Skip to content

Как выглядит избушка – Как выглядит швейцарская избушка на курьих ножках: zazerkaliya — LiveJournal

Как выглядит швейцарская избушка на курьих ножках

Вы ошибаетесь, если думаете, что избушка на курьих ножках — это исконно русское понятие из сказок. Каково было мое удивление, когда в горах над Монтрё я встретила самую настоящую сказочную избушку. На ножках. Посмотрите как выглядит швейцарский экземпляр и прошу высказать свои версии на счет назначения такого строения.

Европа 2013 июль 1833.JPG

Обратите внимание, что окон у избушки нет. Вернее они есть, но заколочены. Получается она не для жилья? Или все же для жилья, а сейчас в ней просто окна убрали? Может быть это отдельное строение использовалось как амбар? Если учесть, что избушка стоит в горах на высоте 1500 метров, то можно предположить, что сваи для того, чтобы снег не закрыл вход. Но остальные дома ведь не на сваях.

2.
Европа 2013 июль 1834.JPG

3.
Европа 2013 июль 1836.JPG

Путь мой лежал в городок Лейзен, а в городке удивительных избушек нашлась целая улица, правда уже трехэтажных. Они отличаются от традиционных альпийских домиков большим количеством резных элементов и светлым цветом дерева. Цена на эти старые домики совсем не как на избушки. Такой домик, судя по объявлениям в местном бюро недвижимости, стоит от 1 млн. швейцарских франков на самые маленькие и в два раза больше на большие. На первом этаже таких избушек находятся рестораны, а выше живут люди.

4.
Европа 2013 июль 1207-999.jpg

5.
IMG_0016.JPG

Ещё немного из интернета:

IMG_0016.JPG

IMG_0016.JPG

Какие версии на счет строения на курьих ножках?

published on mirputeshestvij.ru according to the materials zazerkaliya.livejournal.com

Запись Как выглядит швейцарская избушка на курьих ножках взята с сайта Мир Путешествий.

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

Как выглядит швейцарская избушка на курьих ножках: zazerkaliya — LiveJournal

Вы ошибаетесь, если думаете, что избушка на курьих ножках — это исконно русское понятие из сказок. Каково было мое удивление, когда в горах над Монтрё я встретила самую настоящую сказочную избушку. На ножках. Посмотрите как выглядит швейцарский экземпляр и прошу высказать свои версии на счет назначения такого строения.

Европа 2013 июль 1833.JPG


Обратите внимание, что окон у избушки нет. Вернее они есть, но заколочены. Получается она не для жилья? Или все же для жилья, а сейчас в ней просто окна убрали? Может быть это отдельное строение использовалось как амбар? Если учесть, что избушка стоит в горах на высоте 1500 метров, то можно предположить, что сваи для того, чтобы снег не закрыл вход. Но остальные дома ведь не на сваях.

2.
Европа 2013 июль 1834.JPG

3.
Европа 2013 июль 1836.JPG

Путь мой лежал в городок Лейзен, а в городке удивительных избушек нашлась целая улица, правда уже трехэтажных. Они отличаются от традиционных альпийских домиков большим количеством резных элементов и светлым цветом дерева. Цена на эти старые домики совсем не как на избушки. Такой домик, судя по объявлениям в местном бюро недвижимости, стоит от 1 млн. швейцарских франков на самые маленькие и в два раза больше на большие. На первом этаже таких избушек находятся рестораны, а выше живут люди.

4.
Европа 2013 июль 1207-999.jpg

5.
IMG_0016.JPG

Какие версии на счет строения на курьих ножках?

Добавляйте в друзья Зазеркалию — я взаимна
Добавить в друзья

Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга? :: SYL.ru

Баба-яга — персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее — и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть… Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке — той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит — очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Избушка Бабы-Яги

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке — своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству — как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) — одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы — в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой «сторожевую заставу» на границе между миром живых и миром мертвых.

Баба-Яга и ее избушка

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров — руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что «изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом». Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».

Баба-Яга у избы

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в «хозяйстве» Бабы-яги волшебные помощники — черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу — людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела — «бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот». Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Портрет Бабы-Яги

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная — «выметала» грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы — то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а «припекала в тесте» — якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола «ягать» — как раз «жечь».

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями — вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Баба-Яга в кино

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено — передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.

Несколько слов об избушке всем известной старушки » Перуница

Несколько слов об избушке всем известной старушки

…вопрос о том, что было «на самом деле»
не всегда дань наивному эмпиризму.
В.Н.Топоров

В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:

На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петуьших головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках.
(Новиков Н.В.Образы восточнославянской волшебной сказки. .1974.С.136).

Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина — это «ножки», «лапки». Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения. Попробуем разобраться, о чём говорят сказки и какого вида сооружение, имеется в виду.

Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.

Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.

Дом, стоящий на костях…, анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей»

(С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «……средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).

Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.

Окончательные доказательства наличия у славян сооружений, под основанием которых имелись рога и кости даёт нам археология. Раскопки древнего Новгорода выявили под мостовыми Торга и Ярославова дворища огромное количество рогов и челюстей крупного рогатого скота, причём под мостовыми в других местах города ничего подобного не наблюдается. Мостовые Новгорода, начиная с Х века, строились следующим образом. Вдоль дороги укладывались 2-3 параллельные линии необработанных брёвен, перпендикулярно которым сверху настилались плахи. Такая конструкция была необходима в условиях сильной увлажнённости почвы древнего Новгорода. Пустоты между поверхностью земли и настилом под обычными улицами оставляли пустыми или заполняли почвой содержащей бытовой мусор (щепки, черепки, обрывки кож) и только мостовые САКРАЛЬНО — СОЦИАЛЬНО значимых объектов Торга и Дворища зиждились на костях и рогах. Остаётся загадкой, откуда взялось такое количество рогов и челюстей коров, так как общественных скотобоен в древнем Новгороде не обнаружено, жители забивали скот по мере надобности в своих дворах.

(А.Н. Сорокин. «Благоустройство древнего Новгорода» Архив архитектуры VI. Новгородские древности. Выпуск второй. М.1995. С. 27).

Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома. Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4- 5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.

Конечно, мостовые на которых шумело вече или торг — это не совсем то, что изба колдуньи или храм Сварожича на основании из рогов и костей, но тоже архитектурное сооружения из дерева под которое СПЕЦИАЛЬНО положены челюсти и рога коров, причём сооружения используемое людьми во время заключения сделок (торговых и политических), а договора, как известно из летописей, скреплялись клятвами с упоминанием имён Богов.

Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.

Вернёмся к жилищу Яги. Наличие костей под жилищем колдуньи навевает мысли о жертвоприношениях. «Рожки да ножки» остаются от козлика, когда его съедают, то же можно сказать и о курах — перед приготовлением головы и лапки отрубаются и выбрасываются, именно их мы и видим под избой. В сочетании с «сырым говёшком» то, что находиться под избушкой Яги больше всего похоже на помойку, а по научному — культурный слой, что заставляет нас для прояснения вопроса опять обратиться к данным археологии.

Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: «Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных. Находки…позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике «Древности славян и Руси». М. 1988. С.87)

. Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).

Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!

В избушке Яги тоже много едят. Накормить героя — одна из первостепенных задач Яги, да и сама она хорошо покушать не прочь, после чего любит «покататься-поваляться на косточках» оставшихся от трапезы.

Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий. Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было «ни окон, ни дверей», вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги «ветхая», «очеретом подпёрта, а то б развалилась», то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.

Всё это так «приземляет» Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором»…

Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.

Литовский священник-просвятитель М. Мажвидас в своём «Катехизисе» описал нам типичного литовца — язычника своего времени (1547 год), как бы его мысли:

…лучше камень пахать, чем «Отче Наш» говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.
(Топоров В.Н. «Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)». Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).

С момента окончательного крещения Литвы в 1387 году прошло всего 150 лет… Стоит ли напоминать о сходстве ритуальных практик балтийцев и славян? Поедание курятины в вышеприведённом примере это магический акт, приравненный к церковному первому Причастию (конфирмация в 10 лет), а колдунья названная «святой» — жрица данного ритуала.

Именно такие функции инициации молодёжи присущи и восточнославянской Бабе Яге. Так же известно, что ещё в начале ХХ века в украинских, русских и белорусских деревнях мальчиков кормили петушиными гребешками для того, что бы они росли смелыми и сильными. Балтийский пример вкупе с восточнославянским позволяет нам более детально (я бы даже сказала более смачно) представить себе происходящее в избушке Яги посвящение, ощутить его вкус. А так же позволяет нам убедиться в том, что наиболее частые варианты описания на чём стоит изба (состав подсыпки основания) — куриные останки — соответствуют действительности и это не бытовой, но сакральный сор.

Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.

В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.

Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.

dom-yagi.doc [87,5 Kb] (cкачиваний: 136)

2007 – 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.