками
ручка для ножа из бересты
изготовление ручек для ножей
деревянная ручка для ножа
ручка складной нож
ручки для ножей фото
ручка ножа домашних условиях
ручка для ножа из дерева своими руками
как сделать ручку для ножа в домашних
пластиковая ручка ножа
ножи пластиковой ручкой
нож черной ручкой
материал для ручки ножа
масло ручки ножа
ручка ножа пластика
ручка ножа длина
делаем ручку для ножа
ручка нож цена
ручка ножа из веревки
нож ручками
ручка для ножа из рога
ручки столовых ножей
нож для сыра с двумя ручками
форма ручки для ножа
пропитка ручки ножа
ручки для ножей своими руками видео
нож с металлической ручкой
чем пропитать ручку ножа
ручка ножа из кожи
нож ручка резиновая
штык нож ручка
удобные ручки ножей
как сделать ручку для ножа из бересты
заготовки ручек для ножей
нож белой ручкой
шариковая ручка нож
наборная ручка для ножа своими руками
нож красной ручкой
тактическая ручка нож
ручки для кухонных ножей
Дамасский сталь на фото!Cold steel — проконсультируем какое дерево лучше выбрать.
Выбрать охотничьи ножи и форму ручки на нож можно у нас
универсальный нож
лучший кухонный нож
лучший охотничий нож
швейцарский нож
мачете в машину
Решил купить мачете в магазине для дачи и для туризма. Мачете в машину очень удобно возить — не занимает много места и весит очень мало. На природе можно нарубить тонких веток для костра. Ветки диаметром 2-5см рубит с одного раза, при хорошем размахе. Такого топором не сделать, когда идешь сквозь камыши или ивняк. Мачете для рыбаков очень будет полезна. Правда рубить толстые доски, бревна, ветки ей невозможно, да и это не ее предназначение. Поэтому наколоть дров для костра ей как топором не получится.
Закон «Об оружии» — «холодное оружие» — оружие, предназначенное для поражения цели
при помощи мускульной силы человека, К холодному оружию
относятся сабли, шашки, ножи, кинжалы, финские ножи, кортики, кастеты,
стилеты и другие предметы, специально предназначенные или приспособленные для поражения живой цели. Они могут быть колющими, колюще-режущими, рубящими, раздробляющими и т.д.
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения (перочинные, кухонные, сапожные, садовые ножи и т.п.), конструктивно сходные с оружием (ст.1 Закона «Об оружии»).
Если взяли мачете в машину, то рекомендую распечатать эти сертификаты на мачете и возить с собой, чтобы не было проблем с ДПС. Желательно чек с магазина сохранить — на всякий случай.
Сертификат на мачете
Мачете не является холодным оружием, которое продается в магазинах. А вот Если Вы сами сделаете мачете своими руками и оно будет отличаться…
Сертификат Мачета
Мечете tramontina можно купить в любом хозяйственном магазине за копейки и если бы мачета являлась холодным оружием, то просто так продавать перестали.
Сертификат Трамонтина
Можно взять в магазине вместе с чеком. Желательно попросить, чтобы поставили синюю печать на сертификат.
Нож для выживания
Это нож который для Вас — рыбу поймает и на местности будет ориентироваться, строить шалаш, и разжигать костер, а еще и пищу приготовит. Вот такой самый лучший нож для выживания. Как в фильме Рэмбо, когда героя ранили, то он из ручки ножа достал нитки с иголкой и стал себя штопать, а потом накалил лезвие ножа и им прижигал раны. И при этом потом нож не изменил свои свойства!Лучший нож на подарок
В фильме «На грани» (The Edge, 1997) главному герою и миллиардеру подарили нож. С которым потом и выживали герои. Сделал такой нож Брайан Литл (Brian Lyttle) из легированной нержавеющей стали и ручка ножа из слоновой кости. Он так же делал ножи и для других фильмов.Нож охотничий финка
Отзывы
Татьяна
Увидела у друга нож. Понравилась, что удобно лежит в руке и хорошо режет. Выпросила его. Теперь радуюсь. Долго не тупится, пользуюсь им постоянно. Мне понравился.
Роман
Сломалась ручка на кухонном ноже. Заказали новую ручку как на финском ноже. Ручка удобная и кажется, что лучше предыдущей. Огромное спасибо
Валерий
Лезвие делали на заводе. А вот ручку заказывал у Доброфея. Когда собирал устанавливал ручку на нож — пришлось совсем немного подогнать. Все замечательно.
+7 (3452) 601-707
Ручка для ножа
Выбираете материал и размер для ручки
Оставляете свои координаты, метод доставки, оплачиваете заказ
Мы отправляем Вам заказ
Другие услуги в
Добрые советы
Хотите продать ручки для ножей? -пишите нам на почту и узнайте условия
Приглашаем мастеров в команду!
Форма обратной связи
KnifeHelp — Всечка
Валерий Простянкин
Мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали.
Часть 1
Холодное оружие, всегда притягивало внимание мужчин. Особенно ножи из дамасской стали. Тульские кузнецы не только возродили старинный секрет по изготовлению дамасского клинка, но и усовершенствовали и разнообразили рисунок на стали. Лезвие заиграло необычными волнообразными линиями, разных причудливых форм. Кузнец, как и резчик по дереву заранее придумывает, какой рисунок он хочет выполнить, что бы его изделие отличалось неповторимостью и несло красоты ценителям холодного оружия.
Мне, тульскому резчику по дереву выпала удача не только украсить рукоять ножа, но и познакомить Вас с моей работой. На страницах этого сайта я покажу, мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали. Ручка ножа сделана из древесины кавказского ореха, который отличается крепостью и специфической текстурой, дающий после обработки красивую расцветку. Размер ручки имеет небольшой допуск для воплощения моего замысла. Но об этом чуть позже. Для начала я придумал эскиз, который тщательно прорисовал на бумаге. Его я и перевёл на верхнюю часть рукоятки ножа.
Хочу сразу пояснить свою задумку. На верхней части будет не только резьба, здесь будет соединено 3 направления:
1) Резьба
2) Всечка серебром
3) Инкрустация объёмными вставками из самшита.
Всё это я заключил в один рисунок, но в разном техническом исполнении. Это довольно сложно по исполнению, и поэтому придуманная связка нового соединения мною редко используется.
Ну, пожалуй, начнём прокол резьбы тыльной части рукоятки. Полукруглой стамеской небольшого радиуса прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора. Раскладка имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки.
Проколов одну часть элемента на глубину 2 мм., я меняю радиус стамески и прокалываю одной стамеской все одинаковые часть рисунка. Также я поступаю с другими фрагментами пока все не будут обозначены.
Так как я заранее сделал разметку, то фрагменты рисунка получились одинаковыми, что облегчало прокол контура.
В нижней часть нарисован фрагмент лиственного орнамента, он как бы воплощает начало, основу из которого на верхнюю часть рукоятки выходит резьба и всечка. В моём случае рисунок симметричный, то делаю по два одинаковых прокола, меняя лишь радиусы стамесок.
Это были цветочки. Прокалывая прямой стамеской, плавно перемещаюсь на верхнюю часть резьбы и инкрустации. Делаю прокол канавки под всечку серебряной нитью.
Первым делом всечка. Прокол канавки делается радиусными стамесками на глубину 1 мм. Так как рисунок симметричен, то прокол одной части рисунка повторяет радиус другой части.
По мере закручивания завитка радиус стамески уменьшается.
Ну вот, канавка под всечку серебром проколана, и начинаются первые трудности. Как я уже говорил, что всечка завязана с резьбой, а значит, она переплетается с ней. Где всечка «ныряет» под резьбу, там поверхность всечки будет обнижаться.
Не буду спешить с всечкой, а перейду к инкрустации элементов из самшита. Это позволит дополнить рисунок и визуально расставить все вставки на свои места. Я предварительно выпилил лобзиком листочки из пластин самшита толщиной 3мм. Такой размер я выбрал для того, чтобы в плоскорельефной резьбе инкрустированные листочки самшита в дальнейшем объёмно смотрелись с резьбой.
Перехожу к инкрустации элементов из самшита.
Чтобы контур карандаша при обводе инкрустированной детали был виден на тёмном орехе, я предварительно на поверхность наношу пиленную перламутровую пыль. Придерживая элемент всечки тонким карандашом, обвожу контур. Прямой узкой стамеской прокалываю контур на глубину вставки. Маленькой стамеской выбираю посадочное место под вставку.
Место под листочек выбрано и аккуратно примеряю элемент по месту. Если инкрустированная деталь не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю её по месту. Клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, я вычищаю дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью.
Такая операция проводиться со всеми вставками из самшита согласно рисунку, который приобрёл окончательный вид.
Вновь возвращаемся к всечки серебром. Но как я говорил раннее поверхность всечки будет неровной и ограничено пространством. Это создаёт определённые трудности. Сложность заключается ещё и в небольших размерах самой поверхности. Постоянная подвижность изделия в работе заставляет сконцентрировать внимание на безопасности. Как говориться в русской пословице: «Глаза страшатся, а руки делают». Вот руки и надо беречь! Ведь этими руками, держа плоскую стамеску плавно обнижаю поверхность всечки. А в некоторых местах вместе с самшитовыми вставками, т.к. инкрустированные листочки являются неотъемлемой частью всечки и одним связующим элементом.
Многие из Вас подумают: «Вот наворочал, ничего не поймешь!!!». В том то и задумка, чтобы столкнуться с трудностями и успешно их преодолеть. Исполнить свою задумку и воплотить её в реальность, которую никто ещё не делал, это я забегаю на перёд. И вновь опять возвращаемся к всечки.
Уже явно просматривается рисунок серебряной нити, которая имеет толщину 0,2 мм. и ширину 0,76 мм. Теперь Вам всё понятнее становиться мой замысел, там, где линии всечки плавно соединяются, канавку поправляем прямой стамеской. Расплющиваю кончик серебряной ленты и вставляю в канавку вплотную к серебряной нити.
Придерживаем нить и постепенно вставляем её в прокол, придавая серебру изгиб канавки.
Я прижимаю нить в канавку, плавно закручивая её в спираль завитка. Закрутив спираль, обрезаю серебро в конце завитка.
Готовый серебряный завиток забиваю молотком в дерево. Древесина сама зажимает и держит серебро.
Чтобы придать законченный вид завитку, надо поставить точку. Серебряную точку. Для этого шилом в конце завитка делаю маленький прокол.
Беру серебряную проволоку диаметром 0,76мм. Вставляю её в прокол и обрезаю бокорезами.
Торчащий кусок проволоки забиваем, но не до конца. Это я делаю для того, чтобы при зачистке точка серебра имела ровные края, а не была деформирована кусачками.
Вставив серебро и придав окончательный вид завитка серебряными точками, я делаю «набивку» (вкрапление мелких серебряных кусочков по линии завитка). Это дополнение к всечки придумал сам и делаю в эксключительных случаях.
Намучившись с набивкой, перехожу к формированию контура всечки. С помощью прокола отделяю всечку от резьбы.
Выбирая фон, обнажаю контур всечки и резьбы.
Первый этап подошёл к концу. Ручка ножа практически не изменилась.
Только прорисовался контур всечки и резьбы.
Увеличить
Часть 2
Перехожу ко второй части и ко второму уровню. Формирую ручку ножа для продолжения отделки. Полукруглой стамеской большого радиуса срезаю лишний допуск по всей форме рукояти.
Увеличить
Делаю это аккуратно, чтобы не зацепить и не срезать уже подготовленный сверху и снизу ручки фрагмент орнамента. Когда грубая обработка сделана, занимаюсь зачисткой поверхности ручки.
Поверхность должна быть идеально ровной, без механических следов обработки. Чтобы сделать аккуратно в ограниченном пространстве приходиться постараться. Зачистив надфилем и наждаком поверхность рукоятки (кроме фрагментов резьбы), смачиваю водой.
Вода при высыхании поднимает ворс. Это хорошо видно на поверхности. После высыхания, поверхность защищаю с помощью наждака. Опять мочу и произвожу зачистку, но уже мелким наждаком. Это я делаю для того, чтобы в дальнейшем при пропитки олифой, ворс больше не поднимался, а окончательная полировка заняла меньше времени. После третьей пропитки наждак не применяю. Вся поверхность становиться ровной и матовой.
На этой поверхности наносим рисунок для всечки серебром. Рисунок перевожу сразу на две стороны. Делаю прокол канавки стамеской большого радиуса и постепенно перехожу к меньшему. Прокол сразу колю с двух сторон. Это позволит выполнить завитки не только одинаковыми, но и симметричными.
Увеличить
Вид снизу показывает, что все завитки для всечки находятся на одном уровне. Это очень важно. Теперь можно всекать серебряную проволоку в подготовленную канавку.
Заводим нить серебра в канавку и закручиваем её в спираль завитка. Обрезаю нить в конце завитка и забиваю молотком.
Сопряжения завитков поправляю прямой стамеской. Расплющенный кончик нового завитка вставляю вплотную к уже вставленному завитку и завожу новый.
Проделав не сложную операцию с двух сторон, я, наконец, закончил с всечкой. Поверхность вновь зачищаю вместе с серебром.
В дальнейшем эта поверхность должна остаться идеальной. Ручка готова к инкрустированию фрагмента из самшита. Его я выпиливаю лобзиком.
Выпилив два одинаковых элемента, я перехожу к инкрустации.
Поместив элемент на ручку, как было прорисовано на рисунке, обвожу его контур.
Эту операцию я проделываю только на одной стороне ручки. Затем маленькой стамеской выбираю посадочное место для вставки из самшита.
Увеличить
Выборку провожу от середины к краям. Это для того, чтобы не замять стамеской края границы углубления. Подогнав вставку, я сажаю её на клей, но так, чтобы она возвышалась над поверхностью. Визуально сопоставив вторую вставку с другой стороны и убедившись в их симметрии, обвожу контур. Вторую вставку тоже инкрустирую.
Увеличить
Дав время клею засохнуть, инкрустированные детали подвергаю обработки.
Придаю элементам форму поверхности ручки. Оба элемента возвышаются над поверхностью приблизительно на 2мм. Эту высоту я оставил для следующей разделки, чтобы они были объёмными. В этой части мастер-класса видно, как рукоять преображается. Сверху и снизу на неё наплывают растительные орнаменты, переплетённые всечкой из серебра и инкрустированными объёмными вставками из самшита. Заднюю часть ручки опоясывает раскладка из одинаковых растительных элементов. Осталось всему этому великолепию придать форму. Этим я и займусь в третьей части своего мастер-класса.
Часть 3
В третьей части я начну рассказывать и показывать разделку растительного орнамента и элементов, инкрустированных самшитом. С начала по уже отработанной технологии, уголком прорезаю углубление в центре растительного орнамента по задней части рукоятки. |
Увеличить
Прорезав и обозначив середину всех одинаковых фрагментов, я беру стамеску, соответствующую радиусу, и обратной стороной подрезаю все одинаковые элементы орнамента.
Увеличить
Эта подготовка необходима. Она является определённым и немаловажным звеном для следующего этапа разделки растительного элемента. Следуя дальше, я пользуюсь стамеской, радиус которой соответствует небольшим размерам разных элементов раскладки.
Увеличить
Каждый листик раскладки прорезаю стамеской. Начиная с кончиков листа и плавно перехожу к центральной части. Начало листика разделывается всем радиусом стамески. Переходя к середине листа, плавно поворачиваю стамеску. Таким движением я регулирую ширину среза и кончиком радиусной стамески прорезаю узкие места. Подготовленная технология присутствует для каждого элемента, в каком бы он месте не находился. В нижней части рукоятки, обнизив элемент, также уголком прорезаю центральную часть листа.
Увеличить
Прямой стамеской продолжаю формировать лист. Срезаю угловатости, предаю листу нужную геометрию.
Многие думают: «Зачем такая подготовка? Она занимает время. Сразу прошёл радиусной, и всё!». А нет, когда фрагмент не подготовлен, радиус стамески срезает лишнее по плоской поверхности, порой скалывая фрагмент, не успев придать ему форму. По подготовленному фрагменту стамеска движется по геометрии листа и срезает только то, что необходимо. Я в этот момент контролирую сам срез.
Эта технология отработана годами. И если её придерживаться, то резьба будет приятная на ощупь и не цепляться острыми выступами. Перехожу к верхней части ручки, где всечка, инкрустированная самшитом, переплетается с резьбой. И здесь вновь прохожу уголком. Прорезаю центральные части фрагментов резьбы и их сопряжения.
Подобрав радиус стамески, также разделываю резные элементы. Но одинаковые элементы разрезаю одним радиусом стамески.
С одной стороны.
И с другой стороны. Так элементы резьбы будут одинаковыми по разделки и по форме. Инкрустированные листочки из самшита подготавливаются и разделываются также, как и резьба, хотя они являются инкрустированными деталями всечки. Они имеют такой же объём, как и резьба.
Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.
Хорошо заточенной прямой стамеской, накладываю ровную фаску под небольшим углом. В закруглённых местах применяю радиусные стамески. Работа движется, и на душе как-то веселей, потому, что остался последний фрагмент из самшита.
Их, правда, два и поэтому я прокалываю контур согласно рисунку сразу с двух сторон.
Выбрав немного фона, опять предварительная подготовка моим самодельным уголком. Этому уголку уже 28 лет, и он прекрасно справляется с крепким самшитом. Уступив место другим стамескам, сменяя друг друга, я заканчиваю разделку инкрустированного самшита.
Увеличить
Резьба по всей рукоятки разделана. Осталось замотуарить фон. Мотуары представляют собой металлические гвоздики с мелкой насечкой на торце. Их два, один квадратный, другой, узкий.
Увеличить
Мотуары наносят не только своеобразный рисунок на фон, но и устраняют все мелкие неровности. Каждый резчик испытывает чувство радости, когда заканчивает свою работу. И с великим наслаждением окунается в процесс пропитки, покрытия разными пахнущими составами. У каждого свой секрет покрытия. У меня секретов нет. Я пользуюсь ещё старинным методом, пропиткой натуральной олифой.
Изделие погружаю в олифу на сутки, если позволяет объём или обильно смазываю. После того, как олифа впитается и чуть подсохнет, мелким наждаком защищаю поверхность, чтобы снять плёнку.
Увеличить
Сняв плёнку, я открываю поры древесины, и опять обильно смачиваю олифой.
Этот процесс повторяю до тех пор, пока олифа перестанет впитываться. При последней зачистке, уже отработанной мелкой шкуркой, поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь. Ну, вот и всё, мой «отчёт о работе» подошёл к концу. В нём я подробно рассказал и показал все свои секреты, об этом меня просили многие. Может другие мастера это делают по-другому, и это их право. У каждого свой подход, своя технология. Я старался и для Вас и для тех людей, которые будут держать это холодное оружие в своих руках, пусть они ощутят нежность и теплоту не только дерева, из которого сделана эта ручка, но и частицу души мастера.
С уважением!
Валерий Простянкин.
Взято с www.carver7.ru