Что такое часовня и чем она отличается от храма
Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!
Что такое часовня и чем она отличается от храма
Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.
Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.
Главная задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.
Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.
Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева
Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?
Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.
А причин, почему не построили храм, может быть несколько:
- понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
- понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
- для данного места храм будет слишком большим сооружением.
Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?
Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).
Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.
Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?
Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.
Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.
Вот в таких случаях строятся часовни.
Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва
Какие есть правила в часовне и для ее создателей?
Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).
- освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
- на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим — это очевидно. Хотя, сколько их должно быть — на это никаких правил нет — всё решают возможности.
В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.
Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле
Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года
Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.
Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.
Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.
Какие службы можно служить в часовне?
Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).
Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.
В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.
Самые маленькие часовни и часовенные столбы
Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:
Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!
Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!
Сколько часовен в Москве?
В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.
Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.
Самые известные московские часовни — это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и — часовня в честь Иверской Божией Матери — у ворот, ведущих на Красную площадь.
Часовня-памятник героям Плевны, метро Китай-Город, Москва
Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади
А вот, что было на этом месте в Советское время.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
Часовня — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь[1][2]. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах [2]. В старообрядчестве является молельней[3]. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла[4].
Часовни могут быть возведены в местах, где есть нужда в помещении для общественной и частной молитвы (например, на кладбище, на вокзале), на исторически и духовно важном месте, на местах захоронений (часовня-усыпальница), над святыми источниками и колодцами (надкладезная часовня). Над некоторыми значимыми святыми источниками строится часовня-купель. В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.
Название «часовня» происходит от слова «час», «часы». Часами называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. Час в древнерусском языке означало «время». Русское слово «часовня» перешло в некоторые другие языки; так, в финском языке наряду с «Kappeli» иногда используется слово «tsasouna» с тем же значением.
В Греции часовни именуются εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы, у католиков — сарае или capellae, на польском kaplice, и устраиваются в домах и на открытых местах, а также дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях в рыцарских замках и дворцах имелись капелланы[2].
Часовни сооружались на местах, где похоронены подвижники веры, а также на местах явления чудотворных икон и источников, и в других местах, где это уместно. Обычай строить часовни был закреплён в деяниях Трулльского собора и капитулярии Карла Великого[2].
Россия[править | править код]

В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, источников. Со временем и источники возле новых часовен освящались и могли становиться почитаемыми. Просветитель Перми святой Стефан Пермский поставил несколько часовен, которые существуют до сих пор. Нередко благодаря отшельникам вокруг построенных ими часовен возникали известные монастыри и церкви. Так, скромная часовенка, срубленная в чаще радонежских лесов преподобным Сергием Радонежским, послужила основой для знаменитой Троице-Сергиевой лавры [2].
Во время правления Петра I законодательно были ужесточены правила существования часовен, причиной чему послужили тайные богослужения, которые в них совершали старообрядцы. Так, императорские указы 1707 и 1722 годов без какого-либо ограничения требовали разобрать все часовни вне зависимости от того, старообрядческие они или нет. Однако исполнение указов осуществлялось не везде, поскольку в некоторых местах церкви были отдалены от поселений, и в этом случае часовни отчасти их заменяли. Отсюда стали поступать прошения в Святейший Правительствующий Синод, чтобы было разрешено не разбирать часовни. В 1727 году официально было разрешено восстановить прежние часовни и строить новые, но уже в 1734 году был подтверждён указ 1707 года, что влекло за собой запрет на постройку новых часовен, хотя и разрешалось не разбирать существующие. Тем не менее необходимость в месте богослужения приводила к тому, что люди строили часовни без разрешения, надеясь, что потом получится доказать, что они построены до принятия запретительных указов. Впоследствии, видимо, эта необходимость принималась властями во внимание и строители не подвергались преследованию, поскольку достаточно было, что в часовнях собирались православные, а в противном же случае здание разбиралось без каких-либо предварительных согласований. Также по большой просьбе жителей оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, Синод разрешал ставить на месте часовни столб с иконою, а просителям, желавшим построить часовню для сбора пожертвований на церковь, разрешал ставить на столе икону. В 1853 году Синод выпустил указ о том, чтобы настраивать прихожан к постройке церквей в тех местах, где они нужны, и допускать их постройку в самом простом виде, а также не препятствовать постройке часовен с той целью, чтобы в них православные причты в положенное время проводили славословия. В 1865 году Синод объявил Правительствующему сенату именной указ о том, что епархиальным архиереям предоставляется право самостоятельно разрешать постройку часовен в селениях и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать все дела о самовольных постройках или перестройках часовен
Чем часовня отличается от церкви? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Часовня и церковь — это сооружения, предназначенные для совершения богослужений и религиозных обрядов. В часовне, как и в церкви, располагаются иконы и подсвечники, поэтому эти строения могут быть очень похожими как снаружи, так и внутри. Между тем, между часовней и церковью имеются важные различия.
Часовня (от древнерусского «час» — «время», отсюда «часы» — краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях) — небольшая христианская постройка культового назначения.
Церковь (от греческого Κυριακη (οικια) — (дом) Господа) — это место сбора и совершения обряда у христиан.
Главное требование, которое разграничивает понятия церкви и часовни — это наличие алтаря (отгороженная иконостасом часть храма, предназначенная для священнослужителей) и престола (стол, находящийся в середине алтаря, используемый для совершения на нём таинства Евхаристии). В церкви алтарь и престол есть, а в часовне — нет. На престоле служат литургию, соответственно, в часовне она не совершается. В часовне совершают только общие молитвы и требы (священнодействия и молитвословия, которые проводятся священником по нужде отдельных лиц).

Существуют сооружения, которые называют храмы-часовни или часовни с алтарем — они имеют алтарь. На самом деле они являются церквями, но отличаются либо малой вместимостью, либо первоначальным использованием их в качестве часовни.

Что такое кафедральный собор? Читайте в справке>>
Также есть и другие особенности, которые отличают часовню от церкви:
• Размер. Обычно церковь больше часовни, но не всегда. Некоторые часовни не уступают церквям в величественности и роскоши убранства.
• Место строительства. Традиционно церкви строились на самых видных местах, правда, сейчас этому правилу не следуют строго. Часовни же могут находиться в очень укромных местах, например, на кладбищах, у святых источников, на местах явления чудотворных образов.
• Разрешение на строительство. На самом деле часовни могут располагаться в любом месте, даже на участке простого человека. Строить их может любой человек, не спрашивая благословения. В то же время церкви возводят только с благословения правящего архиерея.
• Штат священнослужителей. При церкви есть штат духовенства и настоятель, которые проводят регулярные службы. При часовне штат, как правило, отсутствует, и регулярных служб там нет.
• Ограда и ворота. Вокруг церкви обязательно имеется ограда с воротами и узкой калиткой. Верующие входят через нее на территорию храма, что является символом тесных врат, ведущих ко спасению. Для часовни ограда и ворота не обязательны, они не несут духовного значения.

Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?
Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.
01
Храм
Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.
02
Церковь
Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).
03
Собор
Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.
04
Часовня
Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.
05
Базилика
Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.
06
Баптистерий
Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.
Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
Понять различия церкви, храма, собора и часовни можно, вернувшись во времена зарождения христианства. Считается, что первое богослужение состоялось в рядовом доме, которое подготовил сам Иисус Христос. Это он задумал Тайную Вечерю, где шел разговор о вере и царстве на небесах. Там же прошла впервые Литургия – таинство с хлебом и вином (позже ассоциация с телом и кровью Христа). По окончанию все участники собрания с песнопениями взошли на Елеонскую гору. Христос завещал совершать такие действия, как память о нем. Подобный обряд дошел до наших дней,
После смерти Христа, апостолы выбрали по карте мира места, куда направились проповедовать учение наставника, Им удалось обратить в христианство целые страны.
Первоначально христиане посещали иудейские храмы, но Евхаристию (освящение хлеба и вина для соединения с Богом, причастие для спасения души) проводили в иных помещениях. Сначала это были обычные квартиры, но после начавшегося гонения христиан, церковные общины спустились в катакомбы.
Архитектура храма катакомб до сих пор считается классическим образом православной церкви, поделенной на три помещения: алтарь, центральное большое помещение для молящихся, и третий небольшой зал для людей, пришедших познакомиться с христианской службой или для трапезы. Если храм залегал неглубоко, то в центре вырывался колодец, через который в залы проникал свет. Именно такой храм первые христиане называли церковью.
Когда гонения на христиан закончились, предстала эпоха сооружения наземных храмов. Архитектура их была разнообразной. Здания в виде креста подчеркивали преклонение перед основателем церкви Христом. Круглые сооружения предрекали вечность Церкви. Восьмиугольная форма дома указывала, словно Вифлеемская звезда, на дорогу спасения.
Во всех постройках обязательно выделялась алтарная часть. Композиция завершалась куполом с возносящимся крестом.
От первых христиан дошли два представления: церковь и храм, Однако сегодня они трактуются по-другому, так же, как разделяются по своему назначению все храмовые постройки.
Церковь
Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь – община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.

Церковь
Храм
Храм (от русских слов Хоромы и Храмина)– здание предназначается для богослужений и проведения обрядов. По назначению они делятся на приходские, соборные, домовые и кладбищенские. Все храмы должны иметь минимум три купола, каждый из которых имеет свой смысл. Центральный купол означает единство Бога, второй купол говорит о единстве божественной и человеческой природы Христа, три купола вместе напоминают о Святой Троице.
Храмы могут достраиваться. Новая часть называется пределом, наделяется куполом и может иметь имя, отличное от основного названия храма. Размещается здание на самых высоких местах, в знаковых для прихожан точках. Единственный алтарь храма ориентирован на восток, в сторону восхода солнца. С увеличением площади здания могут появиться еще алтари.
Вокруг храма обязательно строится ограда с воротами (въезд машин) и калиткой (вход прихожан). Постройка храма начинается с благословение.

Храм
Собор
Происхождение слова собор берет от русского слово собрание. Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря. В крупных городах и религиозных центрах соборов может быть много. Например, в Сергиевой Лавре – Троицкий и Успенский соборы. Санкт-Петербург славится тремя центральными соборами (Смольный, Казанский, Исаакиевский) и несколькими соборами в черте городских монастырей. В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский.
В кафедральном соборе обязательно есть ложа для патриарха, вторая ложа в русских церквях – царское место. Если здание небольшого размера, то место для высших чинов делают выносным. Главный кафедральный собор России – храм Христа Спасителя.
В соборах обязательно присутствует несколько алтарей. В них ежедневно проводят службы минимум три местных священника или священники других церквей. Полный состав служителей собора насчитывает 12 священников и одного настоятеля (по аналогии — Христос и 12 апостолов). Богослужения могут проводить высшее духовенство: патриарх, архиепископ, архиерей, при этом их сопровождают различные чины епархии. Существует строгое распределение проведения служб. Два священника не могут служить две Литургии в один день. Если у церкви есть несколько приделов, то Литургия может проходить в каждом приделе, но проводят богослужение разные священники.
Главным отличием собора от других храмов то, что в нем обязательно хранятся мощи святых. Собор имеет особый статус, благословение на строительство именно собора, он не пересматривается, т.е. появиться на этом месте другой храм вместо собора не может.

Собор
Часовня
Часовня – небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву. Иногда могут проходить совместные службы. Следят за часовней послушники ближайших монастырей или местные жители. Часовню можно встретить у святых источников, на перекрестке дорог. Для их строительства не выбирают парадных мест и редко обносят забором.

Часовня
Главные отличия
Все церковные сооружения служат одному – разговору с Богом. Что выберет человек для тайной беседы храм, собор или часовню – роли не играет. Его молитвы услышат в Царстве Небесном. Однако бывают моменты, когда из разнообразия надо выбрать одно. Поэтому еще раз подчеркнем их отличие.
- Церковь – здание, где собираются люди, связанные одними религиозными традициями (единоверцы).
- Храм – любое сооружение, где проходит богослужение.
- Собор – главный храм города и монастыря, где обязательно хранятся мощи святых.
- Часовня – для частных или совместных молебен.
- На строительство и выбор места церкви, храма и собора надо получить благословение (статус), часовне статус не нужен, она строиться по велению сердца в любой местности.
- Ежедневная Литургия проводится только в соборе. В храмах более свободное расписание проведения обрядов, В часовне его совсем нет.
- Высшее духовенство проводит службу лишь в соборе.
- В соборе – всегда несколько алтарей, в храме алтарь может быть один.
- Вокруг церкви, храма, собора есть ограда, часовню, чаще всего, не ограждают
- При церкви, храме, соборе закреплен штат духовенства, за часовней нет.
Теперь в различных жизненных ситуациях найдется место, где можно прикоснуться к высокому общению с Богом, получить умиротворение, защиту, благословение.
Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Схема храма
Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб – основной объем храма.
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.
Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.
Схема алтаря
Алта́рь
Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.
Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.
В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.
Престол
Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.
Престол
Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:
Катаса́рка (греч. припло́тие) – особо освященная белая нижняя одежда, это слово в переводе на славянский означает срачи́ца (нижняя рубашка). Ей покрывается весь Престол до основания, что символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при положении Его во Гроб.
Ве́рвие – веревка длиной около 40 метров, которой во время освящения храма опоясывается Престол. В зависимости от того, кто освящает храм, форма опоясывания Престола разная: если епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; если же храм освящается по благословению епископа священником – вервие образует как бы пояс в верхней части Престола. Символизирует вервие путы, которыми был связан Спаситель, и Божественную силу, которая держит собой всю вселенную.
Инди́тия (букв, перевод с греч. верхняя, нарядная одежда) – символизирует собой одеяние царственной Славы Христа Спасителя как Сына Божия, которая была присуща ему еще до Творения мира. Эта Небесная Слава не была очевидна окружающим Воплотившегося Бога людям. Лишь Преображение Христа на горе Фавор приоткрывает ближайшим Его ученикам суть этой царственной Славы.
Первоначально Престол покрывается и срачицей, и индитией во время освящения храма. Причем архиерей, освящающий храм, до покрытия престола индитией облачен в белую одежду (срачицу), символизирующую погребальную Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при Его захоронении. Когда же Престол покрывают индитией, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске архиерейских облачений, изображающих одежды Небесного Царя.
При освящении Престола в алтаре имеют право присутствовать одни священнослужители. Тогда же из алтаря удаляются и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Факт удаления того, что подвержено движению и изменению подчеркивает, что неподвижно утверждаемый Престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого всё получает свое бытие. Поэтому после того, как освящен неподвижный Престол, все удаленные священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.
Если храм освящается архиереем, то под Престол на специальный столбе́ц укрепляется ящичек с мощами святых мучеников, которые переносятся из другого храма с особой торжественностью. Этот перенос совершается в знак преемственной передачи благодати Божией от существовавшего прежде ко вновь открываемому храму. Престол перед покрытием его срачицей и индитией в местах соединения столпо́в (ножек) с верхней доской, называемой трапезой, заливается воскомасти́хом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана.
Деревянные Престолы иногда имеют боковые стенки, украшенные окладами с изображением священных событий и надписями. В таком случае сами оклады как бы заменяют собой срачицу и индитию. Но при всех видах устройства Престол сохраняет четырехугольную форму и свои символические значения.
Святость Престола такова, что прикасаться к нему и к предметам, на нем находящимся, разрешается только епископам, священникам и диаконам. Пространство от Царских врат алтаря до Престола священнослужителям позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости. В те моменты богослужения, когда такой необходимости нет, Престол обходят с восточной стороны, мимо Горнего места. Престол для храма – то же, что Церковь для мира. Он символизирует собой в разные моменты службы и Христа Спасителя, и Гроб Господень, и Престол Святой Троицы. Такая многозначность священных предметов в алтаре определяется множественностью событий Библейской истории, в которой проявление Божия вездесущия естественно и постоянно.
На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антими́нс, Ева́нгелие, один или несколько напресто́льных крестов, дарохрани́тельннца и пелена́, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются.
Антими́нс (греч. анти» – вместо и «миссион« – стол, то есть вместопрестолье) представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа.
Антиминс
В антиминс завернута губка для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе.
Используется она также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Если во время Божественной литургии начнется пожар или иное стихийное бедствие не позволит закончить службу в храме, священник согласно Уставу должен вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в удобном месте и обязательно докончить на нем священнодействие. Это указание Устава, а также освящение антиминса одновременно с Престолом уравнивает их значение.
Необходимость дублирования Престола антиминсом возникла в годы жестоких гонений, когда священники, переходившие с места на место, тайно совершали Евхаристию в домах, служивших первым христианам храмами. Когда христианство в Римской империи стало государственной религией, Церковь не стала отказываться от сложившейся практики. Еще одной причиной для этого дублирования стало наличие в епархиях отдаленных храмов, которые епископ по тем или иным причинам не мог освятить лично. А поскольку по канонам сделать это мог только он, то выходили из ситуации следующим образом: епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в храм, а освящение здания производилось местным священником малым чином. Кроме того, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые в военных походах совершали для них Таинство Евхаристии на антиминсе.
Антиминс по ходу Литургии разворачивается только в строго определенные моменты, в остальное же время находится в свернутом состоянии в особом плате, который называется илито́ном.
Илито́н (греч. обертка, повязка) – шелковый или льняной плат без изображений и надписей, в который завернут антиминс во все время, кроме Литургии верных, когда он открывается для совершения Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Илитон является образом той головной погребальной повязки (сударя́), которую увидели апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (см.: Ин. 20; 7).
Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшалось золотыми или серебряными с позолотой накладками или такими же окла́дами. На накладках и окладах с лицевой стороны по углам изображались четыре евангелиста, а в середине изображалось или Распятие Христово с предстоящими (т. е. со стоящими у Креста), или образ Христа Вседержителя на троне. В XVIII-XIX веках на окладах напрестольных Евангелий стали изображать образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелий изображаются или Распятие, или Крест, или Пресвятая Троица, или Божия Матерь.
Напрестольное Евангелие
Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие. По вере Церкви в образе таинственно присутствует то самое, что он изображает. Образ Креста так глубок, что все, содержащееся в словах Евангелия, особенным образом присутствует и в нем. При совершении всех Таинств церковных и многих обрядов рядом на аналое или столе обязательно должны быть Евангелие и Крест с Распятием.
Напрестольный крест
На Престоле обычно кладется несколько Евангелией и Крестов. Кроме тех, что используются по ходу богослужения, на Престоле как на особо святом месте находятся малые, или требные Евангелия и Кресты. Их употребляют при совершении Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, то есть по мере необходимости, они уносятся с Престола и вновь кладутся на него.
Дарохранительница
Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохрани́тельница, предназначенная для хранения Святых Даров.
Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.
Дароно́сица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся:
1. Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой.
2. Ковшик (маленькая чаша).
3. Лжи́ца (серебряная ложка, используемая для Причащения).
4. Иногда в дароносице есть сосуд для вина.
Дароносица
Дароно́сицы служат для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура.
Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. Только в том случае, если в храме несколько приделов, дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно на одном из боковых Престолов. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.
Сосуд для Святого Мира
Кроме того, на Престоле под Крестом должен обязательно находиться плат для отирания губ священника и края Потира после Причастия. В некоторых больших храмах сохранилась так называемая сень, или киво́рий. Символически она означает небо, раскинувшееся над землей, на которой совершился Искупительный Подвиг Христа Спасителя. Престол представляет собой земную область бытия, а киво́рий – область бытия небесного. Внутри сени из ее центра к Престолу как бы опускается фигурка голубя, являющаяся символом Святого Духа. В древности иногда в эту фигурку клались для хранения запасные (то есть специально заготавливаемые для причащения больных и для других случаев) Дары. Сень обычно укреплялась на четырех столпах реже – подвешивалась к потолку алтаря. Поскольку в кивориям устраивались завесы, закрывающие Престол со всех сторон, то функционально они были близки к современной пелене – покрову, которым накрываются все священные предметы на Престоле по окончании богослужений. В древности в тех храмах, в которых не было сени, эта пелена ее как бы заменяла. Покров знаменует собою покрывало тайны, которая большую часть времени скрывает от глаз непосвященных действия и тайны Божьей Премудрости.
Сень (киворий) над Престолом
Иногда Престол окружен со всех сторон ступенями (от одной до трех), символизирующих его духовную высоту.
Же́ртвенник
В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.
Жертвенник
В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.
Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.
Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.
Го́рнее место
Го́рнее ( слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие «.
Горнее место
Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам (это бывает, в частности, при чтении Апостол
Что такое часовня: описание, назначение, фото
Часовня — то место, куда иногда мы заходим, чтобы поставить свечи, подать записочки и приложиться к иконам. Здесь тепло, спокойно, пахнет по-особенному. И не хочется выходить обратно в мир, но деваться некуда — приходится.
В статье мы поговорим о том, что такое часовня.
Аз есмь
Мы настолько привыкаем к окружающей нас среде, что воспринимаем ее на автомате. Вот здесь стоит толстенный дуб. Стоит столько, сколько себя помним. А вот тут сосед машину постоянно паркует. Стоит выйти из двора и отправиться на пешую прогулку, мы пройдем мимо старенькой часовни. Она уже лет 20 тут стоит. Иногда забегаем в нее, чтобы свечки поставить и отдохнуть душевно.
А между тем, часто ли мы задумываемся, каково ее предназначение, что такое часовня? В представлении большинства людей это маленький храм, где продают церковную утварь. Данное представление ошибочно. Внешне практически невозможно отличить часовню от храма. Но это только внешние различия.
Когда человек входит в храм, что он видит? Кто ответит на этот вопрос? Иконы, свечную лавку, убранство храма. А еще что? Прямо напротив дверей, как правило, что находится? Правильно, алтарь. Если же мы войдем в часовню, то не увидим там Царских Врат и алтаря.
Это основное различие между храмом и часовней. Отсутствие алтаря значит отсутствие Престола. На Престоле совершается Евхаристия.

Зачем часовня нужна
Что такое часовня? Определение гласит, что это сооружение, похожее на храм, в котором нет служб. Стоп. Если нельзя служить литургию, то зачем нужно такое сооружение? И почему оно так странно называется?
Название пошло, скорее всего, от слова «часы». Кто знаком с церковными службами, знает, что перед ее началом обязательно читаются часы. И делать это может любой мирянин.
А на вопрос, зачем нужна часовня, можно ответить, что в ней читаются акафисты, часы, происходит освящение воды, если часовенка расположена на источнике, отпевают усопших. В общем, здесь может совершаться любая служба, кроме Литургии.

Часовня кладбищенская
Что такое часовня на кладбище, зачем она там нужна? Как мы уже сказали выше, в ней может проводиться отпевание покойника. В кладбищенских часовнях этим и занимаются. Для отпевания Престол не нужен, совершает этот чин священник.
Также в кладбищенской часовне можно поставить свечи за упокой души, подать необходимые поминовения (записку, сорокоуст, панихиду, литию).

Какие часовни бывают
Что такое часовня и для чего она нужна, мы выяснили. Кроме кладбищенских часовен бывают следующие:
- Памятники.
- Часовни-столбы.
- Стоящие на месте храмов.
Давайте поговорим о каждом виде более подробно.
Что такое часовня-памятник? Она может быть возведена конкретным человеком в честь какой-то памятной для него даты. А может быть памятником в честь исторического события. Это благодарность Богу за его Милость.
Например, в прежние времена люди старались быть благодарными Богу за все события в своей жизни. И так появлялись часовни в честь побед над врагами, в честь рождения детей. Иоанна Грозный построил часовенку у Переславля-Залесского. На том месте, где родился его сын — Федор Иоаннович.
При въезде во многие поселения можно видеть небольшие сооружения. Они совсем маленькие, туда не войти. Площадь 50*50 сантиметров при высоте 2-3 метра. Это часовни-столбы, их ставят при освящении поселения.

А те часовенки, что построены на месте прежних храмов, возводят в том случае, когда нет возможности вновь отстроить церковь.
Еще один вид часовни
Она называется реликварием. Сталкивались с моментом, когда заходишь в храм, например к мощам, а место их нахождения выглядит как отдельное сооружение? Тут-то и начинаешь ломать голову, что такое часовня в церкви? Ничего необычного. Это нормальная практика. В такой «внутренней» часовенке находятся церковные реликвии или мощи.
Кто может построить сооружение
Что такое часовня, мы выяснили. А кто может построить ее и что надо для этого?
Любой мирянин (человек, который живет в миру) может воздвигнуть часовенку. Для этого нужно взять благословение у архиерея. И неважно, строится «маленький храм» для общего посещения верующими или для себя лично. Да, и такое существует: строительство домашних часовен, где молятся только члены данной семьи.

В чем же разница между часовней и храмом
Мы теперь знаем, что такое часовня. Давайте еще раз поговорим о том, чем она отличается от храма. Выделим основные отличия в список:
- Самое первое — отсутствие алтаря и Престола в часовне.
- Следовательно, второй момент: в ней нельзя совершать Божественную Литургию, ибо для этого нужен Престол.
- Чтобы возвести храм, нужно благословения архиерея. Он сам закладывает камень и проводит службу на месте, где должна быть построена церковь.
- Для строительства часовни необходимо лишь благословение архиерея. Дальше желающий возвести ее все делает самостоятельно. Можно даже во дворе собственного дома часовню построить, было бы желание и возможность.

Что можно заказать в часовне
Странный вопрос, скажет кто-то. Всем известно, что можно свечки поставить, записки подать, к иконам приложиться. А вы знаете, что в часовне еще можно:
- Заказать молебен. Как правило, большая часть часовен приписаны к храмам. И молебен отслужат непосредственно в храме.
- Заказать панихиду, сорокоуст, литию. Либо отслужат в храме, к которому приписана часовня, либо заказать можно в кладбищенской.
- Подать сорокоуст о здравии.
- Подать записку о новопреставленных и приснопоминаемых родных. Расшифруем, что новопреставленным считается умерший человек до того, как пройдет сорок дней с даты смерти. После сорокового дня его уже поминают как просто усопшего. Приснопоминаемый — этот человек, у которого день памяти, день рождения или день именин. Например, если родственник умер 1 февраля, каждый год в этот день его поминают с приставкой «присно». Если у покойника, умершего первого февраля, день рождения 24 мая, то в этот день он тоже будет приснопоминаемым. День именин — это дата памяти святого, в честь которого был крещен усопший. Например, покойницу звали Верой. Значит, у нее день именин 30 сентября, и ее необходимо помянуть с приставкой «присно».
Как заходить в сооружение
Еще более странный вопрос. Понятное дело, что с покрытой головой, если речь идет о женщине. Да, и есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать при посещении часовни:
- Женщинам желательно заходить внутрь, будучи в юбке. Не забываем, что это маленький храм. А в храм нельзя ходить в брюках.
- Если хотите приложиться к иконам, проследите, чтобы на губах не было помады или блеска.
- Во время «нечистоты» (критические дни) нельзя ставить свечи и прикладываться к иконам. Записку в это день подать можно, равно как и другие требы.
- Мужчины входят в часовню без шапки.
- Представители сильного пола должны быть в брюках. Недопустимы шорты.
- В состоянии алкогольного опьянения посещать часовню строго запрещено.
- Вести себя нужно должным образом. Нельзя шуметь, громко разговаривать, смеяться, употреблять бранные слова. Да-да, и до такого доходит у нынешних православных. Сегодня встречаются случаи, когда посетители храмов и часовень выражаются неприличными словами. Возникает вопрос о том, какой толк от посещения Святого места, если человек не почитает Бога.

Резюмируем
- Мы выяснили, что есть часовня (на фото). Выделим основные аспекты статьи:
- Отличие часовни от храма в том, что в ней не служат Божественную Литургию. Отсутствует Престол и алтарь.
- Часовни бывают разные. В кладбищенских отпевают усопших, есть часовни-памятники, есть «столбы».
- Построить «маленький храм» может любой желающий.
- В часовнях принимают записки о здравии и упокоении, а также иные требы.
- Здесь можно приложиться к иконам, поставить свечи и помолиться.
- Часовенка — это маленький храм. Поэтому входить в нее нужно благоговейно, соблюдая правила посещения храма.
Заключение
Теперь читатели знают, что такое часовня, для чего она нужна, какие требы там можно заказать. А главное — как вести себя в данном сооружении.
В последнее время немало сооружений можно встретить в различных городах и селах. Проходя мимо привычной часовенки, остановитесь на секунду и перекреститесь. А при возможности — загляните внутрь. Лишним не будет.