Интерьер древнерусского дома. | Вечный студент
Утраченная Русь 16
Украсить древнерусский дом было достаточно сложно. И дело тут даже не в достатке хозяина, а в самой природе русского дома, где главной деталью интерьера была огромная русская печь.
По существу, вокруг печи и шла жизнь русского человека. Здесь были и тепло, и пища, и спальня, и детская. Остальное пространство небольшого русского дома, который можно было протопить одной печью, использовалось крайне экономно.
А печь, как предмет интерьера, была в богатых домах действительно прозведением искусства, покрывалась она глазурной плиткой с рисунком, или расписывалась мастерами.
В печи делались небольшие углубления, печоры. Они заменяли и буфеты, и термостаты для сохранения теплой еды. Богатый хозяин, желая удивить гостей, заполнял эти печоры самой богатой посудой.
Кстати, знаете ли вы, что доски на Руси были редкостью, предметом сумасшедшей роскоши? Такого казалось бы русского инструмента, как пила, не было! Использование пил и пилорам было введено особым указом Петра. И выписывались они из-за границы.
Изготовление хороших пил было делом трудоемким, а русские мастера использовали топор мастерски, не нуждаясь в в более изощренных инструментах.
Но вот доски без распилки бревна не получится. Поэтому и была доска предметом роскоши.
В богатых домах, обычные бревенчатые стены обшивались доской.
Особый шик — это окно с оконной рамой, знаменитое «косящато» окно русских былин. Вставлялись туда витражи из цветных кусков стекла. Это было тогда сделать проще, чем приготовить обычное наше простое прозрачное стеклянное полотно!
И конечно, главное украшение русского дома — иконы. Они заменяли картины и опять-таки были показателем достатка хозяина. Чем больше икон, тем богаче и родовитее хозяин, так как иконы переходили детям по наследству.
А так как в каждой комнате для икон было совершенно определенное место — красный угол, глядящий на восток, то далеко не все их можно было поместить на иконостасе. Тем более, что каждая икона имела еще и свой собственный занавес, убрус, богато расшитый жемчугом, бисером и даже драгоценными камнями.
Поэтому иконами могли украшать даже служебные помещения: сени и амбары.
Именитые русские люди имели в своих домах отдельные комнаты для молитвы — молельни, где было все необходимое для всех церковных обрядов.
Сени, коридор между частями жилого дома, выходящий на крыльцо, устилался рогожами и даже коврами, чтобы грязь в покои не нести.
Стульев в русском обиходе практически не было. Были лавки, прочно приделанные к стенам. Если стены обивались материей, то той же материей покрывались и лавки.
Сверху лавки покрывались еще и полавочниками. Это были большие полотнища материи. Одно из них, узкое, закрывало сиденье во всю длину. А второе полотнище свешивалось с сидения до земли, закрывая пустое пространство под лавкой.
Если лавок для всех домашних было недостаточно, добавлялось несколько скамей, длинных и широких с возвышением в изголовье, чтобы можно было отдохнуть после сытного обеда. Очень редко были и подобия табуреток — стольцы.
Зеркал в домах не было! Церковь очень их не одобряла. Да и зачем они? Бедному человеку украшать свою особу некогда. А богатым всегда одеться и причесаться поможет челядь.
Маленькие ручные зеркала, как игрушка для богатых женщин, покупалась за границей. Помните, в «Аленьком цветочке» одна из сестер просит отца привезти ей в подарок зеркальце, чтобы любоваться на свою красоту?
Продолжение цикла: Не мытьем, так катаньем…
Поделиться ссылкой:
Похожее
Древнерусский интерьер дома
Во времена Древнерусского государства существовали традиции и обряды, в некоторой степени сохранившиеся до настоящего времени. Многие из них касались жилища: выбора места строительства дома, постройки и внутреннего убранства.
Древнерусский домДревнерусский дом представлял собой деревянный сруб со скатной крышей. Он сравнивался с телом человека, четыре угла – ноги, окна – глаза (от слова «око»). По краям ската крыши прибивались резные доски, причелины (от слова «чело», что значит лоб). Считалось, что если нанести повреждения дому, то это отразится и на здоровье его хозяина. Приобретала черты человека и обстановка внутри дома, о чем говорят названия деталей мебели или посуды, например, устье (уста) у печи, ножки у стола, ручки у кружек, носик, горлышко у кувшина.
В доме создавался свой особый внутренний мир, который отделялся от чужого внешнего мира дверью и порогом. Переходом между двумя «мирами», улицей и жилой частью дома, являлось неотапливаемое помещение – сени или сенцы. Не случайно в некоторых областях сени называли мостом.
Внутренняя обстановка
Интерьер древнерусского дома был простым, но подчинялся своим неписаным законам. Все помещение было цельным, никакие перегородки не устанавливались. Сам дом и его внутренняя обстановка были сориентированы по сторонам света. Обычно окна находились в восточной и южной стенах, в западной стене находился вход, а северная – называлась гнилой.
Печь
Важное место в доме занимала печь, которая находилась в северо-западном углу. Она давала тепло, в ней готовили еду. Возможно, от слова истопить (истьба) произошло и название русского жилища – изба. Древняя печь возводилась в виде купола из камня или глины с отверстием для выхода дыма в верхней части или без него. Когда внутри разжигали огонь, дым выходил через дверь, а также поднимался вверх, скапливаясь под высокой кровлей. Выпускали дым наружу через небольшую продушину в стене или в кровле, открывавшуюся с помощью шеста. Так топили печь по-черному.
Высокий потолок был покрыт черной сажей, которая хлопьями сыпалась на широкие полки – «сыпухи». Специально закрепленные вдоль стен они располагались между закопченной верхней и чистой нижней частями избы. Под сыпухами находились другие полки, предназначенные для посуды, посудницы (блюдницы, мисницы). Более тяжелую посуду ставили на нижние полки, мелкую – на верхние.
Со временем конструкция печи усовершенствовалась. Когда для выхода дыма начали делать дымовые трубы, печи из черных превратились в белые. Появились обычаи белить печь и расписывать её разными узорами. Русская печь стала украшением интерьера. Мастера делали её широкой, большой, с удобной лежанкой. В богатых домах печи украшали изразцами – плитками, покрытыми цветной глазурью. Морозной зимой дети очень любили забираться на полати. Так назывался настил, находящийся над дверью, между печкой и стеной. В летнее время на полатях сушили и хранили травы, овощи и фрукты.
Красный угол
Внутренняя обстановка дома и расположение предметов было связано с разделением пространства на мужское и женское. Так, часть помещения возле печки, отгороженная занавеской, где женщины готовили еду, занимались рукоделием, хранили посуду называлась «бабий угол» или «кут». Угол, расположенный напротив по диагонали, называли «красным».
Красный угол был связан с мужским началом, женщина могла здесь находится лишь во время особого события своей жизни, например, свадьбы. Здесь размещали иконы, вешали лампадку. Иконы украшали вышитыми рушниками. Красный угол считался самой главной, священной частью помещения.
Предметы мебели
В красном углу располагался стол, за которым во время трапезы собиралась вся семья. Стол считали ладонью бога, поэтому стучать по нему было запрещено. Стол накрывали скатертью, во время чаепития на него ставили самовар. Вокруг находились лавки и скамьи. Лавки были неподвижными, врубались в стену. На лавках не только сидели, но и спали, накрываясь верхней одеждой как одеялом. Так как правая часть дома считалась мужской, на лавках, находящихся здесь, спали мужчины.
Для хранения одежды использовались массивные сундуки, коробья, кубелы, которые ставились вдоль стен. На полу стелили тканые половики. В светлом месте помещения, возле окна мог находиться ткацкий станок, а также прялка.
Многие предметы мебели и отделки дома славяне украшали резьбой. На деревянной поверхности изображались фигуры животных, растений, мифических существ или геометрический орнамент.
В доме вместе с хозяевами могла «поселиться» и мифическая сущность – домовой. Обычно он жил под печкой. При переезде из старого дома в новый, кроме горячих углей – символа домашнего очага, икон и хлеба, с собой забирали лапоть или валенок вместе с домовым. Со всеми предметами интерьера, посудой были связаны свои обычаи, отражающие мировоззрение славян, их отношение к космосу, природе и человеку.
Направление «а-ля рус»

Интерьер Древней Руси. — тысяча разных идей — LiveJournal
Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи.Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба — от «истба», «истопка», поскольку обязательно строился с печью.
Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети — холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.
Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ.
Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже — в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы — здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.
Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.
Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.
Oбстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.
Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
В интерьере Древней Руси используються роспись стен (насыщенных ярких цветов (красного, зелёного, синего… — «расписной терем»), витражи на окнах, изразц
овые печи, своды на потолках, бaлдахины на кроватях…
Инфо с сайтa:
http://www.portal-slovo.ru
Продолжение следует…
Русский стиль в интерьере квартиры (дома)
«Русский» — понятие неоднозначное когда касается человека или интерьера. Но в обоих случаях можно уверенно говорить о самобытности и особом русском «духе».
Понятие русского стиля в интерьере
Принято выделять три направления русского стиля в интерьере:
- «деревенская изба»;
- «нарядный терем»;
- «а-ля рус».
Первые два направления уместны в интерьере загородного дома. Такой интерьер непременно включает в себя русскую печь, лавки и сундуки, деревянные полы, потолки и стены. Поэтому об этом мы написали отдельную статью
А вот стиль «а-ля рус» подходит для квартиры. Само название говорит о том, что в интерьере создается красивая легенда без соблюдения исторической достоверности. Об этом направлении и пойдет наш рассказ.
Особенности интерьера «а-ля рус»
Основа этого стиля — память о прошлом. Она находит отражение в узорах на обоях, в текстиле и мебели. Здесь уместны кружевные скатерти и салфетки на столах, старые фотографии и любовно хранимые хозяевами мелочи.
Оформление стен
Стены оформляют под дерево с помощью декоративной доски и часто добавляют роспись, переходящую на потолок.
Оформление полов
Основным материалом отделки по-прежнему остается дерево: сосна, береза, ольха, дуб.
Аксессуары
С аксессуарами проблем не возникает. На стены можно повесить черно-белые фотографии бабушек и дедушек или картину русского художника. Не забывайте о медных подсвечниках и торшерах с бахромой.
Вот такой сундук словно создан для интерьера в стиле «а-ля рус». Ведь до Петра I в России не пользовались шкафами, вещи хранили в сундуках. Но так как без шкафа в квартире не обойтись, стоит отдать предпочтение массивным и резным вариантам, как на фото выше.
Колоритное украшение стола — самовар и коллекция матрешек, особенно если она давно хранится в семье.
Стиль «а-ля рус» — один из немногих, в который гармонично вписываются иконы. И это еще один кивок в сторону истории, ведь до революции ни один дом не обходился без них.
Гостиная в стиле «а-ля рус»
Сердце квартиры в русском стиле — гостиная и столовая, их часто объединяют. И не случайно, здесь собирается семья. По старой традиции — за чаем. Поэтому большую роль играет стол и мягкий свет люстры.
Комната настраивает на отдых и спокойствие, поэтому сюда просится удобное кресло или диван. В обивке мебели и подушек также повторяются природные мотивы.
Не забываем о рояле — обязательном элементе гостиной в знатных дореволюционных домах.
Спальня в стиле «а-ля рус»
Спальня — место для отдыха, поэтому обычно в светлых тонах. Здесь уместны пирамиды из подушек на кровати и ковер на стене. А боковая дверь ведет в дамский будуар или небольшой кабинет с антикварным бюро.
Добавьте покрывала с национальными узорами и даже обычная спальня приобретет оттенок «а-ля рус». Интерьер получится очень камерным и домашним.
Ванная в стиле «а-ля рус»
Медная ванна, старинный умывальник и обилие дерева позволят ненадолго перенестись в другую эпоху.
Но даже в современной ванне русский стиль создается с помощью природных и этнических узоров.
Кухня в стиле «а-ля рус»
Интерьер в стиле «а-ля рус» создают детали. Резьба на мебели, правильно подобранный текстиль и мелочи вроде расписных тарелок или кованых светильников дают нужную атмосферу на кухне.
Деталью, создающей настроение, может быть плитка с растительными орнаментами.
Русский стиль в интерьере квартиры
Это экологичный и уютный стиль, отличающийся тщательной проработкой деталей.
Детали, создающие стиль «а-ля рус»:
- растительный и национальный орнамент на текстиле и стенах;
- большое количество дерева в оформлении пола, стен и потолка;
- преимущественно деревянная резная мебель;
- сундуки;
- вышивка и кружево;
- иконы;
- памятные, старинные вещи.
При создании интерьера в русском стиле очень важно тщательно проработать детали и не превратить квартиру в расписную шкатулку. Дизайнеры, которые любят этот стиль, обязательно создадут благородный и сдержанный интерьер в стиле «а-ля рус».
Интерьер в русском стиле | ELLE Decoration
Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села…

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Здесь нет ценных вещей, все они просто свидетели эпохи, ровесники ушедшего старого мира, но именно это делает интерьер живым и очень личным. Разве что французский гобелен XVIII века в гостиной по-настоящему редкий».

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Банально звучит, но когда работы декоратора не видно — это хорошая работа! И, несмотря на это, для меня дом получился очень личным. Здесь словно ничего не менялось, замерло в счастливом неведении на рубеже XIX–XX веков…»

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)

- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Жилища Древней Руси: основные типы
Древнерусские города знали два основных типа жилища – наземный срубный дом и полуземлянку (этот тип — самый первый и, по-видимому, древнейший, восходящий к славянским жилищам середины I тысячелетия, когда восточные славяне еще не расселились в лесной зоне). У обоих типов при всех их различиях имелись и важные черты сходства: это были небольшие дома рядовых горожан, состоявшие, как правило, из одного только квадратного или почти квадратного в плане помещения, служившего всей семье и для работы, и для приготовления пищи, и для еды, и для сна. Размеры их были различны, но в целом площадь избы составляла около 16 кв. м (4х4 м; колебания – от 3х3 м до 5х5 м). Кровля дома чаще бывала двускатной, хотя исследователи предполагают, что могли быть и другие ее конструкции.
Для полуземлянки вырывали яму, стенки которой закрывались деревом. Пол был по большей части земляной, плотно утрамбованный, зачастую обмазанный глиняным раствором. Чтобы войти в полуземлянку, нужно было спуститься на несколько ступенек, причем эти ступеньки либо вырезались в грунте снаружи, либо устраивалась деревянная лестница внутри самого жилого помещения. Потолка полуземлянка не имела; его заменяла непосредственно кровля, которая устраивалась на стропилах
Наземные срубные дома строились из хвойного леса (предпочтительно из сосны, реже – из ели). Конструкция сруба с выступающими наружу концами бревен («в обло») была удобна, особенно в северных областях, где господствуют суровые зимы: углы дома не промерзали даже в сильные морозы. Пол в срубных домах всегда был дощатый. Срубный дом выше полуземлянки, часто имел второй этаж и украшался затейливой резьбой.
Кроме вышеназванных, существовали и другие типы жилищ: так, сруб могли строить по аналогии с полуземлянкой, опуская его в яму, причем такой дом мог иметь и не один этаж; жилые помещения в городах крепостях могли располагаться даже внутри деревянно-земляного укрепления (городского вала). Однако сруб и полуземлянка — всё-таки две наиболее распространенные разновидности.
Исследователи разных лет предприняли не одну попытку классификации типов древних жилищ и их изучения, чему препятствовали, во-первых, недостаток письменных источников, а во-вторых, малое количество фактического материала, т.к. даже после начала раскопок остатки древнейших жилищ выявлялись с трудом. Л.П. Гуссаковский свел воедино множество разрозненного материала, подготовленного учеными, и пришёл к следующим выводам, которые характеризуют многовековой процесс развития русского жилища в целом:
1. древнерусские жилища делятся на северный и русский типы, между которыми существует большая разница. Однако такое деление связано не с племенными традициями, разнящимися территориально, а исключительно с естественно-географическими факторами: так в северной, лесной зоне господствующим типом являются наземные срубные жилища, поскольку основным стройматериалом в этих областях является лес, а в южной, лесостепной, где леса не так много — полуземляночные;
2. различие плановых типов жилищ (расположение печи и входной двери) также не связано с этническими особенностями — различные типы складывались и существовали одновременно и совместно на всей восточнославянской территории;
3. основная масса древнерусских жилищ относится к однокамерному типу, хотя уже в 10 в. появились жилища-пятистенки, а с 11 в. — трехкамерные жилища;
4. городские и сельские жилища в этот период были еще очень близки друг другу. Вообще, древнерусские жилища не претерпели существенных изменений за весь период от 8 до 13 в — ни в конструкции, ни в плановой структуре.
Конечно, нам интереснее рассмотреть интерьер жилища и его развитие с течением времени, что и будет сделано в отдельных статьях (см. «Русские интерьеры 9-12 вв» и «Русские интерьеры 13-15 вв»). Сведения же о внешнем виде и конструкции необходимы для того, чтобы получить целостное представление о том, как был устроен дом на Руси, и как особенности интерьера связаны с внешними особенностями жилища.
Комната в русском стиле — правильное оформление дизайна
Сегодня внутренняя отделка помещений в национальном стиле древней Руси, основой которого считается экологичность и простота, и который включает в себя настоящие сказочные мотивы, бревенчатый резной орнамент и ручную роспись, находится на пике популярности.
Комната в русском стиле должна предавать национальный колорит, но, в то же время, и соответствовать привычному комфорту её обителей.
Поэтому наиболее сложным в оформлении жилого пространства в духе древней Руси считается объединение современных бытовых предметов и сохранение задуманной стилистики.
Особенности оформления
Наши предки в оформление своих жилищ вкладывали душу.
В исконно русской семье всегда царили терпение, гармония и взаимопонимание.
Поэтому комната в русском стиле в современном исполнении буквально должна быть пропитана уютом, теплом и умиротворённостью.
Характерными чертами такой отделки жилища принято считать:
- Массовое использование в оформлении деревянных мотивов. Конечно, дерево нельзя назвать самым удобным и дешевым материалом, которым можно оформлять и создавать стилистику помещения. Но на помощь придут специальные стеновые панели, которые помогут сделать деревянный дизайн без лишних затрат. Дерево использоваться может не только в качестве настила на полы, стены и потолки. Приветствуется задействование древесных мотивов также в мебели.
- Декор – неотъемлемая часть комнаты в русском стиле, независимо от ее типа. И спальня, и гостиная при таком дизайне должны включать в себя живописную яркую роспись, которая будет напоминать деревенские мотивы.
- Русский стиль обязательно включает в себя некоторые нотки старины, поэтому состаривание мебели и отделки – прекрасный способ максимально приблизиться к временам древней Руси.
- Вместо привычной мягкой мебели с современной обивкой необходимо сделать выбор в пользу массивных столов и лавок. Столовая комната при таком дизайне будет смотреться исконно русской при наличии большого обеденного стола, который будет максимально простым в своем исполнении, и лавок вокруг него. Не слишком удачным вариантом будет расстановка стульев с мягкими сидениями и кожаных кресел, поскольку такие предметы мебели не имеют ничего общего с русским стиле. То же самое касается и столь распространенных сегодня стеклянных столов, их следует оставить для более современных стилей оформления интерьеров.
- Русская печь – традиционная составляющая интерьера комнаты в русском стиле. Фото актуальных вариантов этого колоритного элемента стиля поражают своей современностью и оригинальностью. Вовсе не обязательно укладывать в доме настоящую русскую печь, поскольку можно сделать ставку на интересные варианты каминов, оформленных в соответственном стиле. Кроме того, такие каминные печи обладают определенной особенностью – они могут использоваться в качестве обогревателей, а не только декоративных элементов.
- Основная составляющая комнаты в русском стиле – наличие текстиля. Тут стоит отметить один нюанс – все ткани должны быть максимально натуральными. Предпочтение следует отдавать ситцу и льну, возможно, хлопку. При этом стоит забыть о сложных драпировках, поскольку исконно русский стиль приемлет исключительную простоту, а также вышивку, которая может быть на занавесках, скатертях, покрывалах и пр.
- Прекрасным дополнением русского интерьера могут послужить сшитые игрушки и глиняные поделки – кувшины и свистульки. Также подойдут элементы декора из дерева.
Выбор варианта оформления стиля
Исконно русский стиль в современности, по мнению дизайнеров и архитекторов, может иметь несколько разновидностей, каждая из которых, при этом, преследует единственную главную цель – четкое следование русской старине.
Три наиболее популярных варианта оформления комнаты в русском стиле:
- Стилизация под русскую избу.
- Оформление «а-ля рус».
- Стилизация под русский терем.
Современная стилизация под русскую избу, чем-то схожа со стилем кантри и подойдет лучше всего для частного дома, коттеджа или дачи. Подразумевает использование деревянных рам, вместо стеклопакетов ПВХ, массивных резных балок, ажурное оформление окон.
Если нет возможности использовать в отделке стен дерево, вполне можно заменить его на побелку.
Важно! Самое главное – не использовать обои, которые противоречат данному стилю.
Особенное дополнение русской избы – использование деревянной лестницы, которая является фаворитом создаваемого стиля комнаты. Разумеется, этот элемент интерьера должен быть не просто декоративным, но и функциональным.
На заметку! Кроме того, русская изба невозможна без присутствия печи или камина.
Такой элемент интерьера должен нести также определенную функцию, а не просто украшать помещение. В остальном приветствуется практичность и натуральность.
Стилизация под «а-ля рус» сочетает в себе мотивы древней Руси и популярный сегодня этностиль. Тут важны предметы обихода, найти которые можно в различных антикварных лавках или создать их самостоятельно. К примеру, это могут быть матрешки, самовар, сундуки и настоящие плетеные лапти.
Кроме того, приветствуется украшение жилища медвежьими шкурами, расписной посудой, расшитыми занавесками и балалайками.
Такой вариант оформления не требует полного воплощения деревенского стиля – достаточно просто наличия предметов народного русского промысла.
Сегодня оформление помещений отелей и залов в стиле «а-ля рус» – отличный дизайнерский и маркетинговый ход для привлечения иностранцев.
Поскольку именно для них такой вариант отделки является чем-то необычным и совсем не свойственным культуре их стран. Большинство отелей специально обустраивают свои номера в таком дизайне, чтобы привлечь максимальное количество постояльцев из других государств.
На заметку! Русский терем, в отличие от двух предыдущих направлений стиля, отличается богатством убранства, а также допускает использование большого количества дополнительных элементов декора.
Тут разрешено оформление стен тканями и различной обивкой, кроме того, допустимы некоторые виды обоев. На пол можно положить паркет или ламинат, максимально имитирующий дерево.
Поскольку данная разновидность стиля не является строгой, возможен некоторый отход от привычной простоты. К примеру, вместо грубой мебели можно использовать диваны и кресла, но при одном условии – обшивка мебели должна быть выполнена из богатой ткани, к примеру, велюра. Допускается даже натуральная кожа.
Некоторые нюансы оформления
Стоит обратить внимание и на осветительные приборы. Поскольку в старину на Руси использовались лучины или свечи, а в богатых домах были керосиновые лампы, не стоит приобретать в комнату в подобном стиле слишком дорогие и вычурные осветительные приборы.
Многое будет зависеть и от варианта русского стиля. К примеру, для оформления комнаты в варианте «а-ля рус» или русского терема отлично подойдет хрустальная люстра, которая будет висеть непосредственно под потолком. Окантовка ее может иметь бронзовые вставки или железо, которое будет имитировать любой драгоценный металл. Самое главное, чтобы сама имитация не бросалась в глаза.
Поскольку комната, оформление которой задумано в русском стиле, должна включать в себя элементы росписи непосредственно на стенах или балках, придется полностью отказаться от таких предметов декора как картины на стенах. Особенно, если они выполнены в современной графике или в стиле фотопечати.
Такие элементы дизайна скорее имеют отношение к современному дизайну, чем к древнерусскому стилю.
Оформление комнаты в стиле древней Руси должно включать различные элементы, которые были характерны для этой эпохи. Сочетание натуральности, простоты и лаконичности с богатым убранством – вот главная идея русского стиля.