Skip to content

Лапландские ведьмы: Ведьмы Лапландии | Тайны мира и человека – Нойда (шаман) — Википедия

Ведьмы Лапландии | Тайны мира и человека

5 954

Ведьмы ЛапландииС древних времен до наших дней тянется вера в то, что Лапландия — это страна всемогущих колдунов. Во тьме бесконечной полярной ночи, при феерическом свете полярных сияний издревле местные чародейки творили изумляющие всех дела.

КОЛДУНЬИ ЛАПЛАНДИИ

Нынешнюю Лапландию поделили четыре страны: Россия (Кольский полуостров), Финляндия, Швеция и Норвегия.

В преданиях местных народов говорится о могущественной ведьме Ягунье. Ее красочный терем стоит средь трех дорог — трех миров: земного, подземного и небесного. Не каждому человеку она открывается в своем истинном облике: одному может явиться древней старухой с клюкой, другому — дородной зрелой женщиной или застенчивой ясноглазой девицей. Поди разберись, кто перед тобой, а она смотрит на человека, проверяет: кто он? И по заслугам награждает или наказывает.

Чародейки Лапландии считались повелительницами ветров — умели заговаривать ветер, а во времена парусного судоходства это было чрезвычайно важно, потому их расположения искали и добивались всяческими путями. Выходившие в море капитаны покупали благоприятный ветер и получали три узелка: для умеренного ветра нужно было развязать первый узел, для сильного — второй, а вот третий вызывал шторм. Для чего — топить пиратов или судна конкурентов? Непонятно, но так говорят.

Немецкий барон фон Гаузен в XIX веке в своих путевых заметках свидетельствовал, что неоднократно наблюдал следующее: встречными курсами двигались корабли и каждый под попутным ветром (?!).

Схожее рассказывали и другие путешественники. Не иначе как каждый из капитанов имел купленный у северной ведьмы ветер.

ХОЗЯЙКА СЕВЕРА…

…так в известном карелофинском эпосе «Калевала» названа злая старуха Лоухи. Она правила страной мрака и холода Похьелой (под нею подразумевался крайний север Лапландии), насылала на людей ураганы, непогоду, болезни, время от времени даже похищала солнце и луну, заключала их в медную гору, и тогда мир погружался во тьму…

Иные скажут: что нам какая-то «Калевала» с ее героями, «злой старухой», это же просто сказка!..

Однако, как известно, мифы возникли не на пустом месте, а выкристаллизовались из реальных событий, покрывшись со временем флером заблуждений. Ведь фольклор — это родовая коллективная память народа.

И потому, вероятно, неспроста имя Лоухи носит районный центр самого крупного и северного в Карелии, невероятно живописного края — лесного, с тысячью голубых глаз-озер.

Тамошние жители с уважением относятся к легендарной Хозяйке Севера и могут рассказать много мистических историй, связанных с ней и ее владениями.

Они остерегаются даже слово бранное сказать в адрес Лоухи, и это не просто суеверие: слишком уж часто хулитель оказывался потом наказанным. Могу подтвердить, наблюдал подобное сам…

Тогда я проезжал Лоухи в плацкартном вагоне. Сидевший сбоку за столиком полный усач посмотрел за окошко и спросил:

— Что за станция такая? Название смешное, в честь кого оно?

Ему ответил местный житель:

— Это из «Калевапы», знаешь? Она хозяйка здешних мест. Ругать ее не советую, накажет.

Усач ухмыльнулся:

— Да что она мне сможет сделать? Ерунда все это!

Саркастически хмыкнул, отпил из большой бутылки с минеральной водой «Карелия» и поставил ее на столик перед собой. Вагон дернуло, бутылка качнулась, опрокинулась и, к нашему изумлению, облила говорившего буквально с головы до ног. Мы ахнули. Усач принялся обтираться полотенцем.

Кто-то тихо заметил:

— Ну вот Лоухи и наказала. Теперь уже мужчина ничего не ответил.

Вот и не верь после этого в злобную старуху Лоухи, не прощающую оскорблений.

ГИТЛЕР И ЛАПЛАНДИЯ

Известно, что Гитлер увлекался мистикой, рассылал секретные экспедиции по всему свету в поисках эзотерических знаний: на Тибет, в Рязанскую область и… на Кольский полуостров, ибо знал о засекреченных исследованиях Александра Барченко в 1920-х годах и желал заполучить те же сокровенные тайны древних.

Говорил: «Кто будет обладать ими, тот будет управлять миром!» Фюрер был уверен, что они хранятся в подземных святилищах, находящихся в горах около Сейдозера. Здесь имеются остатки древних строений, многие неизвестного назначения. Возможно, именно сюда переселились из погибающей Гипербореи тамошние жители.

Основатель известного оккультного общества «Аненербе», немецкий археолог и географ Герман Вирт, официально (?!) вычислил, что на Кольском полуострове находится Северная Шамбала. К ее поиску готовились с 1939 года. После начала войны с СССР фюрер дал приказ: захватить Лапландию, и тогда была создана армия «Лапландия». Немецкие самолеты принялись совершать полеты над ней, высаживались десанты и группы с неизвестным заданием, строго засекреченным.

Сооружались тайные авиабазы, площадки, радиостанции, устанавливались метеоавтоматы. В арктические районы скрытно проникали германские субмарины. Для них была создана секретная база «Базис Норд». Ей руководил генерал Карл Хаусхофер, который считался одним из самых авторитетных специалистов по поиску знаний древних. И теперь он был послан сюда, на Север, для реализации некоего плана, который входил в число наиболее охраняемых государственных тайн Третьего рейха.

Советские самолеты, которые оказывались в этих местах, немцы сбивали. Сохранилось немало их обломков со следами снарядов авиапушек. Из самой Германии долетать вражеские самолеты не могли, значит, здесь имелись немецкие аэродромы. Позже они были найдены. Как и следы пребывания подлодок.

Знаменательно, что гитлеровские полчища, имевшие лучшее вооружение и значительный численный перевес, рьяно рвались на захват Кольского полуострова, как и велел их бесноватый фюрер, но, словно заколдованные, не смогли переступить границу владений злой старухи Лоухи, будто уперлись лбом в невидимую стену. Похоже, не пожелала пустить их в свои владения могущественная колдунья. Иное объяснение сыскать трудно.

ЛЕСТНИЦА В НЕБО ДЛЯ ЛОУХИ

Гора Воттоваара («Смерть-гора») находится километрах в 20 на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Карелии. Наивысшая точка — всего 417,1 метра над уровнем моря. Рельеф сильно пересеченный. В результате мощного землетрясения, которое произошло примерно 9 000 лет назад, в центре горы образовался гигантский провал, похожий на амфитеатр. Он усеян скальными выходами и маленькими озерцами.

По местным поверьям, Воттоваара — средоточие мощных сил. С языческих времен она является священной для саамов. Ее вершину занимает древний культовый комплекс, общая площадь которого около 8 квадратных километров. Здесь имеются сооружения из огромных обработанных мегалитов.

Многие расположены группами от 6 до 15 валунов и образуют круг с очажной кладкой мелких камней в центре. Нередко от них идут странные щелкающие или жужжащие звуки.

Гору считают обителью злых сил и даже мостом в иной мир. Живность практически отсутствует, а деревья растут уродливыми, словно скрученные невидимой рукой. Похоже, это результат тяжелой энергетики места. Озера совершенно безжизненны.

Одна из загадок Смерть-горы — необычный мох зловещего кроваво-красного цвета. Специалисты утверждают, что такой больше нигде встретить нельзя.

На горе же имеется загадочная лестница в небо, неизвестно когда и кем вырубленная в скалах. Она состоит из 13 ступеней и заканчивается глубоким отвесным обрывом. При этом у местных обитателей никаких лестниц никогда в принципе не существовало, как у некоторых народов не имелось колеса. Кем и для кого она сделана?

Картинки по запросу ведьмы лапландии

Некоторых людей в здешних местах посещают странные видения, например женщина в белом одеянии. Видели ее члены экспедиции Барченко, а позже и многие иные. Уж не являлась ли им Хозяйка Севера — злая колдунья Лоухи?..

Александр ЗИБОРОВ

Лапландия — Земля ведьм (4 фото)

Лапландия - Земля ведьм (4 фото)

С древних времен до наших дней тянется вера в то, что Лапландия — это страна всемогущих колдунов. Во тьме бесконечной полярной ночи, при феерическом свете полярных сияний издревле местные чародейки творили изумляющие всех дела.

КОЛДУНЬИ ЛАПЛАНДИИ

Нынешнюю Лапландию поделили четыре страны: Россия (Кольский полуостров), Финляндия, Швеция и Норвегия.

В преданиях местных народов говорится о могущественной ведьме Ягунье. Ее красочный терем стоит средь трех дорог — трех миров: земного, подземного и небесного. Не каждому человеку она открывается в своем истинном облике: одному может явиться древней старухой с клюкой, другому — дородной зрелой женщиной или застенчивой ясноглазой девицей. Поди разберись, кто перед тобой, а она смотрит на человека, проверяет: кто он? И по заслугам награждает или наказывает.

Чародейки Лапландии считались повелительницами ветров — умели заговаривать ветер, а во времена парусного судоходства это было чрезвычайно важно, потому их расположения искали и добивались всяческими путями. Выходившие в море капитаны покупали благоприятный ветер и получали три узелка: для умеренного ветра нужно было развязать первый узел, для сильного — второй, а вот третий вызывал шторм. Для чего — топить пиратов или судна конкурентов? Непонятно, но так говорят.

Немецкий барон фон Гаузен в XIX веке в своих путевых заметках свидетельствовал, что неоднократно наблюдал следующее: встречными курсами двигались корабли и каждый под попутным ветром (?!).

Схожее рассказывали и другие путешественники. Не иначе как каждый из капитанов имел купленный у северной ведьмы ветер.

ХОЗЯЙКА СЕВЕРА…

…так в известном карелофинском эпосе «Калевала» названа злая

старуха Лоухи. Она правила страной мрака и холода Похьелой (под нею подразумевался крайний север Лапландии), насылала на людей ураганы, непогоду, болезни, время от времени даже похищала солнце и луну, заключала их в медную гору, и тогда мир погружался во тьму…

Лапландия - Земля ведьм (4 фото)

Иные скажут: что нам какая-то «Калевала» с ее героями, «злой старухой», это же просто сказка!..

Однако, как известно, мифы возникли не на пустом месте, а выкристаллизовались из реальных событий, покрывшись со временем флером заблуждений. Ведь фольклор — это родовая коллективная память народа.

И потому, вероятно, неспроста имя Лоухи носит районный центр самого крупного и северного в Карелии, невероятно живописного края — лесного, с тысячью голубых глаз-озер.

Тамошние жители с уважением относятся к легендарной Хозяйке Севера и могут рассказать много мистических историй, связанных с ней и ее владениями.

 Они остерегаются даже слово бранное сказать в адрес Лоухи, и это не просто суеверие: слишком уж часто хулитель оказывался потом наказанным. Могу подтвердить, наблюдал подобное сам…

Тогда я проезжал Лоухи в плацкартном вагоне. Сидевший сбоку за столиком полный усач посмотрел за окошко и спросил:

— Что за станция такая? Название смешное, в честь кого оно?

Ему ответил местный житель:

— Это из «Калевапы», знаешь? Она хозяйка здешних мест. Ругать ее не советую, накажет.

Усач ухмыльнулся:

— Да что она мне сможет сделать? Ерунда все это!

Саркастически хмыкнул, отпил из большой бутылки с минеральной водой «Карелия» и поставил ее на столик перед собой. Вагон дернуло, бутылка качнулась, опрокинулась и, к нашему изумлению, облила говорившего буквально с головы до ног. Мы ахнули. Усач принялся обтираться полотенцем.

Кто-то тихо заметил:

— Ну вот Лоухи и наказала. Теперь уже мужчина ничего не ответил.

Вот и не верь после этого в злобную старуху Лоухи, не прощающую оскорблений.

ГИТЛЕР И ЛАПЛАНДИЯ

Известно, что Гитлер увлекался мистикой, рассылал секретные экспедиции по всему свету в поисках эзотерических знаний: на Тибет, в Рязанскую область и… на Кольский полуостров, ибо знал о засекреченных исследованиях Александра Варченко в 1920-х годах и желал заполучить те же сокровенные тайны древних.

Говорил: «Кто будет обладать ими, тот будет управлять миром!» Фюрер был уверен, что они хранятся в подземных святилищах, находящихся в горах около Сейдозера. Здесь имеются остатки древних строений, многие неизвестного назначения. Возможно, именно сюда переселились из погибающей Гипербореи тамошние жители.

Основатель известного оккультного общества «Аненербе», немецкий археолог и географ Герман Вирт, официально (?!) вычислил, что на Кольском полуострове находится Северная Шамбала. К ее поиску готовились с 1939 года. После начала войны с СССР фюрер дал приказ: захватить Лапландию, и тогда была создана армия «Лапландия». Немецкие самолеты принялись совершать полеты над ней, высаживались десанты и группы с неизвестным заданием, строго засекреченным.

Сооружались тайные авиабазы, площадки, радиостанции, устанавливались метеоавтоматы. В арктические районы скрытно проникали германские субмарины. Для них была создана секретная база «Базис Норд». Ей руководил генерал Карл Хаусхофер, который считался одним из самых авторитетных специалистов по поиску знаний древних. И теперь он был послан сюда, на Север, для реализации некоего плана, который входил в число наиболее охраняемых государственных тайн Третьего рейха.

Финские женщины в костюмах древних колдуний

Лапландия - Земля ведьм (4 фото)

Советские самолеты, которые оказывались в этих местах, немцы сбивали. Сохранилось немало их обломков со следами снарядов авиапушек. Из самой Германии долетать вражеские самолеты не могли, значит, здесь имелись немецкие аэродромы. Позже они были найдены. Как и следы пребывания подлодок.

Знаменательно, что гитлеровские полчища, имевшие лучшее вооружение и значительный численный перевес, рьяно рвались на захват Кольского полуострова, как и велел их бесноватый фюрер, но, словно заколдованные, не смогли переступить границу владений злой старухи Лоухи, будто уперлись лбом в невидимую стену. Похоже, не пожелала пустить их в свои владения могущественная колдунья. Иное объяснение сыскать трудно.

ЛЕСТНИЦА В НЕБО ДЛЯ ЛОУХИ

Гора Воттоваара («Смерть-гора») находится километрах в 20 на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Карелии. Наивысшая точка — всего 417,1 метра над уровнем моря. Рельеф сильно пересеченный. В результате мощного землетрясения, которое произошло примерно 9 000 лет назад, в центре горы образовался гигантский провал, похожий на амфитеатр. Он усеян скальными выходами и маленькими озерцами.

По местным поверьям, Воттоваара — средоточие мощных сил. С языческих времен она является священной для саамов. Ее вершину занимает древний культовый комплекс, общая площадь которого около 8 квадратных километров. Здесь имеются сооружения из огромных обработанных мегалитов.

Лапландия - Земля ведьм (4 фото)

Многие расположены группами от 6 до 15 валунов и образуют круг с очажной кладкой мелких камней в центре. Нередко от них идут странные щелкающие или жужжащие звуки.

Гору считают обителью злых сил и даже мостом в иной мир. Живность практически отсутствует, а деревья растут уродливыми, словно скрученные невидимой рукой. Похоже, это результат тяжелой энергетики места. Озера совершенно безжизненны.

Одна из загадок Смерть-горы — необычный мох зловещего кроваво-красного цвета. Специалисты утверждают, что такой больше нигде встретить нельзя.

На горе же имеется загадочная лестница в небо, неизвестно когда и кем вырубленная в скалах. Она состоит из 13 ступеней и заканчивается глубоким отвесным обрывом. При этом у местных обитателей никаких лестниц никогда в принципе не существовало, как у некоторых народов не имелось колеса. Кем и для кого она сделана?

Некоторых людей в здешних местах посещают странные видения, например женщина в белом одеянии. Видели ее члены экспедиции Барченко, а позже и многие иные. Уж не являлась ли им Хозяйка Севера — злая колдунья Лоухи?..

«Лапландские колдуны»: что саамы предсказали Ивану Грозному

Людям свойственно наделять мистическими способностями жителей отдаленных мест, малочисленные народы, чьи обычаи и традиции заметно отличаются от собственных. И все же, когда все соседи в один в голос указывают на колдовство представителей одной этнической группы, стоит призадуматься: на чем основаны все эти слухи и домыслы? Так произошло и с народом саамы, чьи колдуны точно предсказали день смерти Ивана Грозного.

Кто такие саамы

Издревле их называли «лопари». Считалось, что они населяют таинственную северную страну Лапландию, овеянную мифами и легендами. В настоящее время в науке утвердился этноним «саамы». Это коренной малочисленный народ Северной Европы, проживающий в России, Финляндии, Швеции и Норвегии.
Общая численность саамов, по оценкам различных международных организаций, составляет от 60 до 80 тысяч человек. Из них в нашей стране во время Всероссийской переписи населения 2010 года насчитали более 1 тысячи 700 человек. В основном, они проживают на территории Мурманской области.
С давних времен саамы были оленеводами, рыболовами и охотниками. Их быт и привычки мало отличались от традиций других малочисленных народов Севера. Например, как и манси, саамы кастрировали оленей зубами. Эта «операция» делала самцов послушными, способствовала быстрому набору веса крупного рогатого скота. Кроме того, при отсутствии дезинфицирующих средств такой способ кастрации оленей более гигиеничен, чем возможная альтернатива – с помощью ножа.

Что о них говорили

Известный этнограф Людмила Васильевна Хомич в своей книге «Саамы» (Санкт-Петербург, 1999 год издания) рассказала, что в фольклоре разных стран сохранились упоминания о могущественных колдунах, населяющих Лапландию. Так, в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» есть такие строки о жителях мистической страны:
«Колдунов полны покои.
С музыкой у стен сидели,
Громко пели чародеи,
Прорицатели – у двери,
Знахари же – на скамейках,
Заклинатели – на печке,
Множество лапландских песен…»

Английский драматург Уильям Шекспир в «Комедии ошибок» упомянул о землях саамов:
«Заехал я в страну воображенья?
Иль город здесь лапландских колдунов?»

Вообще, рассказами о шаманах и ведьмах, населяющих самые северные земли Европы, изобилует британская и скандинавская мифологии. В России тоже ходило немало легенд о колдовстве представителей этого северного народа. Многие исследователи считают, что связь с мистическими силами в Лапландии осуществляли разные категории «специалистов»: нойды, кебуны, вëльвы и гейды.

Шаманы с бубнами

Несмотря на то, что саамы приняли христианство, в их культуре сохранились древние обычаи, связанные с почитанием предков.
Мужчины-шаманы назывались «нойды», их знания и способности передавались из поколения в поколение. Камлая с помощью бубна и других магических предметов, шаман мог призвать своих магических помощников – птицу, рыбу и оленя. Они сопровождали нойда в мире духов. Люди верили: эти маги настолько могущественны, что способны видеть будущее, излечивать болезни, получать никому не известную информацию, влиять на погоду.

Часто шаманам противостояли злые ведьмы (гейды), которые могли причинить людям значительный вред. Хотя и с добрыми волшебницами (вëльвами) нойды никогда не сотрудничали – магические традиции у саамов четко разделялись на мужскую и женскую.
Например, магию сейда, часто упоминающуюся в разных скандинавских сагах, практиковали вëльвы. И хотя некоторые представители сильного пола порой к ним присоединялись, в целом, практики сейда считались женским делом. Саамские ведьмы при этом использовали не бубны, а специальные прялки, наделенные мистическими силами. С их помощью вëльвы могли совершать путешествия в мире духов, вызывать у себя различные видения.

Саамская магия была напрямую связана с культом предков, что дало многим этнографам возможность называть нойдов своеобразными языческими жрецами Северной Европы.
Жители Лапландии с древнейших времен поклонялись священным камням, которые считались местами обитания духов-покровителей. Им приносили жертвы. Камни мазали кровью оленей или рыбьим жиром, подношениями служили и рога животных. Оставлять без угощений и подарков таких духов было нельзя – иначе они потеряют свою магическую силу и больше никому не смогут помочь.
Возле села Левозеро Мурманской области, где компактно проживают более 700 саамов, находится несколько таких священных камней. Среди них особенно почитается «Кугов-Старик», напоминающий фигуру человека. Согласно легенде, это окаменевший шаман.

Узелки для ветра

Исследовательница древних языческих верований разных народов Инна Михайловна Смирнова в книге «Величайшие загадки и тайны магии» (Москва, 2006 год издания) написала, что саамские шаманы могли управлять ветрами. Для этого они завязывали на платках особые заговоренные узелки.
Дело в том, что жители Скандинавии часто путешествовали по морям, и их парусные корабли нуждались в попутном ветре. Суеверные люди готовы были платить магам и чародеям немалые деньги, лишь бы торговый груз и пассажиры вовремя прибыли в порт назначения. Поэтому купцы и капитаны кораблей покупали у предприимчивых саамских шаманов платочки с тремя узелками. Считалось, что при развязывании первого можно рассчитывать на легкий ветерок, второй узел гарантирует сильный воздушный поток, а третий трогать было нельзя, если не хочешь вызвать бурю.
Ради процветания этого прибыльного бизнеса нойды даже пустили слух, что могут сделать так, чтобы корабль вообще не сдвинулся с места.

А еще с помощью бубна шаманы могли узнать, что делает конкретный человек, даже если он в этот момент находится в другом городе. Вера в могущество саамских чародеев среди европейцев была настолько сильна, что породила слухи о левитации и телепортации лопарей «на облаке вместе со своими оленями».
Естественно, злые нойды могли причинить людям значительный вред и даже убить своих врагов. В Швеции поговаривали, что во время многочисленных войн правительства разных стран использовали шаманов в качестве боевых магов. Болезни и смерть они насылали с помощью бубнов, отлитых из свинца миниатюрных подобий копья, заговоренных насекомых (в основном, мух).
Существовал и другой вид темной магии – изготовление так называемых «тире»: из особой секретной массы шаманы лепили шарики размером с грецкий орех. Любой желающий мог купить тире у чародея и запустить им в ненавистного человека. Нойды уверяли, что несчастный, в которого попало такое магическое оружие, скоро скончается.
Но вера в могущество саамских колдунов не всегда была им на руку. В Средневековье людей, уличенных в ворожбе и магии, часто подвергали пыткам и казнили.

Смерть Ивана Грозного

О последних днях жизни царя Ивана IV Грозного в народе сложено немало преданий, одно из них напрямую связано с колдунами-лопарями.
Доктор исторических наук Руслан Григорьевич Скрынников в книге «Иван Грозный» (Москва, 1975 год издания) рассказал о таинственной встрече царя с лапландскими магами. Почувствовав ухудшение здоровья, правитель страны искал все возможные способы продлить собственную жизнь. Он не только обращался с покаянием к представителям православной церкви, но и разыскивал знахарей, способных ему помочь.
Вот и вспомнились Ивану Грозному таинственные рассказы о чародеях и ведьмах с Севера. К тому же, в начале 1584 года на небе была отчетливо видна комета, отличавшаяся крестообразным свечением. Суеверный царь приказал доставить к нему лапландских шаманов. Это повеление было исполнено с рвением: около 60 саамов привезли в Москву накануне Крещения.
Прибывшие устроили коллективное камлание, результат которого для Ивана Грозного оказался неутешительным. Шаманы не стали обманывать царя, сообщили ему о неизбежной кончине. И даже назвали точную дату – 18 марта 1584 года. Разумеется, известие не обрадовало представителя династии Рюриковичей.
По одной версии предания, Иван IV Васильевич жестоко расправился с лапландцами. Но согласно другой трактовке, правитель приказал прилюдно сжечь колдунов именно в назначенный ими день, чтобы доказать их неправоту: сам царь надеялся прожить намного дольше.
Утром 18 марта монарх явился к шаманам и лично обвинил их в шарлатанстве. Тогда один из них пробурчал: «Еще не вечер». Он оказался прав, перед ужином Иван Грозный скончался.

Воскрешение Лжедмитрия I

Еще одним правителем нашей страны, чья смерть связывается с лапландскими колдунами, был Лжедмитрий I. Большинство специалистов считают, что настоящее имя этого самозванца – Григорий Отрепьев.
Автор книги «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» известный исследователь Николай Иванович Костомаров указал, что после похорон Лжедмитрия I по Москве поползли слухи. Якобы мертвый самозванец по ночам вылезает из своей могилы и ходит.
В народе поговаривали, что Григорий Отрепьев продал душу дьяволу, учился колдовству у саамских шаманов и достиг такого невиданного могущества, что сумел одолеть саму смерть. Именно так народное сознание объясняло успех его затеи: все поверили самозванцу, что он – чудом спасшийся царевич Дмитрий. Не иначе как сам Дьявол отвел людям глаза.
Возможно, причиной подобных разговоров было негативное отношение Григория Отрепьева, который сам являлся беглым монахом, к представителям православной церкви. По свидетельствам очевидцев, он не раз называл их лицемерами и бездельниками. А брак с католичкой Мариной Мнишек и дружба с поляками только подлили масла в огонь. В России отход от канонов православия, выраженный в той или иной форме, сразу давал повод для подозрений в колдовстве.
Как известно, после убийства, состоявшегося 17 мая 1606 года, труп самозванца несколько дней подвергался публичному поруганию и осмеянию. Затем его похоронили вместе с пьяницами и ворами, в общей «убогой» могиле.
И начали ходить по столице слухи. Особо впечатлительные москвичи утверждали, что над могилой Лжедмитрия I по ночам сияют и движутся таинственные огоньки, слышатся звуки бубнов и пение шаманов. Суеверные люди считали, что земля не принимает такого сильного и злого колдуна. Сказывали, что по утрам труп Григория Отрепьева находили лежащим на мостовой, а компанию ему всегда составляли два голубя. И любые погодные явления – резкое похолодание и порывы сильного ветра – многие люди объясняли гневом убитого колдуна.
Подобные слухи заставили московских бояр выкопать «беспокойный» труп и прилюдно сжечь. А для пущей убедительности, чтобы успокоить суеверный народ, прах самозванца зарядили в пушку вместе с порохом и выстрелили им в сторону Польши, откуда и пришел Лжедмитрий I.
Именно вера людей в колдовство помогла еще одному претенденту на трон – Лжедмитрию II, который вскоре объявился, убедить многих жителей Руси в том, что он является тем же самым человеком, мужем Марины Мнишек. Ведь эта женщина признала его своим супругом в силу сложившихся обстоятельств. Чудесное воскрешение Григория Отрепьева народное сознание тоже приписало саамским шаманам.
А некоторые романтичные и суеверные люди утверждали, что дух Лжедмитрия I якобы вселился в тело другого человека, чтобы вернуться к возлюбленной Марине Мнишек, победив смерть.
История Григория Отрепьева до сих пор полна тайн и загадок, хотя слухи о его обучении у шаманов в Лапландии и последующем воскрешении кажутся фантастическими. Впрочем, в эпоху Средневековья некоторые русские, финны и шведы действительно отправлялись к лопарям, надеясь получить от них тайные знания.

Экология и саамы

Реальным ли было колдовское могущество саамов, никто точно не знает, но невозможно отрицать их особый взгляд на окружающий мир, который во многом повлиял на повседневный быт этих людей. Жители суровых северных широт умудрялись жить, не нарушая экологию природы.
Например, для разведения костра они использовали лишь сухостой, никогда не трогая «живую» древесину и кустарник. Листья этих растений могли стать кормом для оленей в летний период времени, когда мох ягель засыхает.
Саамы выстроили с природой очень гармоничные взаимоотношения. Путешествуя по заснеженным просторам, они разводили огонь лишь на месте старых кострищ, чтобы не причинять земле новую рану. Эти люди считали, что почва чувствует жар пламени, совсем как живое существо. Рядом с кострищем жители Севера оставляли запас дров не для себя, а для следующего путника.
Свои стоянки оленеводы переносили с места на место, когда в округе заканчивался сухостой. Они не могли причинить вред растениям, а охотились так, чтобы не нанести ущерба популяции пушного зверя: лишь в определенное время и не больше, чем нужно для выживания.
Не удивительно, что пришедшие следом в Лапландию поморы предпочитали селиться там, где раньше жили саамы. Ведь после них в лесу оставалось много добычи, а в реках и озерах было полно рыбы. Плюс готовые кострища, выложенные плоскими камнями, проторенные тропы и обилие кустарника, пригодного для растопки печей.
Экологическая культура саамов, сформировавшаяся в незапамятные времена, намного опередила отношение современного человечества к природе. Безусловно, это отражение языческих верований жителей Лапландии.

Читайте также:

Нойды — удивительные волшебники Лапландии

Еще в Средневековье за лапландскими шаманами утвердилась слава самых сильных чародеев в мире. Перед их знаниями и силой склонялись даже финны, также слывшие блестящими магами.

Нойда (нойд, кебун) — название шамана у народа саамов (лопарей), распространённого на территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и севера России. По одной версии саамских поверий, нойды считаются «хорошими» шаманами, которые помогают людям, в отличие от «плохих», гейду (ведьм), способных вредить людям.

Издавна лапландским шаманам приписывают невероятные способности — будто бы они не только видят будущее и знают прошлое, излечивают от любых недугов, но даже умеют летать, управлять ветрами, перевоплощаться, а в нужный момент им ничего не стоит и вовсе исчезнуть.

Говорят, правда, что теперь от былого мастерства не осталось и следа: последнего шамана якобы расстреляли еще в 30-е годы прошлого века. Хотя, как знать, быть может, и сегодня живут в Лапландии настоящие хранители древних таинств и магических секретов. Ведь недаром же северный край полон слухов о том, что прячутся в горах странные люди, скрываясь от глаз человеческих в таинственных подземных пещерах и неведомых каменных лабиринтах.

Большой колдовской бубен, обтянутый оленьей кожей и украшенный магическими, символами, глухим звуком откликается на ритмичные удары своего авладельца. Закружившись в диковинном танце, шаман начинает напевать странные, непривычные для нашего уха мелодии. Так еще в давние времена начинали свое магическое действо нойды — шаманы Лапландии.

Лапландия — это самые северные территории Финляндии, Швеции и Норвегии, находящиеся преимущественно за Полярным кругом. Это удивительный волшебный уголок нашей планеты, серебряный край вечной зимы, царство холода и снега, суровый край колдунов и ведьм, земля саамов — коренных жителей Финляндии.

Саамы, те, что на Руси издавна звались лопарями или лапландцами, — один из самых древних народов Европы, потомки охотников на мамонтов. Первые поселения саамов появились на севере страны около пяти тысяч лет назад. Старожилы Лапландии сумели приручить норовистых оленей и познать тайны суровой северной природы.

И хотя сейчас хозяева Севера в своих чумах живут только летом (и то чумы те не из шкур, а брезентовые), они все же стараются поддерживать древние традиции: занимаются оленеводством, совершают обряды на озере Инари, где обитают их языческие боги и, конечно, немного «шаманят».

Колдовской обряд шамана-нойды пришел к нам из глубины веков.

С помощью заклинаний и волшебника-бубна шаман приводил присутствующих на магическом действе людей в состояние, близкое к гипнотическому сну.

Затем доставал оленью косточку и бросал ее на плоскость бубна. Знак, на который падала косточка, и рассказывала о том, что ждет человека в будущем.

Когда-то великая слава саамских шаманов гремела по всей Европе, а в 1584 году сам царь Иван Грозный выписал из Лапландии целых 60 чародеев для объяснения странного явления — появившейся в небе кометы, — которое царь почему-то воспринял как знамение своей смерти.

Надо заметить, что Лапландия в ту пору, когда Русь и Европа еще не знали Сибири, считалась местом, где живут самые сильные волшебники Старого Света, и многие оккультисты ездили туда для обучения.

Неизвестно, с помощью каких действий, но абсолютно единодушно лопарские ведуны пришли к заключению, что государь действительно очень скоро покинет сей мир и случится это 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так маю, пришел в ярость и повелел за столь наглое вранье именно 18 марта сжечь всех колдунов.

Утром указанного числа лапландцам было велено готовиться к казни, но шаманы философски ответили, что «еще не вечер». И оказались правы: вечером этого же дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался. А после смерти Ивана Грозного громкие разговоры о лопарских волшебниках возобновились в российской столице с новой силой.

Особенно всколыхнули они народ после переворота 1606 г., когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение. Но сторонники смуты тут же пустили слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя», то есть, мол, не все еще потеряно.

Тем более что за слухами, возможно, стояли и кое-какие реалии. Во всяком случае, серьезный историк Н. М. Карамзин приводит в своей «Истории государства Российского» следующий отрывок из «Московской хроники»:

«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот. В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога. Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».

Подобные факты, слухи или домыслы, чем бы они ни были, в любом случае сыграли свою роль — через некоторое время народ относительно легко принял весть о том, что в Польше объявился второй Лжедмитрий. Так шаманы Лапландии впервые «по-крупному» повлияли на российскую политику.

Саамы. Фото 1928 года

В сверхъестественные способности саамских шаманов верили с давних времен. Люди не сомневались, что лапландские чародеи имели власть над ветрами. Во времена Средневековья считалось общепризнанным, что духи Лапландии весьма могущественны и могут поднимать ветер или обрушивать ураган по условному знаку нойды, когда тот развязывает магические узелки.

Как писали в то время, «нойда, развязывая один за другим три волшебных узелка, вызывал появление сначала умеренного ветра, затем сильного и, наконец, урагана с громом и молниями от одного края неба до другого». Адам Бременский, летописец XI в., упоминал, что лапландские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах, и силой заклинаний выбрасывать на берег китов. Мистическую славу шаманов перенесли на весь народ саамов.

Конец колдовству и язычеству коренных жителей Финляндии положили шведы, в конце XVII в. разрушившие культовые постройки саамов. Шаманство запретили, а всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен, жестоко наказывали. Традиционные саамские песни «ёйку», которые шаманы пели во время камлания (магического обряда), тоже оказались под запретом.

Шаманские бубны — вспомогательное средство шамана — было велено сжечь все до одного. В сохранившихся до наших дней документах XVII в. описываются процессы над шаманами, занимавшимися «вредоносной» магией. С 1593 до 1695 г. в одной только северной Норвегии было осуждено «за колдовство» 175 человек.

Но маленький, затерянный в тундре народ сумел сохранить свои древние традиции. Сберегли саамы до наших дней и технологию изготовления бубнов из оленьей кожи. Пожалуй, бубен — это единственный музыкальный инструмент в мире, который настраивают, нагревая над костром. К нему у шаманов особое, трепетное отношение.

Саамский бубен

«Бубен, как и все вещи, живой. Послушайте, как он поет! Я чуть-чуть дотрагиваюсь до него, и он уже звучит, — рассказывает современный шаман, эстонец Тийт Терас, счастливый обладатель настоящего бубна из Лапландии. — Но только тогда, когда я о нем забочусь, когда с ним общаюсь. Мой прежний бубен обиделся, когда у меня появился новый.

С тех пор старый бубен уже не звучит так красиво, когда я в него бью. Но я отдал его другу, и голос вернулся. Нужно уметь бить в бубен. У меня для этого есть две палочки. Важна частота ударов: 4—7 ударов в секунду.

Иначе говоря, это помогает остановить деятельность левого полушария мозга и активизировать работу правого полушария, перейти в состояние измененного сознания. Не случайно, что бубен круглый. Этот круг включает восток, юг, запад и север, это модель, символ мира».

Кроме бубнов у саамских шаманов были и другие могущественные приспособления — «чуэрвь-гарты». Эти «приборы» представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога, шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. Одна из таких конструкций находится на горе Нинчурт — несколько старинных полуистлевших рогов аккуратно разложены на большом камне.

Но самыми могущественными покровителями саамов являются культовые места их прародителей — сейды («священное место»), Сейдом может быть и камень, и холм, и водоем, и дерево — все то, где сконцентрирована сила природы. Саамы природу считали живой, с ней следовало считаться. Сейдам издавна поклонялись, у них искали защиты. Считалось, что посредством ритуальных обрядов уважительного поведения можно было усилить духовную связь между человеком и природными силами.

К сейдам и сейчас в Лапландии относятся с трепетом и почтением, но в былые времена вера в их могущество была абсолютной. Люди верили, что в сейдах обитают души предков и духи, даже в то, что сейды и есть сами эти духи. Иногда считали, что некоторые сейды — заколдованные люди.

Связь культа сейдов с лапландской магией была настолько велика, что в преданиях описывались случаи, когда шаман-нойда, умирая «превращался» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Например, сохранилось предание о том, как нойда по имени Сырец после смерти стал сейдом Репт-Кедги. Этот сейд мог управлять погодой: как выполняя просьбы о хорошей погоде, так и насылая бурю на тех, кто шел в горы, чтобы уничтожить его.

В соответствии с некоторыми преданиями сейды, как воплощенные шаманы-нойды, осуществляли связь мира живых с миром ушедших. Бытовало поверье, что сейд живет до тех пор, пока его почитают люди, в противном случае он теряет магические свойства.

Таким образом, с точки зрения саамов, сейды были населены духами, способными помогать человеку как в магии, так и в быту в обмен на приношения. Старая легенда гласит, что священный камень красив и блестит, когда он весь вымазан оленьим жиром. Разрушение священных камней наказывалось сурово, ибо считалось, что это принесет ужасные бедствия.

Очень подробно о культе сейдов написал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков:

«Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши.

Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания. Прежде всего человек считается с интересами сейда. Сейд не только требует уважения к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду.

Соблюдение тишины, безусловное воздержание от ругани и даже шуток — повсеместно распространенные правила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями и даже смертью… »

С саамскими сейдами, коих в Лапландии насчитывается великое множество, связаны удивительные феномены. Невозможно не обратить внимание на некоторые аномальные явления, которые наблюдаются в местах, где расположены комплексы сейдов.

Это и субъективные ощущения некоторого психического воздействия (как позитивного, так и отрицательного), и странные проблемы, возникающие с фото- и видеотехникой во время съемки сейдов. Так, нередко случается, что при съемке того или иного сейда на суперсовременную цифровую фотокамеру наблюдается странный эффект — на снимке окружающий пейзаж виден четко, а контуры сейда немного расплываются.

Подобными фокусами хорошо известно плато сейдов на горе Воттоваара. Один из сейдов этого плато является также источником магнитной аномалии — стрелка компаса вокруг сейда буквально движется по кругу. Является сам камень причиной магнитной аномалии или просто поставлен над ней остается невыясненным, но сам факт наводит на мысль об обширных познаниях древних шаманов, в том числе и о магнитных свойствах Земли.

Возможно, что знаменитая лапландская магия не что иное, как обрывки абсолютно научных знаний забытого доисторического народа. Вполне вероятно, что лишь особой касте саамских шаманов удалось перенять и адаптировать эти знания, остальным же жителям Лапландии осталось лишь примитивное почитание и свод запретов, связанных с камнями.

Мифологические и «материалистические» феномены, связанные с сейдами, необычайно многогранны. Хотя древние саамы объясняли все тем, что в камне живет «дух», современным исследователям феноменов сейдов еще только предстоит разгадать загадки «арктических мегалитов» Лапландии.

Правда, фантастическая северная страна не спешит открывать свои секреты. Сегодня в Лапландии, где плотность населения 1 человек и 2 оленя на квадратный километр, есть все: города, курорты, аквапарки. И все это земля саамов гостеприимно предлагает посещающим ее туристам.

Вот только о колдунах, шаманах и загадочных сейдах хозяева Севера с чужаками предпочитают не говорить, хотя прочие традиции, оставшиеся им наследство от древних предков, демонстрируют с удовольствием. Что ж, возможно, со временем все изменится и мы узнаем тайны лапландских сейдов.


Лапландия — Земля ведьм

С древних времен до наших дней тянется вера в то, что Лапландия — это страна всемогущих колдунов. Во тьме бесконечной полярной ночи, при феерическом свете полярных сияний издревле местные чародейки творили изумляющие всех дела.

КОЛДУНЬИ ЛАПЛАНДИИ

Нынешнюю Лапландию поделили четыре страны: Россия (Кольский полуостров), Финляндия, Швеция и Норвегия.

В преданиях местных народов говорится о могущественной ведьме Ягунье. Ее красочный терем стоит средь трех дорог — трех миров: земного, подземного и небесного. Не каждому человеку она открывается в своем истинном облике: одному может явиться древней старухой с клюкой, другому — дородной зрелой женщиной или застенчивой ясноглазой девицей. Поди разберись, кто перед тобой, а она смотрит на человека, проверяет: кто он? И по заслугам награждает или наказывает.

Чародейки Лапландии считались повелительницами ветров — умели заговаривать ветер, а во времена парусного судоходства это было чрезвычайно важно, потому их расположения искали и добивались всяческими путями. Выходившие в море капитаны покупали благоприятный ветер и получали три узелка: для умеренного ветра нужно было развязать первый узел, для сильного — второй, а вот третий вызывал шторм. Для чего — топить пиратов или судна конкурентов? Непонятно, но так говорят.

Немецкий барон фон Гаузен в XIX веке в своих путевых заметках свидетельствовал, что неоднократно наблюдал следующее: встречными курсами двигались корабли и каждый под попутным ветром (?!).

Схожее рассказывали и другие путешественники. Не иначе как каждый из капитанов имел купленный у северной ведьмы ветер.

ХОЗЯЙКА СЕВЕРА…

…так в известном карелофинском эпосе «Калевала» названа злая старуха Лоухи. Она правила страной мрака и холода Похьелой (под нею подразумевался крайний север Лапландии), насылала на людей ураганы, непогоду, болезни, время от времени даже похищала солнце и луну, заключала их в медную гору, и тогда мир погружался во тьму…

Иные скажут: что нам какая-то «Калевала» с ее героями, «злой старухой», это же просто сказка!..

Однако, как известно, мифы возникли не на пустом месте, а выкристаллизовались из реальных событий, покрывшись со временем флером заблуждений. Ведь фольклор — это родовая коллективная память народа.

И потому, вероятно, неспроста имя Лоухи носит районный центр самого крупного и северного в Карелии, невероятно живописного края — лесного, с тысячью голубых глаз-озер.

Тамошние жители с уважением относятся к легендарной Хозяйке Севера и могут рассказать много мистических историй, связанных с ней и ее владениями.

 Они остерегаются даже слово бранное сказать в адрес Лоухи, и это не просто суеверие: слишком уж часто хулитель оказывался потом наказанным. Могу подтвердить, наблюдал подобное сам…

Тогда я проезжал Лоухи в плацкартном вагоне. Сидевший сбоку за столиком полный усач посмотрел за окошко и спросил:

— Что за станция такая? Название смешное, в честь кого оно?

Ему ответил местный житель:

— Это из «Калевапы», знаешь? Она хозяйка здешних мест. Ругать ее не советую, накажет.

Усач ухмыльнулся:

— Да что она мне сможет сделать? Ерунда все это!

Саркастически хмыкнул, отпил из большой бутылки с минеральной водой «Карелия» и поставил ее на столик перед собой. Вагон дернуло, бутылка качнулась, опрокинулась и, к нашему изумлению, облила говорившего буквально с головы до ног. Мы ахнули. Усач принялся обтираться полотенцем.

Кто-то тихо заметил:

— Ну вот Лоухи и наказала. Теперь уже мужчина ничего не ответил.

Вот и не верь после этого в злобную старуху Лоухи, не прощающую оскорблений.

ГИТЛЕР И ЛАПЛАНДИЯ

Известно, что Гитлер увлекался мистикой, рассылал секретные экспедиции по всему свету в поисках эзотерических знаний: на Тибет, в Рязанскую область и… на Кольский полуостров, ибо знал о засекреченных исследованиях Александра Варченко в 1920-х годах и желал заполучить те же сокровенные тайны древних.

Говорил: «Кто будет обладать ими, тот будет управлять миром!» Фюрер был уверен, что они хранятся в подземных святилищах, находящихся в горах около Сейдозера. Здесь имеются остатки древних строений, многие неизвестного назначения. Возможно, именно сюда переселились из погибающей Гипербореи тамошние жители.

Основатель известного оккультного общества «Аненербе», немецкий археолог и географ Герман Вирт, официально (?!) вычислил, что на Кольском полуострове находится Северная Шамбала. К ее поиску готовились с 1939 года. После начала войны с СССР фюрер дал приказ: захватить Лапландию, и тогда была создана армия «Лапландия». Немецкие самолеты принялись совершать полеты над ней, высаживались десанты и группы с неизвестным заданием, строго засекреченным.

Сооружались тайные авиабазы, площадки, радиостанции, устанавливались метеоавтоматы. В арктические районы скрытно проникали германские субмарины. Для них была создана секретная база «Базис Норд». Ей руководил генерал Карл Хаусхофер, который считался одним из самых авторитетных специалистов по поиску знаний древних. И теперь он был послан сюда, на Север, для реализации некоего плана, который входил в число наиболее охраняемых государственных тайн Третьего рейха.

Финские женщины в костюмах древних колдуний

Советские самолеты, которые оказывались в этих местах, немцы сбивали. Сохранилось немало их обломков со следами снарядов авиапушек. Из самой Германии долетать вражеские самолеты не могли, значит, здесь имелись немецкие аэродромы. Позже они были найдены. Как и следы пребывания подлодок.

Знаменательно, что гитлеровские полчища, имевшие лучшее вооружение и значительный численный перевес, рьяно рвались на захват Кольского полуострова, как и велел их бесноватый фюрер, но, словно заколдованные, не смогли переступить границу владений злой старухи Лоухи, будто уперлись лбом в невидимую стену. Похоже, не пожелала пустить их в свои владения могущественная колдунья. Иное объяснение сыскать трудно.

ЛЕСТНИЦА В НЕБО ДЛЯ ЛОУХИ

Гора Воттоваара («Смерть-гора») находится километрах в 20 на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Карелии. Наивысшая точка — всего 417,1 метра над уровнем моря. Рельеф сильно пересеченный. В результате мощного землетрясения, которое произошло примерно 9 000 лет назад, в центре горы образовался гигантский провал, похожий на амфитеатр. Он усеян скальными выходами и маленькими озерцами.

По местным поверьям, Воттоваара — средоточие мощных сил. С языческих времен она является священной для саамов. Ее вершину занимает древний культовый комплекс, общая площадь которого около 8 квадратных километров. Здесь имеются сооружения из огромных обработанных мегалитов.

Многие расположены группами от 6 до 15 валунов и образуют круг с очажной кладкой мелких камней в центре. Нередко от них идут странные щелкающие или жужжащие звуки.

Гору считают обителью злых сил и даже мостом в иной мир. Живность практически отсутствует, а деревья растут уродливыми, словно скрученные невидимой рукой. Похоже, это результат тяжелой энергетики места. Озера совершенно безжизненны.

Одна из загадок Смерть-горы — необычный мох зловещего кроваво-красного цвета. Специалисты утверждают, что такой больше нигде встретить нельзя.

На горе же имеется загадочная лестница в небо, неизвестно когда и кем вырубленная в скалах. Она состоит из 13 ступеней и заканчивается глубоким отвесным обрывом. При этом у местных обитателей никаких лестниц никогда в принципе не существовало, как у некоторых народов не имелось колеса. Кем и для кого она сделана?

Некоторых людей в здешних местах посещают странные видения, например женщина в белом одеянии. Видели ее члены экспедиции Барченко, а позже и многие иные. Уж не являлась ли им Хозяйка Севера — злая колдунья Лоухи?..

Александр ЗИБОРОВ

Почему во время «охоты на ведьм» не трогали ведьм на Севере?

Вот интересный вопрос: почему во время «охоты на ведьм» совсем не трогали ведьм на Севере? Я имею в виду лапландских шаманок. Да и не только — лапландских. Вообще количество ведьм, сожжённых или обезглавленных, например, в Финляндии или Норвегии, не идёт ни в какое сравнение с числом жертв в Германии и Франции, даже с учётом поправки на количество населения. И это несмотря на то, что европейский Север традиционно считался эпицентром колдовства. Французский юрист и политолог Жан Боден в 1580 написал книгу «de la demonomanie des sorciers», в которой говорится, что «Ни в одной другой стране нет более колдунов, чем в Норвегии. Это беспокоит людей день и ночь», «Народы Лапландии, Норвегии, Финляндии и Швеции полны злых духов», «Способность менять облик очень часто встречается у северных народов. С помощью Сатаны они превращаются в оборотней и других диких животных», «Сатана имеет огромное влияние на людей Севера», и т. д.
Отчего же тогда христианнейшие государи Европы не снаряжали специальные экспедиции в Лапландию по поиску и отлову зловредных ведьм?

На Руси, хотя и не было массовой «охоты на ведьм», однако же отдельные процессы всё же имели место. Древнерусские документы свидетельствуют, что причину голода, эпидемий и стихийных бедствий видели почти всегда в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве, на кострах. Так, в первой половине XV века во время моровой язвы в Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвинённых в чародействе, а во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с обнаруженными у неё чародейскими бумагами и кореньями за то, что она «портила» людей и некоторых учила ведовству.

Между тем, царь Иван Грозный пользовался услугами северных ведьм, считавшихся самыми сильными. И при том на русском Севере никогда не было судов над ведьмами! Хотя до сих пор в Архангельской области и Карелии сохранились древние постройки — так называемые «ведьмины стулья», на которых, по преданиям, проводились обряды.

Значит, общество вполне мирилось с существованием лапландских ведьм, но выискивало ведьм в своей собственной среде. А ведь это нелогично. Для ведьмы расстояние — не помеха. Она, сев на метлу, за одну ночь облетит всю Европу и повсюду наведёт «порчу». Как бы вы оценили тех вояк, которые  сражались бы

только против фронтовой авиации противника, а стратегические бомбардировщики не трогали? Но именно так нелогично и поступали борцы с ведовством!

Отсюда можно сделать вывод, что вся эта «охота на ведьм» в подавляющем большинстве случаев являлась местными «разборками». Часто в эти «разборки» вовлекались государство и Церковь. И тогда они приобретали особый размах. Чем меньше на какой-нибудь территории ощущалось влияние государства и Церкви, тем меньшим был и размах репрессий. В Лапландии это влияние приближалось к нулю; ну, так там и никакой «охоты на ведьм» не было. И ещё на Севере не было «охоты на ведьм» по той причине, что там не было бенефициаров, т. е. выгодоприобретателей «охоты», из-за крайней бедности самих ведьм. Где бедность — нам и нет никаких «разборок»; нищим нечего делить. Где бедность — там и государства мало; характерно, что, например, на Аляске, за всё её время нахождения в составе Российской империи, так и не завелась российская бюрократия. 

В статье «Охота на ведьм в Швеции во время «Великого шума» 1668-1676 годов» показано, что всё начинается с «разборок» на местном уровне, а обвинение в ведовстве используется как способ «законной» расправы над противниками. При этом, естественно, кто-то извлекал и материальную выгоду при помощи шантажа и угроз «заявить в соответствующие органы».

Это может произойти в любом обществе; для этого нужно лишь придумать страшного врага, «агентов» которого «следует уничтожить, чтобы они не уничтожили нас». В эпоху «охоты на ведьм» таким врагом был сатана и его слуги (ведьмы). После Французской буржуазной революции во Франции начался Великий террор по отношению к реальным и мнимым врагам революции. Гитлер и его национал-социалистическая партия использовали эти методы для борьбы с «врагами великой Германии». В Советском Союзе действовала налаженная система доносов для борьбы с «врагами народа». В принципе, везде прослеживается одна и та же схема: в тех обществах, где намечается или происходит «отъём» собственности, становится очень востребованным миф о «слугах дьявола»; ограбить брата или сестру во Христе как-то неудобно, а вот «отжать» собственность у слуги дьявола — благое дело.  

Бубен лапландского шамана.

А. Демкин
Лапландский шаманизм
и символика лапландского шаманского бубна

 
   

Fig. № 1 Избражение рисунка на лапландском шаманском бубне с форзаца книги Сигурда Агрелла «Лапландские бубны рунической магии» SA

 


Глава 1. Лапландцы и лапландский шаманизм
Лапландские шаманы.
Лапландский шаманский бубен.
Глава 2. Символика лапландских шаманских бубнов.
В статье использовнано 15 литературных источников и приведено 18 иллюстраций.

 

Глава 1. Лапландцы и лапландский шаманизм.

Лапландцы – так до начала XX века называли народ уральской языковой группы — Саамов (Лопарей). Саамы проживали и проживают в Лапландии (Саамы называют ее Sápmi ), которая простирается на территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Саамы упоминаются в таких древних источниках как Ottar’s report (IX век) , Historia Norvegiae (1160-1175(?) 1220(?)) и Heimskringla (1230 г.) JP. В Истории Лапландии – “Lapponia” , изданной шведским филологом и профессором университета в Уппсале Джоанном Шеффером (1621-1679) в 1674 году DS говориться, что под лапландцами понимается несколько народов, проживавших в Лапландии до Христианизации: Финны (Finni), Лаппофинны (Lappofinni), Скридфинны (Skridfinni) или Бьярми (Biarmi). Сам Саами делили себя на Оленеводов, Горных Саами и Приморских Саами.BM Cуществует 11 саамских языков ( South, Ume, Pite, Lule, North, Inari, Kemi, Skolt, Akkala, Kildin, Ter) и 13 саамских диалектов, в зависимости от территории проживания. В настоящее время в мире насчитывается около 70 тысяч саамов.


Исконную религию Лапландцев — шаманизм, которая представляет собой отражение первой единой природной перворелигии всего человечества, начиная с XI века, пытались заместить на христианство. В Европе Лапландцы издревле заработали репутацию сильных практиков волшебства и магии, которая сохранилась в пословицах почти всюду в Европе. В древние времена многие отпрыски европейских благородных семейств учились волшебству в Лапландии. Английская литература изобилует ссылками на Лапландских ведьм, которые, также как и кельтские ведьмы, занимались продажей ветров и бурь в завязанных узлами веревках. Лапландские шаманы и в настоящее время считаются одними из самых «творческих» среди своих братьев, идущих по тому же пути, привнося все новые варианты практик в свою деятельность.

Fig. № 2 Поклонение духам природы в Лапландии  из книги   Historia de Gentibus Septentrionalibus. Olaus Magnus, 1555.

В 16-м столетии Лютеранство покинуло пределы Германии и достигло Скандинавских стран. Достаточно быстро религиозный пыл Христианства преодолел сопротивление Саамов. Борьбу с шаманизмом включили в охоту на ведьм. В арктической Норвегии более чем 175 человек преследовались по суду за колдовство с 1593 г. по 1695 г. В Швеции шаманизм был официально запрещен в 1671 году. Шаманов арестовывали, подвергали испытаниям как ведьм, а бубны их христианские миссионеры сжигали. На территории современной Финляндии по архивным данным известно о 2000 процессов против шаманов, имевших место с 1520 по 1750 года. Однако, вероятно количество процессов было большим, так как основная часть судебных архивов была утрачена при большом пожаре в Турку в 1827 году. По сохранившимся материалам известно, что в шаманизме в основном обвинялись вполне добропорядочные и состоятельные граждане – фермеры, городские бюргеры и рыбаки. Лишь 15 % осужденных за шаманизм были бродягами. В основном дела возбуждались по доносам завистливых соседей. Дела рассматривались коллегиями из 12-15 человек, и основным видом наказания было наложение штрафа в 40 марок – на эту сумму можно было купить хорошую лошадь. В истории осталась также примечательная охота на ведьм на Аландских островах в 1666 году и в Верхней Даларне в 1668 году.MN

Из-за гонений на шаманизм сохранившиеся в музеях Швеции и Норвегии бубны обычно имеют возраст не старше трех столетий. Все известные сохранившиеся бубны принадлежат к западным областям Лапландии – ближе к Швеции и Норвегии. Видимо, в зоне влияния Петровской Руси к бубнам относились гораздо менее терпимо.

В результате массированного давления властей Лапландцам пришлось принимать Христианскую веру. Однако они приняли ее своеобразно – просто включив его в свою религиозную систему, что нашло отражение и в рисунках на лапландских бубнах, где наряду с духами и сейдами можно увидеть христианские кресты, церкви, ангелов и демонов, Христа и Апостолов. Однако Христианские символы всегда располагались ниже Саамских богов.

Fig. № 3 Изображение Христа и Апостолов на Лапландском бубне (в рамке G и H).  Иллюстрация  из записок Дж. Шеффера DS

Причащаясь в церкви новообращенный саам считал, что он причащается не «крови Христовой», а крови Саракки, богини Подземного мира, дочери Мадеракки. Откусывая в церкви хлеб, саам считал, что это не «тело Христово», а плоть Лейб Олмая (покровителя животных и бога охоты). LM Возможно, считалось, что ассимиляция христианства в языческий шаманский строй будет более безопасным для носителей шаманизма. Кто же будет сжигать бубен, если на нем изображен Иисус Христос и Апостолы? Редкость таких изображений на сохранившихся бубнах доказывает, что посыл этот, вероятно, был ошибочен.

Однако, церковь требовала полного и исключительного перехода Саамов в Христианство и продолжала преследовать шаманов – нойдов. Постепенно, на протяжении столетий, отношение к нойдам стало меняться. Эпоха охоты на ведьм трансформировала образ шамана-нойда в образ слуги дьявола. Считалось, что шаманы обретали бессмертие, продав свою душу, и души своих родственников. Многим Саамам пришлось отступить, чтобы не быть казненными и принять Христианство, отказавшись от шаманизма.
Однако, лапландцы-саамы до наших дней продолжают сохранять веру в духов. Жизнь в тесном контакте с природой обусловила анималистическое мировоззрение Саамов. Они полагают, что у всех объектов в природе есть душа. Это представление нашло свое отражение во всех аспектах культуры Саамов и глубоко повлияло на их культурные традиции. Основная жизненная потребность Саамов состоит в жизни в гармонии с природой, с духами, обитающими в ней. Общение и сотрудничество с духами, получение от них помощи, советов и указаний помогает Сааму успешно заработать себе на жизнь.

Лапландские шаманы

Для Саамов важно не наносить вреда природе, потому что это является вмешательством в мир духов. Религиозные практики Саамов цикличны – зависимы от сезонной миграции и природных циклов. Простой Саам мог понять физические аспекты жизни через научение от родителей и соплеменников и через созерцание природы. Однако, понимание духовных аспектов жизни требует помощи кого-то, способного на контакты с миром духов. Это логически приводит к необходимости посредников между миром людей и миром духов. Человеческие отношения с двумя царствами действительности, физическим миром («эта сторона») и духовным миром («другая сторона»), были соединены действиями специальных мужчин и женщин – нойдов, которые помогают человеку насладиться духовной стороной окружающей природы и самого мироздания. Первым в литературе употребил термин «нойд» шведский министр, ботаник, этнограф и теолог Ларс Леви Лэстадиус (1800-1861), написавший в 1839 -1845 гг труд «Фрагменты лапландской мифологии», который увидел свет только в 1959 году, а на английском языке был опубликован только в 2002 году. LL Ларс Лэстрадиус известен также тем, что приложил много сил для того чтобы сохранить национальные особенности лапландской религии при христианизации.

Нойд – это тот, кто делает noaidut — сверхъестественное. Норвежские эквиваленты термина – trollkarl (волшебник) и spamann (предсказатель). Саамы различают «хороших» шаманов – “noaidi”, которые помогают людям, и плохих, способных вредить людям “geaidu” – ведьм. По другой, нойды могут наносить вред людям, а гейду – не могут. Их силы ограничиваются лишь «творением чудес». В современном мире саамы редко употребляют слово нойд, предпочитая термины guvlar («помощник») и buorideaddji («улучшатель»). В Норвегии по отношению к современным шаманам-целителям употребляют термин leseren («тот, кто может читать»). Отличительной чертой современных шаманов является то, что они могут использовать в своей работе Христианский контекст. Многие авторы сходятся во мнении, что основными критериями отличающими шамана от не-шамана являются способность души шамана совершать путешествия вне тела и осознанное направление содействия духов-помощников. Каждый из критериев по отдельности может присутствовать и у «обычных» людей. Кроме способностей самого шамана важно и желание духов помогать ему – «избранность» шамана духами.

Шаманы также отличаются по своей силе. Самые сильные шаманы называются bora-noaidit – «поедающие шаманы». Такой шаман может забрать жизнь другого человека. Менее сильные шаманы – guwlar’ы могут лишь причинить вред, но не могут убить. Слабые шаманы juovsahaeggje’ы («возвращатели») могут лишь отвратить зло от другого шамана, но сами не могут причинять зло. BM Такой шаман может также найти вора, и заставить его против своей воли вернуть украденное. Сила шамана определяется способностью работать «божественной силой», а не своей личной. Интересно, что в отличие от сибирских шаманов, лапландскому шаману не требуется опыт «умирания» и дезинтеграции тела. Транс же наступающий у лапландских шаманов отличается быстротой наступления и большей глубиной, по сравнению с трансом сибирских шаманов.

Способность шаманов консультироваться с миром духов подразумевает возможность для убеждения духов, управляющих естественным миром, в необходимости помощи человеку или, по крайней мере, в гармоничном соседстве. Каждое отдельное место в природе имеет своих духов, у каждой силы природы есть свой бог, и каждого из них можно и нужно просить о помощи и содействии человеку, так, как будто дух – есть живой человек.

Для перемещения из мира людей в мир духов самым важным инструментом для шамана является бубен или в шведско-норвежской терминологии — рунический барабан (бубен). Он используется и как птица (или лось, или олень, или козел – у горных саамов), переносящий шамана, и как карта, чтобы не заблудится в духовном мире. Бой в бубен приводит шамана в, как принято говорить, экстатическое возбуждение, которое позволяет ему войти в состояние транса – «лови» (lovi) – экстаз, завершающийся падением в обморок. Дословно «лови» означает дыру или прорезь между мирами – Небесами, Земным миром и Подземным миром. Это отверстие является входными воротами в Маналу (священную реку ведущую или ограничивающую Подземный мир мертвых – Ямби Аймо.
В состоянии транса одна из душ шамана может оставить тело, принять другую форму и свободно перемещаться в духовном мире как дух или «дыхание ветра», используя магических животных или птиц в качестве средства доставки. Душа обычно выходит из тела шамана в области желудка. Такое состояние души описывают словом gandus (лат.) , gand (норв.) или bijat (bijag)(финн.) BM Наиболее адекватным переводом на русский язык будет слово «тень». (В этом наблюдаются удивительные параллели с представлениями К.Г. Юнга о структуре человеческой души (прим. Авт.)). Благодаря выходу «тени» шаман может одновременно находится в двух местах.

Fig. № 4 Изображение камлающего шамана и шамана, впавшего в транс..  Иллюстрация  из записок Дж. Шеффера DS

Шаман может превратиться в дикого северного оленя или скрыться под его шеей или копытом; он может перемещаться над верхушками деревьев или под их корнями; шаман может плавать в воде как рыба, а может и свернуть горы, если потребуется. В отличие от сибирского шаманизма, в лапландских традициях путешествие не совершается с помощью Мирового дерева или Мирового столба. Путешествия шаманом совершаются под охраной и с помощью духов помощников — сайвугадче (saivogadze) или войгни (woeigni). Шаман в состоянии транса – «лови» может совершить путешествие в страну мертвых Ябме аймо, чтобы вернуть часть души больного человека. Если болезнь возникла в результате воздействия другого шамана или ведьмы «паха дакке» (paha dakke), то дух помощник шамана мог сразиться с духом помощником противника, чтобы, победив, положить конец вредоносному воздействию. В случае же поражения, мог пострадать сам шаман – вплоть до смертельного исхода. Шаман может также послать свою «тень» bijat – или сделать призрака – gompi в виде медведя или волка, чтобы тот задрал обидчика или его оленей, или послать тень призрака – ovdasas . BM Также шаман может послать в обидчика невидимую стрелу – noidendirri. RK Однако, это возможно только с действительно виновными людьми, если шаман атакует невиновного – то посланные сущности вернутся и нанесут ему еще больший ущерб. Решение о виновности или невиновности выносит не шаман, а дух с которым шаман сотрудничает.BM

Fig. № 5 Саамский шаман использует бубен, для входа в состояние транса  и чтения указаний духов. Фотография Эрнста Манкера  (1959 г.)

Лапландский шаманский бубен

Священник Самуэль Рин, живший XVII веке, (цитируемый Дж. Шеффером ) писал, что бубен помогал шаману получать информацию о событиях в отдаленных местах или в будущем; выяснять состояние здоровья любого человека; предсказывать успех в событиях или болезнь человека; находить метод лечения человека и узнавать чем и как умилостивить богов. Лечение или оказание помощи вообще занимает одно из центральных мест в лапландском шаманизме. Считается, что кроме вторжения чужеродной враждебной энергии (духов), болезнь может быть вызвана выходом одной из части души человека во вне тела (в результате стресса, испуга, шока) или похищения части души враждебными духами и удерживания ее в Подземном мире. В задачу шамана входит совершить путешествие в трансфигурированном виде, целью которого является поиск, освобождение и возврат части утраченной души больного.
В Лапландии шаманский бубен имел несколько вариантов наименования: Каннус (финский язык), Каунус (эстонский язык), Кабдас (собственно лапландский вариант), Кабдас Габдас или Кеуре или Геур (Южнолаплапндский диалект). В Саамских языках обычно встречается боле твердое произношение согласных («г»), в то время как финны заменяют звук более мягким парным («к»).


Можно сказать, что бубен был центральной литургической книгой, «Библией» шаманов. Без бубна шаман мог и не быть полноценным шаманом, хотя наиболее сильные шаманы могли уже обходиться без бубна (они отличались от слабых шаманов, кто еще не мог иметь бубен). Однако трехсотлетний период репрессий шаманизма привел к выработке шаманских техник, в которых можно обходиться без громкого боя в бубен, который в разные времена мог привлечь внимание преображенцев или сотрудников НКВД (или их добровольных помощников).


Всю информацию для выбора дерева и животного для создания бубна шаман получал от духов. По их указаниям он выбирал дерево и сам охотился на животное, чья шкура будет использована для бубна. Для изготовления бубна в Лапландии как правило использовали сосну, но также могли взять березу или ель. Лучшими деревьями для изготовления бубна считались те, что выросли отдельно от других деревьев, деревья, которые отмечены попаданием молнии, дерево, растущее в долине или над водопадом.RK
По разным данным бубен шаман полностью изготавливал собственноручно или наоборот, в изготовлении бубна принимала участие вся семья. Вероятно, разница заключалась в изготовлении чисто шаманского бубна для нойда или «семейного» бубна. После изготовления проводили ритуал «оживления» бубна — шаман просил духов принять этот бубен в качестве его друга и предмета силы. В оживлении семейных бубнов участвовала вся лапландская семья. Бубен укладывался на почетное место у очага. Каждая женщина дарила бубну ожерелье или подвеску на кожаном ремешке. Мужчины подносили зубы или когти диких зверей. Обязательно нужно было заполучить кость из пениса медведя. Колотушку изготавливали из оленьих рогов или заячьей лапки. Право первого боя в семейный бубен имел самый младший мальчик в семье.
Финские лапландцы называли духа бубна – «коамтка». Видимо этот же дух дал название варианту бубна русских лапландцев – «коамтази».

Первоначально, шаманские бубны представляли собой выдолбленный спил толстого ствола дерева, волокна которого расходились как лучи солнца, из которого удаляли сердцевину и делали апертуры в деревянной части (наподобие гигантского решета) и затягивали открытый конец этого решета оленьей или лосиной кожей, которую закрепляли сухожилиями. В выпуклой части единого обода делали выпилы для пальцев. Такая конструкция больше была похожа на неглубокий барабан или миску, чем на собственно бубен. По-норвежски он так и назывался – Skaltrommen — барабан-миска.

Fig. № 6 Саамский бубен — миска изготовленный современным мастером из США Terry Keepers. (www.shamanicartsstudio.com)

Следующим этапом в развитии конструкции было появление бубна на каркасе из цельнодеревянного обода. Делался поперечный спил дерева (сосны) и середина из него выдалбливалась, так что оставался один обод. Шкура крепилась по краям деревянными гвоздями. Такой бубен назывался Бубен- Кольцо или Ringtrommen (норв.) Размеры бубнов также отличались. Существовали бубны такого размера, что их невозможно было переносить одному человеку.

Fig. № 7 Саамский бубен — кольцо

Позднее Саамы стали делать еще более легкую сборную конструкцию на каркасе из деревянных полос (обечайка). Каркас обечайки намачивался и сгибался, к концы закреплялись жилами или склепывались. Также, эти бубны изготавливались в основном из сосны. Шкура крепилась также деревянными гвоздями. Норвежское название такого бубна — Sveiptrommen.

Fig. № 8 Саамский каркасный бубен

Бубны большого размера изготавливались на каркасе усиленном крестообразной ручкой – рамой. Ручки скреплялись крест-накрест сухожилиями или шнурами. Такой тип бубна в Норвегии получил название Vinkelrammetromme .

Fig. № 9 Саамский бубен — на крестовой раме.

Натягивали и крепили кожу на бубен с помощью сухожилий. Били шаманы в бубен колотушкой из оленьей кости, рога или заячьей лапкой.  Бубен уносит шамана в мир образов – govadas. Сам бубен мог считаться барабаном видений – образов (govadasat-бубен). Камлание сопровождалось ритуальным пением – Йойкингом (Yoik). Сама же песня называлась – «Вуолле» (для камлания в Нижний мир).  Пение происходит на особом священном языке juoigaт. Слова этого языка быстрее находят путь к бессознательному, чем обычный человеческий язык. Норвежский саамский поэт Паулуc Утси (1918-1975) поэтично описал волшебный язык йойкинга:

The yoik is a sanctuary for our thoughts
Therefore it has
few spoken words
Free sounds reach
farther than words
The yoik lifts our spirit
allows our thoughts to soar
above the little clouds
has them
as its friends
in nature’s beauty

 

Йойк  — прибежище для наших мыслей и потому не нужно много слов
Свободный звук быстрее понимаешь – душой, которую он поднимает и в небе воспарить – повыше облаков — в красе природы, и в единстве  с ней – нам позволяет.                                            (Перевод автора)

     

Из-за особенностей своей конструкции лапландские бубны в основном имели овальную вытянутую форму или даже слегка яйцевидную. С обратной стороны бубны украшали резными фигурками духов-помощников и располагали на кожаных ремешках – подвесах различные предметы силы: кости из пениса медведя или лиса, медвежьи клыки и зубы.


Лицевая сторона лапландских бубнов традиционно богато украшалась символическими изображениями богов и духов Саамского пантеона, которые использовались для предсказаний будущего. Предсказание проводится с помощью кольца или серебряной монетки, которая перемещается под воздействием ударов в бубен колотушкой к определенному символу, значение которого знает шаман. Также для предсказания использовался особый треугольный указатель – арфа (финские саамы) или волшебная палочка – «бача». Лапландские бубны особенно хорошо подходят для гадания («дивинации»), так как несут на себе подробнейшую картину мира со обозначением времени суток и времен года. Шаман задает бубну вопрос или просто считывает текущую ситуацию. Кольцо или указатель кладется в центр на символ Пейве или в сектор соответствующего сезону времени года. Колотушкой начинают поколачивания по мембране и следят за перемещением кольца. Обычно оно останавливается у какого либо знака.KM Бубен может ответить не односложно, а поведать целый рассказ по схеме «кто, что, где, когда, что делать?». В конце монолога кольцо будет оставаться на исходном месте или уйдет с бубна.


Хранился бубен вместе с колотушкой и указателем в чехле из птичьей кожи. Священное место для хранения бубна в юрте – «поссъё» определялось позади очага. Часто бубен хранился на санях приставленных снаружи вертикально к этому месту. Женщинам запрещалось прикасаться к бубну. При кочевании с места на места бубен везли на последней упряжке и отдельным маршрутом, чтобы путь его не пересекла женщина. Необходимо отметить, что у лапландцев бубном обладали не только шаманы-нойды – бубен был практически в каждой семье.CN
Символы на лапландском бубне чаще всего наносились красным соком коры ольхи. Ее пережевывали и наносили рисунки полученным соком в смеси со слюной и иногда — кровью оленя. Красный цвет рисунков также служил защитой от злых духов. Символы на бубне представляли собой отражение шаманского взгляда на мироздание и содержали изображения важнейших богов и духов. Двух одинаковых бубнов быть не могло – каждый шаман наносил на бубен символы своих собственных духов защитников и покровителей, равно как и покровителей его рода.

Fig. № 10 Классификация стилей оформления лапландских бубнов
по Tor Gjerde (www.old.no)


Структура символики на бубнах отличается в зависимости от географии Лапландии. Лапландские бубны южных областей имеют центральную солярную символику и радиально-центрическую систему изображения. Лапландские бубны из северных областей имеют четкое деление на три или пять горизонтальных секции, символизирующие различные уровни миров от Небесного вверху до глубокого Подземного внизу.

Fig. № 11 Копия бубна шамана с Севера Лапландии

Перейти к Главе 2 Символика лапландских шаманских бубнов.

Масонская символика петровского времени

Список использованной литературы:

PF Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. Финно-угорская мифология // Мифы народов мира. М, 1992, т.2. C. 563.

JP Juha Pentikäinen Shamanism and Nothern Ecology. Berlin, 1996

DS «The History of Lapland» «Written by John Scheffer» Oxford 1674 reprint. — Stockholm 1971.

BM Barbara Helen Miller Connecting and correcting: a case study of Sami healers in Porsanger. Leiden 2007

MN Nenonen, Marko & Kervinen, Timo, Finnish Witch Trials in Synopsis. (www.chronicon.com/noita) 15.5.2001.

LM Lotte Motz The faces of the goddess N.Y., 1997

LL Lars Levi Laestadius Fragments of Lappish Mythology. Edited: Juha Pentikainen, Aspasia Books, 2002

RK Rafael Karstein The religion of the Samek. Leiden. E.J.Brill, 1955

CN C. Nooteboom Sketch of the former religious concepts of the Asele Lapps (the southern Lapps)// Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde 117 (1961), no: 1, Leiden, 118-140

KM Кристин Мэдден Книга шамана-целителя. Весь. СПб, 2009

SA Sigurd Agrell. Lapptrummor och Runmagi, LUND Berlin, 1934.

EM Manker, Ernst, 1938: Die lappische Zaubertrommel 1.
      Manker, Ernst, 1950: Die lappische Zaubertrommel 2.

LA Lahelma, A. . Between the Worlds: Rock Art, Landscape and Shamanism in
Subneolithic Finland. Norwegian Archaeological Review 38 (1),2005: 29-47.

MS Margaret Stutley Shamanism: an introduction London, 2003

JF J.A. Friisk Lappisk mythology Christiania, 1871

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *