Skip to content

Разрешение на хранение и ношение гладкоствольного оружия – Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 373 г. Москва «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему»

Лицензия и разрешение на приобретение, хранение и ношение оружия

Для получения лицензии и разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. Материалы о выдачи лицензий рассматриваются в срок до одного месяца, о выдачи разрешения – до двух недель со дня подачи заявления. 

Граждане, впервые приобретающие газовое оружие, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие  огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензии на их приобретение должны предоставить следующие документы:

  • заявление установленной формы с указанием паспортных данных, адреса места жительства, сведений об имеющемся оружии;
  • две фотографии 3х4;
  • медицинского заключения об отсутствии противопоказания для владения оружием.

Данные документы подаются также при продлении срока действия лицензии или разрешения.

При получении  лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия  или охотничьего оружия, в том числе комбинированного, наряду с указанными документами предоставляется документы, удостоверяющие право на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием. Документ выдаётся в государственного органе управления охотничьим хозяйством или в охотничьем объединении. 

Одновременно с документами граждане предоставляют в органы внутренних дел приобретённое оружие, осмотр которого проводится сотрудником лицензионно-разрешительной службы.

ВИДЫ
гражданского оружия
ДОКУМЕНТЫ
лицензия
на приобретение оружия
разрешение 
на хранение 
и ношение оружия
         1) оружие самообороны
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия + +
огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия +
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами +
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры
         2) спортивное оружие
огнестрельное с нарезным стволом; + +
огнестрельное гладкоствольное; +
холодное клинковое;
метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
         3) охотничье оружие
огнестрельное с нарезным стволом + +
огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм + +
огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами + +
пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж + +
холодное клинковое +
         4) сигнальное оружие +
         5) холодное клинковое оружие,
предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации
+

Разрешение на охотничье оружие в 2020 году — порядок и оформление лицензии в России

Охота на дичь — настоящее мужское занятие. Однако получить разрешение на приобретение охотничьего ружья может далеко не каждый желающий. В настоящей статье рассмотрим, как получить лицензию на оружие для охоты и как происходит оформление разрешения на охотничье ружье

Получение разрешения на охотничье оружие в 2020 году возможно только при полном соответствии заявителя следующим требованиям:

  • Достижение совершеннолетнего возраста (18 лет).
  • Наличие постоянной регистрации.
  • Наличие справок от нарколога и психиатра.
  • Отсутствие судимости.
  • Любое административное правонарушение, совершенное за последний год дает право ЛРР отказать в получении разрешения заявителю.

Процедура выдачи разрешения на охотничье оружие длится в несколько этапов.

1. Сначала нужно определиться с видом оружия, так как для гладкоствольного и нарезного оружия есть определенные различия.

2. Необходимо иметь сейф для хранения оружия. Отсутствие сейфа может стать основанием в выдаче справки участковым инспектором полиции. Поэтому лучше сейф приобрести сразу.

Шкаф ОХОТНИК-61

ОХОТНИК-61

бюджетный вариант

Сейф МАНГУСТ

МАНГУСТ

усиленная конструкция

Сейф ARMWOOD 9TS5 G

ARMWOOD 9TS5 G

для элитных интерьеров

3. Обучение на разрешение на охотничье оружие. Обучение представляет собой однодневные курсы, включающие теоретическую часть и практические стрельбы. После окончания выдается свидетельство, которое предоставляется в ЛРР с остальными документами. Проводятся курсы для получения лицензии на охотничье оружие специально аккредитованными учебными центрами.

4. Теперь можно обращаться в полицию по месту прописки в ОЛРР. Как правило, прием граждан в лицензионно-разрешительной службе осуществляется по определенному графику, уточнить его можно у оперативного дежурного, позвонив в ДЧ.

5. Следующим этапом получаем охотничий билет. Законодательно обязательное наличие охотничьего билета при получении разрешения на оружие не закреплено. Однако лучше его иметь. Этот документ будет подтверждением правомерности ваших действий, например, при транспортировке оружия. Без охотничьего билета, транспортируемое гладкоствольное оружие может быть изъято сотрудниками ГИДД. Поэтому целесообразно иметь охотничий билет даже тогда, когда гладкоствольное оружие приобретается для самообороны.

6. Теперь подаем инспектору ЛРР перечень необходимых документов (их перечислим ниже).

7. Оформление лицензии длится месяц.

8. Теперь приобретаем ранее присмотренное оружие и отправляемся с ним в орган, выдавший разрешение. Лицензия сдается в ЛРР, на ее основании готовится карточка-разрешение, позволяющая на законных основаниях хранить охотничье оружие. Карточка-разрешение оформляется порядка 10 дней,

Для определенных категорий граждан (сотрудников МВД, ФСБ, МО) дополнительно нужно представлять справку о закреплении табельного оружия. Для работников частных организаций с особыми уставными задачами (ЧОП) нужно предоставить карточку РСЛА.

Заявитель предоставляет в ЛРР следующие документы:

Перерегистрация (продление) разрешения осуществляется каждые 5 лет. Порядок продления разрешения на охотничье оружие предполагает предоставление следующих документов:

  • Справка нарколога и психиатра. Выдаются по месту проживания.
  • Заявление.
  • Два фото 3х4 (черно-белых).
  • Лицензия, выданная ранее.
  • Рапорт участкового уполномоченного полиции с места жительства о надлежащих условиях содержания оружия.

Кроме этого нужно будет представить само оружие.

Рассмотрим, что предполагает получение разрешения на нарезное оружие 2020. Для того чтобы получить лицензию и разрешение на нарезное оружие, заявитель должен не менее 5-ти лет являться владельцем гладкоствольного оружия. Процедура получения лицензии на нарезное оружие в 2020 году предполагает сначала продление лицензии на гладкоствольное оружие и только потом оформление на нарезное. Предоставляемые документы:

1. Паспорт.

2. Заявление с указанием сведений об уже имеющемся в наличии оружии.

3. Медицинская справка (046) + от психиатра и нарколога.

4. Фото 3х4 – 3.

5. Охотничий билет.

6. Паспорт на гладкоствольное оружие.

Лицензия на приобретение нарезного охотничьего оружия будет выдана в течение месяца.
Пневматическое оружие для охоты.

Лицензия на пневматическое охотничье оружие является обязательным разрешительным документом не во всех случаях. Согласно закону «Об оружии» пневматическое оружие для охоты без лицензии может использоваться в том случае, если его дульная энергия составляет менее 7.5 Дж. Во всех остальных случаях пневматика оформляется, так же как и гладкоствольное оружие.

Лицензия и разрешение на приобретение, хранение и ношение оружия

Для получения лицензии и разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. Материалы о выдачи лицензий рассматриваются в срок до одного месяца, о выдачи разрешения – до двух недель со дня подачи заявления. 

Граждане, впервые приобретающие газовое оружие, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие  огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензии на их приобретение должны предоставить следующие документы:

  • заявление установленной формы с указанием паспортных данных, адреса места жительства, сведений об имеющемся оружии;
  • две фотографии 3х4;
  • медицинского заключения об отсутствии противопоказания для владения оружием.

Данные документы подаются также при продлении срока действия лицензии или разрешения.

При получении  лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия  или охотничьего оружия, в том числе комбинированного, наряду с указанными документами предоставляется документы, удостоверяющие право на охоту с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием. Документ выдаётся в государственного органе управления охотничьим хозяйством или в охотничьем объединении. 

Одновременно с документами граждане предоставляют в органы внутренних дел приобретённое оружие, осмотр которого проводится сотрудником лицензионно-разрешительной службы.

ВИДЫ
гражданского оружия
ДОКУМЕНТЫ
лицензия
на приобретение оружия
разрешение 
на хранение 
и ношение оружия
         1) оружие самообороны
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия + +
огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия +
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами +
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры
         2) спортивное оружие
огнестрельное с нарезным стволом; + +
огнестрельное гладкоствольное; +
холодное клинковое;
метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
         3) охотничье оружие
огнестрельное с нарезным стволом + +
огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм + +
огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами + +
пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж + +
холодное клинковое +
         4) сигнальное оружие +
         5) холодное клинковое оружие,предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации +

Новый регламент получения (продления) разрешения на оружие

24 декабря 2018 года вступил в силу «Административный регламент войск Национальной Гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».

Новый регламент получения (продления) разрешения на оружие

24 декабря 2018 года вступил в силу «Административный регламент войск Национальной Гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».

Новый регламент вступил в силу по истечении 180 дней со дня подписания приказа от 26 июня 2018 г. № 221 «Об утверждении административного регламента войск Национальной Гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».

Полный текст документа доступен на сайте Консультант Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313515&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6047267641317566#01595480454167617

Что даёт новый административный регламент владельцу оружия? Или, выражаясь более простым языком, чем он хорош или плох для владельца указанного в названии регламента оружия? Попробуем разобрать это подробнее по пунктам.

  • п. 7.4 прямо оговаривает, что выдача готового разрешения осуществляется в день уведомления. Соответственно, сразу после появления на сайте www.gosuslugi.ru статуса заявления «Исполнено», в первый же приемный Вам обязаны выдать разрешение. Каких-либо отказов, связанных с отсутствием подписи, печати и т.д. не допускается.  
  • п. 9.1. Исключено из перечня предъявляемых оригиналов документов требование предоставить паспорт оружия с отметкой о контрольном отстреле для нарезного оружия. При продлении разрешения вопросов нет, однако при приобретении нарезного оружия такой документ необходим хотя-бы для того, чтобы знать о сроке следующего контрольного отстрела. Тут, по-видимому, данные на контрольный отстрел каждой единицы нарезного охотничьего оружия будут попадать в базу РосГвардии автоматически.
  • п. 10 касается того же протокола контрольного отстрела. Он предоставляется на усмотрение заявителя. То есть при требовании протокола контрольного отстрела, заявитель имеет право его не предоставлять.
  • п. 9.3 наконец-то разъяснил, что при продлении разрешения нет необходимости предоставлять новый комплект медицинских справок, если с получения предыдущих прошло менее 5 лет. Однако в этом же пункте добавлены фразы, которые могут иметь двойное толкование в отношении приобретения и владения гражданином охотничьим нарезным оружием. Истолковать написанное можно как возможность владения нарезным охотничьим оружием при отсутствии гладкоствольного охотничьего только на основании документа, подтверждающего деятельность гражданина как профессионального охотника. То есть если такого документа нет, тогда гражданину для владения нарезным необходимо владеть хотя бы одной единицей гладкоствольного оружия. Если обратиться к закону «Об Оружии», то толковать следует как приобретение нарезного оружия без пятилетнего стажа владения гладкоствольным.
  • п. 10. Прямо прописано, что предоставление квитанции об оплате пошлины (для всех) и сведений о прохождении периодической проверки знаний для владельцев ОООП, а так же сведений о контрольном отстреле нарезного оружия осуществляется по инициативе заявителя.
  • п. 12 напрямую запрещает отказ в приеме заявления от гражданина. С одной стороны, это закрытие «лазейки» для отказа от приема заявления по каким-либо несущественным или иным (требование акта осмотра условий хранения, справок и т.д.). С другой стороны, заявление будет принято и на основании отсутствия необходимых для предоставления документов рассмотрено и в предоставлении услуги будет отказано. При этом не маленькая по размеру пошлина будет уплачена и возврату она не подлежит.  
  • п. 26 указывает о возможности нескольких посещений РосГвардии: «Взаимодействие заявителя с сотрудником осуществляется в дни подачи заявления и документов, необходимых для получения (переоформления, продления срока действия) разрешения, а также при получении результата предоставления государственной услуги».
    Соответственно, появившийся предлог «и» как раз и намекает, что инспектор вправе требовать подвезти недостающие необходимые документы. А может и не требовать, руководствуясь пунктом 12. То есть заявителю необходимо быть очень внимательным и юридически подкованным.
  • п. 31 напрямую обязывает инспектора самостоятельно получать сведения об оплате госпошлины, документов о прохождении заявителем проверки знаний, о контрольном отстреле нарезного оружия в случае, если заявитель не усмотрел (в том числе в соответствии с пунктами 9 и 10) необходимости предоставить эти документы. Соответственно, их отсутствие не позволит инспектору отказать в предоставлении услуги в соответствии с пунктом 12.
  • п. 32 указывает на возможность подачи заявления как через сайт www.gosuslugi.ru , так и при личном посещении на бумажном носителе. Собственно, такая возможность была и до вступления в силу нового регламента. Однако инспектор мог отказать в приеме заявления в бумажном виде, о чем во многих отделах приема граждан висели соответствующие предупреждения.
  • п. 37 является одним из самых противоречивых. Он напрямую прописывает регистрацию заявления не ранее дня зачисления денежных средств от заявителя. С одной стороны, на основании пункта 12, заявление должно быть принято в любом случае, а возможность оплаты госпошлины через сайт ГосУслуг должна появляться автоматически. Однако автоматическая переадресация для оплаты госпошлины на ГосУслугах пока не работает. То есть подав заявление через ГосУслуги, гражданин должен будет дождаться дня, когда инспектор его увидит и отправит форму для оплаты госпошлины. Затем, после оплаты, дождаться дня, когда инспектор «увидит» платеж заявителя и изменит статус заявления на «Заявление зарегистрировано». Опять же банк может проводить платеж несколько дней. При продлении разрешения в 30-ти дневный срок подобные «проволочки» могут вылиться в головную боль для заявителя. А ведь заявитель может подать заявление на продление в срок, но вынужден отвечать за скорость работы как инспектора, так и банков плательщика и получателя платежа. Получается, что подать заявление на бумажном носителе «безопаснее» по причине отсутствия возможности потери времени при работе инспектора с данными, выгружаемыми с сайта ГосУслуг. Но при этом менее выгодно, так как заявитель лишается 30% при оплате госпошлины не через ГосУслуги.
  • п. 41 гласит о требованиях к проверке условий хранения заявителем оружия и патронов. Один из положительных моментов – согласование с заявителем дня проверки посредством звонка на указанный в заявлении номер телефона или путем сообщений на указанный адрес электронной почты. То есть отговорки типа «мы приходили, а Вас не было дома» или «предоставьте акт от участкового» пункт 41 начисто отметает. Так же он указывает на соответствие условий хранения лишь требованиям пункта 59 Постановления Правительства Российской Федерации № 814. Вот этот пункт: 
  • 59. Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.

    Хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами спортивных стрелковых обществ и клубов, могут хранить принадлежащее им оружие и патроны на спортивных стрелково-стендовых объектах по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований.

    То есть первый абзац пункта 59 Постановления № 814 в действующей редакции не требует ни раздельного хранения оружия и патронов к нему, ни привинчивания сейфов (ящиков) к стене и/или полу, установки сигнализации с выводом на пульт ОВО и т.д.

  • п. 45 устанавливает 28-ми дневный срок принятия решения о выдаче (или продлении) разрешения на хранение (хранение и ношение) оружия заявителем. В совокупности со временем, которое может играть не в пользу заявителя (смотри пункт 37), этот период может повлиять на исполнение пункта 68 регламента, когда принятие решения по выдаче (продлению) разрешения может произойти позже последнего дня действия текущего разрешения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • п. 68 указывает, что разрешение с истекшим сроком действия на дату регистрации заявления и продлению не подлежит. С учетом того же пункта 37, а так же наличием государственных праздников и выходных дней, у заявителя появляется реальная возможность просрочить дату принятия решения по продлению разрешения на хранение (хранение и ношение оружия). Соответственно, если эта дата приходится на период после последнего дня действия текущего разрешения, то РосГвардия имеет право отказать в продлении, так как это будет считаться получением нового разрешения. На этот период времени заявителю необходимо будет сдать оружие на хранение в орган внутренних дел. В противном случае против него может быть возбуждено дело по статье 20.8 КоАП Российской Федерации.
  • п. 74 прописывает, что продленное разрешение будет со сроком действия со дня следующего за днем окончания старого. Частично это подтверждает опасность для владельца оружия, прописанную в предыдущем пункте 67. Так же пункт 71 не дает отныне права «выровнять» продление всех разрешений одновременно. Допустим, если владелец приобрел 5 единиц оружия в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах, то одновременно продлить разрешение на все 5 единиц в 2020 году он не сможет, а будет вынужден ежегодно продлевать разрешение на каждую единицу в 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 годах соответственно.
  • п. 82 добавил положение об исправлении ошибок и опечаток. Правда, все исправления осуществляются за счет заявителя, то есть владельца оружия. Соответственно, возможность допущения сотрудником РосГвардии ошибки в разрешении влечет оплату пошлины за новое разрешение и добавляет время для его ожидания. При этом вся ответственность за ошибку с сотрудника РосГвардии снята. Или, по крайней мере, не предусмотрена данным регламентом.

Какие можно сделать выводы? Документ явно не однозначный хотя-бы по количеству возможных нюансов, с которыми может столкнуться законопослушный владелец оружия при продлении разрешения на его хранение (хранение и ношение). Причем эти нюансы зависят не только от исполнительного органа в лице РосГвардии, но и от посредников, оказывающих, например, банковские услуги. За ошибки РосГвардии и посредников отвечать придется владельцу.

Возможно, данный регламент после его «обкатки», судебных исков от владельцев оружия и здравого смысла будет дополнен или изменен, но на данное время, помимо множества положительных моментов, он содержит так же моменты отрицательные, от которых законопослушный владелец оружия может пострадать, не будучи прямым виновником нарушения регламента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.