Skip to content

Фронтон избы – Узнайте что такое причелина и посмотрите фото элементов древнерусского зодчества

Древо Рода: Изба-богатырица, кокошник вырезной

16.06.2015

Строительство дома всегда считалось одним из самых важных творений в жизни каждого человека, в которое он вкладывал Душу. Одухотворяя — оживлял. Осмысление дома как живого существа нашло отражение в наименовании различных его частей. Облик дома уподоблялся человеческому лицу. Окна называли глазами дома, а их обрамление — наличниками. Фронтон — челом, а соединение сруба с фронтоном — лобной доской. 

«Не добро дом без ушей, а храм без очей», — утверждает древнеруская пословица. В ней хоромы приравниваются к храму. Ведь храм — это тоже дом, только Дом Божий. А изба — тот же храм, со своим этикетом.

Постройки в приведенной пословице предстают как живые существа. У них есть глаза и уши. Они все видят, все слышат. Не случайно в облике традиционного крестьянского жилища и храма столь явственно зримы человеческие черты. Для выражения идеи их одухотворенности в традиции накоплено немало средств, словесных и пластических.
Среди археологических находок — схематические изображения треугольного фронтона дома, увенчанного человеческой фигурой с поднятыми к небу руками. Подобные этому изображения, укрепленные на месте конька кровли, встречались на южно-руских избах еще в ХIХ веке. Антропоморфными (имеющими человеческий облик) образами, символизирующими всю постройку, пронизаны и её архитектурное убранство, и её духовная аура.

В числе образов-символов на  руском Севере встречаются вертикальные деревянные скульптуры с круглым основанием и с подобием человеческого бюста в верхней части. В северно-руских деревнях они нередко устанавливались как конструктивные части конька-охлупня, скрепляющие его с коневым бревном. Схематичные человеческие фигуры узнаваемы в оформлении волютообразных (спиралевидных) наверший наличников домов Прионежья и Заонежья — имеются в виду установленные посередине навершия стамики, особенно выразительные на территории Вепсской волости.

Музыка архитектурного узора рефреном звучит в оформлении балясин на балконах, галереях, крыльцах северных изб. Ей созвучны очертания массивных столбов, которыми поддерживаются перила у основания бревенчатого пандуса — «взъезда», ведущего на поветь. «Оглавленные» грубовыполненной личиной, они в некоторых северно-руских деревнях называются «старики». Ритм резного узорочья деревенского дома, его «прибасенок» поддерживается выразительной пластикой воротных столбов.

Включаясь в общую канву декора, человеческие фигуры как бы вписываются в общий контекст мироздания. Причём в архитектурном убранстве жилища по-своему дублируются композиции, темы и образы традиционной славянской вышивки. Выполненная в дереве человеческая фигура сочетается с объёмными изображениями коней, птиц, деревьев, всевозможных «гибридных» существ, с различными космогоническими знаками-символами. Убранство хором и храмов, унаследованное позднейшей традицией из искусства Древней Руси, — те же вышивки, кружева, золотное шитьё и роспись. Только на этот раз они воплощены в деревянной или каменной резьбе, подчинены замыслу зодчего, следующего заветным принципам «меры и красоты».

Человеческие признаки традиционного жилища особенно отчетливо проявляются в названиях его конструктивных частей. Выясняется, что у деревенской избы есть «череп». Так называется в некоторых северно-руских говорах потолок или крыша. Отмечено у неё и «чело» (лоб). Это фронтон избы. Отсюда «причелины», т.е. резные доски, которые прикрывали торцы слег крыши и обрамляли чело. Вспомните выражение «лобовая сторона избы», т.е. фасад её. У деревянной рубленой избы есть и «лицо». Оно прикрыто «наличником», в соответствии с данными древне руского языка — маской, личиной.

Дом предстает как зрячее существо. Его глаза — «окна». Название происходит от праславянского «око». Стекла или пластины слюды в переплетах рам поблескивают словечком «околенки». Конструктивные выемки в стропилах — это «уши». Как это ни удивительно, у постройки могут быть и женские, и мужские черты. О её женской ипостаси напоминают кокошники — украшения на фасадах зданий в виде полукруглого щитка, похожего на старинный женский головной убор с тем же названием. Композиция храмового завершения в виде ярусов кокошников является характерной особенностью древнеруского зодчества.

Постройку-«женщину» украшают и «серёжки», которые спускаются от «очелья», прикрывая торцы брёвен верхних венцов сруба, или обрамляют резной «глядень», «крулевку» — так в различных местах Прионежья называют резной декоративный балкончик, прикрывающий слуховое оконце девичьей светлицы-мансарды. Эти вертикально опущенные, украшенные резьбой доски напоминали своим создателям и шитые полотенца из свадебных даров. Оттого, видно, их нередко и называют «полотенцами».

Именно красавицей крестьянкой видел золотую сосновую избу, весь деревенский дом певец и знаток  руского Севера, поэт Николай Клюев:

Изба-богатырица,
Кокошник вырезной,
Оконце, как глазница,
Подведено сурьмой.

Привлекая более широкий — восточнославянский — материал, можно сказать, что дом-«мужчину» отличают прежде всего «усы» — затёсанные концы верхнего бревна сруба и, по всей вероятности, «чуб» — архаическая форма четырёхскатной крыши.

В очертаниях дома выделяются и «плечи». В северно-руских диалектах они именуются «крыльцами». Про крестьянского богатыря говорят: «Ваня Лобанов каков бывал? У него крыльца — вот, плечи — два метра!» Изба предстает как многорукое существо. Его «десничинами» (правыми руками от слова «десница») называются в народе половицы, символизирующие протяженность человеческой судьбы, жизни. О множестве ног свидетельствуют названия: «ступени» (лестницы), «стопа» (часть дверного или воротного полотна, укреплённая в виде шарнира в косяке входного проёма), «пята» (дверного или воротного полотна) или «пяты» — часть стропилин, которыми они опираются на концы «матиц» (балок, переводин).

В какой-то мере осмысление избы как сходного с людьми существа отражено в загадке: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт». Отгадка: косяки, притолоки, порог, полотно, ручка, пята.

В пропорциях дома как бы заложены пропорции человеческого тела. Ведь для определения его длины, ширины, высоты использовались своеобразные единицы измерения: маховая, плясовая, прочие сажени. Модулем их служили параметры человека в той или иной позе, а также пядь — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами руки.

Во внешнем облике жилища проявляется его характер. Это дом-оберег, дом-защитник. Словно старинным воинским головным убором увенчано жилище «шеломом» (охлупнем), то есть шлемом. На его лице-фасаде забрало «наличников», прикрывающих ставнями очи-окна. Он располагает «тетивами» и «струнами», напоминающими о луке и гуслях. В деревянном зодчестве слова эти обозначают наклонные брусы, держащие ступени лесничного марша, настил наклонного взъезда-пандуса.

И вот — перед нами вырисовывается цельный облик дома, своеобразное подобие человеческой фигуры, как бы вырастающей из древесной плоти.

Храм же — особенно деревянный — во многом подобен хоромам. Это сходство заметно в отношении домов, ещё и сегодня определяющих облик северного села. Но особенно близкими предстанут формы гражданского зодчества, если мы обратимся к архитектуре деревянных палат Древней Руси, с многообразием кровель (шатровых, кубоватых, бочечных и прочих), крылец, галерей, переходов, а также цветением изощренного декора.

Антропоморфные черты храма обнаруживаются в названиях отдельных его частей: «глава» (главка), «шея» (барабан), «плечи», «подошва». Над окнами-очами изгибаются «бровки». У храма, как у сказочного или былинного существа, может быть множество голов — «глав». Гонтовые зубчатые «воротники» напоминают воротники-фрезы заморских щёголей ХVII века, возможно, поразивших воображение простодушного плотника. «Воротники» охватывают «шейку» шатра в местах сопряжения её с главкой — луковичкой.

Другие антропоморфные признаки храма такие же, как у дома. Однако если в облике жилья в какой-то мере запечатлён человек, то в облике храма как бы материализовался снизошедший на земных людей Бог.

Дом северного крестьянина — средоточие жизненных интересов семьи. Он и сам воспринимается, как живое существо. Дом не живёт отдельно от «спорядовых соседей». И у него, как у людей: «Жить в соседях — быть в беседах». В старинном, сохранившем вековой уклад селении всякая изба статью своей, окнами-очами перекликается с другой. А уж храм, добрый хозяин округи, свяжет вместе и берег реки ли, озера, и каменную гряду-сельгу, и ниву за околицей. Соединит, между прочим, прошлое, настоящее и будущее, горе и радости. Сам по замыслу живой, объемлет и одухотворит саму жизнь.

Неонила Криничная

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Изба на Руси. Возведение крыши

Возведение крыши.jpg


О деревянных избах говорить можно бесконечно долго, потому как много в них всего интересного (в других статьях мы поговорим с Вами, например, о печи). Но сегодня речь пойдет о крыше, венчающей все строение и являющейся логическим завершением сруба. Не зря о своем доме даже сегодня мы говорим: «Есть крыша над головой».

Крыша, или кровля – это завершение дома, его верх, вершина, вот и корень у всех трех общий слов — «верх». В зависимости от богатства и предназначения постройки, верх (крыша) мог быть самым разнообразным: начиная от острой крыши — шпиля (капищные крыши) и заканчивая почти плоскими — для амбаров, овинов.

Возведение крыши2.jpg

Крыши средней формы использовали при постройке изб. Самые простые из них — «клетские», которые представляли собой обычную двускатную крышу, устанавливаемую сверху на клеть (сруб). 

Как и весь сруб, двускатную крышу, старались возводить также без гвоздей. Ставили ее на две торцовые стены, предварительно устроенные так, что верхние бревна клали друг на друга уменьшающиеся, в виде ступенек. Такие бревна называли «самцами», отсюда и название всей крыши целиком — «самцовая». На каждый из самцов укладывали длинные продольные жерди — «дольники», или «слеги» (одинаковый корень со словами «слечь, лечь»).

Возведение крыши3.jpg

В слеги, в свою очередь, врезали поперек тонкие стволы деревьев, срубленные так, чтобы они были с ответвлением, которое направляли вверх для поддержания других бревен. Из-за их сходства с куриной лапой эти стволы прозвали «курицами». Курицы держали выдолбленное бревно — «поток», в который стекала дождевая и талая вода. На курицы и слеги сверху клали широкие доски кровли, и они упирались в паз потока.

Чтобы лучше защитить дом от осадков, необходимо было как можно тщательнее перекрыть самый верхний стык досок — «конек» (или «князек»). Для этого под него подкладывали толстую «коньковую слегу». Поверх конька ставили «охлупень», часто еще называвшийся «черепом» или «шеломом». Охлупень представлял собой выдолбленное снизу бревно и, как шапка, прикрывал, охватывал конек «шеломом» или «черепом». Завершению охлупня часто придавали форму коня, утки или оленя.

Возведение крыши4.jpg

Крыли крыши на Руси чем только можно: то дерном, перевернутым корнями кверху с подстеленной под него берестой, то соломой, связанной в пучки и прижатой сверху жердями, то щепой от осиновых поленьев (дранкой), уложенных словно рыбья чешуя, то тесом из досок. Конечно, покрытие тесом считалось самым дорогостоящим, ведь для его изготовления необходимо было найти ровное бревно, надколоть его вдоль в нескольких местах, забивать клинья в эти надколы и раскалывать его таким образом на тонкие досочки. Неровности подтесывали топором – отсюда и название «тес».

Обычно крышу покрывали двумя слоями: нижний слой — «подтесок», верхний — «красный тес» (от слова «красивый», то есть парадный, лучший). Подтесок, или подскальник, клали для лучшей герметичности («скала» — скалываемая с берез береста). Если крышу делали с изломом, то нижняя, более пологая часть называлась «полицей» (от слова «пола» — половина).

Фронтон избы важно именовался «челом». Его часто украшали, нанося на него обереговую резьбу. Подкровельные слеги на концах также старались закрыть от дождя – для этого служили «причелины», верхний стык которых прикрывали «полотенцем» — тоже часто украшенным узором.

Возведение крыши5.jpg

«Коньки-охлупни», как и чело с полотенцем, также ставился не столько для красоты, сколько для защиты. Поскольку конь всегда считался священным животным и был связан с Божественным Миром, считалось, что он защищает жилище от сил зла. Наши Предки часто к задней части конька для пущей убедительности прикрепляли еще и хвост из мочала, что делало избу целиком похожей на коня, где дом – это его тело, а четыре угла – его ноги. Бывало, что и настоящий лошадиный череп мог стоять на месте конька (отсюда и одно из древних названий охлупня – «черепное бревно»).

Возведение крыши6.jpg

Еще в конструкции крыши было много других не менее важных частей, названия которым «бык», «огниво», «гнет». Все они выполняли свою основную роль – делали крышу конструктивно более прочной, оттого и названия такие.

Помимо своих обычных функций защитной и удержания тепла, кровля выполняла функцию приемника сборника и транслятора энергии, при правильном расположении хором, в зависимости от количества скатов. Например, восьмискатная кровля каждой своей гранью принимала энергию двух Чертогов. Сливы с кровли служили не просто водостоком. Воду, стекавшую с крыши, собирали и использовали, так как считалось, что она напитывалась информацией и заряжалась.

Одной из функций угловой крыши был сброс лишней и негативной энергии, чего нет в современных домах с прямой крышей. Поэтому в них так тяжело находиться. Мало того, что все перемешано и все проживающие в доме влияют и взаимодействуют друг с другом, так еще и выхода для энергии нет.

Как бы то ни было, наши Предки знали толк в постройке изб, чтобы они служили веками, даря защиту, «чувство дома» и ощущение Родины каждому члену Рода.

Берегите и Вы свои дома!

Поделиться

Возведение крыши6.jpg

Фронтон избы — Портал о стройке


       Поиск по сайту

Главная -> Разделы сайта -> РЎСЂСѓР± -> Крыша -> Козырёк и фронтон крыши

Монтаж фронтонных козырьков.

Для того чтобы атмосферные осадки не попадали на торцевые стены (под фронтонами), внизу фронтонов монтируются козырьки. Так как фронтона два, то и фронтонных козырьков будет тоже два.

Козырёк делается до того, как смонтирован фронтон.

Свес козырька (расстояние от стены до края козырька) выбирается таким, чтобы дождь не попадал на стены. У меня свес козырька 60см, но это маловато. Если бы я делал козырёк сейчас, то свес сделал бы порядка 80см чтобы во время дождя под козырьком можно было постоять и подышать свежим воздухом (т.е. покурить).

Вначале монтируем раму для окна из бруска сечением 50мм на 100мм. Пересечение брусков подгоняем таким образом, чтобы в него входила оконная рама. Размеры окна зависят от ваших потребностей. Если на чердаке будет полноценная комната, то размеры могут быть побольше. Внутренние размеры моей рамы чердачного окна: высота — 50см ширина — 85см. Просто такое окно было в наличии…

Увеличить

Установленные мини - стропила козырька

Установленные мини — стропила козырька.

Далее, из бруска 50мм на 100мм делается основание — мини-стропила козырька с подпорками (на рисунке — зелёного цвета).
В моём случае длина мини стропила — 80см. Длина подпорки — 50см. Такие размеры позволяют сделать свес козырька порядка 60см.
Однако, как я уже говорил, свес козырька желательно сделать побольше, 75 — 80см. Тогда длина мини — стропила составит примерно 100см.

Увеличить

Гвозди крепления мини -стропила и подпорки

Гвозди крепления мини стропила и подпорки.

Увеличить

Конец мини стропила с обратной стороны фронтона

Конец мини стропила с обратной стороны фронтона.

Мини стропила прибиваются к верхнему бревну, к раме окна и к стойкам передней фермы. Подпорка шипом вставляется в выдолбленное в бревне углубление и фиксируется забитым наискосок сбоку гвоздём.

К верху мини стропил в два ряда, гвоздями 100мм, прибиваются бруски обрешётки. Сечение брусков желательно выбрать не менее, чем 80 на 50мм, так как по этим брускам мы будем ходить при монтаже фронтона. Расстояние между брусками 30 — 40см.

Для прочности, концы обрешётки можно прикрутить шурупами к фронтонному свесу.

Завершаем монтаж козырьков после монтажа фронтонов.

Прибиваем нарезанные по размеру козырька листы шифера (ондулина).

Для того чтобы влага от косого дождя или снега с фронтона не затекала под козырёк, делаем отливы из оцинкованного железа. Отлив согнут так, как показано на фотографии.

Отливы прикручиваем к фронтону и к обрешётке (через шифер) шурупами соответствующей длины (фронтон — 4мм на 25мм, обрешётка — 4мм на 120мм). Для герметичности, под каждый шуруп кладём шайбу М5 и резиновую прокладку диаметром
10 — 15мм.

Монтаж фронтонов.

Фронтон — это торцевая часть крыши.

Если фронтон делается из дерева, то основаниями, на которые будут прибиваться доски фронтона, будут: стропильные ноги и стойки первой (последней) фермы, доски рамы для окна.

Прибиваем доски фронтона, начиная снизу. Подгоняем каждую доску.

Увеличить

Положение досок для исключения затекания воды

Положение досок для исключения затекания воды.

Для предотвращения затекания воды во время косого дождя, доски фронтона лучше всего располагать горизонтально, причём, в каждой доске нужно выбрать четверть. Наружный шип четверти должен смотреть вниз.

Увеличить

Положение вагонки для исключения затекания воды

Положение вагонки для исключения затекания воды.

Фронтон можно делать из вагонки или половой доски. Тогда каждая доска (вагонка) должны располагаться так, чтобы средний шип смотрел вверх.

Для уменьшения времени на подгонку досок, возможен монтаж фронтона до монтажа чернового настила крыши. Доски выходят за края стропильных ног и обрезаются ножовкой или бензопилой после того, как фронтон полностью закрыт (прибиты все доски).

И, в завершение операции монтажа фронтона, вставляем окно в раму.

Для улучшения внешнего вида фронтона, его желательно покрасить: краской для наружных работ, влагостойким акриловым лаком, покрытием для дерева. Красить фронтон можно только с одной стороны — со стороны улицы. Для продления срока службы досок фронтона, внутреннюю сторону красить не желательно.

Фронтон сруба может быть выполнен из любого материала. Это зависит от вашего вкуса, фантазии и возможностей. Например, я видел фронтоны из фанеры, пластика, шифера, ондулина, металлочерепицы, плоских асбест — цементных плит. Принцип монтажа кровельных материалов в качестве фронтона такой же как и при покрытии крыши. Например, если используем шифер, то монтируем фронтон снизу — вверх, сначала нижний ряд, затем второй… Крайние листы отпиливаем под углом так, чтобы они подходили под уклон кровли и плотно стыковались с напуском. Количество гвоздей — не менее 5 на лист.

Этой темой я заканчиваю рассказывать о строительстве коробки сруба (строения), состоящей из фундамента, стен и крыши. Как вы убедились, во всех этих работах особо сложного ничего нет, и освоить их может каждый. Ведь не даром, в былые времена жильё в деревнях строили, в основном, исключительно своими силами. А так как базовые принципы обработки древесины соблюдались неукоснительно, то дома или бани получались долговечными, тёплыми и уютными.

Пригодилась информация, опубликованная на сайте?
Вы можете отблагодарить автора за проделанную работу!

Спасибо!

Вам пригодилась информация, опубликованная на этом сайте?
Здесь можно отблагодарить автора за проделанную работу.

Пожалуйста, поделитесь этой статьёй с друзьями!


Google




Source: www.srub-banya.com

Читайте также

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.

Почему?

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)


Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

(фот. Побединский Владимир)


Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки». История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

(фот. Побединский Владимир)


Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.

Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.

Источник www.shushara.ru

Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Огромная галерея наличников

Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»

Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал ziga

Узнайте что такое причелина и посмотрите фото элементов древнерусского зодчества

Современное строительство часто возвращается к древнему зодчеству. Если детально изучить старинную архитектуру, особенно деревянные избы, можно увидеть огромное количество резных узоров, которые обрамляют буквально все элементы здания. Любопытно, но это не просто декоративные украшения, а вполне функциональные детали, предназначенные для решения конкретных задач.

Кроме этого, каждой части здания и даже резьбе, наши предки придавали определённое значение, и даже мистический смысл. Одним из обязательных элементов зодчества является причелина, которую мы рассмотрим более детально.

Что это такое?

Давайте определимся с терминами и предназначением. Если разобраться в смысле слова причелина, здесь явно прослеживается слово «чело», что на древнеславянском языке обозначает лицо/лоб. Это определяет и назначение элемента. По сути, причелину можно считать кровельным молдингом, который защищает торцевые части брёвен от влаги, и других природных явлений.

Итак, причелина – это доска, расположенная на фасаде дома, закрывающая торцы сруба либо крыши. Такие элементы обычно украшались различным орнаментом.

Из чего изготавливают современные причелины?

Здесь многое зависит от общей архитектуры здания и использованных строительных материалов. В частности, можно встретить такие варианты:

  • Древесина. Такие элементы дают практически безграничную свободу творчества – материал удобен в обработке. Чтобы причелина прослужила долгие годы, можно использовать дуб или бук. Эти сорта обладают высоким запасом прочности, но сложнее поддаются обработке. Липа, клён или ольха более податливые породы древесины, но через несколько лет доску придётся менять.

  • Металл. Обычно используется листовое железо, которому придают нужную форму и окрашивают. Сразу уточним, что для деревянных зданий такой вариант не подойдёт, поэтому применяется для строений обшитых сайдингом.

  • Плита МДФ. Причелины из этого материала встречаются редко, но привлекают внимание строителей демократичной ценой и простотой обработки. Однако волокнистая плита неспособна сопротивляться влаге, поэтому прослужит недолго.

  • Пластик. Практически вечный материал, устойчивый к любым воздействиям окружающей среды. Однако пластиковые элементы очень хрупкие, поэтому даже небольшая динамическая нагрузка может привести к образованию сколов и трещин.

Отметим, что даже кирпичные строения имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Такие элементы обычно выполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Резная причелина на русской избе

Учитывая, что доска использовалась не только для защиты брёвен, но и украшения фасада, причелины покрывали богатой резьбой. Обычно наносили такие символы:

  1. Волнообразные элементы.

  2. Круги.

  3. Кресты.

  4. Символы солнца.

  5. Меандровые линии.

В зависимости от региона страны, знаки должны были защищать хозяев от дурного глаза, нести в дом счастье и благополучие. Разумеется, современные строители не задумываются о тонких материях, поэтому наносят любой орнамент по желанию заказчика.

Сакральное значение причелины

Начнём с того, что деревянные избы строились на века, причём в буквальном значении этого слова. При соблюдении всех правил, строение могло простоять не менее 100 лет.

Разумеется, на обширных просторах страны не могло быть единой архитектуры, но обязательные элементы прослеживаются во всех регионах. Например, строения всегда имели три яруса:

  1. Подпол. На сакральном уровне, это подземный мир, где покоятся души предков.

  2. Сруб. Это жилые помещения, символизирующие человеческий мир.

  3. Фронтон, крыша. Небесный свод, откуда наблюдают боги.

Учитывая, что причелина относится к верхнему уровню избы, её часто именовали хлябями небесными. Наши предки считали, что над земной твердью есть небесная, где находятся Солнце и Луна, которые соответственно являлись божествами дня и ночи. Выше небесной тверди располагались небесные хляби, где хранились запасы воды. Когда хляби разверзались (раскрывались) потоки устремлялись на землю.

Любопытно, но именно защита от влаги и является основной функцией причелины.

Если проанализировать другие элементы декора древних зодчих, можно обратить внимание на конёк. Название появилось не на пустом месте. В старину, центральное бревно крыши украшала резная голова коня.

Согласно легендам, это изображение Солнца, летящего на небесной колеснице. Здесь скаты крыши олицетворяют крылья удивительного коня. Поэтому причелина – это не просто декоративный элемент, а часть общей композиции, имеющий определённый смысл.

Выше упоминалось о вариантах резьбы, здесь волнообразные линии подчёркивали глубину хлябей, а круглые элементы олицетворяли капли воды, готовые пролиться на земную твердь.

Другие элементы древнеславянского зодчества

Если провести опрос людей на улице на тему названий элементов деревянного дома, ответы будут стандартными. Большинство респондентов отметят крышу, сруб и крыльцо, некоторые вспомнят о подполе, наиболее продвинутые упомянут про веранды и балконы.

Если детально разбираться в славянском зодчестве, можно с удивлением отметить, что наследие предков стремительно теряется. Наши пращуры применяли для обозначений элементов избы порядка 20 различных наименований, придавая каждой части дома особенный смысл.

Рассмотрим основные термины, которыми славяне обозначали различные части дома. Оговоримся, что названия не будут привязаны к определённой территории или эпохе. Выглядит это так:

Чело

Это фасадная часть строения, охватывающая полностью лицевую часть.

Очелье

Верхняя часть избы, обычно имеющая треугольную форму. Второе название элемента – начельник. Для обозначения могут использоваться термины фронтон и щипц. В первом случае, между треугольником и основной частью дома находится карниз, во втором – нет.

Подзор

Это основной декоративный элемент избы, часто задающий тон всей композиции. По определению, подзорами называются широкие карнизы, создающие визуальное разграничение между основной частью и чердаком. В некоторых случаях, такую часть называют фризом.

Полица

Это нижняя часть кровли, предназначенная для отведения выпадающих осадков. Элемент обычно делается узким, смотрится как логическое завершение крыши.

Наличник

Так называется декоративное обрамление оконных и дверных проёмов.

Завалинка

Земляная насыпь, закрывающая нижнюю часть избы по всему периметру. Отсюда пошло второе название – приизба. Функциональное предназначение завалинки: защита строения от промерзания (теплоизоляция). Летом завалинку убирали, чтобы проветривался подпол.

Полотенце

Короткая доска, украшенная резьбой, закрывающая место стыка причелин. Украшался элемент обычно солнечными символами. Обычно на лицевой части дома располагались три полотенца: центр и края причелин. Это символизировало движение солнца по небосводу – восход, зенит, закат.

Фронтон

Это второе название очелья: треугольная часть, венчающая лицевую часть избы. Фронтоны набирались из укорачивающихся кверху брёвен, замыкались с торцов скатами крыши.

Охлупень

Центральное бревно, завершающее безгвоздевую крышу. Другие названия – шелом, охлоп.

Светёлка

Небольшое помещение, расположенное за фронтоном избы. Комната обычно не отапливалась, поэтому в летнее время использовалась для размещения гостей, в зимнее – в качестве склада не нужных вещей.

Сруб

Основа избы, выполненная из рядами уложенных брёвен.

Подклет

Нижняя часть строения, обычно не отапливаемая. Подклет предотвращал проникновение холодного воздуха внутрь жилых помещений. Учитывая практицизм наших предков, в подклетах хранили различную домашнюю утварь, могли держать мелкий скот или птицу.

Парапет

Декоративное ограждение крыльца или лестницы.

Филенчатые ставни

Затворные элементы окон, украшенные глубокой резьбой.

Резьба

Способ украшения деревянных конструкций. Обычно применялись два вида резьбы: глухая и пропильная. В первом случае, узор наносился поверхностно, сохраняя целостность конструкции, во втором – пропиливались сквозные отверстия.

Поток

Часть безгвоздевой кровли, в которую упирался уложенный тёс. Потоки предназначались для отведения дождевых вод.

Курицы

Искривлённые еловые стволы, поддерживающие потоки.

Это далеко не полный перечень терминов, которыми пользовались наши предки при строительстве. Однако здесь перечислены основные элементы любой деревянной избы.

 

 

 

Распродажа (-53%):

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.Если вы хотите купить или заказть резные наличники для вашего дома или дачи, пожалуйста резные карнизы и наличники, резные наличники из дерева фото, резные наличники на заказ.

Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед. Изба – «Теремок».

Прекрасный русский резной домик, который был построен по плану Сергея Малютина – известного русского архитектора и художника, является частью исторического комплекса «Теремок» и находится пос. Фленово, Смоленской области. Это произведение искусства было создано в 1902 г.

В прошлом являлся собственностью меценатки М.К Тенишевой. Резные элементы постройки отражают культуру России и сказочность древних былин.

Бревенчатый сруб держится на сказочных «змеях-горынычах». Чуть ниже свода крыши расположились луна и несколько месяцев. Различные узоры придают незабываемый вид и сказочный облик данному дому. Красота!

Усадьба Шастина А.И.

Наследие Иркутска, построенное в начале 19 века, стала кружевным только в 1907 г. Красивые узоры фасада и окон кардинально изменили внешний вид дома, а рельефная резьба и фигурные столбы придали особую «изюминку» и сделали дом произведением искусства.

Все эта работа является полностью ручной.

Домик кузнеца Кириллова.

Это произведение искусства расположено в Свердловской области, в деревне Кунара.

Сказочная «пряничная» постройка была признана самой лучшей в России в 1999 г. Сергей Кириллов – выдающийся кузнец, который создал этот дом вручную и самостоятельно, без какой-либо помощи. Этот нелегкий труд занял более 13 лет и был закончен только в 1967 г.

Деревянные и металлические украшения фасада заставят восхищаться мастерством этого великого человека.

Изба-терем Кириллова является ярким образцом наивного искусства, и ко всему этому, образ подкреплен сказочной и советской символикой. По сей день в доме проживает вдова кузнеца, а ворота во двор не заперты. Даже обычный прохожий может полюбоваться этим домом и получить незабываемые впечатления.

Дом Ошевнева.

Достопримечательность располагается в Карелии, в музее народной истории — «Кижи». Дом представляет собой богатую и красиво украшенную усадьбу и, созданную по культурным канонам Севера, с учетом зимних погодных условий и традиций местных жителей.

Дизайн, созданный в 20-ом веке, напоминает жилье, не нуждающегося ни в чем крестьянина 19-го столетия и включает в себя русскую печь, большую кровать, большие деревянные лавочки. Посуда выполнена из глины и дерева.

В доме находится множество мелких медных вещей. В горнице располагается большой расписной обеденный стол и другие предметы повседневности. В доме присутствует три балкона, но оформлены они совершенно по-разному. Фасад украшен объемной резьбой и множеством интересных узоров.

Усадьба Сукачева.

Усадьба Владимира Сукачева — это достопримечательность города Иркутска, созданная 1882 г. Прошло уже более 130 лет, но дом Сукачева до сих пор сохраняет свою изумительную красоту и неизменность деталей усадьбы.

Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.

Погодинская изба.

Эта реликвия расположена в Москве, среди каменных зданий, где исторических строений осталось считанное количество. Изба принадлежала известному русскому историку М.П. Погодину и была создана в 1856 г.

Работа умелого мастера Н.В. Никитина представляет собой высокий сруб, который сложен из больших бревен. Крыша избы украшена «пропильной» резьбой. Оконные ставни и другие элементы избы украшены деревянными кружевами.

Галинка

Угро-финский тип домов России — К чему стадам дары свободы… — ЖЖ

В предыдущих частях были показаны два типа домов на севере России: русский и словенский. Сегодня предлагаем ознакомиться с угро-финским типом домов. Ареалом их распространения являются не только республики Коми и Карелии, но и Вологодская, Архангельская, Костромская и др. области.

***


Угро-финский тип домов — это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.


Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги.

Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами.


А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды.

У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.


Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области.

Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно…


Так выглядит деревня из домов угро-финского типа на юго-востоке Архангельской области на границе с республикой Коми.

Все дома здесь одного типа.


Ижемский район республики Коми.

Даже новые дома, построенные в конце XX века, несут на себе отпечаток традиционного угро-финского стиля. Так велика сила традиции!


Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области.

Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома — еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж.


Деревня Кинерма в Карелии.

Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа.


Дом угро-финского типа на реке Вычегде в республике Коми.

Характер крыши, переруб вдоль дома, бревенчатый фронтон, отсутствие резных наличников — все это характерно для данного типа. Дома такого же типа я видел на реке Печоре и ее притоке Усе в деревне Сынянырд. Крыша покрыта тесом, это тоже характерно для старых домов угро-финского типа.


Республика Коми. Дом пятистенок угро-финского типа с мансардой на чердаке.

Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба — подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа).


Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле.

Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы — горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.


Республика Карелия.

Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа — русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?


Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области.

Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?


На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа.

Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната — светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни.


Дом угро-финского типа в среднем течении реки Северная Двина.

Тоже брошенный, в городах людям негде жить, а тут пропадают такие дома. Что-то совсем неладное творится в нашей России.


Типичные угро-финские дома в бассейне реги Пинеги.

Они несколько отличаются друг от друга, но единый стиль легко угадывается.

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций.

Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом.

Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

А.В. Галанин


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *