Skip to content

Плетение прямое из бумаги – Методическая разработка (технология, 2 класс) на тему: Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги.

«Прямое плетение из бумаги. Сердечко.»

Урок №

Тема урока: Прямое плетение из бумаги. Сердечко.

Цель урока: Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе планирования и выполнения практического задания-проекта.

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, диск.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел и стих звонок,

Начинается урок.

hello_html_med8c2a2.png

Но сегодня у нас будет не просто урок, а урок- проект. Что вы знаете о таком уроке? (Работать вместе над одним задуманным делом и получить хороший результат)

I. Исходный этап-разработка проектного задания.

1.1 Обоснование актуальности. Анализ изученного. Формулирование темы проекта.

-Ребята, уже несколько уроков мы изучаем древнее ремесло, узнали много нового и интересного. О каком ремесле я говорю? (о плетении) Что вы о нем запомнили? (слайд1,2,3,4,5)

-В какой технике мы учились плести на прошлом уроке? (прямое плетение)

-Что можно сделать в этой технике? (закладку, коврик) (слайд 6)

-А что бы вы могли предложить сделать в технике прямого плетения, например, ко Дню Учителя? Ведь праздник через несколько дней, а у нас в классе работает много учителей. Вы хотите их поздравить?

(предложения детей)

1.2 Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

-Итак, было много предложений, но мы остановились на оформлении плаката. Он и станет нашим проектным заданием.

1.3 Определение цели проекта и задач.

-Ребята, что бы вы хотели изобразить на плакате? Какова наша цель? (гипотезы детей)

-Эти предметы можно выполнить в технике прямого плетения?

-Эту работу лучше выполнять каждому самостоятельно, или в группах? (в группах) Давайте сядем по группам.

-Как вы думаете, кто какую работу будет выполнять? (предложения детей)

Я согласна, что каждая группа должна обсудить и выбрать себе объект. (выбирают)

-Какая же основная цель нашего проекта? (Сделать красивый плакат, чтобы порадовать учителей)

Какая задача будет стоять перед каждой группой? (Помогать друг другу, беречь время, обсуждать затруднения)

II. Этап разработки плана работы.

2.1 Определение сроков выполнения проекта, составление плана.

-Ребята, мы можем нашу работу делать несколько уроков? (нет, следующий урок после праздника) Значит, мы сделаем работу сегодня. Я буду вашим помощником, обращайтесь ко мне за помощью.

2.2 Выбор средств и методов выполнения проекта.

-Но сначала давайте подумаем, что вам будет нужно для работы? Давайте проверим, все ли есть в наличии?

(Цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш)

hello_html_m42159d3e.png

-Вспомните этапы работы в технике прямого плетения?

1.Вырезать объект.

2. Сложить его пополам.

3.Провести ограничительные поля.

4. Сделать поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.

5.Бумагу другого цвета разрезать на полосы.

6.Вплести полосы в объект и закрепить их клеем.

hello_html_58386d38.png

-Работать в группе вам уже приходилось, поэтому руководителя группы вы знаете. Я предлагаю каждому руководителю распределить работу в своей группе.

hello_html_1e37aa31.png

2.3 Распределение обязанностей.

Самостоятельная работа детей в группах.

III. Реализация проекта.

Ученики подготавливают материал для коллективного проекта.

IV. Завершение проекта.

Группы докладывают о результатах своей работы. Участвуют в коллективном самоанализе.

Каждая группа приклеивает свою поделку на общий лист ватмана.

-Что получилось, что не получилось, что бы хотелось исправить?

-Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

-Давайте вспомним, какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы этой цели или нет?

-Понравилась работа данной группы другим группам? Если нет, то почему?

hello_html_5d7d1fc4.png

hello_html_m3e39a357.png

hello_html_4c315256.png

hello_html_33a4d4d4.png

V. Рефлексия.

— Попробуем оценить себя сами.

1. Каждый возьмет себе красный жетон, если считает, что он очень хорошо работал в группе, помогал друзьям, много сделал за урок, принимал участие в обсуждении и принятии решений. Зеленый – если чаще наблюдал за работой, чем делал сам, не участвовал в обсуждении и принятии решений.

VI. Уборка рабочих мест.

Конспект урока технологии «Прямое плетение из бумажных полос. «Рыбка».

Конспект урока «Прямое плетение из бумажных полос. «Рыбка».

Цель урока:  выполнить работу в технике прямого плетения из полосок бумаги.

Задачи урока:

• способствовать формированию у учащихся навыков анализа конструкции изделия;

• совершенствовать навыки плетения из бумаги; умение размечать полоски с помощью линейки;

• развивать творческие способности, воображение, мышление, память; умение работать с линейкой, ножницами, бумагой;

• воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, образец изделия.

Ход урока:

1.Организационный момент

(Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).

2. Сообщение темы урока

Звучит музыка из цикла «Подводный мир».

Учитель зачитывает фрагмент сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.

-Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия? (ответы учащихся)

 Да, ребята, сегодня мы будем выполнять изделие «Рыбка».

— А что вы знаете о рыбах? (ответы учащихся)

— Назовите места, где обитают рыбы.  (ответы учащихся)

— Да, рыбы — это водные обитатели. Они живут по всему миру в соленой и пресной воде. Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки, и даже живут у нас дома в аквариумах. Они бывают самых разных форм и размеров. Большинство из них покрыты чешуей и имеют сильные плавники, которые им помогают передвигаться. Как и люди, рыбы могут дышать. С помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска.

— А каких рыб вы знаете? (ответы учащихся)

— Видов рыб очень много. И сегодня мы с вами выполним вот такую рыбку.

Демонстрация учителем образца.

3. Работа по теме урока

Анализ образца

— Посмотрите на образец. Что вы можете сказать о нем?

— Какой материал использован для выполнения такой работы? (Цветная бумага)

-Сегодня мы продолжим работать с бумагой.

Вы уже знаете, что плетение является одним из древнейших ремесел.  Это способ ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон). При этом каждая из полос проходит по очереди то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом. Существует огромное количество способов, технологий и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Примером могут служить такие виды, как плетение из лозы, из бересты, из ниток и др.

Узор можно плести в полосе, прямоугольнике, квадрате или в другой фигуре по своему замыслу.

— Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (продолжать учиться выполнять прямое плетение, выполнить плетеную рыбку)

— В какой последовательности мы будем выполнять нашу работу?  (ответы учащихся)

1. Заготовить основу для рыбки.

2. Разметить и заготовить полоски бумаги.

3. Выполнить плетение.

4. Оформить готовую работу.

4. Физкультминутка 

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек здесь у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

5. Повторение правил безопасной работы на уроке

ножницы хранить в определенном месте, при вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя, не оставлять ножницы открытыми, передавать ножницы друг другу кольцами вперед;

6. Практическая работа учащихся

— Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свою рыбку. Перед плетением надо продумать узор, так как он зависит не только от цвета полосок, цвета основы, но и от способа плетения.  Полоски можно вплетать в шахматном порядке через одну, две и более прорезей, периодически повторяя операции. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.

Схема последовательности выполнения работы.

Далее можно раздать ребятам трафареты рыбок, чтобы они обвели их карандашом и вырезали, а можно использовать другой способ получения основы для рыбки.

1. Берем 1/2 листа А4 нужного цвета, сгибаем короткие стороны листа так, чтобы верхний край не доходил до нижнего приблизительно на 3см. Рисуем силуэт рыбки и хвоста, вырезаем по контуру.

hello_html_m4688f6a0.jpg

2. Не разгибая основу, проводим ограничительную линию на противоположном от сгиба крае.

3. На линии делаем разметку, отметив засечки на расстоянии 1 см. Со стороны сгиба тоже делаем разметку через 1 см.
4. Соединяем верхние и нижние засечки.

hello_html_md252bf1.jpg

5. Сделаем поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.

6. Бумагу другого цвета разрезаем на нужное количество полос шириной 1см и длиной 15см.

— напоминаю, что отсчёт сантиметров по линейке следует начинать от деления с отметкой «0», которую располагают непосредственно на краю листа бумаги, без отступа;

— разметку надо выполнять остро заточенным карандашом;

-при разметке необходимо плотно прижимать карандаш к боковой стороне линейки;

— карандаш следует немного наклонять в сторону движения.

— от точного выполнения разметки и разрезания бумаги зависит качество готового изделия.

7. Вплетаем полосы в основу по образцу или придуманному узору.

— Чтобы узор был ровный, каждую вплетаемую полоску плотно и ровно придвигаем к предыдущей. Делаем это аккуратно, чтобы не помять и не разорвать края полосок.

8. Рисуем глаз, вырезаем рот, хвост, подрезаем бумажные полоски по форме плавников.

Учащиеся выполняют работу согласно намеченному плану и ранее полученным знаниям.


Контроль за выполнением работы

Учитель осуществляет индивидуальный подход (наблюдение, помощь).

7. Итог урока

Дети по мере выполнения работ выходят к доске со своими рыбками.

Беседа:

— Какую технику вы использовали в своей работе? (Технику прямого плетения.)

— Какой материал вы использовали на уроке? (Цветную бумагу.)

— На каком этапе урока вам было интересно работать?

Оценивание работ учащихся

— Спасибо за работу. Сегодня вы на славу потрудились. У вас всё получилось благодаря вашему терпению, вниманию и умению слушать.

hello_html_m60537da3.jpg

Дети повторяют основные правила работы с ножница

Читать книгу Плетение из бумажных лент Татьяны Плотниковой : онлайн чтение

Плетение «Косичка»

Плетение «косичка», или веревочное плетение, также представляет собой один из вариантов простого плетения. Способ позволяет получить достаточно прочное плетение, обычно его используют в сочетании с простой плетенкой для изготовления основы изделия, днища, для укрепления верхних и нижних рядов. Плетение веревочкой часто используют для соединения элементов ажурного плетения. Особенность такого плетения в том, что с его помощью можно заплести любой каркас из вертикальных трубочек по форме будущего изделия. Плетение веревочкой выполняют одновременно двумя поперечными трубочками. Еще одна особенность – это переплетение бумажных трубочек не только с направляющими стойками, но и между собой. Недостаток веревочного плетения – малая скорость исполнения. Работу начинают с установки нечетного числа стоек, по возможности для стоек отбирая самые длинные трубочки, чтобы в дальнейшем было как можно меньше стыков.

Плетение веревочкой в две трубочки

Вертикальные трубочки-стойки устанавливают на равном расстоянии друг от друга, после чего оплетают их двумя поперечными трубочками, одновременно эти трубочки перехлестывают между собой. Одну трубочку закрепляют с внутренней стороны, выводят налицо в промежуток между первой и второй стойкой, огибают трубочкой ближайшую стойку с лицевой стороны и выводят в следующий промежуток между стойками. Другую трубочку, также закрепив с внутренней стороны, выводят налицо в промежуток между второй и третьей стойкой, протягивают ее под внешним витком первой трубочки и огибают ею следующую стойку, протягивая вторую трубочку над вышедшей первой трубочкой (рис. 23).


Рисунок 23. Веревочное плетение в две трубочки

После того как будет закончено переплетение всех вертикальных трубочек в ряду, начинают их переплетение новой парой. Таким образом продолжают плетение дальше. В ходе плетения две поперечные рабочие трубочки, оплетая вертикальные стойки, сплетаются друг с другом и образуют рисунок, похожий на веревочку. Поперечные трубочки в процессе плетения сдвигаются и уплотняются.

Веревочное плетение в три трубочки

Для выполнения веревочного плетения в три трубочки закрепляют трубочку с изнаночной стороны и выводят ее налицо в промежутке между первой и второй стойкой. Затем огибают этой трубочкой сразу две ближайшие стойки.

Вторую трубочку выводят налицо в следующем промежутке между стойками из-под первой трубочки, огибают сверху две следующие стойки в перехлест с первой трубочкой. После этого выводят налицо третью трубочку в третий промежуток между стойками, огибают ею сверху две следующие стойки так, чтобы она шла внахлест над первой и второй трубочкой (рис. 24).


Рисунок 24. Веревочное плетение в три трубочки


Плетение елочкой

Плетение елочкой – еще одна из разновидностей простого плетения. Этот вид плетения несколько сложнее, чем плетение квадратиками, зато он красивее. При использовании этого способа можно получать более плотное полотно, поскольку бумажные ленты достаточно легко сдвинуть в данной технике плетения. Основой этой техники служит плетение веревочкой. Плетение елочкой выполняют по следующему принципу: сначала двумя трубочками плетут обычную веревочку – так получают первый ряд. Второй ряд все так же плетут веревочкой, но уже в обратном направлении. Нижняя трубочка второго ряда повторяет в зеркальном отображении движения верхней трубочки первого ряда. Все последующие ряды являются повторением первого и второго ряда (рис. 25).


Рисунок 25. Первые два ряда плетения елочкой

Плетение елочкой начинают с того, что укладывают на подставке все вертикальные трубочки – их должно быть нечетное количество. После этого оплетают их поперечными трубочками. Подготовленные горизонтальные трубочки в начале плетения укладывают так же, как при плетении квадратиками. Каждую горизонтальную трубочку вплетают через две вертикальные, то есть через два шага. Каждую последующую поперечную трубочку вплетают со сдвигом на один шаг по отношению к предыдущей вертикальной трубочке. Плести можно и от центра, и справа, и снизу, единственное условие – это необходимость сохранения последовательности при укладке горизонтальных лент. Если вертикальные и поперечные трубочки расположить под углом друг к другу, то можно получить несколько иной рисунок елочки.

Желающим создать разноцветное изделие, но не уверенным в своей способности аккуратно окрасить его, можно выполнить плетение из листов цветной бумаги различной толщины. Оригинальный эффект при плетении дает двухцветная бумага, у которой одна сторона белая, а другая цветная.

Первые шаги в технике плетения елочкой лучше всего делать с помощью бумажных трубочек двух цветов. Для вертикальных направляющих берут один цвет, а для поперечных трубочек подбирают контрастный.

По мере того как будет освоена классическая «елочка», не составит особой сложности освоение различных вариантов этого плетения в виде квадратов или расходящихся от центра лучей. Плетение в обоих случаях ведут от центра.

Осваивая разновидности плетения елочкой, как при классической технике этого рисунка, лучше сначала поработать бумажными трубочками двух контрастных цветов, предварительно пронумеровав их.

Применяя различные сочетания переплетения продольных и поперечных трубочек, можно получать всевозможные плетеные орнаменты, в том числе и многоцветные.

Одной из разновидностей плетения елочкой можно считать технику плетения с использованием длинных полос из тонкой цветной бумаги. Плетение ведут лентами двух контрастных цветов, для удобства в первых работах рекомендуется взять одну ленту белого цвета, а вторую яркого тона, но одинаковой расцветки с обеих сторон. Для этой работы можно использовать ленты серпантина или сделать заготовки 70 X 12 см из обложки ученической тетради. Для освоения технологии этого плетения из заготовок нарезают две бумажные полоски (белую и цветную) шириной 1 см и длиной 35 см.

Затем сгибают обе ленты пополам и приступают к работе, четко выполняя этапы плетения 1–9 (рис. 26). Буквой «А» обозначена белая лента, буква «Б» соответствует цветной ленте. Цифрами обозначен порядковый номер конца полосы, а стрелки показывают направление плетения на каждом этапе. Плетение надо выполнять достаточно плотно, но при этом стараться не порвать бумажные ленты.


Рисунок 26. Плетение косичкой из двух узких бумажных лент: этапы 1–9

Для плетения такого же типа нарезают полосы из цветной глянцевой открытки шириной 14 мм. Полос желательно приготовить как можно больше, чтобы они были всегда под рукой. Тогда не придется отвлекаться на заготовки в процессе плетения.

Нарезанные полосы сгибают пополам глянцевой стороной внутрь. Плетут плотно, повторяя этапы 1–5 (рис. 27). Направление плетения показано стрелками.


Рисунок 27. Плетение косичкой из плотной бумаги: этапы 1–5


Косое плетение

Косое плетение – это разновидность простого послойного плетения, одна из многочисленных вариаций, для нее характерна некоторая сложность по сравнению с уже описанными вариантами простого плетения.

Для начала плетения закрепляют вертикальные стойки – нечетное количество. Первую рабочую горизонтальную трубочку крепят с внутренней стороны плетения. Затем огибают этой трубочкой ближайшую стойку спереди под определенным углом к основанию, следующую за ней стойку огибают сзади. Следующую трубочку закрепляют с лицевой стороны и огибают ею одну стойку, повторяя все движения первой поперечной трубочки. Расположение рабочих трубочек под углом дает наклонный узор. Косое плетение можно выполнять одной или двумя плотно пригнанными трубочками (рис. 28).


Рисунок 28. Косое плетение: а) одной поперечной трубочкой; б) двумя трубочками


Ажурное плетение

Ажурное плетение – это один из способов украшения изделия, сплетенного из бумажных трубочек. Существует множество видов ажурного плетения. Придавая изделию ажурность и невесомость, почти все они служат дополнением к другим видам плетения. Ажурное плетение бывает простым и сложным, часто оно имитирует рисунки кружев и различных фигур. С помощью этого плетения изделию можно придать красоту и привлекательность. Ажурные вставки широко используют в качестве украшения стенок или других деталей внутри самого изделия.

Многие разновидности ажурного плетения применяют при завершении работы в качестве украшений – это волны, уголки, овалы, кресты, ромбы.

Основой работы с ажурным плетением по большей части являются стойки – вертикальные направляющие. Неповторимый узор часто создают просто оригинальным расположением стоек. Создавая изделие любой сложности с ажурным плетением, всегда сначала выполняют несколько рядов простым плетением для прочности. Поднявшись простым плетением на нужную высоту, например от донышка, определяют оставшуюся длину стоек. Затем, исходя уже из длины стоек, подбирают ажурный рисунок. Ажурное плетение из бумажных трубочек выполнить достаточно легко по причине мягкости и гибкости исходного материала, поэтому оно вполне доступно для начинающих.

Прямой ажур

Эту разновидность ажура обычно применяют в середине или во второй половине плетения, создавая полоски-просветы нужной ширины. Фактически просветы образуют вертикальные стойки, не оплетенные поперечными трубочками. Поэтому для стоек отбирают особо прочные трубочки, также делают стойки из сдвоенных трубочек плотного кручения. Для плетения можно использовать плоские и круглые трубочки. Плетение прямым ажуром чаще всего применяют при создании различных корзин, всевозможных емкостей для хранения крупных предметов и т. п.

Для формирования прямых ажурных полосок выполняют любым видом плотного плетения первую часть работы на желаемую высоту и закрепляют ее веревочным плетением. Затем отступают на некоторое расстояние от плотного плетения – это желаемая высота просвета, после чего снова выполняют на стойках определенное число рядов веревочкой.

Число рядов веревочного плетения до ажурной полосы и после нее должно быть одинаковым. Далее продолжают до завершения работы плетение основным узором (рис. 29).


Рисунок 29. Прямой ажур


Полотняный ажур

Прямое ажурное плетение может послужить основой для создания полотняного ажура. Для такого плетения нужны достаточно прочные бумажные трубочки, предварительно хорошо сплющенные скалкой. Прямое полотняное ажурное переплетение начинают с укладки на подставку нечетного количества вертикальных стоек, оно зависит от размера задуманной ажурной плетенки. Трубочки-стойки укладывают строго вертикально и параллельно друг другу с расстоянием в 2–2,5 см. Концы трубочек фиксируют клеем или иным способом, можно прижать их прессом. Вертикальные трубочки для удобства работы рекомендуется пронумеровать, чтобы не путать четные и нечетные стойки.

Далее четные трубочки приподнимают через одну пинцетом и укладывают под них строго перпендикулярно первую горизонтальную трубочку. Вместо пинцета можно использовать вязальный крючок, чтобы приподнимать трубочки. Следующий этап – укладка второй горизонтальной трубочки под нечетные вертикальные трубочки, это действие также выполняют пинцетом или вязальным крючком. Трубочку кладут тоже строго перпендикулярно.

Для украшения плетеной поделки атласной лентой следует в процессе плетения оставить свободное место нужной ширины, а после окончания работы протянуть туда ленту.

Укладывая первую и вторую горизонтальные трубочки, нужно строго выдержать между ними расстояние, равное промежутку между вертикальными трубочками. Красоту настолько простого ажурного узора создает как раз точность исполнения (рис. 30).


Рисунок 30. Полотняный ажур

Полотняный ажур с косой оплеткой Полотняный ажур с косой оплеткой является усложненной вариацией прямого полотняного ажура. Поэтому сначала плетут из сплющенных скалкой бумажных трубочек прямой ажур, уложив на подставку нужное нечетное количество вертикальных стоек. Между стойками обязательно выдерживают одинаковое расстояние. Затем, выдерживая между горизонталями одинаковое расстояние по высоте, протягивают поперечные трубочки. После этого подбирают максимально длинные трубочки, оплетают ими по диагонали вертикальные стойки и поперечины. В процессе оплетки трубочки поочередно укладывают то сверху, то снизу. Диагональную оплетку можно выполнять через две горизонтальные направляющие, но можно увеличить до четырех число оплетаемых горизонтальных рядов. Узор очень простой, но требует внимания и сосредоточенности при выполнении (рис. 31).


Рисунок 31. Полотняный ажур с косой оплеткой


Ажурное плетение крестиком

Ажурное плетение крестиком по способу выполнения очень близко технике плетения прямого ажура. В этой разновидности плетеного узора ажур желаемой ширины образуют стойки, не оплетенные поперечинами. Для ажурного плетения крестиком все так же подбирают стойки из особо прочных трубочек плотного кручения. Перед выполнением ажурных полосок нижнюю часть работы плетут любым плотным узором на желаемую высоту. Участок плотного плетения завершают краевым плетением веревочкой (1–2 ряда).

Далее вертикальные стойки перекрещивают между собой попарно, скрепив место перекрестья скрепкой, чтобы они не разъехались. После этого оставляют просвет нужной ширины (ширина ажура) и продолжают далее плетение сначала краевой веревочкой (1–2 ряда), затем выплетают на нужную высоту основной узор (рис. 32).


Рисунок 32. Ажурное плетение крестиком


Ажурное плетение ромбиком

Технология выполнения плетеного ажура ромбиком близка ажурному плетению крестиком. Но при плетении ромбиками не просто производят одинарное перекрещивание стоек, вертикальные стойки перекрещивают 2 или 3 раза. Перед переходом к выполнению ажурного плетения также заканчивают основной рисунок плетением веревочкой. После этого выполняют перекрещивание стоек столько раз, сколько надо по замыслу. Затем снова продолжают плетение веревочкой, а далее выплетают основной рисунок на необходимую высоту. Плетение веревочкой до и после ажурного рисунка способствует надежному закреплению стоек в нужном положении (рис. 33).


Рисунок 33. Ажурное плетение ромбиком


Диагональное атласное плетение

Техника выполнения этого плетеного узора схожа с полотняным ажуром. Все так же нужно выложить на одинаковом расстоянии вертикальные трубочки в нечетном количестве. Отличие состоит в том, что при выполнении диагонального атласного плетения рабочие трубочки укладывают строго горизонтально через две вертикальные направляющие. Удобней делать эту работу с помощью пинцета или вязального крючка. При выполнении каждого последующего ряда переплетение сдвигают вправо или влево на одну трубочку. Плетение продолжают до тех пор, пока работа не достигнет нужной высоты (рис. 34).

Технику выполнения этого плетения можно немного усложнить, одновременно увеличив прочность ажурной вставки. Для этого между образовавшимися ромбами прокладывают дополнительную горизонтальную трубочку (рис. 35).


Рисунок 34. Диагональное атласное плетение


исунок 35. Усложненный атласный ажур

По мере приобретения некоторого опыта в различных видах плетения бумажными трубочками, на основе базовых приемов создают собственные оригинальные плетеные рисунки из бумаги.

Витое, или спиральное плетение

Витое плетение позволяет выполнять объемные работы: оригинальные подносы, подставки для бутылок, корзины, кувшины, горшки и др. Оно несколько сложнее всех предыдущих видов плетения, так как сочетает в себе комбинацию многих приемов плетения. В спиральном плетении строго фиксировано число стоек: на каждые два витка плетения должно приходиться 15 стоек, исходя из этого соотношения, рассчитывают плетеный узор. Для того чтобы сохранить требуемую форму изделий, спиральное плетение выполняют из бумаги вокруг выбранного предмета-шаблона. Если нужно изготовить подставку для бутылок, то одну из бутылок используют в качестве основы для плетения.

Принцип спирального плетения следующий: сначала оплетают 5 стоек простой плетенкой в одну трубочку, после чего огибают следующие 3 стойки с передней стороны. Выполняя плетение всех последующих рядов, внимательно следят, чтобы перехлесты создавали одну сплошную цепочку, обвивающую изделие со всех сторон, а также четко выдерживают угол (рис. 36).

Фактура готового изделия зависит от количества трубочек, которые были задействованы в процессе простого спирального плетения. Сечение полученной в результате спирального плетения фигуры всегда будет представлять собой многоугольник. Число его сторон будет всегда на единицу меньше количества трубочек, задействованных в работе. Если выполнять простое спиральное плетение из четырех трубочек, то в сечении получается треугольник. При плетении из пяти трубочек в сечении выходит квадрат и т. д. Поэтому в работе спиральным плетением можно задействовать любое количество трубочек, но их не должно быть меньше четырех, иначе просто не получится объемная многогранная фигура.


Рисунок 36. Внешний вид спирального плетения на пяти бумажных трубочек

Чаще всего спиральную плетенку выполняют на пяти бумажных трубочках. Спиральная техника аналогична той, что применяют при изготовлении подобных плетеных изделий из соломы. Для спирального плетения отбирают прочные, но гибкие бумажные трубочки, желательно длинные. Хотя в процессе плетения их можно нарастить при необходимости. Перед плетением их слегка приглаживают деревянной скалкой.

Плетение из четырех трубочек

В начале работы берут 3 длинные бумажные трубочки и укладывают их одну на другую так, чтобы от перекрестья отходили 6 лучей. Для того чтобы получить ровное плетение, между лучами должны быть одинаковой величины углы – по 60°. Места скрещивания трубочек для надежности можно проклеить. Точно по центру перекрестья трубочек устанавливают форму – шаблон будущего изделия, и добавляют четвертую трубочку. Ее укладывают ниже места перекрестья так, чтобы получился равнобедренный треугольник с вершиной в точке перекрестья (рис. 37). Одновременно добавленная четвертая трубочка должна касаться края формы.


Рисунок 37. Схема первоначальной укладки трех трубочек

Если нужно сплести изделие большего диаметра, то для плетения перекрещивают уже 4 трубочки, тогда углы между ними по 45°. Чем больше ребрышек будет формировать стенки изделия, чем больше трубочек будет задействовано в плетении, тем плетение будет плотнее.

Как только бумажные трубочки уложены точно по нужной схеме и зафиксированы в точке их перекрестья, их загибают с направлением плетения против часовой стрелки по схеме. При этом трубочки кладут так, чтобы они касались формы. Плетение каждого ряда включает четыре шага. Между скрещивающимися бумажными трубочками выдерживают во время плетения одинаковые углы (рис. 38).


Рисунок 38. Схема плетения на четырех трубочках

Завершив плетение первого ряда, начинают плести второй поверх первого. Трубочки, вплетаясь в изделие, укорачиваются в процессе работы. Выполняя простое спиральное плетение, трубочки наращивают, соединяя их клеем «Момент» или клеевым карандашом, чтобы они не раскручивались. Подобным образом продолжают дальше плетение рядами на нужную высоту, постоянно соблюдая равенство углов.

Небольшие и ажурные изображения для техники декупаж можно легко вырезать с помощью маникюрных ножниц или ножниц для вышивки «ришелье». Крупные рисунки вырезают канцелярскими или фигурными ножницами различного размера.

Плетение из пяти трубочек

Спиральное плетение с использованием пяти бумажных трубочек выполняют по кругу, оно состоит из пяти шагов. Перед началом плетения для удобства рекомендуется пронумеровать трубочки.

Первый шаг: собрать подготовленные трубочки в пучок и связать их, расположив 2 трубочки рядом. Остальные 3 трубочки расположить друг от друга на расстоянии, равном четверти круга. Во время работы трубочки держат левой рукой, а правой выполняют плетение.

Второй шаг: вторую трубочку уложить поверх первой, в то же время первую трубочку перегнуть через вторую в направлении от себя, уложив ее поверх третьей трубочки.

Третий шаг: повернуть работу по часовой стрелке, держа первую и третью трубочки в правой руке. Правой рукой перегнуть третью трубочку вокруг первой и уложить ее на четвертую.

Четвертый шаг: опять повернуть работу часовой стрелке, держа в правой руке четвертую и третью трубочки, при этом четвертая трубочка – рабочая.

Ее нужно перегнуть вокруг третьей трубочки, укладывая на пятую.

Пятый шаг: снова повернуть работу по часовой стрелке, держа в правой руке четвертую и пятую трубочки, при этом пятая – рабочая. Ею необходимо обернуть четвертую трубочку так, чтобы она легла поверх второй. Этими действиями закончить первый круг плетения (рис. 39).


Рисунок 39. Пошаговая схема простого спирального плетения из пяти трубочек

Если в ходе простого спирального плетения соблюдать некоторые несложные правила, то каждый виток выйдет ровным и аккуратным, а вся работа без особых усилий получится чистой и равномерной, без ненужных выступов и просветов. При соблюдении правил плетения многогранная фигура, формируемая в процессе плетения, получится равносторонняя и с одинаковыми углами.

Трубочки при каждом выполнении поворота надо укладывать плотно, четко фиксируя место перегиба большим и указательным пальцами. Для того чтобы трубочка легла аккуратно, без изломов, ее следует направлять по касательной. Длина всех сторон сечения объемной фигуры должна быть одинаковой, тогда и витки будут располагаться равномерно.

Если нужно расширить плетение, можно применить несложный прием: рабочую трубочку сдвинуть ближе к внешнему краю сечения и удерживать ее пальцами. Если же сдвинуть рабочую трубочку внутрь изделия, то плетение будет сужено. Величина сдвига в ту или другую сторону определяется диаметром трубочки, задействованной в работе. Поэтому надо заранее отбирать трубочки одинаковой толщины, чтобы все изделие получилось равномерным. Этими приемами можно воспользоваться при плетении вазы или другого изделия, которое расширяется или сужается в верхней части. Для равномерного сужения изделия трубочки загибают и укладывают ближе к центру, а для расширения их укладывают чуть дальше от центра. Выполняя эти действия, следует помнить: принцип соблюдения одинаковой величины углов остается неизменным.

Плетение спиральным методом для круглой формы

Для того чтобы изготовить основу круглой формы, потребуется 16 длинных трубочек. Плетение ведут наборами из четырех трубочек, переплетая их между собой так, чтобы 4 трубочки из одного набора ложились поверх четырех трубочек из другого набора. В результате плетения должна сформироваться прямоугольная крестообразная форма (рис. 40).


Рисунок 40. Порядок переплетения четырех заготовок

Далее, начиная спиральное плетение по кругу, 2 рабочие трубочки из одного набора соединяют вместе, складывают их и заводят за первый набор из четырех трубочек (рис. 41).

Продолжая работу, плетение ведут веревочкой, т. е. рабочую трубочку, расположенную внизу, проводят над следующим набором из четырех трубочек, а верхнюю рабочую трубочку заводят под этот же набор трубочек.


Рисунок 41. Начало спирального кругового плетения


Прочность и пластичность трубочек зависит не только от свойств бумаги, но и от ширины бумажной полосы, диаметра спицы. Чем больше витков бумаги вы накрутите на спицу, тем трубочки будут жестче. Если же витков мало, то конструкция будет непрочной и скорее всего не станет держать форму.

Продолжая работу, плетут 3 ряда, оплетая рабочими трубочками наборы из четырех трубочек. В 4-м ряду наборы из четырех трубочек разделяют на группы по 2 трубочки и разводят их так, чтобы формировались лучи (рис. 42).


Рисунок 42. Формирование лучей для дальнейшего спирального плетения

После формирования лучей плетут на них еще 3 ряда, в четвертом ряду трубочки разводят по одной, увеличивая вдвое число сформированных лучей. В данном примере их получится 32 (рис. 43).


Рисунок 43. Разведение трубочек по одной и формирование большего числа лучей

После этого плетение продолжают до того момента, пока круглая деталь не приобретет нужный диаметр. По окончании ее плетения рабочие трубочки закрепляют, спрятав их кончики внутрь плетения.

» Прямое плетение из полосок бумаги» ( 2 класс)

Тема. Прямое плетение из полосок бумаги.

Цель урока: ознакомление с прямым видом плетения из полосок бумаги коврика.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

Организовывать свое рабочее место; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами; изготавливать изделие по шаблону; руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира; самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность.

Познавательные: строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; анализировать изучаемый объект.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; контролировать действия партнера.

Широкая мотивация к учебной деятельности; осознание себя в роли учащегося; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование. Для учителя: мультимедийная презентация, образцы изделий, шаблоны квадратов, шаблоны полосок, большая заготовка для пед. показа.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, раздаточный материал.

Ход урока

Структурные

компоненты урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые результаты

Способы проверки и критерии оценивания результатов

предметные

метапредметные

название

время

Мотивационный этап

2-3 мин

-Добрый день! Меня зовут Анастасия Витальевна и сегодня я проведу у вас урок технологии.

-Присаживайтесь.

-Сядьте прямо, красиво, проверьте готовность к уроку. (слайд: изображение того, что необходимо к уроку (цветная бумага, клей, ножницы, карандаш)), проверьте своего соседа по парте, все ли лежит на месте?

-Чем вы занимались на предыдущем уроке? ( изучили плетение в четыре пряди)

Организовывать свое рабочее место

контролировать действия партнера

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Оценочные суждения

Проблемно- информационный этап

5-7 мин

-Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема, а какая вы узнаете отгадав загадку.
-Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтобы дети могли поваляться на мне
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковёр)

-А кто изготавливает ковры?

-Да, это делают ткачи.

-Молодцы! Ребята, кто знает, что такое ткачество?

-Ткачество- производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел.

-А кто такая ткачиха?
-Ткачиха (ткач) – мастер по производству тканей на ткацком станке. 
-Ребята, посмотрите на экран, вот так выглядит ткатский станок, а сидит за ним ткачиха.

— Как вы думаете, что ткёт ткачиха? (ковёр)

-Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? (Изготовление ковров)
-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (изготовлять ковёр).

-Ребята, сегодня и мы с вами изготовим коврик, только не из пряжи и не шерсти, а с помощью цветной бумаги.

-Какие цели мы поставим?
1. Узнаем что такое ткачество.
2. Изготовим ковёр из цветной бумаги.

-Ткать ковёр вы будете в технике прямого плетения.

-Вы уже знакомы с этой техникой?

-Тогда сейчас и узнаете.

— Прямое переплетение это простое переплетение уложенных крест- накрест лент между собой.

-Оно может быть исполнено шахматным рисунком или фигурным.

— Ребята, а кто мне скажет, почему оно получило такие названия, шахматные рисунки и фигурные?

-Потому что шахматные напоминают шахматную доску, а фигурные изображение фигур.

Плетение — одно из старинных ремесел. Тысячелетиями

совершенствовались его приемы и способы, из поколения в поколение

передавались секреты мастерства. Одна из наиболее привлекательных черт

этого ремесла в том, что каждое поколение людей легко приспосабливало его

к потребностям своей повседневной жизни.

Плетение — одно из старинных ремесел. Тысячелетиями

совершенствовались его приемы и способы, из поколения в поколение

передавались секреты мастерства. Одна из наиболее привлекательных черт

этого ремесла в том, что каждое поколение людей легко приспосабливало его

к потребностям своей повседневной жизни.

Плетение — одно из старинных ремесел. Тысячелетиями

совершенствовались его приемы и способы, из поколения в поколение

передавались секреты мастерства. Одна из наиболее привлекательных черт

этого ремесла в том, что каждое поколение людей легко приспосабливало его

к потребностям своей повседневной жизни.

-Посмотрите на готовый образец изделия, которое мы изготовим на уроке, рассмотрите его внимательней.
-Каково назначение изделия?(для интерьера)
-Простое изделие или сложное? Почему? (сложное)
-Какова форма изделия?
-Из какого количества деталей состоит изделие?(полоски и основа коврика)

-Сколько полос необходимо для работы? ( 8 шт.)
-Из какого материала выполнено изделие? (из бумаги)

-Почему взят именно этот материал? (удобен в работе)

-Можно ли сделать это изделие из другого материала?

— Если да, то, из какого? (Да, можно. Например, из картона).
-Каким способом оформлено изделие?( плетение)

-А какое это плетение? ( шахмотное)

— Как еще можно его оформить?

-Составим план работы над изделием:
1. Разметка ( при работе мы экономим материал).

-Размечаем на изнаночной стороне, у кого двусторонняя бумага, тот может на любой стороне делать разметку, карандаш держим перпендикулярно листу при обведении детали.
-Положите шаблон- квадрат, который находится у вас на столах вплотную к линии сгиба.

-По шаблону, который лежит у вас на столе вырежи основу коврика и сделай надрезы.
— Возьмём бумагу двух цветов, сделаем полосы. Для этого надо обвести такие шаблоны.

2. Вырежем детали и надрежем квадрат.

— Заготовку деталей мы делаем с помощью ножниц, так давайте, повторим правила безопасности.
Правила безопасности работы с ножницами:
Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
-По шаблону, который лежит у вас на столе вырежи основу коврика и сделай надрезы.
3. Сборка.
1.Разверни основу
2. Протяни полоски цв. бумаги через основу коврика.
3.Приклейте их на изнаночную сторону.
— Давайте повторим этапы работы:
1.Разметка
2.Заготовка
3. Сборка
4Оформление

-Оценивать ваши работы я буду по 3 критериям:
1.Акккуратность
2.Законченность
3.Соблюдение технологии изготовления.

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях

формулировать собственное мнение и позицию

принимать и сохранять учебную задачу

анализировать изучаемый объект

Физминутка.

— Перед любым делом нужно настроиться на рабочий лад. Давайте и мы настроимся на работу.

-Встали около стола.

1. Поднимите руки вверх и потянитесь. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона.

2. Руки опустите вниз, на стол.

3. Согните руки в локтях и сцепите пальцы в замок. С силой потяните руки в противоположные стороны.

4. Растираем каждый пальчик каждой руки.

5. Поочередно пальчики прижимаем.

6. большому пальцу, образуя колечко. Все вместе улыбнулись — садитесь

Практический этап

20-25 мин

-Приступайте к работе.

-Вы хорошо поработали. Прежде чем мы посмотрим ваши работы, давайте повторим, что такое прямое переплетение? (Прямое переплетение- это простое переплетение уложенных крест- накрест лент между собой.)

-Какие отличные работы у вас получились! 

— Давайте сделаем выставку готовых работ, и проанализируем готовые работы.

изготавливать изделие по шаблону

Рефлексивно- аналитический этап

Целеполагание

3-5 мин

-Перед началом работы я вам озвучила критерии, по которым вы должны оценить ваши работы. Со всеми 3 критериями ваши работы совпали? Охарактеризуйте недостатки своих работ.

-На этом наше занятие подходит к концу.

-Давайте вспомним, чем занимались

сегодня на внеурочном занятии и закончим следующие фразы:

-Сегодня я узнал…

-Было трудно…

-Я попробую…

Большое спасибо вам, за активную работу на занятии.

самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность

руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира

соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими предметами

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

осуществлять итоговый контроль по результату

анализировать собственную деятельность

самооценивание

взаимооценивание

План-конспект урока (технология, 4 класс) по теме: «Урок-проект: Прямое плетение из бумаги»

МБОУ Заветинская СОШ № 1

Конспект урока по технологии в 4 классе.

(УМК «Гармония». Учебник «Технология» 4 кл. Н.М.Конышева)

Тема: «Урок-проект: Прямое плетение из бумаги»

Составила: учитель начальных классов Линченко Наталья Александровна

2012 год

Тема: «Прямое плетение из бумаги. Проект ко дню учителя.»

Цель: Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе планирования и выполнения практического  задания-проекта.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

Развивающие задачи: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.

Регулятивные УУД.

1. Принимать, ставить учебно-познавательную задачу.

2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и нести за него ответственность.

Познавательные УУД.

Осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой.

 Коммуникативные УУД.

Строить речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Осуществлять совместную деятельность в паре, в группе. Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.          

Тип урока:  

Закрепление знаний. Творческий краткосрочный групповой проект.

(Не имеет детально проработанной структуры, она только намечается, подчиняясь интересам участников. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах.)

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

Словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, проблемно- исследовательские.

Оборудование: цветная бумага,  клей, ножницы, ватман.

                           Ход урока.

Организационный момент.

                           Прозвенел и стих звонок,

                           Начинается урок.

Но сегодня у нас будет не просто урок, а урок- проект. Что вы знаете о таком уроке?  (Работать вместе над одним задуманным делом и получить хороший результат)

I.  Исходный этап-разработка проектного задания.

1.1  Обоснование актуальности. Анализ изученного. Формулирование темы проекта.

-Ребята, уже несколько уроков мы изучаем древнее ремесло, узнали много нового и интересного. О каком ремесле я говорю? (о плетении) Что вы о нем запомнили? (слайд1,2,3,4,5)

-В какой технике мы учились плести на прошлом уроке? (прямое плетение)

-Что можно сделать в этой технике? (закладку, коврик) (слайд 6)

-А что бы вы могли предложить сделать в технике прямого плетения, например, ко Дню Учителя? Ведь праздник через несколько дней, а у нас в классе работает много учителей. Вы хотите их поздравить?

(предложения детей)

1.2 Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

-Итак, было много предложений, но мы остановились на оформлении плаката. Он и станет нашим проектным заданием.

1.3 Определение цели проекта и задач.

-Ребята, что бы вы хотели изобразить на плакате? Какова наша цель? (гипотезы детей)

-Эти предметы можно выполнить в технике прямого плетения?

-Эту работу лучше выполнять каждому самостоятельно, или в группах? (в группах) Давайте сядем по группам.

-Как вы думаете, кто какую работу будет выполнять? (предложения детей)

Я согласна, что каждая группа должна обсудить и выбрать себе объект. (выбирают)

-Какая же основная цель нашего проекта? (Сделать красивый плакат, чтобы порадовать учителей)

Какая задача будет стоять перед каждой группой? (Помогать друг другу, беречь время, обсуждать затруднения)

II. Этап разработки плана работы.

2.1 Определение сроков выполнения проекта, составление плана.

-Ребята, мы можем нашу работу делать несколько уроков? (нет, следующий урок после праздника) Значит, мы сделаем работу сегодня. Я буду вашим помощником, обращайтесь ко мне за помощью.

2.2 Выбор средств и методов выполнения проекта.

-Но сначала давайте подумаем, что вам будет нужно для работы? Давайте проверим, все ли есть в наличии?

(Цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш)

-Вспомните этапы работы в технике прямого плетения?

1.Вырезать объект.

2. Сложить его пополам.

3.Провести ограничительные поля.

4. Сделать поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.

5.Бумагу другого цвета разрезать на полосы.

6.Вплести полосы в объект и закрепить их клеем.

-Работать в группе вам уже приходилось, поэтому руководителя группы вы знаете. Я предлагаю каждому руководителю распределить работу в своей группе.

2.3 Распределение обязанностей.

Самостоятельная работа детей в группах.

III. Реализация проекта.

Ученики подготавливают материал для коллективного проекта.

IV. Завершение проекта.

Группы докладывают о результатах своей работы. Участвуют в коллективном самоанализе.

Каждая группа приклеивает свою поделку на общий лист ватмана.

-Что получилось, что не получилось, что бы хотелось исправить?

-Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

-Давайте вспомним, какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы этой цели или нет?

-Понравилась работа данной группы другим группам? Если нет, то почему?

V. Рефлексия.

— Попробуем оценить себя сами.

1. Каждый возьмет себе красный жетон, если считает, что он очень хорошо работал в группе, помогал друзьям, много сделал за урок, принимал участие в обсуждении и принятии решений. Зеленый – если чаще наблюдал за работой, чем делал сам, не участвовал в обсуждении и принятии решений.

VI.   Домашнее задание.

VII. Уборка рабочих мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *