Skip to content

Мархи проект школа – Архитектурный конкурс «Постижение» – представлены лучшие концепции типовых школ и детских садов нового поколения

Содержание

лучшие проекты на тему «Школа»

В рамках курсовой работы студентам 4-го курса кафедры «ПРОМ» было предложено подготовить проект на тему «Школа», причем речь шла о специальном учебном заведении – таком, как школа для детей с ограниченными возможностями, воспитательная колония и интернат для детей-сирот. Задача не из легких, поскольку студентам надо было учитывать специфические особенности подобных учреждений, к примеру, охраняемый периметр и строгое разделение подростков на группы в воспитательных колониях. Поэтому учащиеся должны были осмыслить особый режим и образ жизни внутри колонии, чтобы правильно спроектировать ее учебно-производственный центр. Не менее сложную специфику имеет и интернат для сирот. Здесь необходимо было предусмотреть не только школу, но и жилые площади. Непростым испытанием для начинающих архитекторов стала задача спроектировать школу для детей-инвалидов. Студентам пришлось детально изучить весь перечень жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.

В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.

Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к  юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.

Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.

 

Полина Явна. «Гнездышко для сирот»
 

Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники

zooming

Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
zooming
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Автор проекта ставит перед собой задачу создать идеальную среду для детей, лишенных родительской любви. В качестве решения предлагается яркий архитектурный образ, очень похожий на птичье гнездо – теплое, уютное и защищенное от всех факторов внешней агрессии . Ассоциация с гнездом пронесена сквозь весь проект. Здание в плане имеет форму эллипса. Первый этаж служит своего рода остовом, над которым по кругу вырастают стены школы, оставляя свободным большой внутренний двор на эксплуатируемой и озелененной кровле первого этажа. Сюда же, во двор, вынесен объем спортивного зала и бассейна – округлый и гладкий, как яйцо. Фасады, закрученные по спирали, напоминают переплетенные прутья. Сходство с гнездом поддерживается и решением приподнять основное тело здания, его третий и четвертый этажи, на многочисленных тонких металлических опорах и пяти широких «ногах», вмещающих лестнично-лифтовые блоки. В результате, «гнездо» словно бы повисает в воздухе над зеленым холмом, где холм – это первый этаж школы, спрятанный за зеленым фасадом.
zooming
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
zooming
Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Функциональный состав здания включает все необходимое для обеспечения комфортной жизни и успешной учебной деятельности – здесь и просторные классы и рекреации с верхним светом, и отдельное звено начальной школы, и просторная столовая, и пространство для отдыха с видом на город, и уютная жилая зона. Во внутреннем дворе создан открытый амфитеатр, предусмотрены игровые и спортивные площадки. На набережной Москвы-реки устроен причал.



Яна Остапчук. «Воспитательный центр»
 

Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская

zooming

«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Учреждение рассчитано на работу с детьми и подростками с девиантным поведением. Особенность этого воспитательного центра состоит в том, что это не просто школа, но и место постоянного проживания и реабилитации детей.

Комплекс, состоящий из нескольких связанных друг с другом корпусов, занимает достаточно большую территорию, что позволяет разместить там все необходимые функции. Каждый из корпусов имеет свое назначение. Так, самый протяженный блок, вытянувшийся вдоль улицы, отведен под учебные классы, рекреации, клубно-кружковые помещения. Третий этаж полностью занят жилыми комнатами учащихся и соединен с соседним лечебно-реабилитационным корпусом переходом. Еще один объем предназначен для занятий по начальной профессиональной подготовке и дополнительному образованию.

zooming
«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.

 

Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»

Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе


zooming
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа-интернат расположена на территории бывшего детского интерната №87, а ныне  – психоневрологического санатория №44. Участок соседствует с национальным парком «Лосиный остров», жилым районом и лесопарковыми массивами. Существующие корпуса интерната решено включить в состав нового комплекса и отреставрировать. Еще два блока предполагается отстроить с нуля, разместив в них жилье для учеников и все необходимые медицинские помещения.
zooming
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.

 

Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»

Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области
 

zooming
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа запроектирована на месте бывшего пансионата Полушкино, расположенного вблизи существующей городской больницы. Перфорированные фасады комплекса создают жизнерадостный архитектурный образ и защищают интерьер от прямых солнечных лучей, наполняя классы мягким рассеянным светом. Череда учебных аудиторий прерывается просторными атриумными пространствами, перекрытыми фермами и витражом из атермального стекла, также обеспечивающего максимальное освещение.
zooming
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Ученики школы – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития – образовательного и физического.

 

Анна Петрова. «Воспитательная колония»

Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области
 

zooming
Воспитательная колония в Челябинской области. Автор: Анна Петрова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
В качестве площадки проектирования была выбрана ныне закрытая на реконструкцию Атлятская колония для несовершеннолетних преступников в Челябинской области. Участок площадью 12 га разделен на две части: мужскую и женскую. Центр включает в себя жилой комплекс, здания школы и учреждения профессионального образования, информационный центр, а также административный и медицинский блоки. Одноэтажная школа имеет прямую связь со зданием профессионального образования; в самом ее центре устроен остекленный внутренний двор.

Формируя строгий образ колонии, автор проекта пользуется приемом изъятия из основного тела здания отдельных объемов. На их месте появляются либо внутренние дворы, вырезанные внутри квадратного стилобата, либо террасы жилого блока, либо фрагменты эксплуатируемой кровли, превращенные в прогулочные зоны для подростков, содержащихся в условиях строгого режима и в дисциплинарном изоляторе.

По периметру участка и вдоль всех зданий располагаются галереи, которые, согласно авторскому замыслу, с одной стороны, олицетворяют путь, ведущий детей к исправлению, с другой – способствуют лучшей организованности, особенно в условиях строгого режима.

10 впечатляющих проектов со всего мира

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции

1. Школа Walden Dos

Место

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Современные школы Современные школы

Место

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

Архитектура

Команда из архитектурной компании Minax Architects спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.

А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.

3. Школа The Roc

Место

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

Архитектура

Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали — всё возможно.

Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Место

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

Архитектура

Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы.  Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.

5. Школа Hessenwald

Место

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

Архитектура

Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.

К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.

6. Школа Nord-Osterdal

Место

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

Архитектура

Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.

Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.

7. Школа Mouriz

Место

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

Архитектура

Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.

На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.

8. Jean Moulin

Место

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

Архитектура

Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.

Команда из агентства Duncan Lewis Scape Architects победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.

9. Школа Kibera

Место

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

Архитектура

Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.

В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.

10. Школа Panta Rhei

Современные школы Современные школы

Место

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Фото: Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.


Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

На сайте ARCHI.RU опубликованы 10 студенческих проектов МАРХИ на тему «Школа»

Автор проекта А. Воробьева

Веб-портал ARCHI.RU опубликовал статью «МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа», посвященную работам студентов с кафедры «Архитектура промышленных сооружений» Московского архитектурного института (государственной академии).

В уходящем учебном году 2018-2019 студенты МАРХИ кафедры «Архитектура промышленных сооружений» под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Елизаветы Медведевой работали над проектами образовательных учебных заведений. Преподаватели предложили им три направления: школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония и школа-интернат для детей-сирот.

Всеволод Медведев, руководитель архитектурного бюро «Четвертое измерение», доцент кафедры «Архитектура промышленных сооружений» МАРХИ:

«Мы решили разработать специальные школы. Каждая из них интересна своими особенностями. Например, воспитательная колония – это школа со строгим разделением на группы подростков и учебно-производственный центр, а также охраняемый периметр всей территории. Интернат для сирот – сложное сочетание школы и жилья. А школа для детей с инвалидностью – сплав жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.
В качестве площадок для проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, требующие реконструкции, недействующие школы и интернаты.
Состав проекта мы традиционно предложили расширить относительно базового задания института. Основной посыл каждого проекта – поиск нового образа школы и ее планировочной структуры. Перед студентами ставилась задача понять, почувствовать и попробовать найти свой подход к решению проблемы взаимодействия особенных детей с обществом. Пусть даже вразрез с действующими нормами проектирования. Они непостоянны. Подход к образованию меняется, строительные технологии и конструкции постоянно совершенствуются. Вместе с этим должны меняться и школы – начиная со здания и оканчивая самой методикой обучения детей».

По ссылке можно ознакомиться с 10-ю лучшими студенческими проектами на тему «Школа».

Похожее

Strelka Magazine — Архитектурная ревизия: Лучшие дипломные проекты выпускников МАРШ

Музей из окна электрички, дата-центр вместо ракет, купальни на Эльбрусе и плавучие дома — о чём мечтают молодые архитекторы.

Наталья Пирогова, «Линейный музей „Москва — Петушки“» / Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

В Московской архитектурной школе (МАРШ), которая этой весной справила своё пятилетие, защитили дипломные проекты. Как и в предыдущие годы, преподаватели предложили выпускникам по-новому взглянуть на привычную среду и придумать нестандартные способы её развития. «В этом году мы сформировали две контрастные студии, — рассказывает директор МАРШа архитектор Никита Токарев. — Одна из них, под руководством Маркуса Аппенцеллера и Buromoscow, работала в масштабе целого региона и была посвящена поиску неочевидных пространственных ситуаций, которые могут по-новому раскрыть потенциал Подмосковья. Вторая студия была сосредоточена на тех нормах и стереотипах, которыми активно пользуются архитекторы, но которые могут быть предметом анализа и радикального пересмотра».

Специально для Strelka Magazine преподаватели МАРШа отобрали четыре лучших дипломных проекта выпускников этого года — по два из каждой студии.

Студия «Московская область. Инструкция по эксплуатации»

Преподаватели: Маркус Аппенцеллер (MLA+), Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (Buromoscow)

Московская область сравнима по размеру со Швейцарией или Бельгией, а по численности населения могла бы являться вторым городом России, размерами равным Лондону. Но у Московской области нет ни пространственной идентичности страны, ни плотности и насыщенности городской агломерации, считают кураторы студии. Сегодняшнее Подмосковье — гигантское периферийное пространство, где жёсткое планирование перемежается стихийными стройками. Задача студентов заключалась в том, чтобы разработать своеобразную инструкцию по эксплуатации региона — проекты, которые бы преобразовали существующую территорию в принципиально новые структуры и создали новую модель развития.

Наталья Пирогова, «Линейный музей „Москва — Петушки“»

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

PreviousNext

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Проект, вдохновлённый одноимённой поэмой Венедикта Ерофеева, сделан на стыке архитектуры и современного искусства. Наталья Пирогова предлагает рассмотреть пространственный аспект этого произведения, поскольку оно строится на движении главного героя в электричке от станции к станции.

Токарев: «Эта работа, несмотря на свою двойственную природу, имеет большой географический масштаб, охватывая больше ста километров пути от Москвы до Петушков. Именно поэтому мы рассматриваем её всё-таки как архитектурный проект. Идея проекта в том, чтобы сделать линейный музей вдоль всего маршрута от Москвы до Петушков. Человек, садящийся в электричку с аудиогидом, слушает произведение в исполнении автора и смотрит в окно, где время от времени возникают инсталляции, иллюстрирующие текст. Так весь путь становится музеем с режимом просмотра и прослушивания текста. Это очень интересный, свежий проект, подразумевающий интервенции современного искусства в существующее заброшенное пространство и, как следствие, развитие этих территорий Подмосковья».

Артём Рева, GRIB — Generic Reserve Information Base

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

PreviousNext

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

В процессе исследования явных и скрытых особенностей Московской области Артём Рева обнаружил цепь бывших стартовых площадок для ракет ПВО, построенных в 1950-е годы на расстоянии порядка 70 километров от Москвы — по контуру второй бетонки. Сейчас это скрытая пространственная структура — о ней знают военные, историки, инженеры-транспортники, но она никак не вписана в жизненную среду. Эти площадки много лет не используются по назначению: некоторые из них приспособлены под разные нужды, но большинство так и стоят заброшенные. При этом все эти площадки обеспечены коммуникациями, то есть на них можно что-то построить.

«Артём предложил использовать их для строительства автономных дата-центров, которые работают почти без участия человека и могут обмениваться данными, — объясняет Никита Токарев. — Это аналог современного высокотехнологичного оружия, которое направлено не на агрессию или отражение агрессии, а на развитие научно-технического потенциала нашей страны. Нам понравилась идея конвертировать в науку и прогресс паранойю и страх советских властей перед вторжением, который послужил причиной строительства этого комплекса. Появление таких дата-центров может ревитализировать территорию вокруг, сделать её региональным центром туризма. Погружённые в охлаждающие бассейны поплавки станут основой для ландшафтного парка, его территория будет использоваться для выработки экологически чистой электроэнергии, питающей машины, а также как рекреационный объект».

Студия «Переосмысление норм»

Преподаватели: Евгений Асс, Кирилл Асс

Студенты и преподаватели исследовали архитектурные, градостроительные, культурные нормы (как прописанные, так и неформальные) на конкретных примерах в разных регионах России. Выпускники должны были придумать решения для тех мест, в которых выросли или провели большую часть жизни. По итогам исследования они подготовили свои предложения по ревизии какой-либо нормативной области — от требований безопасности до культурных стереотипов. Эти предложения послужили основанием для дипломного проекта, выявляющего «новую нормальность» — так формулируют задачу студии преподаватели.

Амир Карданов, «Тёплое дыхание Джилы-Су»

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

PreviousNext

Материал предоставлен Московской архитектурной школой МАРШ

Самую интересную работу в рамках этой студии, по мнению преподавателей, представил Амир Карданов из Кабардино-Балкарии. Он предложил модернизировать территорию в предгорье Эльбруса, где много веков действуют целебные сернистые источники Джилы-Су. Ежегодно на лечение сюда приезжают тысячи человек, однако никакой туристической и лечебной инфраструктуры вокруг источников так и не возникло.

Директор МАРШа: «Сейчас люди вынуждены жить в палатках, автомобилях или временных хибарах. При этом капитальное строительство в природном заповеднике запрещено. Амир в своём проекте предлагает, используя традиции национальной кабардинской архитектуры, создать здесь лечебно-туристический комплекс. Речь идёт о размещении на этой территории площадок для кемпинга, оборудованных купален и стационарных домиков на 2–8 мест с минимальными удобствами. При этом архитектор не допускает грубого вторжения в существующий природный ландшафт: все постройки будут выполнены из лёгких конструкций. С нашей точки зрения, это действительно ревизия сложившейся нормы, если понимать под нормой так называемый дикий туризм».

Ирина Бугай, «360 градусов»

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

PreviousNext

Фото предоставлено Московской архитектурной школой МАРШ

Проект Ирины Бугай посвящён одной из ключевых проблем её родного Волгограда — плохому транспортному сообщению внутри города. Он вытянут вдоль Волги почти на 100 километров, из-за такой необычной формы в нём мало мостов и автомагистралей. Перемещение жителей по городу крайне затруднено: иногда нужно потратить три-четыре часа, чтобы добраться из одного района в другой. Люди часто вынуждены снимать жильё поближе к работе, чтобы не терять время в пробках, а в собственных квартирах проводят только выходные дни.

«Ирина предложила проект обитаемого плавучего дебаркадера с квартирами, апартаментами и мини-гостиницами, который можно швартовать в том месте, где есть дефицит жилья, не занимая городской земли. Этот проект важен и в социально-экономическом, и в градостроительном смысле, поскольку пристани и дома помогут вернуть реку городу: сейчас речной фронт занят в основном неработающими заводами. Архитектура здания на новом уровне продолжает традицию волжских дебаркадеров, а его круглая форма позволяет поворачивать к речным видам то один, то другой фрагмент фасада», — рассказывает Никита Токарев.

Текст: Ольга Мамаева

лучшие проекты на тему «Поселок»

Проекты на тему «Поселок» студенты 6-й группы 3-го курса МАРХИ кафедры «ПРОМ» разработали в кратчайшие сроки – всего за один месяц. В качестве участков проектирования были выбраны конкретные площадки на Черноморском побережье. Как рассказал один из преподавателей группы Всеволод Медведев, идею проектировать на участках со сложным рельефом и множеством проектных ограничений высказала одна из студенток Полина Явна, которая сама родилась и выросла в таких местах. Сокурсники идею охотно поддержали, и спустя месяц появились разнообразные и смелые проекты, рожденные в ежедневных дискуссиях и консультациях с преподавателями и взаимодействии студентов друг с другом.

Студентам было предложено пять функциональных тем: жилое образование в городской среде, лечебно-оздоровительный поселок, жилой поселок с игорной зоной, офицерский городок или база МЧС, а также винодельческий поселок. Каждая из предложенных тем по-своему интересна. Так, лечебно-оздоровительный поселок имеет санаторно-курортную и медицинскую зоны, требующие отдельной внимательной проработки. Офицерский городок должен включать в себя две жилые части и тренировочный лагерь. В поселке с игорной зоной следовало предусмотреть развитую общественно-развлекательною инфраструктуру с отелями и казино. Наконец, винодельческий поселок отличается от остальных наличием промышленной территории, в которую органично вплетено жилое образование. Перед студентам стояла задача детально разработать фрагмент жилой застройки, схему потенциального развития территории, интегрировать 3D-модели в существующую среду и написать концепцию проекта.

По итогам проделанной работы был проведен онлайн-конкурс, определивший пятерку сильнейших проектов и одного обладателя специального приза от АБ «Четвертое измерение». На этот раз лучшей была признана работа Полины Корочковой.
 

Первое место. Полина Корочкова. «Жилой поселок «Кастель» с игорной зоной»
zooming
Первое место. Полина Корочкова. «Жилой поселок «Кастель» с игорной зоной»

Поселок находится на побережье, у подножья горы Кастель, на крутом склоне, где автор проекта предлагает расположить зону отелей и казино сравнительно близко к жилому кварталу. Такое сомнительное на первый взгляд соседство становится возможным за счет существенного перепада высот, что почти полностью изолирует одну часть поселка – шумную и туристическую, от другой – тихой и замкнутой жилой. Сложный рельеф при этом не мешает ориентировать окна подавляющего большинства жилых домов на море.
zooming
Первое место. Полина Корочкова. «Жилой поселок «Кастель» с игорной зоной»

Игорная зона, включающая комплекс отелей с встроенными в их первые этажи казино, согласно проекту, помещается непосредственно над водной гладью: здания стоят на сваях прямо в воде. Автор проекта сравнивает отели с «огромными парусами пришвартованных к берегу яхт». В крутой склон горы врезаны объемы ресторанов, общественных пространств и автостоянок. Пирсы совмещены с пристанями. Вдоль береговой линии над автострадой тянется широкая набережная, которая не только объединяет все отели в единый комплекс, но и связывает игорную зону с жилым кварталом, превращаясь в пешеходную аллею.
zooming
Первое место. Полина Корочкова. «Жилой поселок «Кастель» с игорной зоной»

Второе место. Полина Явна. «Лечебно-оздоровительный поселок  «Тихая бухта»

zooming
Второе место. Полина Явна. «Лечебно-оздоровительный поселок «Тихая бухта»

В основе проекта лежит идея максимального сохранения естественного  ландшафта и растительности уникального природного комплекса Тихой бухты. Бухта, расположенная в низине, со всех сторон укрыта от сильных морских ветров, поэтому этот участок хорошо подходит для размещения здесь жилого поселка. Кроме того, на этой территории находится месторождение лечебных грязей-кила, что обусловило появление лечебно-оздоровительной функции.
zooming
Второе место. Полина Явна. «Лечебно-оздоровительный поселок «Тихая бухта»

Планировка поселка выполнена в виде окружностей разного диаметра, деликатно интегрированных в ландшафт и объединенных красивой плавной системой дорог и улиц. Внутри каждой окружности сгруппированы различные функции и типы застройки. Это и большой общественный центр, и спортивный блок, и лечебно-оздоровительный комплекс, и разнообразный жилой квартал, и зона таунхаусов, и даже сектор частных усадеб. Вдоль береговой линии создан причал, при этом пляж оставлен нетронутым, диким, в целях сохранения естественного ландшафта. 
zooming
Второе место. Полина Явна. «Лечебно-оздоровительный поселок «Тихая бухта»

Третье место. Яна Остапчук. «Жилой поселок «Фиолент»
zooming
Третье место. Яна Остапчук. «Жилой поселок «Фиолент»

Основная идея проекта – сохранить плато мыса нетронутым, в его первозданном виде с уникальным природным ландшафтом и видовыми перспективами. Жилой поселок располагается на мысе Фиолент, значительную часть которого решено занять большим парком, открытым не только для жителей поселка, но для всех желающих полюбоваться природными красотами этого места. Основная застройка нового поселка продолжает планировочную линию существующей городской структуры, концентрируясь на краю обрыва и постепенно спускаясь вниз к морю.
zooming
Третье место. Яна Остапчук. «Жилой поселок «Фиолент»

Вдоль обрыва расположены шесть высоких башен, каждый этаж которых отведен под размещение индивидуального усадебного участка площадью 0,5 га. Только первые уровни этих башен отданы под общественные функции. Из каждой башни предусмотрен выход на пирс. В северной части поселка расположены таунхаусы и дома средней этажности. По замыслу автора, застройка здесь выполняет роль условной преграды для стихийно наступающего города.  
zooming
Третье место. Яна Остапчук. «Жилой поселок «Фиолент»

Четвертое место. Полина Москаленко. «Офицерский городок «Донузлав»

zooming
Четвертое место. Полина Москаленко. «Офицерский городок «Донузлав»

По словам автора проекта, в основе планировки жилой части поселка лежит рисунок армейского камуфляжа с множеством многоугольных ячеек, внутри которых собрана вся жилая и общественная застройка. Такое решение способствует созданию более сложной и сомасштабной жилой среды на фоне достаточно сурового природного окружения. Пляж, который включен в состав поселка, предлагается благоустроить, организовать широкий причал, набережную и большой природный парк. При этом новые общественные пространства рассчитаны на жителей не только военного городка, но и находящегося рядом дачного кооператива. 
zooming
Четвертое место. Полина Москаленко. «Офицерский городок «Донузлав»

Военная часть имеет более строгую и рациональную планировку. Она спроектирована на месте ранее существовавшей, но расформированной авиационной базы. Проектом предусматривается частичное восстановление утраченной инфраструктуры. Кроме того, предлагается реконструировать расположенный рядом с проектируемым жилым поселком действующий, но сильно устаревший пансионат, требующий переосмысления объемно-планировочного решения и прилегающих территорий. 
zooming
Четвертое место. Полина Москаленко. «Офицерский городок «Донузлав»

Пятое место. Елена Шилова. «База МЧС «Южная коса»
zooming
Пятое место. Елена Шилова. «База МЧС «Южная коса»

Поселок расположен на побережье Южной косы – уникального природного комплекса с редкой флорой и красивейшим песчаным пляжем. С востока к участку проектирования подступает высыхающий лиман. В связи с этим планировка поселка имеет выраженную изогнутую форму, повторяющую природные линии.
zooming
Пятое место. Елена Шилова. «База МЧС «Южная коса»

Вся территория поделена на три функциональных блока: жилые кварталы, тренировочный лагерь и зону ветхой дачной застройки, незаконно занимающей северную часть военного подразделения, которую предлагается реконструировать. Все три блока соединены между собой системой транспортных и пешеходных дорог. Внутри каждого сегмента застройки разбит парк с прогулочными аллеями, машины на эту территорию доступа не имеют. В каждом секторе предусмотрен собственный выход на набережную и пляж.  
zooming
Пятое место. Елена Шилова. «База МЧС «Южная коса»

Московская архитектурная школа — The Village

Московская архитектурная школа, или сокращенно МАРШ, открывается совместно с Британской высшей школой дизайна и London Metropolitan University. Это высшее учебное заведение для бакалавров, где после двух лет обучения студенты получат диплом магистра, сертифицированный лондонским университетом.

Набор в МАРШ начнется в июне, а летом в парке «Музеон» планируется серия дискуссий и открытых лекций по архитектуре и градостроительству, которые смогут посетить все желающие. Преподавать в вузе будут известные архитекторы: Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Антон Мосин и Наринэ Тютчева. Также лекции будут читать британские профессора и архитекторы. Программа МАРШ разбита на несколько блоков: «Проектирование», «Теоретические гуманитарные знания», «Инженерно-технический курс» и «Профессиональная практика». Стоимость обучения составит приблизительно €6 000 в год.

 

Новое образование: Московская архитектурная школа. Изображение № 1.Культурная революция: Новое образование в Москве

 

Новое образование: Московская архитектурная школа. Изображение № 2.

 

ЕВГЕНИЙ АСС
РЕКТОР МАРШ, ПРОФЕССОР МАРХИ


Идея создания новой архитектурной школы возникла, когда началась работа в экспериментальной мастерской при МАРХИ, это был конец 80-х годов. Было время перестройки, тогда казалось, что всё легко можно переделать. Со временем мы поняли, что всё не так просто изменить, и энергия эксперимента затухала. Я не стану осуждать МАРХИ, потому что я благодарен школе, которая меня вырастила. Просто дело в том, что в Москве катастрофически не хватает архитектурных учебных заведений. В такой большой стране и в таком огромном мегаполисе одного центра архитектурного образования недостаточно. Современная ситуация требует большего разнообразия подходов, экспериментов, инновационных проектов, чем то, что предлагает МАРХИ.

В конце 90-х меня пригласили преподавать в РГГУ. Тогда я попытался организовать при университете кафедру архитектуры, но это оказалось тоже непростой историей. Тогда же стал пытаться создать новую архитектурную школу, но долго ничего не получалось. Потом по счастливому стечению обстоятельств мы встретились с Британской высшей школой дизайна и с London Metropolitan University. Я долго наблюдал, что происходит в этом университете, и понял, что там работают выдающиеся преподаватели.

 


Проблема в том, что за границей нет спроса на русских архитекторов, а в России на иностранных — есть.


 

Архитектурная ситуация в стране достаточно сложная, но постепенно всё меняется. Появилось гораздо больше продвинутых заказчиков, специализированной прессы. Просто требуется какое-то время для того, чтобы сложилась полноценная архитектурная ситуация.

Российская архитектура слабо интегрирована в международную. У нас есть предрассудки, что мы должны сидеть в России, а иностранцы — у себя. Мне кажется, что мы живем в глобализированном мире и не должны бояться, что наши будущие студенты уедут работать в Европу. Проблема заключается в том, что за границей нет спроса на русских архитекторов, а в России на иностранных — есть. Для интеграции нужны и время, и осознанные усилия. Необходимо участие в международных выставках, конференциях, воркшопах, следует расширять формы взаимодействия с международным архитектурным сообществом. Наш проект — одна из возможностей такой интеграции.

 

Новое образование: Московская архитектурная школа. Изображение № 3.

 

НИКИТА ТОКАРЕВ
ДИРЕКТОР МАРШ, КУРАТОР НАПРАВЛЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»


Одна из наших главных целей — интеграция российского архитектурного образования и архитектуры в целом в европейский контекст. Поэтому мы сотрудничаем с London Metropolitan University, который входит в число лучших архитектурных вузов Великобритании. Важно и взаимодействие с Британской школой, потому что там особенная творческая атмосфера, энергия взаимодействия разных художественных практик. Наши будущие студенты сразу попадут в контекст современной визуальной культуры.

У нас будет и серьезная гуманитарная подготовка. На мой взгляд, недостаток гуманитарных знаний отрицательно влияет на работу всех наших архитекторов, даже самых успешных. Часто они не могут защитить свой проект. Аргументация проекта не должна лежать только в технической или художественной области, не должна основываться только на том, что архитектор «так видит». Гуманитарная подготовка дает широкий кругозор и возможность интеграции архитектуры в социальный и культурный контекст. В России этого не происходит, многие упрекают архитекторов в том, что те не относятся бережно к историческому наследию, к экологии и т. д. Это тоже вопрос гуманитарной составляющей архитектурной профессии.

 


Мы постараемся воспитать думающих и ответственных архитекторов.


 

Основная тема курса «Профессиональная практика», который я курирую, — ответственность архитектора перед заказчиком, коллегами, перед пользователем здания и обществом в целом. Мы постараемся воспитать думающих и ответственных архитекторов.

С конца мая мы разворачиваем открытую для публики программу: лекции, воркшопы, круглые столы — в парке «Музеон», в павильоне «Школа». В сотрудничестве с Московской урбанистической лабораторией, которая разрабатывает альтернативный план «Большой Москвы», будет несколько воркшопов и лекций. Также планируем издавать книги по архитектуре: Юхани Палласмаа, Петер Цумтор, Ален де Боттон. На русский переведено очень мало важных текстов по архитектурной теории XX века.

 

На обложке: проект павильона в парке «Музеон»

Дипломные работы архитектурной школы МАРШ :: Статьи

Московская архитектурная школа МАРШ

В начале учебного года студентам был предоставлен выбор между двумя дипломными студиями. Ректор школы Евгений Асс в своей студии «Здание: ревизия» вместе с Кириллом Ассом предлагал студентам окунуться в размышления о феномене здания как такого, чтобы в итоге создать концепции своих «абсолютных» зданий. Вторая студия «Сакральное-мирское: Соловки» под руководством Наринэ Тютчевой носила более прикладной характер. Целью студии стало изучение Соловецкого архипелага, где два противоположных друг другу явления — сакральное и мирское — переплетено уже на протяжении нескольких веков. Студенты приглашались заняться изучением этого феномена и прогнозированием его.

Московская архитектурная школа МАРШ

Сделав свой выбор, студенты на протяжении двух семестров занимались исследованиями, встречались, чтобы в последних числах мая представить результаты своих трудов на финальной презентации. Защита проектов проходила в стенах школы при поддержке друзей, родственников и всех интересующихся.

Московская архитектурная школа МАРШ

В жюри помимо руководителей студии вошли как преподаватели МАРШа — Александр Бродский и Сергей Ситар, так и приглашенные критики — партнеры бюро WOWHAUS Олег Шапиро с Дмитрием Ликиным. Забегая вперед, скажем, что большинство проектов были хорошо приняты жюри и получили высокую оценку, но что самое главное, вызвали большой интерес и дискуссию, при этом зашита двух студии растянулась на два долгих дня. Для читателей archspeech мы постарались их ужать в небольшой материал, показав вам по три наиболее интересных на наш взгляд проекта из каждой студии.

Московская архитектурная школа МАРШ

Студия Евгения Асса. ЗДАНИЕ: ревизия

Студия была посвящена размышлениям о том, что такое здание. Студентам было предложено переосмыслить проблему существования здания в сегодняшнем мире и заново взглянуть на здание как исторический культурный феномен, проанализировать различные аспекты его трансформации, сегодняшнего бытования и потенциальных модификаций.

Московская архитектурная школа МАРШ

Предваряла проектирование серия упражнений, лекций и встреч для более глубокого понимания проблематики вопроса. Например, в задании «Аналитическая реконструкция» необходимо было по заданной проекции фасада восстановить целое здание путем аналитической реконструкции, не имея представлений о его расположении, контексте, материал, размер. А одной из встреч стала лаборатория со слепоглухими людьми, чья непосредственность в восприятии послужила отличной мотивацией для большего проникновения в суть архитектуры и понимания первопричин проекта.

Московская архитектурная школа МАРШ. Наталья Кузмина

Отдельное внимание было уделено изучению аспектов архитектуры здания — анатомии, пространственной типологии, контекста, формы и восприятия — на примере конкретных построек. Во время этих исследований студентами создавались макеты каждого из анализируемых объектов в масштабе 1:1000. Когда все эти 100 макетов были поставлены в ряд, оказалось, что восприятие каждого отдельного здания сильно разнилось с реальностью. Многие здания казались намного больше, чем есть на самом деле и наоборот.

В итоге отразить все изученные аспекты и проанализированные материалы студенты должны были в своем манифесте идеального здания.

Алена Захарова
Манифест чувственной архитектуры

В работе здание рассматривается как набор ощущений. По словам автора, современная архитектура нацелена и работает на внешнее восприятие, ставит эстетические принципы в центр своей идеологии. Манифест призывает к тому, чтобы проектирование стало не формированием абстрактной геометрии, а моделированием системы образов, чувств и ощущений.

В результате получился институт философии, в котором собрано разнообразие пространственных решений. И если типологически планировка здания напоминает лабиринт, то в формировании объема важную роль играет башня, которая вступает в диалог с вертикалью Спасо-Андронникова монастыря, расположенного напротив участка проектирования.

Разнообразие пространственных решений создается не только с помощью геометрической конфигурации пространств, но и различным масштабом, разнообразием способов проникновения естественного света. В здании возможно ощутить целый спектр тактильных ощущений. Поверхности стен, полов, поручней. Они различаются от гладко-глянцевых до шероховато-вспененных.

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина
По-этическая повседневность

В манифесте к проекту ставится вопрос об однообразии и ординарности существования горожанина и привнесении в жизнь новых ценностей, нового образа повседневности, наполненной событиями. Все эти идеи вылились в проектирование на Сретенке жилого кооператива, с особой программой, правилами и составом жильцов.

Строгий, намеренно единообразный внешний фасад из деревянных реек контрастирует с главным элементом — наполненным жизнью внутренним двором, в котором, «обитание из индивидуалистического конвертируется в коллективно-дружественное».

Здание рассматривается не как набор функциональных ячеек с определенным количеством комнат, а как сложное, поэтическое пространство, где каждый житель будет определять свою собственную микро-вселенную. В проекте это отразилось в создании таких типологий, как квартира писателя, врача, модельера, музыканта и т.д.

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович
Архитектура идентичности

Идентичность в архитектуре автор описывает следующими принципами: воплощение в энергетическом и конструктивном устройстве здания естественного потенциала места, включение окружение в границы здания, создание архитектуры в месте особой силы, сохранение верности месту, создание устойчивого единства архитектуры и ландшафта, и получение уникальной формы из ассоциативного ряда, рожденного местом.

Для проверки этих принципов был выбран архипелаг Новая Земля, где проектом предполагается создание Культурно-творческой автономии (КТА). КТА, объединяющая философов и интеллектуалов разных сфер науки, призвана своей творческой деятельностью компенсировать ущерб, нанесенный проводившимися на Новой Земле ядерными испытаниями. На формирование генплана с компактным размещением жилых ячеек повлияли особенности местного климата с сильными холодными ветрами. Здания построены из местных материалов, полученных при разработке грунта под фундаменты, колония полностью энергетически автономна. Жилое пространство призвано сгладить жесткость и экстремальность Крайнего Севера, но не позволить о ней забыть. Аскетичное жилое пространство содержит минимальный набор вещей для удовлетворения необходимых потребностей: огонь в камине, стол у окна, шкаф, матрас на антресоли и кушетка для редкого гостя.

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Студия Наринэ Тютчевой. Сакральное — Мирское. Соловки

В дипломной студии Наринэ Тютчевой студентам предлагалось поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре на примере Соловецкого архипелага, уникального место, в котором эти два компонента сосредоточены на очень небольшой территории и постоянно пересекаются уже на протяжении нескольких веков. Проекты студии посвящены изучению этого феномена и прогнозированию будущего архипелага в рамках современных социокультурных условий.

Московская архитектурная школа МАРШ

Началась работа студии с очень нетривиальной задачи: группе было дано задание на визуализацию своего сна об архитектуре. Вот как его описывает в своем дневнике одна из студенток Полина Ненашева:

«Как это обычно бывает, именно в эти дни мне ничего не снилось. Поэтому я решила нарисовать свои старые сны, каким-либо образом связанные с архитектурой, и нарисовать их нарочито по-детски. Ведь этим снам уже несколько лет. Обсуждение выполненных макетов и рисунков было похоже на сеанс психоанализа. Нас спрашивали, какие чувства вызывают у нас эти сны, оценивали наш внутренний мир и способность „архитектурно“ визуализировать эмоции».

Московская архитектурная школа МАРШ. Екатерина Ровнова

В дальнейшем группа два раза ездила на Соловки, встречалась с жителями и работниками архипелага, уже в Москве состоялся разговор с вице-губернатором Архангельской области Романом Балашовым. Был составлен подробный каталог с описанием каждого здания на Большом Соловецком острове для оценки сохранившейся застройки. Для оценки использования территории были проанализированы наиболее характерные маршруты перемещения по поселку разных групп населения. Также были рассмотрены контекстные конфликты, в которых современная деятельность поселка накладывалась на другие культурные ландшафты: природу, исторические события, сакральные ценности, лагерное наследие.

Московская архитектурная школа МАРШ

Московская архитектурная школа МАРШ

В результате разностороннего исследования Соловков, студией была предложена общая стратегия развития поселка, при этом каждый студент разрабатывал отдельное направление. Вместе они нацелены на гармонизацию взаимоотношений всех групп местного населения и туристов как между собой так и с историческим наследием и природой.

Мария Куркова

Проекту предшествовало исследование поселка с точки зрения местных жителей, по итогам которого стало понятно, что отношения между поселком, монастырем и островом представляют собой клубок конфликтов практически во всех сферах жизни. Для решения этой проблемы было предложено создание особого общественного пространства — пространства диалога, где люди смогли бы ощутить себя частью общества, ощутить связь с окружающим миром, повысить свой культурный уровень и сообща искать решения конфликтов.

Этим пространством в проекте становится многофункциональная библиотека, которую предлагается разместить в здании бывшего овощехранилища. Эта постройка из числа заброшенных и пустующих на архипелаге имеет очень характерный образ, она буквально вросла в в землю, но именно это и придает ей выразительность. Важно также положение объекта, который находясь в буферной зоне между сакральным и мирским пространством, становится посредником между двумя мирами и населяющими их людьми.

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШМария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева

В рамках стратегии «Гостеприимство» для дальнейшей разработки был выбран комплекс зданий на берегу Банного озера в северной части посёлка: баня, амбар (памятник истории) и здание кожевенного завода.

Проект предполагает восстановление действующей бани, в здании амбара возможно размещение необходимой музею-заповеднику археологической экспозиции или проведение временных выставок. Здание кожевенного завода постройки 20-х годов прошлого века после реконструкции станет гостиницей. На месте деревянного ангара в западной части участка по проекту появится универсальный зал для мероприятий, необходимый посёлку.

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова

Новое функциональное зонирование жилой застройки позволяет найти баланс между поселком и монастырем, соблюсти равновесие между «сакральным» и «мирским», породнить жителей с местом обитания, дав им земельные участки в собственность. На мастер-план повлияли рельеф, направления превалирующих ветров, отношение участков и строений на участке к сторонам света, что позволило наиболее рационально использовать естественные условия для сохранения тепла и максимального естественного освещения жилых помещений.

Проектом предложена три типологии жилья: частный индивидуальный дом, блокированные дома и арендное жилье в многоквартирных муниципальных домах. При единой конструктивной системе разнообразие достигается за счет сочетания несущего каркаса и легко трансформируемых стен из деревянных панелей. Благодаря этому все новые дома выглядят единым ансамблем, органично произрастающем из ландшафта и окружающей соловецкой застройки, но при этом каждое отдельное здание — единственное, индивидуальное.

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

По словам студентов и преподавателей МАРШа итоговые проекты — лишь малая часть той работы, что была проделана за год обучения. В чем заключалась основная задача дипломных проектов, что преподаватели хотели донести до подопечных и чему научились студенты за последние два года читайте во второй части материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *