Неовизантийский стиль — это… Что такое Неовизантийский стиль?

Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода эклектики[1], получившее популярность в конце XIX — начале XX века (1880-е — 1910-е).
Характеристика
Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI — VIII веков н.э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.

У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются
Примеры неовизантийского стиля
Православные храмы

Католические храмы

Протестантские храмы
Примечания
- ↑ Архитектура эклектики
- ↑ Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924
Ссылки
См. также
Неовизантийский стиль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Характеристика
Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются
Византийский стиль в Российской империи
В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.
Примеры неовизантийского стиля
- Православные храмы
- Католические храмы
- Протестантские храмы
- Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме
См. также
Примечания
- ↑ Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924
Ссылки
Неовизантийский стиль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Характеристика
Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек. Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи, особенно на юге и на Балканах. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие[1].
Византийский стиль в Российской империи
В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.
Примеры неовизантийского стиля
- Православные храмы
- Католические храмы
- Протестантские храмы
- Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме
См. также
Примечания
- ↑ Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924
Ссылки
Неовизантийский стиль Википедия
Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Характеристика[ | ]

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).

У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пило
НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ — один из исторических стилей XIX века, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и др.).
Сферой применения неовизантийского стиля являлась преимущественно культовая архитектура и её убранство. На Западе «византийские» формы чаще всего соединялись с базиликальным планом и элементами романского стиля (т. н. романо-византийский стиль — базилика Святого Бонифация в Мюнхене, 1835-1850 годы, архитектор Г. Ф. Цибланд; собор Сент-Мари-Мажор в Марселе, 1852-1893 годы, архитекторы Л. Водуайе, Ж. А. Эсперандьё; Вестминстерский собор в Лондоне, 1895-1903 годы, архитектор Дж. Бентли, и др.).
Наивысшего развития неовизантийский стиль достиг в России и на Балканах (в Болгарии, Сербии), где имел статус национального и символизировал политическое, религиозное и культурное единение православных народов (идеи панславизма; например, Александра Невского храм-памятник в Софии, 1904-1912 годы, архитекторы И. С. Богомолов, А. Н. Померанцев). Ключевым источником образности храмов неовизантийского стиля в России стал Святой Софии храм в Константинополе (Стамбуле), формы которого ассоциировались с духом православной державности. Программа неовизантийского стиля также включала идею того, что византийское искусство к моменту падения Византии не исчерпало ресурсов своего развития и что в XIX веке возможно использовать этот потенциал при создании единого стиля восточнохристианского искусства.
Художественные принципы неовизантийского стиля в основном сформировались в царствование Александра II, при котором этот стиль имел статус официального. В неовизантийском стиле возводились храмы-памятники, посвящённые Крещению Руси (Владимирский собор в Киеве, 1862-1882 годы, архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, Р. Бернгард, В. Н. Николаев; храм-памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру в Херсонесе Таврическом, 1861-1879 годы, архитектор Д. И. Гримм). При императорах Александре III и Николае II неовизантийский стиль остался стилем «государственного заказа», хотя и уступил лидерство русскому стилю, а затем неорусскому стилю. В конце XIX — начале XX веков в неовизантийском стиле возводятся преимущественно крупные соборы, призванные воплотить на окраинах Российской империи её могущество (Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске, 1891-1904 годы, архитектор А. А. Ященко; Морской Никольский собор в Кронштадте, 1902-1913 годы , архитекторы В. А. и Г. А. Косяковы, и др.), а также монастырские храмы и ансамбли (Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, 1899-1911 годы, архитектор Н. Н. Никонов, и др.).
Значительно меньшей была доля неовизантийского стиля в усадебном и приходском храмостроении [церковь Троицы в Щурове (ныне в черте Коломны), 1880-е годы — 1907 год, инженер И. Витшас по проекту архитектора М. К. Геппенера; церковь Знамения в Кунцеве (ныне в черте Москвы), 1908-1913 годы, архитектор С. У. Соловьёв]. Наряду с основным направлением — «греко-византийским», современники выделяли внутри неовизантийского стиля «армяно-византийское», ориентированное на древние памятники Закавказья и воплотившееся преимущественно в усадебном храмостроении Юга Российской империи (церковь Святого Александра Невского в Абастумани в Грузии, 1896-1898 годы, архитектор О. И. Симонсон; церковь Троицы в имении Е. А. Хомяковой близ Нальчика, 1895-1902 годы, архитектор С. У. Соловьёв; церкви — Преображения и Святой Нины в Хараксе, в Крыму, 1908-1812 годы, архитектор Н. П. Краснов, и др.). После 1917 года традиция православного храмостроения в неовизантийском стиле поддерживалась архитекторами русской эмиграции, в частности в Харбине (церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1930 год, архитектор Ю. П. Жданов).
Смотрите также Русско-византийский стиль.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Неовизантийский стиль — Википедия. Что такое Неовизантийский стиль
Материал из Википедии — свободной энциклопедииНеовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Характеристика

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).


У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек. Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи, особенно на юге и на Балканах. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие[1].
Византийский стиль в Российской империи
В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.
Примеры неовизантийского стиля
- Православные храмы

- Католические храмы
- Протестантские храмы
- Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме
См. также
Примечания
- ↑ Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924
Ссылки
Неовизантийский стиль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Характеристика

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).


У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек. Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи, особенно на юге и на Балканах. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие[1].
Видео по теме
Византийский стиль в Российской империи
В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.
Примеры неовизантийского стиля
- Православные храмы

- Католические храмы
- Протестантские храмы
- Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме
См. также
Примечания
- ↑ Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924