Skip to content

Окна русской избы картинки – Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Окна русской избы: matveychev_oleg — LiveJournal

29433469a2c84d54859ebd0f40d3f991

Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).


29433469a2c84d54859ebd0f40d3f991
Традиционное окно пуританского дома

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.

источник

Главные секреты окон в русской избе.

Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/40852-glavnye-sekrety-okon-v-russkoy-izbe.html

Презентация для урока ИЗО «Декор русской избы»

Декор русской избы Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы

Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.   В. Федотов

Декор русской избы

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство.  Чудесной резьбой покрывали мастера  не только предметы интерьера, но и саму избу

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Фасад – лицо избы

Фасад – лицо избы

  • Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Русская изба состояла из трех частей: верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная конек – небесная колесница сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет клеть  – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная

конек небесная колесница

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Солярная орнаментика.  Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека. Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Конь - охлупень С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Конь — охлупень

С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Фронтон дома Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Фронтон дома

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Доски - полотенца Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы

Доски — полотенца

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Причелина  Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелина

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Наличники окон На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Наличники окон

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Верхняя часть наличников

Верхняя часть наличников

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Внутренний мир русской избы В низенькой светелке с створчатым окном  Светится лампадка в сумраке ночном:  Слабый огонечек то совсем замрет,  То дрожащим светом стены обольет.  Новая светелка чисто прибрана:  В темноте белеет занавес окна;  Пол отструган гладко; ровен потолок;  Печка развальная стала в уголок.  По стенам – укладки с дедовским добром,  Узкая скамейка крытая ковром,  Крашенные пяльцы с стулом раздвижным  И кровать резная с пологом цветным.    Л. Мей

Внутренний мир русской избы

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе Вопросы для повторения: Зачем люди украшают свои жилища? О чем может рассказать декор крестьянской избы? Назовите элементы избы Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Вопросы для повторения:

  • Зачем люди украшают свои жилища?
  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Список использованных источников:

Список использованных источников:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
  •   М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба
  • http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
  • https://www.google.ru
  • http://rodonews.ru/news
  • http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html

особенности, интересные факты и описание

Русская изба символизирует собой Россию в малом. Ее архитектура представляет собой стойкость традиций, которые дошли до нас благодаря верности крестьян заповедям прошлого. На протяжении нескольких веков вырабатывались стиль, планировка и декор русской избы. Интерьер всех домов практически ничем не отличается, он вмещает в себе несколько элементов: несколько жилых комнат, сени, чулан и горницу, а также террасу.

декор русской избы

Изба в России: история

Изба представляет собой деревянное строение, которое до трети своей части уходит под землю, напоминающее полуземлянку. Те дома, где не было печной трубы, именовались курными. Дым из печи выходил на улицу через входные двери, поэтому во время топки он висел над потолком. Чтобы сажа не падала на людей, сооружались специальные полки по всему периметру стен. Немного позже начали делать отверстия в стене, а потом и в потолке, которое закрывалось задвижкой. Декор русской избы курной был непримечательным. Полов как таковых не было, они были земляные, окон также дом не имел, были только небольшие окошки для освещения. В ночное время пользовались для освещения помещения лучиной. Через несколько столетий начали появляться белые избы, в которых были печи с трубами. Именно такой дом считается классической русской избой. Она делилась на несколько зон: печной угол, отделяемый от других занавесом, справа у входа располагался угол женский, а возле очага – мужской. С восточной стороны горизонта в доме располагался так называемый красный угол, где на специальной полке под вышитыми полотенцами в определенном порядке размещался иконостас.

изо декор русской избы

Внутренняя отделка

Потолок в доме был из жердей, которые предварительно раскалывали пополам. На мощную балку выкладывали брусья, щели замазывали глиной. Сверху потолка насыпали землю. К балке подвешивали колыбель на специальное кольцо. Такой декор русской избы внутри предполагал обшивку внутренних стен досками из липы. Возле стен размещали лавки, на которых спали, и сундуки, где хранили вещи. На стены прибивали полки. Особой роскоши внутри избы не было. Каждая вещь, которую там можно было увидеть, была нужна в хозяйстве, лишнего ничего не было. В женском углу размещали предметы, необходимые для приготовления пищи, также здесь была прялка.

Элементы декора русской избы

В избах все блистало чистотой. На стены вывешивали вышитые полотенца. Мебели было мало, кровати и шкафы появились только в девятнадцатом столетии. Главным элементом был обеденный стол, который размещался в красном углу. Каждый член семьи всегда садился на свое место, хозяин сидел под иконами. В будние дни стол скатертью не накрывали, на стены не вывешивали никаких украшений. В праздники изба преображалась, стол выдвигали на середину комнаты, накрывали скатертью, на полки выставляли праздничную посуду. Еще одним элементом декора служил большой сундук, который был в каждой избе. В нем хранилась одежда. Сделан он был из дерева, оббит полосами из железа и имел большой замок. Также декор русской избы предполагал наличие лавок, где спали, и подвесной люльки для грудных детей, которую передавали из поколения в поколение.

элементы декора русской избы

Порог и сени

Первое, с чем сталкивались, когда входили в избу, — это сени, что представляли собой помещение между улицей и отапливаемой комнатой. Они были очень холодными и применялись в хозяйственных целях. Здесь висело коромысло и прочие необходимые предметы. Хранили в этом месте и продукты питания. Перед входом в теплое помещение был выстроен высокий порог, где гость должен был поклониться хозяевам дома. Со временем поклон дополнился крестным знамением перед иконами.

Русская печь

Когда попадали в основную комнату, первое, на что обращали внимание, — это была печь. Так, декор русской избы предполагает наличие такого главного элемента, как русская печь, без которой помещение считалось нежилым. На ней также готовили пищу, в ней сжигали мусор. Она была массивной и долго сохраняла тепло, в ней было несколько заслонок для дыма. Здесь размещалось много полок и ниш для хранения посуды и прочих предметов быта. Для приготовления пищи применяли чугунки, которые ставились в печь при помощи рогачей, а также сковородки, глиняные горшки и кувшины. Здесь стоял самовар. Поскольку печь стояла в центре комнаты, она прогревала дом равномерно. На ней размещали лежанку, на которой могли помещаться до шести человек. Иногда сооружение было такого размера, что в нем могли мыться.

русская изба единство конструкции и декора

Красный угол

Неотъемлемой частью внутреннего декора избы считался красный угол, который находился в восточной части дома. Он считался священным местом, здесь размещали вышитые полотенца, иконы, священные книги, свечи, святую воду, пасхальное яйцо и так далее. Под иконами находился стол, где принимали пищу, на нем всегда стоял хлеб. Иконы символизировали алтарь православного храма, а стол – церковный престол. Здесь принимали самых почетных гостей. Из икон в каждой избе были обязательными лики Богородицы, Спасителя и Николая Угодника. К красному углу были обращены изголовья постелей. В этом месте проводили множество обрядов, которые связаны с рождением, свадьбой или похоронами.

Лавки и сундуки

Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным. Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах.

декор русской избы внутри

Таким образом, перед нами представляется уютная русская изба, единство конструкции и декора которой является прекрасным творением, которое создал крестьянин. В доме не было ничего лишнего, все предметы интерьера использовались в повседневной жизни хозяев. На праздники изба преображалась, ее украшали предметами, сделанными своими руками: вышитыми рушниками, вытканными скатертями и многим другим. Это нужно помнить, если нужно принести в школу рисунок на эту тему. В 5-м классе на ИЗО «декор русской избы» — одно из предусмотренных программой заданий.

Люди обустраивали свои избы, сопоставляя их мироустройству. Здесь каждый угол и деталь наполнены особым смыслом, они показывают взаимоотношения человека с внешним миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *