эмаль — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
э·ма́ль
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -эмаль- [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ɛˈmalʲ], мн. ч. [ɛˈmalʲɪ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой ◆ Белая, синяя или зелёная эмаль накладывалась на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Владимир Потапов, «Усольские эмали» // «Металлы Евразии», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- художественное изделие с таким покрытием ◆ В музее Гугун хранятся перегородчатые и расписные эмали. З. Короткова, «Сокровища музея Гугун» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- то же, что зубная эмаль; внешняя защитная оболочка зубов ◆ На эмаль зубов наносят специальный гель на основе перекиси водорода.
- геральд. цвет, использующийся в гербах ◆ После выделения в группу «металлов» жёлтого и белого цветов стали использовать при составлении гербов только пять красок, которые принято называть финифтями или эмалями. Г. Вилинбахов, М. Медведев, «Геральдический альбом» // «Вокруг света», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
- ?
- ?
- ?
- финифть
Антонимы[править]
- ?
- ?
- ?
- металл
Гиперонимы[править]
- покрытие
- изделие
- зубная эмаль, оболочка
- цвет, тинктура
Гипонимы[править]
- ?
- ?
- ?
- ?
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из франц. émail (ст.-франц. esmal) «эмаль; финифть; глазурь», далее из франкск. *smalt, далее из прагерм. формы *smaltjan, от которой в числе прочего произошли: др.-в.-нем. smelzan, нем. schmelzen; восходит к праиндоевр. *(s)meld- «плавиться, таять».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
тонкое стекловидное покрытие | |
|
художественное изделие с таким покрытием | |
цвет, использующийся в гербах | |
Библиография[править]
![]() | Для улучшения этой статьи желательно:
|
Морфологические и синтаксические свойства[править]
эмальСуществительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- эмаль ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
эмаль
Существительное, неодушевлённое, женский род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- эмаль ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
эмаль
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- эмаль ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
эмаль
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- эмаль ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
эмаль
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- эмаль ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Эмаль — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Эма́ль
- Зубная эмаль — естественное зубное предохраняющее покрытие;
- Эмаль — тонкое стекловидное покрытие;
- Художественная эмаль — художественное изделие и/или произведение искусства с использованием эмалей;
- Гербовая эмаль;
- Эмалированная посуда;
- Эмаль — краска или краситель;
- Глазурованная эмаль.
Морфологические и синтаксические свойства[править | править код]
э-ма́ль
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации формульных склонений).
Морфемный анализ (или — разбор слова по составу) демонстрирует из каких минимально-значимых осознаваемых частей (морфем) состоит разбираемое слово:
Произношение[править | править код]
- МФА: ед. ч. [əˈmalʲ]
[1] мн. ч. [əˈmalʲɪ]
[2]
- ↑ а б Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-эмаль.ogg на отдельной странице).
- ↑ Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-эмали.ogg на отдельной странице).
Что такое эмаль — виды эмалей, их состав и свойства

Что такое эмаль — виды эмалей, их свойства
Содержание статьи
Эмаль — это пигментная суспензия на лаковой основе, которая после нанесения образует тонкий слой ЛКМ различной фактуры. Эмаль служит в качестве защитного и декоративного покрытия для изделий выполненных из самых разнообразных стройматериалов: дерева, металла, бетона и т. д.О том, что такое эмаль, про её разновидности и применение в строительстве, будет рассказано ниже.
Что такое эмаль
Как было сказано выше, эмаль — это пигментная суспензия на лаковой основе. По своим характеристикам, она превосходит некоторые виды масляных красок, в плане прочности слоя, его эластичности и невосприимчивости ко многим отрицательным факторам.
Основное применение эмалей, это получение прочного и надёжного верхнего слоя, который смог бы защитить металлические или деревянные поверхности, одновременно став для них красивым вариантом декоративной отделки. Чаще всего, эмали применяют именно для окрашивания деревянных и металлических изделий.
Виды эмалей
Существуют различные виды эмалей, всё во многом зависит от добавляемых составляющих и основных компонентов их изготовления. Самыми распространёнными из них, являются:
- Аэрозольная эмаль, которая отличается от других ЛКМ, очень быстрым временем высыхания;
- Акриловая эмаль, получила широчайшее применение для окрашивания самых разнообразных изделий, выполненных из бетона, дерева, металла и т. д.;
- Алкидная эмаль, чаще других используется для окрашивания мебели;
- Термостойкая эмаль, применяется там, где поверхности чрезмерно сильно подвергаются нагреванию.
Основным компонентом любого вида эмали является лак, который выступает в качестве связующего вещества.
В зависимости от того, какой лак используется для производства эмали, различаются:
- Нитроцеллюлозные эмали — основное отличие которых от других разновидностей ЛКМ в повышенной стойкости к воздействию влаги;
- Пентафталевые и кремнийорганические эмали — последняя разновидность эмалей является термостойким лакокрасочным веществом;
- Эмали на основе акрила и алкидно-эпоксидной смолы;
- Феноломасляные эмали.
Каждый из вышеперечисленных видов эмали обладает различными эксплуатационными свойствами, поэтому перед тем как выбрать эмаль, следует понимать:
- На какой тип поверхности будет наноситься данный ЛКМ;
- Каким воздействиям он будет подвергаться в процессе эксплуатации — влага, ультрафиолет, температура и т. д.;
- Требуемую механическую прочность лакокрасочного слоя;
- Декоративные функции.
Свойства эмалей
Любая разновидность эмали призвана выполнять одновременно несколько важнейших функций – защитную функцию и декоративную. Что касается защитных функций эмалей, то это в первую очередь защита изделий от влаги, небольших механических повреждений, воздействия сильных температур и ультрафиолетовых лучей.
Самыми распространёнными эмалями, которые широко применяются в строительных и ремонтных работах, являются алкидные эмали. Их широко используют как для покраски снаружи, так и при внутреннем обустройстве пространства.
Алкидные эмали максимально устойчивы к атмосферным воздействиям, они не боятся повышенных температур, поэтому нередко используются для покраски батарей отопления. Применяется алкидная эмаль также и для наружных работ, при окрашивании ограждений, скамеек и т. д.
Ещё одной разновидностью эмали, которая получила широчайшее применение, является пентафталевая эмаль. Основой для изготовления этого ЛКМ служит также алкидный лак. Пентафталевая эмаль ПФ-115 например, используется для наружных работ, а ПФ-266 для внутренних, что очень важно учитывать при выборе.
Оценить статью и поделиться ссылкой:Впервые в России «Энамаль» — эмаль со свойствами пластика
Лакокрасочный завод ООО «ЭНАМЕРУ» разработал уникальную эмаль для ПВХ окон, которую в последствии назвал ЭНАМАЛЬ. Что же такое «ЭНАМАЛЬ»? Это уникальная в своем роде эмаль со свойствами пластика.
Энамаль очень сильно отличается от похожих материалов для ПВХ окон и основное ее отличие в том, что она в отличии от других органоразбавимых красок не только подразъедает верхние 1-2 мкм ПВХ профиля, но и входит с ним в химическую связь, тем самым образуя с ПВХ профилем единую композицию.
Энамаль имеет следующие технические характеристики:
1. Скорость высыхания на отлип 5-6 минут (пыль не успевает садится) / до степени три два часа.
2. Скорость испарения разбавителя из покрытия при мокром слое в 100 мкм при 23 градусах С = 10 часов.
3. Скорость полимеризации до 70% прочности при 23 градусах С = 12 часов.
4. Скорость полной полимеризации (до стеклования) 7 суток.
5. Адгезия к PVC, ABS, PS = 0 баллов по сетчатому надрезу или более чем 100 кгс/см2 (9,8 МПа)
6. Адгезия не нарушается на минимальном слое покрытия в 25 мкм мокрого слоя или 15 мкм сухого слоя, что не рекомендуется делать.
7. Светостойкость по накоплению энергии до 8 ГДж/м2 (2 года) = 5 баллов, до 80 ГДж/м2 (20 лет) = 3-4 балла по 5-ти бальной шкале DIN 54 001.
8. Долговечность окрашенного эмалью Энамеру профиля по ГОСТ 30973-2002 40 условных лет.
9. Реалогия: возможность нанесения до 300 мкм одним слоем на вертикальной поверхности без потеков.
10. Укрывистость: 90% на 50 мкм мокрого слоя.
11. Эмаль имеет антистатические свойства, в результате которых пыль из воздуха практически не попадает на окрашенную поверхность.
12. Эмаль имеет в своем составе специальные компоненты, уменьшающие нагрев на прямых солнечных лучах.
13. Эмаль колеруется при помощи 14 базовых красок + 2 металлика, смешиваемых на весах по программе колеровки (по базовой рецептуре).
Энамаль изготавливается на 100% из импортного сырья ведущих Европейских производителей: ALLNEX, BASF, BAYER, DU PONT, EVONIK.
За счет этих свойств Вы на своем окрасочном производстве можете заметно снизить статистику брака окраски до (0,05-0,01% от объема) минимум в 5 и более раз по отношению к окраске с использованием красок для ПВХ известных БРЕНДОВ — то есть практически избавиться от брака полностью!
Виды эмалей, их свойства и применение в строительстве

Виды эмалей — свойства и применение
Содержание статьи
Эмаль — это лакокрасочное вещество, состоящее из лака, суспензии пигментов и наполнителя. После нанесения эмали, на поверхности образуется тонкий слой эластичной и очень прочной плёнки, способной выполнять как декоративные, так и защитные функции.По своим эксплуатационным свойствам, эмаль в несколько раз превосходит водоэмульсионные и масляные краски. Она более устойчива к агрессивным химическим веществам и весьма долго сохраняет свои защитные свойства.
Виды эмалей
На сегодняшнее время существуют различные виды эмалей всё зависит от материалов их изготовления. В зависимости от основы, бывают эмали:
- Алкидные;
- Масляные;
- Полиуретановые;
- Нитроцеллюлозные.
Перед выбором эмали, обязательно следует учитывать тот тип поверхности, на которую она будет наноситься, а также условия её эксплуатации.
Например, бывают эмали, плёнка которых обладает маслобензостойкостью и неподверженностью к различным агрессивным веществам. В качестве примера, может служить Эмаль ХВ-125 подробнее о свойствах которой читайте здесь http://lakokraska-ya.ru/emal-hv-125. При этом, также важно учитывать и многие другие эксплуатационные характеристики, в первую очередь это влажность окружающей среды и температура воздуха.
Нитроцеллюлозная эмаль — представляет собой суспензию нитроцеллюлозы с пластификаторами, диспергатором и специальным пигментом. Данный вид эмали допускается использовать для окрашивания металлических и деревянных поверхностей.
В составе нитроцеллюлозной эмали фигурируют токсичные и пожароопасные вещества, поэтому работать с ней необходимо вдали от огня, обязательно защитив кисти рук и органы дыхания. Наносят нитроцеллюлозную эмаль самыми обычными малярными инструментами.
Алкидная эмаль — является, пожалуй, самым распространённым видом эмали, которую можно встретить на многих строительных рынках. Сфера применения данного лакокрасочного материала весьма обширна, от изготовления мебели, до использования в различных строительных и ремонтных целях.
Полиуретановая эмаль — отличается от других разновидностей эмалей повышенной износостойкостью и невосприимчивостью ко многим негативным факторам. Полиуретановые эмали имеют немалую стоимость, поэтому их используют только там, где действительно нужна надёжная защита различного рода поверхностей.
Применение эмалей
Работая с любой эмалью, следует усвоить несколько простых правил, которые помогут избежать всевозможных ошибок. Обязательно необходимо помнить, что эмаль — это пожароопасный и токсичный лакокрасочный материал, работать с которым следует максимально осторожно и осмотрительно.
Во-первых, следует обезопасить органы дыхания от паров эмали и открытые части рук, от попадания ЛКМ на них. Во-вторых, красить эмалью нужно только в хорошо проветриваемом помещении, с не слишком высокой температурой окружающего воздуха.
Запрещается использовать эмаль вблизи открытого источника пламени, так как это может стать причиной пожара. Также, следует помнить, что смешивать различные виды эмалей недопустимо, поскольку в лучшем случае лакокрасочные материалы попросту испортятся. То же самое касается и разбавления эмалей, для этого стоит использовать только рекомендуемые производителем вещества.
Что же касается процесса нанесения эмали, то перед этим, поверхность должна быть очищена от грязи и желательно обезжирена. Рекомендуется сначала прогрунтовать её один или два раза грунтовочным составом и только после этого наносить эмаль.
Следует знать, что практически все виды эмалей (кроме нитроэмалей), можно использовать поверх старой масляной краски или ранее нанесённых эмалей.
Оценить статью и поделиться ссылкой:Лиможская эмаль — Википедия

Лимо́жская эма́ль (фр. émail de Limoges), прежде известная как лиможская работа (фр. Œuvre de Limoges, лат. Opus lemovicense) — историческая разновидность выемчатой эмали, появившаяся в середине XII века во французском городе Лиможе, исторической провинции Лимузен. Получив глубочайшее признание в государствах западной Европы, лиможские эмальеры прекратили использовать эту технику в середине XIV века.
Далее, в течение XIV и XV веков получили распространение ювелирные изделия, где по рельефу предмета наносилась полупрозрачная эмаль, но лиможские мастера почти не работали в этой технике. Впоследствии, начиная с конца XV века, во Франции появилась новая технология изготовления предметов эмали — художественная эмаль, известная также как раскрашенная эмаль. Очень быстро художественная эмаль, подобно выемчатой эмали в своё время, стала монопольно производиться в лимузенских мастерских.
В настоящее время при производстве изделий эмали одни мастера используют классическую технику, а другие — обновлённую современными достижениями технологию.
Техника изготовления[править | править код]

Изделия лиможской эмали основаны на применении одной из трёх технологий:
- прорезание (гравировка) выемок (собственно и есть выемчатая эмаль),
- выполнение псевдо-выемок,
- разделение перегородками (известная как перегородчатая эмаль).
Вначале художник истончает медный тонкий лист или пластинку до достижения толщины в несколько миллиметров. Затем, в соответствии с техникой выемчатой эмали, он формирует углубления при помощи резца и гравировальной иглы; глубина таких выемок составляет примерно 1 миллиметр. В случае псевдо-выемчатой техники художник может использовать две пластинки, плотно сомкнутые одна с другой; в верхней пластинке прорубается рисунок, а нижняя пластина служит основой. В случае же перегородчатой эмали художник прикрепляет к основе ячейки, выполненные из медных полосок, и именно они формируют будущий рисунок.
На следующем этапе выемки заполняются стеклянной пудрой, полученной посредством растирания в ступке осколков цветного стекла. При этом стекло было получено из песка или кварца с добавлением щелочного флюса (растительная зола или каустическая сода), задача которого в том, чтобы понизить температуру плавления. В подавляющем большинстве работ мастера используют содовое стекло, подобно древнеримским стекольщикам. Такое стекло является более прочным, в отличие от поташного стекла (добавка калия), использовавшегося для изготовления витражей той эпохи.
На следующем этапе пластинка помещается в печь. Как только стекло расплавится, температуру постепенно понижают. Поскольку коэффициент линейного расширения меди близок к этому показателю для стекла, изделие остывает равномерно. После этого мастер приступает к шлифовке и полировке поверхности; затем изделие очищается и покрывается смесью золота и ртути.
История выемчатой эмали[править | править код]
Первое письменное упоминание данной технологии встречается в тексте, составленном в 1167—1169 годах писцом Томаса Бекета, где он, описывая переплёт книги, находящейся в парижском аббатстве Сен-Виктор, использовал выражение «œuvre de Limoges» (лиможская работа). В дальнейшем свидетельства множатся; такие ссылки мы находим в описании обложек книг, но главным образом в описаниях церковных предметов: реликвариев, распятий, ритуальных ваз (дароносиц, потиров и пиксидов), а также кадильниц.
Первыми изделиями, которые приписываются лиможским мастерам, являются раки, заказанные графом де Ла Марш. Одна из них, прозванная «châsse de Bellac», датируется 1120—1140 годами и в настоящее время хранится в церкви городка Беллак, что в 45 км от Лиможа; на ней представлен Христос во славе, окружённый евангелистами и ангелами. Друга рака, отнесённая к 1150 году, находится сейчас в нью-йоркском Метрополитен-музее; большая её часть посвящена святому Марциалу, первому епископу Лиможа.
Пример техники выемчатой эмали; конец XII векаС течением времени перечень работ ювелиров-эмальеров существенно расширился, выйдя за рамки местной лимузенской иконографической тематики, примером чего служат сюжеты на тему мученической смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (ковчежцы, украшенные лиможской эмалью, являются самыми старинными изделиями в этом сюжете). Мастера также разрабатывали новые манеры работы: к примеру, декорирование пластины-основы витиеватыми бороздками, образующими красивую вязь. В то же время некоторое число художников предпочло оставлять вырезанные рисунки без обработки, нанося эмаль на основу для украшения розетной меди. И наконец, некоторые элементы изделия стали изготовлять отдельно, впоследствии прикрепляя их к медной пластине при помощи заклёпок; такой приём мы часто наблюдаем в отношении голов святых, изображённых на раках.
Этот период считается золотым веком лимузенских мастерских; их работы экспортировались в Швецию, Испанию и Италию. Причина этого успеха была в том, что изделия из эмалированной меди стоили значительно меньше изделий из серебра или золота; таким образом, церкви и монастыри получили возможность недорого приобрести утварь для своих литургических служб. Успеху также способствовало то, что лиможские работы были украшены повествовательными изображениями, что было особенно важно для предметов литургии.
До середины XIII века лиможские работы непрерывно развивались: стали преобладать декорированные гробницы и объёмные скульптурные объекты, а в декоре появились геральдические элементы. По мере развития готического направления искусства ювелиры стали адаптировать стиль своих работ к нему. Тем не менее, несмотря на появление отдельных шедевров, общий объём выпускаемых изделий эмали пошёл на спад. Известно, что когда Чёрный принц захватил Лимож в 1370 году, в нём уже не было мастерских эмальеров.
Изделия лиможской выемчатой эмали в коллекциях[править | править код]
Франция (самые значительные коллекции):
Предметы, выполненные лимузенскими мастерами в технике выемчатой эмали, хранятся в сокровищницах множества церквей во Франции, в особенности в регионах Лимузен и Овернь.
Техника изготовления[править | править код]
Приёмы обработки могут меняться в зависимости от того, какой результат желает достичь автор. Как правило, каждому оттенку цвета соответствует один слой эмали и один обжиг; контур рисунка выполняется иглой, художник аккуратно соскабливает верхний слой до появления более тёмной основы.
История художественной эмали[править | править код]
Лиможская эмаль вступила в период своего возрождения в XVI веке с появлением мастерской семейства Лимозен, в котором самым известным художником стал Леонар Лимозен.
В XVII веке особую известность приобрели члены семьи Лоден, в особенности Николя, Жак I, Жак II и Ноэль.
Среди прочих семейств лимузенских эмальеров выделяется фамилия Нуалье.
Изделия лиможской художественной эмали в коллекциях[править | править код]
Франция (самые значительные коллекции):
O’Neil, J.P. Enamels of Limoges: 1100-1350. — Metropolitan Museum of Art, 1996 — 478 pp.
ЭМАЛЬ — это… Что такое ЭМАЛЬ?
Эмаль — получить на Академике рабочий купон на скидку ВсеИнструменты или выгодно эмаль купить с бесплатной доставкой на распродаже в ВсеИнструменты
ЭМАЛЬ — (фр. email). 1) финифть, стекловидная бесцветная масса, окрашиваемая в различные цвета и переносимая на металлические предметы для украшения. 2) белая глазурь, которою покрывают внутренность чугунной и железной посуды. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
эмаль — и, м. émail m. 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления; глазурь для покрытия художественных изделий. БАС 1. Финифть; полива, мурава по металу; стеклянистая цветная… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭМАЛЬ — (от французского email; древнерусское финифть), прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д.… … Современная энциклопедия
Эмаль — (от французского email; древнерусское финифть), прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭМАЛЬ — (от франц. email; др. рус. финифть) прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т. д. Различаются эмали:… … Большой Энциклопедический словарь
ЭМАЛЬ — • ЭМАЛЬ, в промышленности декоративное или защитное покрытие, наносимое на металлические поверхности, или тип краски. Керамические эмали изготовляют из стеклянного порошка и глушителя (смеси олова и свинца). Для придания различных цветов… … Научно-технический энциклопедический словарь
эмаль — покрытие, финифть, глазурь, клуазонне, шанлеве, клаузоне Словарь русских синонимов. эмаль сущ., кол во синонимов: 10 • автоэмаль (1) • … Словарь синонимов
ЭМАЛЬ — (зубная) затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающие коронку зуба. Защищает его от износа и повреждений. Наиболее плотное вещество в организме (97% составляют минеральные вещества) … Большой Энциклопедический словарь
ЭМАЛЬ — ЭМАЛЬ, эмали, жен. (франц. émail). 1. только ед. Непрозрачная стекловидная масса вроде глазури, которой покрывается поверхность различных металлических предметов для предохранения от окисления или с целью украшения. Посуда, покрытая эмалью. Жетон … Толковый словарь Ушакова
ЭМАЛЬ — ЭМАЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭМАЛЬ — жен. финифть; полива, мурава по металлу; стеклянистая, цветная наводка. Эмалевый, эмальный, финифтяной, тевый. Эмалировать, финифтить, наводить финифть. ся, страд. Эмалированый медальон, финифтяная ладанка. рованье, ровка, действие по гл. ровщик … Толковый словарь Даля