Skip to content

Постройки древней руси – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 4: Древнерусская архитектура X — начала XIII в.

Содержание

дольмены Кубани и Кавказа, храм Иоанна Предтечи, собор Святой Софии.

От Дербента до Выборга, от Калининграда до башкирского поселка Чишмы. Вглядываемся в глубины истории и изучаем вместе с Софьей Багдасаровой, какие здания в России бьют рекорды возраста.

Самые древние постройки

Наиболее древние постройки, возведенные человеком, — это, бесспорно, мегалитические сооружения (менгиры, дольмены и кромлехи). Известней всего британский Стоунхендж, однако и на территории России сохранилось немалое число подобных сооружений. Выбрать из них древнейшее — невозможно, уж больно широки хронологические рамки, и точных датировок нет. Самые известные — дольмены Кубани и Кавказа, созданные в 3–2 тысячелетиях до н. э. Но найти их можно и в Северной России (например, на Соловках), и в Сибири.

Кавказские дольмены

Кавказские дольмены

Кавказские дольмены

Кавказские дольмены

Самые старые христианские храмы

Древнейшие церкви в России были построены в византийскую эпоху, еще до Великого раскола христианства на православие и католичество в 1054 году. Расположены они в бассейне Черного моря, владычицей которого была Византия. Первый из них — это крымский храм Иоанна Предтечи в Керчи — античном городе Пантикапей, основанном еще в VII веке до н. э., позже — византийском владении. Этот храм, возведенный византийцами, стоял как минимум уже в 757 году н. э.

Храм Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Иоанна Предтечи в Керчи

Моложе и более провинциальны по уровню архитектуры храмы Аланского государства, принявшего христианство в 916 году (ныне — Карачаево-Черкесия). Это Шоанинский храм (1-я половина Х века), Сентинский храм (967 год) и три Зеленчукских храма — Николая Чудотворца (916–925 годы), Ильи Пророка (Х век) и Троицы Живоначальной (Х век). Они включены в Карачаево-Черкесский музей-заповедник.

Карачаево-Черкесский музей-заповедник

Карачаево-Черкесский музей-заповедник

Карачаево-Черкесский музей-заповедник

Карачаево-Черкесский музей-заповедник

Древнейшие исламские здания

В тех же южных краях возвышается и самое старое исламское культовое здание. Джума-мечеть стоит в Дербенте — важной крепости Армянского эмирата Арабского халифата (современный Дагестан). Она строилась в 733–734 годах.

Исламские архитекторы строили и другие типы зданий, но из-за плохой сохранности исследователи порой гадают, для каких целей они предназначались. Таков мавзолей Тура-хана, который, возможно, был не гробницей, а залом суда. Он был построен в XIV–XV веках (а может, и в XII веке) рядом с поселком Чишмы в Башкортостане. Рядом с городом Болгар в Татарстане располагается историко-археологический комплекс «Булгар» — бывший город Булгарского улуса Золотой Орды. На его территории — много достопримечательностей, в том числе и загадочная Черная палата (XIV век): то ли мавзолей, то ли место отдыха дервишей. Другие постройки Булгара также относят к той эпохе.

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Самая старая древнерусская церковь

Наиболее древние храмы Древней Руси остались на землях Украины и Белоруссии. Таким образом, самой старой церковью этого средневекового государства на территории современной России оказался собор Святой Софии в Новгороде, заложенный в 1045 году и завершенный через пять лет.

А вот древнейшая церковь в Москве относится уже к послемонгольскому времени — это Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420–1425), ныне Музей имени Андрея Рублева.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Петербурге же самая старая церковь — Петропавловский собор, возведенный в камне в 1712 году.

Самая старая католическая церковь

Древнейшим католическим собором на территории Российской Федерации является, видимо, готическая Юдиттен-кирха, построенная в 1288 году в восточно-прусском Кёнигсберге (современный Калининград). Она же, скорее всего, и древнейшая лютеранская церковь, поскольку ее, как и другие католические храмы на тех землях, в XVI веке забрали себе протестанты. Сегодня в ее стенах размещается православная община, а здание носит имя Свято-Никольского храма.

Юдиттен-кирха

Юдиттен-кирха

Древнейшие оборонительные сооружения

Самая древняя крепостная постройка, пожалуй, — это крымская Башня Зенона в античном Херсонесе, которую начали строить во II веке до н. э. во время борьбы этого полиса со скифами. Она неоднократно перестраивалась — последний раз в Х веке. Хотя сегодня башня — почти руина, однако мощь ее по-прежнему производит впечатление.

В том же Х веке в Волжской Булгарии (ныне — Татарстан) была возведена другая крепостная башня, которую можно увидеть в Чертовом городище (Елабужский музей-заповедник). Ее современный облик — результат реконструкции; первоначальная кладка сохранилась только с одной стороны.

