Skip to content

Картина женщина в бане с веником – Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве. Часть II. 1930-1949: moscowfix — LiveJournal

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Зинаида Серебрякова — Баня

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Борис Кустодиев — Русская Венера

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

А.М. Герасимов — Русская баняАлексей и Сергей Ткачевы — Банный деньВ. Тихов — В банеВладимир А. Плотников — В банеЕ. М. Корнеев Русская баняЗ.И. Летунов. Русские бани
Николай Иванович Фешин — БаняФирс Журавлев — Девичник в бане

История русской бани в картинах русских художников.

В старину и жених, и невесту перед браком тщательно мыли в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе...
Баня (мовь, мовня, мовница, мыльня) на Руси известна из летописей X-XII веков, но была она, конечно, и раньше. Согласно славянским мифам, от удовольствия помытся и попариться не отказывались даже боги.

Настоящая русская баня - бревенчатый домик в два помещения, обычно - на самом берегу реки. В предбаннике раздевались, здесь же обязательно стояла бадья прохладного кваса, сдобренного мятой или иными духовитыми зельями. Гораздо реже квас заменяли пивом - обычно этого чурались, ибо считалось, что пиво при добром пару может повести к печальным последствиям. Отсюда же, из предбанника, с криками или визгом (если женщины) выскакивали окунуться в реку, даже зимой, для чего на берегу готовили мостки и прорубь. Во второй комнатке - собственно парной - стояла печка-каменка. Камни, раскаленные в ней, обдавали заранее согретой водой, что и давало столбы пара.

Считалось, что главная сила мытья - в вениках. Их собирали из веток березы и дуба, липы и черной смородины, ольхи и можжевельника, крапивы и полыни. Действительно, похлестывание им по коже - отличный массаж, усиливающий кровообращение и способствующий открытию кожных пор. Но главное - фитонциды и эфирные масла, летучие вещества, содержащиеся в листьях веника. Именно они оказывали свой и ароматический, и фармацевтический эффект.

В старину женщины и мужчины на Руси «в торговых банях» мылись в одном и том же помещении, хоть и "по разным углам". Православная церковь боролась не только с этим обычаем, но даже и с "девичьей баней" (за день до свадьбы) и "брачной баней" (совместным купанием супругов). Их подменили раздельным омовением после так называемого "греха соития". К 1743 году борьба в целом закончилась сенатский указ запретил мужчинам и женщинам мыться совместно в одном помещении. На деревне, однако, до этого указа никому и дела не было...


Мылись на Руси по субботам, окончив недельные работы, причем еженедельное мытьё считали обязательным! Но раз в неделю - это минимум, а при возможности можно было мыться и в другие дни. В баню ходили перед праздниками, перед родами, перед свадьбами, после дальней дороги. 
Ритуал мытья не менялся в течении многих веков: напариться берёзовым или дубовым веником, обливаясь время от времени холодной водой или выскакивая на реку, рядом с которой обычно стояла баня. Выскакивали и зимой, бултыхались в прорубь и тут же возвращались в парную! Мылись растительной золой, в которой накапливается много щелочей.


Настоящая русская парная баня - всегда деревянная, бревенчатая, срубленная из доброго леса, так что от стен идет смоляной дух. А как же иначе! 

 
 
 
 
 
 


Отдых в предбаннике 

Ну, что сосед, попарились немножко?
Давай по пиву, чтоб наверняка!
Подай-ка вон рябинки мне с окошка,
Боюсь, что не дотянется рука.

А помнишь, как однажды в этой бане
Ты как-то сел на пьяного шмеля?
И всё потом кричал, что сильно ранен
Да и присесть не в силах был три дня?

Ха, ясно дело помню – как забудешь?
Всегда куда сажусь теперь смотрю.
А ты кричал, что больше пить не будешь
Когда на палец уронил бадью

И тоже, как и я хромал и охал?

Отлично помню, хоть и был хмельной.
Но посидели мы тогда не плохо
Ты я и шмель придавленный тобой.

Теперь уж вряд ли всё это забудем,
Чтоб ноги нас опять не подвели
Давай сегодня много пить не будем?
Ну, где-то может литра так по три…

Игорь Собенников

 

Галерея — картины художников о бане

 

 

Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)

Дорогие женщины! Поздравляю вас с наступающим праздником — Международным Женским Днем! Эту свою публикацию, как и предыдущую, в которой я рассказывала о женских образах в картинах зарубежных художников: babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/39336.html, я хочу посвятить милым и очаровательным женщинам — ведь без них человечество просто не существовало бы. В этой публикации вы сможете увидеть женщин разных эпох, национальностей, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.

Василий Тропинин “Кружевница”


Константин Маковский “Под венец”

Дмитрий Левицкий “Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия”

Карл Брюллов “Портрет сестер Шишмаревых”

Алексей Венецианов “На жатве. Лето”

Федор Рокотов “Портрет Александры Петровны Струйской”

Карл Брюллов “Портрет графини Юлии Павловны Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини”

Григорий Лапченко “Сусанна, застигнутая старцами”

Всеволод Иванов «Анастасия»

Н. Касаткин «Соперницы»

Ф. Сычков «Зима. У изгороди»

И. Семеновский «Зима»

К.А.Сомов “Спящая молодая женщина”

О.А.Кипренский “Портрет Авдотьи Ивановны Молчаловой с дочерью Елизаветой”

И.Я.Билибин “Василиса и белый всадник”

В.И.Гау “Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны”

К.П.Брюллов “”Бахчисарайский фонтан”.Жены Гирея у фонтана”

И.К.Макаров “Портрет Н.А.Пушкиной”

О.А.Кипренский “Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной”

Т.А.Нефф “Купальщица”

Ф.С.Журавлев “Девичник в бане”

Г.И.Семирадский “Сцена из римской жизни”

Ф.С.Журавлев “Нагая женщина”

Б.М.Кустодиев “Красавица”

В.Л.Боровиковский “Лизынька и Дашинька”


П.Н.Орлов “Портрет неизвестной в придворном русском платье”

С.В.Бакалович “Гречанка”

С.В.Бакалович “Октябрь”

И.К.Макаров “Портрет Н.Н.Пушкиной (Ланской)”

В.Д.Поленов “Бабушкин сад”

И.К.Макаров “Портрет М.А.Пушкиной”

И.К.Макаров “Портрет Ольги и Варвары Араповых”

И.К.Макаров “Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II”

В.Э.Борисов-Мусатов “Гобелен”

К.А.Коровин “Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович”

А.Г.Венецианов “Крестьянка с васильками”

Б.М.Кустодиев “Купчиха за чаем”

М.И.Скотти “Итальянка”

А.Е.Архипов “Крестьянка”

Н.А.Касаткин “Шахтерка”

П.Ф.Соколов “Портрет С.А.Урусовой”

Б.М.Кустодиев “Русская Венера”

Т.А.Нефф “Купальщица”

Г.И.Семирадский “Отдых”

М.В.Нестеров “Великий постриг”

К.П.Брюллов “Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной”

В.Э.Борисов-Мусатов “Водоем”

К.А.Сомов “Конфиденции”

И.К.Макаров “Семейный портрет Ратыковских-Рожковых”

П.Ф.Соколов “Портрет И.Г.Полетики”

К.В.Лебедев “В вагоне”

С.В.Бакалович “Сцена из римской жизни”

В.М.Максимов “Сборы на гулянье”

Ф.С.Журавлев “Знахарка”

В.И.Гау “Н.Н.Пушкина”

И.С.Горюшкин-Сорокопудов “Листопад”

А.Е.Архипов “Молодая крестьянка в красной кофте”

А.Е.Архипов “Крестьянская девушка за рукоделием”

В.А.Серов “Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой”

С.К.Зарянко “Портрет княжны М.В.Воронцовой”

А.И.Корзухин “Девичник”

А.И.Корзухин “Бабушка с внучкой”

В.Е.Маковский “Портрет Марии Михайловны Волконской”

К.П.Брюллов “Всадница”

В.Э.Борисов-Мусатов “Весна”

П.Н.Орлов “Портрет Марии Аркадьевны Бек”

В.Л.Боровиковский “Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке”

С.А.Виноградов “Бабы”

Д.Г.Левицкий “Портрет Анны Давиа Бернуцци”

Д.Г.Левицкий “Портрет Екатерины Романовны Дашковой”

Д.Г.Левицкий “Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой”

И.Н.Крамской “Неизвестная”

Т.А.Нефф “Портрет Полины Виардо”

И.К.Макаров “Портрет Вишнюковой”

А.Е.Архипов “Девушка с кувшином”

А.Г.Венецианов “Кормилица с ребенком”

К.А.Сомов “Язычок коломбины”

В.Е.Маковский “Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской”

Т.А.Нефф “Портрет великой княжны Марии Николаевны”

Т.А.Нефф “Портрет великой княжны Екатерины Михайловны”

В.Л.Боровиковский “Портрет Дарьи Алексеевны Державиной”

К.П.Брюллов “Итальянский полдень”

А.Е.Архипов “В гостях”

А.Г.Венецианов “Девушка в платке”

И.Я.Билибин “Красная девица перед царством Финиста Ясна Сокола”

Г.И.Семирадский “У источника”

В.М.Васнецов “Аленушка”

Ф.А.Бруни “Пробуждение граций”

П.Н.Орлов “Портрет неизвестной с фрейлинским шифром императрицы Александры Федоровны”

В.И.Гау “Портрет великой княжны Александры Николаевны”

И.К.Макаров “Портрет АМ Челищевой”

П.Ф.Соколов “Портрет П.Н.Рюминой”

К.А.Сомов “Дама в голубом”

В.Л.Боровиковский “Портрет Марии Ивановны Лопухиной”

Т.А.Нефф “Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны”

Б.М.Кустодиев “Сенокос”

Н.А.Касаткин “Девушка у изгороди”

О.А.Кипренский “Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой”

Д.Г.Левицкий “Портрет Марии Алексеевны Дьяковой”

А.Г.Венецианов “На пашне. Весна”

Н.В.Невреев “Василиса Милентьевна и Иван Грозный”

В.М.Васнецов “Три царевны подземного царства”

А.Г.Венецианов “Купальщицы”

М.А.Врубель “Царевна-лебедь”

В.Е.Маковский “Портрет Марии Федоровны, жены Александра III”

П.Н.Орлов “Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Солово”

А.Г.Венецианов “Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)”

К.П.Брюллов “Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя”

Н.А.Ярошенко ”Портрет актрисы Пелагеи Артемьевны Стрепетовой”

В.А.Тропинин “Золотошвейка”

А.А.Харламов “Мать и дочь”

К.А.Сомов “Портрет Ефимии Павловны Носовой”

В.А.Тропинин “Пряха”

В.А.Тропинин “Девушка со свечой”

Н.И.Фешин “Чувашские девушки”

А.А.Харламов “Портрет южанки с шалью и гирляндой роз”

Н.А.Ярошенко “Курсистка”

В.А.Тропинин “Девушка с горшком роз”

И.Н.Крамской “Портрет императрицы Марии Федоровны”

В.Л.Боровиковский “Портрет Елены Александровны Нарышкиной”

Про женскую баню в советском изобразительном искусстве

    Напрасно некоторые думают, что советские художники писали свои картины исключительно на те сюжеты, на которые им своим перстом указывала "руководящая и направляющая" партия в лице Союза советских художников.
    На многих их картинах можно найти далеко не только советский патриотизм и социалистический реализм. Такой жанр как "ню", был среди них довольно популярным, в чем можно убедиться, посмотрев небольшую подборку картин, посвященных вовсе не Ленину и Сталину или борьбе рабочего класса за победу мировой революции, а такой теме как женщина (обнаженная, разумеется) в бане (ну или после нее).1.

    Начнем, пожалуй с любимого художника товарища Сталина (о крайней мере, судя по его регалиям):
    Это Александр Герасимов. Между прочим, любимый художник товарища Сталина, первый Президент Академии художеств СССР, лауреат четырёх сталинских премий
    Но вот, без бани женской не мог...

    В разных ракурсах:


2. Александр Герасимов

3. Александр Герасимов

4. Фёдор Самусев. "После бани".

5. Аркадий Пластов.



    Картину А. А. Пластова, насколько мне помнится, в советские времена размещали в учебниках русского языка пятого или шестого класса, чтобы школьники писали о ней сочинения о своих впечатлениях. Впрочем, на мой взгляд, никакой эротической составляющей в этой картине совершенно нет, но как обнаженую красивую женщину воспринимали младшие школьники, большой вопрос. Однако, как известно, в СССР "секса не было", поэтому, не исключено, что 12-летние мальчики, рассматривавшие картину Пластова, думали исключительно о высокой теме материнства, не обращая внимания наготу женщины (для тех, кто не понимает, что такое сарказм, подчеркиваю специально - это сарказм).
    Хорошо, что хоть такие картины А. А. Пластова в учебниках не размещались:

7.



8. Евгений Антонов. "Банька в Титово. Сёстры".

9. Борис Шолохов "Баня".

   Борис Михалыч Кустодиев любил женщин "в теле". Ради этого посещал баню...10.



    Конечно, на бане свет клином не сошёлся.
    Тот же Кустодиев любил подсматривать за купальщицами на речке или озере).


11.

12.

  Тем же занимался Константин Сомов.

13.



    Особняком стоит Александр Александрович Дейнека. Как то ему приснился дивный сон: лето, райский островок в излучине реки, а на островке он один. И вдруг прямо на него бегут девушки. Их много, они раздеты, игривы...
    В 1932 году он это изобразил...14.



    Спустя десяток лет, в 1941-ом опять не удержался...


15.



    В 1944-ом он их приодел. А то неловко как-то...16.



    А ещё через восемь лет тот давний сон вернулся, нахлынули воспоминания...


17.



    Конечно, многие художники подсматривали...

18. В. Коваленко...

19. В. Тихов...

20. С. Луппов...



    Надо сказать, не всегда подобные пленэры проходили гладко.
    Иногда всё заканчивалось скандалом, мордобоем, письмами в партком...21. Автопортрет в контексте изобразил Владимир Стефанович Тарасенко:

    Пока всё.
    Подбирал и комметировал Сергей Воробьев.

БАНЯ В ЖИВОПИСИ: kolybanov — LiveJournal

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

З.И. Летунов Русские бани.

Баллада о бане

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих -
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, -
Это - словно возврат первородства,
Или нет - осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор -
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, - испарится
И поднимется вверх, к небесам, -
Ты ж, очистившись, должен спуститься -
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, -
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых - стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь - подобие райского сада, -
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь -
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, -
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, -
Лей на нас свою воду святую -
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Плотников В.А. В бане 1898 г.

Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.

Банька по-белому

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной - и все позади, -
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди - профиль Сталина,
А на правой - Маринка анфас.

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: "Пособи!" -
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, -
Я от белого свету отвык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось - я зря им клеймен, -
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, -
Чтоб я к белому свету привык, -
Угорю я - и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи!... Не топи!.. Протопи!..

Владимир Высоцкий
1968 г.

Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Банька по-черному

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..
Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей - лось.
Молчи! У меня уже похмелье кончилось.
Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!
Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!
Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..
Топи! Эту баню мне как хочешь, но - топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Николай Фешин В бане 1923 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

***
(из неоконченного)

Прошу прощения заране,
Что все, рассказанное мной,
Случилось не на поле брани,
А вовсе даже просто - в бане,
При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой бане
Прошла молва - и в той молве
Звучала фраза ярче брани,
Что фигу я держу в кармане
И даже две, и даже две.
...........

От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
............

О вы, солидные мужчины,
Тазами бить запрещено!
Но обнаженностью едины
Вельможи и простолюдины -
Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, -
На, мол, попробуй, намочи! -
Ну впрямь архангелы из рая,
И веники в руках сжимая,
Держали грозно, как мечи!

Рванулся к выходу - он слева -
Но ветеран НКВД
(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)
Встал за спиной моей. От гнева
Дрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,
Я долго мокну под дождем
(Хожу я в баню черным ходом):
Пускай домоется, чего там -
Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкий
конец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.

Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.

История русской бани в картинах русских художников. ФОТО


В старину и жених, и невесту перед браком тщательно мыли в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе...
Баня (мовь, мовня, мовница, мыльня) на Руси известна из летописей X-XII веков, но была она, конечно, и раньше. Согласно славянским мифам, от удовольствия помытся и попариться не отказывались даже боги. Настоящая русская баня - бревенчатый домик в два помещения, обычно - на самом берегу реки. В предбаннике раздевались, здесь же обязательно стояла бадья прохладного кваса, сдобренного мятой или иными духовитыми зельями. Гораздо реже квас заменяли пивом - обычно этого чурались, ибо считалось, что пиво при добром пару может повести к печальным последствиям. Отсюда же, из предбанника, с криками или визгом (если женщины) выскакивали окунуться в реку, даже зимой, для чего на берегу готовили мостки и прорубь. Во второй комнатке - собственно парной - стояла печка-каменка. Камни, раскаленные в ней, обдавали заранее согретой водой, что и давало столбы пара.

Считалось, что главная сила мытья - в вениках. Их собирали из веток березы и дуба, липы и черной смородины, ольхи и можжевельника, крапивы и полыни. Действительно, похлестывание им по коже - отличный массаж, усиливающий кровообращение и способствующий открытию кожных пор. Но главное - фитонциды и эфирные масла, летучие вещества, содержащиеся в листьях веника. Именно они оказывали свой и ароматический, и фармацевтический эффект.

В старину женщины и мужчины на Руси «в торговых банях» мылись в одном и том же помещении, хоть и "по разным углам". Православная церковь боролась не только с этим обычаем, но даже и с "девичьей баней" (за день до свадьбы) и "брачной баней" (совместным купанием супругов). Их подменили раздельным омовением после так называемого "греха соития". К 1743 году борьба в целом закончилась сенатский указ запретил мужчинам и женщинам мыться совместно в одном помещении. На деревне, однако, до этого указа никому и дела не было...


Мылись на Руси по субботам, окончив недельные работы, причем еженедельное мытьё считали обязательным! Но раз в неделю - это минимум, а при возможности можно было мыться и в другие дни. В баню ходили перед праздниками, перед родами, перед свадьбами, после дальней дороги. 
Ритуал мытья не менялся в течении многих веков: напариться берёзовым или дубовым веником, обливаясь время от времени холодной водой или выскакивая на реку, рядом с которой обычно стояла баня. Выскакивали и зимой, бултыхались в прорубь и тут же возвращались в парную! Мылись растительной золой, в которой накапливается много щелочей.


Настоящая русская парная баня - всегда деревянная, бревенчатая, срубленная из доброго леса, так что от стен идет смоляной дух. А как же иначе! 

 
 
 
 
 
 


Отдых в предбаннике 

Ну, что сосед, попарились немножко?
Давай по пиву, чтоб наверняка!
Подай-ка вон рябинки мне с окошка,
Боюсь, что не дотянется рука.

А помнишь, как однажды в этой бане
Ты как-то сел на пьяного шмеля?
И всё потом кричал, что сильно ранен
Да и присесть не в силах был три дня?

Ха, ясно дело помню – как забудешь?
Всегда куда сажусь теперь смотрю.
А ты кричал, что больше пить не будешь
Когда на палец уронил бадью

И тоже, как и я хромал и охал?
Отлично помню, хоть и был хмельной.
Но посидели мы тогда не плохо
Ты я и шмель придавленный тобой.

Теперь уж вряд ли всё это забудем,
Чтоб ноги нас опять не подвели
Давай сегодня много пить не будем?
Ну, где-то может литра так по три…

Игорь Собенников

 
 


БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3

Анна Горбач В бане 2009 г.

Денис Чернов В бане.

Александр Иванов Баня.

Несколько дат и фактов из истории русской бани.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах, в бане рождались и умирали. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани числились как “заведения - для немогущих”. По всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьев строили парные бани.

Сергей Кузин Розовый пар.

Юрий Врублевский Деревенская баня. 1990 г.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.
Немецкий ученый Олеарий (1603—1671), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань.
«Русские,— писал Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из - бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Владимир Камаев Баня.

Е.Шибанов Русская баня 2007 г.

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли.
Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.
Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой.
И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Анжелика Шуст В бане 2008 г.

Инна Лесовая Баня.

Личный врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес в 1778 году написал трактат о русской парной бане, в котором пишет:
«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества».
В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Игорь Сидоров В бане.

Александр Красных В бане 1998 г.

Русская парная баня представляла собой деревянную избу, в которой расположены два помещения: раздевальное и парильное отделения. В парильне размещалась каменка — печь с камнями.
Русская баня имеет две разновидности: с топкой “по-черному” и “по-белому”.
Топка “по-черному” самая древняя, но она сохранилась до наших дней в некоторых областях, например в Сибири. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни. Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и поддают воду в каменку для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счет воздействия дыма на деревянные конструкции сруба.

Мария Суворова Из бани 2003 г.

Надежда Звероловлева Баня.

Баня с топкой “по-белому” распространена по всей территории страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, проветривания парильни и обмывки стен не требуется.
У русской бани есть еще одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.

Евдокимов Сергей. Баня аэромобильная.

Как написано в одном древнем трактате, омовение дает десять преимуществ:
ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Источник - сайт Русские бани .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *