Skip to content

Изба из чего сделана: Изба — Википедия – Изба — Википедия

Содержание

Изба — Википедия

Русская изба в селе Мелёшино Палехского района Ивановской области Русская изба в Суздале Владимирской области. Южно-русский тип избы. Воронеж, XIX в.

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

Первоначально в традиционной терминологии избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом последнем изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья).

Классическая изба имеет разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время это практикуется редко.

На рубеже XIX–XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось.

В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т. к. дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее.

История избы

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3–4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи (отец) спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Типология изб

По планировке

Четырёхстенная изба

Простейшее четырёхстенное жилище. Часто временная постройка.

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделённая внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату).

Изба-шестистенка

Изба-шестистенка (шестистенок) — дом с двумя поперечными стенами.

По типу отопления

Курная изба
Курная изба, гравюра 1619 года.

Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть не имевшие трубы для отвода дыма. Все жилища в средневековье топились по-чёрному.

Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырём (желудком), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь спать с наступлением темноты.

Очаги в восточно-славянском мире были распространены гораздо меньше, чем печи. В Среднем Поднепровье и Припятском Полесье (поляне, древляне, волыняне) и на Новгородчине (словене) очаги не встречаются совсем. В ряде случаев очаги встречены в Подонье и Поочье (вятичи), на Левобережье Днепра (северяне) и на Псковщине (псковские кривичи)[1].

Постепенно более простые в своем устройстве очаги вытеснялись печами. Однако, в период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отвода дыма.

Использовались печи без дымохода, называвшиеся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа.

В VIII–XIII вв. на восточнославянских территориях было распространено несколько типов печей[2].

В Северной Руси[Комм 1] преобладали печи-камени, сложенные из камней насухо без скрепляющего раствора. В Старой Ладоге основания каменных печей достигали 1,5 метров в поперечнике[3]. В Северной Руси (Изборск) известны также глиняные печи, возведенные на каменном основании — на каменной площадке размером около 1х1 метров строился полый глиняный купол высотой около 1-го метра[4].

Известны печи, сложенные из камня и глины. Они были наиболее распространены на Верхнем Дону, в Поочье и в Среднем Поднепровье. Основания таких печей достигали 1,5х2 метров. В Верхнем и Среднем Поднепровье более широко были распространены глиняные печи. Размеры их доходили до 1,5 метров в поперечнике и до 1,2 метров в высоту[5].

Впоследствии одновременно с существованием курных изб постепенно стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери.

К XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — «

дымоволок» или «волоковое окно», открываемое и закрываемое задвижкой (волоком).

Затем появились деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вёл деревянный короб, который и назывался боров, при помощи которого дым выводился наружу.

В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до конца XIX века, встречались они даже и в начале XX века. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путём раскола на две части бревна и их обтёсывания.

Белая изба

С XV века появились, так называемые, «белые» избы, в которых имелись печи с трубами. Однако, трубное отопление оставалось распространённым, в основном, у зажиточных слоёв населения — князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. В других же населённых пунктах отопление по-чёрному просуществовало до конца XIX века, а кое-где сохранилось и вплоть до XX века.

Однако, широкое распространение белое отопление получило лишь в XVIII веке, когда в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному.

Массово белые избы стали строиться лишь в XIX веке. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Позёмная изба строилась без фундамента. Экспонат дома-музея И. К. Калашникова в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

Элементы конструкции

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Кровля

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Полы

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров». В 1748 году было царское разъяснение: «Всем как помещикам, так и прочим промышленникам стараться заблаговременно приуготовлять ручные пилы». При этом признавалось в 1756 году: «Не токмо пильных водяных и ветреных мельниц, но и ручных пил нигде ещё не заведено». И, вплоть до XX века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Верхний слой мазали глиной, смешанной с лошадиным помётом, что обеспечивало твердость.

Окна

Окон, как таковых, изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые «красные» или «косячные окна». Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме (окошки) закрывали слюдой или бычьим пузырём, в зависимости от времени года.

Потолок

Потолок из колотых пополам жердей. Брусья потолка укладывали на массивную балку — «матицу». Щели между жердями обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для «очепа», гибкой, но прочной жерди, за свободный конец которой подвешивали колыбель.

Внутреннее устройство

Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.
Раскрашенные лавки вдоль стен, зеркало с полотенцем, красный угол, большой и прямой стол, крашеные полы, колыбель на очепе.

Внутренние стены в богатых домах обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. «Закут» — за печью.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, устраивался «красный угол» или «передний угол» — в дальнем углу избы, по диагонали от печи, с восточной стороны дома, в пространстве между боковой и фасадной стенами. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался «большим». К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался «

прямым». Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась «большая лавка». В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось «большим местом». Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли «кривой стол».

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось «полатный брус», так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Северорусская изба

Отличительной особенностью северной[Комм 1] русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы, и было приподнято над уровнем земли на метр-полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось «

подпо́лье» или «по́дпол». Попасть в подполье можно было только из жилого помещения, через люк (отверстие размером приблизительно 1х1 метр) в полу. Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля и других овощей.

Другая половина избы состояла из двух-трёх этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.

Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5–3 метра, ширина ворот 2–3 метра).

Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.

Возле входа к избе обычно пристраивали сени, помещение с большими окнами. Таким образом, чтобы попасть в избу, нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.

К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Некоторые избы стали музеями и памятниками.

Кутузовская изба

Так, представляет собой музей-памятник воссозданная изба крестьянина Михаила Фролова в бывшей подмосковной деревне Фили, в которой 1 (13) сентября 1812 года во время Отечественной войны с Наполеоном состоялся военный совет русских генералов и было принято решение оставить Москву. В настоящее время изба представляет собой военно-исторический музей в Москве, посвящённый памяти упомянутого события, и является отделом музея-панорамы «Бородинская битва».

Историческая изба была утрачена в пожаре в 1868 году и достоверно воссоздана в 1886 году благодаря ряду этюдов, выполненных в 1860-е гг. А. К. Саврасовым. Впоследствии в самой избе была восстановлена исторически достоверная обстановка этого события[6][7][8].

  • Саврасов А. К. Изба совета в Филях. 1860-е.

  • Саврасов А. К. Кутузовская изба в Филях. 1860-е.

  • Кившенко А. Военный совет в Филях. 1880

Жуковская изба

Также представляет собой музей-памятник отреставрированная изба в деревне Стрелковка в Жуковском районе Калужской области, в которой родился маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков, являющаяся частью памятника-мемориала, посвящённого известному уроженцу, а также отделом Государственного музея Г. К. Жукова в городе Жуков Калужской области.

  • Мемориальная доска

См. также

Комментарии

  1. 1 2 Территории севернее Москвы.

Примечания

Литература

  • Смиленко А. Т. К изучению локальных особенностей культуры союзов восточнославянских племен VIII–X вв. // Древние славяне и Киевская Русь. — К., 1989.
  • Изба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Издательство «Транзиткнига», 2005. — ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т. — М., 1862—1869.
  • Баранов Д.А., Баранова О.Г., Мадлеская Е.Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: «Искусство-СПб», 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Тудман Л. В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. — Из-во «Прогресс-Традиция». — ISBN 5-89826-061-7.
  • Беловинский Л. В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. — «Профиздат», 2002. — ISBN 5-88283-030-3.
  • Шелегина О. Н., Русакова Л. М. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII – первая половина XIX в. — ВО «Наука», 1992.

Ссылки

Изба Википедия

Русская изба в селе Мелёшино Палехского района Ивановской области. Русская изба в Суздале Владимирской области. Южно-русский тип избы. Воронеж, XIX в.

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности на территории расселения восточных славян.

Первоначально в традиционной терминологии избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом последнем изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья).

Классическая изба имеет разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время это практикуется редко.

На рубеже XIX–XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось.

В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т. к. дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее.

Из чего сделана изба дом. Русская изба

ИЗБА - крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:

  • во-первых, изба - это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
  • во-вторых, это только жилая часть дома;
  • в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью.

Слово «изба» и его диалектные варианты «ыстьба», «истьба», «истоба», «истобка», «истебка» были известны еще в Древней Руси и использовались для обозначения помещения. Избы рубили топором из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, удерживали тепло, долго не гнили. Из этого же материала делали пол1 и потолок. Оконные и дверные колодки, двери обычно изготавливали из дуба. Другие лиственные деревья использовали при строительстве изб довольно редко - как по практическим соображениями (кривые стволы, мягкая, быстро загнивающая древесина), так и по мифологическим.

Например, для сруба нельзя было брать осину, потому что на ней, по поверью, удавился Иуда, предавший Иисуса Христа. Строительная техника на огромных пространствах России, за исключением ее южных районов, была совершенно одинакова. В основе дома лежал прямоугольный или квадратный сруб размером 25-30 кв. м, составленный из горизонтально положенных одно на другое круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен. Концы бревен соединяли без помощи гвоздей разными способами: «в угол», «в лапу», «в крюк», «в охряпку» и т. п.

Между бревнами прокладывали для тепла мох. Крышу срубного дома делали обычно двускатной, трехскатной или четырехскатной, а в качестве кровельных материалов использовали тес, дранку, солому, иногда камыш с соломой. Русские избы различались по общей высоте жилого помещения. Высокие дома были характерны для русских северных и северо-восточных губерний Европейской России и Сибири. Из-за сурового климата и сильной увлажненности почвы деревянный пол избы поднимали здесь на значительную высоту. Высота подклета, т. е. нежилого пространства под полом, варьировалась от 1,5 до 3 м.

Там же встречались и двухэтажные дома, хозяевами которых были богатые крестьяне и купцы. Двухэтажные дома и дома на высоком подклете строили и богатые донские казаки, которые имели возможность покупать строевой лес. Значительно более низкими и меньшими по размерам были избы в центральной части России, в Среднем и Нижнем Поволжье. Балки для пола тут врубались во второй - четвертый венец. В сравнительно теплых южных губерниях Европейской России ставили поземные избы, т. е. половицы пола укладывали прямо на землю. Изба состояла обычно из двух или трех частей: собственно избы, ceней и клети, связанных друг с другом в единое целое общей крышей.

Основной частью жилого дома была изба (называвшаяся в деревнях Южной России хатой) - отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей. Сени были своего рода неотапливаемой прихожей, коридором, отделявшим жилое помещение от улицы. В русских деревнях XVIII - начала XX в. преобладали дома, состоявшие из избы, клети и сеней, но нередко встречались и дома, включавшие в себя только избу и клеть. В первой половине - середине XIX в. в деревнях стали появляться постройки, состоявшие из сеней и двух жилых помещений, одним из которых была изба, а другим - горница, использовавшаяся как нежилая, парадная часть дома.

Традиционный крестьянский дом имел множество вариантов. Жители северных губерний Европейской России, богатых лесом и топливом, строили для себя под одной крышей несколько отапливаемых помещений. Там уже в XVIII в. был распространен пятистенок, часто ставили избы-двойни, крестовики, избы с прирубами. Сельские дома северных и центральных губерний Европейской России, Верхнего Поволжья включали в себя множество архитектурных деталей, которые, имея утилитарное назначение, одновременно выполняли роль декоративного убранства дома. Балконы, галереи, мезонины, крыльца сглаживали суровость внешнего облика избы, срубленной из толстых, ставших серыми от времени бревен, превращая крестьянские избы в прекрасные архитектурные сооружения.

Такие необходимые детали конструкции крыши, как охлупень, подзоры, карнизы, причелины, а также наличники окон и ставни украшались резьбой и росписью, скульптурно обрабатывались, придавая избе дополнительную красоту и оригинальность. В мифологических представлениях русского народа дом, изба - это средоточие основных жизненных ценностей человека: счастья, достатка, покоя, благополучия. Изба защищала человека от внешнего опасного мира. В русских сказках, быличках человек всегда укрывается от нечистой силы в доме, порог которого они не в силах переступить. В то же время изба казалась русскому крестьянину жилищем довольно убогим.

Хороший дом предполагал не только избу, но и несколько горниц, клетей. Именно поэтому в русском поэтическом творчестве, идеализировавшем крестьянскую жизнь, слово «изба» употребляется для характеристики плохонького дома, в котором живут бедные люди, обделенные судьбой: бобыли и бобылки, вдовы, несчастные сироты. Герой сказки, заходя в избушку, видит, что в ней сидит «слепой старичок», «бабушка-задворенка», а то и Баба Яга - Костяная Нога.

ИЗБА БЕЛАЯ - жилое помещение крестьянского дома, отапливаемое русской печью с трубой - по-белому. Избы с печью, дым из которой при топке выходил через трубу, получили распространение в русской деревне довольно поздно. В Европейской России они стали активно строиться со второй половины XIX в., особенно в 80-90-х гг. В Сибири переход на белые избы произошел раньше, чем в европейской части страны. Они получили распространение там еще в конце XVIII в., а к середине XIX в. фактически все избы отапливались печью с трубой. Однако отсутствие белых изб в деревне вплоть до первой половины XIX в. не означало, что на Руси не знали печей с дымоходом.

При археологических раскопках в Великом Новгороде в слоях XIII в. в развалах печей богатых домов встречаются дымоходы из обожженной глины. В XV-XVII вв. в великокняжеских дворцах, хоромах бояр, богатых посадских людей имелись помещения, которые отапливались по-белому. До этого времени белые избы были лишь у богатых крестьян пригородных сел, занимавшихся торговлей, извозом, промыслами. А уже в начале XX в. только очень бедные люди топили избу по-черному.

ИЗБА-ДВОЙНЯ - деревянный дом, состоявший из двух самостоятельных срубов, плотно прижатых друг к другу боковыми сторонами. Срубы ставили под одной двускатной крышей, на высоком или среднем подклете. Жилые помещения располагали в передней части дома, сзади к ним пристраивали общие сени, из которых шли двери на крытый двор и в каждую из комнат дома. Срубы были, как правило, одинаковых размеров - по три окна на фасаде, но могли быть и разновеликими: одно помещение имело три окна на фасаде, другое два.

Установка двух срубов под единой крышей объяснялась как заботой хозяина об удобствах семьи, так и необходимостью иметь резервное помещение. Одно из помещений являлось собственно избой, т. е. теплой, отапливаемой русской печью комнатой, предназначенной для жизни семьи зимой. Второе помещение, называвшееся летней избой, было холодным и использовалось в летнее время, когда духота в избе, отапливаемой даже в жаркую пору, вынуждала хозяев перебираться в более прохладное место. В богатых домах вторая изба иногда служила парадным помещением для приема гостей, т. е. горницей или светёлкой.

В этом случае здесь ставили печь городского типа, которую использовали не для приготовления еды, а только для получения тепла. К тому же горница нередко становилась спальней для молодых брачных пар. А когда семья разрасталась, то летняя изба, после установки в ней русской печи, легко превращалась в избу для младшего сына, остававшегося и после женитьбы под отцовской кровлей. Любопытно, что наличие двух срубов, поставленных рядом, делало избу-двойню достаточно долговечной.

Две бревенчатые стены, одна из которых являлась стеной холодного помещения, а другая - теплого, поставленные с определенным промежутком, имели свое естественное и быстрое проветривание. Если бы между холодным и теплым помещениями была одна общая стена, то она конденсировала бы в себе влагу, способствующую ее быстрому загниванию. Избы-двойни строили обычно в местах, богатых лесом: в северных губерниях Европейской России, на Урале, в Сибири. Однако они встречались и в некоторых деревнях Центральной России у зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей или промышленной деятельностью.

ИЗБА КУРНАЯ или ИЗБА ЧЁРНАЯ - жилое помещение крестьянского срубного дома, отапливаемое печью без трубы, по-черному. В таких избах при топке печи дым из устья поднимался наверх и выходил на улицу через дымовое отверстие

Изба — Википедия. Что такое Изба

Русская изба в селе Мелёшино Палехского района Ивановской области Русская изба в Суздале Владимирской области. Южно-русский тип избы. Воронеж, XIX в.

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

Первоначально в традиционной терминологии избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом последнем изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья).

Классическая изба имеет разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время это практикуется редко.

На рубеже XIX–XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось.

В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т. к. дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее.

История избы

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3–4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи (отец) спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Типология изб

По планировке

Четырёхстенная изба

Простейшее четырёхстенное жилище. Часто временная постройка.

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделённая внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату).

Изба-шестистенка

Изба-шестистенка (шестистенок) — дом с двумя поперечными стенами.

По типу отопления

Курная изба
Курная изба, гравюра 1619 года.

Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть не имевшие трубы для отвода дыма. Все жилища в средневековье топились по-чёрному.

Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырём (желудком), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь спать с наступлением темноты.

Очаги в восточно-славянском мире были распространены гораздо меньше, чем печи. В Среднем Поднепровье и Припятском Полесье (поляне, древляне, волыняне) и на Новгородчине (словене) очаги не встречаются совсем. В ряде случаев очаги встречены в Подонье и Поочье (вятичи), на Левобережье Днепра (северяне) и на Псковщине (псковские кривичи)[1].

Постепенно более простые в своем устройстве очаги вытеснялись печами. Однако, в период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отвода дыма.

Использовались печи без дымохода, называвшиеся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа.

В VIII–XIII вв. на восточнославянских территориях было распространено несколько типов печей[2].

В Северной Руси[Комм 1] преобладали печи-камени, сложенные из камней насухо без скрепляющего раствора. В Старой Ладоге основания каменных печей достигали 1,5 метров в поперечнике[3]. В Северной Руси (Изборск) известны также глиняные печи, возведенные на каменном основании — на каменной площадке размером около 1х1 метров строился полый глиняный купол высотой около 1-го метра[4].

Известны печи, сложенные из камня и глины. Они были наиболее распространены на Верхнем Дону, в Поочье и в Среднем Поднепровье. Основания таких печей достигали 1,5х2 метров. В Верхнем и Среднем Поднепровье более широко были распространены глиняные печи. Размеры их доходили до 1,5 метров в поперечнике и до 1,2 метров в высоту[5].

Впоследствии одновременно с существованием курных изб постепенно стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери.

К XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — «дымоволок» или «волоковое окно», открываемое и закрываемое задвижкой (волоком).

Затем появились деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вёл деревянный короб, который и назывался боров, при помощи которого дым выводился наружу.

В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до конца XIX века, встречались они даже и в начале XX века. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путём раскола на две части бревна и их обтёсывания.

Белая изба

С XV века появились, так называемые, «белые» избы, в которых имелись печи с трубами. Однако, трубное отопление оставалось распространённым, в основном, у зажиточных слоёв населения — князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. В других же населённых пунктах отопление по-чёрному просуществовало до конца XIX века, а кое-где сохранилось и вплоть до XX века.

Однако, широкое распространение белое отопление получило лишь в XVIII веке, когда в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному.

Массово белые избы стали строиться лишь в XIX веке. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Позёмная изба строилась без фундамента. Экспонат дома-музея И. К. Калашникова в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

Элементы конструкции

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Кровля

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Полы

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров». В 1748 году было царское разъяснение: «Всем как помещикам, так и прочим промышленникам стараться заблаговременно приуготовлять ручные пилы». При этом признавалось в 1756 году: «Не токмо пильных водяных и ветреных мельниц, но и ручных пил нигде ещё не заведено». И, вплоть до XX века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Верхний слой мазали глиной, смешанной с лошадиным помётом, что обеспечивало твердость.

Окна

Окон, как таковых, изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые «красные» или «косячные окна». Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме (окошки) закрывали слюдой или бычьим пузырём, в зависимости от времени года.

Потолок

Потолок из колотых пополам жердей. Брусья потолка укладывали на массивную балку — «матицу». Щели между жердями обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для «очепа», гибкой, но прочной жерди, за свободный конец которой подвешивали колыбель.

Внутреннее устройство

Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.
Раскрашенные лавки вдоль стен, зеркало с полотенцем, красный угол, большой и прямой стол, крашеные полы, колыбель на очепе.

Внутренние стены в богатых домах обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. «Закут» — за печью.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, устраивался «красный угол» или «передний угол» — в дальнем углу избы, по диагонали от печи, с восточной стороны дома, в пространстве между боковой и фасадной стенами. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался «большим». К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался «прямым». Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась «большая лавка». В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось «большим местом». Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли «кривой стол».

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось «полатный брус», так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Северорусская изба

Отличительной особенностью северной[Комм 1] русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы, и было приподнято над уровнем земли на метр-полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось «подпо́лье» или «по́дпол». Попасть в подполье можно было только из жилого помещения, через люк (отверстие размером приблизительно 1х1 метр) в полу. Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля и других овощей.

Другая половина избы состояла из двух-трёх этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.

Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5–3 метра, ширина ворот 2–3 метра).

Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.

Возле входа к избе обычно пристраивали сени, помещение с большими окнами. Таким образом, чтобы попасть в избу, нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.

К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Некоторые избы стали музеями и памятниками.

Кутузовская изба

Так, представляет собой музей-памятник воссозданная изба крестьянина Михаила Фролова в бывшей подмосковной деревне Фили, в которой 1 (13) сентября 1812 года во время Отечественной войны с Наполеоном состоялся военный совет русских генералов и было принято решение оставить Москву. В настоящее время изба представляет собой военно-исторический музей в Москве, посвящённый памяти упомянутого события, и является отделом музея-панорамы «Бородинская битва».

Историческая изба была утрачена в пожаре в 1868 году и достоверно воссоздана в 1886 году благодаря ряду этюдов, выполненных в 1860-е гг. А. К. Саврасовым. Впоследствии в самой избе была восстановлена исторически достоверная обстановка этого события[6][7][8].

  • Саврасов А. К. Изба совета в Филях. 1860-е.

  • Саврасов А. К. Кутузовская изба в Филях. 1860-е.

  • Кившенко А. Военный совет в Филях. 1880

Жуковская изба

Также представляет собой музей-памятник отреставрированная изба в деревне Стрелковка в Жуковском районе Калужской области, в которой родился маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков, являющаяся частью памятника-мемориала, посвящённого известному уроженцу, а также отделом Государственного музея Г. К. Жукова в городе Жуков Калужской области.

  • Мемориальная доска

См. также

Комментарии

  1. 1 2 Территории севернее Москвы.

Примечания

Литература

  • Смиленко А. Т. К изучению локальных особенностей культуры союзов восточнославянских племен VIII–X вв. // Древние славяне и Киевская Русь. — К., 1989.
  • Изба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Издательство «Транзиткнига», 2005. — ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т. — М., 1862—1869.
  • Баранов Д.А., Баранова О.Г., Мадлеская Е.Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: «Искусство-СПб», 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Тудман Л. В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. — Из-во «Прогресс-Традиция». — ISBN 5-89826-061-7.
  • Беловинский Л. В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. — «Профиздат», 2002. — ISBN 5-88283-030-3.
  • Шелегина О. Н., Русакова Л. М. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII – первая половина XIX в. — ВО «Наука», 1992.

Ссылки

изба — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

из-ба́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1d // 1d' по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -изб-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɪˈzba]  мн. ч. [ˈizbɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в России ◆ Широкая пятистенная изба незаметно переходила в другие пристройки, из которых образовался крепкий деревянный четырёхугольник. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Три конца», 1890 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На краю распаханной под огород пустоши стояла старая изба лесника. К. М. Симонов, «Живые и мёртвые», 1955–1959 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. внутреннее жилое помещение такого дома ◆ Она сделалась дюжей толстой бабою, он видел, как она колотила слюнявых ребят, мела избу, бранила пьяного мужа самыми отвратительными речами… М. Ю. Лермонтов, «Вадим», 1833–1834 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Антон припёр как можно плотнее дверь из крылечка в избу. Д. В. Григорович, «Антон-горемыка», 1847 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Они прошли через сени, через жилую избу хозяев, и вошли в заднюю комнатку, в которой стояла кровать Марка. И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. истор. в Московской Руси XVI века — канцелярия, присутственное место, о́рган центрального управления ◆ Посольская изба. ◆ Воеводская изба.
  4. истор. внутренний покой в деревянном дворце царском Толкование взято из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. частичн.: хата
  2.  ?
  3.  ?
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. дом, жилище, здание, строение
  2. помещение
  3. учреждение, о́рган
  4. покой
Гипонимы[править]
  1. пятистенок
Согипонимы[править]
  1.  
  2.  
  3. коллегия, министерство, приказ

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: избёночка, избушенция, избушечка, избушка,
  • уничиж. формы: избёнка
  • увелич. формы: избина, избища
  • фамилии: Избин
  • топонимы: Избино, Избная, Избуха
  • пр. существительные: избач, избачка, изба-читальня, избица, избничий, избняк, надызбица, подызбица, подызбище, поизбень, поизбица
  • прилагательные: безызбной, избяной, избной, надызбный, наизбный, подызбный, поизбный
Список всех слов с корнем «изб»
  • фамилии: Избин
  • топонимы: Избино, Избная, Избуха
  • существительные: избач, избачка, изба-читальня, избица, избничий, избняк, надызбица, подызбица, подызбище, поизбень, поизбица
  • прилагательные: безызбной, избяной, избаческий, избной, избушечный, избёночный, избушковый, надызбный, наизбный, подызбный, поизбный

Этимология[править]

Происходит от праслав. *jьstъba, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет), церк.-слав. истъба σκηνή (Ио. Экзарх), русск. изба, укр. iзба́, болг. и́зба «землянка, хижина», сербохорв. ѝзба «комната, погреб», словенск. ȋzba, jìspa, jspà «комната», jеsрíса, др.-чешск. jistba, jizdba, чешск. jizbа «комната», словацк. izbа «комната», польск. izba, źbа «комната, палата», в.-луж. jstwa, stwa, н.-луж. šра, śра, полаб. jázba. Объяснение из *ис-топка от топи́ть, истопи́ть, судя по остальным слав. формам, всего лишь народн. этимология. Праслав. *jьstъba считается заимств. из герм. *stubа (др.-в.-нем. stubа «тёплое помещение, баня», др.-исл. stofa, stufа «баня с печью») или из ром. *ехtūfа (франц. étuve, ит. stufа «баня»). Принимая во внимание герм. краткое u, можно считать объяснение из др.-в.-нем. более правдоподобным, чем из ром. (где ū долгое). Ром. слова рассматриваются как производные от народнолат. eхtūfāre «парить». Если принять ром. происхождение, то станет понятным jь- в слав. слове, но тогда представится необычным ъ. Без допущения ром. влияния нельзя объяснить слав. i. Др.-русск. истьба (Новгор. I летоп.) объясняют влиянием предшествующего и. Латышск. istaba «комната, дом, жилище», istuba, ustaba, ustubа заимств. из др.-русск.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Пословицы и поговорки[править]

Перевод[править]

Анаграммы[править]

Библиография[править]

  • изба // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Ед. изба
Ед. об. изба
Ед. суб. избата
Мн. изби
Мн. сов. избите
Числ.
Зв.

из-ба

Существительное, женский род, склонение 41.

Корень: -изб-; окончание: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. подвал, погреб ◆ винарска изба — винный погреб
  2. землянка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. хибарка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. диал. хлев ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от праслав. *jьstъba, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет), церк.-слав. истъба σκηνή (Ио. Экзарх), русск. изба, укр. iзба́, болг. и́зба «землянка, хижина», сербохорв. ѝзба «комната, погреб», словенск. ȋzba, jìspa, jspà «комната», jеsрíса, др.-чешск. jistba, jizdba, чешск. jizbа «комната», словацк. izbа «комната», польск. izba, źbа «комната, палата», в.-луж. jstwa, stwa, н.-луж. šра, śра, полаб. jázba. Объяснение из *ис-топка от топи́ть, истопи́ть, судя по остальным слав. формам, всего лишь народн. этимология. Праслав. *jьstъba считается заимств. из герм. *stubа (др.-в.-нем. stubа «тёплое помещение, баня», др.-исл. stofa, stufа «баня с печью») или из ром. *ехtūfа (франц. étuve, ит. stufа «баня»). Принимая во внимание герм. краткое u, можно считать объяснение из др.-в.-нем. более правдоподобным, чем из ром. (где ū долгое). Ром. слова рассматриваются как производные от народнолат. eхtūfāre «парить». Если принять ром. происхождение, то станет понятным jь- в слав. слове, но тогда представится необычным ъ. Без допущения ром. влияния нельзя объяснить слав. i. Др.-русск. истьба (Новгор. I летоп.) объясняют влиянием предшествующего и. Латышск. istaba «комната, дом, жилище», istuba, ustaba, ustubа заимств. из др.-русск.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

и́з-ба

Существительное, женский род, неодушевлённое.

Корень: -изб-; окончание: .

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈizba], мн. ч. [ˈizbɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. бревенчатый дом (аналог. русск. изба) ◆ Ром адрэ шатра, гаджё адрэ изба.
Синонимы[править]
  1. кхэр
Антонимы[править]
  1. шатра
Гиперонимы[править]
  1. кхэр

Этимология[править]

Заимствовано из русск. изба, далее из праслав. *jьstъba, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет), церк.-слав. истъба σκηνή (Ио. Экзарх), русск. изба, укр. iзба́, болг. и́зба «землянка, хижина», сербохорв. ѝзба «комната, погреб», словенск. ȋzba, jìspa, jspà «комната», jеsрíса, др.-чешск. jistba, jizdba, чешск. jizbа «комната», словацк. izbа «комната», польск. izba, źbа «комната, палата», в.-луж. jstwa, stwa, н.-луж. šра, śра, полаб. jázba. Объяснение из *ис-топка от топи́ть, истопи́ть, судя по остальным слав. формам, всего лишь народн. этимология. Праслав. *jьstъba считается заимств. из герм. *stubа (др.-в.-нем. stubа «тёплое помещение, баня», др.-исл. stofa, stufа «баня с печью») или из ром. *ехtūfа (франц. étuve, ит. stufа «баня»). Принимая во внимание герм. краткое u, можно считать объяснение из др.-в.-нем. более правдоподобным, чем из ром. (где ū долгое). Ром. слова рассматриваются как производные от народнолат. eхtūfāre «парить». Если принять ром. происхождение, то станет понятным jь- в слав. слове, но тогда представится необычным ъ. Без допущения ром. влияния нельзя объяснить слав. i. Др.-русск. истьба (Новгор. I летоп.) объясняют влиянием предшествующего и. Латышск. istaba «комната, дом, жилище», istuba, ustaba, ustubа заимств. из др.-русск.

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)

Что такое изба? Значение слова

С самых первых времен существования человечества, когда первобытный человек построил первое в своей жизни укрытие от непогоды, а затем придумал накрыть яму, где спал, ветками и соорудил шалаш, защищающий от дождя и снега, людей уже постоянно одолевало стремление к уюту.

Появление первого жилища

Люди учились защищать себя от ненастья любым способом, и, научившись этому, они не остановились только на обеспечении безопасности, постепенно окружая себя разными удобствами. В ледниковый период они подыскивали пещеру потеплее, полуоседлые охотники палеолита строили прочные жилища на деревьях, учась у птиц, наподобие птичьих гнезд. Многообразие жилищ поражает.

Разновидности временных жилищ

Вот только некоторые из них. Юрта – легкое жилище у монгола, которое перевозилось за стадами от одного пастбища к другому. Круглой формы, 6 метров в диаметре, юрта делилась на 12 частей, каждой из которой был присвоен знак восточного зодиака. В каждой юрте имели место солнечные часы, с помощью них кочевники узнавали время по лучу солнца, проникающему через дыру в крыше.

А в Гренландии и на Аляске и в наше время еще пользуются снежным домом – иглу. Дом простой в постройке, отлично защищает от арктической стужи. Из плотного пласта снега вырубают большие плиты и складывают друг на друга в куполообразную форму. В снегу вырывают узкий длинный туннель - вход в жилище. Внутри зажигают лампу-жирник и, когда стены увлажнятся от тепла, запускают морозный воздух, таким образом, обледенив стены и сделав их прочными. Внутри люди спят на лежанках из снега с несколькими слоями шкур, готовят пищу и едят, используя для освещения и обогрева лампы-жирники.

Особое передвижное жилье – яранга у кочевых народов севера. Остовом яранги являлись жерди, крышей служили наклонные жерди. Вся постройка накрывалась оленьими шкурами, пол также застилался шкурами.

что такое изба

Изба как постоянное место жительства

С переходом на оседлый способ жизни, люди стали строить постоянные обители - избы. Что такое изба? В этом нужно разобраться. В летописях с 10 века описывается древнерусское жилище – истопка, истпка, истба, изба. Лексическое значение – русский срубленный дом.

изба лексическое значение Раньше изба была главным жилищем русских сел и городов, но с 17-18 веков ее заменил сельский дом. Сооружалась она из бревен, скрепленных в венец, кровлю мастерили из дерева или соломы. Особыми украшениями были резной конёк и крыльцо; фасад украшали причелины, полотенца, резные наличники. Многие избы красовались росписями. Вид изб разнообразен: с четырьма стенами, пятистенные, с тремя, пятью, и более окнами, с деревянными или земляными полами. Но все приближенные к квадратной форме – так проще обогреть помещение. К теплой избе прилегают хозяйственные помещения, в которые попадают, не выходя на улицу, что очень актуально в плохую погоду. Долгое время планировка избы держалась постоянной: холодные стены, от них в одну сторону располагалось жилое помещение – отапливаемый сруб, по другую сторону - место для хозяйственной утвари и ночлега в летний период.

Черная и белая изба

Трудно представить себе избу без дымохода над крышей, а в былые времена его просто не было, дым уходил через дверной проем или особое окошко над ним. Называли такую избу - курная или черная. Окнами служили удлиненные маленькие проемы (высотой как толщина бревна), при надобности прикрываемые дощечкой. Подробный обзор внутренней обстановки жилища поможет уяснить, что такое изба. Главной в избе, конечно же, была печь.

изба значение На севере и центре России печь находилась у задней стены, возле нее располагалось место для ночлега – лавка. От печи наверху до стены место занимали полати. В каждой избе имелось самое светлое почетное место - священный красный угол, где находился иконостас, Евангелие, святая вода. Угол всегда держали в чистоте, здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.значение слова избаВдоль остальных стен избы находились длинные лавки, в углу напротив находился стол. Казалось бы, в черной избе все время должно быть темно и грязно от копоти и дыма. Но курные избы крестьян удивляли своей чистотой: белая скатерть на столе, вышитые рушники на стенах, в красном углу – сверкающие оклады икон. В этом и заключается поразительная хитрость изб. По законам постройки и физики, немного выше роста человека находится предел, за которым верхние бревна сруба и потолка покрыты копотью. Дым, поднимаясь ввысь, никогда не опускается ниже этой границы.

Что такое изба белая? В отличие от курной избы, белая имеет дымоход. Над шестком из кирпича ставится патрубок, он собирает дым, выходящий из печи. Далее дым попадает в горизонтальный лежак из обожженного кирпича на чердаке, и через трубу выводится наружу. В отличие от курной избы, в белой избе имелись рамы на окнах, которые закрывались пузырем или слюдой, а с 18-19 веков вставляли стекла и снаружи запирали ставнями.

Значение слова «изба»

Термин "изба" ( "ызба", "изъба", "истьба", "истобка", "истопка") используется в русских летописях с самой давней старины. Определяется отношение его к глаголам "топить", "истопить". Изба обозначает отапливаемое жилище. Между прочим, у всех славянских народов существует слово "истопка" и означает оно – строение, которое отапливается, обязательно с печью. Первые жилые сооружения наших предков, до того как появились печи, избами не назывались. Название пришло именно тогда, когда эти жилища стали отапливать. Тогда их стали называть «истопка», или «истьба». А из истьбы постепенно стало и избой.

Что такое изба, поможет разобраться анализ самого слова. Буквально слово "изба" разбирается на две составляющие: снаружи (из) защищающая (ба). Этимологи поддерживают версию, что слово «истьба» со временем превратилось в «изба». Значение слова по слогам: отдельная (ис), твердо укрепленная (ть), защищающая (ба). Поэтому термины «истьба» и «изба» имеют один смысл. Значение слова изба в толковом словаре Ефремовой: «Изба – бревенчатый крестьянский дом в деревне или внутреннее помещение такого дома».

Поверья при постройке избы

Строительство жилища для хозяина было особым, почти магическим событием. Важна ли была изба? Символическое и мифологическое ее значение играло основную роль в жизни и укладе крестьян. При этом для них было важным заданием не только установить крышу над головой для себя и своего семейства, но и так создать жилое помещение, чтобы оно наполнилось теплом, покоем и любовью.

изба символическое и мифологическое ее значение

Такое жилище возможно соорудить только по заветам предков, отклонения от правил отцов были недопустимы. Особый смысл имел выбор местности для новой избы: место должно быть сухим, высоким, светлым - и самая его магическая ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось обжитое место, где жизнь людей проходила успешно и благополучно. Неблагоприятными для избы считались места захоронения людей, на месте дороги или там, где была раньше баня.

Материал для построения избы

Скрупулезные правила относились и к материалу для сруба. Русские отдавали предпочтение сооружать избы из сосны, лиственницы, ели. Эти деревья имели длинные и ровные стволы, которые плотно складывались в сруб, отлично сохраняли тепло дома, и долго не портились. Но выбор деревьев ограничивался большим количеством запретов, нарушать которые строго воспрещалось, чтобы не получился дом, носящий беду. Так, для избы воспрещено было рубить «священные» деревья - они приносят в дом смерть. Табу было на вырубку старых деревьев. Запрещалось брать для строения избы сухие деревья, они считались мертвыми. Большое несчастье произойдет, если в срубе окажется «буйное» дерево, которое росло на перекрестке дорог. Считалось, такое дерево может развалить сруб и придавить хозяев дома. Строительству избы сопутствовало большое количество обрядов. Под первые нижние бревна, окна, углы ставили деньги, шерсть, зерно – символы достатка и благополучия. По завершении работы всех строителей щедро угощали.

значение слова изба в толковом словаре

Почему нельзя выносить сор из избы

«Выносить сор из избы» - значение фразеологизма восходит к поверью о том, что по вынесенному мусору можно навести порчу на хозяина дома или на членов его семьи, родственников. Во избежание этого сложился ритуал - нельзя выносить сор за пределы избы, а следует сжигать его в печи. По древним поверьям, в мусор могли попасть волосы и различные предметы, с помощью которых наводилась порча злыми людьми. Со временем популярное словосочетание «выносить сор из избы» значение приобрело переносное, как запрет на распространение семейной информации о ссорах и конфликтах. Тем не менее, суть этого выражения и в наше время осталась актуальной, ведь вынесенная из дома негативная информация, попав к злоумышленникам, может иногда принести больше вреда, чем волос в руках колдуна.

Конечно, современные деревянные избы сильно отличаются от тех, которые сооружали несколько веков назад, это скорее коттеджи для отдыха и статуса. Расписные и резные они представляют сейчас почти произведения искусства.

Это правильно, ведь люди всегда стремились к уюту, красоте и комфорту, главное не забывать при этом своих истоков и историю, ведь без прошлого, как говорят, не бывает будущего.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о