Чертово городище

Чертово городище

А на севере страны стоят крепости, заложенные вечными врагами — новгородцами, ливонскими рыцарями и шведскими военными. Это каменный Новгородский детинец (1333), псковские «Перси» Крома (1393), Копорская крепость (1237) и Выборгский замок (1293).

Псковский Кром

Псковский Кром

Выборгский замок

Выборгский замок

Выборгский замок

Выборгский замок

Самые старые светские здания

Разумеется, сохранившиеся светские здания намного моложе культовых построек, ведь их реже строили из камня и меньше берегли. Однако частично сохранился построенный около 1158 года дворец (палаты) князя Андрея Боголюбского во Владимирской области. Он уцелел лишь благодаря тому, что его включил в состав своих зданий Боголюбский монастырь Рождества Богородицы.

Из сохранившихся полностью гражданских построек Руси отметим Владычную палату (ее также называют Грановитой) в Новгороде — дворец архиепископа, заложенную в 1433 году. Ныне она часть Новгородского музея-заповедника.

Более знаменитая великокняжеская Грановитая палата, находящаяся в Московском Кремле, — помладше, ее возвели в 1487–1491 годах. А вот пример жилого здания не для князей и епископов, а попроще — Старый Английский двор (то есть посольство) в московском Зарядье, который также возвели в XV веке. Ныне это филиал Музея Москвы.

Английское подворье

Английское подворье

Английское подворье

Английское подворье

Старейший дом в Петербурге — деревянный Домик Петра I (1703), принадлежащий Русскому музею.

Наиболее древний жилой дом (причем жилой до сих пор) находится в Выборге. Он называется «Дом горожанина» и построен в 1583 году, во время владычества шведов. При них же, в XIV веке, была возведена самая старая гражданская постройка города — Дом купеческой гильдии.

Древнерусские храмы

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

 

Десятинная церковь в Киеве

 

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

 

Софийский собор в Киеве

 

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

 

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

 

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры —

Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

 

Софийский собор в Великом Новгороде

 

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

 

Полоцкая София

 

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

 

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

 

Основателем города Владимира в 1108 году  был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

 

Успенский собор во Владимире

 

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

 

Церковь Покрова на Нерли

 

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире

, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

 

Дмитриевский собор во Владимире

 

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

 

Икона Владимирской Божьей Матери

 

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

 

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

 

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

 

Памятники архитектуры Древней Руси » Интересные факты


Памятники архитектуры

Содержание:
  1. Церковь Покрова на Нерли
  2. Десятинная церковь
  3. Золотые ворота
  4. Собор Святой Софии в Новгороде
  5. Дмитриевский собор во Владимире
  6. Церковь Спаса на Нередице
  7. Новгородский кремль
  8. Троице-Сергиева лавра

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Мотивы русской архитектурыВыходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на НерлиУказом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой.  В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

Церковь Успения Пресвятой БогородицыС крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

 Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна.  Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Золотые ворота во ВладимиреСимволом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой.  Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них — золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли.  Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей.  Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Собор Святой Софии в Новгороде

Собор Святой Софии в НовгородеСемь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны.  Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во ВладимиреЭтот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо.  Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на НередицеЦерковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Новгородский кремль

Новгородский кремльСамым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города.  Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

 Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавраТроице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный —  выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения.  Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.


Похожие статьи:
Троице-Сергиева лавра Троице-Сергиева лавра Троице-Сергиева лавра

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 4: Древнерусская архитектура X — начала XIII в.


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


    Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода, являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, они в тексте обозначены знаком  — ***).
    Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции. Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

    Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века). К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII — XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко.

    О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


    Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа, характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 — 1050 гг.):


Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):


    К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV — XV веках.

    А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII — начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) — во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

    Во Владимирской Руси в XII — XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
    Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше ***, построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г.), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем.



    То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 — 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

  Успенский собор Владимира, ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

    По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 — 1186 годах:


    Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***


    Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):
    Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами.
    Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:


    Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире, построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 — 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:


Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

    Небольшое отступление:
    Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
    Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это — лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:


    Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, построенный в 1230 — 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы — Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 — 1327 годах.


Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:


    К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире ***, являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.
    Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси — Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича ***, сооруженного им в 50-60-е годы XII века.

    Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:


      К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):

    Краткий вывод.

    Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
    Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю.

 
    В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры — XIV — XVI века.

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Какие постройки делали из дерева в Древней Руси?. Кто есть кто в истории России

Какие постройки делали из дерева в Древней Руси?

В течение долгого времени полагали, что основной постройкой, которую возводили из дерева древнерусские строители, была изба.

Но письменные документы и археологические раскопки показали, что в древнерусских селениях применялось более двадцати различных типов деревянных построек.

Главным типом жилища считалась изба. Но вокруг нее располагалось множество подсобных помещений: клети, медуши, погреба, стаи (хлевы), житницы и многочисленные навесы. Даже в самой избе выделялось множество частей различного назначения, каждая из которых строилась по своей технологии.

Как основу брали сруб, в котором вырубались дверные и оконные проемы. Чтобы сохранить тепло и защититься от сырости, сруб ставили на каменные или деревянные столбы. Внизу настилали прочный деревянный пол.

В северных районах изба строилась из двух этажей. На первом этаже находилась кухня и клети – небольшие помещения, в которых хранились припасы и имущество. Второй этаж использовался как жилое помещение. В нем выделялись отапливаемые горницы и неотапливаемые светлицы.

К XII веку древнерусские мастера умели класть несколько типов печей: большие, с внутренней камерой и маленькие опечки. Последние представляли собой небольшую каменную конструкцию, стоявшую на массивной деревянной подставке. Деревянные конструкции защищались от перегрева с помощью пода, изготавливавшегося из толстостенного кирпича.

В помещениях, использовавшихся для работы (мастерских, клетях) печи не строились. Тепло давали освещавшие помещение лучины и дыхание самих работающих. Исключение составляли гончарные мастерские. Но там делались печи особой конструкции, предназначенные для обжига, а не для отопления.

Важной составляющей древнерусского жилья были сени: в зимнее время они защищали избу от охлаждения, летом использовались как дополнительное рабочее помещение.

В Новгороде археологи раскопали усадьбу Олесея Гречина, жившего на рубеже XII–XIII веков. Она состояла из трехсрубного жилого дома, окруженного четырьмя хозяйственными постройками и просторной мастерской, где художник принимал заказчиков и торговал готовой продукцией.

Все помещения сообщались между собой крытыми галереями и переходами, что позволяло домочадцам и подмастерьям переходить в обычной одежде из одного места в другое даже в зимнее время года.

Особый интерес вызывают рабочие клети. Каждая из них имела тщательно продуманную планировку, точно соответствовавшую ее назначению. В столярных клетях изготавливали доски для икон. Обычно для работ привлекались почти все обитатели дома, поэтому клети не делились на отдельные помещения.

В клети, где отливались керамические заготовки и приготовлялись краски, мастера сидели в небольших закутах. Поэтому клеть разделялась на множество отдельных помещений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Развитие архитектуры в Киевской Руси

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

 

 

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура, в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

 

 

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

 

 

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

 

 

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.

 

 

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

 

 

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

 

 

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

 

 

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

 

 

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

 

 

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

 

 

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

 

 

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

 

 

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

 

 

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

 

 

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

 

 

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается  некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика.

 

 

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

 

 

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

 

 

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

 

 

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

 

 

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

 

 

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

 

 

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

 

 

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений.  При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

 

 

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

 

 

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы: » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также  икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

 

 

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

 

 

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

 

 

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

 

 

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

 

 

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

 

 

Типы русских деревянных храмов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Ризоположения из села Бородава — древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой.[2] Фотография мая 2009 года. Согласно последним исследованиям, главки у церкви Ризоположения отсутствовали.[1]

Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Клетская церковь Троицы (1672—1676)

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века[1].

До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря, ныне находящаяся в Кижах, которая возможно была построена во второй половине XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её в диапазоне XIV—XVI веков (официально датируется XV веком)[3]. Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря[2]. Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Святовго Георгия в селе Юксовичи (деревня Родионово), датированная 1493 годом[4]. Все три храма имеют клетский тип.

Примеры:

Варианты шатрового храма:

  • шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
  • восьмерик на крестообразном в плане основании,
  • восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
  • шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.

Примеры:

Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.

Примеры:

  • Церковь Воскресения (1673, не сохранилась) в селе Селецкое Архангельской области[6].
  • Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области
  • Владимирская церковь (1757) в селе Подпорожье Архангельской области[6].

В XVII — XVIII веках силуэт церквей усложняется введением большего числа ярусов, прирубов к центральному объёму. Постановка церкви на подклет позволяет пристраивать крыльцо, лестницы, галереи[6].

Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.

Примеры:

  • церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,
  • церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ши́ркова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель[6],
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе,
  • церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,
  • Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи

Последним этапом развития русского храмового деревянного зодчества стали многоглавые (более 5) храмы, в основе объёмного построения которых лежат ярусный принцип и восьмерик с четырьмя прирубами[6].

Примеры:

  • История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с. ISBN 5-85200-124-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.