Быт крестьян начала XX века в объективе Вадима Шульца — VATNIKSTAN
Начало XX века в России — эпоха контрастов. На фоне развивающейся промышленности, железнодорожного строительства и роста пролетариата многие провинциальные регионы производили впечатление этнографического оазиса. Это привлекало внимание исследователей и фотографов.
И далеко не единым Прокудиным-Горским ценна фотография начала века. Этим искусством увлекались многие. Например, Вадим Шульц, художник рубежа XIX–XX веков, ученик Ильи Репина в Академии художеств, взял в руки камеру и отправился в несколько северо-западных губерний России. Представляем коллекцию его снимков, которые рассказывают о жизни и быте крестьянского населения империи.
Редкое фото Вадима Шульца в окружении семьиОригиналы фотографий хранятся в фондах Галереи Ильи Глазунова в Москве.
Презентация по ИЗО на тему «Интерьер крестьянского дома»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему «Интерьер крестьянского дома»Описание презентации по отдельным слайдам:
Интерьер крестьянского дома Учитель ИЗО высшей категории Потапова Дилара Нуриахметовна. г. Сибай,2016г.
2 слайд Описание слайда:Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний — По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. — Зачем люди украшали свои жилища.
3 слайд Описание слайда:Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом
4 слайдВ низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей
5 слайд Описание слайда:Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.
6 слайд Описание слайда:Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.
7 слайд Описание слайда:Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.
8 слайд Описание слайда:Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
9 слайд Описание слайда:Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
10 слайд Описание слайда:Окно-око – связь с большим миром, белым светом
11 слайд Описание слайда:Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
12 слайд Описание слайда:Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
13 слайд Описание слайда:«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
14 слайд Описание слайда:Красный угол был олицетворением зари
15 слайд Описание слайда:Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
16 слайд Описание слайда:Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера
17 слайд Описание слайда:Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.
18 слайд Описание слайда:Уголок крестьянского дома
19 слайд Описание слайда:Домашняя утварь
20 слайд Описание слайда:Русская печь
21 слайд Описание слайда:…и накормит,и согреет
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-276211
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПрезентация по изобразительному искусству на тему «Интерьер крестьянской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Интерьер крестьянской избы» (5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:В крестьянских домах было, как правило, одно или два жилых помещения, соединенных сенями. Обычно дом состоял из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.
3 слайд Описание слайда:Основное пространство избы занимала печь. Чаще всего печь располагалась около входа, справа или слева от дверей.
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов.
9 слайд Описание слайда:По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный — в других.
10 слайд Описание слайда:Конечно же в избе был стол. Он всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с икона (красный угол)
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.
13 слайд Описание слайда:В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен.
14 слайд Описание слайда:Они служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. .
15 слайд Описание слайда:Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-414138
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПроект по теме » Декор русской избы»
МКОУ « Бутыринская основная общеобразовательная школа»
Творческий проект по теме
«Русская крестьянская изба»
Учитель ИЗО
Кривоногова Л.М.
Аннотация
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галиле
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данных проектов , созданных самими учащимися и творческими работами — учащиеся нашей школы научатся ценить произведения искусства, создавать свои работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусств и технологии. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.
. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи, например составление творческого проекта по лоскутной технике и вышивке, учашиеся знакомятся с творчеством нашей Курганской вышивальшицей Галиной Сергеевной Душкиной и Марией Меньшиковой, был собран материал и их творческие работы , которые были оформлены для презентации по теме « Жизнь дана на добрые дела» Собран материал по теме « Берестяные умельцы» про Лобова Владимира Алексеевича.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий декоративной работой последовательно и целенаправленно формируем у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей.
И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Сегодня любая школа находится в условиях Модернизации Образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встаёт важнейшая задача совершенствования учебного процесса, что в свою очередь невозможно без творческих усилий педагогов. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.
Школа будущего- школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, самостоятельно добывать, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии -обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность, которая в процессе формирования творческого потенциала личности развивается умения применять приобретённые навыки изобразительной деятельности на практике, что в свою очередь влияет на подготовленность школьников к взрослой жизни в современном мире.
На своих уроках, занимаясь изобразительной деятельностью вместе с детьми, стараюсь создать условия для реализации природной тяги ребёнка к самораскрытию и саморазвитию.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.
Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.
Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес к нашим традициям и истории нашего прошлого их взаимосвязь будушего с настоящим и прошедшим , передача поколению , в этом и заключается наша жизнь – в её продолжении творить прекрасное.
Тема проекта: » Русская крестьянская изба»
Цели проекта:
становление и развитие духовно и нравственно богатой личности на национальной основе;
дальнейшее формирование культурно- исторической памяти, приобщение к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном декоративно- прикладном искусстве.
развитие творческих способностей учащихся; способности самостоятельно добывать знания, применять приобретённые знания, умения и навыки изобразительной деятельности на практике.
Задачи проекта:
· познакомиться с основами образно-символического языка, пришедшим к нам от далеких предков, корнями народного искусства, со старинной русской крестьянской избой средней полосы Росси: способами ее строительства, декором;
· выполнить на предварительных зарисовках-эскизах узор причелины, лобовой доски, полотенца, окна со ставнями и наличниками, окна светелки;
· выполнить перспективное построение рисунка русской крестьянской избы;
· подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией полученных результатов.
Участники проекта: 5- класс
Возраст учащихся: 10-11 лет
Время работы над проектом: 2016/2017 уч. г. (октябрь-март)
Обеспечение:
Разнообразные художественные материалы: простой карандаш, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры;
Просмотр фотографий, картин, рисунков, таблиц, слайд-презентации и другого иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;
Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами, Интернетом;
Совершение прогулок и экскурсий с целью подробного ознакомления с объектами исследования.
Ход учебного проекта:
1-й этап.
Рабата с учителем для погружения в тему проекта.
Определили тему проекта, остановились на заголовке «Русская крестьянская изба». Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.
.
Способы решения выстроили так:
1) необходимо прочитать печатные источники или подобрать необходиый материал о старинных русских крестьянских избах в Интернете; подготовить небольшие сообщения;
2) совершать прогулки и экскурсии в к старинным избам нашей местности;
3) сфотографировать интересующие объекты для последующего рассматривания в классе;
4) прежде чем выполнить живописный рисунок русской избы, сделать зарисовки резных досок, окон разными художественными материалами.
5) на основе полученных знаний, умений и эскизов выполнить живописный
рисунок русской избы.
2-й этап.
Информация о старинной русской избе.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
«Мой дом — моя крепость», — говорили на Руси. В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник. Обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём — это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут поглядеть в его жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
Обработка дерева на территории Курганской области Истоки возникновения обработки дерева на территории Курганской области прослеживаются с древних времен. Сосновый лес служил для строительства хозяйственных и жилых помещений, березовый использовался для производства средства передвижения – телег, саней, дровней. Наши предки из дерева рубили избы, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, резали миски, ложки, детские игрушки. Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и по- лучила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала. Лучшими телегами к середине XIX в. в России считались казанские, по- селения после них шли тюменские, а точнее телеги, произведенные в притрактовых селениях Шадринского, Курганского, Ялуторевского и Тюменского округов. Ежегодно в Тюмень из этих селений на продажу свозились десятки тысяч телег. Многие крестьянские семьи специализировались на производстве телег, собирая семьёй за год 70-80 штук. Телеги и сани производили не только в притрактовых селениях, а повсеместно, где были материалы и умельцы. Рядом с Курганом в селе Введенское делали телеги, колеса деревянную посуду. Кроме колесного и санного транспорта, крестьяне строили барки для сплава хлеба и другие суда. Этим занимались жители села Белозерское и Долговское. Кроме того, дерево служило основным сырьём для зауральских бондарей, изготовлявших деревянные ведра и другие изделия из дерева.
Типы изб и способы строительства
В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово «изба» происходит от древнеславянского«истьба» (ударение на «и»). («Истьбой» или «истопкой» в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба.) Изба — это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до 17-18 веков оно было и городским. Сруб (иструб) — деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.
Особенностью русского двора было то, что дома строились не рядом с воротами, а от главных ворот к дому пролегала дорога, иногда мощеная. В средней полосе России вместо того, чтобы строить большой дом или позднее делать к нему пристройки, сооружали несколько жилых строений, которые вместе назывались хоромы. Жилые строения имели разные названия. Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники. Иногда в одном дворе несколько строений соединялись между собой крытыми переходами. С боков дома часто устраивали завалинку, невысокую земляную насыпь, примыкающую снаружи к стенам избы.
Терем имел два значения:
— древнерусский башнеобразный дом;
— верхний ярус хором, имеющий в отличие от чердака самостоятельные стены по периметру.
Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола «рубить», т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев — пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в 18 веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах различными видами врубок, когда зубец одного бруса или бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее. Толстые брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.
Конструктивная основа избы — венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба. От количества венцов зависела высота сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен – окладным венцом.
Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально — одно на другое.
Для северной и центральной полосы характерна высокая изба с подьизбицей или подклетом (нижним этажом дома), под двускатной тесовой кровлей, расположенная перпендикулярно улице. В южных областях была распространена низкая без подклета изба под четырехскатной соломенной крышей, расположенная вдоль улицы.
Перед входом в дом обычно было крыльцо со ступенями, но в низких одноэтажных избах вместо него был деревянный помост, называемый передмостьем. В простых домах крыльцо огораживалось перилами, а в богатых оно делалось с кувшинообразными колоннами и покрывалось остроконечной кровлей. Вход на нижний этаж обычно был не через крыльцо.
Откидное крыльцо — крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Крыльцо имело один или два входа, ступени крыльца вели на площадку — рундук, опиравшуюся на два или четыре столба, оттуда в сени второго этажа. (Сени, сенцы, сенки — входное помещение, обычно неотапливаемое, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменных зданиях. В сени обычно вела наружная лестница. Сени могли быть на втором этаже. В сенях устраивали чуланы, а летом спали. Сени предохраняли соседние помещения от ветра и холода. Они характерны для крестьянских домов и небольших городских домов). Если крылечко имело навес, оно называлось ганка или ганк.
Декор избы
Избы в Зауралье и домовая резьба Как выглядели деревянные постройки первых переселенцев, можно толь- ко догадываться. Большинство сохранившихся зданий относится к концу XIX – началу XX века. Строили талантливо, воплощая в архитектурных формах свои эстетические идеалы и материальные потребности. Талант русского народа, присущие ему чувство прекрасного и гармония позволили создать самобытные произведения народной архитектуры и домовой резьбы. В настоящее время крестьянская усадьба состоит из двух частей: жилого дома и комплекса подсобных построек. Преобладает северный тип усадьбы, когда сарай, конюшня, хлев и даже баня находятся рядом с жильём. Только в отличие от архангельских усадьб в Зауралье не перекрывали двор крышей. Зимы в Зауралье долгие, но не такие снежные, как на европейском севере.
Роспись жилища зауральских крестьян
Как давно появилась на территории Курганской области народная живо- пись по дереву, сказать трудно, т.к. со времени её первоначального освоения не сохранилось ни материальных памятников, ни литературных источников, со- держащих упоминание о ней. Заселение Урала и Зауралья проходило в несколько этапов. Экономические кризисы и крестьянские восстания, воины, борьба – всё это давало новые группы населения и в конечном счёте оказывало влияние на развитие местного искусства. Русь питала осваиваемые районы кадрами мастеров и художников, сюда же везли разнообразные товары, которые играли существенную роль в оформлении быта. Анализ роста численности местного населения показывает, что она начала стабилизироваться в последней четверти XVIII века. На первых этапах освоения этого района повсюду наблюдалась пестрота сословного состава жите- лей: разряд государственных крестьян на протяжении всего XVIII столетия пополняли преимущественно священники, причетники, «дети боярские».
Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, напоминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглублённым фоном подчёркивают и выявляют конструктивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчёркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окаймлён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой наличники окон, торцовые доски чётко ограничивают края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фасад этого выразительного архитектурного комплекса.
Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах. И наконец, на самом близком рассмотрении они восхищают нас иной, новой красотой — совершенством резьбы, мелкой разделке которой мастера Поволжья придавали большое значение. Мы любуемся не только художественной образностью и мастерством исполнения резьбы, но и самим материалом — иссечённым резьбою деревом. Выветрившееся за многие десятилетия под открытым небом, дерево играет сейчас не только цветом, но и рисунком волокон. Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко растительный узор шёл непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно чётко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключённая в рельефную рамку. По сторонам от неё размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из которого выходили стебли гирлянды.
Наравне с богатой орнаментикой лобовых досок с большой пышностью украшали под ними и красные окна дома, то есть окна, большие по размеру в отличие от маленьких — волоковых, которые в Поволжье рубили ещё в первой половине XIX века по обе стороны одного большого красного окна.
Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно западающее пространство фронтона, наличник светёлки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объёмно и всегда был ярко освещён. В резьбе светёлочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, и витые деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток. Красивая и живая текстура дерева обращает на себя внимание при рассмотрении деталей резьбы — фрагментов растительного узора и изображений разнообразных сказочных существ. Ритмичный живой узор волокон дерева подчас превосходно выявляет пластику рельефных изображений, подчёркивает выразительность глядящих на зрителя загадочных сиринов и берегинь, помогает донести живую мимику кошачьей морды льва. Естественный узор волокон то прорезает морщинками лоб, то тонкими лучами разбегается от глаз по округлости щёк, то подчеркивает смешливую линию носа, то залегает вокруг сложенного в гримасу рта. Мастер тонко чувствовал материал и почти всегда заставлял его усиливать выразительность своих образов. Вот почему сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья воспринимаются совершенно по-новому и приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты.
Одним из наиболее интересных и самых распространённых изображений волжской домовой резьбы является образ берегини, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать. По-видимому, «оберега» в образе русалки резалась сначала на судах, и возник этот образ ещё в те времена, когда верили в добрую силу божества, которое оберегало людей во время плаваний от злых духов стихии.
3-й этап.
В начале проекта мы подбирали материал о старинных русских избах, а именно: о способах их строительства, о типах изб в зависимости от географического положения, о единстве конструкции и декора, о старинных знаках и образах, которые использовались в узорах резных досок.
Сведения о современных мастерах Игоре Сергеевиче Кривоногова , который родился 3 ноября 1957 года в городе Кургане. С 1994 года проживает в селе Кетово Курганской области. По профессии он газоэлектросварщик , но круг интересов его широк. Он с удовольствием чи- тает Дж. Лондона и О. Генри, А.П. Чехова и А. Фета, любит слушать музыку П.И. Чайков- ского и песни Дж. Леннона, восхищается полотнами С. Дали и И.К. Айвазовского. С детства он увлекался изготовлением всевозможных поделок из различных материалов. Это увлечение сделало его настоящим профессионалом. Предки мастера — выходцы из Архангельской губернии, поселившиеся в Зауралье еще во времена старообрядческих гонений. Может быть, поэтому в творчестве И.С. Кривоногова прослеживается определенная связь с тем далеким краем — родиной щепной птицы счастья.
Весь этот материал собирали из разных источников: посещали библиотеку (просматривали журналы, книги, справочники и энциклопедии), наш школьный музей, пользовались Интернетом. Готовили сообщения, сопровождаемые картинками или фотографиями, и выступали с ними перед товарищами по вариантам. Ходили на прогулки и экскурсии по улицам деревни, во время которых рассматривали сохранившиеся узоры на резных досках, на наличниках окон, на фронтоне, фотографировали их. По возвращении с экскурсий дома и на уроках делали зарисовки. На одном уроке – графические зарисовки причелин (придумывали узор из орнаментальных рядов в виде знаков солнца, земли, воды простым карандашом), на другом – рисовали узоры на лобовых досках, используя растительные элементы, образы фантастических существ. Далее выполнялись рисунки красных окон со ставнями и наличниками, украшенными знаками солнца, земли, воды, растительными элементами, птицами, фантастическими существами, окон светелки в виде домиков-теремков. Это являлось подготовкой к основной работе над живописным изображением русской крестьянской избы.
После такой подготовки упражнялись в построении рисунка в перспективе на эскизе, а потом непосредственно приступили к работе над избой в формате А3. Далее работали в цвете. Материалы выбирали по своему усмотрению: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, – или по совету учителя, который знает наши возможности, предпочтения. Работы получились разные, какие-то лучше, какие-то чуть хуже, но главное, все они были выполнены с любовью к русской старине, традициям своего народа, с уважением к своим предкам.
Итог
Данная тема творческого проекта помогла нам проникнуться духом старины, познакомиться с русским национальным искусством резьбы по дереву, традициями в деревянном зодчестве, оценить мастерство старинных умельцев. Научила удивляться, любоваться красотой деревянных построек, способствовала привитию желания сохранить эту красоту следующим поколениям.
В процессе осуществления проекта были получены и закреплены знания о перспективном построении рисунка, законы композиции, приемы и способы работы с разными художественными материалами.
Литература:
Н.А. Горяева, О.В. Островская.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – учебник для 5 класса по программе Б. М. Неменского.
М.М. Громыко. Мир русской деревни, Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.
А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе, пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1981г.
Содержание
Обоснование проекта (проблемы и цели) ……………………………
Анализ идей и обоснование выбора ……………………………
Из истории ……………………………
Выбор материала ……………………………
Экономическое обоснование проекта ……………………………
Экологическое обоснование проекта ……………………………
Самооценка изделия …………….……………………………
Дизайн-анализ готового изделия .…………………………..
Реклама ……………………………
Литература ……………………………
Приложения ……………………………
Тема исследования— украшение и оформление крестьянской избы это один из видов декоративно – прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы Развитие воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Вывод
Знакомство учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.
воспитание любовь к Родине, к её традициям и народной культуре
развитие творческой и познавательной активности.
Формирование практических навыков в конкретном материале (рисование окна), умение передавать единство формы и декора избы
— Развитие интереса к предметам декоративного искусства;
— проявление эмоционального отношения к окружающей действительности;
— эстетические представления о цвете;
— эстетические представления о форме;
— эстетические представления о ритме;
— знания характерных особенностей народных промыслов;
— Создание своей художественная творческой работы : Проведённое исследование позволило:
— Познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства ,показ её характерных особенностей и назначение и применение в быту людей;
— Знакомство с видами — выделение декоративных компонентов в её оформлении;
— Развитие интереса к предметам декоративного искусства;
— проявление эмоционального отношения к окружающей действительности;
— эстетические представления о цвете;
— эстетические представления о форме;
— эстетические представления о ритме
Руководитель проекта: Кривоногова Людмила Михайловна.
Анализ результатов работы
Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства Зауралья и старинными домами г Кургана , Перми и т.д. с мастером Игорем Кривоноговым, Лобовым В.А.
Презентация « Старинная русская изба»