Мастер-класс: кукла-настроение «Тыковка» своими руками
Принято считать, что весна является источником вдохновения, новых идей и фантазий. Лично меня всегда вдохновляет осень. Особенно, если живешь в деревне. Здесь есть возможность наблюдать за жизнью природы. Как все пробуждается весной, расцветает, как все кипит и бурлит летом и у каждой травинки и у каждого насекомого своя задача. А зима — она настоящая, белая, пушистая, радостная. До чего приятно затопить печь, и пить чай с вареньем за душевными беседами. В отличии от города здесь другие запахи, другие звуки, другие ощущения. Осень особая пора. Это время зрелости, подведения итогов, таинственности какой-то и конечно же, осень благодарная. Она щедро одаривает нас всякими вкусностями, плодами, ягодами, грибами, травами.
В общем, вдохновила она меня на создание куклы «Тыковка». И сегодня я делюсь с вами, как можно очень простым способом сотворить эту куколку. На самом деле все очень просто!
Основа куклы собрана по старинке, то есть максимально просто. Изначально не даю никаких размеров, чтобы не засорять наше романтическое настроение цифрами. Просто наслаждайтесь пока фотографиями, цветом, фактурой, процессом 🙂 И если вам захочется создать эту куколку, в самом конце найдете примерные размеры. Ваша кукла может быть больше или меньше, так как вам захочется, главное чтобы было по душе.
Ну и конечно, даем кукле задачу, то есть для чего она должна появиться на свет. Эта куколка родилась для того, чтобы все дары, выращенные летом радовали всю зиму, наполняли здоровьем и давали силы. В процессе её создания я просто проговариваю вслух: Пусть в семье моей всегда будет ЛАД, все будут здоровы и счастливы. Пусть несет куколка любовь, развитие, здоровье, достаток и радость!
Итак!
1. Подбираем тряпочки подходящие по цвету, теплых тонов, кружево, бусины, мулине, лен натуральный для волос или пряжу. Это наша палитра.
2. Из ткани двунитка я делаю три скрутки. Для тела и для ножек. В скрутке для тела основой служит палочка а в ножках тонкая проволока (для гибкости). (Длина тельца 10 см, ножки 12 см)
3. Сгибаю скрутки для ног и надеваю лапоточки. Ножки привязываю к телу крепкой ниткой.
4. Для формирования головы кладу кусочек ваты на край скрутки, поверх ваты накладываю лоскут из льна и фиксирую на «подбородке» нитью.
5. Всю ткань завожу назад. Если у вас лен, то он легко поддается и принимает необходимую форму. Стягиваю крепкой нитью. Получилась голова.
6. Украшаю кружевом, вышивкой подъюбник и юбочку. Смотрю, все ли у меня есть для дальнейших действий. Подъюбник, юбка, лоскутки для рубашки, рукавов, для ладошек, платочек и волосы.
7. Расчесываю лен, прошиваю посередине, получился паричок.
8. Теперь все свои заготовки отправляю повариться немного в куркуме, вместе с волосами. (Кроме ткани для ладошек и лица)
9. Да… с насыщенностью явно переборщила 🙂 Сушу немного и проглаживаю.
10. Приступаю к созданию рук. Из небольших квадратиков сворачиваю кулечки или самолетики. Внутри тонкая проволока для гибкости. Накладываю на край рукава. Сворачиваю и фиксирую нитью. Выворачиваю, ручка готова.
11. Привязываю руки к тельцу, укладываю немного ваты на грудь для объема, привязываю лоскут по той же линии что и руки. Опускаю вниз, блузка есть 🙂
12. Ткань для пдъюбника и юбки сшиваю сзади, пропускаю поверху крепкой нитью для стягивания.
13. Стягиваю на поясе сначала подъюбник, сверху юбку.
14. Стягиваю паричок нитью на шее, заплетаю две косички.
15. Повязываю куколке платок, надеваю поясок, радуюсь и люблю её 🙂
Ну а теперь обещанные размерчики! Желаю удачи и радости! С удовольствием отвечу на все вопросы (если вдруг возникнут).
С уважением, Валентина.
Создаем куклу в смешанной технике
В данном мастер-классе речь пойдет о сборке тела куклы из готового набора деталей (рисунок 0).
Рисунок 0. Набор для создания куклы
Перед тем как начать, я сразу скажу: детальки, которые будут использоваться, уже расписаны по примеру мастер-класса, который представлен ранее: Роспись кукольного лица>
Мастер-класс разделен на несколько блоков для удобства:
- Создание каркаса куклы.
- Создание тела куклы.
- Сборка куклы.
1. Создание каркаса куклы
Рост любой куклы, в зависимости от ее возраста (младенец, подросток, взрослый) меряется головами. То есть, когда ребенок рождается, его голова составляет ¼ туловища, с возрастом, когда голова по отношению к телу уменьшается, умещается в человеке уже 7,5 раза. Для кукол в среднем берут рост 6 голов — так она более всего гармонично смотрится. На рисунке 1.1 виден будущий рост куклы, при этом длинна ног куклы всегда будет равняться длине туловища вместе с головой (если, конечно, это не стилизованный персонаж). По этому принципу размер в первые 3 головы — расстояние от макушки головы до паха, 3 последние головы — от паха до пятки.
Рисунок 1.1.
Для создания каркаса куклы необходимо иметь хорошо гнущуюся, прочную проволоку, которой было бы удобно работать. Я использую уже много лет флористическую проволоку толщиной до 1 мм, конкретно на этом примере 0,8 мм (рисунок 1.2). Если же такой под рукой нет, то можно взять любую вязальную проволоку и нарезать её на 6 равных частей по 40 см длинной каждая. Две проволочки по 40 см уйдут на каркас торса, и четыре — на каркас обеих ног.
Рисунок 1.2
Рисунок 1.3
Каркас тела. Берем 2 проволочки и продеваем крест на крест в дырочки на грудке (рисунок 1.3) и прокручиваем их между собой на 1 см, затем разделяем их на 2 части и прокручиваем парно, составляя тазобедренный треугольник до окончания третьей головы — это и будет конец туловища.
Рисунок 1.4
На кончике треугольника делаем петельку из проволоки на каждой стороне (рисунок 1.4), оставшуюся проволоку закручиваем до конца. Кончики каждой стороны загибаем под основание треугольника, конец закручиваем на противоположной стороне для крепости каркаса. В итоге, у нас должен получится треугольник из проволоки с петельками для ног по краям.
Рисунок 1.5
Каркас ног.
Далее (рисунок 1.5) вставляем крест на крест по две проволоки в каждую ножку, распределив равные части проволоки с каждой стороны.
Рисунок 1.6
Прокручиваем проволоки между собой на каждой ножке, прокрученное расстояние должно равняться расстоянию в 1,5 головы и загибаем проволоку (рисунок 1.6). Вставляем кончики проволоки в тазобедренную петельку, протягиваем до места закрученной проволоки и делаем вторую петельку для свободного движения ножки, оставшуюся проволоку закручиваем в каркас для прочности.
2. Создание тела куклы
Существует много способов создания тел, я пользуюсь довольно непростым методом, но конечный результат побуждает возвращаться к нему все снова и снова — это валяние. Для валяния я использую гребенной «Сливер». Это необработанная шерсть, достаточно недорогая и валяется хорошо 🙂 и иголочки для валяния № 36 (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1
Рисунок 2.2
Разделяем гребенной Сливер на удобные маленькие полоски в 1 см шириной и максимально плотно наматываем на ногу так, чтобы толщина шерсти была чуть шире чем керамическая часть ноги (когда шерсть уваляется они будут равны между собой). То же самое проделываем и со второй ногой (рисунок 2.2).
То же самое проделываем с торсом куклы (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3
Рисунок 2.4
Уваливаем тело куклы до плотного состояния, придаем её желаемую форму (рисунок 2.4).
Далее нам необходимо сделать чехол для куклы — скрыть наше шерстяное тельце. Этот этап можно делать, а можно взять и пропустить (по желанию).
На рисунке 2.5 представлены лекала кроя чехла тела куклы:
- передняя часть тела — 1 деталь;
- задняя часть тела — 2 детали;
- нога —2 детали;
- нижняя часть тела —1 детали.
Рисунок 2.5
На телесной ткани произведем раскладку лекал кроя с 0,5 см припусками на швы (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6
Затем нам нужно вырезать детали кроя чехла тела куклы (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7
После необходима обработка задней части тела.
Сложить детали кроя лицевой стороной внутрь и стачать их, отступив от насечки, соответствующей линии талии 2 см (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8
Рисунок 2.9
Сложить лицевой стороной внутрь и соединить булавками детали задней части и передней части чехла тела, совмещая надсечки, соответствующие линии талии (рисунок 2.9).
Стачать детали передней и задней части чехла тела, для удобства место прострочки можно закрепить булавками (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10
Рисунок 2.11
Разутюжить стачанные детали (рисунок 2.11).
Сложить лицевой стороной внутрь детали задней части и нижней части чехла тела, совместив шов стачивания задней части и середину нижней части. Затем соединить их, сколов булавками (рисунок 2.12).
Рисунок 2.12
Стачать соединенные детали (рисунок 2.13).
Рисунок 2.13
Вывернуть чехол и надеть на тело куклы (рисунок 2.14).
Рисунок 2.14
Рисунок 2.15
Подвернуть верхний край чехла тела на 0,5 см и совместить середину и боковые части тела куклы и чехла (рисунок 2.15).
Рисунок 2.16
Нанести аккуратно клей на керамическую часть тела куклы и приклеить чехол (рисунок 2.16).
Рисунок 2.17
Соединить детали задней части чехла мелкими стежками нитками в тон ткани (рисунок 2.17)
Рисунок 2.18
Подвернуть нижний край передней части чехла и соединить с задней частью чехла тела мелкими стежками (рисунки 2.18-2.19).
Рисунок 2.19
Чехол тела куклы (торс) готов (рисунок 2.20)!
Рисунок 2.20
Изготовление чехла для ног 🙂
Сложить детали кроя ножек лицевой стороной внутрь и стачать. Разутюжить швы стачивания (исунок 2.21).
Рисунок 2.21
Вывернуть детали на лицевую сторону и надеть на ноги куклы, совмещая шов и середину внутреннего бедра ноги. Проклеить место соприкосновения керамической части и валяной и соединить с чехлом ноги (исунок 2.22)
Рисунок 2.22
При помощи шила (или любого удобного острого предмета) равномерно распределить ткань чехла на керамической поверхности ноги и приклеить (рисунок 2.23).
Рисунок 2.23
Рисунок 2.24
Подогнуть верхний край чехла ноги сзади и соединить с телом куклы при помощи булавок, совмещая внутренние швы чехла ног и середину шва соединения нижней части чехла торса (рисунок 2.24).
Ноги должны быть при этом под углом 90 градусов к телу куклы.
Рисунок 2.25
Подогнуть верхний край чехла ноги спереди и соединить с телом куклы при помощи булавок (ноги должны быть в одной плоскости с телом куклы) (рисунок 2.25).
Рисунок 2.26
Соединить мелкими стежками тело куклы в чехле и ноги по скрепленным булавками частям (рисунок 2.26).
Перекрываем места соприкосновения чехла и керамических частей тела при помощи кружевной тесьмы в тон ткани (рисунок 2.27).
Рисунок 2.27
Рисунок 2.28
Проклеить аккуратно места соединения и приклеить тесьму (рисунок 2.28).
Рисунок 2.29
Места соединения края тесьмы должны быть малозаметны (рисунок 2.29).
Рисунок 2.30
Проклеиваем места соединения керамической части ноги с тканью и приклеиваем тесьму (рисунок 2.30).
Тело в чехле готово! (рисунок 2.31)
Рисунок 2.31
3. Сборка куклы
Рисунок 3.0. Материалы для обработки деталей перед сборкой
Рисунок 3.1
Для прочности и подвижного каркаса вставим металлический штифт под размер кукольной головы. Для этого отмеряем кусочек толстой стальной проволоки и отрезаем плоскогубцами (рисунок 3.1).
Рисунок 3.2
Нарезаем 2 кубика кожи для крышечек. Вставляем проволоку и пазы и капаем в дырочки клей, это место заклеиваем кусочком кожи (рисунок 3.2).
То же самое проделываем с локтями. Отрезаем по размеру два штифта, вставляем в пазы и заклеиваем (исунок 3.3).
Рисунок 3.3
Рисунок 3.4
Нарезаем полоски кожи для проклейки шарнироприемников (чтобы детали не стачивались), каждую мажем клеем и аккуратно, с помощью стека приклеиваем замшевой стороной в район стыка деталей с небольшим нахлёстом на видимую поверхность детали (для плавного скольжения шарнира). Детали, которые нуждаются в проклейке (рисунок 3.4):
- Голова, отверстие шарнироприемника в области шеи.
- Плечи, отверстие шарнироприемника в области стыковки с локтем.
- Грудь, два отверстия шарнироприемника по бокам в подмышечной области.
Рисунок 3.5
Последний этап — это сборка куклы, для этого нам понадобится (рисунок 3.5):
- Резинка для стяжки (около 30-40 см).
- Ножницы.
- Зубочистки (булавки) для закрепления.
- Крючок самодельный для работы с резинкой.
Рисунок 3.6
Проденем резинку через плечи куклы с натяжением и закрепим с двух сторон зубочистками (только при хорошем натяжении резинки кукла сможет хорошо держать позу). Насадим на резинку плечи куклы, выведем резинку наружу, хорошо натянем резинку и у основания локтя закрепим зубочистками (старые, которые мы заранее поставили ранее, можно снять) (рисунок 3.6).
Резинку аккуратно проденем через штифт предплечья и выведем наружу (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7
Так же с натяжением закрепляем натянутую резинку в районе локтя и выводим кончики резинки к подмышечной области. Для облегчения работы используйте самодельный крючок из проволоки, чтобы протаскивать резинку (рисунок 3.8).
Рисунок 3.8
Рисунок 3.9
С помощью крючка выводим обе резинки в область шеи, с натяжением закалываем зубочистками (прошлые зубочистки убираем). Затем, продеваем резинки по разные стороны между штифта головы и с натяжением перевязываем несколько раз, хвостик резинки можно обрезать, а можно спрятать в голову (рисунок 3.9).
И вуаля! Кукла готова (рисунок 3.10).
Рисунок 3.10
А вот эта куколка уже в готовом виде (рисунок 3.11)
Рисунок 3.11
Спасибо за просмотр, надеюсь, мастер-класс вам в чем-то пригодится 🙂
Рассмотрим основные этапы создания куклы из полимерной глины
Хотелось бы показать вам основные этапы создания куклы из полимерной глины на проволочном каркасе. Знаю, что многим интересно наблюдать за творческим процессом, я сама всегда с удовольствием смотрю, как работают мастера. Поэтому хочется поделиться тем, как творю я. Это не мастер-класс, а скорее процесс, так как подробности лепки я не показываю. В кукольном деле я не новичок, занимаюсь этим 3 года, кукол за это время слепилось около 30, с каждой следующей работой приходит опыт и навыки.
Куколка, которая рождается сегодня, лепилась по фото на заказ, милая 9-летняя девочка. Других кукол делаю по той же технологии, только времени на лепку уходит чуть меньше, чем на портретных. Использую полимерную глину Ливинг-долл.
Сначала я изучаю пропорции и телосложение девочки, выбираю позу, рассчитываю приблизительный размер головы в масштабе. Для ребенка 8-9 лет это где-то 1 к 6.
Для стилизации авторских кукол чаще используют другие пропорции, увеличивают голову, удлиняют шею или конечности, либо наоборот укорачивают и так далее. Но мы ведь делаем реалистичную куклу, поэтому выдерживаем масштаб и соблюдаем пропорции. Вообще, я люблю делать анатомичных кукол с проработанными деталями, пальчиками, складочками. Определившись с размером, делаю заготовку для головы из фольги. Размер заготовки обычно на 1 см меньше готовой головы. Сразу формирую череп — верхнюю часть шире, нижнюю уже, как яйцо. Это вид сбоку.
Сажаю заготовку на деревянную шпажку. Для глаз использую акриловые полубусины, они при запекании не текут, мне нравятся. Облепливаю голову глиной, прорабатываю лицо в соответствии с фото. Это очень долгий процесс, не всегда удается сразу ухватить особенности и добиться сходства.
Когда голова готова, приступаю к рукам. Также делаю заготовку-колбаску из фольги и облепляю глиной. Рука может быть вылепленной до локтя, до плеча или только кисть, в соответствии с задуманным образом. Сначала я леплю кисть, а потом выше, постепенно доходя до нужной длины.
После рук леплю ноги по той же схеме: колбаски их фольги облепляю пластиком, вылепливаю ступню с пальчиками и потом дальше ногу до нужной длины.
Когда лепные детали готовы, делаю тело. Я не спешу запекать руки-ноги, пока туловище не закончено, так как в процессе могу заметить какие-то неточности в пропорциях, и корректирую их. Например, полноту ног, длину до колена или локтя, положение ног в соответствие с позой и так далее. Для тела делаю каркас из проволоки и формирую выпуклости методом сухого валяния из синтепона. Валяю достаточно плотно.
Потом выкраиваю из телесного трикотажа прямоугольник шириной равный объему туловища. Разрезаю снизу «штанишки» для ног, сшиваю их, надеваю на туловище и сшиваю задний шов прямо на теле, утягиваю, если надо, чтобы сидело все плотненько. Отдельно вырезаю прямоугольники — рукава и пришиваю их.
К этому времени у меня уже готовы руки-ноги-голова, я их тонировала пастелью, запекла, расписала глазки и черты лица акрилом, приклеила волосы.
Соединяю конечности и голову с туловищем, использую клей момент-кристалл.
Куколка почти готова, осталось придумать и сшить наряд.
Делаю необходимые измерения, строю выкройку, крою и сшиваю все вручную. Ну, вот вроде бы все по этой куколке.
В дальнейшем попробую показать подробно, как лепить голову, особенности возрастной анатомии, основные ошибки при лепке на основе собственного опыта. Спасибо всем, кто досмотрел до конца, спрашивайте, критикуйте — отнесусь спокойно.
Мастер-класс по изменению тела куклы с твердого на мягкое каркасное
Добрый день!Хочу поделиться с вами своим опытом изменения тела куколки с винилового на мягкое каркасное. Описываю все очень подробно 🙂 Задумка эта зрела давно, но единственную паолочку резать было жаль. И вот ко мне явилось решение в лице уменьшенной китайской подделки под куклу Паола Рейна — ее было абсолютно не жалко, а вот получиться могло что-то стоящее 🙂
Итак, встречайте — мой подопытный кролик. Имеет милое личико, жидкие синтетические волосы, твердое пластиковое тело и ноги и мягкие виниловые ручки, ростом около 26 см.

Самый часто встречаемый вариант переделки паолки — просто мягкое тело с узелками в локтях и коленках — меня категорически не устраивал из-за этих самых узелков. Хотелось, чтобы кукла держала позы. Сначала я думала сделать ей тело как у тедди-мишки, на шплинтах, и шарниры в местах сгибов, но шплинтов у меня не оказалось, а вот отличная толстая проволока в оплетке нашлась, поэтому я остановилась на варианте тела с каркасом.

Итак, что нам понадобится для работы:
— кукла!
— инструменты для отрезания и отпиливания — в моем случае ножовка и ножницы
— мерная лента
— карандаш, маркер или ручка
— кусачки или плоскогубцы
— бумага
— пищевая пленка
— малярный скотч
— маникюрные ножницы
— проволока для каркаса
— ткань для тела, лучше трикотаж
— нитки, иголки
— нейлоновые стяжки (можно заменить тугой обмоткой нитками)
— клей Момент Кристалл
— материал для набивки тела (в моем случае это в изобилии остающийся от изготовления трессов козий пух)
Часть вещей из-за моей забывчивости на фото не попала, извините 🙂
Приступим!
1. Первым делом определяемся, какой длины будут твердые части рук и ног на мягком теле. Мерной лентой отмеряем, а карандашом делаем отметки на теле. Также делаем наметку грудной пластины.
2. Безжалостно отпиливаем/отрезаем конечности, стараясь соблюсти симметрию. Грудь и шею пока не трогаем! Их отпиливаем уже после снятия выкройки.
3. Переходим к самому сложному — созданию выкройки мягкого тела. Строить выкройки классическим способом я не умею, поэтому решила прибегнуть к безотказному муляжному методу. Для этого сначала оборачиваем тело куклы пищевой пленкой:
А затем на пленку лепим маленькими кусочками малярный скотч, обрисовывая тело куклы:
4. Получив мумию-манекен, рисуем на нем места разрезов, вытачки и т.п.: по бокам тела, плечи, попу, изгиб спины. То есть намечаем разрезы во всех местах, которые помогут нам перенести выкройку на плоскость. После этого маникюрными ножницами по намеченным линиям срезаем пленку со скотчем с тела и делаем разрезы в намеченных местах.
5. Переходим к следующему этапу — переносу выкройки на бумагу. Тут тоже есть некоторые сложности — идеально ровно все перенести невозможно. Я решила переносить и перед, и зад по половинке, чтобы было меньше огрехов. Сначала прикладываем срезанное к бумаге и примерно обводим, потом уже выравниваем и вносим желаемые коррективы. К примеру, мне хотелось сделать куколку мягкой и толстопопой, поэтому я добавила где-то по 5 мм в районе бедер.
6. Пришла пора примерить каркас! Берем проволоку и отмеряем примерную длину по линии тела от запястий до щиколоток. Для большей прочности я решила проволоку сплести, поэтому взяла два куска и согнула их.
7. Вырезаем выкройку и при переносим ее на трикотаж (так, чтобы он тянулся вширь):
8. Начинаем шить. Сначала я вручную сшила мелкие детали — вытачки на попе и в подмышках.
9. Затем сметываем обе части тела, чтоб не поплыли, и прошиваем на машинке. Оставляем незашитыми горловину (достаточно широко) и места крепления конечностей.
10. Примеряем ручки-ножки, прикладываем каркас. Если получился длиннее необходимого, обрезаем плоскогубцами.
11. Переходим к креплению ног. Проверяем, чтобы ножки смотрели в нужную сторону, и вставляем их в вывернутое наизнанку тело. Чтобы лучше держалось, сначала промазываем самый краешек ноги клеем, затем плотно прижимаем ткань и затягиваем нейлоновыми стяжками. Если стяжек нет, можно плотно замотать толстой ниткой — тоже работает, но не так долговечно 🙂 Повторяем со второй ногой.
12. Аналогичным способом крепим ручки:
13. Переходим к набивке! Вставляем каркас в тело до упора. То есть в ногах я концы проволоки затолкала в ступни, в руках — в запястья. И неторопливо, по кусочку, пропихивая палочкой в узкие места набиваем тельце. Сначала руки-ноги, потом попу — поплотнее — и грудь. Палочкой распределяем набивку, чтобы была равномерной.
Вот такое получилось тельце!
14. Зашиваем горловину.
15. Переходим к креплению грудной пластины. Сначала проделываем иглой отверстия для пришивания. Протыкаем сразу и перед, и зад, чтобы было легче шить. Мне свою иглу пришлось раскалять 🙂
16. Теперь пришиваем грудную пластину к телу, протыкая его насквозь!
17. Финальные штрихи — делаем куколке пупочек и попу 🙂 Закрепляем узелок и ведем иглу внутри тела из пупка к промежности несколько раз, затем то же самое делаем сзади, но уже с нитью снаружи.
Вот такая уютная девочка получилась:
Руки-ноги гнутся, держат позу, сама куколка очень приятная на ощупь — мне нравится значительно больше исходного варианта. На следующий день закончила перепрошивать ей голову — в ход пошли непроданные обрезки трессов 🙂 Получилась у нее пышная серебристо-сиренево-черная шевелюра 🙂 Осталось ей только реснички заменить))
Несколько кадров в пошитой наскоро одежке:
Надеюсь, что мой опыт будет вам полезен!
Тростевая кукла своими руками: особенности, виды и отзывы
Тростевая кукла — одна из наиболее распространенных разновидностей кукол профессионального кукольного театра. Из этой статьи можно узнать, где появились куклы на тростях, как ими управлять, что нужно для создания такой куклы в домашних условиях.
Понятие куклы на тростях
Тростевая кукла — разновидность марионетки, игровое туловище которой подразумевает движения головы и рук. Такая кукла состоит из головы, закрепленной на трости, пустого туловища-костюма, скрывающего трость, и рук, к которым крепятся трости меньшего диаметра.

Кукловод одной рукой вращает трость куклы (в более сложных вариантах голова поддается вращению независимо от туловища), а другой манипулирует тростями, выполняющими движения кукольных рук. В спектаклях, подразумевающих открытые действия кукловода (не из-за ширмы), существует разновидность тростевых кукол с ногами — к ним так же, как и к рукам, крепятся трости. Простейшую схему такой куклы можно увидеть на рисунке выше.
История создания
Тростевые куклы пришли в Европу с Востока, где театры с их использованием были известны с древнейших времен. Предполагается, что изобретены они были на острове Ява в Индонезии, поэтому такие куклы часто называются яванскими. Наиболее популярными первые театры тростевых кукол были в Индонезии, Японии и Китае. Персонажи выполнялись наподобие известных театральных масок этих стран, таких как Воин, Колдун, Принцесса, Мудрец и так далее.

В Европе куклы получили распространение за счет более простого управления, чем у веревочных марионеток, широкого размерного диапазона и возможности задействовать огромное количество персонажей, создавая «кукольную массовку», например отряд солдат или рыночную толпу. С использованием классических марионеток массовку создать было нельзя из-за опасности запутать нити разных кукол между собой.
В России первые куклы на тростях появились лишь после революции, в 1918 году. Первым спектаклем была постановка по басням Крылова.
Тростевая кукла своими руками
Прежде чем приступить к выполнению куклы на тростях, необходимо определиться с ее разновидностью. Существует четыре основных вида таких кукол. Для небольшого домашнего кукольного театра лучше всего подойдет гапитно-тростевая кукла — ее несложно сделать своими руками, а один кукловод сможет управлять сразу двумя или даже четырьмя куклами.

Гапит — это небольшая палочка, от десяти до двадцати сантиметров в длину, задуманная для того, чтобы целиком умещаться в ладони и управляться пальцами. Профессиональная версия гапитной куклы подразумевает несложный механизм, позволяющий вращать головой куклы и управлять ее руками при помощи пальцев одной руки, спрятанной под кукольным телом-костюмом. В домашних условиях сделать такой механизм будет непросто без наличия специальных инструментов и навыка работы с деревом.
Но существует и вариант простой тростевой куклы: голова крепится к обычной палочке, которая будет выполнять функцию гапита, а руки пришиваются на костюм без управления. Таким образом, один кукловод может управлять сразу четырьмя куклами, держа по две в одной руке. Такие куклы можно использовать, устраивая домашний кукольный театр для самых маленьких зрителей. Голову и костюм можно сшить вручную, а можно пришить тело к уже готовой голове, например от сломанной куклы Барби или какой-нибудь резиновой игрушки. В качестве гапита можно использовать любую палочку или даже обычный карандаш. Спектакль с такими куклами необходимо показывать из-за ширмы.

Классическая кукла
Своими руками тростевую куклу для театра можно сделать и в классическом варианте. Но это потребует больше времени и навыков создания игрушек. Прежде всего нужно будет подобрать хорошую трость для основы. Из чего делают трости для тростевых кукол? Материалов множество — это и дерево, и металл, и пластмасса и даже плотный картон. В домашних условиях можно использовать обточенную ветку, часть старой швабры (деревянной или пластмассовой — не важно), ножку от старого стула и так далее — все зависит от величины задуманной куклы и от тяжести ее головы.

Если при выборе основной трости можно не беспокоиться о внешнем виде, так как ее скроет костюм, то при выборе тростей, управляющих руками, нужно приложить смекалку. Эти трости будут на виду у зрителя, а потому они должны быть красивыми, однотонными и не портить внешний вид персонажа. В зависимости от размера тростевой куклы можно использовать длинные вязальные спицы, ровные обточенные ветки (их можно предварительно покрасить), пластмассовые палочки от надувных шаров.
Голову куклы можно изготовить из папье-маше: она будет легкой, ей можно придать любую форму и раскрасить так, как позволит фантазия. Также можно сшить голову по типу мягкой игрушки. Более простым вариантом опять-таки является использование готовой головы от старой игрушки. Костюм и руки можно сделать тряпичными.

Для управления такой куклой потребуется сноровка. Если планируется несложный спектакль из-за ширмы, ноги не обязательны (у женских персонажей они могут подразумеваться под длинным платьем). Если же хочется выводить куклу из-за ширмы, можно сделать и ноги, свисающие из-под костюма — управление ими не требуется, при движении они просто будут свободно болтаться.
Выполняя куклу в виде четвероногого животного, можно закрепить две трости — одну под животом, одну под головой, оставив ноги в свободном движении.
«Говорящая» кукла на тростях
Более сложным подвидом тростевой куклы является симбиоз с ручной куклой, рот которой открывается и закрывается при помощи ладони. Популяризатором таких кукол был известный режиссер-кукловод Джим Хенсон, создатель «Улицы Сезам» и «Маппет Шоу». Большинство его кукол относятся к этому виду: их тело и голова полые, в них вставляется рука, управляющая движениями рта, головы и тела, а трости используются для управления руками.

Для создания такой тростевой куклы понадобится сшить голову-перчатку, а также костюм с руками. Для ручных тростей можно также использовать спицы или пластиковые палочки. Можно сшить цельную куклу по типу перчаточной, только вместо пустых рук сделать их набивными. Этот вариант подходит, если куклу собирается делать человек, только начинающий осваивать навыки шитья.
Куклы с ногами
Тростевые куклы, в которых предполагается управление не только руками, но и ногами, являются самыми сложными. Во-первых, для их управления необходимы минимум два человека (один управляет верхними конечностями, другой нижними), во-вторых, их сложнее изготовить, а в-третьих, спектакль с такой куклой не получится показать из-за ширмы, поэтому нужно будет продумать сюжетное пространство и наряд кукловода.

Изготовление и использование тростей такое же, как и в предыдущих методах, за исключением того, что длинным платьем персонажа не отделаться: нужно будет продумать внешний вид ног, а также выполнить основную трость максимально красиво, так как она тоже не будет скрыта.
Использование кукол на тростях
Для каких же случаев может понадобиться изготовление таких кукол? В первую очередь, разумеется, для создания домашнего кукольного театра. С гапитно-тростевыми куклами можно показать спектакль, чтобы развлечь 3-4-летних малышей, заняв их забавным представлением. Для детей постарше можно сперва устроить мастер-класс по изготовлению таких кукол, а затем предложить им занять место за ширмой и разыграть спектакль по ролям, либо устроив импровизацию.

Над более сложными вариантами тростевых кукол можно поработать для представления с большим масштабом, например устраиваемого родителями в детском саду, или для самостоятельной игры спектакля школьниками. Также такой куклой вне спектакля можно необычно поздравить ребенка с днем рождения, сделав куклу (например, говорящий вариант) своеобразным ведущим на детском празднике.
Где купить?
Если же вопросы об использовании тростевой куклы не возникают, но трудиться над ее изготовлением не хочется, всегда можно приобрести готовую. Разумеется, в обычных игрушечных магазинах такие куклы встретить трудно. Но можно поискать в Интернете — на сайтах необычных игрушек можно найти новую куклу, специально предназначенную для домашнего использования. А на сайтах, занимающихся перепродажей товаров, бывших в употреблении, можно встретить профессиональные тростевые куклы для кукольного театра, которые в настоящее время вышли из употребления. Эти куклы будут отличаться высоким качеством и уникальным дизайном.

Если же планируется серьезный спектакль с большими вложениями, тростевую куклу всегда можно заказать у профессионала. Обратившись в местный кукольный театр, можно узнать о том, кто изготавливает куклы для них — как правило, этим занимаются штатные мастера. Профессионал сможет выполнить куклу любой сложности, учитывая пожелания заказчика.
Пьесы для кукольных спектаклей
Классические тростевые куклы рассчитаны на серьезные спектакли, включающие драматические элементы, позволяющие задействовать игру рук. Классическими являются спектакли «Маленький Мук», «Волшебная лампа Алладина», «Тутта Карлсон и Людвиг Четырнадцатый». Для гапитных кукол отлично подойдут простые детские сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя».