Skip to content

Мастер класс лепки из глины: Лепка из глины: бесплатные мастер-классы – Лепка из полимерной глины: бесплатные мастер-классы

Азы лепки из глины как техники

Всеобщее увлечение широкими возможностями пластики не исключает, тем не менее, "основы основ" - лепки из глины с последующим обжигом, что превращает изделие в Керамику. Мне самой очень интересно пробовать работать с глиной, и, бродя по дебрям Интернета, я нахожу там все новые интересности. Азы лепки из глины нашла вот здесь http://www.keramyst.com/index.html за что авторам огромное спасибо!

Лепка - это простая техника, которая демонстрирует непосредственный результат. Наметьте толщину стенок около 13 мм. С опытом вы сможете формовать более тонкие стенки сосудов, но сначала достаточно будет толстых глиняных стенок, которые вы потом сможете обжать немного тоньше.

1. Небольшое количество глины необходимо хорошо замесить, чтобы готовая к работе глина представляла бы собой мягкий шар, который должен удобно располагаться в ладони одной руки. Большим пальцем другой руки надавите на центр глины, пока не почувствуете ладони, в которой держите форму. Измерьте толщину в основании большим и указательным пальцами.

-Оставляйте ободок достаточно толстым и закрытым, пока не закончите лепить сосуд.

-Обжимайте глину как снаружи, так и внутри.

-Во время лепки вращайте форму по часовой стрелке.

2. Большим пальцем начинайте обжимать форму изнутри. Не торопитесь, вращая глину в ладони в заданном темпе, пока не удалите все неровности пальцами.

3. Формируйте стенки чаши постепенно, сначала придайте одну толщину, потом сделайте тоньше. Эту процедуру можно проделать несколько раз. В конце обожмите ободок так, чтобы его толщина не отличалась от основы. Не волнуйтесь, если край чаши получится не очень ровный, его можно будет подровнять впоследствии.

4. Переверните сосуд, держите его крепко в одной руке и осторожно похлопайте по внешней стороне деревянным шпателем до образования маленького основания, на котором впоследствии будет стоять чаша. Воспользуйтесь металлической скобой, чтобы осторожно удалить все неровности внутри и снаружи. Оставьте ободок таким, каким он был обжат, для эффекта естественности или сделайте его ровным, подпилив лезвием перед шлифовкой чаши резиновым скребком.

Сушка изделия
Как правило, обжимаемая глина сохнет быстро, особенно если вы работаете теплыми руками. Тем не менее, если чаша выглядит слишком гибкой, это может быть устранено с помощью фена. Убедитесь в том, что вы не пересушиваете глиняную чашу, а только подсушиваете ее.

Советы, как контролировать форму чаши

• Держите глину в ладони, пока не придадите ей нужную форму для дальнейших манипуляций.
• Обжимайте шар изнутри, оставляя при этом ободок толстым, чтобы удержать форму от слишком быстрого расширения и разрыва, разлома самого ободка.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг

По версии ученых, как уже упоминалось выше, первые окарины появились приблизительно 7 тысяч лет назад. Древние артефакты найдены на территории Китая и Японии. Как музыкальный инструмент, окарина независимо развивалась в разных уголках мира. География ее обширна – Южная Америка, Китай, Корея. Считается, что в Европе окарина появилась после того, как испанцы переняли этот инструмент у ацтеков. На территории России окарина была распространена на территории Алтая.

Лепка окарины из глины.

Какой мастер-керамист, обладающий духом исследователя не попробует хоть раз сделать окарину самостоятельно? Вот и мы в мастерской «Леонардо» не упустили такую возможность для экспериментов!

Слепить корпус окарины, обладая навыками художественной лепки не сложно. Придумать будущую форму, нарисовать эскиз музыкального инструмента – безграничный полет фантазии! Благо, от формы резонатора звучание не зависит. Лепи что пожелаешь – кошку, матрешку, картошку! Естественно, фигурка должна быть полая.

Так же можно для будущей формы слепить модель из пластилина или глины.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 1

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 2

Отлить по ней гипсовую матрицу и сделать окарину методом оттиска в гипс из двух половинок.

1. Намешаем гипс:

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 3

2. Заливаем одну половинку.

3. Делаем замочки потом смазываем мылом гипс, чтобы при заливании второй половины, гипс не слипся — а хорошо отошел от другой половины.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 4

4. Заливаем вторую половину. Ждем, чтобы подсохло.

5. Обрабатываем обе гипсовые формы.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 5

6. Отминаем одну половинку. Стараемся равномерно отмять глину.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 6

7. Эту половину накроем влажной тряпочкой, чтобы пока мы делаем вторую отминку эта часть не засохла.

8. Отминаем вторую часть. Смазываем стыки шликером (жидкая глина). И соединяем.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 7

9. Даем воде из глины впитаться в гипс. И вытаскиваем изделие.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 8

10. Обрабатываем окаринку. И приступаем к самому сложному 🙂

11. Сложность появляются, когда начинаешь делать флиппл-мундштук (свистковое устройство). Лабиум – язычок, разделяющий поток воздуха, должен быть ровным, острым и находиться строго по центру входного канала. Если свистковое устройство сделано правильно, то окарина будет звучать еще сырая. Первые звуки окарины, которую ты сделал своими руками – всегда большая радость!

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 9

12. Далее, после того, как окарина высохнет, нужно подобрать звукоряд, проделав правильные отверстия в корпусе музыкального инструмента. Для этого понадобится камертон, настроенный музыкальный инструмент, компьютерная программа или друг с идеальным слухом. А также острые стеки.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 10

13. После полной сушки обжигем изделие (970 градусов).

14. Для молочного обжига берется изделие, уже прошедшее первоначальный обжиг (970 градусов), пропитывается натуральным жирным коровьим молоком или купается в молоке, и ещё раз обжигается при температуре 270—350 градусов (при температуре свыше 400 градусов — молоко выгорает).

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 11

15. Цвет изделия после такого обжига становится насыщеным, с переходами от светло- до темно-коричневого. Иногда в молоко добавляют сахар, что придаёт красноватый оттенок. Оттенок может менятся, он зависит от температуры и времени выдержки, концетрации и жирности молока. Такая обработка придает эффект теплоты, старины, художественности и т.д.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 12

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 13

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 14

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 15

При этом процессе меняется не только внешний вид: поры изделия впитывают в себя молоко, и глина меньше впитывает воду.

16. После обжига можно покрыть контуром, акрилом или глазурью.

Лепка окарины из глины. Молочный обжиг, фото № 16

Вот такой не большой мастер-класс! 🙂 Надеюсь, он будет для кого-то полезен.

Если что-то хотите узнать подробнее, пишите.

Буду очень вам рада!

Творческая мастерская «Волшебная глина». Мастер-класс по лепке из глины

Творческая мастерская «Волшебная глина».

Мастер-класс по лепке из глины

Кирьянова Ольга Аркадьевна, педагог дополнительного образования

Целевая аудитория: участники республиканского семинара «Гендерная модель реализации ФГОС ООО»

Структура мастер-класса: мастер-класс состоит из двух этапов: теоретический и практический.

Этап 1 (теоретический).

Цель: передача личного опыта по работе с глиной.

Задачи:

  • формировать представление о лепке из глины как об интереснейшем, полезнейшем и увлекательнейшем виде прикладного творчества;

  • привить интерес к созданию изделий из глины;

  • продемонстрировать работы детей, педагога, инструменты и материалы для работы;

Форма проведения:

беседа.

Вид мастер-класса: демонстрация разных образцов глины, изделий детей и педагога.

Продолжительность: 15 минут.

Этап 2 (практический).

Цель: демонстрация методов и способов работы с глиной при создании поделок из глины.

Задачи:

  • развить творческое воображение через выполнение практического задания;

  • коротко познакомить с видами глины, с простейшими приемами работы с ней;

  • привить навык работы со специализированными инструментами и материалами для лепки из глины;

  • сформировать потребность в создании индивидуально подарка – цветка, как в средстве самовыражения;

  • развить мелкую моторику.

Форма проведения: групповое занятие.

Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.

Продолжительность: 30 минут.

План проведения мастер-класса

  1. Актуализация темы. Мотивация.

  2. Разминка (активизация деятельности аудитории).

  3. Блок теоретической информации. Демонстрация результатов работы мастера.

  4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация.

  5. Совместная работа мастера с аудиторией.

  6. Рефлексия.

Теоретическая основа мастер-класса

Глина – это природный материал, чудесный дар природы, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый.

Значение лепки из глины для общего развития ребёнка огромно.

Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арттерапией. Психологи говорят: работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Лепка из глины, как никакое другое занятие, развивает образное мышление ребёнка.

Если говорить об эстетическом воспитании ребенка, то ручная лепка из пластилина, глины, гипса, соленого теста способствует развитию вкуса, собственного восприятия мира, приобщает человека к прекрасному и вечному.

Занимаясь лепкой, малыш не только развлекается, но и учится. Пытаясь сформировать фигурки людей и животных, ребенок старается придерживаться реальных пропорций либо, играя, изображает их в веселом мультипликационном виде.

Занятие лепкой воспитывает у маленького непоседы привычку к усидчивости и длительной работе за столом, что, несомненно, пригодится ему в школьные и более зрелые годы.

С точки зрения медицины, ручная лепка крайне полезна для развития мелкой моторики пальцев рук, их гибкости и ловкости. Как известно, на кончиках пальцев человека располагаются всевозможные центры жизненной активности, стимулируя которые, можно улучшать свой жизненный тонус и состояние организма в целом. А привычка к ручному труду будет в любом случае полезной для ребенка, каких бы аспектов жизни она ни касалась.

Кроме того, лепка как вид народного творчества способствует появлению у малыша патриотических чувств. Изучая различные методики лепки, ребенок познакомится с традициями и национальными особенностями промыслов родного края и других стран, он обогатит свой кругозор и научится ценить культурное наследие своей страны.

На моих занятиях созданию ситуации успеха. Настроить детей на творческую коллективную работу помогает придуманное мною в игровой форме начало занятия.

Здороваясь, приветствуя друг друга, сидя за большим овальным столом, мы раскрываем ладони навстречу друг другу.

Пальцы- главный инструмент скульптора. Обязательна пальчиковая гимнастика. Для пальчиковой гимнастики можно использовать любые упражнения. Их опубликовано множество, можно придумать свои.

Вот что придумала я.

Выполняем все вместе, сидя за овальным столом.

Ручки хорошо потрём, (потираем ладони друг о друга

До тепла их разотрем. сильно)

Чисто «вымоем» сначала, (как будто намыливаем руки)

Чтобы глинка не серчала.

Нежно их погладим, (потираем ласково)

Слова такие скажем:

«Ручки, ручки, помогите, (любуемся своими руками)

Нам поделочку слепите».

В разогретые подобным образом руки берём кусочек глины.

Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!

Я тебя сейчас помну

И в поделку превращу. (в лошадку и т.д.)

Глинка, глинка, помогай, (подносим к губам, говорим

Свои секреты открывай. негромко, спокойно)

Если предстоит обожженную поделку расписывать, мы говорим так:

Мы старались, мы лепили и поделки сотворили.

А теперь гуашь возьмем и узоры нанесём.

Красоту как наведём- домой поделки заберём.

С нами дома пусть живут, добро и радость всем несут.

Дети любовно и бережно относятся к глине- она живая! Глина не терпит пренебрежения и неуважения. Дети понимают, что от настроения, состояния души зависит многое – старайся не мешать рядом сидящим. Поделки хрупкие – береги поделку другого, тогда другие будут беречь твои.

По моим собственным наблюдениям, главное для детей в лепке – успешность. Испытав успех один раз, ребёнок стремится испытать его ещё много раз. В этой работе каждый ребёнок любого возраста и любых способностей каждый раз успешен, испытывая при этом разные чувства: удовлетворение – его поделка получилась; уверенность в своих силах – было трудно, но я справился; надежда на будущее – сегодня меня похвалили, хотя мне и не очень нравится самому, постараюсь в следующий раз сделать лучше. Болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Несмотря на то, что глина по сравнению с пластилином внешне не такая яркая, лепить из неё ребёнку легче. Глина мягче, не нужно думать о смешивании цветов, из неё можно лепить неоднократное количество раз, а ещё изделия из глины можно раскрашивать.

Глину можно давать ребёнку любого возраста, чем раньше, тем лучше.

То, чем мы наполним жизнь ребёнка в детстве, во многом определит его будущее. Как утверждал Гораций: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые». Успешным шагом на пути к счастливому будущему может стать для ребёнка лепка из глины.

Материалы для работы с глиной:

  1. Глина, глиняный клей, вода, салфетка.

  2. Специализированные инструменты и приспособления для лепки из глины (стеки, зубочистки).

  3. Образцы.

Тематика поделок из глины полностью совпадает с праздником или мероприятием, к которому они создаются.

Сегодня, я думаю, многие из вас впервые взяли в руки волшебный кусочек глины. Вначале лучше всего проделать несколько упражнений на ощущения от глины – от её веса, размера, пластичности. Почувствуем, что ей могут «сказать» наши руки, и что она может сказать нам, увидим, как рождаются простые живые формы.

Возьмите в руки (можно поочерёдно) понравившийся комочек глины и: просто помните его; раскатайте прямыми движениями рук в палочку – колбаску; скатайте круговыми движениями рук в шар; шар легко превращается в капельку, если держать ладони при раскатывании уголком и т.д.

Перед вами глина трех видов. Она отличается по цвету, пластичности…. А какие ощущения, ассоциации появились у вас в процесс знакомства с глиной?

Далее можно перейти к зверям, людям, домам, машинам и другим героям детских и не только игр. Потому что работа с глиной – всегда игра, всегда сказка.

Практический результат сегодняшней встречи предлагаю оформить в виде коллективного цветочного панно. Каждый из присутствующих оставит нам на память частичку себя в виде любимого им цветка, а затем мы с детьми, если позволите, завершим начатую работу – поделки высохнут, пройдут обжиг в муфельной печи, а затем с помощью красок и фантазии детей превратятся в настоящее цветущее чудо.

Для начала мы все сделаем по розочке, а потом каждый вылепит свой цветок. Для простоты я покажу последовательность лепки розы: скатайте маленький шарик и приплющите его; сверните его, образуя бутон розочки; вылепите лепестки в виде лепешечек; приклеить лепестки вокруг бутона на глиняный клей, начиная с меньшего.

Располагаем вылепленные цветы в примерную композицию на подходящей форме, например, круге.

Цветочные панно наших первоклассников можно увидеть на выставке в библиотеке. Они украшают интерьеры их классных комнат. Создающееся сегодня панно тоже украсит наш Лицей.

Приятно услышать ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. Большое спасибо, что были с нами!

Таким получился наш удивительный букет:

hello_html_289a1ce.jpg

Вот он после обжига:

hello_html_d2323d1.jpg

А вот и итог: Панно «Цветы и птицы»

hello_html_42edd70b.jpg

Картина.

Картина на столе стоит и смотрится красиво. Там есть чудесные цветы и петушков много. И золотая простота скрывается под этой красотой.

Ульяна Антонова, 2а класс

Учебно-методический материал на тему: Конспект мастер класса по лепке из глины

                                            Провела преподаватель ДХШ г. Десногоска Яковлева Е.О.

Цели занятия:

*Познакомить с приёмами лепки из глины

*показать связь  форм и украшений с окружающей природой, растительным и животным миром;

*познакомить с некоторыми технологическими приёмами  в изготовлении полых керамических изделий.

*Развивать логическое мышление (классификация, суждение, обобщение), зрительную память, мелкую моторику рук.

*Познакомить с особенностями Хлудневской керамической игрушки.

*Способствовать развитию патриотических чувств, любви к родному краю.

Методическое обеспечение:

Комплект карточек или диски «Калужская керамическая игрушка. Хлуднево» и «Последовательность лепки петушка».

Техническое обеспечение:

  • компьютер
  • глина
  • стеки, подкладные доски, тряпочки 40\40, скалки, поролоновые губки, кисти, шликер, «штампики»

Длительность: 60 минут.

Мастер-класс проводился для членов многодетных семей 1 июня 2013г.

Содержание занятия:

  1. Приветствие. Знакомство. Беседа о правилах поведения в керамической мастерской.
  2. Рассказ  о Хлудневской народной игрушке.
  3. Изготовление из глины композиции «Птичья семья».
  4. Завершение занятия. Обобщение. Выставка работ. Уборка помещения.

Материалы для рассказа о Хлудневской народной игрушке.

С древних времен в русских деревнях и селах люди занимались каким-нибудь ремеслом. Популярной была лепка из глины. Поэтому, наравне с изготовлением различной глиняной посуды и горшков, изготавливали игрушки, свистульки, погремушки и прочие забавные штуки.
  Производство глиняной игрушки достигло своего расцвета в XVII-XVIII вв.
  Одним из очагов народного творчества была деревня Хлуднево Калужской области. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству. Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины, тем временем, лепили игрушки и свистульки.
  Хлудневская игрушка многообразна по композиции и сюжету. Игрушки делают разные: это и свистульки, сопелки, гудухи, и погремушки.

 Основное направление – древо жизни, являющееся оберегом, в исполнении ощущается близость человека с природой. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни».

Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами.

 Узкий, устойчивый круг тем и сюжетов, непринужденная, часто с "брачком" лепка, свободная, скоротечная манера росписи, древние мотивы в узоре и то, что почти все игрушки - свистульки, а не просто безделушки - во всём этом сказывается характер крестьянского народного творчества.

Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички.  

Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Часто  грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики.  Также популярны игрушки-перевертыши, они обычно совмещают в себе несколько сюжетов.

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. Сушат в печке на сковородах и противнях, перед окончательным обжигом прожаривают в печке, и только затем обжигают в горнах.

В процессе обжига происходит удивительное превращение - изделие меняет свой цвет, глина теряет природную окраску и становится белой, с мягкими оттенками розового, серого или жёлтого. По цвету и определяют готовность изделий после обжига. 

Теперь игрушки окончательно закалены и в "белом" варианте ещё ярче выступает характер ручной лепки.

После обжига идет роспись (раскраска), т.е. нанесение на игрушку узора с определённым значением.
Для росписи игрушек в старину применялись минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще краски, добытые из цветов и растений, в основном яркого цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. По Хлудневской барыне и сейчас можно узнать старую деревенскую моду.

В росписи Хлудневских игрушек каждый цвет имеет свой смысл: красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Для Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с линиями натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Так же используются квадраты с вписанными в них крестами и точками. Самый распространенный – солярный знак солнца (кресты, треугольники, квадраты, свастики).

Фото с занятия:


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о