Skip to content

Интерьер крестьянский – К вопросу о традиционном интерьере крестьянского жилища Заонежья (Сенная, Великая Губа и Шуньга) и бытовом укладе крестьянской семьи конца XIX — первой трети XX века | Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)| Электронная библиотека

Конспект по ИЗО «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома»(5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству

« Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа. ПРОЕКТ: «Проходите в избу»

5 класс

hello_html_3e071d27.png

Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна

учитель изобразительного искусства

Аксентис

2015 год

Уроки 6–7

Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа «Проходите в избу»

Цели:

1. Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе).

4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.

5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование и материалы:

1. Примеры интерьеров крестьянского жилища.

2. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.

3. Художественные материалы.

4. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».

План урока 6

1. Беседа об интерьере русской избы.

2. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

3. Постановка художественной задачи.

4. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.

План урока 7

1. Формирование групп.

2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка).

3. Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями.

4. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живет?».

Ход урока

Беседа.

Учитель. Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.

Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

hello_html_m7a82ce84.png

Интерьер крестьянской избы с печью

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

hello_html_6adad9aa.png

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

hello_html_18552b70.png

Красный угол избы

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

hello_html_m74933a40.png

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Постановка задачи.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.

hello_html_3e071d27.png

Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.

Работы учащихся

hello_html_m58e383a6.png

hello_html_2a218a9d.png

Работа над выбранной композицией.

На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (можно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создают макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда (следует напомнить о полотенце и прялке, найти им место в композиции).

Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто живет в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

Урок по изобразительному искусству «Интерьер крестьянского дома»

Фамилия, имя и отчество автора Ульбертова Ирина Геннадьевна.

Школа: МОУ Красноярская СОШ

Предмет Изобразительное искусство

Класс 5

Название курса Искусство

Название темы «Интерьер крестьянского дома»

Роль и место данной темы в курсе

В курсе Изобразительное искусство тема «Интерьер крестьянского дома» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование знаний о культуре и быте своего народа, умения работать с информацией. У учащихся формируются представления о быте и интерьере крестьянской избы и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы

  1. Интерьер крестьянского дома.

  2. Особенности крестьянского интерьера.

  3. Рассположение основных частей интерьера.

Перечень уроков по данной теме

Первый урок: «Интерьер крестьянского дома».

Второй урок: «Конструкции и декор предметов народного быта».

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

Из курса изобразительное искусство в 5 классе учащимся известно: понятие о единстве конструкции и декора в народном жилище.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов ( Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  1. Презентации.

  2. Практические задания.

  3. Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения

Изучив тему «Интерьер крестьянского дома» ученики должны:

  • Знать основное понятие интерьера, его особенности в крестьянском жилище.

  • Уметь выполнять зарисовки отдельных частей интерьера.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

  1. Компьютеры.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  4. Доска.

  5. СМИ (газеты, журналы, книги).

  6. Раздаточный материал.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

Отличительные особенности («изюминки») данного урока

  • Пропаганда культурных, исторических ценностей.

  • Информирование учащихся по проблемам, связанным с культурным наследием нашего народа, с использованием информационных технологий.

Работа учителя на уроке

  1. Проверка домашнего задания (демонстрация наиболее интересных работ).

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Показ презентации « Русская изба».

  4. Выполнение зарисовок по ходу просмотра.

  5. Организация самостоятельной и групповой работы учащихся.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Описание деятельности детей

  1. Просматривают презентацию «РУССКАЯ ИЗБА”, записывают определения, делают зарисовки.

  2. Работают над анализируют и сравнивают данные.

  3. Учащиеся обмениваются информацией, обсуждают результаты.

  4. Учащиеся делают выводы и выполняют рисунок .

Вид классной доски

  • На доске записано число, тема урока.

  • Некоторые тезисы: “Не красна изба углами, а красна пирогами”, “ Русская печь, всему венец”

Что должно появиться в тетрадях учащихся
  1. Число, тема урока.

  2. Основные моменты из презентации.

  3. Определение красного угла

  4. Зарисовки.

Межпредметные связи на уроке:

Изобразительное искусство, история

Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен быть использован компьютер)

Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах по теме: «Предметы народного быта» 

Некоторые итоги урока

На данном уроке дети должны:

  • Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, используя информационные технологии.

  • Закрепить навыки работы Microsoft Power Point

  • Использовать знания, полученные на уроке в практической деятельности.

Тема урока: Интерьер крестьянского дома

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище;

  • сформировать понятие духовное и материальное;

  • развивать навыки индивидуальной работы;

  • воспитывать любовь к традициям и культуре своего народа.

Оборудование: бумага А4, акварель, раздаточный материал, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

2. Проверка домашнего задания:

— просмотр лучших работ;

— что такое декор ?

3. Сообщение темы урока, цели.

4. Вводная часть:

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными ( слайд 2).

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым — и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня ( слайд 3).

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе ( слайд 4).

«Коньки» на крышах русских изб отнюдь не «для красоты». В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла — четырьмя «ногами» ( слайд 5).

Посмотрим схему устройства кровли ( слайд 6).

Помещения, условно поделенного на два основных центра-

  • духовного( красный угол с иконой, рядом стоял обеденный стол)

  • материальный( мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния)

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь ( слайд 7), (слайд 8). И не только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь — изобретение сугубо местное и достаточно древнее ( слайд 9). Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды, подсушивали зерно, солод — во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда — и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни ( слайд 10).

По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный — в других. ( слайд 11)

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. ( слайд 12). Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, — а может быть, даже и первым.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом ( слайд 13).

В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности( слайд 14).

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

( слайд 15).

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался святым, красным, кутным. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами ( слайд 16). Красный угол также украшался накутником, прямоугольным полотнищем ткани, сшитого из двух кусков белого тонкого холста или ситца ( слайд 17).

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды ( слайд 18,19).

Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы ( слайд 20,21).

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными( слайд 22).

Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью ( слайд 23).

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним — тем более. ( слайд 24).

Для хранения отдельно использовавшейся по-суды служил посудник: деревянная полка или открытый шкафчик-полочник. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшались резьбой или имели фигурные формы ( слайд 25).

Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей ( слайд 26). Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования ( слайд 27).

Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С  помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях ( слайд 28,29).

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом (“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина ( слайд 30).

5. Практическая работа:

Индивидуальная работа: нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами(в тетради).

Коллективная: вписать на формат А4 интерьер ( по выбору ) печь, стол, лавку.

hello_html_3a88ea33.png

6. Итог урока

анализ работ

выставление оценок

7. Дома:

Подобрать иллюстрации по теме «Предметы народного быта» 

принести ножницы, бумагу, клей.

Крестьянские дома села Поречье: что внутри?

НАШИ ПРОВАНС И ТОСКАНА


Когда мы слышим о русских крестьянских домах — в голове сразу включается абсолютно привычный образ: изба, бревенчатые стены и пол из широких досок, печь, полати, прялка и ухваты, сени, крыльцо и наличники. Все это кажется абсолютно вечным — от возникновения Руси и до погибели деревенской жизни и почти неизменным — от Смоленска и Пскова до Северной Двины и Саратова.
Этот взгляд легко находит себе подтверждения в множестве фильмов, картин и книг, в музеях крестьянского быта и деревянного зодчества и представляется некоторой аксиомою.
В лучшем случае исследователи крестьянского быта неодобрительно отметят то, что в конце XIX — начале XX вв. он испытал влияние городской культуры и всунут в экспозицию музея какой-нибудь граммофон с фикусом, наивно и комично выглядящие среди домостроевских интерьеров.
Мир, однако же, интересен тем, что отличен от наших о нем представлений. ))

Существует, к примеру, любопытный и пока что не слишком изученный феномен богатых торгово-промысловых сел. Жители их, оставаясь в сословном смысле крестьянами, имели достаточные средства для устройства быта в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Причем это восходит еще к XVIII в., и вместо каких-то скороспешных заимствований там возникла и развивалась достаточно цельная и интересная культура, отличавшаяся и от тогдашнего городского дворянско-чиновничьего мира, и от расхожих представлений о милой глухой деревушке.
Я хочу рассказать о ростовском селе Поречье, о церквях которого тут уже писали. Расположенное на берегу озера Неро, село разбогатело за счет торгового огородничества, очень выгодного на плодородной приозерной земле. Почти полностью застроеное двухэтажными каменными домами XVIII — начала XX вв. расположенными регулярными порядками, оно производило бы впечатление уездного городка, не будь жителями этих домов богатые крестьяне.


Интересны, на мой взгляд, не только их внешний вид, но и интерьеры.
так отделана парадная лестница:

так изнутри выглядит столь любопытная, но распространенная в Поречье деталь, как проездная арка с воротами:

мелочи архаичного быта:

еще одна парадная лестница солидного крестьянского дома:

разумеется, изразцы:

и лепнина с трубами советской поры:


никак не могу представить, что из этого парадного кто-то мог выходить поутру сгонять скотину.


В английскую, немецкую или голландскую реальность начала прошлого века это вписалось бы лучше.


И под всем этим скрываются замечательные сводчатые подвалы, великолепные и загадочные:

с нишками в стенах, напоминающими о XVI-XVII вв.

и заложенными оконными проемами. Как тут уместен был бы винный погреб!

жители стараются приспособить великолепие прошлого под свои насущные нужды, хотя это не всегда эстетично и величественно:

Большинство же домов просто разрушается, утрачивая крыши, интерьеры и перекрытия. При нынешних деревенских доходах их никому тут нет резону ремонтировать, реставрировать и отапливать. Даже живые дома стоят очень недорого. Руины же и вовсе почти ничего:

Хотя это — не огромные усадьбы, требующие десятков миллионов инвестиций на восстановление и содержание. Только представьте, как бы все это выглядело отреставрированным прилично, дополненным хорошим и тонким интерьерным и ландшафтным дизайном и снятое, к примеру, Фрицем фон дер Шуленбургом из AD.
И ведь Поречье — не единственное такое богатое село. Только в ближайшей округе есть Петровское, по случайности ставшее уездным городом Петровском при Екатерине, есть ярославские каменные села Великое и Вятское и т.д.
После всего это я припомнил и свой деревенский дом, стоящий в том же районе. Сложные и высокие двустворчатые белые филенчатые двери с роскошными латунными ручками и профилированными наличниками, ведущие в парадную горницу с расписной изразцовой лежанкой. Бабушка, царствие ей небесное, вечно растила там здоровенных «пальму» и «крокодила». А ведь его баушка завал «тесным» и «бедным», он построен уже после пожара 1927 года. До того на его месте стоял двухэтажный, хоть и деревянный, но с горницами на втором этаже, где были серванты с парадной посудой, венские стулья, неизбежный фикус, напольные часы с боем, книги и журналы, на стенах — большие зеркала в резных рамах, фото графа Толстого и картины, одна из которых — немецкого художника второй половины XIX в. с меланхолично пасущимися козами — дожила у нас до сего дня. Канарейки в клетке довершали все это и остались в семейных рассказах благодаря тому, что на свадьбе прадеда ухитрились точно нота в ноту подпеть певцам из хора. И это — крестьянский дом. Несколько человек в семье работали в Питере приказчиками, брат прадеда дослужился в Польше до офицерского чина, но большинство просто пахало землю. И таких домов в нашем селе было не один и не два, так что не стоит представлять Поречье каким-то редким и незначительным исключением. Дореволюционный крестьянский быт и интерьер, похоже, все же не всегда соответствовали нашим о них представлениям.

Решая в наше время, каким должен быть загородный дом, мы уж и хотим обычно какого-то национального колорита, но жить в избе, ясное дело, сейчас никто не готов. Поэтому нам предлагают воткнуть в евроремонт прялку с матрешками или «возродить дух русской усадьбы» путем покупки итальянских псевдодворцовых завитушек и хрустальных люстр.
Мы восхищаемся в Европе настоящими тосканскими и прованскими крестьянскими домами, везем оттуда купленный за 40 euro альбом с интерьерами, чтобы показать здесь архитектору и дизайнеру, как и что хотим сделать в своем загородном раю.

Тем интереснее мне было узнать, что у нас был национальный интерьер, одновременно европеизированный и приспособленный к загородной жизни, изысканный и изящный, но лаконичный и свободный от дворцовых позолот и мишуры. В нем отразились и этнографическая крестьянская культура, и барокко XVIII столетия, и строгий николаевский классицизм, и модерн начала XX века. Его следы, смешавшись с советским убожеством, дошли до нас в разрушающихся домах провинциальных сел.
Надеюсь, очевидные достоинства не позволят ему умереть незамеченным. В Ростовском музее, во всяком случае, собираются всерьез заняться домами Поречья, и я буду внимательно и с интересом за этим посматривать.

С уваженьем, Аким Трефилов. ))

фото (с) Александр Морозов
больше о домах Поречья — в исследованиях в блоге Ростовского музея

«Традиционный интерьер крестьянской избы»

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: коллективная творческая работа.

Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Задачи урока:

  • создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;
  • показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.

Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.

Оформление: рисунки предметов быта, выставка предметов быта, схема работы, макет интерьера избы, музыка.

Оборудование: медиапроектор, слайды.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Слайд №1.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

2. Сообщение темы урока.

Слайд №2

Тема нашего урока « Традиционный интерьер русской избы».

Слайд №3.

Что такое интерьер? Изба?

3. Новый материал.

Слайд №4.

— Давайте полюбуемся красотой русской избы.

Поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

Слайд №5.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы?

(Дерево.)

— Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.

— Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Слайд №6

— Какую роль печь играла и играет сейчас?

Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!»

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.

Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Слайд №7

Красный угол.

В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?

Ответы детей.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

А чем лавка отличалась от скамьи?

Ответы детей.

Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности.

Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.

Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?

Слайд №8

Она изготовлена была из дерева и глины.

Слайд № ковши

С чем можно сравнить ковш?

Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Слайд №9. солонцы.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки или солонцы, как их раньше называли, вырезались в форме уточек, игрушечных стульчиков, украшенных мелкой резьбой.

Слайд №10.

Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.

Рубель, вальки.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)

Слайд №11-13

Что вы о ней знаете?

Ответы детей. Обобщение ответов.

Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.

Слайды №14-16

Испокон веков славилась наша земля искусством рукодельниц. Одежда, скатерти-столешницы, полотенца, края покрывал были украшены тканым или вышитым орнаментом. Какие сюжеты брали крестьянки для вышивки?

Обобщение ответов.

Сказочных птиц, дерево жизни, орнаменты с растительным и зооморфным узорами.

Какие цвета брали для вышивок?

Красные, желтые, синие. Праздничные.

Традиция вышивания сохранилась и сегодня.

Слайд №17.

По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.  

Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.

4. Инструктаж.

Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.

Для этого разделимся на группы и каждая группа будет изготавливать определенные предметы, необходимые в быту. Какие это группы предметов?

Группы предметов. Таблица.

Мебель. Прялки. Деревянная посуда. Берестяная посуда. Чугунная и глиняная посуда. Половики. Полотенце. Шторы. Кочерга, ухват.

Для определения высоты предметов быта вам помогут лекала, лежащие на столах. Также они помогу тем, у кого вызовет затруднения передача форм и пропорций домашней утвари.

Приступаем к работе. В группах решите, кто какой вид работы будет выполнять.

Варианты работы.

  1. Каждый сам выполняет предмет быта.
  2. По этапам: первый ученик рисует форму предмета, второй расписывает.
  3. Практическая работа.

Звучит фоновая музыка.

  1. Оформление макета избы.

С чего начнем оформление интерьера?

Мебель.

Каждая группа размещает свою работу в макете.

5. Итог работы.

Посмотрите, как вы оформили интерьер.

Ребята, а мы можем использовать элементы этого старинного декора в оформлении современного интерьера?

Какие предметы вы можете взять или у вас уже есть дома?

Сегодня наш урок, я думаю, вам помог лучше узнать традиции нашего народа обустройства своего быта.

И при оформлении интерьера своего дома будете обращаться к вековым традициям своей Родины.

Спасибо за работу.

Конспект урока по Изобразительному искусству в 5 А,Б,В классах «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома»

Конспект урока по Изобразительному искусству в 5 А,Б,В классах

«Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома»

Цель:

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы:

1. Примеры интерьеров крестьянского жилища.

2. Иллюстрации крестьянского дома, интерьера и зон избы, таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», иллюстрации предметов народного быта, макет солнца и лучей(для рефлексии)

3. Художественные материалы.

План урока

1Организация урока

2 Введение в тему.

3 Сообщение темы урока.

4 Повторение пройденных тем: основные элементы крестьянского дома, предметы бытовой утвари

5 Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

6. Постановка художественной задачи.

7 Практическое выполнение задания.

8 Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:

1 Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2 Введение в тему. (6 мин.)

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто

действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах

жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать

историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из

поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее

нашего народа.

Есть такая пословица — «Дом построить – не шапку на голову одеть» Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

3 . Сообщение темы урока.

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? Какая тема нашего урока?

Тема-Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Мы совершим путешествие в крестьянский дом, и познакомимся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома.

4 Повторение пройденных тем:

Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.А справиться нам с этим помогут конверты с вопросами, которые лежат на столе ( работа в парах).

Чтобы семья была счастлива, дом был должен выстроен по правилам и приметам: лес для строительства должен быть выбран особый, чистый, крепкий. Такими считались «Благородные» деревья -дуб, береза, ясень.

Очень серьезно относились к дате строительства –день весеннего равноденствия( 21 марта).а окончание к празднику ТРОИЦЕ.

Дом в старину не строили , а рубили , как правило прям в лесу, бревна нумеровали , перевозили и уже на месте собирали .

5 Беседа

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.

Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на зоны.

Показ презентации

1 слайд В крестьянской избе источником всего была печь –Как вы думаете, какую роль играла печь в жизни крестьян? (ответы детей)

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». Печь была семейным очагом. В печи варили еду, пекли хлеб, купали детей, печь лечила он многих хворей. Крестьяне верили что за печью в углу живет домовой, который был защитником дома.

2 слайд С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

3 слайд Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата

4 слайд Почетное место в избе – занимал «красный угол» духовный центр дома. –Духовный от слова «душа».. Все крестьяне в старину были верующими. Чтобы поделит миг станься своими бедами, обидами, страхами, попросить здоровья, счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами и нарядными цветами из крашенной стружки.

5 слайд Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

6 слайд Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

7 слайд Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Вот таким нехитрым было внутреннее убранство крестьянской избы.

6. Постановка художественной задачи.

Ребята, а давайте на миг превратимся в дизайнеров, и подумаем, чтобы новое мы внесли в конструкцию интерьера избы, чтоб она стала современной? (ответы детей).

Ну чтож , ваши задумки очень интересные и увлекательные, беру вас в свое подмастерье в дизайнеры, ваша задача нарисовать любую из зон крестьянского интерьера.

7. Рефлексия

Наш урок близится к концу, предлагаю поменяться альбомами и оценить работу друг друга, а свою работу вы можете оценить поставив к солнцу лучик( яркий лучик-справился и тема мною понята, темный лучик-возникли трудности или не справился)

Презентация — Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа
«Приходите в избу»

Слайд 2

ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе). Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Слайд 3

План урока:
Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство. Постановка художественной задачи. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.

Слайд 4

ИЗБА
Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

Слайд 5

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» — гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Слайд 6

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

Слайд 7

Предания и обычаи
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Слайд 8

«По щучьему велению»

Слайд 9

«Колобок»

Слайд 10

«Гуси – лебеди»

Слайд 11

«Волк и семеро козлят»

Слайд 12

«Ивашка из Дворца пионеров»

Слайд 13

«Царевна –лягушка»

Слайд 14

Рабочее место хозяйки
Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Слайд 15

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Слайд 16

Красный угол
Почётное место в избе – «красный угол» — находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Слайд 17

Рабочее место хозяина
Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Слайд 18

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Слайд 19

Скамьи и лавки
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место

Слайд 20

Сундук
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, те и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Слайд 21

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Используя иллюстрации к сказкам и материалы презентации придумайте свою композицию интерьера избы.

Слайд 22

План урока:
Формирование групп. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка). Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живёт?».

Слайд 23

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В заранее подготовленной для макета коробке (возможно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создать макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.

Слайд 24

Подведение итогов урока
В конце урока каждая группа рассказывает, кто живёт в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесённые игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

Слайд 25

спасибо за урок!

Разработка урока по изо «Традиционный интерьер крестьянской избы «

Выполнила: Непокрытых О.А.

учитель второй

квалификационной категории

2011г

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: коллективная творческая работа.

Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Задачи урока:

  • создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;

  • показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.

Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.

Оформление: рисунки предметов быта, выставка предметов быта, схема работы, макет интерьера избы, музыка.

Оборудование: медиапроектор, слайды.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Слайд №1.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

2. Сообщение темы урока.

Слайд №2

Тема нашего урока « Традиционный интерьер русской избы».

Слайд №3.

Что такое интерьер? Изба?

3. Новый материал.

Слайд №4.

— Давайте полюбуемся красотой русской избы.

Поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

Слайд №5.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы?

(Дерево.)

— Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.

— Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Слайд №6

— Какую роль печь играла и играет сейчас?

Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!»

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.

Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Слайд №7

Красный угол.

В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?

Ответы детей.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

А чем лавка отличалась от скамьи?

Ответы детей.

Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности.

Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.

Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?

Слайд №8

Она изготовлена была из дерева и глины.

Слайд № ковши

С чем можно сравнить ковш?

Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Слайд №9. солонцы.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки или солонцы, как их раньше называли, вырезались в форме уточек, игрушечных стульчиков, украшенных мелкой резьбой.

Слайд №10.

Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.

Рубель, вальки.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)

Слайд №11-13

Что вы о ней знаете?

Ответы детей. Обобщение ответов.

Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.

Слайды №14-16

Испокон веков славилась наша земля искусством рукодельниц. Одежда, скатерти-столешницы, полотенца, края покрывал были украшены тканым или вышитым орнаментом. Какие сюжеты брали крестьянки для вышивки?

Обобщение ответов.

Сказочных птиц, дерево жизни, орнаменты с растительным и зооморфным узорами.

Какие цвета брали для вышивок?

Красные, желтые, синие. Праздничные.

Традиция вышивания сохранилась и сегодня.

Слайд №17.

По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.  

Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.

4. Инструктаж.

Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.

Для этого разделимся на группы и каждая группа будет изготавливать определенные предметы, необходимые в быту. Какие это группы предметов?

Группы предметов. Таблица.

Мебель. Прялки. Деревянная посуда. Берестяная посуда. Чугунная и глиняная посуда. Половики. Полотенце. Шторы. Кочерга, ухват.

Для определения высоты предметов быта вам помогут лекала, лежащие на столах. Также они помогу тем, у кого вызовет затруднения передача форм и пропорций домашней утвари.

Приступаем к работе. В группах решите, кто какой вид работы будет выполнять.

Варианты работы.

  1. Каждый сам выполняет предмет быта.

  2. По этапам: первый ученик рисует форму предмета, второй расписывает.

  3. Практическая работа.

Звучит фоновая музыка.

  1. Оформление макета избы.

С чего начнем оформление интерьера?

Мебель.

Каждая группа размещает свою работу в макете.

5. Итог работы.

Посмотрите, как вы оформили интерьер.

Ребята, а мы можем использовать элементы этого старинного декора в оформлении современного интерьера?

Какие предметы вы можете взять или у вас уже есть дома?

Сегодня наш урок, я думаю, вам помог лучше узнать традиции нашего народа обустройства своего быта.

И при оформлении интерьера своего дома будете обращаться к вековым традициям своей Родины.

Спасибо за работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *