Skip to content

День семьи день петра и февронии – когда отмечается праздник Муромских святых, какого числа память, дата 8 июля в истории, где распространен День семьи, любви и верности

Содержание

День Петра и Февронии — Википедия

День Петра́ и Февро́нии — день памяти святых Петра и Февронии[1], а также Февронии Низибийской[2] в Русской православной церкви. Отмечается 25 июня (8 июля).

В народном календаре восточных славян — день первого покоса. Считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно[3].

С 2008 года в России отмечают приуроченный ко Дню Петра и Февронии День семьи, любви и верности.

Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.

Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве

[4]. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической[5][6].

Днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю, 8 июля по григорианскому. Указание летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую седмицу (апрель 1228 года), вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух датах установления поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до установления советской власти[7]. Собор был снесён в конце 1930-х годов.

В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Священный синод Русской православной церкви 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее

6 (19) сентября[8].

Другие названия

рус. Пётр и Феврония, Феврония Русальница[9], Февронии-русальницы[10]; белор. Фяўроння, Пятро, Давыд, Ефрасіння[11]; укр. Петра і Февронії.

Традиции

К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье[12].

Считалось, что этот день был счастливым для любви и брака[13], и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых[14]. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки[15].

Первый покос. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы[10]. Из тирлича ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева властей

[16]. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку»[17].

Поговорки
  • Жара в этот день — последующие 40 дней будут жаркими[13].
  • До Иванова дня дождь — в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь — из засека[18].
  • После Ивана не надо жупана[19].
  • Время большого сенокоса[10].

В 2005 году в городе Волгограде был учреждён и 8 июля проведён праздник «День Святых Петра и Февронии Муромских. Российский день влюблённых». Учредителями праздника стали общественные организации «Открытый мир» и «Мы творим этот мир»

8 июля 2006 года общественное движение «Мы творим этот мир» провело в Волгограде праздник под названием «Российский день любви», куда приехала инициативная группа из Мурома, трудами которой этот праздник обрёл свой последующий статус.

В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали около 20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным ценностям

[20].

Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой третьего президента России Дмитрия Медведева[20].

  1. ↑ Святые Пётр и Феврония — покровители семьи и брака
  2. ↑ Преподобномученица Феврония дева. День памяти: 25 июня
  3. ↑ Коринфский, 1901, с. 314.
  4. ↑ Царь Пётр и хитрая жена.
  5. ↑ Кусков, 1977, с. 152.
  6. ↑ Фокеев, 2002, с. 19.
  7. ↑ Никита (Добронравов), 2008, с. 2—5.
  8. ↑ Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Патриархия.ru.
  9. ↑ Народная культура Сибири, 1998, с. 96.
  10. 1 2 3 Юдина, 2000, с. 309.
  11. ↑ Васілевіч, 1992, с. 578.
  12. ↑ Котович, 2010, с. 198.
  13. 1 2 Некрылова, 2007, с. 330.
  14. ↑ Терещенко, 1848, с. 83.
  15. ↑ Котович, 2010, с. 200.
  16. ↑ Терещенко, 1848, с. 89.
  17. ↑ Коринфский, 1901, с. 312.
  18. ↑ Грушко, 2000, с. 130.
  19. ↑ Даль, 1880—1882, с. 223.
  20. 1 2 День семьи, любви и верности. Досье (неопр.). ТАСС (7 июля 2015). Дата обращения 5 июля 2017.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5.
  • Купать : Купала // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2. — С. 223.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. —
    Мн.
    : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.
  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1977. — 246 с.
  • Народная культура Сибири: Мат-лы VII науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузовского центра по фольклору / Редкол.: Т. Г. Леонова (отв. ред.) и др. — Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. — 239 с. — ISBN 5-8268-0269-3.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Никита (Добронравов). Житие свв. князей Петра и Февронии в общем контексте истории г. Мурома. // Троицкие листки. — Муром, 2008. — № 29. — С. 2—5.
  • Терещенко А. В.
    5. Простонародные обряды // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб.: Тип. воен.-уч. заведений, 1848. — 181 с.
  • Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.
  • Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тенденции, типология. — М.: Народный учитель, 2002. — 216 с.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Рипол Классик, 2000. — 510 с. — ISBN 5-9533-0500-1.
  • «Царь Пётр и хитрая жена». Русская народная сказка. (неопр.). Русская старина (сайт сказок).

День семьи, любви и верности — Википедия

День семьи, любви и верности — российский праздник, который отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции[источник не указан 87 дней].

В 1990-х годах в Муроме после советской секуляризации было возрождено почитание православных святых Петра и Февронии. В начале 2000-х годов решением муромского мэра Валентина Качевана ко дню Петра и Февронии было впервые приурочено празднование дня города. Перенос светского праздника градоначальник мотивировал сохранением исторического облика города: к дате торжественных мероприятий были привязаны сроки окончания работ по реставрации муромских церквей. В последующие годы местная администрация пыталась популяризовать день Петра и Февронии как альтернативу дню Святого Валентина, но самостоятельно не смогли добиться успеха

[1][2].

В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15—20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным ценностям. Накануне Крещения 18 января 2008 года глава Счётной палаты, почётный гражданин Мурома и глава попечительского совета Спасо-Преображенского монастыря Сергей Степашин, настоятель монастыря игумен Кирилл (Епифанов) и другие государственные и общественные деятели подписали коммюнике об учреждении праздника. Инициативу поддержали региональные руководители и общественные деятели, Государственная дума, Совет Федерации и Русская православная церковь

[3][4][5].

Тем не менее, в православной среде нашлись и противники такого праздника. Анна Данилова так описывала их логику: «Во-первых <…> Феврония, дескать, женила Петра практически насильно, да еще и сама первая замуж потребовала, это вам не родители благочестиво сосватали, не в храме как друг друга заприметили, так и под венец. Во-вторых, вроде бы, детей у них не было: ну какая без детей православная семья? Ну и вообще память их празднуется постом, а венчать постом не положено, какой тут семейный праздник? Вот бы взяли Кирилла и Марию Радонежских — у них все честь по чести — многодетные, память не постом, и жили душа в душу»[6].

Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой третьего президента России Дмитрия Медведева[5]. Далее праздник стал отмечаться ежегодно, кроме 2012 года (в связи с наводнением в Краснодарском крае)

[источник не указан 257 дней (обс.)]. За съёмку праздника отвечает компания «Красный квадрат», телевещателем выступает Первый канал.[7]

День семьи, любви и верности отмечается в России и других странах — Болгарии, Белоруссии, Азербайджане, Украине, Германии, Великобритании, Франции[8]. Главные торжества традиционно проходят в Муроме 8 июля или в предшествующий празднику выходной, если дата приходится на будни. В городе проходят концерты, проводятся торговые и ремесленные ярмарки, открываются анимационные площадки для детей, а праздничный вечер отмечается гала-концертом и праздничным фейерверком[5]. Светлана Медведева почти каждый год приезжает на праздник в Муром, иногда её сопровождает муж[9].

Накануне празднования в 2016 году депутаты Государственной думы от партии ЛДПР Ярослав Нилов и Алексей Диденко внесли в парламент законопроект об объявлении 8 июля выходным днём. Профильный думский комитет принял решение, что введение нерабочего дня сократит фонд рабочего времени и плохо скажется на производстве и расходах бюджета, спустя год законопроект был отклонён в первом чтении[10]

[11].

Традиции[править | править код]

Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. В день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек и «февроньки» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи. Популярной традицией стало заключение браков 8 июля: по этому случаю многие ЗАГСы продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы. Наибольшей популярностью пользуются залы регистрации гражданских состояний Мурома, где стараются зарегистрировать брак жители других городов и стран[12].

Награда[править | править код]

Реверс награды «За любовь и верность» и удостоверение

Важная часть мероприятий 8 июля — вручение медали «За любовь и верность», учреждённой Организационным комитетом по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации. На реверсе награды изображена ромашка, аверс украшен ликами Петра и Февронии и девизом «За любовь и верность семье». Награды удостаиваются пары, живущие в браке более 25 лет, «получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев» и «воспитавшие детей достойными членами общества». Кандидатов на награду рекомендуют муниципальные власти, а награждение проходит на региональном и федеральном уровне. Помимо медалей, лауреаты получают ценные подарки от местных властей, соответствующие «семейной» тематике[5][3][8][13][14].

Учреждение Дня семьи, любви и верности положило начало установке памятников Петру и Февронии во многих городах России. На 2016 год было установлено около 60 памятников, что сделало святых самыми популярными героями памятников в России XXI века и самыми «тиражируемыми» православными святыми в стране. Половина была установлена в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», половина — по инициативе местных властей. Большая часть памятников в рамках программы была изготовлена по 5 композициям выпускника Суриковского института скульптора Константина Чернявского. По словам Чернявского, инициатором изготовления первых памятников стал сопредседатель программы и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Спонсором установки памятников, как правило, выступают работающие в регионах крупные компании («Лукойл», Смоленская АЭС, Курская АЭС, Ростовская АЭС и другие) или местные предприниматели. Участники программы утверждают, что памятники приносят реальную пользу. Например, по заявлению руководителя проекта по установке скульптур Виталия Брутмана, после появления памятника в Сочи в городе существенно сократилось количество абортов[9].

  1. ↑ 2001 г.: День города Муром будет отмечать 8 июля (неопр.). Муромский информационно-познавательный портал (25 мая 2001). Дата обращения 5 июля 2017.
  2. ↑ Cъезд древнейших городов России "отменил" день Св. Валентина (неопр.). Ural.ru (5 августа 2002). Дата обращения 5 июля 2017.
  3. 1 2 Ольга Светлова. Приложение 4: Праздник день семьи, любви и верности // Святые покровители брака и семьи Петр и Феврония. — М.: АСТ, 2011. — 192 с. — (Святые вам помогут). — ISBN 978-5-17-074464-0.
  4. ↑ В России может появиться свой День всех влюбленных (неопр.). РБК (21 января 2008). Дата обращения 5 июля 2017.
  5. 1 2 3 4 День семьи, любви и верности. Досье (неопр.). ТАСС (7 июля 2015). Дата обращения 5 июля 2017.
  6. ↑ Необразцовая семья | Православие и мир
  7. ↑ День семьи, любви и верности (2008-2017) (неопр.). Красный квадрат.
  8. 1 2 8 июля - День семьи, любви и верности (неопр.). ТАСС (6 июля 2012). Дата обращения 5 июля 2017.
  9. 1 2 Полина Потапова. Конвейер святых. История самого популярного памятника в России (неопр.). Republic (4 ноября 2016). Дата обращения 5 июля 2017.
  10. ↑ День семьи предложили сделать выходным для повышения рождаемости (неопр.). Lenta.ru (8 июля 2016). Дата обращения 5 июля 2017.
  11. ↑ День, семьи, любви и верности не сделают выходным (неопр.). m24.ru (16 июня 2017). Дата обращения 5 июля 2017.
  12. ↑ День семьи, любви и верности в девятый раз отметят в России (неопр.). ТАСС (8 июля 2016). Дата обращения 5 июля 2017.
  13. ↑ День семьи, любви и верности в России: история и традиции праздника (неопр.). РИА Новости (8 июля 2013). Дата обращения 5 июля 2017.
  14. ↑ День семьи, любви и верности в России (неопр.). РИА Новости (8 июля 2015). Дата обращения 5 июля 2017.

история святых, День семьи, любви и верности, свадебные обряды.

Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Петр и Феврония Муромские

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Петр и Феврония Муромские

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Петр и Феврония Муромские

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Петр и Феврония Муромские_1

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Петр и Феврония Муромские_1

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Петр и Феврония Муромские_1

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

Памятники Петру и Февронии

Памятника Святым Петру и Февронии Муромским в селе Жайск Вачского района

Памятники Петру и Февронии

Памятник Петру и Февронии в Сочи

Памятники Петру и Февронии

Памятник Петру и Февронии в Омске

В 2008 году у здания ЗАГСа в Муроме появился первый памятник Петру и Февронии – «Союз любви – мудрый брак». А с 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться во многих городах России в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

Сердца, отданные детям. Я, ты, он, она…

Документальное

2012

26 мин

…Любовь из них больше

Документальное

2011

40 мин

Я и семья

Документальное

2012

26 мин

Повесть о житии святых Петра и Февронии Муромских

День Петра и Февронии. Традиции праздника семьи, любви и верности

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Их история напоминает добрую сказку о любви – большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.

Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День семьи, любви и верности 2019: когда отмечается, Петр и Феврония, народные приметы

В начале июля в России отмечается относительно новый, но очень популярный праздник — День семьи, любви и верности. Праздник приурочен к православному поминовению святых Петра и Февронии.

Когда отмечается День семьи, любви и верности

Русская православная церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля, в этот день также отмечается День семьи, любви и верности. Как правило, основные торжества проводятся в ближайшие к восьмому июля выходные. В 2019 году основные праздничные мероприятия будут проходить три дня — с 6 по 8 июля включительно. Подробнее о том, какую праздничную программу подготовили к этому дню, читайте в материале Федерального агентства новостей.

История Петра и Февронии

Святых Петра и Февронию, канонизированных в XIX веке, церковь чтит как покровителей семьи и брака. Их житие составляет знаменитую «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В жизнеописании, вероятно, идет речь о реально существовавших людях: Муромском князе Давыде Юрьевиче и его супруге княгине Ефросинии. Давыд Юрьевич княжил в Муроме с 1205 по 1228 годы, у них с Ефросинией было трое детей. Конец жизни князь и княгиня муромские провели в монастырях под именами Петр и Феврония. Они скончались в один день и впоследствии были похоронены рядом.

Повесть о Петре и Февронии довольно затейлива, это произведение толкуют по-разному. Подробнее с его непростым содержанием можно ознакомиться на сайте, посвященном этим святым, а также на портале «Православие и мир». Но, как бы ни толковали это произведение, главное в нем — это любовь и верность, которые оказались сильнее предрассудков, болезней и даже смерти.

День Петра и Февронии в славянской традиции

Петру и Февронии на Руси молились о семейном счастье и о рождении здоровых детей. Примерно с этого дня начинался летне-осенний период свадеб, однако венчаться было еще рано: нужно было дождаться окончания Петрова поста (который заканчивается 11 июля). Однако как в старину, так и сейчас считается, что именно на Петра и Февронию заключаются самые крепкие и счастливые браки.

В начале июля как раз в день этих святых на Руси было принято начинать первый покос. (Пробный покос делали на Аграфену Купальницу, то есть 5 июля).

Кроме того, это время, когда можно безбоязненно купаться, поскольку водяная нечисть уже крепко спит на дне водоемов (см. обряды и поверья на Ивана Купалу). А вот нечистая сила, которая бродит по земле, на Петра и Февронию, по поверью, набирала основную силу. Поэтому считалось, что 8 июля нужно соблюдать особую осторожность, отправляясь в леса и в поля.

Поверье связано с тем, что в это время все, что растет на земле, входит в полную силу. А поскольку история Петра и Февронии содержит эпизод борьбы с ядовитым змеем, на Руси верили, что именно 8 июля — день ведьм, оборотней, колдунов, домовых, лесовиков и прочей нечисти, гуляющей по земле, лесам и полям.

День Петра и Февронии — это самая макушка лета, с этого времени отсчитывалось еще сорок жарких дней.

День семьи, любви и верности: история праздника

Праздник День семьи, любви и верности появился в России в 2008 году. В марте 2008 года Совет Федерации одобрил учреждение нового государственного праздника, который первоначально назывался «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья», а потом получил нынешнее название. У праздника есть свой символ — ромашка.

Хотя День семьи имеет православные корни, он отмечается всеми конфессиями, а также людьми, равнодушными к религии. Это подтверждается тем, что 8 июля и ближайшие к этому дню выходные чрезвычайно популярны для организации свадебных торжеств.

Также в этот день лучшие российские семьи, в первую очередь многодетные, награждаются почетной медалью «За любовь и верность». Награждение как правило проводится в Кремле.

история Петра и Февронии – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

С 2008 года в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, ставший приятной альтернативой традиционному, но европейскому Дню святого Валентина. Дата 25 июня по старому стилю, а 8 июля по новому была выбрана не случайно — это день памяти Петра и Февронии, православных покровителей брака.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю

Информацию о героях праздника — Петре и Февронии — мы можем найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую создал в эпоху Ивана Грозного известный автор Ермолай-Еразм.

Долгое время в истории вопрос об авторе повести вызывал ожесточенные споры. В основном из-за описываемой в повести действительности и повседневности — советские историки выражали опасение, что автор никак не мог принадлежать к эпохе Грозного, а скорее творил в XV веке. Тем не менее, авторитетные источниковеды настаивают, что Повесть создавалась в середине XVI века, а автором был известный публицист, автор «Книге о Троице» и «Слова о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи» — Ермолай Еразм.

повесть о житие.png

Что нам известно об авторе?

Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.

По поручению Макария, того самого, венчавшего Ивана Грозного на царство, Ермолаем — Еразмом и была создана «Повесть о Петре и Февронии». Ее оригинальное название, кстати, намного длиннее. С полным текстом вы можете ознакомиться на сайте Института русской литературы РАН.

Для чего была написала Повесть?

История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.

Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».

Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но... но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.

Св._Петр_и_Феврония_Муромские_1.jpg
Св.Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипах

Хотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания связых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события).


В самом тексте Ермолая-Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеют в виду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком ведет речь публицист. По всей видимости князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.

Для тех, кто любит исторические детективы и поиск ошибок, у нас есть информация. День семьи, любви и верности отмечается 8 июля (25 июня). В «Книге глаголемой описание русских святых», которая на целый век старше самой Повести, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых. Но если мы заглянем в летопись, где содержатся сведения о Давиде Муромском, то дата будет отличаться. Во-первых, на год, во-вторых, месяцем смерти князя назван апрель.

Есть и второй вариант прототипа Петра (о крестьянке-Февронии сведений нет вообще). По мнению еще одно историка позапрошлого столетия с интересной фамилией Квашин-Самарин, святой князь Петр — это муромский князь Петр, предок в будущем очень известных бояр Овцыных и Володимировых. Хотя кто не захочет себе в предки святого? Тем не менее, источники предлагают нам факты для подтверждения этой теории: в двух муромских синодиках — тексты для поминовения — есть информация о жизни такого князя и его двух братьев. Правда сама запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и может быть копией уже с нее.

Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.

День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии

В самом деле, если внимательно прочитать Повесть, задумавшись над мотивами поступков ее героев, становится не совсем понятно, почему история отношений двух этих персонажей становится идеальным представлением о браке. Давайте еще раз обратимся к тексту.

Итак, муромский смелый князь Петр убивает мечом Змея, который под видом князя Павла — брата Петра — приходит к его жене. Ужасный дьявол, принимавший облик Павла, умирает, но его кровь попадает на Петра. В итоге князь тяжело заболевает — покрывается струпьями. Далее все идет по сказочному канону, который Ермолай Еразм не мог не использовать. На поиски целителя брошены все силы, но они не приносят никаких результатов. В итоге князю удается найти в глуши Февронию — дочь собирателя меда, незнатную, но мудрую девушку. С этого места начинаются отношения героев.

prolove5.jpg
«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»
Феврония не хочет вылечить князя «просто так», даже зная о том, что Петр убил самого Змея-дьявола. По логике сказок, известных нам с детства, герой должен пройти испытание, чтобы получить прекрасную жену, но он его уже прошел! Увы, Феврония объявляет княжескому слуге следующие требования: «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь Петр же не хочет брать себе в жены девушку «из леса», и он ее обманывает: принимает лечение, но обещание свое жениться на Февронии не исполняет.

Казалось бы, грустный, но вполне реальный конец. Только вот Феврония — будущая святая —оказывается хитрее: она обманывает Петра. Передавая снадобье слуге Петра, она говорит следующее: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!». Князь верит, уезжает, в ответ посылает дары, но из того злополучного струпа по телу вновь распространяется ужасная болезнь...

Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.

Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.

День семьи, любви и верности в России: история и традиции праздника

История любви святой супружеской пары описана в древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских". 
Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.
В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались каждый в своей келье в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *