Как свалять одежду для куклы. Мастер-класс для новичков
Приглашаются куклоделы всех мастей, а также новички в валянии — как в сухом, так и в мокром. Одежда для куклы — понятие очень обширное. Впрочем, как и понятие авторской куклы.
Одежда для куклы в некоторых случаях — отдельное искусство. Такое же, как и сама кукла. Но мы поговорим о том варианте, когда сделанную куклу нужно просто одеть.
Одеть мужчину-куклу. Реалистичного. Причем одеть в обычную одежду: верх и низ. Рубашка и брючки-штаны. Особо касается валяных и текстильных кукол (не Тильды), особо полезно новичкам. Чем хороша валяная одежда для куклы? Нет швов, можно произвольно регулировать размер — подвалять посильнее или растянуть.
Чем отличается валяная кукольная одежда от одежды из войлока, которую мы валяем для носки? Правильно. Тем, что кукольная одежда, надетая однажды на куклу, практически не трется, не тянется, не подвергается агрессивному воздействию среды и человека. Кукла стоит на полке, одежда «стоит» на кукле.
И это не означает, что одежду для куклы можно свалять как попало. В конце концов, если вы сильно промахнетесь с размером, она на куклу просто не сядет нормально и будет уродовать все изделие. Но! Первое правило — лучше валяная одежда для куклы будет чуть меньше, чем слишком велика. Потому что свалянный войлок в мокром виде хорошо тянется.
Второе правило. Для валяния кукольной одежды используйте всегда раскладку шерсти — елочка. Есть небольшая путаница в терминах, но наши мегамастера мокрого валяния (снимаю шляпу, здравствуйте, девочки!) используют еще термин «трикотажная раскладка». Иными словами, чтоб не запутать новичков, советую — выкладывайте шерсть, чередуя углы направления прядей, чтоб было похоже на елочку. А вернее, на еловый лес 🙂 Перерыла всю Ярмарку Мастеров в поисках нужного и понятного для начинающего фото, нашла вот что ( автор Наталья Сидоренко валяет Очаровательное платье Матрешка).
Фото понравилось тем, что показаны вместе раскладка елочкой (или диагональная) и горизонтальная раскладка. На поясе выкройки на фото автора — полоска горизонтальной раскладки, то есть пряди шерсти вытягиваются и укладываются в одном направлении. Сразу видно отличие.
Нам нужна как раз елочка. Или диагональная (так на фото выложена шерсть слева). Или вообще как попало набросать пряди, но это новичкам не советую, это уже для очень больших мастеров. Не шутка.
Зачем новичкам, которые хотят свалять одежду для куклы, такая раскладка? Потому что таким образом свалянное полотно будет хорошо тянуться. И, как я уже сказала, лучше сделать меньший размер, а потом его немного растянуть, чем свалять заведомо громадную одежду, а потом не знать, что с этим делать, резать, перекраивать, шить и так далее.
Третье правило. Берите хорошую шерсть. Небольшой тонины. Меринос! Не мелочитесь, получите удовольствие и вещь быстрее и качественней сваляется. Вряд ли у вас уйдет на все больше 100 грамм. И это по самому максимуму. Учитывая, что размер куклы — от 30 до 60 см. На ростовую куклу шерсти, конечно, уйдет больше. Но с этим не ко мне (смайлик с большими зубами).
Как свалять простую одежду для куклы по-мокрому, если хотим сделать примерно вот такое.
Вам нужна хорошая шерсть на штанишки (в данном случае имитация джинсиков) и рубашонку. У меня штаны сделаны из тонкой Троицкой, качества шерсти мне, конечно, не хватило, но, к сожалению, не нашла мериноса нужного цвета. На рубашонке меринос, свалялся идеально и быстро, как всегда с этой чудесной шерстью.
Показываю только общий принцип, потому что детали для куклы — тема бесконечная, украшательство одежды и других аксессуаров, это та Вселенная, куда можно попасть навсегда. «Джинсы» мной были украшены швами, сзади и спереди — карманы, рубашонке я пришила воротник, карман, разрезала на две передние полочки, пришила пуговки.
Это все можно делать с наслаждением, относится к финишным работам, каждый может делать на свой лад. Но основа! В основе остается две выкройки для мокрого валяния — штаны и кофта.
Имеем тело, начнем с брюк. Делаем выкройку с учетом усадки. Точных цифр не дам, тела у кукол разные, раскладка и способы валяния — тоже. Все равно будете пробовать и ошибаться. Даю схему.
Я руководствуюсь следующим принципом. Выкройка брюк очень простая, соотношу ширину штанины с обхватом ноги куклы.
Выкройка штанины должна обхватывать ногу полностью и с запасом.
Далее много фото, мало слов, надеюсь, что все понятно, заснят процесс.
Раскладка, брызгаем, притираем, аккуратно используем блокиратор, чтобы при раскладке шерсти между ногами, шерсть не перепуталась. Декор белой шерстью, когда много влаги, промокаем полотенцем, немного катаем в рулоне, убеждаемся, что вещь свалялась, бросаем несколько раз.
Разрезаем (низ штанов и пояс), вытаскиваем шаблон.
Отживаем лишнюю влагу, дальше валяем без шаблона. Увалка.
Валяю стыки, используя полипропиленовые трубки.
Считаю вещь свалянной.
Для сушки так же использую полипропилен.
Теперь рубашонка. Рисуем выкройку. У меня выкройка условная. Раньше обрисовывала силуэт куклы и прибавляла в расчете +50%. Мучилась ужасно. Сейчас для рубашек, маек, пиджаков, практически на всех кукол использую одну и ту же выкройку, самую простую на свете. Благо у меня куклы все одного размера. Новичкам советую: обведите силуэт тельца. И прибавьте с каждой стороны еще столько же. При условии трикотажной раскладки вещь уваляется вдвое.
Еще раз пожужжим машинкой, потом покатаем в рулоне, потом уберем шаблон и доваляем.
Так же выкладываем шерсть для дополнительных деталей — кармашки к джинсам и рубашке. Валяем.
На этом считаю свой долг выполненным 🙂 так как в мастер-классах никогда не трогала тему одежды. Считая, что мастер-класс по кукле и так достаточно содержателен и наполнен информацией, и одежда туда просто «не влазила». К тому же, пошарившись в интернете, не нашла по валяной одежде для кукол практически ничего или очень мало. Тем не менее учеников отсылала в интернет 🙂
Всем вдохновения и удачи! Спасибо!
Как сделать ручки и подвижные пальчики валяной кукле
Сегодня я хочу вам рассказать, как я делаю подвижные пальчики моим куклам. Мне часто заказывают теннисистов, и практически в каждом случае теннисист должен держать ракетку. Я перепробовала массу способов, как крепить ракетку к валяной руке, и постепенно пришла к выводу, что кукла должна держать ее самостоятельно. Во всех остальных случаях подвижные пальчики просто делают куклу более живой, так как она может делать разные жесты, и опять-таки, что-то держать в руках.
Приготовьтесь, много фото, но я постаралась снабдить все фотографии подписями, так что все будет предельно понятно.
В качестве каркаса для кукольных пальчиков будем использовать флористическую проволоку. Она подойдет для этих целей идеально. Важно — снять с нее изоляцию, чтобы не было риска слома иглы. По голой проволоке игла просто проскользит, а за изоляцию рано или поздно зацепится и сломается.
Далее делаем заготовку нашей будущей ладони, валяем до приобретения ею формы, но степень увалки — ниже средней, ладонь довольно рыхлая, но уже имеет форму. Прикладываем ее к голове куклы, я делаю ладонь примерно в такой пропорции к лицу, как на фото. Прикидываем степень последующей увалки ручки.
Начинаем делать пальчики, берем шерсть и зубочистки.
Крутим шерсть, делаем пальчики. В случае моих кукол, пальчиков всегда 10, но допускаю, что возможно и другое количество 🙂
Таким образом, последовательность действий выглядит так: крутим шерсть на зубочистку, после обретения нужного размера (толщины и длины «пальчика») вытаскиваем зубочистку и каждый пальчик подваливаем, но не до окончательного состояния, скажем, — до среднего. Потому что он должен быть достаточно твердым, чтобы держать форму и — достаточно мягкий для того, чтобы в него можно было воткнуть проволоку.
А теперь берем подваляный пальчик и проталкиваем вовнутрь проволоку, очистив от изоляции ту часть, что будет потом в пальце. Тонкая проволока очень хорошо входит в шерсть.
Вот так должен выглядеть наш палец на этом этапе. Кончик, который торчит, потом войдет в палец, и будет крепко и надежно завален там.
Теперь, внимание, торчащий из пальца кончик проволоки — обрезаем и загибаем, делая на конце небольшой крючок. И — тянем проволоку за тот конец, который будет потом в ладони. Чтобы проволока спряталась в пальце.
Все. Это кончик нашего пальца, с другой стороны из него торчит проволочный конец, который мы потом спрячем уже в ладони. Один пальчик у нас уже обрел скелет, а если точнее — кость. Но кость гибкую и послушную.
Можно потыкать тонким шилом, «забив» крючок поглубже, чтобы он там надежно зафиксировался, запутавшись в шерсти. А потом начинаем пальчик валять. Тут все как всегда, проваливаем до почти полной готовности.
Понятно, что конец проволоки, который потом войдет в ладонь, можно обрезать по своему усмотрению. Чтобы палец хорошо держался в ладони, не обязательно иметь длинный конец проволоки, палец же будет надежно скреплен шерстью в месте «своего роста». Но фото проволока — с изоляцией, но лучше ее все же снять.
Следующий этап работы — валяние пальчиков. Старательно и — довольно долго, как и все, связанное с сухим валянием. Быстро не бывает.
Мой девайс для валяния на каркасе.
С таким приспособлением игла уже не сломается. Потому что очень короткий для слома конец. Этим самодельным станочком очень удобно обваливать мелкие объекты, когда не нужно глубокое проникновение иглы. Разумеется, так можно использовать не все кончики сломанных игл, а лишь те, у которых зазубрины находятся довольно близко к острому концу.
Пальчики мы сваляли, еще не полностью, но уже достаточно — для соединения их с ладонью. Позже всю кисть будем доваливать уже до готовности.
Берем шерсть, она должна захватывать область пальчиков и разумеется, ладонь, проволочные концы, торчащие из пальчиков, втыкаем в рыхлую пока ладонь, и аккуратно начинаем приваливать пальчики к ладони.
Кое-где, из пальцев выбиваются наружу проволочные крючки, это не страшно, некоторые можно засунуть снова, некоторые обрезать. В процессе валяния, чем плотнее будет становиться шерсть, тем надежнее проволока будет зафиксирована внутри.
Когда я только начинала использовать этот способ, понятно, что я проверяла много раз, что будет, если куклу дергать за пальцы, не вылезет ли проволока. Мои куклы — не дешевые и я не могу позволить, чтобы у моей куклы случилось подобное.
Не вылазит 🙂
Далее обычным способом формируем ручку, приваливаем пальчики и валяем ладонь и всю кисть.
Попутно «размещаем» пальцы правильно, какие-то пальцы короче, какие-то длиннее, согласно обычным правилам изображения человеческой руки.
Дальше много фото, из которых все понятно.
Ну вот, наша ручка сформирована, пальцы подвижны, остается лишь валять и валять.
Наша кукла будет хорошо держать разные предметы, делать жесты пальцами, любые — желательно приличные 🙂
Вообще, этот процесс, как и все, связанное с валянием, одновременно и очень нудно и очень увлекательно. Есть какие-то моменты, которые не назовешь интересными, тыкать, тыкать и тыкать, валяльщицы это знают, но качество никто не отменял, поэтому ради конечного результата, нужно терпеть и все делать очень тщательно. Как говорится, Бог награждает терпеливых 🙂
Удачи всем в творчестве!
Войлочная кукла на каркасе | Журнал Ярмарки Мастеров
Добрый день, уважаемые, приглашаю к творческому процессу. Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.
Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями — валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе) Если же для вас это — лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну…
На игрушку ростиком 18-20 см нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
— Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:
бежевая или песочная, тонкая
черная тонкая
грубая «валеночная» любого натурального цвета
соль-перец, (с уклоном в «соль») для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую
коричневая тонкая (меринос 16-18)
— Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж
— Проволочные «Ершики для прочистки трубок», продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков — жесткая проволка.
— Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок
— Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики
— Привычные инструменты для валяния сухого и мокрого (иглы, щетка, подложка, пупырка, ВШМ и пр.), небольшие спицы номер 3 или 4 , клей Момент-кристалл, шило, ножницы, игла с большим ушком.
У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.
Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков — фотодело и фотошоп не входит в число моих «чудесных умений»
Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб — слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.
Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.
Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.
На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных «пельменя».
Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.
Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.
Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики — запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску «Цинковые белила». Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.
Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.
Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.
Равномерно углубляем глазницу внутри контура.
Веки у Дядюшки отутствкуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные «мешочки» под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.
Кому непонятен процесс — показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)
Приваливаем «мешочки» к краям глазниц.
Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца ;)) не упустите момент — «Дядюшка Ау, приятно познакомиться!»
Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным — зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.
Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.
Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.
Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.
Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти — от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться — пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.
Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.
И еще раз напоминаю — на отогнутых концах ершика или проволки — шерсти нет!
Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.
Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.
Если хочется видимости очень толстых валенок — подверните сгиб полоски еще раз.
Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они «жидковаты» — добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.
Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.
На кисти руки толстой иглой прокалываем «пальцы». Действуем по принципу мультипликации — у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему — ответ легко найти в интернете :)). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.
На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к «ладошке», чуть сдвинув в сторону от середины.
Поверх проволки кладем «пальчик»
Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!
Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.
С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.
Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.
Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или «отходами творчества». Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик — поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть «начинку» из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная «овчинка выделки не стоит».
Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.
Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.
Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.
Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.
Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.
Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.
Капаем немного клея на «шейный» конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.
Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.
Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) — использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.
Вяжем свитер способом «реглан одним полотном от ворота». Можете вязать любым другим способом, но помните — крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.
Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель — любым способом, каким умеете, я использую этот простейший
Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.
1й ряд и все нечетные — лицевые петли
2й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
4й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
6й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
8й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
Сейчас на спицах 46 петель. далее общее полотно делится на 4 части и каждая вяжется отдельно, по очереди.
Спинка — на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.
Правый рукав — на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.
Перед — вяжем, как спинку
Левый рукав — вяжем, как правый.
Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво — возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания — дело индивидуальное 😉
Готовое полотно отпариваем.
Надеваем наш «мальтийский крест» на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.
Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три «декоративных», чтобы подчеркнуть его гранж-стайл 😉
Возвращаемся к шерсти. На «лысине» Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха — это наши линии «роста волос»
От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем «раскладку» шириной, равной длине первой пунктирной линии.
Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.
Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.
Складываем волосы вместе. Он уже милашка ;)!
Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.
Тот же принцип у растительности на лице.
Усы:
Борода:
У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.
Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется «лысеватым».
Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка — не его конек!!
А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой — в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.
Заметьте, по разному акцентируя темные тона на верхнем веке, можно добиться разного выражения кукольного лица. Я сдвинула тени ближе к переносице, получив сердитого старичка.
Итак, с сухим валянием закончено, приступаем к мокрому. В нем я не профессионал, особых секретов не ждите)
Рисуем выкройку шляпы — обычный простой колпак. Вырезаем шаблон из толстого упаковочного полиэтилена, его размеры в 1,5 раза больше размеров исходной выкройки.
Раскладываем на шаблоне тонкий меринос коричневого цвета (меринос — это чтобы избежать тех проблем со сваливанием, которые мы 100% получим, взяв недорогую троицкую полутонкую, например)
С каждой стороны шаблона выкладываем по 3, а потом еще по 2 слоя (по очереди — слой радиально, потом слой перпендикулярно первому)
Все как обычно — мыло, вода, трение под сеточкой, потом ВШМ, пупырка, бамбуковый коврик, жмакалки и прочее.
Не мучайтесь, выравнивая край шляпы — все неровности края нам только на руку. А вот качество войлока должно быть высоким (проверим на отщип), не зря же мы использовали такую чудесную шерсть, как меринос 😉
Под конец валяния наш колпак должен походить скорее на несуразный блинчик. Мы с вами такое точно не наденем, а вот нашему Дядюшке — самый кайф!
Вот, в принципе, и все. Наш Дядюшка Ау готов позировать вам для фотосессий, украшать камины или участвовать в домашнем театре. Он выступит более подходящим сувениром на новомодный Хеллоуин, чем носатые ведьмочки и летучие мышки, подаренные нам западной культурой ;)) Хотя это, как говорится, мое сугубое ИМХО
Удачного вам творчества и новых идей!!
Как придать лицу валяной куклы реалистичность или — портретное сходство
Многие делают валяных кукол, но немногие делают им реалистичные человеческие лица, и еще более немногие ( простите за тавтологию) делают им лица, похожие на кого-то. То есть, когда речь заходит о портретной кукле. Для того, чтобы сделать портретную куклу, совсем необязательно быть художником. Но быть внимательным человеком — необходимо, если расчитываете на успех.
Самое главное в этом процессе — правильная последовательность действий. В конечном счете, все ошибки можно исправить, но если мы неправильно распределим силы и материалы в самом начале, голова в процессе работы начнет «расти» в разные стороны в поисках нужного сходства. То подбородок добавим, то лоб убежал, то нос окажется совсем не в том месте, а глаза — просто делать негде. И получается бесконечная гонка за гармонией, и уже не до сходства, а лишь бы это инопланетное существо стало походить на человека. Думаю, многим начинающим известны эти муки, я сама через это все проходила не раз. Сейчас , с удовольствием могу поделиться знанием, с чего нужно начинать, что потом, а чем заканчивать. И это все — не только про чей-то портрет. Обычной фантазийной куклы с реалистичным лицом, пусть навеянным вашим воображением, это тоже касается.
Итак, у нас есть заготовка головы, внутри сливер, очес, поролон, все что угодно, кто что привык использовать. Богатые мазохисты могут сделать голову целиком из той шерсти, которой кукла и будет покрыта. Словом, заготовка выглядит у нас примерно вот так.
С первого взгляда кажется, что это просто шарик ( голова) на палочке ( шея). Только что это внизу шарика? А это подбородок! То, что мы делаем в первую очередь.
Вид сбоку. Выглядит жутко, как впрочем и все, что мы валяем из шерсти по-сухому, на первых стадиях.
«Равняем» подбородок с лицом, добавляем «мяса» с боков.
А теперь делаем уже почти конечный вариант подбородка, по форме лица или нашего будущего воображаемого героя ( героини) или сверяясь с конкретным персонажем ( портретка).
Теперь о том, зачем я вас пугаю.
Когда мы пытаемся сделать портрет человека гипотетического или портрет человека реального, мы старательно смотрим на фото человека, или мечтаем о воображаемом образе и пытаемся изобразить это на кукольном лице. Как правило, начинающие прежде всего делают нос. Потом идут попытки изобразить глаза. Потом рот, потом опускаются руки, потому что выясняется , что все остальное делать просто негде, глаза сходятся в переносице, нос свисает прямо к шее, подбородок «кончился» и так далее. Я думаю, что у начинающих кукольников есть в шкафу пара скелетов в виде недоделанных, неудачных кукольных голов, некрасивых, брошенных и несчастных…
Отставить с глупыми попытками сделать вначале нос, потом глаза, а потом все остальное! Первое, что мы должны изобразить на кукле – это подбородок. Именно подбородок, как это ни странно, определяет все. Как у женщины, так и мужчины.
Не случайно, первая пластическая операция, которую сделала великая Мерилин, это коррекция подбородка. таким образом она и определила свой последующий знаменитый облик.
Посмотрите, как поменялось лицо секс-символа Америки после коррекции подбородка. Не надо говорить про разный макияж, овал лица никуда не скроешь, никакой тушью, помадой и татуажем не изменишь главного показателя внешности. Мерилин, вернее ее пластический хирург, на миллиметры изменил хрящи подбородка будущей звезды и Мерилин с распростертыми руками принял весь мир, признав красавицей. А прежде ее не пускали в киноиндустрию, утверждая, что у нее «простоватая внешность»…А простоватую врнешность ей придавал именно подбородок, большой , круглый и размытый..
Таким образом, подбородок и у женщин и у мужчин является главным отличительным признаком внешности отдельного персонажа.
У некоторых людей подбородок является самой выраженной чертой внешности, скопировав которую, уже достигаешь невероятного сходства. У некоторых – эта часть лица – более типична ( менее характерна), тем не менее, обратить внимание на подбородок начинающему кукольнику и, тем более — кукольнику-портретисту, следует в первую очередь. Это то, что мы пытаемся изобразить на лице в самом начале работы.
Далее по значимости идет лоб и надбровные дуги. Да, да! Не глаза и нос, как думают многие. А именно лоб и брови. Потому что это – после подбородка второй по значимости элемент «похожести» лица куклы. «Похожести» на кого-то конкретного или вообще — «похожести» на человека реалистичного.
И только потом мы размечаем место, где будет находится нос. Делаем губы и «набрасываем» глаза.
С носом и губами все просто, их скопировать легче всего. Особенно, если вы в принципе умеете валять. Все равно корректировать процесс вы будете позже, когда лицо уже практически готово, во всяком случае — выражение лица и пропорции, где и что расположено. Про методику здесь говорить не буду, ее проще проходить на Мастер-классах, потому что то, что можно объяснить и показать в реале, может занять слишком много места в такой теме.
Если говорить про портретную куклу, то сложнее всего с глазами. Сложнее, опять таки, когда не знаешь, ЧТО ИМЕННО в глазах человека определяет степень «похожести». Не поверите! Расположение зрачка. Он, зрачок, оказывается у всех расположен по-разному. У кого-то видна верхняя часть, а нижняя – скрыта веками почти наполовину. У кого-то наоборот. На разных фото у человека глаза выглядят не одинаково, ваша задача, если вы делаете портретку, найти фото, где человек находится в состоянии покоя, не гримасничает, не корчит рожи.. И вы увидите, как у него расположен зрачок. Если вы это скопируете, добьетесь успеха.
Итак, последовательность действий при производстве реалистичного кукольного лица.
Подбородок.
Лоб.
Нос, рот.
Глаза.
Совет начинающим кукольникам-портретистам, сделайте куклу фигуры масштаба VIP, актера, президента, любого известного человека, чье фото и видео можно найти в свободном доступе в Интернете. Начните с самого простого, изобразите характерные черты какой-то знаменитости, потренируйтесь на простом и доступном объекте, прежде чем браться за куклу на заказ.
Основные проблемы, с которыми встречаются начинающие кукольники.
1. Запавший рот. Не бойтесь добавить шерсти под нос. Срезать или оторвать лишнее вы всегда сможете. А вот явная нехватка «мяса» под носом и недостаток верхней губы сделают вашу куклу старше на много лет, что не добавит радости ни вам, ни прототипу.
2. Недостаток переносицы или ее избыток. Избыток срезается или уваливается, недостаток «наращивается».
3. Овал лица и щеки. Здесь проблема возникает, когда игнорируется принцип построения человеческого черепа. Есть скулы, есть челюсти, а есть «мясо», которое у разных людей распределяется на костях по-разному. ( см. пункт 6)
4. Начинающие часто игнорируют впадины под глазами. Под глазами – всегда вмятины, у любого лица. Это нужно учитывать.
5. Начинающие часто игнорируют носогубные складки. У начала крыльев носа ( у кого выше, у кого — ниже) – всегда начинается ногосубная складка. Вопрос лишь в ее длине, глубине и форме.
6. Начинающие путаются в изображении щек. Щеки у любого лица всегда «уходят» либо к скулам ( часть черепа под глазами) либо к челюстям.
7. Лоб. Самая большая ошибка. Ошибка большая, лоб маленький..:-)) После работы над лицом, над глазами и бровями, часто оказывается, что лба не осталось. Правило номер один в работе над лицом – ЛОБ, КАК ВТОРАЯ ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ПОХОЖЕСТИ» ПОСЛЕ ПОДБОРОДКА, должен быть достаточным, вполне человеческим и похожим либо просто на человеческий лоб либо на лоб портретируемого субъекта. ( Здесь, как нигде, нужны фото в профиль). Проблемы со лбом игнорировать нельзя. Его нужно будет сделать как следует. Без лба не будет похожей куклы. Без лба — не будет реалистичного человеческого лица. Потому что это – место роста волос, что мегаважно, прическа – тоже один из определяющих моментов.
В этом тексте я постаралась передать самые главные моменты воспроизведения человеческого лица в кукле, если вы ее делаете из шерсти. Практически все то же самое можно сказать и про куклу из пластика, глины, пластилина.
Это только великий Микеланджело в ответ на вопрос, как ему удается делать такие великолепные скульптуры, сказал: «Я просто беру камень и отсекаю от него все лишнее». А мы пока что лепим.. Кто из глины, кто из шерсти.
Удачи всем!
Моя первая шарнирная куколка из шерсти:)
Друзья, хочу представить вам куколку, над которой я работала в течение декабря — девочку Лию. Это не просто интерьерная кукла, она сделана с применением технологий, используемых для создания шарнирных кукол из фарфора или полимерной глины. Девочка достаточно подвижная (на столько, на сколько позволяют особенности материала, из которого она создана — овечьей шерсти). Признаться честно, я очень довольна получившимся результатом и с удовольствием играла с Лией как маленькая девочка, пока шила ей наряды
У куклы 10 подвижных соединений, она собрана на резинку и принимает разные милые позы.
Ниже я покажу вам немного поз и фотографий процесса работы над куклой
Мастер-класс: волосы для куклы из овечьей шерсти
Впервые, на свой страх и риск, я купила овечью шерсть на шкурке, шесть кусков (по три куска) разного размера и разной длины волос. Так как для меня такая покупка была в новинку, и я никогда не имела дела с натуральными волосами, мне пришлось искать информацию в интернете. Спустя два дня поисков, я пришла к выводу, что информация по обработке овечьей шерсти очень скудна, в некоторых моментах приходилось действовать на свой страх и риск. Итак, я готова поделиться с вами почерпнутыми знаниями и проделанной самостоятельной работой.
Мы имеем: овечья шерсть, купленная у продавца на Ярмарке Мастеров и выглядела она в профиле мастера на фото вот так:
Ко мне посылка пришла вот в таком виде — шкурка была рассортирована по длине волос в разные пакетики.
Для экспериментов была взята шкурка из пакетика А1. Волосы на шкурке имели желтоватый оттенок на концах, также у основания шерсть была немного сваляна (легкие колтуны), на ощупь она была жестковатой, как очень кудрявые жесткие волосы у взрослого человека.
Вот с небольшой предысторией мы и дошли до практики:
Я намеренно не стала срезать волосы со шкурки (далее вы поймете почему), предварительно набрав воду в тазик (будьте осторожны — температура воды не должна превышать температуру вашего тела, холоднее можно, горячее — нельзя), в воду я добавила обычный шампунь для волос, хорошо его вспенила и осторожно погрузила туда шкурку. В таком виде она у меня замачивалась три или четыре часа. После этого я ее хорошо сполоснула под струей прохладной воды. После этих манипуляций шкурка все еще имела слабый запах и концы оставались еще желтоватыми.
Для меня было очень важным добиться белого цвета волос, не прибегая к красителям. Поэтому я решила погрузить волосы в отбеливатель. Дома кроме Vanish для белого никакого другого не оказалось, поэтому был использован именно он (он оказался идеальным, так как не повреждает структуру отбеливаемого материала). Шкурка в отбеливателе пролежала всю ночь.
Утром я ее снова сполоснула под проточной прохладной водой. Обратите внимание — при замачивании и полоскании ни в коем случае не создавайте трения (как будто пятно на белье хотите отстирать), так как это может привести к сваливанию шерсти. После ополаскивания, я вновь погрузила шерстку в тазик, предварительно заполнила его водой и ополаскивателем-концентратом для белья (Lenor, Vernel), на тазик 10 л ополаскивателя я добавила 3 полных колпачка. В таком виде шерстка замачивалась еще ночь.
Итак, мы почти в конце пути.
Волосики из тазика достаем, уже не споласкиваем (хотя от волос будет исходить очень сильный запах ополаскивателя, потом он выветрится и будет приятный легкий аромат чистоты и свежести) и не выжимаем. Берем полотенце и аккуратно их промакиваем,вспомните, как вам бережно в парикмахерской промакивают волосы после помывки, вам нужно сделать тоже самое, после немного стряхиваем и сушить.
Сушка шерстки.
Об этом процессе я решила написать отдельно, так как это не менее важный момент. Для сушки я использовала сушилку для белья, у кого ее нет, можно использовать любую ровную поверхность (важно: если она деревянная, покройте ее пищевой пленкой, дабы избежать желтых пятен на шерсти от дерева). На сушилку я положила полотенце, на полотенце (шкурой вниз, волосиками вверх) разложила шерсть, расправив волосики. У меня сушилка стоит на балконе, можно сушить на воздухе (если вы находитесь загородом) или просто в помещении.
Не используйте нагревательные приборы (батарея, обогреватель, фен и т.д.) и, если вы читаете этот мастер-класс зимой — не сушите волосы на улице, только в помещении! Дайте шерсти высохнуть естественным путем, это важное условие, иначе вы рискуете получить жесткие, сухие волосы, которые потом будет трудно уложить на кукольной головушке.
После полной просушки волос (шкура при этом должна быть еще влажной мы начинаем самый трудоемкий процесс- расчесывание волос и распутывание колтунов. Для этого вам потребуются следующие инструменты:
Расчесываем сначала прямоугольной щеткой (она будет делать зачистку — собирать на себя грубый волос и мелкий сор), продается в любом зоомагазине, потом проходимся обычной массажной расческой (она проводит заключительную работу). Расчесываем шкурку прядь за прядью, рядок за рядком, чтобы было не скучно — включите себе какой-нибудь фильм). Данный процесс может занять у вас времени от двух до четырех часов (зависит от площади шкуры). При расчесывании не бойтесь, что на расческе будет оставаться много волос, в этом нет ничего страшного. Именно для того, чтобы потеря волос при расчесывании была минимальна, я не стала срезать ее сразу.
Почти финал.
После расчесывания вывешиваем нашу шкурку досушиваться (помните, что шкура была еще чуть влажной).
И наконец-то финал!
После всех этих несложных манипуляций вы получите белые, мягкие, источающие приятный аромат волосы для куклы и небольшой пакетик вычесанной шерстки, которую можно использовать для валяния или напрясть пряжу). После полной просушки (когда шкурка немного свернется) можно волосы состричь от шкурки и прошить трессы (желательно это делать на водорастворимый флизелин, он продается большим метражом, в воде полностью исчезает, остается только машинная строчка), привалять (если это текстильная кукла) остриженные локоны к голове куколки, приклеить (если это кукла из пластика или фарфора) или сделать паричок (если вы увлекаетесь изготовлением БЖД).Фото проделанной работы специально сделала на белом фоне, чтобы вы почувствовали разницу.
Вот столько осталось вычесанных волосиков, пусть вас не пугает объем, он невесомый и объем распределен специально, чтобы шерстка не свалялась.
Спасибо вам, что дочитали меня до конца. Надеюсь, что вас не испугает много букв и вы попробуете это сделать самостоятельно. Я постаралась описать весь процесс максимально подробно, чтобы у вас не осталось вопросов. Процесс подготовки шерстки очень простой, если убрать ночные вымачивания и сушку, он займет у вас от 2 до 4 часов. При удачной попытке, в следующем мастер-классе я вам расскажу, как правильно окрасить шерсть обычной краской для волос.
Удачных вам Творений!
Lili Miller Dolls 07.04.2017.
Делаем валяный паричок для куклы
Сразу хочу сказать, что я очень начинающий кукольник и на фото моя вторая кукла 🙂
Кукла эта вырезана из дерева и ей, конечно же, нужна прическа. Увиденные и опробованные ранее способы мне не подошли по разным причинам, поэтому я решила попытаться изготовить парик доступным мне способом из имеющихся у меня материалов (надо отметить, что скромный опыт в валяния у меня есть).
Итак, было решено парик свалять, самый существенный плюс этого парика — полное отсутствие каких-либо просветов между пучками волос.
Ну что ж, приступим.
Для работы нам понадобятся:
— кукольная головка;
— мягкий мячик (если жалко головку), сопоставимый с головкой по размерам;
— кудри, подходящей длины и фактуры;
— небольшой кусочек префельта;
— все, что нужно для валяния мокрым способом;
— валяльные иглы;
— валяльный мат, губка или щетка.
1. Обтягиваем кукольную головку какой-либо тканью.
2. Карандашом или ручкой рисуем линию роста волос, вырезаем — это будет наша выкройка. На подробном построении шапочки я здесь останавливаться не буду, в сети можно найти информацию по этому поводу. Для валяния нам важен диаметр парика.
3. Увеличиваем ее на 20%, вырезаем кусочек префельта на 1-1.5 см больше выкройки со всех сторон.
4. Готовим блокираторы, отверстия в центре — круги, первый совпадает с нашей выкройкой, далее — радиус каждый раз уменьшается на 1.5 см.
5. Разбираем кудряшки на локоны.
6. Прочесываем кончики, которые будут приваливаться.
7. Исчезающим маркером размечаем круги на префельте.
8. Кладем префельт на подложку и иглами приваливаем локоны по кругу, диаметр круга равен диаметру выкройки, кончики кудряшек приваливаются внутрь круга на 1 см. Поднимаем приваляные кудри, делаем проколы иглой с обратной стороны.
10. Таким образом проходим весь круг полностью.
11. С изнанки видны волоски кудряшек, проходимся по ним иголкой с обратной стороны.
12. Под первый ряд кудряшек подкладываем блокиратор.
13. Приваливаем следующий круг из кудряшек, тут все зависит от размеров вашего парика, кругов может быть несколько, повторяем все действия п.8-12.
14. Делаем макушку, локоны на макушке «ставим» вертикально и приваливаем иглой, формируя некоторое подобие пробора.
15. Переворачиваем, валяем мокрым способом со стороны префельта, трем, не жалея шерсти и рук.
16. Переворачиваем, расправляем верхние кудряшки.
17. Катаем в рулоне. Вынимаем, идем в ванну, валяем там, сминая заготовку, заодно простирываем кудри от ланолина и естественных загрязнений. На фото кудри сразу после рулона, еще не постиранные.
18. Сверяемся с выкройкой, готово (имеется ввиду, что круг почти достиг размеров выкройки).
19. Аккуратно, не задевая локоны, срезаем по кругу свободный войлок.
20. Прикладываем, любуемся. Находим лобную часть парика.
21. Прочесываем все кудряшки, чтобы убрать все, что не привалялось.
22. Выкраиваем наш парик, аккуратно вырезаем вытачки.
23. Сшиваем встык обметочным швом.
24. Соединяем таким образом все вытачки.
25. Выворачиваем, немного валяем на мячике, завернутом в пищевую пленку, выполаскиваем, просушиваем полотенцем.
26. Примеряем, причесываем, расправляем пряди.
27. Можно пройти валяльной иглой в месте предполагаемого пробора.
28. Оставляем так или окрашиваем: промазываем на пленке очень тщательно краской для волос, в моем случае краска органическая на основе хны.
30. Заворачиваем в пакет, кладем на батарею на несколько часов, смываем краску.
31. Просушиваем парик, натянув его на кукольную голову.
32. Расчесываем, любуемся. Окрашенный парик — другой, не тот, что был показан вначале, но изготовлен точно таким же способом.
Вот и он: высушенный, вычесанный, надет на хозяйку…
Пробор:
Буду очень рада конструктивным дополнениям как мастеров-кукольников, так и мастеров валяния.
Подразумевается, что парик несъемный, будет приклеен шапочкой к голове куклы. Такой способ изготовления парика дает возможность сделать основу и сами волосы одного цвета.
P.S.: Белый парик — кудри Wensleydale, рыжий — неизвестны.
Желаю всем удачи и хорошего весеннего настроения!