Skip to content

Деревянная церковь: Красивейшие деревянные церкви России, которые стоит посмотреть&nbsp – Деревянная церковная архитектура / Православие.Ru

Содержание

Красивейшие деревянные церкви России, которые стоит посмотреть&nbsp

До XVIII века практически все здания на Руси возводили из дерева. Сейчас они являются архитектурным наследием страны. Русское зодчество настолько красиво и изящно, что некоторыми строениями восторгаются до сих пор. Особенно интересны традиционные деревянные церкви русского севера. Рассказываем, какие из уцелевших церквей стоит посмотреть.

Церковь Преображения Господня в Кижах

Остров Кижи находится в Карелии на территории Онежского озера. Сам по себе он очень фотогеничен. Кижский пoгост — комплекс, в котоpый вxодит Церковь Преображения Господня. Является охраняемым памятником за свое архитектурное и историческое значение. Деревянная церковь считается главной достопримечательностью погоста. Строение создано с помощью сплетения деревянных каркасов и бревен и имеет 22 купола. Центральный и самый большой купол расположен на высоте 36 метров. А позолоченный иконостас состоит из 100 икон.

Храм Иконы Божьей Матери под Челябинском

Храм высотой 37 метров находится в селе Верхняя Санарка в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Побывать в этом месте стоит, чтобы навестить уникальную деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Здание строили с 2002 до 2005 годы по древнерусской технологии деревянного зодчества, без единого гвоздя. Строители учились мастерству в Кижах. В храме есть верхнее и нижнее помещение, где одновременно могут находиться 300 человек.

Церковь Преображения Господня в Пермском крае

Деревянная церковь находится в селе Янидор в Чердынском районе Пермского края. Построена на месте языческого святилища. Этот яркий образец постройки Северного Прикамья начала 18 века в традициях русского деревянного народного зодчества был возведен в начале 1700-х годов. По своему типу это традиционный русский клецкий храм (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, которые покрыты кровлями; построен без гвоздей).

Церковь Воскресения Христова из Патакино

Церковь из села Патакино Камешковского района Владимирской области является памятником русского зодчества конца 18 века. В 1969—1970 годах была перевезена в Суздаль. Сейчас это экспонат городского Музея деревянного зодчества. Когда-то служила как кладбищенский храм и была приписана к Троицкой каменной церкви Патакино. Покрыта восьмискатной дощатой крышей, увенчана небольшой главкой. С западной стороны к строению примыкает трапезная и колокольня. В Воскресенской церкви был воссоздан и интерьер сельского храма 18-19 веков с трехъярусным иконостасом.

Видео дня. Гигантское иглу превратилось в пугающий недострой

Читайте также

Деревянные церкви Русского Севера

Памятники русского деревянного зодчества вдохновляют не только русских, но и иностранцев.Несколько лет тому назад британский фотограф Ричард Дэвис путешествовал по северу России и фотографировал деревянные памятники архитектуры. Некоторые из его работ вы можете посмотреть в этом посте.

Деревянные церкви Русского Севера Церковь Преображения Господня, Турчасово, Архангельская область (1781 г.) Деревянные церкви Русского Севера
Церковь Святого Владимир, Подпорожье, Архангельская область (1757 г.) Деревянные церкви Русского Севера Церковь Николая Чудотворца, Зачачье, Архангельская область (17-18 вв.) Деревянные церкви Русского Севера Церковь Святой Одигитрии, Кимжа, Архангельская область (1763 г.) Деревянные церкви Русского Севера
Церковь Николая Чудотворца, Хорьково, Архангельская область (1589 г.) Деревянные церкви Русского Севера Церковь Преображения Господня, Архангельская область(1679) Деревянные церкви Русского Севера Церковь Николая Чудотворца, Зачачье (17-18 вв.) Деревянные церкви Русского Севера
Церковь Архангела Михаила, д.Шелоховская, Архангельская область (1715 г.) Деревянные церкви Русского Севера Церковь Святого Владимир, Подпорожье, Архангельская область (1757 г.) Деревянные церкви Русского Севера
Деревянные церкви Русского Севера она же на закате Деревянные церкви Русского Севера Деревянные церкви Русского Севера Церковь Архангела Михаила(1715 г.) и Сретения Господня (18 в.) Деревянные церкви Русского Севера

деревянные храмы России, список, описание

Испокон веков на Руси идеалом красоты и величия духа служили храмы и часовни. И все строилось из дерева самими крестьянами. Это красота, созданная народом, их трудом и гением. Здесь нашла отражение художественная и строительная культура многих поколений наших предков.

Деревянное зодчество в России

Достигает наибольшего своего расцвета в 15-18 вв. Деревянное храмостроение преобладало в северных регионах страны. Это объясняется:

  • удаленностью от центра и больших промышленных районов, в которых преобладало каменное строительство;
  • недосягаемостью для монголо-татар;
  • отсутствием крепостного права в 18-19 вв.;
  • наличием обширных лесных массивов.
Деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Королеве

До середины 19-го века дерево остается самым распространенным строительным материалом в России. Мастерство в этой области достигало невероятных высот. Было распространено несколько основных видов (или типов) деревянных культовых сооружений.

Клетская церковь

Наиболее по внешнему виду приближена к жилым постройкам, избам. Имеет прямоугольный сруб, чаще всего, двухскатную крышу. Хотя встречаются и четырех-, восьмискатные завершения. Представители этой группы:

  • церковь Дмитрия Солунского, Старая Ладога, Ленинградская обл.;
  • Спасская церковь из села Фоминское, музей в Костроме;
  • Введенская церковь, Осиново, Архангельская обл.;
  • церковь Георгия Победоносца (1493 г.), Родионово (Юксовичи), Ленинградская обл.;
  • Казанская церковь, Тальцы, Иркутская обл.;
  • Воскресенская церковь, Неклюдово (Бор), Нижегородская обл.;
  • церковь Андрея Первозванного, Соловки, Архангельская обл.
Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря

Клетский тип преобладал в русском деревянном зодчестве. Хотя он и был схож с бытовыми постройками, но при этом принципиально от них отличался своей вертикальной ориентацией, островерхостью, выразительными формами.

Шатровая церковь

Храмы, центральная часть которых вместо купола покрыта архитектурным сооружением в виде многогранной пирамиды, относятся к шатровому зодчеству. Такая форма возникла, по-видимому, из-за того, что из дерева сложно соорудить купола. Конструкция шатра в этом случае намного проще.

Наиболее распространенный вариант — каркас из 6-8-ми вертикально сложенных бревен, верхними концами сходящиеся кверху. До нашего времени сохранились:

  • церковь Николая Чудотворца, село Новинки, Вологодская обл.;
  • Георгиевская церковь, из деревни Вершина, Малые Корелы, Архангельская обл.;
  • Рождественская церковь, деревня Яковлевская, Заостровье, Архангельская обл.;
  • Успенская церковь, Варзуга, Мурманская обл.;
  • Воскресенская церковь из села Потакино, музей в Суздале, Владимирская обл.;
  • церковь архистратига Михаила, Юрома, Архангельская обл.
Деревянная шатровая Успенская церковь в Карелии

Шатровые храмы во многом определяли облик древнерусских городов, сел. Вытянутые, столпообразные силуэты церквей контрастно смотрелись на фоне бытовых построек. Деревянные шатровые храмы любят строить и в современной России, где они пользуются особой популярностью.

Ярусная церковь

Храмы этого типа стали возводить с конца 17 века. Их конструкция представляет собой поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху срубы, четверики или восьмерики. Как правило, такие храмы венчаются одной главой. Их можно рассмотреть на примере:

  • храм Иоанна Богослова 17 века, село Богослово на реке Ишне, Ярославская обл.;
  • Тихвинская церковь в Торжке;
  • Никольская церковь, село Высокий Остров, Новгородская обл., музей «Витославлицы»;
  • Преображенский храм (1756 г.), село Козлятьево, Владимирская обл.;
  • церковь Собора Богородицы (1552 г.), село Холм, Костромская обл.;
  • храм Иоанна Предтечи (1694 г.), Ширков погост.
Храм Рождества Иоанна Предтечи, Ширков погост

Деревянные ярусные церкви встречаются преимущественно в центральной части России.

Кубоватая церковь

Время и место распространения таких храмов — середина 17- конец 18 веков, побережье Белого моря и Поонежье. В основе конструкции — наос, сверху покрыт кубом, как правило, заканчивается 5 или 9 главами. Наиболее известные из кубовых храмов, дошедших до наших дней:

  • церковь св. Параскевы (1666 г.), село Шуя, Архангельской области;
  • Никольская церковь в селе Зачатьи под Холмогорами;
  • Вознесенская церковь (1669 г.), село Кушерека, Архангельская обл.
Вознесенская церковь в Онежском районе

Иногда к архитектурному типу относятся храмы, завершение которых сооружено в кубической форме.

Купольная церковь

Для культовых сооружений этого типа характерны кровли, образованные шести- или восьмигранниками, вытянутыми вверх наподобие луковицы. Вот некоторые из них:

  • церковь Рождества Богородицы (1808 г.), село Заячеричье, Вологодская обл.;
  • храм св. Николая (19 в.), село Заячеричье, Вологодской обл.;
  • Введенская церковь, село Борисково, Рязанская обл.

Церкви с купольным покрытием были распространены в 18-19 вв. в Поважье, на брегах реки Ваги в Архангельской, Вологодской области, а также в Сибири, Украине.

Многоглавая церковь

Храмы с числом глав более пяти стали ярким событием в русском зодчестве. Это был последний, завершающий этап деревянного храмостроения. В его основе — многоярусная композиция и восьмерик с 4-мя прирубами.

  • Покровская церковь, Кижский погост;
  • церковь Василия Блаженного (1657 г.), село Чухчерьма, Архангельская обл.;;
  • Преображенский храм, Кижи;
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708-1963 гг.), воссоздана в Невском лесопарке.
Покровская церковь в Невском лесопарке

Древнерусские храмы, несмотря на свои небольшие размеры, создавали впечатление монументальности, величия, представительности.

Деревянные храмы Руси

Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.

Самая старая деревянная церковь в России

Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.

Церковь Ризоположения из села Бородава

В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Деревянный храм без единого гвоздя

Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.

Деревянный суздальский храм

Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.

Никольская церковь на территории Суздальского кремля

Деревянные церкви в Москве

Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:

  • храм свт. Тихона Задонского (1863 г.), метро Сокольники;
  • Преображенская церковь (19 в.), район богородский, ул. Краснобогатырская 17;
  • храм в честь Державной иконы Божьей Матери (1995 г.), возле ст. метро Кропоткинская;
  • церковь великомученика Георгия Победоносца (1997 г.) в Коптево, метро Войковская;

    Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево

  • Крестовоздвиженская часовня (1996 г.), метро Краснопресненское;
  • храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1997 г.) в Раево, метро Бабушкинская;
  • храм-часовня св. вмч. Владимира митрополита Киевского и Галицкого (1997 г.), метро Свиблово;
  • церковь-часовня св. Николая, ул. Елисейская, д. 22;
  • храм в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», метро Медведково;
  • церковь Алексия митрополита Московского (1998 г.), Северное Медведково;
  • часовня преп. Сергия Радонежского, пересечение улиц Норильской и Малыгина;
  • церковь Новомучеников и исповедников российских, Бутово;
  • храм св. Димитрия Донского, Садовники;

    Храм святого Димитрия Донского в Садовниках, Москва

  • часовня св. Николая, ул. Каргопольская, метро Отрадное.

Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.

Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.

Церковь Георгия Победоносца в Ленинградской области

Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.

Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.

Храм Казанской иконы Божией Матери, Вырица

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.

Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.

Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» в Верхней Санарке

В небольшом селе Верхняя Санарка Челябинской области когда-то жили казаки. Теперь сюда стремятся попасть многие туристы, чтобы увидеть уникальную деревянную церковь. Ее строили без единого гвоздя, по древнерусской технологии деревянного зодчества, несколько лет, с 2002 по 2005 года. Современные мастера ездили в Кижи, чтобы научиться плотницким приемам своих предшественников.

Деревянные церкви Руси

Деревянные церкви Руси | SmolBattle

Церкви так похожи на ракеты.
Упираясь куполами в небосвод,
Будто во Вселенной бродят где-то,
Вместе с твердью
совершая оборот.
Наполняясь на Земле
теплом и светом,
Храмы, как на старте, напряглись,
Чтобы вмиг сорваться
к тем планетам,
На которых все мы родились.

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…
Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово «плотничество» означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.

На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: «А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни». Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: «и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною». Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными.
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: «не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности».
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.

 

12 уникальных деревянных храмов • Arzamas

Александр Можаев рассказывает о деревянных храмах, которые еще можно застать в живых. Другие выпуски цикла об исчезающем архитектурном наследии читайте здесь

Деревянные храмы Русского Севера — явление совершенно самобытное, уникальное в масштабе мировой архитектуры. Огромные бревенчатые башни в сопровождении небольших, камерных церквей и колоколенок разбросаны по Архангельской, Вологодской, Карельской и Мурманской землям. Пожар в Кондопоге напомнил, что, встречаясь с этими удивитель­ными памятниками, мы никогда не можем быть уверены, что увидим их еще раз. Огромное количество деревянных храмов утрачено в ХХ веке, десятки из числа сохранившихся пребывают в аварийном состоянии. Государство не слишком заинтересовано в решении проблемы, но в последние годы огромные усилия к спасению памятников прилагают волонтеры общественных организаций.

1. Колокольня в Цивозере

1 / 4

Иван Билибин. Открытка «Цивозеро. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд». 1904 годАукционный дом «Антиквариум»

2 / 4

Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 1942 год© Соборы.Ру

3 / 4

Юрий Ушаков. Северная Двина. Село Цивозеро. 1961 год© Юрий Ушаков / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

4 / 4

Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 2013 годWikimedia Commons

Деревянная колокольня в северодвинском селе Цивозеро — один из признан­ных символов Русского Севера. Эту традиционную постройку не назовешь шедевром (это не Кижи), зато она достаточно ранняя (1658), самобытная и гармоничная. Ее отличительная особенность — вызывающая нерегулярность: неровность углов, пляшущие выпуски хвостов бревен. Яркость этого образа усилило время: колокольня издавна имеет заметный наклон. Это значит, что десятилетиями дождь лил на внешнюю сторону косого сруба, поэтому поло­вина подлинного материала насквозь трухлява и колокольня держится чудом.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что с реставрацией торопиться не стоит: обычные работы по замене ветхого материала приведут к утрате образа памятника и его знаменитой фактуры. Единственный вариант, который позволил бы сохранить подлинный материал: не дожидаясь обрушения, разобрать подлинник, сделать по его образцу точную копию для установки на прежнем месте, а для оригинала придумать вариант экспонирования в каком-нибудь специальном павильоне  Например, в 2018 году в Ловозерских тундрах Мурманской области реализован экспериментальный проект по консервации памятника на его исконном месте: в прозрачную поликарбонатную сферу заключена крохотная часовня XVII века.. 

2. Церковь Василия Блаженного в Чухчерьме

1 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1910–1915 годыСоборы.Ру

2 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1942 годСоборы.Ру

3 / 7

Церковь Илии Пророка. Чухчерьма, 1910 годСоборы.Ру

4 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

5 / 7

Вид с юго-восточной стороны на церковь и Северную Двину. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

6 / 7

Колокольня церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

7 / 7

Интерьер трапезной церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

До 1930-х годов церковь Василия Блаженного в Чухчерьме Холмогорского района Архангельской области была частью тройника — комплекса из двух церквей (большой летней и меньшей зимней, имевшей печь) и отдельно стоящей колокольни. В больших северных приходах, объединявших по несколь­ко деревень, существовали десятки подобных ансамблей. На сегодняшний день их уцелело пять, считая знаменитые Кижи. Главным украшением Чухчерь­мы являлся девятиглавый Ильинский храм. Сегодня сохранились только шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году, но выглядящая очень архаично, — может быть, это реплика прежней церкви, стоявшей здесь с XVII века.

Церковь утратила граненую кровлю над алтарем и давно пребывает в тяжелом техническом состоянии. Но в последнее время основной угрозой стала Север­ная Двина, подмывающая берег. Исчезло обращенное к реке крыльцо, и теперь к обрыву сползает западный притвор. Необходима реставрация с переносом храма дальше от берега. Странно, что столь небольшой и важный федеральный памятник никак не может ее дождаться.

3. Храм в Ракулах

1 / 4

Общий вид Ракульского погоста. Церковь Воскресения Христова (слева) и колокольня. Начало XX векаСоборы.Ру

2 / 4

Игорь Грабарь. «По Северной Двине. Церкви села Ракулы в XVIII веке». 1905–1922 годыАукционный дом «Литфонд»

3 / 4

Колокольня на Ракульском погосте. Иллюстрация из журнала «Нива». 1884 годСоборы.Ру

4 / 4

Церковь Воскресения Христова в Ракулах. 2007 год© Иван Вдовин / Diomedia

Среди особо ценных памятников, годами пребывающих в стабильно тяжелом состоянии, — церковь в Ракулах Холмогорского района Архангельской области. Это древнее селение было основано новгородцами чуть ли не в XII веке, а цер­ковь стоит на берегу Северной Двины с 1766 года. Уникальная постройка с пятью чуть изогнутыми шатровыми верхами на мощном кубическом осно­вании — остаток еще одного тройника. Стоявшая рядом с храмом колокольня XVII века вошла в учебники архитектуры: ее рисовал реставратор Игорь Гра­барь и обмерял архитектор Петр Барановский. Колокольня также венчалась пятью шатрами, но представляла собой не обычный сруб, а архаическую конст­рукцию на каркасе из вертикальных столбов. Колокольня и зимняя церковь утрачены в ХХ веке, Воскресенская церковь реставрировалась в 1970-е, но теперь стоит под худой кровлей и с перекошенными стенами.

На противоположном берегу Двины, тоже в Ракуле, есть еще один забытый государством деревянный памятник — Никольская часовня 1728 года. В 2016-м местные жители проявили инициативу и обшили ее недопустимым в реставрации виниловым сайдингом, скандал чуть было не дошел до суда. Остается надеяться, что Воскресенский храм дождется профессиональных реставраторов прежде любой иной напасти.

4. Рождественская церковь под Каргополем

1 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография Ивана Билибина. 1900-е годыСоборы.Ру

2 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Русские церкви

3 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Соборы.Ру

4 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. 2008 год© Дмитрий Вадатурский / CC BY-SA 3.0

Рождественская церковь в Большой Шалге под Каргополем Архангельской области построена не позже 1745 года. Восьмигранная башня в основании шатра, или восьмерик, имеет легкое расширение кверху. Шатер изящно изогнут (примерно это древние греки называли мудрым словом «энтазис»). Церковь расположена всего в 10 километрах от города и в 15 метрах от ухожен­ной действующей кирпичной церкви. Рядом не так давно построена прекрасная деревянная усадьба священника с приходской школой. Но шатровый храм стоит без дверей и окон, замшелый и аварийный. В 1990-е начали реставрацию, но успели лишь разобрать большую трапезную с крыльцом и приделом. Его главка стоит на земле возле церкви, прочий материал успел потеряться, а храм по-прежнему окружен ветхими строительными лесами. Тем временем в распо­ло­женной неподалеку, но среди совершенно чистого поля Красной Ляге волон­теры привели в относительный порядок огромную церковь 1655 года, еще недавно казавшуюся столь же безнадежной.

5. Ильинская церковь в Задней Дуброве

1 / 4

Церкви Заднедубровского погоста: шатровая Ильинская и клинчатая Успенская. До 1917 годаКаргопольский музей / onegaonline.ru

2 / 4

Общий вид Ильинской церкви с юго-востока. Задняя Дуброва. 1970-е годы© Архангельский краеведческий музей

3 / 4

Ильинская церковь. Задняя Дуброва. 2015 год© Сообщество «Задняя Дуброва» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use

4 / 4

Консервация разрушающегося сруба Ильинской церкви в деревне Задняя Дуброва. 2017 год© Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

Старейший на Онеге храм в Плесецком районе Архангельской области построен в 1622 году и принадлежит к наиболее архаичному типу деревянных шатровых храмов. Основанием шатра здесь является монолитная восьмигран­ная башня, восьмерик, тогда как более поздние шатровые церкви, как правило, стоят на четырехугольных основаниях. В Архангельской области существовали две такие церкви, датируемые 1600 годом, но в 1940-е Паниловская сгорела, а Выйскую опрокинули сознательные трактористы.

На дореволюционных фотографиях Дубровы мы видим тройник — комплекс из Ильинской церкви, более скромной Успенской и колокольни. Сейчас суще­ст­вует только руина главного храма, утратившего шатер и вообще рассыпаю­ще­гося на глазах: восьмерик просел, и из конструкции выбило несколько рядов бревен в нижней части сруба. В 2015 году группа энтузиастов выставила подпорки и соорудила временную кровлю. То же самое происходило с Николь­ским храмом 1670 года в селе Волосово под Каргополем: шатер давно рухнул, и церковь казалась обреченной, пока в 2017 году ей не занялись волонтеры фонда «Вереница». 

6. Тройник в Ратонаволоке

1 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 1942 год© Соборы.Ру

2 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. До 1970 года© Соборы.Ру

3 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. 1975 год© Соборы.Ру

4 / 5

Храмовый комплекс. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

5 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

В Емецком районе Архангельской области существует не вполне традиционный тройник, в котором отдельная колокольня была заменена на каменный храм с колокольней. Таким образом, над речкой Ваймугой выстроились две деревян­ные церкви 1720-х годов — Петропавловская и Никольская — и еще одна Николь­ская, кирпичная, 1870-х.

В ХХ веке каменная церковь лишилась колокольни и пятиглавия. Петропавлов­ская, увенчанная необычной ярусной башней под шатром, более-менее уверенно стоит до сих пор, хотя и не действует. А вторая Никольская, ранее также бывшая шатровой, лежит в руинах. Верх ее обвалился давно, того гляди рухнет оставшаяся часть из восьмерика на четырехгранном основании. Может показаться, что здесь уже совсем ничего не поделать, однако опыт ряда рестав­раций, в частности церкви Цыпинского погоста с провалившимся верхом, показывает, что безнадежных памятников не бывает. 

7. Шатры на крещатых бочках в Едоме

1 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, середина XX векаАрхангельский краеведческий музей

2 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру

3 / 5

Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру

4 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, 2013 год© Соборы.Ру / Евгений Шелковников

5 / 5

Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 2010-е годы© Виртуальный музей новомучеников и исповедников земли Архангельской

Некоторые северные регионы имели свои собственные архитектурные привычки и свои типы храмов. В окрестностях рек Пинеги и Мезени были распространены так называемые шатры на крещатых бочках — бочкой называют кровлю сложной формы, напоминающую перевернутый корпус корабля либо луковичную главу в разрезе. А «крещатая» означает кресто­образное сочетание бочек. Если в центре креста поставить шатер, а четыре главы поменьше расставить по его сторонам, получится типичный мезенский компромисс между привычным северным шатровым храмом и более канонич­ным пятиглавием. Из многих храмов этого типа целиком сохранилась лишь одна, недавно реставрированная церковь в селе Кимже. 

Никольская церковь в Едоме Пинежского района Архангельской области утратила самую яркую часть — те самые пять верхов на четырех бочках. В 1980-е годы ее сняли, чтобы перевезти памятник в заповедник «Малые Корелы» под Архангельском, однако на том дело и кон­чи­­лось (как говорят местные, «Господь не дал свезти нашу церковь»). Это можно исправить, пока целы храм 1698 года постройки и сильно покосившаяся колокольня, выстроенная спустя ровно сто лет. В прошлом году активисты движения «Общее дело» установили на церкви временную кровлю.

8. Бывший монастырь в Соезерской Пустыни

1 / 4

Церковь Святой Троицы с колокольней. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

2 / 4

Вид на Троицкую церковь от дороги. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

3 / 4

Церковь Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

4 / 4

Колокольня церкви Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

Название деревни Соезерская Пустынь (Верхнетоемский район Архангельской области) напоминает о монастыре, существовавшем на берегу лесного озера с XVII века до 1930-х годов. Когда-то сохранившаяся Троицкая церковь 1748 года постройки была монастырским храмом c трапезной. Рядом стоит шатровая колокольня XVIII века.

Основной объем здания довольно прост, но редок для Севера: это два яруса восьмериков на четырехгранном основании. Яркой чертой своеобразия являются изящные, почти крохотные бочковые завершения скатных кровель крыльца и апсиды (в деревянных храмах ее называют алтарным прирубом). Церковь пустует, утрачена глава, стены перекошены и грозят обрушением. В 2010 году сообщалось о том, что жители Соезерья начали сбор средств на реставрацию федерального памятника, но постоянное население деревни составляет всего 12 человек.

9. Преображенская церковь и колокольня в Нименьге

1 / 4

Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1985 год© Онежский историко-мемориальный музей

2 / 4

Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1992 год© Информационно-справочная система «Архитектура Российского Севера»

3 / 4

Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons

4 / 4

Колокольня церкви Спаса Преображения. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons

В Нименьгу Онежского района Архангельской области можно доехать поездом, но гораздо интереснее плыть катером из города Онеги: сначала Белым морем, а потом извилистой речкой, всего около 50 км. В одной из излучин реки расположена живописная пара из Преображенской церкви 1878 года и более старой колокольни. В 2000-е годы под северной стеной колокольни сильно просел фундамент. Памятник диковинно изогнулся и мог рухнуть от порыва ветра.

В 2017 году в Нименьгу прибыли энтузиасты проекта «Общее дело». Бригада из двух москвичей и трех местных жителей отчасти «разогнула» колокольню за счет выемки трех бревен на южной стороне сруба. Работы проводились вручную, без техники и домкратов. Одновременно залатали дыры на кровле храма. В этом сезоне работы будут продолжены, но это лишь начало большого и сложного процесса.

10. Никольская церковь в Унежме

1 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Вид с востока. Унежма, 1907 годСоборы.Ру

2 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Вид на юго-восточный фасад. Унежма, 1970-е годы© Соборы.Ру

3 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Унежма, 2009 год© Flickr / napugal / CC BY-NC-ND 2.0

Храм стоит на гранитных холмах, с трех сторон омываемых Белым морем. Так выглядит мыс Бранница, который находится в 60 км от Онеги. Церковь, увенчан­ная одной главой на кубоватой (то есть напоминающей граненую луковицу) кровле, была выстроена к 1824 году на месте более древней. Рядом стояла стройная шатровая колокольня XVIII века. Вокруг — поморское село на сотню дворов, со школой и почтовой станцией. В 1930-е село стало колхозом «Великое дело», церковь — клубом, колокольню уничтожили. Позже в церкви сделали коровник, а место полностью обезлюдело. Сейчас храм с проваливши­мися кровлями стоит в окружении нескольких пустых изб заброшенной и весьма труднодоступной и безлюдной деревни.

11. Ильинская церковь в Белозерске

1 / 5

Церковь Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

2 / 5

Две иконы в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

3 / 5

Икона в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годПроект «Наследие Прокудина-Горского»

4 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 1978 год© Витольд Муратов

5 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 2008 годWikimedia Commons

Не сельский, а городской ярусный храм, 1690 года, с выразительным больше­головым силуэтом. Особую ценность представляет уникальная настенная роспись петровского времени. Сцена Распятия с предстоящими, пейзажем и домиками, написана на криво отесанных бревнах сруба. Сейчас эти бревна сложены на полу Спасо-Преображенского собора, стоящего в кольце валов бывшей Белозерской крепости. В далеком 2009 году Ильинскую церковь разобрали, чтобы реставрировать, через год начали собирать, используя для замены нижних венцов не подобающую сосну, а ель — менее качественную и более тонкую. Поднялся скандал, и рабочий процесс окончательно остано­вился. С 2012 года периодически приходят новости о том, что чиновники продолжают работать над корректировкой проектно-сметной документации. 

Эксперты винят во всем систему ежегодных тендеров, проводимых Минкуль­том. Подрядчик выбирается не на весь проект, а лишь на год, по итогам которого проходят новые конкурсы, акцентированные на рациональные сроки и стоимость работы, а не на ее добросовестность. Одной из жертв этой системы стала Варваринская церковь 1650-х годов из карельского Яндомозера, которую в 2016-м разобрали для перевозки в соседнее село по зимнику, но, не поспев к весне, бросили лежать вдоль дороги  В 2018 году оставшиеся бревна наконец прибыли в пункт назначения, начата сборка нижних венцов. По оптимистичным прогнозам, реставрация окончится в 2021 году при сохранности не более 40 % подлинного материала..

12. Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях

1 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 1985 год© Храмы Ахтубинской епархии

2 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia

3 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia

4 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2018 год© Ахтубинская епархия

Наибольшее число русских деревянных храмов сохраняется на просторах Севера. Тем более, казалось бы, должны дорожить своими немногочисленными памятниками прочие регионы. Одна из старейших деревянных построек в Астраханской области расположена в Ивановке Енотаевского района. Ее датируют 1781–1786 годами, хотя в саму Ивановку она попала не так давно: в 1885 году была куплена у соседней станицы Сероглазки, в которую также попала из вторых рук. Церковь выстроена по подобию каменных восьмерико­вых ярусных храмов, широко распространенных в XVIII веке, и имеет образ простой, но стройный и выразительный. С 1930-х годов использовалась под склад, после долго стояла заброшенной. В 2018 году обрушилось завершение храма, сохранявшее остатки росписи свода. Практически одновременно обрушилась и Никольская церковь в селе Богомолово Городецкого района Нижегородской области, выстроенная в стиле деревянного классицизма, с трогательными расписными ромашками на своде. О консервации оставшихся частей памятников речи пока не идет.

Изображения: Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 год
Wikimedia Commons

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

История, Искусство

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

Русское деревянное зодчество. Храмы » Перуница

Русское деревянное зодчество. Храмы
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Русское деревянное зодчество. Храмы
Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.
Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый. Русское деревянное зодчество. Храмы
Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.
Дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями .Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма.Русское деревянное зодчество. Храмы
Часовня в честь Трех Святителей. О. Кижи.
Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни — “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии. Русское деревянное зодчество. Храмы
Колокольня Кижского погоста. 1863 г.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме — ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.Русское деревянное зодчество. Храмы

Церковь в селе Упе Архангельской области.

Русское деревянное зодчество. ХрамыРусское деревянное зодчество. Храмы

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Русское деревянное зодчество. Храмы

Сельская деревянная церковь Богоявления (1787 год)

Русское деревянное зодчество. Храмы

Церковь святых Новомучеников и Исповедников.с. Преображенское.

Русское деревянное зодчество. Храмы

Храм Святителя Николая. Москва

Русское деревянное зодчество. Храмы

Храм Николая Святителя у Соломенной сторожки

Русское деревянное зодчество. Храмы

Храм святителя Иннокентия 2001 г.

Русское деревянное зодчество. Храмы

Силуэт деревянной церкви

Русское деревянное зодчество. Храмы

Божий храм о трех маковках. Монастырская надвратная башня с вышкой и всходами на гульбище

Русское деревянное зодчество. Храмы

Надвратная церковь над проездом к Святому Озеру

Русское деревянное зодчество. Храмы

Деревянный Кремль

Русское деревянное зодчество. Храмы

Шатровый пятиглавый храм. «Поставлено торговым человеком Московским»

Русское деревянное зодчество. Храмы

Девятиглавая шатровая церковь

Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/2571390/post75542402/

Храм Михаила Архангела, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня.

В подборке портала «Культура.РФ» — старинные храмы, которые остаются образцами традиционного деревянного зодчества Руси.

Храм Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря в Вологде (Богородицкий храм; Успенский храм)

Храм Успения Пресвятой Богородицы — один из древнейших шатровых храмов, сохранившихся до наших дней. Построен при основании Александро-Куштского монастыря ХV века в глухой болотистой местности, на берегу реки Кушты. Век спустя соборная церковь обители Александра Куштского сгорела и была отстроена заново. А в середине ХХ века высокий сруб, увенчанный шатром и небольшой главкой, перевезли в один из самых больших монастырей Русского Севера — Спасо-Прилуцкую обитель.


Храм Лазаря Праведного Воскрешения из Муромского монастыря в Медвежьегорском районе Карелии

Первая постройка Муромского монастыря на берегу Онежского озера — церковь Воскрешения Лазаря Муромского. По преданию, основал обитель инок Лазарь, проживший 105 лет. Храм принадлежит к числу наиболее простых церквей клетского типа. Четырехстенный сруб сближает строение с крестьянской избой. В храме сохранились иконы и росписи ХVI века, написанные на липовых досках. В 1961 году церковь Воскрешения Лазаря стала частью Кижского музея и расположилась чуть поодаль живописных храмов Кижского погоста.


Храм Преображения Господня на Кижском Погосте в Карелии

Величественный 22-главый храм-терем. Церковь Преображения Господня — главное украшение архитектурного ансамбля Кижского погоста и объект всемирного наследия. Она построена три столетия назад на месте одноименной церкви, сгоревшей от удара молнии в конце ХVII века. Имя создателя история не сохранила, но местные сказания говорят, что 37-метровое чудо деревянного зодчества принадлежит топору плотника Нестора. А по легенде, срубил мастер церковь без единого гвоздя. Но гвозди все же есть — в церковных куполах.


Храм Преображения Господня из Козлятьево в Музее деревянного зодчества в Суздале

Еще одна деревянная церковь — храм Преображения села Козлятьево Владимирской области. Построен 260 лет назад на средства дочери местного помещика Евдокии Поливановой, которая впоследствии жила в Новодевичьем монастыре Москвы. Многоярусный деревянный храм спустя два столетия после постройки был перевезен в Суздаль и стал главным экспонатом Музея деревянного зодчества. Ветхое строение было отреставрировано, но при этом сохранило остатки первоначальной наивной росписи масляными красками.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области

Храм ХVII века, возведенный в годы церковной реформы в классическом шатровом стиле, невзирая на запрет патриарха Никона. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области построена мастером Климентом по принципу золотого сечения и имеет в основании форму креста. Искусствоведы и историки отмечают особый «дивно-стройный и певучий облик» храма, напоминающего зажженную свечу. В ХХ веке церковь лишилась своих колоколов и части уникальных икон, пострадавших от неправильного хранения, но сам храм к началу ХХI века был полностью восстановлен.


Храм Собора Пресвятой Богородицы из Холма в Костроме

Церковь Собора Пресвятой Богородицы у села Холм Костромской области. Храм ХVI века впервые попал в описания 70 лет назад: сразу после войны его исследовала экспедиция Академии архитектуры СССР. История создания редкой ярусной пятиглавой церкви с подклетом сохранила имена братьев-плотников, ее построивших, — Карп и Папила. В 60-х годах ХХ века строение перевезли в Кострому, в один из старейших музеев-заповедников под открытым небом — «Костромская слобода». Храм расположился у стен Ипатьевского монастыря.


Храм Михаила Архангела из Крестовоздвиженского Слободского монастыря в Слободском Кировской обл.

Церковь — бывшая проездная башня монастыря. Храм Михаила Архангела города Слободского Кировской области — памятник оборонного зодчества России ХVII века. Сруб из массивных бревен, на которых можно насчитать более 200 годовых колец, предназначался не только для церковной службы, но и для защиты от врагов. В истории храма есть необычная страница — поездка в Париж на Международную выставку 1970 года. После возвращения на старое место в храме открылась экспозиция уникальных деревянных храмовых фигур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *