Skip to content

Общественная баня европа: Изучаем миф о «Немытой Европе» – Фотографии из общих европейских бань (+18) // Экспансия скверны!

Содержание

Изучаем миф о «Немытой Европе»

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может – ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.


 Харменс ван Рейн Рембрандт — Вирсавия в купальне, 1654

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической – там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


 Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались – они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” – так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта – существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века – это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это – появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?


 Джузеппе Бартоломео Киари — Вирсавия в её ванной, XVII век

Вода и дрова – без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.


 Франсуа Клуэ — Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим – мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные – крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности – насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей – пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований. Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.


 Альбрехт Дюрер — Женская баня, 1505-10


 Альбрехт Дюрер — Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» — моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце – огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.


Альбрехт Альтдорфер — Купание Сусанны (фрагмент), 1526

Главная башня замка – донжон – господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей – от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами – в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему – каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Из собранных и приведённых нами свидетельств можно понять, что помывка в бане или собственной ванне во многом зависела от возможности платить – кому-то за доступ в общественную баню, кому-то за привилегию пользоваться бассейном. А тот, кто не испытывает такого желания, не станет мыться и сейчас, несмотря на все блага цивилизации.

Михаил Сорокин



Фотографии из общих европейских бань (+18) // Экспансия скверны!

Фотографии из общих европейских бань (+18) // Экспансия скверны!

Не знаю как во всей Европе, но в Германии сауны общие, говорят есть раздельные не знаю, где то на ГДР-й части еще сохранились!

Наши приезжая в Германию, не все, но многие спешат увидеть очаг свободы!

Мне одна немка сказала — вы русские варвары и возбуждаетесь от обычной наготы, у всех людей одинаковые носы и уши, все то же с гениталиями, что вы русские хотите увидать, приходите и пялитесь, многие так и не снимают полотенца, хотя положено в сауне абсолютно голым быть!

Трудно судить, должны ли люди в будущем ходить голые на пляже, в сауне…, как в романе Ефремова Час Быка, давно читал, но в будущем эти русские не стяснялись наготы по Ефремову!

Среди очага европейской свободы, будут фото из русских бань, для контрасту!

Мое мнение, не пойду в такую сауну, грех это! Вот с подружками Барыни и с Барыней пошел бы в русскую баню, подружки разведенки, но Барыня сказала этого не будет никогда, а помечтать…. ? А баня у подружки классная!

Бани Средневековья или Когда Европа была немытой

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о «немытом» является очередным мифом и стереотипом.

Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти» 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» — далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила «патриотическая» статейка о «чистых славянах» и «вонючих европейцах» — кажется ее перепостил и d_pankratov, не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:

Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Прислужница в купальне — заметим, с веником. «Wenzelsbibel», ок.1400 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 — пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Личный опыт: как русская девушка «отшивает» в общих банях немецких развратников

Как известно, в Австрии, Германии, Голландии, на севере Италии сауны и бассейны при отелях — общие для мужчин и женщин. А дресс-код для всех один: голый…

О том, как всё-таки сходить в баню, но не потерять при этом собственное достоинство, рассказала известный блогер zazerkaliya в Живом Журнале. Пост интересен хотя бы тем, что написан ярко и убедительно.

Как известно, германцы ходят в сауну париться вместе — мужчины и женщины. Голыми. В прошлом году, в Австрии, меня с подругой ворчливый австриец попросил удалиться из сауны из-за купальников. Вернее предложил раздеться. Вот такой нетолерантный мужик попался, если бы пришли арабские женщины в буркини, так не пикнул бы, наверняка. Но да хрен с ним. Мы то пришли по приколу, тест на толерантность сделали, так сказать. Должен же в толерантной Европе быть промежуточный вариант в общей сауне между буркини и голышом всем вместе.

Нет, промежуточный цивилизованный вариант у германцев не предусмотрен. В прошлогоднем посте об австрийской сауне «Сказали раздеться в австрийской сауне» накатали больше тысячи комментариев и треть из них писали гневно, что мол это их традиции и не нравится — не ходите. Невероятно, но факт, у трети, высказавшихся так, какая гибкость мнения! Если вы такие гибкие, вы, приезжая в ОАЭ, сразу белые одежды надеваете без трусов, как там принято, и баб своих в чёрные буркини заворачиваете? Нет, не надеваете и не заворачиваете. А когда в Африку к диким племенам приезжаете? Тоже, как они, набедренные повязки надеваете? Традиции же? А к азиатам когда приезжаете, сразу начинаете дрянь есть всю, которую они поедают да пожевывают? Некоторые вон до сих пор жён своих прелагают белому господину. Как вам? Традиции же.

Так с чего это вы в немецкой бане готовы труселя снять с себя и своих баб и в сауну общую идти? Потому что традиции германские? Какая гибкость сознания однако! То есть вы себя ставите выше африканцев и азиатов, что не честь вам до их уровня опускаться, но ниже германцев, что повинуясь их традициям, готовы снять трусы себе и бабе своей. Что ж — ваш выбор. Мой выбор считать, что традиции эти дикарские. Что мешает сделать раздельные сауны и не заставлять женщин унижаться, парясь вместе с чужими мужиками в саунах не совсем понятно. Чай не средневековье. Ресурсов хватает. Воду и дрова, как в средние века, когда мылись всей семьей с соседями ради экономии ресурсов, экономить не нужно.

Курорты горнолыжные собирают катальщиков со всей Европы — и южной, где париться в общих саунах дикость, и северной, где это как бы норма. Так почему на междунарожных курортах не сделать раздельные парные, а не навязывать свои привычки отдыхающим, половина из которых совсем не германцы?

Я сейчас нахожусь в Тироле, в Доломитах, которые раньше принадлежали австрийцам. Территориально это — Италия, хоть местные считают себя австрийцами, но большая часть гостей тут итальянцы со всей Италии. Полно и россиян конечно, и других национальностей. В чём проблема сделать раздельные сауны? Какие нафиг традиции, если традиции эти везде в мире изжили себя ещё два века назад.

Кстати, хозяйка моего дома, который я снимаю тут в Доломитах, рассказывала потешную историю, как в ней приезжали отдыхать американцы. Они спросили где тут термальный комплекс, хозяйка рассказала, но предупредила, что сауны там совместные. Американцы не поняли её и раз пять переспрашивали, что она имела ввиду. Потом, судя по их реакции, они так и не поняли или просто ей не поверили. Когда вернулись из термального комплекса, возбужденно ей говорили, что в шоке от такого безобразия, что голые мужики и бабы вместе парятся. Американцы были шокированы этим обстоятельством.

Да, как же проникнуть после катания в горах в эти заветные сауны и не голышом перед чужими мужиками и тетками? Я закрутилась в полотенце. Просто взяла несколько полотенец чтобы и постелить, как положено, и вторым полотенем обернуться. Была готова послать по-русски на три буквы буквально, если какая-нибудь нетолерантная к моему полотенцу сволочь, развыступалась бы, что ей мешает мое полотенце. Поглядывали, но промолчали. Но, честно скажу, это я опять таки, ради эксперимента.

Никакого удовольствия мне не доставила сауна, набитая голыми мужиками и бабами. Это нужно родиться германцем, чтобы это было нормой.И да, разглядывают они баб в сауне, разглядывают. Не рассказывайте сказок, что в германских саунах мужики вдруг превращаются в аморфные создания и чужие сиськи их перестают волновать. На бесцветных немок и отвисшим всем, что только может отвиснуть, конечно им пофиг. А на девок наших, в полном соку, они даже в бассейне заглядываются. А уж если бы наши девки голышом в сауну пришли, так об…лись бы все там. Но наши девки себя так не унижают и цену себе знают — голыми но германским саунам не шастают, чего и вам желаю.

«Немытая Европа»: как на самом деле выглядел санитарный кризис Средневековья, о котором так много го: karhu53 — LiveJournal




Когда говорят о средневековой Европе, обязательно представляются картинки мрачных грязных улочек городов, массово завшивленных людей, не моющихся годами рыцарей и «милых» дам с гнилыми зубами. Массовая культура породила огромное количество мифов относительно гигиены в средневековой Европе. Наконец, на отечественных просторах можно часто услышать издевательское предубеждение о том, что бани были только на Руси в то время. Все это не так.
https://tiina.livejournal.com/12752257.html
Упадок цивилизации
На протяжении многих столетий Рим был светочем цивилизации и ни для кого не секрет, что с гигиеной в нем все обстояло достаточно неплохо, по меркам античного государства. Принято считать, что с крахом Западной Римской Империи в Европе произошел настоящий санитарный кризис. Отчасти это действительно так. Разорение Рима и упадок империи не способствовал развитию санитарии в наступивший за этим период раннего средневековья. Однако, бани оставались все это время в Восточной Римской Империи. Более того, ситуация с санитарным делом начала постепенно налаживаться в Государстве Франков Карла Великого. К IX-X веку в городах стали появляться банные комплексы. Связано это было в первую очередь с ростом городов.

Достоверно известно, что в XIII столетии с банями в Европе все обстояло уже очень хорошо, по средневековым меркам. Например, во Франции их существование подтверждают «Регистры ремесел и торговли». В Париже на 150 тысяч человек работало около 26 общественных бань, которые работали 6 дней в неделю. В Вене было 29 бань, в Франкфурте – 25, в Нюрнберге – 9 и это далеко не единственные примеры. Более того, документы указывают на то, что баня считалась весьма важным объектом городской инфраструктуры.

Хотя Готы в свое время осадили, разграбили и сожгли Рим, уничтожив там античные акведуки, кое-что сохранилось. На территории современной Италии в Средние века продолжали работать старинные термы, которые пускай и в небольшом количестве, но все-таки сохранились.

Путешественники VII века описывали, что в Британии есть много соленых и горячих источников, которые местные жители используют для обустройства бань, где люди «моются раздельно, сообразно полу». Более того, в Британии оставалось небольшое количество еще римских бань, например в городе Бата, который был «курортным» для состоятельных граждан империи.

Баня – это весело

Средневековая баня — это в первую очередь польза для здоровья. Ходили в бани не только помыться. Существовал специальный «цех банщиков», где специалисты разного профиля оказывали самые разные услуги. Именно здесь работали цирюльники, которые стригли волосы и брили бороды. Врачеватели делали кровопускание и ставили пиявок, делали массаж. На некоторых средневековых европейских рисунках фигурируют даже банные веники! В банях использовалось примитивное мыло, сделано на основе золы, а также натуральные морские губки.

Баня была не только санитарным учреждением, но еще и увеселительным. При банях часто действовали питейные заведения, где люди могли употребить спиртные напитки, пообщаться, а также поесть. Нередко в залах играла музыка.

Церковь «против» бань

Существует твердое убеждение в том, что в средневековое время церковь выступала против бань. Безусловно, некоторые монахи, в рамках своей аскезы могли отказываться в том числе и от гигиенических процедур, однако церковь вовсе не боролась с банными комплексами, во всяком случае, целенаправленно. С чем действительно боролись церковники, так это с проституцией, которая процветала в подобных заведениях. Конечно, для простого люда столь неподобающее поведение просто объяснялось «греховностью», однако конечная цель у такой борьбы была опять же благая.

Дело в том, что средневековые бани с борделями (по большей части неофициальными) напоролись на те же грабли, что и античные бани греков и римлян. Подобные заведения быстро становились рассадниками венерических болезней.

В большинстве средневековых стран посещение бани и мужчинами, и женщинами одновременно – запрещалось. Для женщин или создавались отдельные комплексы, или вводились другие дни посещения. Как правило, в начале недели в баню ходили женщины, а мужчины к ее концу.
Кстати, именно распространение венерических заболеваний из-за публичных бань уже в Новое время станет причиной их массового закрытия.
Источник: https://novate.ru/blogs/220519/50459/

Почему европейцы боялись мыться в бане — Рамблер/субботний

В античное время водопровод, акведуки, частные и общественные термы встречались во всех городах Европы и мыться было обычным делом.

«Жуткое» язычество призывало человека следить за своим телом и даже последний нищий, например, в Древнем Риме имел право на бесплатную баню. С распространением христианства ситуация изменилась.

Стремясь упорядочить жизнь в соответствии с благочестивыми нормами поведения, европейские нации почему-то погрязли в нечистотах.

Люди стали бояться мыться. Почему так случилось?

Трансформация сознания

В первые века распространения христианства в Европе еще работали общественные городские бани, и несколько раз в неделю смывать с себя грязь считалось нормальным для праведной жизни, но только соблюдая определенные условия.

Апостольские заповеди запрещали христианам мыться в одной бане с евреями, а также с мусульманами, для которых омовения являются ритуальными действиями. Не мог честный христианин просто мыться, когда рядом представитель другой религии, возможно, возносит свои молитвы богу. И если мусульмане в Европе встречались редко и их можно было идентифицировать по одежде и речи, то евреи исстари жили со многими европейскими народами, часто говорили на местном языке и выглядели, как обычные горожане.

Определить, кто моется рядом, было сложно, евреи не произносили вслух свои молитвы, но ревностным христианам было от этого не легче. В итоге под давлением церкви общественные термы в европейских городах стали закрывать, а в частных банях стали брать большую плату.

Великое похолодание, длившееся на европейском континенте с VI по IX век заставило людей очень бережно относится к топливу, которым тогда была только древесина. За несколько веков реликтовые леса были полностью вырублены, цены на дрова во многих странах оказалась немыслимыми.

Апеннинский полуостров из цветущего края в античные времена превратился в середине Средневековья в степную и пустынную местность. В таких условиях тратить дорогостоящее дерево не на обогрев жилища, а на какие-то излишества, например, баню, считалось кощунством.

Возникновение и исчезновение бань

Потепление, пришедшее в XI веке, ненадолго вернуло людям возможность пользоваться частными банями. Однако с развитием христианской культуры в Европе постепенно менялось и отношение к омовению, причем как в лучшую, так и в худшую сторону.

Непрекращающиеся войны, которые вела Византия, и затем ее падение привели к тому, что в Италию и в меньшей степени во Францию с малоазийского полуострова хлынули потоки беженцев. В основном это были образованные византийцы, и во многом именно они подготовили почву для Ренессанса.

В Европе не без их влияния возродился обычай часто мыться и появились общественные термы, но, увы, ненадолго. В 1526 году известный нидерландский ученый Эразм Роттердамский писал: «…Всего 25 лет назад ничего не было таким популярным, как общественные бани. Сегодня их уже не отыскать — чума научила нас обходиться без них…» Очередное длительное похолодание на континенте стало причиной удорожания дров и, как следствие, редкости принятия людьми водных гигиенических процедур. Естественно, начали распространяться болезни.

Чуму из Китая в европейские страны принесли блохи, а распространяться эта инфекция стала в первую очередь в общественных банях. Люди, приходившие помыться, сбрасывали свою одежду в одном помещении, и блохи, зараженные чумой, свободно перепрыгивали на облачение здорового человека.

Вскоре европейцы, в основном массово необразованные, стали считать, что именно вода, а вернее банные процедуры распространяют чуму, поэтому начали отказываться от них. И если в ХVI веке богатые горожане мылись в своих частных банях хотя бы раз в полгода, то в ХVII—ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. И тому немало поспособствовали некоторые, поистине средневековые христианские догмы.

Средневековые взгляды

Если в самом начале итальянского Возрождения христиане, любуясь произведениями античного искусства, приходили к мысли, что человек подобен Богу, то с развитием Реформации люди прежде всего в Центральной, Северной и Западной Европе вернулись, как это ни странно, к средневековому пониманию действительности. Человек как таковой снова предстал абсолютно греховным созданием, изначально неспособным к праведной жизни. Только на этом основании католические и протестантские священники не рекомендовали своей пастве вообще трогать себя руками — это считалось греховным. Что уж говорить о том, чтобы мыть себя даже в закрытой, частной бане.

И если в середине ХV века в европейских медицинских трактатах можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», то в конце того же века бани стали еще и атрибутом ада.

Например, королева Испании Изабелла Кастильская, являвшаяся для всех образцом христианской добродетели, оставила в своих документах запись, где она с гордостью сообщала о том, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день собственной свадьбы.

Русские и их бани

Появление общественной бани в Европе было шоком, и этот «ужас» в процветающий Париж принесли русские солдаты. В 1813-1814 годах преследовавшая войска Наполеона армия Российской империи на некоторое время была расквартирована во французской столице. Раз в неделю русские устраивали себе баню, куда вваливались огромными обнаженными толпами и хлестали себя растениями. Парижане, наблюдая за подобными «вакханалиями» русских, расценивали все это как кару небесную за собственную алчность. Представления о гигиене «дикого» россиянина и просвещенного европейца разительно отличалась, и не в пользу последнего.

В 1818 году в Берлине была открыта первая, и долгое время единственная общественная баня. В 1840 году вышел один из первых романов Александра Дюма «Учитель фехтования», в котором, в частности, упоминалась реакция просвещенного европейца, пришедшего в ужас при посещении русской общественной бани в российской столице.

А в 1889 году в Берлине было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом «Каждому немцу баня — каждую неделю», и уже в течение следующего десятилетия в столице Германии число общественных бань перевалило за 200.

Однако до сих пор европейцы, наблюдая на зарубежных курортах, как русские часами плавают на глубине в открытом море, недоумевают, как это возможно, и сами лишь по несколько минут плещутся в бассейне.

главные бани любимых европейских столиц

Чем ближе к ноябрю, тем дешевле билеты у лоукостеров и тем сложнее долго находиться на улице – даже если обычно тебе легко покоряются пешеходные маршруты длиной в 20 км. Выпить кофе в модной кофейне или выбрать книжную обновку в какой-нибудь легендарной лавке – отличный, но не единственный способ согреться суровым осенним вечером. Хорошая альтернатива – провести время в бане или купальне, заседая в теплой термальной воде под звездами или разглядывая причудливые интерьеры в стиле ар-деко. Рассказываем, где и как это сделать.

 

Берлин

Liquidrom
Möckernstraße 10

В футуристичном белом здании ты найдешь одну из самых классных точек города для тех, кто хочет расслабиться после ночи яростных танцев или дня слишком продуктивного шоппинга. Liquidrom – это русская баня, финская сауна, Гималайская соляная сауна и панорамная сауна вместе. В сауне, кстати, каждый час новая движуха: то тропики, то лед, то соль. Снаружи – маленькая теплая купальня, где можно смотреть на закат вечером, а внутри – внушительный бассейн с теплой термальной водой, приятная электронщина и естественный свет. В «Ликвидроме» вообще по вечерам часто проходят концерты – то джазовый вечер проведут, то даунбитом порадуют, то крутят саундтреки к известным фильмам – проверяй афишу! 

Старайся прийти сюда в будние дни – иначе придется повоевать за местечко на полке или за лежак. Все, что нужно, можно взять напрокат.

Дресс-код. Чтобы попасть в сауну, придется раздеться. Не удивляйся, что здесь полно туристов – место крутое, а потому популярное.

Цена и время работы. За двухчасовой сеанс приготовь € 19,50 наличными – за оплату по карте сверху накинут еще € 3,50. Открыто с 9 до 12 и до часа ночи в пятницу и субботу.

 

 

 

Гамбург

Holthusenbad
Goernestraße 21 

Пожалуй, один из самых красивых бассейнов в Германии. И точно один из самых старых действующих. Holthusenbad построили в 1914 году, недавно отремонтировали, и теперь пройти мимо просто глупо – особенно, если на дворе серая и дождливая осень. Хочешь – плавай в бассейнах с холодной или теплой водой внутри, хочешь – наберись смелости и проплыви хотя бы пару километров снаружи (воду, кстати, там подогревают). И главное, загляни в сауну! В здании, кстати, есть симпатичный фудкорт, где можно вернуть обратно все потерянные в парилке калории. Основной лайфхак – не ходи в бассейны и бани в воскресенье – только если ты ребенок или обожаешь громкие звуки.

Дресс-код. Тебя ждут небольшие комнатки с влажным паром или в финском стиле, куда в одежде даже нет смысла соваться – не поймут. Если стесняешься, чекни расписание на сайте – например, здесь бывают сеансы «только для девочек». 

Цена и режим работы. Сауна от € 16,50, в зависимости от дня недели. Можно взять билет только в бассейн. Работает каждый день до 22.

 

 

 

Амстердам

Sauna Deco
Herengracht 115

Место, от которого будут в восторге ценители архитектуры и городских легенд. А вот бывалым банщикам здесь, скорее всего, купален и саун будет маловато. Но обо всем по порядку. Когда в 1970 году хозяева известного парижского магазина Le Bon Marche решили обновить интерьер, который был оформлен в 20-ых в стиле ар-нуво, они особенно не парились: демонтировали все дерево и гнутые перила и выставили их на продажу. Хитрые голландцы не растерялись, скупили все под чистую и оформили этим добром свою баню, которая с тех пор стала носить гордое имя Deco. 

Поскольку в комплексе всего две сауны и хаммам с эвкалиптовым паром, а купальни только с ледяной водой, ничего особенно не остается, как фотографироваться, ходить, завернувшись в полотенце, и рассматривать интерьеры. Например, позолоченные витражные окна раньше были фонарями с крыши Le Bon Marche, а странная пирамидальная конструкция на полу в холле была люстрой в торговом зале.

Дресс-код. В чем мать родила! Сауны смешанные.

Цена и режим работы.  Входной билет обойдется в € 23,50. В будние дни с 12 до 15 посещение будет стоить тебе € 19, есть скидки студентам. Сауна открыто до 23 во все дни, кроме воскресенья.

 

 

 

Вена

Amalienbad
Reumannplatz 23

Чтобы погрузиться в банную культуру столицы Австрии, направляйся в рабочий 10-й район – в Amalienbad, которая снаружи похожа на крепость. Внутри тебя ждет огромный бассейн с интерьерами 20-ых годов, зона с саунами и купальнями. За символическую плату можно просто помыться – Brausebad часто пользуются местные жители, которые живут в старых квартирах без нормальных ванных комнат.

Тебе же предлагаем наведаться в небольшую финскую баню, парную или биосауну, где настроение будет задавать не только температура и пар, но и свет. Здесь же есть парочка тихих купален, где принято степенно восседать по полчаса и обсуждать последние новости, и даже небольшой водоворот – слава богу, дети до него еще не добрались. К слову, в Amalienbad проходят даже вечеринки: пробивай инфу перед приездом.

Дресс-код. Вход в купальниках в зону саун запрещен, так что отбрось стеснения и вперед – за самым легким паром. Для местных развалиться на полке с ногами на ширине плеч настолько естественно, что невольно проникаешься всеобщим расслаблением. Если это все-таки слишком, посмотри расписание – есть сугубо мужские, сугубо женские или семейные часы.

Цена и режим работы. Вход € 19,90, время работы не поддается логике – лучше проверь еще раз. 

 

 

Будапешт

Gellert Furdo 
Kelenhegyi út 4

В термальных источниках, на которых стоит Будапешт, парились еще древние римляне, а в XVI веке здесь появились первые хаммамы. Но звание «купальной столицы Европы» Будапешт получил в начале XX века, когда здесь начали строить огромные банные комплексы – два самых известных из которых Szechenyi и Gellert. Вторая купальня меньше, и публика там постарше, зато от интерьеров просто захватывает дух. Чего стоит только главный бассейн с колоннадой. В 1930-ых, кстати, в Gellert закатывали лучшие в городе балы – бассейн накрывали стеклянным полом, и на нем танцевали.

Сегодня в комплексе есть с десяток массажных кабинетов, обертывания, кафе, где можно заказать кофе с «Уникумом» или бокал токайского. На улице – финская баня, бассейн с искусственной волной и купальня с теплой водой.

Дресс-код. Внутри здания – хаммам с эвкалиптовым паром, две сауны и три купальни с водой разной температуры – купальник надевать обязательно.

Цена и режим работы. Билет в будний день обойдется в € 16,7, в выходной – € 17,3. Время работы – с 06.00 до 20.00.

 

 

Таллинн

Kalma Sauna
Vana-Kalamaja 9a

С точки зрения бань эстонцы – вторые финны. Для них это не только возможность пережить отстойную северную погоду, но и пообщаться с расслабленной обстановке. Баня Калма – одна из старейших в городе, была построена в 1928 году в красивом здании в югендстиле. Райончик, кстати, тоже колоритный – Каламая, среди деревянных домиков которого особенно приятно прогуляться после нескольких часов в парилке. Если хочется более уединенной обстановки, к твоим услугам маленькие частные комнаты с купальнями, где можно потусоваться с друзьями. Березовые веники тоже имеются, а в местном баре можно выпить чего-нибудь возвращающего к жизни.

Дресс-код. В комплексе «русская» баня и финская сауна, а также купальни с теплой и ледяной водой. Сеансы для женщин и мужчин раздельные, так что снимай одежду и устраивайся на полке! Топят, к слову, настоящими дровами.

Цена и режим работы. Входной билет по будним дням – € 9, по выходным – € 10. С 10 до 22.00 в будние и до 23.00 в выходные.

 

 

Хельсинки

Loyly
Hernesaarenranta 4

В пятимиллионной Финляндии больше трех миллионов частных и общественных саун – по одной на 2 человека. Даже один из Burger King открыл парную при ресторане! Настолько высокого показателя в мире больше нет, а потому побывать в Хельсинки и не заглянуть в парилку – так же непозволительно и недальновидно, как лить пиво на камни «для запаха». Löyly – одна из новых (открылась в этом году) и красивых саун, сделанных по всем канонам скандинавского дизайна из экологически чистых материалов. Сауна выходит на солнечную террасу прямо на берегу в центре (Munkkisaari), под боком – приличный ресторан, где можно выпить чая или пива – смотря, что ты предпочитаешь после банных процедур.

Дресс-код. К твоим услугам общая большая парилка на двадцать человек, в которой никто не будет светить своими телесами, и возможность нырнуть прямо в море. Так что не забудь плавательный костюм!

Цена и режим работы. € 19 за два часа, дальше – еще по десятке за час. В стоимость входит полотенце, «седушка», шампунь и гель для душа. Время работы.

 

 

Рейкьявик

Laugardalslaug
Sundlaugavegur 104 

Голубая лагуна – это, конечно, life changing experience, но зачем ехать за город и платить минимум € 40 за билет, если можно провести время не хуже в бассейнах Laugardalslaug? В начале XX века женщины стирали здесь белье в горячих источниках, а сейчас к твоим услугам огромный (по исландским меркам) открытый комплекс в самом центре, возле Ботанического сада. Сочетание цены, локации и facilities нравится всем – круглый год здесь много местных и туристов. Лучше всего приходить сюда, когда уже стемнеет и от теплой воды купален идет пар, а на небе видны звезды. Поплавать можно и в помещении – в 50-метровом бассейне, а еще греться в термальных водах, горячих купальнях или бассейне с соленой водой. Детям тоже понравится – есть горка!

Дресс-код. В сауны и джакузи тебе, конечно, понадобятся плавки или купальник, а также выдержка – переживать шум и температуру.

Цена и режим работы. Вход € 7. Открыто с 06.30 до 22.00.

 

 

Стокгольм

Centralbadet
Drottninggatan 88 / Holländargatan 11

Каноничный бассейн с комплексом саун появился в Стокгольме в 1904 году. Придумал его любимый шведами архитектор Вильгельм Клемминг, которому особенно удавались строения в стиле ар-нуво. Здание он спрятал в сад, куда ведет незаметная дорожка с оживленной Drottningatan – настоящий островок спокойствия в центре! Базовый билет в Centralbadet дает возможность сколько угодно плавать в главном бассейне под арочным потолком, считая гусей на стене, заседать в термальных купальнях, горячих ванночках и бассейнах с гидромассажем. Кроме этого, можешь до обморока тусоваться в саунах и даже устроить небольшой воркаут в местном спортзале. А вот за массаж и прочий велнес придется доплачивать – записываться на них нужно за две недели вперед, ценник по стокгольмским меркам очень демократичный. Летом можно еще и на крыше на солнце поваляться.

Чего ожидать? Это тебе не Германия – если придешь без купальника, придется брать напрокат или покупать на соседней улице.

Цена и режим работы. Базовый билет в понедельник – четверг обойдется в € 26, в пятницу и выходные – € 36. Время работы проверяй на сайте. 

 

Фото — официальные страницы саун

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *