Skip to content

Гиперактивные дети проявления причины пути коррекции: Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции – Консультация на тему: Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Содержание

признаки, рекомендации, советы психолога, что делать родителям

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым человеком, способным достичь успехов в любом начинании. Однако процесс воспитания вовсе не так прост, как хотелось бы.

Нередко родители вынуждены сталкиваться с такими трудностями, которые не получается решить собственными силами и тогда приходится обращаться за помощью к психологу. Одним из таких препятствий для мам и пап является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Синдром гиперактивности – что это такое?

Ваш ребенок любит бегать, прыгать и шалить и это заставляет вас волноваться, навевает мысли о его гиперактивности? А зря. Не каждый непоседливый ребенок является обладателем синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз может поставить только специалист, который в результате и назначит обязательное медикаментозное лечение с последующей психологической коррекцией.

Если говорить о терминологии, то СДВГ – это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем-либо и сдерживать свою чрезмерную активность.

Чаще всего СДВГ появляется у детей в возрасте двух-трех лет, но к специалистам родители начинают обращаться, когда ребенку исполняется около шести лет. В основном подобная «задержка» связана с тем, что именно в этом возрасте начинается активная подготовка ребенка к школе и именно в этот период родители начинают более внимательно реагировать на поведение и эмоциональное состояние будущего школьника.

Причины детской гиперактивности

Детская гиперактивность формируется по причине незрелости коры головного мозга, что приводит к возникновению трудностей у ребенка, связанных с распознаванием внешних сигналов. В результате, ребенок становится суетливым, дерганым, невнимательным и беспокойным, а также возможно неконтролируемые приступы повышенной раздражительности.

Причин формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть огромное количество, но среди основных и самых распространенных выделяют следующие:

  • Наследственная предрасположенность. Если в семье у кого-либо из родственников в детстве наблюдался СДВГ, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь предрасположенность к этому заболеванию.
  • Осложнения в период беременности и родов, родовые травмы. Вредные привычки, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, принятие сильных лекарственных средств в период беременности могут привести к развитию различных заболеваний у еще нерожденного малыша. Сложные роды, недоношенность, кесарево сечение, асфиксия у новорожденного также могут привести к образованию СДВГ.
  • Ушибы, травмы в области головы, тяжелые заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве. В случае, если ребенок перенес тяжелое заболевание, особенно инфекционной направленности, получал травмы головы или серьезные ушибы, то СДВГ запросто может стать последствие случившегося.
  • Социальный фактор. Не последнюю роль в возникновении дефицита внимания играют и условия, в которых проживает ребенок. Неблагополучная обстановка в семье способна оказать пагубное влияние на развитии малыша и усугубить ситуацию еще больше.

Признаки гиперактивности у ребенка

Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев.

Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он:

  • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе.
  • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте.
  • Не отличается застенчивостью и покладистостью.
  • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них.
  • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр.
  • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое.
  • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи.
  • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей.
  • Испытывает сложности с усвоением школьной программы. В данном случае проблема тесно связана с невозможностью мозга обрабатывать большие объемы поступающей информации.
  • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц.
  • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых.
  • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты.

Важно

Помните, что поставить диагноз СДВГ может только врач, причем только в том случае, если у ребенка длительное время проявляется не менее 8 симптомов из вышеперечисленных.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если вашему ребенку диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, то не впадайте в панику. При грамотной работе специалистов данное заболевание без особых проблем поддается лечению и коррекции. Наиболее эффективным методом коррекции гиперактивности принято считать индивидуальные и длительные занятия родителей с ребенком или квалифицированная помощь психолога.

Работа психолога зачастую направлена в данной ситуации на выработку усидчивости и внимательности. Для начала ребенка пытаются приучить выполнять кратковременные задания, постепенно увеличивая временной диапазон. То есть, если на первом задании ребенку предложили решить простенький ребус, рассчитанный на 2-3 минуты активной работы, то в дальнейшем сложность задания будет только увеличиваться.

В случаях, когда диагноз СДВГ ставит психиатр либо же невролог, то ребенку назначают медикаментозное лечение, рассчитанное на решение проблем в работе головного мозга. В любом случае, прежде чем предложить какое-то конкретное лекарство, врачи проведут длительное и максимально полное исследование малыша.

Важно

Не вздумайте заниматься лечением ребенка с помощью различных народных средств и лекарств седативной направленности, продающихся без рецепта. Своей неразумной инициативой вы сможете только усугубить развитие синдрома.

Гиерактивный ребенок и рекомендации психологов

Многие родители боятся обращаться за помощью к психиатрам и неврологам, опасаясь непонятно чего. Зачастую подобная паранойя обусловлена различными страшилками про злых эскулапов, которые только и ждут, как бы замучить ребенка новомодными психотропными веществами.

Не уподобляйтесь подобной глупости, но если все же вы опасаетесь медицинских работников, то воспользуйтесь рекомендациями психологов:

  • Не относитесь к гиперактивности своего малыша, как к недостатку, приучите себя к мысли, что это просто его особенность.
  • Будьте терпеливы по отношению к ребенку и не злитесь, если он не расслышал вас с первого раза.
  • Не кричите на своего непоседу. Если ребенок ощутит на себе проявления вашей раздражительности, то окончательно потеряет контроль над собственными эмоциями. Так что вместо того, чтобы трясти его и кричать, что он должен успокоиться, обнимите его, погладьте по спине и тихим голосом узнайте, что у него случилось.
  • Возьмите привычку слушать вместе с ребенком спокойную и расслабляющую музыку. Для подобных сеансов релаксации отлично подойдут классические композиции.
  • Не давайте ребенку сразу много игрушек. Начните с пары самых любимых, пусть он учится сосредотачивать свое внимание на них.
  • Будьте внимательны к своему ребенку и при появлении первых признаков агрессии, отвлекайте его на другой вид занятости.

причины, признаки СДВГ, что делать родителям?

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

что такое СДВГ?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Какие дети являются гиперативными: симптомы и признаки

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Родители и их проблемные гиперактивные дети

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Психолог и гипер активный ребенок

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Признаки гиперактивности у детей — Гиперактивные дети

Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология — практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком — недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять — он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня!..

Г.Н. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, дает следующее определение СДВГ — это «комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля».


Такие характеристики, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, присущи любому ребенку, особенно если речь идет о единственном и слегка избалованном мамушками и бабушками чаде. Но основное отличие ребенка гиперактивного от обычного ребенка, которому скучно или дискомфортно или просто такое настроение сегодня, заключается в том, что гиперактивный ребенок такой всегда, везде и в любом окружении: и дома, и в школе, и с друзьями. Он просто не может быть иным. Это не его вина — такова конституция его психики. Он не в состоянии владеть и управлять ни своими эмоциями, ни как следует управлять своим телом (наблюдения свидетельствуют о том, что три четверти таких детей страдают диспраксией, попросту говоря — неуклюжестью). Его нельзя ругать за это. Применение жестких воспитательных мер только усугубит чувство собственной неполноценности, неуравновешенность и вспыльчивость, и без того присущие детям с СДВГ.


Несмотря на то что первые симптомы СДВГ могут проявляться уже с самого рождения ребенка (

Гиперактивные дети — проявления, причины, пути коррекции

По мнению специалистов проблема гиперактивности и нарушения внимания у детей встречается все чаще с каждым годом. Мальчики страдают такими нарушениями гораздо чаще, чем девочки. Дети познают мир и им свойственна повышенная подвижность, поэтому определить наличие гиперактивности у детей младшего возраста достаточно сложно. Однако есть специальные методики, по которым можно точно определить существующую проблему, или ее отсутствие. В частности, опросники для родителей, педагогов, психологов, содержащие описание проявлений гиперактивности в поведении ребенка. На основании частоты проявлений, которую отмечает опрашиваемый, ставится бальная оценка и по сумме всех баллов дается рекомендация по обращению к детскому неврологу

Содержание статьи

Типичные проявления гиперактивности:

Гиперактивные дети - проявления, причины, пути коррекции

  1. Невнимательность: ребенок не может сосредоточиться на мелких деталях, ошибается в силу своей невнимательности. Не умеет сам организовывать свое время для занятий. Избегает учебную деятельность, где требуется умственная нагрузка. Часто теряет нужные предметы – ручки, карандаши, книги. На занятиях часто отвлекается от темы. Не способен точно выполнять стандартные требования учителя и т.д.
  2. Гиперактивность: ребенок не способен высидеть нужное время на уроке, на обеде. Он не может вообще сидеть спокойно, потому что всегда находятся в движении руки и ноги. У него повышенная двигательная активность, лезет туда, куда нельзя. Ему сложно играть самому и найти для себя спокойное время провождения. Очень общителен.
  3. Импульсивность: нетерпелив, не может дождаться окончания вопроса и сразу выкрикивает ответ. Любит перебивать во время разговора или влезает в разговор.

Причины гиперактивности:

Симптомы гиперактивности могут сопровождаться комплексом факторов:

  1. Наследственный фактор;
  2. Вредные привычки (курение и алкоголь) в период беременности;
  3. Недоношенность или преждевременные роды;
  4. Нарушения работы головного мозга вследствие травмы или инфекционного заболевания в раннем возрасте.

Пути коррекции гиперактивности:

Гиперактивность – как заболевание требует комплексного лечения у специалистов и правильного взаимодействия с ребенком в семье и учебном заведении.

Коррекция гиперактивности сочетает в себе психологические методы и медикаментозную терапию.

Кроме того, родителям необходимо научиться правильному взаимодействию с гиперактивным ребенком, что позволит улучшить его поведение и поможет адаптироваться в социальной среде.

Советы родителям, как вести себя с гиперактивным ребенком дома.

Гиперактивные дети - проявления, причины, пути коррекции

 

  1. Дома должна быть создана спокойная обстановка. Лучше всего, чтобы у ребенка была отдельная комната со спокойным, теплым цветом стен. В комнате не должно быть слишком много предметов, отвлекающих его внимание, следует обойтись необходимым минимумом.
  2. Режим дня важен для любого ребенка, а для гиперактивного это является необходимым. Очень важно, чтобы ребенок высыпался.
  3. Гиперактивные дети требуют внимания и терпения, поэтому следует соблюдать спокойствие и отмечать все положительные моменты в их поведении и хвалить даже за самые незначительные успехи.
  4. Гиперактивный ребенок всегда требует к себе повышенного внимания, поэтому очень важно уделять ему много времени, играть, общаться и учить общению в обществе, с детьми и взрослыми. Чаще всего такие дети своим вызывающим поведением привлекают к себе внимание.
  5. Следует избегать физических наказаний. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны взрослых и не должен бояться обратиться за помощью. Страх наказания никого не сделал лучше.
  6. Очень важно определить систему поведения – что можно, а что нельзя. Можно выработать совместную систему поощрений и своего рода штрафов за желательное и нежелательное поведение.

Если ребенок гиперактивен, то жалоб от педагогов не избежать. Очень важно родителям и учителю с первых дней поступления ребенка в учебное заведение наладить контакт и стать союзниками в воспитании и обучении ребенка с проблемами гиперактивности. Ввиду актуальности проблемы гиперактивных детей, школьные психологи готовы решать ее и обучают педагогов эффективному взаимодействию с такими детьми.

Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребенком в школе.

  1. Лучшее место для гиперактивного ребенка в середине класса, напротив доски, чтобы учитель всегда видел его.
  2. С гиперактивным ребенком лучше всего работать индивидуально. Следует избегать завышенных или заниженных оценок и давать задания соответственно рабочему темпу и его способностям. Необходимо давать больше творческих и развивающих заданий, чтобы ему было интересно.
  3. Очень хорошо, когда создаются ситуации успеха, посредством которых ребенок привлекает внимание одноклассников позитивным способом.
  4. Задача педагога совместно с психологом научить таких детей необходимым навыкам общения со сверстниками и помочь адаптироваться в незнакомой обстановке.

 

Материал подготовила:

Психолог

Любовь Успешная         #lyubovuspeshnaya

Вы можете нас найти    #психологиастролог #psihologiastrolog #taynacheloveka

Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивные дети проявления причины пути коррекции

Гиперактивные дети проявления причины пути коррекции

Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Содержание

Введение

1. История изучения и статистика детской гиперактивности

2. Клиническая картина и диагностика гиперактивности

3. Причины гиперактивности

4. Коррекция гиперактивного поведения

4.1 Работа с родителями гиперактивного ребенка

4.2 Работа с гиперактивными детьми

4.3 Роль педагога в коррекции гиперактивности

Заключение

Список литературы

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к. по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

1. История изучения и статистика детской гиперактивности

Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище — Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.

При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.

На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.

Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [6]

В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [4].

Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. — 2000, а в 1977 -1980 гг. — 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

Данные статистического исследования Расселла Баркли [16].

· В среднем, в каждом классе из 30 учеников есть 1 — 3 гиперактивных ребенка.

· Темпы эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у их сверстников. Например, десятилетний ребенок с гиперактивностью действует на уровне зрелости приблизительно 7-летнего начинающий водитель 16 лет использует навыки принятия решения на уровне 11-летнего ребенка.

· У 65% гиперактивных детей есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления враждебности на словах и вспышки раздражения.

· 25% гиперактивных учеников имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.

· Половина всех гиперактивных учеников имеет проблемы с пониманием услышанного.

· Гиперактивные ученики имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем их сверстники.

· 40% гиперактивных детей имеют, по крайней мере, одного родителя с синдромом гиперактивности.

Дети с гиперактивностью. Причины гиперактивности. Пути коррекции гиперактивности

Дети с гиперактивностью. Причины гиперактивности. Пути коррекции гиперактивности.

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе . несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми . что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что такой ребенок:

— не способен предвидеть последствия своего поведения,

— не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде . когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Среди детей можно выделить группу:

— где интеллект не нарушен, но результаты деятельности снижены из-за недостатка усидчивости и внимания

— сочетание гиперактивности внимания с задержкой психического развития.

^ В основе СНВГ лежат незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга (ретикулярной формации), которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение .

^ Причины гиперактивности.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности

— курение и нерациональное питание матери во время беременности стрессы во время беременности, недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г),

— родов: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода угрозы прерывания беременности.

Также факторами риска являются наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

2. ^ Напряженность и частые конфликты в семье . нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

3. Проблемы с сахаром.

Американские ученые, обследовав детей, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обнаружили, что у 74% из них нарушен метаболизм глюкозы. Такие дети могут давать реакцию в виде всплеска необузданной энергии не только на сахар и сладости, но, скажем, на фруктовые соки.

4. Пищевые аллергии.

Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом «гиперактивность» показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами . красителями, ароматизаторами . а также глутамата натрия, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам. Связь между пищевой аллергией и гиперактивностью отрицать невозможно. Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска потенциального аллергена . Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или пшеница. В любом случае строгое исключение аллергена позволяет многим детям обойтись без лекарств.

5. Проблемы с магнием.

Гиперактивные дети, у которых выявлен недостаток магния, хорошо реагируют на его введение. Согласно английскому исследованию у школьников 7-12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.

Этот минерал нужен для спокойного сна и для нормального метаболизма глюкозы ^. Дефицит магния очень распространен, особенно среди тех, кто много ест сладостей и «мусорной пищи «. Да и лекарства, включая антибиотики, также истощают запасы магния в организме.

Частая ошибка родителей – лечение гиперактивности внимания посредством успокоительных трав и медикаментов. Это не только не помогает, но и затягивает течение болезни.

^ Особенности лечения СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они быстро реагируют на малейшую похвалу.

Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению.

В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства ( ^ ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ ). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность .

Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту . Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ .

Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать.

Похожие:

Оженности (гиперактивности) и импульсивности поведения. Четких диагностических критериев для определения сдвг не существует, поэтому.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект

Ммд. В настоящее время ммд рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью.

Тема: «Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция»

Глава 3. Экспериментальное исследование с целью по апробации комплексной программы коррекции гиперактивного поведения младших школьников

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Так, например, в США гиперактивных детей — 4-20%, в Великобритании – 1-3%, Италии — 3-10%, в Китае — 1-3%, в России — 4-18% [6].

Существующая система образования не приспособлена к работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка. В последние годы проблема эффективности образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Если еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по 1-2 в классе, то теперь в эту группу попадает 20-30% учащихся начальных классов. И этот процент постоянно растет [6].

Вот почему избранная тема является актуальной и практически значимой.

Основная идея :.

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности. Объективность полученных данных обеспечивается комплексом использованных методик.

Оптимизация отношений с родителями.

Цель: разработать и апробировать на практике комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.

Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением (Козульская средняя образовательная школа №1).

Субъект: Младшие школьники, родители, педагоги, психологи.

Гипотеза: поскольку основными причинами гиперактивного поведения младших школьников являются специфические нарушения в развитие мозга, а также социальные факторы, то коррекционно – развивающая работа должна быть организована по нескольким направлениям. Наиболее эффективной будет комплексная программа, направленная на:

Регуляцию психической сферы (развитие произвольного внимания, самоконтроля, снижение эмоционального напряжения).

Задачи исследования:

проанализировать литературу на предмет причин гиперактивного поведения младших школьников

в процессе анализа литературных источников выяснить какие существуют методики и алгоритмы работы с гиперактивным поведением. Осуществить их анализ

на основе осуществленного анализа разработать комплексную методику работы с детьми, у которых наблюдается гиперактивное поведение

оценить эффективность методики ее блоков в процессе эмпирического исследования, организованного по экспериментальному плану

обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно эффективности методики, отдельных ее блоков

наметить пути дальнейшего развития исследования применительно к задачам совершенствования методик коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

By iosiweb on Tue, 24/12/2013 — 19:17

Пушкарева Нина Ивановна, педагог-психолог

(МБДОУ «Детский сад №76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола).

Одной из форм хронических нарушений в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гипервозбудимостью (СДВГ). В основе изменения поведения лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания.

Основные признаки этого синдрома – двигательная расторможенность (гиперактивность), расстройства внимания, отвлекаемость, двигательная неловкость, импульсивность, неуклюжесть. Дети очень подвижны, они постоянно в движении, они все трогают, роняют, повсюду устаивают беспорядок. Как правило, эти дети очень беспокойны, во время выполнения заданий, требующих усидчивости, они ерзают на стуле, меняют постоянно позы, крутят, что-либо в руках.

Характеристика гиперактивности.

— Ребенок находится в постоянном движении, не может себя контролировать, если он устал, он продолжает двигаться, а окончательно, выбившись из сил, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотая слова, перебивает. Не дослушивает вопросы, редко выслушивает ответы.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него частые расстройства кишечника. Наблюдается склонность к аллергии.

— Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения в любых условиях (дом, детский сад, магазин, театр, в гостях).

— Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, использует подручные средства (палки, игрушки, камни и т.д.).

На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни запреты. Он просто не может остановиться. Таким детям в первую очередь необходима консультация у невролога и лечение.

Таких детей называют часто «шустриками» или «непоседами», в группе они всегда находятся в центре внимания и под постоянным контролем взрослого.

Самое главное понять простую мысль, что ребенок не виноват, он родился со специфическими нарушениями деятельности нервной системы. Эту особенность ребенка необходимо учитывать в процессе воспитания, выбрать единый для окружающих взрослых стиль поведения, оптимальный именно для него. Эффективность такого подхода скоро будет видна и родителям и педагогам.

Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, не способность просидеть в одной позе 15 минут, определяют поведение такого ребенка в детском саду, а в дальнейшем в школе. Необходимо приучать такого ребенка к усидчивости постепенно, чаще предлагать им задания и игры, требующие терпения. Полезны разнообразные мозаики, раскраски, конструкторы, Настольные игры для нескольких участников. Участие в игре взрослого поможет вызвать и поддержать интерес ребенка в игре. Необходимо отметить особенности мышления гиперактивного ребенка. До 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, им чтобы понять, нужно потрогать, подвигать (что свойственно более младшему возрасту). Только в практическом действии они могут представить себе его результат. Планирование действий, оценка ситуаций, ориентировка, связь производных с их предполагаемым результатом для них долго остаются недоступными. Гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдаленными результатами. Поэтому с ними все нужно делать вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал собственными руками, так как наглядно-образное и вербально-логическое мышление у него развито недостаточно.

Для того чтобы выполнить эту нелегкую работу, взрослым нужно принять ребенка таким какой он есть, а главное очень любить.

Коррекционные игры и упражнения с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Гиперактивных детей включать в игру нужно поэтапно, лучше начинать с индивидуальных игр и упражнений, затем в малые подгруппы, после этого переходить к коллективной игре. Желательно использовать игры с четкими правилами, способными развивать внимание. В начале включаем игры, которые способствуют развитию только одной функции. Например: на развитие внимания, которые учат контролировать свои импульсивные действия.

«Найди отличия»

Цель: развитие умения контролировать внимание.

Ребенок рисует картинку (домик, дерево и т.д.) и передает взрослому, который дорисовывает детали. Затем передает картинку ребенку, который ищет, что изменилось.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Для игры нужны три ладошки: красная, желтая, синяя. Это сигналы. Когда показывают красную ладошку – «кричалку», можно бегать, прыгать, кричать, желтую ладошку – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладошка – дети замирают на месте или ложатся на пол. Заканчивать игру нужно «молчалками».

«Раскрась предметы»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности.

Можно использовать любую корректурную пробу. Например: «Звездочки, листочки и шарики». Звездочки – красным цветом, листочки — желтым, шарики – синим. «Елочки, цветочки, мячики»: елочки – зеленым, цветы – оранжевым, мячики – зеленым.

Артерапевтические техники.

Цель: снижение эмоционального напряжения, импульсивности.упрямства.

«Пальцевая живопись» – рисование пальчиками рук, ног. «Кляксографифия» – капнуть краску на середину листа, далее дуть или наклонять. «Монотипия» – оттиск монеты, значка обводится карандашом. «Волшебные нити» – взять два листа бумаги между ними положить нить в краске и протянуть ее.

Релаксационные упражнения.

«Штанга»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Слушайте и делайте как я. Ребенок принимает позу покоя. Будем заниматься спортом. Встань! Представь, что мы поднимаем тяжелую штангу, наклонись, возьми ее, сожни кулаки, медленно поднимаем. Устали руки, резко брось штангу, Руки расслабились, отдыхают. Дышится легко. Вдох – выдох.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (распрямиться)

Крепко держим, отпускаем

«Ковер – самолет»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Лежа на ковре, представить, что летим на ковре-самолете. Нам приятно, наше тело как пушинка, наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко.

Эффективно в работе с гиперактивными детьми использовать секундомер и песочные часы.

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми.

  1. В сфере движения: работать с зеркальными движениями (вперед – назад, влево – вправо, вверх – вниз). Двигаться с комментариями.
  2. В сфере речи: проговаривание рифм с притопами, прихлопами, с участием конечностей, ходьба, бег. Работа с рифмами, образами, рассказывание.
  3. В сфере мышления: игры, в которых ребенок переходит от образного представления к конкретному, абстрактному.
  4. Рисовать карандашами, фломастерами, а не красками, активнее включать органы чувств.
  5. Детей настраивать на доброжелательное отношение к гипервозбудимому ребенку, подчеркивать его особенности и добрые намерения, своим поведением показывать терпимость и спокойствие.
  6. Работа с родителями заключается в патронировании семьи ребенка или в организации постоянных консультаций по поводу развития ребенка.
  7. Запрет телепередач с криминальными или страшными сюжетами, а также новости, больше проводить времени на воздухе.
  8. Особое внимание уделяется точности, инструктивности формы занятий, четкости, последовательности, сменяемости ритмов занятия.

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л. работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: — М. Книголюб, 2008. -59с.
  2. Заваденко Н.Н.Как понять ребенка: Дети с гипеактивностью и дифицитом внимания. – М. Издательский дом. « Школа – Пресс 1», 2001. -128с.
  3. Лютова Г.К. Монина Г.Б.Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гипервозбудимыми, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М. Речь, 2007.- 136с.
  4. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. М. Генезис, 2010.- 336с.

Источники:
www.refsru.com, dopoln.ru, refdb.ru, mosi.ru

Следующие статьи:

как лечить, что делать родителям

Рейтинг: Нет рейтинга

«У тебя что, шило в попе?» Многие мамы задают такой вопрос своим непоседам. Как правило, к этому относятся с пониманием, все ведь знают, что в определенном возрасте ребенок активен и подвижен, ему хочется бегать, прыгать, и совершенно не хочется сидеть на месте. Часто это обусловлено стремлением познать окружающий мир. Но в 5% случаев неусидчивость граничит с рассеянностью, нервозностью и повышенной активностью.

Где проходит черта между непоседами и гиперактивными детьми, каковы проявления и причины этого расстройства, какие существуют пути коррекции такого состояния? Нуждаются ли гиперактивные дети в лечении, и чем такое состояние отличается от СДВГ? Мы разберемся во всех вопросах!

Причины гиперактивности у детей

Для понимания ситуации разберем, а что это такое – гиперактивность у детей?
Гиперактивность – это состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость человека превышает норму, становится неадекватной и непродуктивной. Например, вы полете морковь на огороде. Если вы за 2 часа справились и сделали работу хорошо – это была повышенная активность с вашей стороны.

Если вы два часа пробегали как невменяемая вдоль рядков с морковью, половина бурьяна осталась, морковь прорежена неравномерно, а вы чувствуете себя загнанной лошадью, слёзы текут и истерика на подходе – вот это явная гиперактивность. У ребенка все происходит примерно так же, но только без моркови.

Врачи называют ряд причин, из-за которых у ребенка может развиться гиперактивность:
  • Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде. Сюда можно отнести курение и/или употребление алкоголя матерью в первом триместре беременности, инфекционные заболевания, неблагоприятную обстановку в молодой семье, нервные срывы беременной женщины, неправильное питание будущей матери.
  • Родовые травмы и патологически роды. Это травмы, нанесенные ребенку в период изгнания плода из матки. Иногда они становятся последствиями неправильного или несвоевременного родовспоможения, но чаще – вследствие патологических родов, вызванных неправильным предлежанием плода, слишком бурной или тихой родовой деятельности.

Катализатором гиперактивности, которая возможна у каждого 10-го ребенка, часто становится бедность рациона малыша по витаминам и минералам, частые болезни, неблагополучное состояние семьи, частые ссоры, скандалы родителей. Таким образом, гиперактивным становится каждый 16 ребенок, рожденный с одним из вышеперечисленных пунктов.

сдвг симптомы и проявления, что это за болезнь.

Признаки гиперактивности у детей

  • Высокая активность. Либо ребенок активнее, чем предполагается в конкретной ситуации, либо он активнее своих одногодок, и это заметно с первых секунд.
  • Нетерпеливость. Гиперактивный ребенок не может ждать, ему нужно сейчас и немедленно. Такой малыш может развернуться и уйти, не достояв с мамой очередь в кассу за продуктами.
  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Малыш в сидячем или лежачем положении двигает ступнями, мнет руки, ерзает.
  • Неусидчивость. Малыш может резко встать посреди занятия в группе или классе, даже дома за просмотром телевизора или рисованием.
  • Бесцельная двигательная активность. Ребенок бегает не потому что куда-то спешит, а просто так, кругами, куда-то лезет, карабкается без видимых на то причин или в неподходящих ситуациях.
  • Шумность. Гиперактивные дети не могут играть тихо, их слышно среди толпы таких же детей, они всегда громкие и крикливые.

В разном возрасте гиперактивность проявляет себя по-разному. Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет проявляются, как описано выше, дети бегают, не могут усидеть на месте, ерзают, много и громко говорят.

Признаки гиперактивности у ребенка до года проявляют себя частыми ночными просыпаниями, бесцельными и быстрыми движениями ручек и ножек, ползаньем по кругу и плохой координацией движения.

Если у вас гиперактивныйребенок, основные симптомы и что делать

Синдром гиперактивности и недостатка внимания у детей

Гиперактивность у детей часто путают с более серьезным расстройством – синдромом гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ). Чтобы отличить две патологии, нужно разобраться и в том, что такое это СДВГ и какие симптомы отличают его от простой гиперактивности.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития маленького ребенка. Вспоминаем нашу морковку. Когда вы вместо качественной прополки бегали, как невменяемая, по грядкам, не в силах усидеть на месте – это была гиперактивность.

Гиперактивные дети, проявления болезни причины и пути коррекции

Если бы у вас было СДВГ в самых ярких его проявлениях, вы бы вышли на огород, бегали вдоль морковки с криками «а чего я сюда приперлась», потом вспомнили и начали полоть, под ноготь забилась бы земля, вы бы закатили истерику, психанули и перелопатили все морковные грядки, а потом упали на землю без сил и обрыдались. Через 7 минут вы бы пытались понять, почему вы на огороде, зачем ревёте, что с морковью, «и вообще, на кой черт мне этот огород, пойду займусь чем-то полезным, по дороге вспомню, чем собиралась заняться».

В этом случае симптомам гиперактивности добавляются рассеянность и неуправляемая импульсивность, граничащая с агрессией. Это расстройство намного опаснее гиперактивности и способно навредить малышу в его взрослой жизни, если не принимать никаких мер. Подробнее об этой патологии можно узнать из статьи о —СДВГ—.

Гиперактивность у детей, что это такое

Гиперактивность у детей: нужно ли лечение

Поскольку гиперактивность – это признак неуравновешенной системы малыша, чаще всего ее лечат коррекцией поведения родителей. В большинстве случаев достаточно уравновесить отношения в семье, наладить питание, и проблема уходит сама собой. Нет таблеток от гиперактивности ребенка. Есть витамины группы В, стабилизирующие деятельность нервной системы, и седативные препараты. В редких случаях возможен приём препаратов гомеопатического ряда.

Важно! НИКОГДА! Никогда не слушайте советы подруг и не верьте статьям в интернете, что «у меня был такая же проблема с ребенком, мы пропили курс антибеготнина и успокоина, и нашу проблему как рукой сняло!». Препараты при гиперактивности у детей, если в них есть необходимость, может назначить только лечащий врач, проведя опрос, осмотр и все диагностические мероприятия.

Диагноз гиперактивности у детей может поставить только невропатолог, невролог или психиатр, помните об этом и не переживайте раньше времени. Возможно, у малыша просто —кризис 3 лет—. Также не путайте гиперактивность с простой —истерикой у ребенка—.

Гиперактивность у детей 2-3 лет, симптомы и проявления

Как успокоить гиперактивного ребенка

Если у ребенка налицо все симптомы гиперактивности, и вы не знаете, что делать, до похода к врачу можно успокаивать ребенка разными способами:

  • Чай. Вместо черного чая систематически заваривайте травяной: ромашку и мяту. Это не лекарства, но разбушевавшуюся нервную систему малыша немного успокоят.
  • Низкий эмоциональный фон. Постарайтесь не возбуждать нервную систему ребенка почем зря: не ссорьтесь с ним или с мужем, поменьше негативных эмоций, но поросячью радость тоже не провоцируйте.
  • Выброс энергии. Определите ребенка в секцию. Лучше, чтобы это был индивидуальный спорт, и чтобы малыш занимался не ради высоких результатов, а для себя.
  • Поговорите с педагогами. Они должны понимать, что ребенку трудно высидеть занятие, пусть чаще вызывают его к доске, просят ее протереть, принести журнал, собрать тетради и т. п. Малышу так будет легче.
  • Переменки. Занимаясь дома, делайте переменки каждые 15 мин. – пусть походит, отожмется, разомнет пальчики.

Какие таблетки от гиперактивности ребенка выписывает врач.

Как лечить гиперактивность у ребенка – видео

На этом видео детский невролог поясняет, что такое гиперактивность, какие у нее признаки, причины. Рассказано о проявлениях гиперактивности у деток до года, в 3 года, 5-6 лет. Невролог рассказывает, как облегчить воспитательный процесс такого ребенка.

Как правило, диагнозом гиперактивности клеймят своих детей многие родители. Очень важно различать – малыш просто активен, гиперактивен, или у него серьезные проблемы и СДВГ. Раньше 6-7 лет такой диагноз никто не ставит, возможны лишь подозрения.

Правильно кормите и воспитывайте вашего малыша, создайте спокойную, уютную атмосферу дома, любите и хвалите вашего непоседу, и возможная угроза просто пройдет стороной.

Для детей с СДВГ не лишним будет занятия по методике Домана или Зайцева, так же можете попробовать методику Никитиных.

Вы замечали за своим малышом признаки гиперактивности? Что сказал вам детский невролог? Если у вас есть опыт воспитания гиперактивных малышей – поделитесь им с нами в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *