Skip to content

Когда отмечают спас – Когда и как православные отмечают Яблочный, Медовый и Ореховый Спасы? | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

Содержание

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщевую тряпочку и кладут за икону. Таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам. Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались – пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Вы же можете не ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса. К этому времени пост уже закончится, и даже если вы его соблюдали, в этот день выбор меню зависит только от вашей фантазии. Испеките хлеб по оригинальному рецепту, приготовьте блюда, в которых используются орешки, например, лобио или салат из курицы, с грибами, орехами и сыром.

В качестве развлечения выберите гадание на орехах – загадайте желание и расколите один орех. Если ядро окажется хорошим, сладким и крупным, то ваша мечта осуществится. Если же орех будет пустым или черным внутри, то загаданное не исполнится.

Кроме того, преподнесите родственникам, друзьям и коллегам символичные подарки: орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщевые полотенца – изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У Третьего Спаса и еще одно «имя» – «Спас на холстах», или «Холщевый Спас». Это название уходит своими корнями в христианскую традицию. Считается, что некогда пришел к Христу художник – посланец от князя Эдесского — и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного в ту пору владыку Эдессы.

Яблочный Спас, Медовый Спас, Хлебный Спас: традиции и обычаи праздников.

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Для медового спаса

Владимирская Богоматерь (1514)

Для медового спаса

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

яблочный спас

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

яблочный спас

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.

хлебный спас

М. Стахович. Дожинки (1821)

хлебный спас

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Яблочный Спас: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа

Один из самых популярных в народе праздников Яблочный Спас отмечается в России 19 августа.

Что такое Яблочный Спас

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, который в православии отмечается 19 августа.

Католики, протестанты и некоторые православные церкви, придерживающиеся современного календаря, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.

Праздник Преображение Господне посвящен явлению преображенного воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, когда те молились на горе Фавор. Преображение символизирует божественное триединство и единение высшей и человеческой сущностей Иисуса Христа.

Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

Что можно и нельзя есть на Яблочный Спас

Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, а также яйца. В честь праздника разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также — единственный раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.

Ну и, естественно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно популярны освященные яблоки.

Приметы на Яблочный Спас

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

Что нельзя делать до Яблочного Спаса

До Яблочного Спаса на Руси старались не употреблять в пищу плоды нового урожая, особенно строго следили, чтобы женщины не ели до праздника свежие яблоки, это считалось плохой приметой, несущей смерть и болезни. Традиция идет с апостольских времен, по примеру апостолов монахи до Преображения не ели виноград нового урожая, ослушников наказывали.

Что нельзя делать 19 августа

На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, считалось, что праздник нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с Яблочного Спаса под окончательный запрет попадали все купания в открытых водоемах, нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят водяную нечисть.

Когда следующий Спас

Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа. Он отмечается после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы.

как отмечать, что готовить, приметы

С незапамятных времен на Руси принято отмечать Три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты их празднования выпадают на август: 14, 19 и 29 число соответственно. В эти дни традиционно проходит сбор урожая, поэтому люди запасаются на зиму фруктами, овощами и зерном.

Название «спас» связано не только с припасами, но и со спасителем. Так совпало, что 19 августа одновременно отмечается и Преображение Господне. Поэтому верующие на этот праздник приходят в храмы и освящают дары природы – мёд, яблоки, орехи и вообще любые плоды со своего участка.

Три Спаса: яблочный, медовый и ореховый — отмечают в августе

Содержание статьи

Медовый Спас (Первый, Маковый, Спас на воде)

Его также называют Первым или Маковым, поскольку одновременно с мёдом собирают мак. На стол принято подавать всевозможную выпечку, питной мед (напиток, который выдерживают на мёде и ягодах не менее 10 лет), каши и булочки с маком.

История праздника корнями уходит в незапамятные времена. Легенда гласит, что однажды в Константинополе (ныне Стамбул) случилось небывалое бедствие – распространилась какая-то опасная инфекция, от которой погибло много людей. Никто не знал, как справиться с пандемией.

И тогда местные священники решили вынести часть креста, на котором был распят Спаситель, и освятили им все местные озера, реки и другие водоемы. Тогда жители окунулись в воду, и многие из них исцелились. Поэтому праздник также называется Спасом на воде.

Какие спасы по православному календарю

В православной традиции восточных славян есть три праздника, называемые Спас. Триада августовских празднеств является особенной по сути своей, ведь объединяются в эти дни важнейшие христианские события с народными обычаями. С середины августа начинается Успенский пост, иначе называемый «Спасовкой». Приходится на этот период важная дата – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник входит в число Двунадесятых, при этом имеет великую ценность для каждого православного человека.

Что такое Спас

Для начала следует разобраться с этимологией термина. Несмотря на то, что Успенский пост проводится Церковью в честь Богородицы и воспоминания ее успения (смерти), традиционно августовские Спасы посвящены Иисусу Христу. Народные славянские праздники аграрного календаря, связанные с окончанием сезона и сборами урожая, после прихода на русскую землю православия совпали датами со следующими событиям:

  • Изнесением честных древ Животворящего Креста;
  • Преображением Спасителя нашего Иисуса Христа;
  • Перенесением «Нерукотворного образа Спасителя» в Константинополь.

В синкретической (соединяющей в себе разнородные элементы чего-либо) традиции народного православия каноничные события оказались неотделимы от славянских обычаев. Наши предки в эти дни чествовали Сына Божьего, но при этом не забывали про полевые и урожайные работы. Кроме церковных традиций, в эти дни необычайно сильна народная обрядность. Сохранились некоторые дохристианские названия праздников. Так, Первый Спас назывался Калинником, а Второй – Осенинами или Гороховым днем.

Когда праздновать 3 Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Даты всех трех Спасов не являются переходящими, поэтому они стабильны из года в год. Начинается все с 14-го августа и длится 2 недели практически до самого начала осени. Этот период в месяцеслове называется Успенским постом.

  • Медовый спас – первый из трех праздников. Традициями РПЦ он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста.

Согласно обычаям, в этот день (по старому стилю он приходился на 1 августа) осуществлялся Крестный ход. По улицам Константинополя (именно оттуда эта традиция пришла к славянам) несли Крест Господень, чтобы освятить их, отвернув болезни и невзгоды. Сегодня празднуют Первый спас 14 августа.

  • Яблочный спас называется Великим, поскольку совпадает по датам с Двунадесятым праздником Преображения Господня. Отмечают его 19-го августа (по старому стилю – 6-го).
  • Ореховый (или Хлебный) спас приходится на 29 августа. Он отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Наши предки считали его началом осени, поэтому неслучайно употребление эпитета «Осенний» или «Холодный».

Медовый спас

когда празднуются спасы медовый спас

В этот день воздаются почести «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в память о великом князе Андрее Боголюбском. В 1164 году правитель вместе со своим войском выступил против язычников, населявших Волжскую Булгарию. Был у него обычай впереди солдат нести Животворящее Древо, а с собой он всегда брал икону Богородицы. Описываемый в преданиях случай свершился 1-го августа, когда с Божьей помощью князь сумел одолеть язычников: от иконы с Пресвятой Девой Марией исходили лучи божественного света, которые предали сил русичам для победы в бою.
Накануне праздника всегда совершается вечернее богослужение, а на престол выносят Крест Господень, чтобы каждый верующий имел возможность поклониться ему. В день Изнесения Животворящего Креста на утренней службе совершается образ помазания елеем прихожан. Одежды для богослужений в этот день носят фиолетовые или темно-красные. После завершения литургии начинается освящение воды, меда и других даров Божьих.

К началу августа в ульях уже поспевал мед, а пчелы переставали работать и подготавливались к зимовке. Только освятив собранные запасы в церкви, люди могли испробовать, что вышло у пчел в этом году. Мед считался даром Божьим, благодатью, посланной свыше, поэтому люди шли в храмы, чтобы отблагодарить Господа за милость. Помимо Крестного хода, освящались в этот день водоемы и колодцы.

В народе этот день называют Маковеем. Ошибочно считать, что связано это название с маком или с тем, что он как раз поспевает на лугах. Конечно, в просторечной этимологии такое значение уже устоялось, но изначально была совсем другая связь. 1 (14) августа – день памяти Семи святых мучеников Маккавеев, по Ветхому завету принявших свою мученическую гибель еще в 166 году до рождения Христа.

Поговорки и приметы Медового спаса

Медовый спас – своеобразное начало завершающей летней фазы. Природа движется к осени, к долгому сну, поэтому люди готовились к холодам заранее. В открытых водоемах после праздника уже не купались, потому что вода начинала цвести и холодеть. Хорошей приметой считалось, если на Маковей идет дождь, то следующее лето обойдется без пожаров.

Такая поговорка, как «паши под озимь, сей озимь» означала начало посевных работ по посадке озимых сортов пшеницы и ржи. Заготавливали в этот день навоз и компост для зимы, купали лошадей. Но если погода была сырой, то посев ржи откладывали на несколько дней. Еще одна поговорка гласила, что «у спаса всего в запасе». Это значило непредсказуемость погоды. Мог пойти дождь или подняться сильный ветер.

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

Яблочный спас

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.

Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Ореховый спас

Третий спас традиционно считается праздником больше народным, нежели церковным. Он попадает в период попразднеств Успения. 29 августа в храмах совершается бдение в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Таким образом, в церквях совмещают две литургии, а цветом одеяний священников считается голубой, означающий непорочность Девы Марии.

Ореховый спас

В этот день пекли хлеб из муки нового урожая, собирали в лесах поспевшую лещину, добавляя орехи в блюда и пироги. В городах организовывали ярмарки, на которых торговали льняными холстами (отсюда название – Холщовый). Как и на Медовый, сегодня святят водоемы и колодцы, но всенародных купаний не устраивается, ведь вода к этому времени уже холодная, осенняя. Примечательно, что деревенским жителям в этот день было не до гуляний, ведь все занимались работой: сеяли озимые, убирали остатки урожая.

Кроме утренних богослужений, храмы посещали еще и ради того, чтобы помолиться мученику Диомиду о выздоровлении близких. Перед Федоровской иконой Божьей Матери воздавали молитвы в просьбах об успешных родах, решении женских бытовых проблем.

Поговорки и приметы Орехового спаса

В этот день следили за небом. Если журавли собирались на юг сегодня, то ждали морозной зимы. Грозовое небо, дождливая погода в этот день обещала долгую теплую осень.

Люди благодарили Господа за хлебные припасы, что нашло отражение в народном фольклоре. Если лесной орех хорошо уродил, это означало, что следующее лето будет плодотворным на большой урожай пшеницы и ржи.

Были и плохие приметы. Так, считалось дурным знаком при заготовке собрать порченный орех. Это означало, что в скором времени приключится беда. Чтобы обезопасить себя, люди съедали плохой орех, а следующий за ним отдавали первому встречному.

Яблочный Спас — Википедия

Я́блочный Спа́с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 (19) августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо[1].

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы[2]. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая[1]. В этот день они освящаются в церкви[3].

рус. Спас, Великий Спас[1], Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне[4], Праздник первых плодов[5], Горохов день[6], Первые осенины[7], Осенины[8]; укр. Спас другий, Великий Спас[1]; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас[9], Другі Спас[10]; серб. Преображење[1]; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир[1]; польск. Pacskie Przemienienie[1].

В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева[11].

У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует[когда] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам[12].

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»[13].

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста[11].

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями[8]. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали[14]:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна[15]. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне[sr] (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда[15].

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда»[15]. Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда[16].

У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству)[15].

  • Какой второй Спас, такой и январь[17].
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров[18].
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму[19].
  • Первая встреча осени — первые Осенины[7].
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках[2].
  1. 1 2 3 4 5 6 7 Агапкина, 2009, с. 258.
  2. 1 2 Некрылова, 2007, с. 401.
  3. ↑ Коринфский, 1901, с. 360–362.
  4. ↑ Полищук, 1999, с. 580.
  5. ↑ Алексеев, 2006, с. 33.
  6. ↑ Власова, 2000, с. 198.
  7. 1 2 Надель-Червинская, 2011, с. 234.
  8. 1 2 Даль, 1880—1882.
  9. ↑ Лозка, 2002, с. 161.
  10. ↑ Васілевіч, 1992, с. 583.
  11. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 229.
  12. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 228—229.
  13. ↑ Коринфский, 1901, с. 361.
  14. ↑ Коринфский, 1901, с. 363.
  15. 1 2 3 4 Агапкина, 2009, с. 259.
  16. ↑ Агапкина, Усачева, 1995, с. 376.
  17. ↑ Чичеров, 1957, с. 19.
  18. ↑ Брудная и др., 1996, с. 237.
  19. ↑ Тарханова, 2000, с. 143.
  • Виноград / Агапкина Т. А., Усачева В. В.] // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 374—377. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Преображение Господне / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 258—259. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры: в 2 кн. Кн. 1. — М.: Наука, 2006. — 289 с. — ISBN 5-02-010351-9.
  • Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Спас-Преображенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 360—364.
  • Преображение Господне / Лукашевич А. А., Гринберг М. В., Пожидаева А. В. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 430. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  • Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб.: Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1.
  • Максимов С. В. Спас // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 488—491.
  • Надель-Червинская М. Личные имена русской паремиологии. Лингвокультурологический словарь / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Некрылова А. Ф. Осинский ежегодник Вып. 1. Краеведческое издание / Под ред. В. А Алексеева. — Оса: Росстани, 1993. — 80 с.
  • Полищук Н. С. Развитие русских праздников // Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 573–601. — ISBN 5-02-009558-3. (недоступная ссылка)
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Тарханова А. От морозов до морозов: фенологические наблюдения. — Тюмень: Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 222 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)

Какого числа Медовый, Яблочный, Ореховый Спас в России 2019?

Православные ежегодно в августе отмечают три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – церковные праздники, посвященные сбору урожая

Дата Медового, Яблочного и Орехового Спаса из года в год в России остается неизменной — в праздновании всех трех торжеств тесно переплелись христианские и народные традиции.

За Медовым, Яблочным и Ореховым Спасом стоят свои история и традиции – все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями. Образовалось название праздников «Спас» как сокращение от «Спаситель».

Кроме того, Спас — это древний праздник земледельческого календаря, который праздновали во время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

Sputnik Грузия поинтересовался, какого числа празднуют Медовый, Яблочный и Ореховый спас в России 2019.

Медовый Спас

Один из древнейших праздников — Медовый Спас, в России отмечают 14 августа — он приурочен к началу сбора меда на пасеках.

Люди в старину считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед, посему спешили его вовремя собрать. Употребляли этот мед в пищу, который считался особенно целебным, только после освящения в церкви.

В этот день священники проводят и малое водосвятие – благодаря этой традиции праздник получил второе название Мокрый Спас или Спас на воде.

Чтобы здоровье и имущество процветали, на Медовый Спас также освящали целебные травы и мак. Так появилось третье название Спаса – Маковей.

В Медовый Спас начинается один из четырех постов, установленных православной церковью – Успенский. Поэтому мясные и рыбные блюда в этот день не употребляли. На Медовый Спас в России пекут медовики и пряники из постного теста и пьют квас.

Яблочный Спас

Второй Спас – Яблочный, который по православному церковному календарю совпадает с праздником Преображения Господня, а по-народному – с проводами лета, в России отмечают 19 августа.

В это время обычно в садах начинается сбор урожая, поэтому Спас назвали Яблочный. По народному поверью, Яблочный Спас свидетельствует о приближении осени, так как именно с этого дня начинает холодать.

Фрукты есть до освещения запрещалось по народным поверьям, поэтому в Яблочный Спас с утра приносили корзины с яблоками и другими фруктами, ягодами и злаками первого урожая. Из этих фруктов затем готовили пироги с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

В России, освящали землю под новый урожай именно в Яблочный Спас, так как от обрядов и ритуалов, совершенных в этот день зависело благополучие в будущем.

Хлебный или Ореховый

Последний Спас — Ореховый, отмечают в России 29 августа, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. Из трех Спасов Ореховый наиболее важный, хотя не так популярен в народе, как Медовый и Яблочный.

Спас называют Ореховым, так как орехи, которые вызревают к этому дню, начинают активно собирать. Первый ореховый сбор освящают в церкви. В этот день заканчивается уборка хлебов, первый каравай из муки нового урожая также освящают. Посему Спас называют еще и Хлебным.

Еще третий Спас называют Холщовый или Спас на холстах. По преданию, к Христу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил у Иисуса разрешения запечатлеть его изображение, которое поможет исцелить больного владыку Эдессы.

Написать Образ Христа у живописца не получалось. Тогда Спаситель умылся, вытер лицо холстиной, и на ней Его черты отчетливо проступили. Кусок ткани передали князю, и тот быстро поправился.

Сначала реликвия хранилась в Эдессе, потом ее перевезли в Константинополь — перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа.

PS: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – прекрасный повод полакомиться дарами полей, садов и лесов. Считается, что в меде, фруктах, орехах и хлебе в эти дни сосредоточена вся положительная энергия земли, и эти продукты, на первый взгляд обычные, становятся мощнейшим зарядом для приобретения здоровья, удачи и благополучия.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *