Skip to content

Панно из круп и зерен: Картины из крупы — пошаговые мастер-классы для начинающих (65 фото идей) – Поделки из круп – 10 идей и мастер-классов для взрослых и детей

Творческий проект «Картины из круп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Володинская средняя общеобразовательная школа»

Кривошеинского района Томской области

Творческий проект

по технологии

«Картины из крупы»

Выполнили обучающиеся 6 класса:

Вдовихина Татьяна,

Зубова Евгения,

Кондратова Анна.

Руководитель:

учитель технологии

Зданович Е.В.

Володино, 2018г.

Содержание

1.Обоснование возникшей проблемы………………………………………стр.3

2.Сведения о поделках из круп…..………………………………………… стр.4

3. Критерии выбора изделия…………………………………………….. стр.5

4.Выбор модели……………………………………………………………… стр.5

5.Выбор материалов, инструментов и приспособлений…………………… стр.6

6.Технология изготовления……………………………………………………………………..стр.7

7.Результат проекта……………………………………………………………стр.10

8.Список литературы……………………………………..стр.11

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Удивительные картины несложно выполнить из такого необычного для искусства материала, как плоды зерновых культур. Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны. Кажется, что они написаны краской в какой-то незнакомой технике. И только при близком рассмотрении приходит открытие – необычные картины, поражающие своей красотой, составлены из множества всевозможных круп и семян.
На уроках технологии мы неоднократно делали аппликации из бумаги, высушенных листьев и цветов, даже из перьев и ракушек. Недавно мы увидели работы из семян и круп в интернете, и нам захотелось попробовать свои силы, выполняя аппликации из круп.

Цель проекта: выполнить картины из круп.

Задачи творческого проекта:

— соответствие изделий теме;

-выбор оптимальных вариантов декоративного изделий;

-подбор материалов в гармоничной цветовой гамме;

-научиться работать с крупой и зёрнами.

При выполнении проекта применялись знания, полученные на уроках изобразительного искусства и технологии.

3

СВЕДЕНИЯ О ПОДЕЛКАХ ИЗ КРУП

Крупа один из самых лучших материалов для поделок. Её можно легко покрасить, сделав работу более яркой и насыщенной и приклеить к фоновой поверхности. Рис, пшено, гречка, манка, горох, различные семечки и макаронные изделия, и остальные материалы которые с легкостью можно использовать в работе. Вот где можно фантазировать сколько душе угодно

Поделки из круп и семян – это оригинальное рукоделие, к которому можно привлекать и детей и взрослых. Материал для таких изделий доступен каждому. Достаточно лишь открыть шкафчик в кухне и достать гречку, рис, мак, манку и т.д. Теперь осталось приложить немного фантазии и придумать картинку, которую мы будем выкладывать крупами и семенами.

Семена и крупы – благородный материал для создания поделок, так как они легко поддаются склеиванию. Из них можно сделать множество интересных поделок. Однако работа из круп не так проста, как кажется на первый взгляд. Она требует усидчивости, терпения и кропотливого труда.

4

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ИДЕИ ИЗДЕЛИЯ:

1. Технология изготовления изделия нам знакома.

2. Экономичный расход материалов.

3. Доступный и несложный способ заготовки материала.

4. Быстрота изготовления.

5. Декоративность и оригинальность изделия для украшения интерьера.

6. Дарит положительные эмоции, «радует глаз».

7. Не вредит здоровью.

8. Не требует сложности в уходе.

ВЫБОР МОДЕЛИ

При выборе вариантов изделия мы рассмотрели несколько рисунков картин из круп:

hello_html_m5456a0ef.jpghello_html_mbe3d07e.jpghello_html_m4db1c861.jpg

  1. «Кошка» 2. «Пальма» 3. «Поле» 4. «Лошадь»hello_html_m2602bdee.jpg

5«С добрым утром» 6. «Роза»hello_html_3d7d675b.jpg

hello_html_4fb2582d.jpg

Каждая из нас выбрала понравившуюся картину

5

ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Используемые инструменты и приспособления:

1. Линейка

2. Ножницы

3. Копировальная бумага

4. Кисточка

Используемые материалы:

  1. Картон

  2. Клей Титан

  3. Крупа (гречка, манка, пшено, рис, пшеничная крупа, горох)

  4. Гуашь разного цвета

  5. Тушь разного цвета.

  6. Прозрачный лак

6

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Санитарно- гигиенические требования и правила безопасности труда.

Для безопасного труда и удобства в работе мы соблюдали правильную организацию рабочего места и правила техники безопасности.

Чтобы работа приносила радость, не утомляла вас и не в коем случае не ухудшало ваше здоровье, необходимо правильно организовать свое рабочее место. Желательно чтобы оно находилось рядом с окном или другим источником света.

Правила охраны труд при выполнении работ с клеем

1) Опасности при работе: Попадания клея на одежду и открытые участки тела. Отравление клеем.

2) Перед началом работы: Открыть клей.

3) Во время работы: Не разливать клей. Не пробовать клей на вкус. При работе с клеем пользоваться кисточкой.

4) При окончание работы: Закрыть клей. Вымыть тщательно руки хозяйственным мылом. Убрать рабочее место.

Мы выполняли работу по плану:

  1. Перенос рисунка на основу

  2. Приклеивание крупы

  3. Окрашивание крупы .

  4. Нанесение лака

  5. Оформление в рамку

ПОДГОТОВКА КРУПЫ

Крупу предварительно следует тщательно перебрать, промыть и просушить.

Для создания картин используются крупы как натурального цвета, так и окрашенные. Покраску можно осуществлять и после приклеивания крупы на поверхность картины, но некоторые мелкие крупы белого цвета (рис, манка) логичнее покрасить заранее.

Для окрашивания риса необходимое количество зернышек насыпать в небольшую емкость или пакет, добавить несколько капель спирта и краситель (лучше всего использовать гуашь). Чем больше красителя, тем более интенсивный получится цвет. Тщательно перемешать, чтобы рис равномерно окрасился, затем подсушить его в слегка разогретой духовке в течение 10-15 минут, периодически помешивая и переворачивая.

Аналогичным образом можно покрасить и манку, но сушить ее нужно только на воздухе, перетирая пальцами и несколько раз просеяв через самое мелкое сито.

7

ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КАРТИНЫ

Необходимо вырезать из плотного картона заготовку требуемого размера. выбираем рисунок. Для начала следует отдать предпочтение максимально простым рисункам с четкими линиями, без мелких деталей, тонких линий и полутонов.

При необходимости красками оформляем фон картины. Можно сделать его однотонным либо разноцветным. Часть картины можно нарисовать краской, часть – выложить с помощью крупы.

Наносим рисунок на основание. Сделать это можно разными способами: нарисовать карандашом от руки, перенести через трафарет или распечатать на принтере и наклеить прямо на основание картины.

На контуры рисунка наносим достаточное количество клея

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТУРОВ РИСУНКА

Сначала с помощью крупы выкладываются основные контуры рисунка. Для удобства желательно использовать пинцет, а наклеиваемые зерна плотно прижимать к основанию картины. Не допускается оставлять большие промежутки между крупой. Излишки клея удалять салфеткой. Затем следует дождаться полного высыхания клея.

ЗАПОЛНЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА КАРТИНЫ

Приступаем к самой интересной части работы – заполнению пространства между контурами рисунка различными крупами. Здесь можно дать волю своей фантазии: использовать окрашенные и неокрашенные крупы, играть с формой и текстурой, выкладывать зерна в одном направлении или создавать причудливые линии и завитки. При желании можно добавить дополнительные элементы из крупы, украсив фон картины.

Клей следует наносить довольно толстым слоем, чтобы обеспечить достаточную фиксацию крупы. Не допускаются неровности, неравномерное нанесение крупы. Плохо приклеенные или бракованные зерна нужно удалять сразу же, не допуская высыхания клея.

Крупные зерна можно выкладывать пальцами, мелкие – пинцетом или иглой. Сложнее всего дело обстоит с манкой. Лучше всего высыпать ее на соответствующий участок картины через бумажную воронку с маленьким отверстием, а затем равномерно распределять пальцами или кистью.

Чтобы картина выглядела более профессионально, следует минимизировать расстояние между отдельными зернами. Для этого можно сначала выложить крупные зерна, промежутки между ними заполнить крупой среднего размера, а оставшееся пространство засыпать манкой. Рис, геркулес и прочие зерна плоской формы можно укладывать внахлест.

После высыхания клея картину необходимо слегка встряхнуть или постучать об стол. Отклеившуюся при этом крупу приклеить повторно.

8

Экологическая экспертиза

Наши картины окружающему миру никакого вреда не несут. Они не содержат отравляющих веществ и совершенно безопасны для здоровья человека. Картины смогут дополнить интерьер дома. И вызовут только положительные эмоции.

В наше время очень трудно найти экологически чистый товар, или продукт произведенный человеком. Все чаще в нашей жизни можно встретить товары, изготовленные с помощью химических веществ, которые вредят не только экологической системе, но и здоровью потребителя. Наши творческие работы являются экологически чистым, так как они изготовлены из природного материала (круп). Это изделие безвредно для человеческого организма и окружающей среды.

Экономические расчёты

показали, что на картины у нас ушло совсем мало денег, так как все материалы для них стоят недорого.

Реклама

Для рекламы своей работы мы выбрали народные поговорки:

«Не учись безделью, а учись рукоделью»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Друзья! Стремитесь создавать красоту своими руками. И мир станет КРАШЕ!

9

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Мы считаем, что выполнили свой проект «Картины из крупы» успешно, так как:

— наши картины соответствуют теме проекта;

-умеем подбирать материалы в гармоничной цветовой гамме;

-научились работать с крупой и зёрнами.

Выполняя данный проект, мы убедились, что нет ничего невозможного. Работая в данной технике, мы смогли создать оригинальные картины. К тому же мы познакомились с видами круп.

Любой творческий проект дает возможность для раскрытия своих способностях. Наш проект таким и оказался. Мы смогли создать картины своими руками, проявить фантазию. Получили навыки, которые могут стать основой для получения дохода. Мы довольны результатом, поставленная цель достигнута.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – С56-57.

2.Сасова И.А. Технология (Метод проектов в технологическом образовании школьников) 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 53-57.

3.Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология (Технологии ведения дома) 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014. – С. 149-170.

4.Резько И.В. Картины из крупы. – Минск: Харвест, 2009. – С. 8-52.

5.Цветкова О.В. Аппликация из крупы. – Ярославль: Ниола-Пресс, 2012. – С. 23-26.

11

.

Рецензия

на творческий проект «Картины из крупы», выполненный творческой группой, в составе Кондратовой Анны, Вдовихиной Татьяны, Зубовой Евгении.

Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с составленным планом

Данная работа актуальна и эффективна для развития творческих способностей детей. Содержание теоретической части работы направлено на изучение технологии изготовления картин из крупы. Обучающимися используются знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

В практической части дан подробный материал по описанию методики работы по созданию картины из крупы. Данный способ работы с природным материалом способствует развитию познавательной активности детей, их самовыражению, помогает педагогу в работе по решению целого ряда задач: развитию эстетических чувств, умений и навыков, мелкой моторики рук, внимания и интеллектуальной активности, а также многих воспитательных задач.

Учитель Зданович Е.В.

Мозаика из крупы для детей. Проект. «Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества

Тема проекта:

«Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»

Название работы: «Помним и гордимся»

Название номинации: «Прикладное творчество»

(работы, выполненные из природного материала)

Сюсюкайлова И.П.

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицея № 19»

МАЙКОП 2015год

СОДЕРЖАНИЕ

I ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 Введение

1.2 Цель и задачи проекта

1.3 Исторический аспект техники

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 Понятие о мозаичном искусстве

2.2 Основы техники

2.3 Последовательность выполнения изделия

Заключение

Список литературы

Приложение

I ПОИСКОВО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 ВВЕДЕНИЕ

Прикладное творчество недаром называют осязаемым творчеством. Это умение создавать предметы, которые не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность. Проще говоря, это то, что человек может сделать своими руками. Прикладное творчество возникло давно и всегда было народным. Так же, как и искусство родилось в народе – из ремесел – и имело поначалу прикладной характер .

Авторское прикладное творчество и народное декоративно — прикладное искусство – в сущности одно и то же явление, многогранное и сложное, включающее в себя самые разные виды, направления и формы. В этих формах удивительно гармонично сочетается практическая целесообразность изделия и естественная красота его облика, взятая от природы. Жизнь наших предков была наполнена стремлением к красоте и гармонии, к единению с окружающей природной средой. И к чему бы ни прикасались руки народных умельцев, будь то обустройство дома, изготовление мебели, орудий труда, одежды, бытовой утвари, игрушек – во всем ощущалась их любовь к родной матушке — земле и прирожденное чувство прекрасного. А материал для создания художественно — прикладных изделий народным мастерам подсказывала сама природа. Материалом для прикладного творчества русским мастерам служило практически всё, что давала природа; она же была и главным источником вдохновения для них.

Одним из видов творчества является мозаика. Рассматривая мозаичное искусство, нельзя не восхищаться способностью мастеров подбирать нужные материалы, цветовую гамму и формы природного материала и соединять их в одно художественное целое. Особенно мне понравились мозаичные работы из такого природного материала как крупы и зерна. Эти работы необычайно привлекательны. Знакомство с работами не оставило меня равнодушной, и я решила углубить свои знания в этом виде творчества.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создание мозаичного панно из крупы и зерен.

Рассмотреть виды мозаики, и возможность использования данной техники для создания тематического панно ко Дню Победы.

Расширить знания о символах и наградах Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ: Развить интерес к творчеству.

Ознакомиться с различными видами мозаики.

Ознакомиться с техникой окрашивания семян.

Изучить технику создания мозаики из крупы и зерен.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Анализ и изучение специальной литературы.

Выполнение образцов мозаики.

Анализ образцов и выбор лучшего варианта.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта работа особенно актуальна. Работая с природным материалом, человек испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Можно применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.

НОВИЗНА РАБОТЫ:

Применение традиционных видов мозаичного искусства с использованием крупы и зерен, многоуровневой и объемной аппликации из мозаики.

В процессе работы происходит развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно — эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

Работа над проектом расширила мои теоретические знания и практические умения в области мозаичного искусства.

Выполненная работа может быть прекрасным подарком для близких, подарком ветерану, а также средством оформления интерьера, школьного музея, мероприятия посвященного Дню Победы.

Выполненный проект может быть использован как учебное пособие на уроках технологии.

1.3 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНИКИ

Тайна покрывает происхождение самого слова «мозаика». По одной версии слово «мозаика» (фр. — mosalque, — итал. — mosaico) происходящее от латинского слова musivum, сначала переводилось как «посвященная музам».

По другой версии — это всего лишь opus musivum, что означает разновидность покрытия стен или пола, состоящие из мелких камешков.

Искусство мозаики возникло в ходе общего развития древнейших цивилизаций, когда человек создавал предметы домашнего обихода. Кто первый придумал технику мозаики, доподлинно неизвестно.

Русские мастера примерно с XIII века оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро — монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировало русские княжества от Европы,

поставив их на грань выживания.

Только XVIII века М.В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Однако мозаичная инициатива М.В. Ломоносова не получила исторического развития.

Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX века, когда строился Исаакиевский собор в Санкт — Петербурге.

На Всемирной Парижской ярмарке, в 1911 году, представленные изделия российских мастеров, произвели неизгладимое впечатление на искушенную европейскую публику, которая поражалась сочетанию цветов полудрагоценных и драгоценных камней в русских изделиях. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Искусство во все времена авторское. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы. Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Удивительные картины несложно выполнять из такого необычного для искусства материала, как плоды зерновых культур.

Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны. Кажется, что они написаны краской, в какой — то незнакомой технике. И только при близком рассмотрении приходит открытие — необычные картины, поражающие своей красотой, составлены из множества всевозможных семян.

В этих картинах древнейшее в мире искусство мозаики сочетается с необычным материалом. Само слово «мозаика» в памяти многих людей ассоциируется с роскошью римских терм и величием византийских храмов.

Понятие мозаики

Проект. «Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»

Тема проекта:

«Мозаика из семян и зерен как один из видов декоративно-прикладного творчества»

Название работы: «Помним и гордимся»

Название номинации: «Прикладное творчество»

(работы, выполненные из природного материала)

Сюсюкайлова И.П.

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицея № 19»

МАЙКОП 2015год

СОДЕРЖАНИЕ

I ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 Введение

1.2 Цель и задачи проекта

1.3 Исторический аспект техники

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 Понятие о мозаичном искусстве

2.2 Основы техники

2.3 Последовательность выполнения изделия

Заключение

Список литературы

Приложение

I ПОИСКОВО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1 ВВЕДЕНИЕ

Прикладное творчество недаром называют осязаемым творчеством. Это умение создавать предметы, которые не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность. Проще говоря, это то, что человек может сделать своими руками. Прикладное творчество возникло давно и всегда было народным. Так же, как и искусство родилось в народе – из ремесел – и имело поначалу прикладной характер.

Авторское прикладное творчество и народное декоративно — прикладное искусство – в сущности одно и то же явление, многогранное и сложное, включающее в себя самые разные виды, направления и формы. В этих формах удивительно гармонично сочетается практическая целесообразность изделия и естественная красота его облика, взятая от природы. Жизнь наших предков была наполнена стремлением к красоте и гармонии, к единению с окружающей природной средой. И к чему бы ни прикасались руки народных умельцев, будь то обустройство дома, изготовление мебели, орудий труда, одежды, бытовой утвари, игрушек – во всем ощущалась их любовь к родной матушке — земле и прирожденное чувство прекрасного. А материал для создания художественно — прикладных изделий народным мастерам подсказывала сама природа. Материалом для прикладного творчества русским мастерам служило практически всё, что давала природа; она же была и главным источником вдохновения для них.

Одним из видов творчества является мозаика. Рассматривая мозаичное искусство, нельзя не восхищаться способностью мастеров подбирать нужные материалы, цветовую гамму и формы природного материала и соединять их в одно художественное целое. Особенно мне понравились мозаичные работы из такого природного материала как крупы и зерна. Эти работы необычайно привлекательны. Знакомство с работами не оставило меня равнодушной, и я решила углубить свои знания в этом виде творчества.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создание мозаичного панно из крупы и зерен.

Рассмотреть виды мозаики, и возможность использования данной техники для создания тематического панно ко Дню Победы.

Расширить знания о символах и наградах Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ: Развить интерес к творчеству.

Ознакомиться с различными видами мозаики.

Ознакомиться с техникой окрашивания семян.

Изучить технику создания мозаики из крупы и зерен.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Анализ и изучение специальной литературы.

Выполнение образцов мозаики.

Анализ образцов и выбор лучшего варианта.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта работа особенно актуальна. Работая с природным материалом, человек испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Можно применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.

НОВИЗНА РАБОТЫ:

Применение традиционных видов мозаичного искусства с использованием крупы и зерен, многоуровневой и объемной аппликации из мозаики.

В процессе работы происходит развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно — эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

Работа над проектом расширила мои теоретические знания и практические умения в области мозаичного искусства.

Выполненная работа может быть прекрасным подарком для близких, подарком ветерану, а также средством оформления интерьера, школьного музея, мероприятия посвященного Дню Победы.

Выполненный проект может быть использован как учебное пособие на уроках технологии.

1.3 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНИКИ

Тайна покрывает происхождение самого слова «мозаика». По одной версии слово «мозаика» (фр. — mosalque, — итал. — mosaico) происходящее от латинского слова musivum, сначала переводилось как «посвященная музам».

По другой версии — это всего лишь opus musivum, что означает разновидность покрытия стен или пола, состоящие из мелких камешков.

Искусство мозаики возникло в ходе общего развития древнейших цивилизаций, когда человек создавал предметы домашнего обихода. Кто первый придумал технику мозаики, доподлинно неизвестно.

Русские мастера примерно с XIII века оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро — монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировало русские княжества от Европы,

поставив их на грань выживания.

Только XVIII века М.В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Однако мозаичная инициатива М.В. Ломоносова не получила исторического развития.

Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX века, когда строился Исаакиевский собор в Санкт — Петербурге.

На Всемирной Парижской ярмарке, в 1911 году, представленные изделия российских мастеров, произвели неизгладимое впечатление на искушенную европейскую публику, которая поражалась сочетанию цветов полудрагоценных и драгоценных камней в русских изделиях. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Искусство во все времена авторское. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы. Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Удивительные картины несложно выполнять из такого необычного для искусства материала, как плоды зерновых культур.

Зачастую при взгляде на такие картины издали не сразу сможешь понять, из чего они сделаны. Кажется, что они написаны краской, в какой — то незнакомой технике. И только при близком рассмотрении приходит открытие — необычные картины, поражающие своей красотой, составлены из множества всевозможных семян.

В этих картинах древнейшее в мире искусство мозаики сочетается с необычным материалом. Само слово «мозаика» в памяти многих людей ассоциируется с роскошью римских терм и величием византийских храмов.

Понятие мозаики или мозаичности столь же важно для любой мыслительной и творческой работы, как и понятие яркости, цельности или схематичности.

Основоположницей нового жанра декоративно прикладного искусства считается З.Т. Коренева из города Вереи, что на берегу реки Протвы в Подмосковье. Более тридцати лет назад Зинаида Тимофеевна, учительница русского языка и литературы, выйдя на пенсию, занялась необычным делом. Она стала создавать из семян различные картины.

Картины замечательной художницы разошлись по многих странам мира, о ней, о ней писали газеты и журналы. В основе этой необычной техники декоративно прикладного искусства лежит мозаика, которая насчитывает более 4000 лет своей истории.

II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 ПОНЯТИЕ МОЗАИЧНОГО ИСКУСТВА

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно — прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно — прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

Мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид. Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить его красоту.

Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение.

Мозаичные картины можно собирать из разных материалов – камня, смальты, металла, стекла и керамики.

Все они обладают определенными особенностями из-за различных свойств каждого материала.

Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов, в частности из семян самых разных растений.

Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Семена – это прекрасный и благодарный материал для создания и оформления поделок. В лесу, саду или огороде встречаются семена растений, имеющие самые различные формы, которые отлично сочетаются между собой. Семян всегда много, их виды весьма разнообразны, они легко поддаются склеиванию.

Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые, по сути, представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.

Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис.

Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.

Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.

Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.

2.2 ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

Самостоятельная выкладка мозаичной картины – это довольно сложное занятие. Весь процесс создания мозаики можно разделить на несколько последовательных этапов, в числе которых: выбор рисунка, заготовка основного материала для работы, т. е. семян или круп, подготовка картона в качестве основы, дополнительных материалов – копировальной бумаги, клея ПВА, кисточек для клея и красок, самих красок.

Каждый из природных материалов имеет свою технику наложения на основу при создании мозаичной композиции. Все сыпучие природные материалы (крупы, специи, цветной песок или янтарная крошка) наносят на основу методом насыпки.

Все семена и части шишек, которые можно найти в доме, саду, огороде или в лесу, а также маленькие круглые камешки укладывают в мозаичное полотно только методом прямого набора.

Для создания поделок в мозаичной технике потребуется еще много разных материалов. И прежде всего для любого панно или картины из семян понадобится основа.

Для фона или основы подойдет плотный картон, лучше не брать бумагу даже для самой маленькой поделки: семена достаточно тяжелые, поэтому работа быстро деформируется. Для тех композиций, в которых будет частично виден фон, можно использовать плотный белый или цветной картон, подбирая его цвет к общему тону композиции. Кроме того, в качестве фона допустимо использовать бархатную или белую плотную бумагу, березовую кору, сизофлор, листья кукурузы и даже кружево или тюль. Все эти материалы следует продублировать картоном.

Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки.

Прежде чем приступить к выполнению мозаики, нужно подготовить себе удобное рабочее место и все необходимые инструменты и материалы. Для удобства и надежности во время занятий желательно разместить все принадлежности для работы и саму заготовку в виде основы на плоской и чистой поверхности. Выкладывать мозаику удобнее на столе размерами 120 × 70 см и высотой 70 см так, чтобы основа располагалась строго горизонтально.

Работа над мозаичным произведением начинается с определения его размера, выбора рисунка и изготовления на бумаге эскиза в натуральную величину. Поэтому нужно запастись листами белой бумаги нужного формата, простым карандашом и ластиком. Перенести рисунок на поверхность основы можно с помощью копировальной бумаги, кальки или шаблонов.

Можно создать трафарет из пленки, плотной бумаги или картона. Трафарет нужно просто наложить на основу будущего мозаичного произведения, обрисовать контур, по нему нанести сначала клей, а затем покрыть клеевую основу семенами или крупой в россыпь.

Шаблоны – достаточно удобное средство перевода рисунка на основу под мозаику. Для того чтобы вырезать шаблоны и некоторые другие детали для работы, обязательно понадобятся ножницы.

Семена, зерна или крупы наклеивают на основание с помощью клея, можно использовать любой клей. Однако следует помнить, что канцелярский клей со временем желтеет. Из — за чего внешний вид поделки может быть испорчен. Клей ПВА, обычно белого цвета, после высыхания делается прозрачным. Он практически незаметен на поверхности изделия.

Для некоторых работ лучше брать прозрачный клей, так называемые «жидкие гвозди». Этот клей практически не будет виден, если покажется в ненужном месте. Вполне подойдет для вклеивания семян и акриловый клей.

Для того чтобы нанести мелкие семена или крупы, вроде манной или кукурузной, на основу точно в контур детали и сплошным методом на фон, удобно использовать кондитерский мешочек с тонкой насадкой или простой полиэтиленовый пакет, надрезав его уголок. Однако при выкладывании узора из мелких семян или круп удобней брать их обычным пинцетом.

При работе с быстросохнущим клеем можно с помощью кисточки наносить клей прямо на семена или на место приклейки элемента, но этот способ требует больших затрат времени, он более трудоемок.

Укладку семян или косточек нужно производить легко, без какого-либо давления на поверхность мозаики. Однако при этом надо внимательно следить за совпадением укладки мозаичных элементов с ранее нанесенными на основание контурами рисунка. Очень важна точность в укладке первых рядов мозаики, потому что вся последующая укладка станет формироваться именно от этих рядов. На начальной стадии при укладке элементов мозаики не нужно сильно прижимать их к клею. Это позволит совершать некоторое перемещение элементов с помощью пинцета. Правильно подобранный клей не даст элементам мозаики сползти с основания.

При нанесении на основу клея желательно брать такое его количество, чтобы он сильно не выступал между элементами мозаики на лицевой поверхности. Хотя клей ПВА при высыхании становится прозрачным, тем не менее его большое количество способно несколько испортить внешний вид лицевой поверхности.

Все корректировки с элементами мозаики можно производить только в короткие сроки, т. е. в то время, когда клеевая масса находится в рабочем, еще не застывшем состоянии. Как только клей начнет подсыхать, любые манипуляции с мозаичными элементами недопустимы. Можно повредить и семена, и основу панно. Если нежелательные капли клея все-таки выдавились на поверхность мозаики, необходимо осторожно удалить их с помощью влажной губки после первичного высыхания клеевой массы.
Объемность, яркость и красочность придают композиции цветные штрихи, которые выполняют цветными фломастерами, гуашью, акварелью или акриловыми красками. Акриловые краски можно применять при работе на очень разных поверхностях. Они быстро высыхают и дают яркие, чистые цвета. Их легко смешивать и растворять водой. Нужные оттенки при работе с акриловыми красками получаются при смешивании красок одной фирмы – это обеспечит их предсказуемость в процессе смешивания.

Для получения более бледного оттенка одного и того же цвета краски нужно разводить специальным разбавителем для художественных акриловых красок. Для смешивания любых красок имеет смысл запастись пластмассовой палитрой. Для нанесения рисунка акриловыми красками обычно применяют синтетические кисти. Для акварели или гуаши лучше взять кисти из натуральной щетины. Не используемые в конкретный промежуток времени кисти нужно держать в воде. Акриловые краски быстро высыхают, и кисть делается негодной для применения по своему прямому назначению.

Готовую мозаичную работу желательно покрыть акриловым лаком, это защитит ее от пыли и обеспечит сохранность.

Готовую работу следует обязательно оформить, для ее окантовки потребуется рамочка. Целесообразнее использовать рамку из дерева или плотной бархатной бумаги. Деревянная рамочка придает мозаике из семян очень внушительный вид.

Теперь, когда мозаичная картина вставлена в раму, она приобретет законченный вид.

Моя работа отличается от уже существующих разработок тем, что она имеет разные уровни структуры. Все детали сделаны отдельно, и имеют объемную форму, как картина 3D.

2.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Материалы для работы:

рисовые зерна, окрашенные в красный, оранжевый, зеленый, белый, розовый;

горох, окрашенный в желтый и красный цвет;

овес, окрашенный в желтый цвет;

картон для основы, бархатная бумага темно — синего цвета для фона;

клей ПВА, клей универсальный, двухсторонний скотч, кисточка;

простой карандаш, черная ручка или фломастер, ножницы, канцелярский нож.

Перед тем как создать декоративное панно, я продумала многочисленные варианты тем и сюжетов и остановила свой выбор на предметной композиции. Я решила выполнить изображение ордена Великой Отечественной войны 1 степени, гвоздик, салюта, дат войны. Продумала оттенки, объем, рассмотрела возможные приемы и способы мозаики. Перед работой весь семенной материал и крупы высушила, очистила от излишней пыли, окрасила, разложила по цветам и оттенкам.

Первым этапов создания мозаики является перевод рисунка на картон. На выбранный мной для основы материал наношу простым карандашом желаемый рисунок. Так как по моей задумке мозаика будет формата 3D. Эскиз рисунка выполняю сразу в 2 экземплярах.

Один экземпляр эскиза разрезаю на отдельные детали, которые будут выполнять роль шаблонов. По ним вырезаю детали мозаичного панно из плотного картона. 2 экземпляр наношу на выбранный мною основной фон.

Заполнение мозаичного рисунка следует осуществлять постепенно, начиная с его нижней части. Лучше всего начинать с мелких фрагментов рисунка. Беру вырезанные мной детали и начинаю заполнять их пространство мозаикой.

Сначала наношу кисточкой клей ПВА на отдельные небольшие участки картона. Затем на покрытый клеем участок аккуратно насыпаю выбранную крупу. Ее нужно распределять по участку равномерно, стараясь, чтобы она не ложилась горкой, и не оставалось пустых участков. На мелкие детали, такие как меч, автомат, буквы и контуры я укладывала зерна с помощью пинцета.

В соответствии с выбранным цветом, заклеила все детали.

Когда все детали моего панно были заполнены семенами и зернами, я оставила их на время до высыхания клея. Затем ориентируясь на контуры рисунка, нанесенного на основной фон, аккуратно прикрепляла готовые детали моего панно, на объемный скотч к основанию.

Когда все детали рисунка были прикреплены на основание, оставляю поделку примерно на сутки до полного высыхания. Затем покрываю готовую картину акриловым лаком, что значительно приумножит вероятность ее сохранности. Кстати, с лакированной поверхности картины легче вытирать пыль. Готовую поделку вставляю в рамку.

Составляя мозаику, надо четко придерживаться той цветовой гаммы, которая характерна для изображений на рисунке.

Мозаике, кроме красоты и разнообразия, присуще еще одно важное качество. Она неразрывно связана с местом, для которого предназначена.

Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю возникновения и развития мозаичного искусства, я пришла к выводу о том, что данный вид искусства не утратил своего значения, он по-прежнему знаком многим мастерам, популярен, продолжает развиваться и совершенствоваться. Современная мозаика обогащается новыми темами и техниками.

Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека, его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров.

Картины из зерен – пока еще совсем новая техника, создающая свой уникальный и неповторимый стиль. Она, словно мелкая мозаика, моделирует оттенки цвета сочетанием по-разному окрашенных зерен и позволяет сымитировать практически любую фактуру. Эти картины станут оригинальным украшением вашего дома.

Различные семена и косточки являются легко доступным материалом для трудовой деятельности. Однако выполнение работ из них не столь просто, как кажется на первый взгляд. Это, без сомнения, содействует развитию мелкой моторики, но в то же время требует усидчивости, терпения и кропотливого труда.

В процессе работы над творческим проектом я более глубоко изучила такой вид декоративно — прикладного творчества как мозаика. Познакомилась с видами и способами ее выполнения. Полученные знания и практические умения использовала в работе над декоративным панно и считаю, что традиционные способы мозаики вполне можно применить к такому природному материалу как крупы и зерна. Считаю, что с поставленной целью и задачами справилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов: ACT МОСКВА, 2009г.

2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» — М.: Мой Мир, 2006г.

3. Т.Тукало, Е.Чудина, Ж. Шквырня «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты» — М.: «Контэнт», 2008г.

4. Черныш И.В. «Поделки из природных материалов» — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

5. Интернет ресурс Википедия.

Конспект мастер-класса. Мозаика из круп и макаронных изделий: Панно «Восточные узоры», ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 64

 

 

 


 

 

Конспект

мастер-класса

Мозаика

из круп и макаронных изделий:

Панно «Восточные узоры»

 

 

 

Разработала:

Акчердакова Динара Рашидовна

учитель технологии,

МБОУ СОШ №64 г.Пензы

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

Пенза, 2017 г.

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса: Мозаика из круп и макаронных изделий: Панно «Восточные узоры»

Продолжительность мастер — класса:  40 — 45 минут.

Цель: изготовить поделку своими руками – панно из круп и макаронных изделий

Познакомить с новой техникой аппликации — мозаикой с использованием круп и семян; научить приему приклеивания семян на бумажную основу, выполнять мозаику-поделку «Собачка».

Задачи мастер-класса:

·        развитие творческих способностей у детей, фантазии;

·        формирование  интереса к созданию подарков;

·        воспитание  трудолюбия и усидчивости;

·        воспитание аккуратности  в выполнении работы и осторожности в использовании инструментов.

Продолжительность мастер — класса:  40 -45 минут.

Оборудование: шаблоны, картон, простые карандаши, ножницы, крупы, макароны, клей, гуашь, кисти.

Раздаточный материал:  шаблоны, простые карандаши, ножницы, крупы, макаронные изделия, клей, гуашь, кисти.

Предварительная работа

Ход мастер-класса

I. Организационный момент

– Здравствуйте!  Сегодня я предлагаю вам сделать панно из круп и макаронных изделий, которое вы сможете потом подарить своим близким для украшения интерьера.

II. Вводная часть

Кто первым придумал использование круп и макаронных изделий в творчестве сказать трудно, но мозаики из круп делают во всем мире. Эта техника увлекает не только детей, но и взрослых. Так что же такое мозаика?

Мозаика – (франц. Mosanque, итал. mosaico, от лат. Буквально –посвященное музам), изображение или узор, выполненные из различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений.

Для изготовления декоративного панно могут быть использованы разнообразные крупы (бобы, фасоль, рис, пшено, гречка), семена (тыквы, подсолнуха, арбуза), макаронные изделия различной формы. Эти материалы хороши тем, что имеют различную форму, цветовую гамму и обладают прекрасной прочностью. Использование различных круп и макаронных изделий дают простор для творчества. Проявив немного фантазии, усидчивость и аккуратность можно создать очень красивые поделки, и не всегда угадаешь, что при работе были использованы простые природные материалы.

Итак, любая мозаика – это составление узора из большого количества мелких деталей из разных материалов.

III. Основная часть

Перед началом работы нужно определиться с рисунком, который мы возьмем за основу нашего панно. Я подготовила для вас несколько вариантов.

Итак, когда мы с вами определились с выбором рисунка, приступаем к работе.

В качестве листа-основы нашего панно мы будем использовать упаковочный картон.

Берем шаблон, кладем его на картон, обводим по контуру, и вырезаем.

На лицевую сторону основы простым карандашом наносим контур будущего рисунка.

После того как нанесли рисунок на основу панно, приступаем к заполнению картины крупами.

Заполнение начнем с цветка, который находится в центре композиции, обильно смазываем этот элемент рисунка и кладем на него макароны.

Середину большого цветка украсим с помощью гречки. На середину намазываем клей и насыпаем гречневую крупу, зерна слегка утрамбовываем пальцами, излишки аккуратно стряхиваем, для этого переворачиваем работу. Сверху крупу снова покрываем клеем ПВА.

Промежутки между листьями тюльпанов и большого цветка выложим из гороха.

Окантовку панно делаем из гороха.


 

Листья тюльпанов и сами цветы будем выкладывать из риса. Для того чтобы было удобно располагать зерна риса, мы будем использовать карандаш.

Оставшиеся пустые элементы нашего панно выложим из гречки. Намазываем клей и насыпаем гречневую крупу, излишки аккуратно стряхиваем, для этого переворачиваем работу.

После того как наше панно заполнено крупами и макаронами, нам нужно придать цвет тюльпанам и их листьям. Для этого красим с помощью гуаши тюльпаны синим цветом, а листья зеленым цветом.


 

IV.Заключительная часть

Мы завершили нашу работу над созданием панно. Давайте теперь посмотрим, какие замечательные работы у нас получились.

 

Можно увидеть, что работа у каждого имеет свою изюминку, вроде были использованы одни и те же приемы, но они отличаются по цвету, по характеру. Теперь вы будете знать, что простые крупы, макаронные изделия, которые хранятся на кухне для приготовления пищи, можно использовать в качестве материала для изготовления панно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *