Skip to content

Рисунок русской избы снаружи 5 класс – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конспект урока и презентация по ФГОС «Декор русской избы. 5 класс»

Содержание

Окно в русской избе рисунок


Русская изба рисунок 5 класс внутри

20.07.2018

Каждая русская изба обладает своим индивидуальным видом не только снаружи, но и внутри. Внутреннее убранство избы органично и функционально. Здесь нет лишних вещей, которые бы не несли пользу в хозяйстве, но при этом они зачастую украшены резьбой, или расписаны узорами. После посещения бабушек и дедушек в деревне попросите ребенка нарисовать русскую избу, а если нет такой возможности, то посмотрите вместе с ним детские рисунки на эту тему.

Наряд русской женщины.

Внутреннее убранство русской избы.

Рисуем поэтапно русскую печь.

Внутренний мир.

Детский рисунок.

Простой рисунок карандашом.

Красный уголок.

Рисунок деревни.

Работа ученика 5 класса.

Деревня — деревянный мир.

Цветными карандашами.

Раскраска.

В избе находилась печь и много хозяйственной утвари. Картинка с подписями.

Русская печь.

Схема средневекового города 6 класс история рисунок.

Творческий проект.

Деревянная избушка.

Рисунок простым карандашом.

План местности средневековой деревни.

Печь в доме.

Изображение красного угла в детский сад.

Избушка в лесу.

Дом под снегом.

Простая картинка.

Детские рисунки русской избы Ссылка на основную публикацию

pickimage.ru

Как нарисовать русскую избу поэтапно

В этом уроке будет показано, как нарисовать русскую избу поэтапно карандашом. На самом деле рисовать избу не так уж и сложно, особенно если вы видели такое строение в настоящей жизни или на картинках и фотографиях. Давайте попробуем нарисовать такое здание поэтапно.

Первым делом рисуем почти прямоугольник без верхней части, вот таким образом. Желательно, конечно, чтобы стороны были ровными. Кстати, вам точно будет полезно узнать, как нарисовать дом, попробуйте!

Теперь нам нужно сделать набросок крыши вот такими линиями.

Прорисуем крышу избы вот таким образом, чтобы все выглядело красиво и аккуратно.

Сотрем верхние лишние линии, рисуем стороны избы и ее фундамент.

По бокам нужно нарисовать бревна, из которых и состоит русская изба.

Далее нам потребуется нарисовать три окна – одно на чердаке и два снизу.

Дорисовываем маленькому чердачному окну избы детали. Добавляем на нижние окна створки.

Теперь рисуем стекла и перегородки окон избы.

Сверху окон можно нарисовать украшения. На крыше рисуем печную трубу.

Добавим деталей – линии бревен на стене и крыше избы, кирпичный узор на трубу.

Раскрасьте полученный рисунок, добавьте пейзаж – речку, озеро или лес.

Надеемся, что рисовать избу поэтапно было интересно и увлекательно.

Сохранить

www.lessdraw.com

Планировка русской избы

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Вернуться к оглавлению

Особенности планировки русской избы

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Читайте также

Планировка кухни в частном доме

Вернуться к оглавлению

Внутреннее убранство русской избы

Примерно с XVI до конца XIX века планировка русской избы оставалась практически неизменной: у задней стены жилья располагалась русская печь, обычно в левом или правом углу, повернутая челом в сторону окон. Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол. Место напротив печи называлось упечью и предназначалось для приготовления еды, отделялось, как правило, при помощи дощатой доски или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.

У каждого угла было своё предназначение. Красный угол в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас, считался самым почётным местом в доме. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу. В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно «середа», «упечь», «путь», «чулан»). Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь. В северных регионах русскую печь часто располагали на значительном расстоянии от задней и боковой стен, закрывая образованное пространство дверцей и используя для хранения прочей домашней утвари.

С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице можно было попасть в подполье. От боковой стены до входной двери располагалась широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто её широкая боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие элементы интерьера.

Стандартная планировка жилой части русской избы

Задняя часть избы, которая находилась под полатями, служила прихожей. В холодное время года в этой части помещения содержался домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати никогда не заходили. Между полатями и обеденным столом, как правило, ставили ткацкий станок, что позволяло женщинам заниматься различными видами рукоделия. Во многих русских избах вплоть до XIX века кровати, как таковые, отсутствовали, и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы меблировки.

Полная планировка русской избы Вернуться к оглавлению

Русская народная изба в современном строительстве

Во время строительства русских домов часто используются приёмы, которые были распространены на древней Руси: рубки углов, способы крепления перерубов для пола и потолочных балок, методы обработки и возведения срубов, последовательность сборки и рубки бруса и т.д. При рубке часто используют круглые бревна или бревна, распиленные вдоль. Помимо этого, в западных регионах страны часто применяются брёвна, которые обтёсаны с четырёх сторон (пластины, брусья). Такой способ был известен ещё кубанскому и донскому казачеству.

Читайте также

Как рассчитать расход кирпича на строительство дома

Соединение брёвен в срубе осуществляется при помощи глубоких выемок, расположенных на углах. Испокон веков самым распространённым способом у русских было врубание одного бревна в другое, при этом с концов брёвен оставалось небольшое расстояние (в чашу, в угол, в обло).

Конструкция рубленой избы

На сегодняшний день не менее популярным способом является рубка угла на концах брёвен «в лапу», то есть без остатка. Использование такого приёма позволяет увеличить размеры жилья (при тех же самых затратах материала). Чтобы брёвна прилегали друг к другу плотнее, в верхнем бревне необходимо прорубить продольный паз, который в дальнейшем конопатят просушенным мхом или паклей. Реже применяют столбовой метод сооружения стен, подразумевающий выкладывание стен из горизонтально уложенных досок или брёвен. В этом случае, крепление их концов происходит в пазах вертикальных столбов. Больше всего такая технология распространена в южных районах страны.

Схема соединения брёвен в избе без остатка

Значительные изменения претерпели конструкции и материал покрытия. На сегодняшний день при обустройстве русских изб часто используют двускатные или четырёхскатные  типы крыш, стропильные конструкции, кроме этого, распространены карнизы, защищающие стены дома от воздействия осадков. Всё больше находят применение современные кровельные материалы (шифер, черепица, железо), хотя, в зависимости от той или иной местности, люди не забывают об использовании традиционных кровельных материалов (например, камыш в южных регионах).

Немало внимания в проектах современных деревенских домов уделяется внешнему облику жилья. Современные  приемы архитектурной отделки позволяют сочетать в себе традиции прошлого и создание новых форм. Сейчас дома, как правило, характеризуются наличием больших окон и светлыми оттенками в оформлении фасада или внутреннего интерьера. В последнее время обшивка тесом и штукатурка, предохраняющие стены дома от воздействия внешней среды, становятся обязательным пунктом любого строительства.

Вместе с этим, оформление жилья не обходится без раскраски стен фасада. Стены рубленых домов обычно окрашивают в один цвет, а архитектурные детали (карнизы, наличники окон, фронтоны и т.д.) – в другой. Кроме этого, декоративные детали из древесины часто украшаются резьбой.

Современный деревянный дом в стиле русской избы

В современном русском сельском строительстве распространены различные типы жилых домов, но самым популярным остаётся тип индивидуального одноквартирного дома. Благодаря наличию приусадебного участка и хозяйственных пристроек такой тип жилья максимально приближен к традиционному варианту.

proekt-sam.ru

Русская изба

Русская изба у некоторых ассоциируется с избушкой, в которой находятся сундуки и деревянная мебель. Современное внутреннее убранство русской избы существенно отличается от подобного образа, здесь достаточно комфортно и современно. Несмотря на то что в доме создается деревенский стиль, здесь используется современная техника.

 

Исторические корни русского дома

Если раньше при строительстве дома крестьяне руководствовались практичностью, например, строили избы вблизи рек, делали у них небольшие окна, которые выходили на поля, луга, лес, то сейчас особое внимание уделяется внутреннему убранству. Кроме того, раньше люди у реки или озера ставили русскую баню, а во дворе строили амбары для хранения зерна, хлев для скота. Но во все времена обязательно выделялся красный угол в русской избе, в котором размещали иконы, устанавливали печь. В то время интерьер русской избы подбирался так, чтобы все предметы были многофункциональными, ни о какой роскоши речи не шло.

Русский дом старались располагать на участке так, чтобы она находилась поближе к северу. Для защиты дома от ветров высаживали деревья и кустарники в саду.

Внимание! Для повышения уровня освещенности русского дома, он должен быть размещен окнами на солнечную сторону.

В старину для строительства русского дома выбирали то место, которое выбирал для своего отдыха крупный рогатый скот.

Интересные факты о русском доме

На болотах, а также вблизи них, дома раньше никто не строил. Русские люди считали, что болото — это «зяблое» место, и в доме, построенном на болоте, никогда не будет счастья и процветания.

Рубку русского дома начинали ранней весной, обязательно в новолуние. Если дерево было срублено на убывающей Луне, оно быстро сгнивало, дом приходил в негодность. Русский дом считался воплощением стабильности, постоянства, спокойствия, поэтому его никогда не ставили на перекрестках, на дороге. Также плохой приметой считалось возведение избы на месте сгоревшего дома. К своим домам крестьяне относились как к живым существам.

У нее выделяли чело (лицо), им считали фронтон русского дома. Наличниками называли украшения на окнах, а лбом именовали доски, используемые при строительстве стен.

Колодец у русской избы звали «журавлем», а доски на кровле называли «коньком».

Внутреннее убранство русской избы было довольно скромным, и соответствовало интерьерному стилю, именуемому в наши дни провансом.

По внешнему виду дома легко было определить вероисповедание, материальное благосостояние владельца, национальность его владельца. Сложно было найти в одной деревне абсолютно одинаковые дома, у каждой русской избы были свои индивидуальные характеристики. Некоторые отличия имел и интерьер русской избы, с помощью определенных предметов быта, люди пытались рассказать о своих интересах, увлечениях.

Считалось, что ребенок, который вырос в чистом и добротном доме, имеет светлые помыслы и намерения. С детства у ребенка формировали представление об особенностях строения русской избы, он изучал и запоминал предметы быта в русской избе. Например, красный угол в русской избе считался святым местом.

Особенности внутреннего убранства русского дома

Внутренним убранством дома всегда занималась женщина, именно она подбирала предметы быта, следила за уютом, наводила порядок. За состоянием фасада, а также за приусадебным участком всегда следил хозяин. В интерьере русского дома выделялась мужская и женская половина, оформление их имело некоторые отличительные черты.

Убранство русской избы – задача женщины. Именно она занималась изготовлением домашнего текстиля, в некоторых русских избах даже были ткацкие станки, на которых женщины ткали половики, полотно для декорирования окон.

 

Полати в русской избе заменяли современные диваны и кровати, для их отделения от остальной части комнаты использовали льняные занавески. Уже в те далекие времена в избе проводили зонирование, отделяя гостиную от спальной части. Приемы интерьерного искусства, используемые при оформлении русских изб, в настоящее время стали основой русского прованса.

Некоторые отличительные черты были у интерьера русских домов, находящихся на русском Севере. Из-за сложных климатических условий, характерных для этого региона, в одной избе располагали и жилую часть, и хозяйственные постройки, то есть крупный рогатый скот и люди жили под одной крышей. Это отражалось на внутреннем убранстве дома, в нем отсутствовали какие-либо излишества, использовались только добротные и простые элементы мебели. Один из углов комнаты выделялся для сундуков, в которых собиралось приданое для девочки.

Некоторые традиции, связанные с внешним убранством дома, используемые на Руси, сохранились и в наше время. Например, в верхней части фасада крепили резное деревянное солнце. Это декоративный элемент считался неким оберегом, его наличие было гарантией счастья, здоровья, благополучия всех обитателей дома. Резные розы на стенах избы считали символом счастливой и обеспеченной жизни, их и сейчас используют во внешнем декоре собственники загородных домов. Символами языческих оберегов считались львы, которые своим внешним видом должны были отпугивать от дома злых духов.

Массивный конек на крыше избы — это знак солнца. Несмотря на то что с тех пор прошло достаточно много времени, традиция установки на крыше конька сохранилась до наших дней. Среди обязательных элементов древней русской избы необходимо отметить и божницу. Конструкция дома возводилась по закону золотого сечения, строго соблюдались пропорции, чтобы изба имела не только эстетичный вид, но и оставалась добротным и прочным сооружением, выдерживала сильные порывы ветра.

Особенности русского дома

Русский дом принято подразделять на три яруса (мира):

  • подвал, выступающий в качестве нижней части;
  • жилые помещения составляют среднюю часть;
  • чердак и крыша являются верхнюю часть

Для строительства избы использовали бревна, между собой их связывали в венцы. Например, на Русском Севере при строительстве изб не использовали гвозди, получая при этом прочные и добротные дома. Гвозди нужны были только для крепления наличников, иных декоративных элементов.

Крыша — это элемент защиты дома от внешнего мира, атмосферных осадков. В русских избах использовались двускатные виды крыш, которые до сих пор архитекторы считают самыми надежными конструкциями для деревянных зданий.

Верхнюю часть дома украшали солнечными знаками, а на чердаке хранили те предметы, которые использовались в обиходе достаточно редко. Русские избы были двухэтажными, в нижней части дома был подклет, предохраняющий обитателей избы от холода. Все жилые комнаты размещали на втором этаже, выделяя для них минимальное пространство.

Пол старались делать двойным, сначала располагали «черный» пол, который не пропускал в избу холодный воздух. Далее шел «белый» пол, изготовленный из широких досок. Половицы не покрывали краской, оставляя древесину в естественном виде.

Красным углом в древней Руси считали то место, где располагалась печь.

Совет! На даче или в загородном доме вместо печи в интерьере гостиной гармонично будет смотреться камин.

Печь устанавливалась в сторону восхода солнца (на восток), ассоциировалась со светом. Рядом с ней на стене ставили образа, а в храмах это место отводилось алтарю.

Двери изготавливали из натуральной древесины, они были массивными, ассоциировались с надежной защитой дома от злых духов.

Над дверью размещали подкову, которая также считалась символом защиты дома от бед и несчастий.

Окна делали из натурального дерева, они были небольшие, чтобы из избы не уходило тепло. Именно окна считали «глазами» владельца дома, поэтому их располагали с разных сторон избы. Для декорирования оконных проемов использовали натуральный материал, который ткала сама хозяйка. В старину не принято было завешивать окна плотными портьерными тканями, которые не пропускали внутрь помещения солнечный свет. Для избы выбирали три варианта окон:

  • самым древним считается волоковое окно. В ширину оконный проем был примерно в полтора раза больше его высоты. Его изнутри закрывали задвижкой, которая «волочилась» по сделанным пазам. Сквозь такое окно внутрь помещений проникал только тусклый свет. Подобные окна выбирали для хозяйственных построек, именно через них проводили проветривание.
  • колодчатое окно представляло собой четыре бруса, связанных между собой;
  • косящатое окно представляло собой небольшой проем в стене, который был укреплен боковыми брусьями.

Современный интерьер русской избы

В настоящее время многие городские жители мечтают о собственной рубленой избе, обставленной в деревенском стиле. Желание быть наедине с природой, отвлечься от городской суеты и проблем.

Среди тех предметов интерьера, которые по-прежнему существуют в убранстве русской избы, выделим печь. Некоторые собственники загородной недвижимости предпочитают вместо него использовать современный камин. Особый интерес представляет оформление стен и потолка в современном деревянном русском доме. В наши дни все чаще можно увидеть резные деревянные украшения на фасаде дома, которые являются типичным проявлением прованса

Совет! При отделке стен русской избы можно использовать светлые обои, имеющие мелкий рисунок. Для прованса нежелательно применять в отделке стен искусственные материалы, поскольку стиль предполагает максимальную гармонию, единение с природой.

Профессиональные стилисты, занимающиеся оформлением деревянных русских изб, советуют подбирать для отделки нейтральные цвета. Особое внимание они предлагают уделять домашнему текстилю, который является визитной карточкой деревенского стиля.

bouw.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: «Убранство русской избы» 5 класс

Слайд 1

«Убранство русской избы»

Слайд 2

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

Слайд 3

Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию

Слайд 4

О чём могут рассказать « резные кружева»? В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далёкими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать. Каждый символ, знак и узор в наличнике несёт свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции, может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегает дом от пожаров, а жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось , могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную, как они её видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью. Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков.

Слайд 5

Рассмотрим некоторые символы наличников. Ведь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы: — солярные символы (символы солнца) — символы воды — символы земли — символы обереги — символы пожелания — символы, передающие информацию о хозяевах

Слайд 6

№ Символ ( знак ) Где располагаются, что обозначают эти знаки Функции, которые несёт знак 1 солнце На причелинах , воротах, наличниках окон, дверях с улицы. Символизирует радость и благополучие 2 Водяные знаки Карнизы под крышей, причелины , нижний край окна плодоносящие 3 Квадраты и ромбы с полосами или точками Карнизы, причелины , Наличники, ворота. Плодородие, урожай, Достаток. 4 Крест (сквозные отверстия) Карнизы, причелины, Наличники, ворота. Охранительные функции 5 Зооморфные знаки петух Прчелины, ворота, крыша Знак огня и света. Призывал солнце, Очищал от нечистых Духов. 6 утка Верхняя часть наличников, причелины, ворота , под крышей учавствовала в создании земли и жизни на ней. Символ рождения Новой жизни. 7 Растительный Орнамент. Над окном, по краям окон, как стволы деревьев. Центр мироздания. Символ жизни. 8 Цветы со стеблями и Листьями. Причелины, наличники, Ворота. Дети солнца. Символ добра, Счастья. 9 Геометрические орнаменты Наличники, ворота, причелины, под крышей. Несли функции своего символа. Значение орнаментов и узоров на наличника

Слайд 7

Солнце. Солнышко на наличнике это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов, а ещё образ Бога дающего ( даждь бога) Даждь бога так же изображают в виде фигурки коня, что так же что так же подчёркивает почитание в доме Кона (основного закона во всём). Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считается очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречаются его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники — конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенной период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Слайд 8

Солярные знаки. Вода Несёт в себе сакральный смысл очищения. От неё зависит урожай и благосостояние семьи . Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам это всё знаки воды дарующей жизнь. Земля. Ромбики с точками внутри перекрещивающиеся двойные полосы так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле ромб или квадрат, разделённый внутри на 4 части в целом ромб или квадрат с точкой в середине – это то, что может родить. Знаки аграрной магии самые простые, одни из самых распространённых. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

Слайд 9

Женщина- берегиня . Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах; иногда она определяется очень чётко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае её можно узнать центральная симметрия фигурки голова , раскинутые руки и ноги. Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое древо. Птица . огненно- солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – символ брака. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.

Слайд 11

Вариант изображения наличника

Слайд 12

Нарисовать окно с наличником, применив узоры народного творчества.

Разработка урока «Декор русской избы» ИЗО 5 класс

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (карандаш, мелки, бумага).

Тип урока

Урок – путешествие, «открытие» нового знания; постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные —Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Метапредметные — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работыУметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.

Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Образовательные
ресурсы

http://rodonews.ru/news_1282664628.html, «Изо и художественный труд» книга для учителя. Н.Н Фомина, 1995г

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку «Декор русской избы»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», русские народные песни

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, мелки

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточ-ный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Муз. фон Русские народные песни

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом…(слайд 1 )

Прсмотр презентации (слайды 2-5)

— Как назывались основные элементы украшения избы?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

Где располагались?

(слайд 6) Стих «В низенькой светелке…» Л.Мэй

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к внутреннему миру русской избы

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

III. Творчес-кая практическая
деятельность

IV. Итог урока.

Рефлек-сия

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Декор русской избы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Декор русской избы».

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Домашнее задание

Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

— Действительно, печь – это душа дома. Ребята, как вы понимаете поговорку « Печь без дров – гора»?

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол».

Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание? Что означает красный цвет? (красивый, главный) В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна)

— Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. — Ребята, я думаю, что вы заметили при просмотре виртуальной экскурсии, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали. А вы знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

При помощи карандашей или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Схемы интерьера ( слайд 22)

Показ на ватмане построение интерьера.

Во время выполнения практической работы, следить за успешностью выполнения работы учащимися, в случае затруднения оказывать помощь, давать консультацию.

Обобщающая беседа (слайд 23)

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Просматрива-

ют материал презентации

(слайды 6-21)

Выполняют упражнения.

Выполняют творческую

Работу

Рассматри-вают работы, оценивают работу свою

и одноклас-сников, сравнивая их

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

Устные
ответы

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конспект урока и презентация по ФГОС «Декор русской избы. 5 класс»

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………1-3 стр.
  2. Основная часть. Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс………4-9 стр.
  3. Заключение…………………………………………………………………10 стр.
  4. Список используемой литературы………………………………………..11 стр.

Пояснительная записка

 Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.

Актуальность урока:

 Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность. 

Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»

Задачи: 

1. познакомиться с истоками народного искусства;

2. провести анализ научной литературы

3. выявить традиции строительства и декора русской избы;

4. написать сценарий «Декор русской избы»;

5. разработать презентацию «Русский дом»+ кроссворд, дидактические материалы, пособия.

 Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: 

— уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала

Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.

Музыкальный ряд:

План занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть. Беседа по теме урока.
  1. Повторение и закрепление материала предыдущего урока.
  2. Кроссворд «Русский дом»
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
  2. Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!

(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Учитель: 

— Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: 

— О русском доме, избе.

Учитель: 

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

— А как на Руси строили дома?

Дети:

— Дома строили прочными, крепкими.

Учитель: 

— Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.

Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

— Как назывался русский традиционный дом?

Дети: 

— ИЗБА

— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети: 

— ДЕРЕВО

Учитель: 

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

— Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети: 

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

— ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

— ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

— КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

 — Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

— Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.

(учитель снимает замок и открывает окно)

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

— Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?

Дети:

— Окно не украшено наличником.

Учитель:

— Правильно, на окне нет наличника.

— А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?

Дети:

— СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Учитель: 

— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

(музыкальный фон)

Самостоятельная работа детей

Учитель: 

— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.

Учитель:

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

— А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?

Дети:

— Мы любим свой дом, украшаем его.

Учитель:

— Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»

Заключение


Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.

Имена мастеров

Гении

Старого зодчества —

Люди неясной судьбы!

Как твое имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета ее?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

                                                  Леонид Мартынов

Список используемой литературы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

8. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.

 

Урок ИЗО в 5 классе

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Урок № 3

Учитель Мирошничекно К.М.

Дата 19.09.2018

Тема: «Убранство русской избы»

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Материалы к уроку:

— Образцы резных и расписных украшений дома

— Краски, палитры

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учащихся.

Актуализация имеющихся знаний.

Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы

Своеобразие декора.

Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.

3.Подготовка к творческой работе.

4. Изложение нового материала.

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».

Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба…

-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

— Чем является для русского человека дом (жилище)? (небесной колесницей)

-Почему?

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

— Как вы думаете, почему? (потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»).

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов

Фронтон избы — чело, передняя часть — лицо, окна — глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Запись в тетради:

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;

конек – небесная колесница;

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).

Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше?

(конь, конек).

— Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

— Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела.

Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А.Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним — колеснице».

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини.

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы.

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

Причелины — «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б.Дубровин.

5.Постановка творческой задачи.

— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант

— выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)

— выполнить декоративного оформления окна с ставнями-3 вариант

— выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) — 4 вариант.

— презентовать свой рисунок одноклассникам.

6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.

7.Подведение итогов урока.

— Что нам удалось сегодня на уроке?

— Что не удалось и почему?

— Чему научился на уроке?

8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Вопросы для рефлексии:

— Зачем люди украшают свои жилища?

— О чем может рассказать декор крестьянской избы?

— Назовите элементы избы.

Урок по изо 5 класс «Декор русской избы»


Тема урока: Декор русской избы.

Сформировать представление о целостности образного строя традиционного крестьянского дома.

Ознакомить с символикой трехчастной структуры крестьянского дома; со знаками – образами в декоре избы, связанными с разными сферами обитания.

Научить выполнять эскизы декоративного убранства наличников.

Основные понятия: конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, солярные знаки, наличники окон.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент

 Слушают учителя

Слушают вопросы, участвуют в обсуждении.

Здравствуйте ребята.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федоров

Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?

Русская изба… Как она выглядела? Из какого дерева её строили? Везде ли она была одинаковой или нет? Как и зачем люди украшали свои жилища? Обо всем этом мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Тема нашего урока «Декор русской избы».

 

 

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний

 Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:

« Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X — XI веков — наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Кроме того, особенностью оберегового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочетании с геометрическими символами четырех стихий.»

«Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название «изба» впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века».

«К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие — приносящими неудачу.»

«Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось, что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.»

«Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца.»

Защита мини-презентаций.

В процессе просмотра идет обсуждение материала с опорой на опыт учащихся.

 — Как строилась крестьянская русская изба?

— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

— Почему люди украшали свои жилища?

А сейчас мы посмотрим как вы выполнили творческое задание. Это ваши мини-презентации о декоративном убранстве крестьянских изб.

 

 Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос

 Дают свои варианты ответов.

 Так как вы думаете, о чем может рассказать декоративное убранство крестьянской избы?

 

 Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний

Слушают учителя, следят за показом слайдов, понимают смысл знаков и символов.

Выписывают основные понятия: конь – охлупень, доски – причелины, полотенца, фронтон избы, солярные знаки, наличники окон.

Дают свои варианты ответов.

В сказках, в картинах.

Выполняют мини тест на знание терминологии. Необходимо соотнести термин с нужной цифрой.

Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.
  Самую высокую точку крыши -охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените.

hello_html_m674893e4.gif

На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные».Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.

hello_html_3c49e569.jpg
  На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком.

hello_html_m292efaf5.jpg

Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.
Давайте посмотрим внешний вид дома.

hello_html_3c7fc141.jpg
  Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности. hello_html_m5e64476a.jpg

Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.
 Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.
 Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.
Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню.

hello_html_1222f4f7.jpg

Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам. Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.  

Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.
 Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями.

hello_html_44d73ca6.jpg

hello_html_3ee179c.gif

Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.

Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?

Выносится на общий экран картинки с изображением избы. Проставить цифры у тех элементов, название которых должны вспомнить учащиеся.

hello_html_25a655e7.gif

 

 Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).

Практическая работа

   Работа в парах.

Выполняют эскизы наличников

  С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработайте узор наличников и составьте свой эскиз наличников.

 

 Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

Анализ работ

 Каждый ученик, завершив рисунок, делает его фотографию и перекидывает в ПК и вставляет его в нужный слайд презентации, объясняет, что символизируют салярные знаки на его эскизе.

 Просмотр и обсуждение работ.

 

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р). 

Рефлексия

Идет обсуждение учащимися.

Вопросы для самооценки:

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было….

Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подобрать изображение деревенской избы в картинах художников.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).

Презентация по ИЗО «Декор русской избы» (5 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО «Декор русской избы» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: « Декор русской избы» Описание слайда:

Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: « Декор русской избы»

2 слайд Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: « Декор русской избы»
Описание слайда:
3 слайд Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесн Описание слайда:

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

4 слайд Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. До Описание слайда:

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

5 слайд Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. До Описание слайда: 6 слайд Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. До Описание слайда: 7 слайд Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла соб Описание слайда:

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

8 слайд Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а Описание слайда:

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

9 слайд Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе Описание слайда:

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

10 слайд Фронтон дома Описание слайда:

Фронтон дома

11 слайд Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы Описание слайда:

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

12 слайд Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб Описание слайда:

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

13 слайд Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика) Описание слайда:

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

14 слайд Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь Описание слайда:

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь

15 слайд Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали. Описание слайда:

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

16 слайд Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Описание слайда:

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

17 слайд Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к Описание слайда:

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

18 слайд Окно-око – связь с большим миром, белым светом Описание слайда:

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

19 слайд Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса Описание слайда:

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

20 слайд Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают г Описание слайда:

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

21 слайд «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она Описание слайда:

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

22 слайд Красный угол был олицетворением зари Описание слайда:

Красный угол был олицетворением зари

23 слайд Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Ин Описание слайда:

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

24 слайд Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера Описание слайда:

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

25 слайд Примеры выполнения интерьера крестьянской избы. Описание слайда:

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

26 слайд Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декорат Описание слайда:

Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006 Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991 Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003 Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004 Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005

Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декорат

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декорат

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декорат

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-092550

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *